ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С зарождением такого явления плотно связывают два имени – Фредерик Тейлор и Анри Файоль. Первый – гражданин Соединенных Штатов, второй – Франции. Ученые-экономисты разработали самые базовые концепции в условиях общей отрасли управления бизнесом. Это был лишь небольшой раздел, включающий в себя фундаментальное понятие о внедрении оптимизации в любое предприятия. Лишь только при взаимосвязанности всех этапов деятельности можно достигнуть положительной динамики.

Операционные решения в менеджменте

Изначально в условиях базовой концепции смысл процедур заключался исключительно в оптимизации какого-то одного явления во внутреннем бизнесе. Например, увеличение эффективности производственного процесса. Но в будущем функции расширились, как уже уточнялось. И в итоге главным аспектом стало непрерывное совершенствование. Казалось бы, раз система на производстве и так работает, зачем производить какой-то реинжиниринг, зачем что-то изобретать? Но фактически, если не отчислять определенный процент прибыли с оборота в прямой капитал для постоянного улучшения технических параметров производства, то с течением времени происходит стагнация.

Это коснулось не только техники, но и всех остальных аспектов. Система потребления ресурсов, доставки, распределения, коммуникации различных сотрудников, принятия и оприходования товара и так далее. Все моменты можно сделать чуть лучше, быстрее или дешевле. В итоге такая динамика постоянного прогрессирования способна выводить предприятие вперед во время конкурентной борьбы. Ведь операция в менеджменте – это абсолютно любая процедура, которая так или иначе влияет на конечную маржу. Для уточнения ситуации: даже если на производственной открытой площадке слишком скользко после дождя – это потенциально может стать причиной снижения прибыли. Допустим, каждый десятый сотрудник поскальзывается, а сотый — получает травму, что на день выводит его из рабочего процесса. А раз в год на площадке из-за этого переворачивается тележка с продукцией, которая призвана перевозить товар от объекта на склад. Разумеется, с виду это обычные издержки, зачем в принципе их анализировать? Но если есть закономерность, то легко понять, какие убытки она несет. Допустим, это $2000 в год. Сколько будет стоить посыпание площадки песком в неблагоприятный сезон? Опять же, условно – $1000. В итоге, оптимизировав этот момент, мы выиграем $1000 чистой прибыли.

Собственно, главный аспект заключается в том, что помимо непосредственно экономических явлений, на конечный результат влияют и социальные факторы, то есть горизонтальные и вертикальные отношения между сотрудниками и руководством, создание нормальных условий труда не только с физиологической точки зрения, но также и с психологической. Проблемы операционного менеджмента лишь в том, что за массой рекомендаций чисто экономического характера, управленцы часто пропускают этот социальный отрезок.

Общие же принципы выглядят так:

  • Наличие цели для любого вида управления.
  • Индивидуальная среда для социализации. То есть, собственная методика работы с сотрудниками и командами разных типов.
  • Иерархическое управление в строгой последовательности. Все шаги должны следовать четко один за другим без пропуска или смены позиций.
  • Заинтересованность всех кадров в достижение результата. Если продавец на точке продаж лично не получает никаких дивидендов от успешной сделки, логично, что он и не будет стараться ее заключить.
  • Обеспечение принципа соревновательности на всех этапах бизнеса. Как известно, человек всегда выполняет свою работу лучше, если он с кем-то соревнуется, старается победить, а не просто «поставить галочку». Но победа всегда должна подразумевать какое-то поощрение. И необязательно материального характера.

Право оперативного управления

Распоряжение тем или имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но также и регулируется законодательными актами. Право оперативного управления предоставляется либо непосредственному собственнику объектов, либо же организации, которой он делегировал определенные обязанности. Можно сказать, что предприятие обладает весьма ограниченными полномочиями, ведь фактический владелец может в любое время поступить с имуществом по своему усмотрению.

Говоря о материальных объектах, которые находятся в ведении муниципальных структур, или же были переданы им в собственность, следует заметить, что процесс оперативного управления в данном случае регулируется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. При этом ценности, переданные в ведение государственного или любого другого объекта, должны быть немедленно зарегистрированы в налоговом реестре.

