Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гранты в форме субсидий: на какие коды доходов и КОСГУ относятся в 2020 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы разобраться в порядке предоставления грантов в виде субсидий, обратимся к разъяснениям, приведенным в Письме Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843. В соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 02.07.2013 N 181-ФЗ в ст. 78.1 БК РФ, автономным учреждениям наряду с субсидиями на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, а также субсидиями на иные цели могут быть предоставлены гранты в форме субсидий, в том числе органами исполнительной власти всех уровней, по результатам проводимых ими конкурсов.
Грант – безвозмездная помощь юридическим и физическим лицам для реализации некоммерческих проектов. Грант выдается в виде денег или материального имущества. Средства расходуются на исследовательские, научные, опытно-конструкторские работы, образование, лечение и другие задачи. По итогу получатели гранта составляют отчёт о расходовании средств.
Особенности передачи ресурсов по гранту – безвозмездность и целевой характер субсидии.
Проекты, получившие грант, имеют общественную значимость.
При помощи грантов поддерживаются социальные инициативы, благотворительные фонды, проекты в области науки, обучения.
Система распределения грантов помогает некоммерческим ассоциациям, которые не финансируются государством. Это развивает экономику.
Отличия субсидии от компенсации
Особенность составляет период выплаты. Субсидия предоставляется получателю для расходования на определённые нужды, а компенсация возмещает ему уже потраченную сумму на приобретение чего-либо.
К примеру, производителям сельскохозяйственной продукции могут быть предоставлены субсидированные средства на покупку оборудования или техники: получили денежные средства — приобрели комбайн. А может быть выплачена компенсацией часть процентной ставки по кредитованию. Приобрёл комбайн в кредит, погасил платёж по нему и получил частичное компенсирование оплаченного платежа.
Внимание! Субсидирование удобнее компенсации, поскольку не требует поиска личных или кредитных денег для совершения покупки.
Формы предоставления выплат
Выделяют следующие формы субсидирования:
- Прямые. Денежные средства наличным или безналичным путём выплачиваются получателю, после чего он самостоятельно приобретает на них продукцию или оплачивает услугу.
- Косвенные. Деньги выплачиваются напрямую из бюджетных источников: в счёт погашения процентной части по кредиту, в медицинское учреждение на покрытие лечебных расходов и на прочие затраты. С получателя выплат запрашивается документация, подтверждающая фактическое событие.
- Перекрёстные. Компенсация расходов одной отрасли с помощью полученной прибыли от другой. К примеру, некоторые субъекты РФ закладывают в тариф на электрообслуживание юридических лиц компенсацию убытков, образовавшихся от сдерживания цен на электроэнергию для физических лиц. Такая ситуация отражает субсидирование физических лиц за счёт средств юрлиц в качестве перекрёстного финансирования.
Как сообщил Минфин в п. 5 Письма N 02-13-09/35843, положения п. 4 ст. 78.1 БК РФ не предусматривают передачу полномочий по предоставлению грантов из бюджета субъекта РФ федеральному бюджету, то есть межбюджетные трансферты не могут предоставляться из регионального бюджета федеральному. Иными словами, если обозначенное условие включено в правила проведения конкурсного отбора, участие «федералов» в региональном (муниципальном) конкурсе невозможно. Но если правила не содержат данного требования о контроле со стороны учредителя, федеральные АУ могут участвовать в таких конкурсах на общих основаниях.
Сроки предоставления грантовых средств
Обычно сроки перечисления средств гранта прописываются в соответствующем соглашении (договоре), заключаемом между организатором конкурса и учреждением-победителем, и каких-либо сложностей здесь не возникает. Однако иногда между сторонами имеются разногласия, которые в дальнейшем приходится разрешать в суде.
В частности, в такой ситуации оказалась детская городская больница, одержавшая победу в конкурсе на лучшее муниципальное учреждение здравоохранения, внедряющее инновационные медицинские программы. Победителю были вручены диплом и сертификат на сумму 1 млн руб., однако в текущем финансовом году городская администрация не перечислила сумму в полном объеме. В связи с этим учреждение обратилось в суд с требованием обязать орган местного самоуправление выплатить остальную часть гранта.
Суды двух инстанций не поддержали учреждение, аргументируя свою позицию тем, что обязательства муниципального образования перед больницей прекратились в связи с истечением текущего финансового года. Но вышестоящий суд отменил предыдущие решения (см. Постановление ФАС ЗСО от 12.12.2013 по делу N А46-935/2013). Арбитры пришли к выводу, что муниципальная поддержка планировалась не за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (ст. 69.1 БК РФ) и субсидий на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ), а за счет субсидий, предоставленных органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов (п. 4 ст. 78.1 БК РФ). Следовательно, у администрации возникли обязательства по выплате награды за победу в конкурсе, а не бюджетные обязательства по финансированию текущей деятельности учреждения, и окончание финансового периода не является основанием для невыплаты оставшейся части гранта.