Управление финансами как задача повышения конкурентоспособности

Чтобы реализовать стратегическое и оперативное управление финансами организации для начала надо понять, зачем, собственно, это нужно? Практически все управленческие процессы, включая рассматриваемый нами, относятся к одной или нескольким ключевым целям ведения бизнеса компании на рынке. Если вспомнить, что основная цель управления финансами – это повышение конкурентоспособности фирмы*, то стратегическое и оперативное управление финансами (финансовыми потоками, если быть точнее) позволяет компании решать несколько важных для себя задач, что без такой системы не представляется возможным.

*Можно по-разному трактовать выгоды бизнеса от наличия этого параметра, но пока опустим детальный разбор этого понятия и рассмотрим его в общепринятом смысле.

Давайте рассмотрим основные выгоды наличия у компании качественной системы управления ресурсами, а точнее говоря, ее собственными финансами:

  • Стабилизация и органическое повышение рыночной стоимости компании благодаря сбалансированности своей финансовой политики и контролю ресурсов;
  • Максимизация прибыли компании за счет повышения маржинальности, контроля расходов и возможности грамотно распределять ресурсы;
  • Снижение долговой нагрузки как следствие продуктивных стратегических финансовых процессов;
  • Укрепление компании как участника рынка за счет своей денежной политики и формирование стабильного прогноза бизнеса в целом благодаря четкому пониманию своей ниши в указанном сегменте бизнеса;
  • Минимизация или полное исключение заемных средств (по возможности), а также снижение до адекватного минимума риска банкротства. Следствием станет рост интереса инвесторов к стабильному бизнес активу, что приведет в свою очередь к получению компанией возможностей для максимально быстрого роста;
  • Крепкий устойчивый бизнес-процесс, который минимизирует своей структурированностью и продуманностью возможные риски деятельности фирмы в целом.
  • Важнейший пункт: за счет грамотной финансовой политики происходит формирование устойчивой системы финансового интереса работников и менеджмента фирмы, что служит основой для выстраивания длительных и продуктивных трудовых отношений с ключевыми персонами. Итогом этого станет постоянное обеспечение фирмы и ее бизнеса квалифицированной экспертной поддержкой.
Читайте также:  КАУ «МФЦ Алтайского края»

Влияние на управление финансами организации

На финансы организации оказывают одновременное влияние две силы – внешняя и внутренняя. С одной стороны – внешнее окружение, которое подробно рассматривалось выше, а с другой – внутренние участники процесса, их действия и, что главное, заинтересованность. Стоит отметить, что мотивация в вопросе качественного управления финансовыми ресурсами играет важную, если не сказать важнейшую роль, но сейчас более подробно рассмотрим другие факторы влияния:

  • Непредвиденные внешние факторы, на которые никак нельзя было повлиять, и которые нельзя было предвидеть. Для нашей страны наиболее актуальным будет группа государственных факторов: изменение финансовой политики, стоимость нацвалюты, налоги, акцизы, лицензии и пр. Эта группа факторов влияет не только на отдельно взятые предприятия или отрасли, но способно изменять экономическую систему в целом.
  • Чрезвычайные обстоятельства внешнего или внутреннего характера, которые сильно влияют на технологический процесс, скорость или другие аспекты бизнеса. Обстоятельства могут быть как техногенного, так и природного характера, с критическим влиянием на финансовую систему и экономическое состояние компании или слабо выраженным. В любом случае, свою лепту в управление финансами они могут внести.
  • Технологические прорывы и научные открытия, которые существенным образом возвышают компанию (в случае если их сделала компания) или отбрасывают бизнес назад (в случае, если такое внешнее открытие негативно влияет на бизнес компании и не существует никаких запланированных резервов, чтобы нивелировать такое влияние).
  • Внутренние факторы влияния на экономику предприятия, возникающие благодаря самой организации. К таким факторам можно отнести разные негативные/позитивные действия персонала, влияние фирмы на своих контрагентов и партнеров, взаимодействие с политикой или государственными органами.