Заключение
Уточнение в Бюджетном кодексе механизма предоставления грантов в форме субсидий расширило для автономных учреждений возможности по привлечению дополнительных источников финансирования. В настоящее время АУ могут принимать участие в конкурсах, организуемых не только органами-учредителями, но и иными органами власти (местного самоуправления) и даже иными публично-правовыми образованиями. Порядки присуждения федеральных, региональных и муниципальных грантов устанавливаются соответственно правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации, то есть «правила игры» определяют именно организаторы конкретных конкурсов.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Грант из бюджета субсидия
Итак, средства, полученные вами из бюджета на развитие бизнеса, для целей налогообложения являются субсидией. В собственных письмах Минфин России неоднократно разъяснял, что субсидии коммерческим структурам к целевому финансированию не относятся (не удовлетворяют требованиям подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ), исходя из этого на основании ст. 346.15 НК РФ они должны включаться в состав налогооблагаемых доходов (письма от 31.03.2014 № 03-11-06/2/14001, от 14.03.2014 № 03-11-06/2/11266, от 31.01.2014 № 03-11-11/3785, от 24.05.2013 № 03-11-06/2/18694).
Сумму гранта вы должны включить в состав внереализационных доходов. А вот порядок чтобы включения будет зависеть от того, предоставлен грант в рамках закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (позже — Закон № 209-ФЗ) или нет. Поясним подробнее.
БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА
— грант взят на безвозмездной и безвозвратной базах от русских физических лиц, некоммерческих организаций, либо от зарубежных и международных организаций и объединений по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;
Чем отличаются субвенция, дотация и субсидия
Как правило, если предприниматель подходит под требования банка, то он оставляет заявку, а в случае ее одобрения выполняет действия, направленные на реализацию проекта заказчика. Далее необходимо предоставить отчетность о потраченных средствах и получить компенсацию за выполненный проект.
Субсидирование – это предоставление денежных средств на целевые программы бюджету нижестоящего уровня, физическому или юридическому лицу в качестве софинансирования (помощь оказывается на безвозмездной основе).
N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В указанных законодательных актах термин «грант» используется в разных значениях. Материальная поддержка нуждающихся физических лиц. Например, предоставление налогового вычета инвалидам.
Может ли получить грант или субсидию самозанятый?
Согласно ст. 17 ФЗ № 209, физические лица, применяющие спецрежим (НПД) могут претендовать на отдельные виды государственной поддержки:
- Финансовая помощь в виде субсидий, бюджетных инвестиций, кредиты по льготным ставкам.
- Предоставление во владение и/или пользование государственного/муниципального имущества ─ земли, инструменты, транспорт. Имущество передается самозанятому на безвозмездной основе или на льготных условиях, но исключительно для целевого использования.
- Консультационная и информационная поддержка.
- Подготовка, обучение и переподготовка.
Так гласит Закон, а что есть на самом деле? По факту, самозанятый может получить от государства немного:
- Если зарегистрировать ИП на НПД (это не займет много времени и не требует финансирования), то такой самозанятый уже получает право на субсидию от ЦЗН. Только сначала придется заявить о себе, как о безработном и только затем зарегистрироваться как ИП на НПД.
- Самозанятому доступен Соцконтракт от местного Центра Социальной Защиты населения. Сумма субсидии/гранта определяется на местном уровне (как показывает практика), а на федеральном составляет максимум 250 000 рублей для открытия бизнеса.
- Закрыть свой спецрежим, встать на учет как безработный в ЦЗН и претендовать на бесплатное обучение. Такой вариант подходит многим, особенно в случае повышения квалификации и желания открыть новый бизнес.
- Аналогично можно сделать при обращении в ЦСЗ, в том числе будучи уже самозанятым, но с доходом ниже прожиточного уровня. Деньги по соцконтракту и региональная финансовая помощь могут быть израсходованы, в том числе на обучение молодых специалистов.
Грант на сумму от 500 000 рублей от Фондов, увы, для самозанятых недоступны. Если только они не изобрели что-то уникальное и очень нужное для промышленности/экономики/медицины. Тогда, конечно, можно и попробовать.
Полный перечень доступных мер поддержки для ИП и самозанятых можно посмотреть на региональном сайте «Мой бизнес».
Гранты в форме субсидий: на какие коды доходов и КОСГУ относятся в 2020 году?
Автор: Алексеева М., эксперт журнала
Какие коды аналитической группы подвида доходов бюджетов и КОСГУ применяются для отражения доходов от поступления образовательному учреждению грантов в форме субсидий в 2020 году?
При отражении указанных доходов в 2020 году используется статья 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» или 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ. Поясним.
С 01.01.2020 образовательные учреждения при отнесении операций на соответствующие КБК и коды КОСГУ должны руководствоваться двумя документами:
Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структурой и принципами назначения, утвержденными Приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н);
Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н).
Отметим, что в 2019 году вместо Порядка № 85н применялся Порядок № 132н[1] и его положениями не был четко урегулирован вопрос использования кода аналитической группы подвида доходов бюджетов при отражении доходов от поступления грантов в форме субсидии. Такие доходы могли относиться как на код 150 «Безвозмездные денежные поступления» (гранты поименованы в аннотации к данному коду), так и на код 180 «Прочие доходы» ( гранты в форме субсидий выделены, а целевые субсидии отражаются по этому коду).
Разъяснения, касающиеся учета в 2019 году грантов в форме субсидии, приводились в письмах Минфина РФ от 20.09.2019 № 02-05-10/72629, Минобразования РФ от 08.11.2019 № МН-15/589-ЮС.
В настоящее время Порядок № 85н предусматривает отнесение доходов от грантов и целевых субсидий на статью 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов КОСГУ. Соответственно, в 2020 году поступления грантов в форме субсидий могут учитываться только по этому коду.
Что касается правил применения кодов КОСГУ в отношении указанных доходов, они в этом году не поменялись. Для отражения их в учете по-прежнему используется подстатья 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» или 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ.
[1] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н.
Какие бывают гранты и как их получить?
Совершенствование оплаты труда и конкурсных процедур на научные должности
Стабильный рост государственных вложений в поддержку научных исследований в последнее 10-летие не сопровождался увеличением их результативности, что свидетельствует о необходимости совершенствования механизмов государственного финансирования. На первом этапе реализации Стратегии одним из основных направлений повышения эффективности и результативности государственных расходов на фундаментальные и прикладные исследования рассматривается дальнейшее развитие механизмов конкурсного финансирования фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих формирование необходимых стимулов для повышения научного и технологического уровня проводимых работ. Вместе с тем предполагается разработка программы фундаментальных научных исследований Российской Федерации, предусматривающей расширение потенциального состава ее исполнителей.
В этих целях прирост средств на финансирование фундаментальной науки будет направлен на увеличение объема финансирования исследований в рамках Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда, программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук, формируемых на конкурсной основе, а также научных исследований, проводимых в вузах.
Типологию предоставляемых фондами грантов предполагается расширить за счет:
грантов, стимулирующих координацию и сотрудничество между исследователями из различных организаций;
грантов, предоставленных на развитие международного сотрудничества;
грантов, предоставленных на создание новых лабораторий, занимающихся исследованиями в перспективных и новых для России областях фундаментальной и прикладной науки.
Как правило, такие гранты предоставляются на долгосрочный период и пролонгируются.
При этом пролонгация не является автоматической и должна предполагать внешнюю экспертизу промежуточных результатов исследований.
Совершенствование механизма предоставляемой Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом поддержки научных проектов включает:
расширение перечня выделяемых исследователям грантов, увеличение среднего размера гранта;
формирование механизмов поддержки инициативных проектов междисциплинарного характера и разработки прозрачных процедур оценки таких проектов;
разработку и реализацию мер по поощрению руководителей наиболее успешных проектов и широкому освещению результатов, полученных в ходе выполнения таких проектов.
Одновременно предусматривается совершенствование процедур отбора проектов, финансируемых в рамках Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда, а также в рамках программ фундаментальных научных исследований государственных академий наук, включая привлечение к оценке указанных проектов ведущих зарубежных ученых, ориентацию при их отборе на показатели международной публикационной активности заявителей (за исключением программ, направленных на поддержку начинающих ученых).
Все программы грантового финансирования предполагается открыть для доступа любым квалифицированным исследователям и научным группам, работающим в организациях всех форм собственности, и независимым исследователям. Квалификация заявителя, подтвержденная результатами прошлых проектов и публикациями международного уровня, будет являться одним из основных критериев доступа к конкурсному финансированию фундаментальных исследований.
Высокая прозрачность процедур отбора будет достигаться за счет обязательной публикации максимально полной информации о поступающих на конкурсы заявках и ознакомления участников конкурса по их требованию с отзывами на заявки этих участников на получение гранта. Прозрачность и открытость процедур выделения средств на исследования позволит вести детальный учет расходуемых средств по различным направлениям научных исследований и впоследствии (примерно к 2015 году) создать общенациональную открытую базу данных, содержащую информацию о получении исследователями и исследовательскими группами всех видов государственного финансирования из различных источников.
Развитие механизмов конкурсного финансирования не должно привести к росту административной нагрузки на исполнителей работ благодаря совершенствованию механизмов финансовой отчетности, предоставляемой получателями государственного финансирования. Основными критериями эффективного использования средств станут публикация результатов исследований в высокорейтинговых российских и зарубежных научных журналах, а также получение патентов и (или) иные формы подтверждения научной значимости полученных результатов.