Частное учреждение полностью лишено правомочия распоряжения имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Иной правовой режим имеют доходы, полученные частным учреждением от разрешенной учредительными документами хозяйственной деятельности — приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение частного учреждения. Однако это не означает возникновение отдельного вещного права на указанные доходы: они учитываются отдельно, но также являются объектами права оперативного управления частного учреждения.

Автономное учреждение вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, однако, насколько свободно учреждение в осуществлении данного правомочия, зависит от вида (категории) имущества. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом от 3 ноября 2006 г. «Об автономных учреждениях».

Автономное учреждение также свободно в осуществлении правомочия распоряжения доходами от приносящей доход деятельности, если эта деятельность осуществляется в соответствии с уставом и не противоречит целям, для достижения которых создано учреждение. При этом возможность самостоятельного распоряжения распространяется как на любое движимое, так и на недвижимое имущество, приобретенное за счет указанных выше доходов.

Бюджетное учреждение имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Так же как и в случае с автономным учреждением, условия распоряжения зависят от вида (категории) имущества. Без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Отличие от автономного учреждения в отношении правомочия распоряжения имуществом в том, что автономное учреждение не может распорядиться только недвижимым имуществом, переданным собственником или приобретенным за счет средств собственника, а бюджетное не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, независимо от источника приобретения — средства учредителя или собственные средства.

Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Для признания движимого имущества особо ценным не требуется, чтобы уставная деятельность при отсутствии указанного имущества была абсолютно невозможной, достаточно наличия оснований предполагать, что она будет существенно затруднена. Недостаток данного критерия — в его оценочном характере, поскольку потребность учреждения в определенном имуществе не всегда очевидна. Однако вероятность возникновения споров минимальна, поскольку решение об отнесении движимого имущества к особо ценному принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным либо бюджетным учреждением или о выделении средств на приобретение такого имущества.

Установление порядка отнесения движимого имущества к особо ценному возложено на Правительство РФ. Он установлен Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества». Например, для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер стоимости особо ценного движимого имущества устанавливается федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Еще один критерий отнесения движимого имущества к особо ценному — специальный порядок отчуждения, установленный законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Непосредственно законом к данной категории отнесены музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ.

Поскольку суть ограничений на распоряжение имуществом автономного либо бюджетного учреждения — в сохранении возможности осуществления уставной деятельности, не может быть отнесено к особо ценному имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности автономного (бюджетного) учреждения. Кроме того, режим особо ценного имущества не может быть распространен на имущество, приобретенное за счет собственных доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.

Казенные учреждения имеют наименьший объем правомочий. Они не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Все операции такое учреждение осуществляет через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами, однако доходы, полученные от указанной деятельности, должны направляться в соответствующий бюджет (п. 4 ст. 298 ГК РФ, ст. 161 БК).

Читайте также:  Публикации по арбитражной практике Мугина А.С.

Организация работы по оперативному управлению производством зависит от размеров и производственной структуры предприятия, от типа организации производства и характера технологического процесса.

Вопросами оперативного управления производством на небольшой фирме, не имеющей производственных подразделений, занимается инженер по оперативному руководству производством.

При более крупных масштабах производства, на предприятиях со многими производственными подразделениями, каждое из них обычно имеет своего руководителя по оперативному управлению производством. [6, с.117]

В крупной фирме или в производственном отделении создается отдел оперативного управления производством, включающий следующие группы или секторы:

— сводного календарного планирования;

— централизованного контроля;

— оформления заказов;

— диспетчеризации;

— транспортировки;

— незавершенного производства;

— отгрузки. [5, с.164]

В функции отдела оперативного управления производством входит:

— получение производственных заданий;

— планирование производства;

— размножение копий заказов и календарных планов и их рассылка;

— диспетчеризация;

— ведение контрольной картотеки;

— оперативный контроль;

— ведение учета загрузки рабочих мест;

— отгрузка продукции;

— оперативная отчетность.

Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать вывод, что основная цель в управлении производством состоит в том, чтобы добиться рационального функционирования производственных подразделений за счет руководства «сверху» путем создания адаптивных информационных систем, сложного набора оптимизационных моделей и количественных методов, способных быстро обнаружить и предложить вариант ликвидации любого незапланированного отклонения на любом этапе производственно-сбытового цикла. [11, с.173]

Одной из главных функций оперативного управления является планирование. Оперативное планирование конкретизирует и обеспечивает выполнение заданий, установленных текущим планом. При этом уточняются объем и номенклатура продукции, подлежащей изготовлению в заданный период. Оперативное управление производством характеризуется принятием управленческим персоналом решений в реально складывающейся или сложившейся производственной ситуации.

В этих условиях разработанные плановые здания или решения руководителей производственных подразделений должны обеспечить строгий и четкий во времени порядок выполнения запланированных работ. Этому соответствует разработка оперативно-календарных планов (графиков запуска-выпуска деталей) и сменно-суточных заданий на уровне цехов, участков (бригад) и рабочих мест. [18, с.89]

В настоящее время процедуры оперативного управления все больше переплетаются с технологией и регулированием (диспетчеризацией) производства. Повседневно выполняемые управленческим персоналом функции по оперативному учету, контролю и анализу хода производства являются основой для выработки вариантов регулирующих воздействий на ход производства.

Единичное производство. Универсальное оборудование и инструмент. Основные рабочие — универсалы высокой квалификации. Технологическая специализация производства. Широкая и разнообразная номенклатура выпускаемых изделий. Планирование и управление «на заказ» (отдельное изделие либо незначительное их количество).

Сложность выпускаемых машин и одновременное изготовление деталей и сборочных единиц для машин различных наименований обусловливает большое разнообразие и частую смену объектов производства в программе любого цеха и участка даже в течение наиболее короткого планового периода — дня, смены. [5, с.145]

Календарно-плановые расчеты в единичном производстве содержат:

— расчет длительности производственного цикла изготовления изделий (выполнения заказов) и построение цикловых графиков согласно отдельным заказам;

— определение календарных опережений в работе цехов;

— составление сводного календарного графика выполнения заказов, принятых к производству, и последующее уточнение календарных опережений цехов;

— проверочные расчеты загрузки производственных площадей и оборудования (объемно-календарные расчеты) и корректировка сводного графика с целью выравнивания загрузки по отдельным плановым периодам.

Серийное производство. Переналаживаемое, высокопроизводительное оборудование. Высококвалифицированные работники операционщики широкого профиля. Технологическая специализация производства. Широкая, но типовая номенклатура выпускаемой продукции. Главная единица планирования и управления — партия. Высококвалифицированные вспомогательные рабочие — наладчики, осуществляющие переналадку технологий на новый типоразмер выпускаемых изделий. [6, с.124]

В серийном производстве проверяются номенклатура, количество и сроки выпуска сборочных единиц, ведущих деталей, состояние складских заделов заготовок, деталей, степень комплектной обеспеченности сборочных работ.

Контроль выполнения плановых заданий в зависимости от типа производства осуществляется посменно, по календарным планам-графикам выпуска деталей, по заказу в целом.

Равномерная загрузка рабочих мест и бесперебойный выпуск продукции в серийном производстве достигаются не только согласованием сроков запуска-выпуска партий отдельных деталей, но и созданием заделов в потребных размерах, согласованных со сроками запуска-выпуска. [8, с.65]

В серийном производстве применяется 2 типа поточных линий. Переменно-поточные и групповые поточные. В соответствии данным различают несколько вариантов построения календарных графиков работы производственных участков, которые используются на рассматриваемом предприятии:

— планы-графики работы переменно-поточных линий, которые регламентируют периодичность запуска деталей в обработку и сроки переналадки линии в соответствии с поступлением новой партии деталей;

— пооперационный стандартный план-график участков, обрабатывающих детали партиями для непрерывной сборки изделий при небольшом количестве деталей операций, выполняемых на одном рабочем месте;

— календарный план-график сроков подачи деталей на сборку и запуск на первую операцию для серийного производства без строгой периодичности выпуска.

Общими условиями для построения графиков считаются: технологические маршруты обработки деталей, с указанием норм времени на обработку деталей, строгое закрепление деталей операций за станками, месячные программы по деталям и основные нормативы производственного процесса. [21, с.236]

Расчеты календарно-плановых нормативов в серийном производстве содержат:

— установление размера партий изготовления изделий;

— установление нормативного размера партии деталей и периодичности их изготовления;

— установление длительности производственных циклов обработки партии деталей и календарно-плановых опережений;

— построение календарных планов-графиков работы производственных участков;

— расчет заделов.

Массовое производство. Специальное и специализированное оборудование и инструменты, обеспечивающие значительную производительность. Синхронизация операций по длительности. Основные рабочие с огромным навыком выполнения отдельных операций. [20, с.193]

Высококвалифицированные вспомогательные рабочие (наладчики). Небольшая номенклатура выпускаемой продукции (переналаживаемый типоразмер). Конвейерная прямоточная организация производственных потоков предметной специализации. При наличии на заводе массового производства поточных линий разных типов и участков, а также цехов и участков серийного производства неизбежно формируются межлинейные и межцеховые заделы.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Объект и субъект права оперативного управления

В соответствии с законодательством, которое действует в 2019 году, субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и учреждения, которые финансируются собственником.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности. Учреждения могут создаваться любой формой собственности, как государственной, так муниципальной или частной.

К объектам права оперативного управления относят:

  1. Сами предприятия, рассматриваемые, как имущественные комплексы. Кроме того, к объектам права оперативного управления относится имущество, которое входит в состав этих имущественных комплексов, необходимое для осуществления деятельности предприятий.
  2. Денежные средства.
Читайте также:  Как написать жалобу-претензию на обслуживание в Билайн на сайте

Цели, задачи, функции ОУ ОП

Фактически оперативное управление преследует всего одну цель — обеспечить изготовление необходимого объема продукции нужного вида и качества точно в срок и без перерасхода ресурсов. В рамках этой цели система ОУ должна решать следующие задачи:

  • выполнение плана в установленный срок;
  • оптимальное применение средств производства и рабочего времени сотрудников;
  • максимально полное использование оборотных средств;
  • максимально возможное ускорение производственного процесса;
  • автоматизация учетных и планово-учетных работ.

В функции ОУ входят:

  • принятие оптимальных решений;
  • разработка планов;
  • учет для последующего контроля, оценки и анализа отклонений;
  • управление для устранения отклонений.

Оперативное управление включает в себя объемное и оперативно-календарное планирование. В первом случае речь идет о готовых программах. которые распределяются между участками предприятия по месяцам и кварталам. Во втором случае объемные планы трансформируются в конкретные планы-графики работы участков, их взаимодействие.

Шаг консалтинг — стратегическое и оперативное управление бизнесом

В самом общем определении целью оперативного управления бизнесом является достижение максимальной его эффективности, т.е. повышение «коэффициента полезного действия» работающей бизнес-организации. Оперативное управление должно с наибольшим эффектом увязать в одно целое все коммерческие составляющие бизнеса: эффективную закупку, оптимальную логистику, задействование всех возможных каналов продаж и продвижения продукта, а также грамотно поддержать эти коммерческие процессы административными и финансовыми ресурсами.

Цель стратегического управления ортогональна: это — достижение долговременной стратегической устойчивости компании.

Институциональное разделение оперативного и стратегического управления бизнесом является закономерным следствием роста и развития самого этого бизнеса.

Малый бизнес вполне успешно справляется с решением стратегических задач в рамках своей повседневной операционной деятельности.

Большому же бизнесу, как справедливо говорил один из руководителей, нужно очень много времени для того, чтобы, подобно большому кораблю, изменить направление своего движения.

Оперативное управление кампанией

Кроме стратегического управления используется также оперативное управление. Именно оно направлено на решение поточных задач с которыми сталкивается компания. Оно состоит из планирования, учета и контроля.