Как получить грант: пошаговая схема действий
Основными источниками финансирования являются государственные организации и частные фонды, основным видом деятельности которых является вложение денег в развитие определённых сфер общественной деятельности.
Государственные фонды и программы — это организации, которые используют для предоставления грантов средства государственного бюджета.
Частные фонды используют средства, полученные за счет процентов с оборота капитала, оставленного отдельными богатыми людьми или семьями.
Корпоративные фонды — как правило, их организуют фирмы для стимулирования начинаний, отвечающих требованиям и направлению деятельности компании. Нередко такие фонды существуют за счет постоянных отчислений от прибыли «родительской» корпорации, что делает и абсолютно зависимыми от последних. Отличительной чертой таких фондов является предоставление грантов продукцией самой фирмы (например, так поступает компания Apple путём предоставления компьютеров школам).
Чем отличаются субвенция, дотация и субсидия
Перед тем, как разбираться, чем отличается субвенция от субсидии, нужно прочесть и запомнить определения. Они уже могут многое сказать.
Дотация – это пожертвование, которое не подлежит возврату. Выдаётся не для исполнения определённой цели, исходя из этого применение средств не осуществляет контроль государство. Дотацией возможно как пожертвование в какой-либо фонд либо организацию, так и выдача денег человеку от правительства либо компании, фонда. Подобное практикуется во всех развитых странах.
Субвенция – выделяемые из бюджета деньги, каковые даются на исполнение определённой цели. Средства не предназначаются для граждан. Они передаются только из бюджета к бюджету. Выданы деньги смогут быть, к примеру, для развития и финансирования строительства дочерних компаний, представительств.
Целевая субсидия автономному учреждению
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, помимо субсидий на выполнение государственного задания, бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из бюджетов бюджетной системы РФ субсидии на иные цели. Предоставление целевых субсидий бюджетным учреждениям, подведомственным Минкультуры, осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Минкультуры РФ от 12.05.2022 № 1032 (далее – Порядок № 1032). О том, каковы цели и условия предоставления таких субсидий, а также как их отразить в бухгалтерском учете, расскажем в данной статье.
2) предоставления стипендий студентам, аспирантам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, слушателям подготовительных отделений, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, включая материальную поддержку нуждающимся студентам, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, за исключением выплат, подлежащих отнесению к публичным обязательствам и исполнению в порядке, установленном Правительством РФ. Объем и получатели субсидий, предоставляемых на указанные цели, определяются в соответствии с законодательством РФ на основании расчетов Минкультуры в размере годовой потребности;
Минфин России разъяснил, как правильно предоставлять гранты на основании статей 78 и 78
- в соответствии с поправками, внесенными в статью 78.1 БК РФ (пункт 4), бюджетными автономным учреждениям наряду с субсидиями на финансовое обеспечениевыполнения ими государственного (муниципального) задания на оказаниегосударственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (далее – субсидия навыполнение государственного (муниципального) задания), а также субсидиями наиные цели (далее – целевая субсидия) могут быть предоставлены гранты в формесубсидий, в том числе федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления по результатам проводимых ими конкурсов.
Разбираемся в отличии субвенций и понятий субсидий
Национальная помощь затребована во множестве направлений, она нужна органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам. Она может оказаться нужной не только в денежном замысле – не зря субсидии довольно часто предстают в форме оборудования, вещей, другого.
Вторые – финансово-кредитные, они смогут выражаться в виде таких понятий как сборы и налоговые льготы, компенсации, страхование вкладов.
Неизрасходованные целевые средства нужно вернуть в бюджет. Наряду с этим в случае, если на остатке фигурирует солидная сумма, регион может взять штраф на последующий период. Так как это значит, что работники неверно спрогнозировали затраты и взяли суммы, каковые имели возможность появляться нужными в другом месте.
БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА
Дорогие читатели!
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта .
Анищенко А. В. , аудитор, ООО «Аудиторская фирма АТОЛЛ-АФ»
Некоторым хозяйствам выделяются бюджетные средства на развитие деятельности. Получатели часто называют их грантами. На самом деле они являются субсидиями, пояснили чиновники. А ведь вопрос разделения грантов и субсидий принципиален с точки зрения налогового законодательства.
Что считается грантом
Надо сказать, что в Гражданском кодексе РФ определения гранта нет. Тем не менее оно содержится в других законодательных актах. И даже не в одном.
Во-первых, в статье 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Так, грант – это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными или международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ, на конкретные цели, например на проведение определенных научных исследований.
Во-вторых, в статье 15 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Здесь о грантах говорится как о целевых благотворительных пожертвованиях.
В-третьих, в статье 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». В ней гранты приравниваются к государственному