В зависимости от сфер деятельности оперативное управление бывает:

  1. Управление производством;
  2. Основное управление компанией;
  3. Управление финансами;
  4. Управление закупками;
  5. Регулирование операций сбыта;
  6. Управление резервом.

Цель оперативного управления – налаживание бесперебойной работы отдельного подразделения или компании в целом. Реализовывая данную цель, надо помнить о согласовании своих действий с другими подразделениями предприятия. Этот вид управления состоит из определенных подходов и инструментов, благодаря которым можно вовремя реагировать на любого рода изменения.

Среди этих инструментов выделяется:

  • Планирование;
  • Внедрение принципа минимализации затрат и повышения прибыли;
  • Налаживание согласованного взаимодействия всех структурных элементов предприятия;
  • Проведение оценивания результативности оперативного менеджмента;
  • Принятие эффективных решений;
  • Правильное распределение ответственности;
  • Четкая система документооборота.

Прекращение права оперативного управления

Прекращение права оперативного управления осуществляется по основаниям и порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Решение о прекращении может зависеть исключительно от самого собственника.

Изъятие имущества должно быть правомерным и не противоречить закону. В качестве оснований могут выступать:

По закону, правомерным считается изъятие, которое происходит по согласию самого предприятия, если с его стороны не было нарушений. В исключительных случаях, вопросы изъятия имущества могут быть решены через суд.

Таким образом, право оперативного управления имуществом — это право казенного предприятия или учреждения владеть и пользоваться имуществом собственника.

Субъектами права собственности здесь выступают государство и муниципальные образования. А субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и финансируемые собственником учреждения.

Оперативное управление позволяет достичь высокого экономического эффекта посредством передачи имущества в ведение третьим лицам и организациям.

Права и ответственность сторон

При передаче имущества в оперативное управление основные права остаются за собственником имущества:

  1. Устанавливать цели и задачи создаваемого предприятия (учреждения), назначать руководство.
  2. Решать вопрос распределения прибыли, получаемой от основной и коммерческой деятельности.
  3. Изымать имущество в случае его неиспользования или использования не по назначению.
  4. Вводить ограничения в права субъекта по оперативному управлению.
  5. Составлять смету на расходование выдаваемых предприятию денежных средств.

При этом собственник не вправе изымать переданное имущество, используемое для организации основной деятельности предприятия. Он несет субсидиарную ответственность в случае, если у субъекта окажется недостаточно средств и имущества для исполнения имеющихся обязательств и погашения задолженности.

Субъект оперативного управления имеет право на:

  1. Использование переданного имущества для выполнения поставленных задач.
  2. Составление оперативных планов и осуществление оперативного управления при выполнении основной деятельности предприятия.
  3. Осуществление коммерческой деятельности, если это не противоречит уставу предприятия и существующему законодательству.
  4. Получение части прибыли от коммерческой деятельности и возможность распоряжаться ей по своему усмотрению.
  5. Решать вопросы реализации произведенной продукции.
  6. Получать право на собственность, купленную за счет получаемой доли прибыли.

Право оперативного управления

Распоряжение тем или имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но также и регулируется законодательными актами. Право оперативного управления предоставляется либо непосредственному собственнику объектов, либо же организации, которой он делегировал определенные обязанности. Можно сказать, что предприятие обладает весьма ограниченными полномочиями, ведь фактический владелец может в любое время поступить с имуществом по своему усмотрению.

Говоря о материальных объектах, которые находятся в ведении муниципальных структур, или же были переданы им в собственность, следует заметить, что процесс оперативного управления в данном случае регулируется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. При этом ценности, переданные в ведение государственного или любого другого объекта, должны быть немедленно зарегистрированы в налоговом реестре.

Обязательным условием передачи имущества в оперативное управление является то, что оно должно использоваться строго по назначению и в соответствии с целями, указанными в уставных документах организации. В случае нарушения данного условия собственник имеет полное право изъять материальные ценности. Нецелевое использование имущества должно подтверждаться актом, который будет составлен по итогам проведения специальной проверки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *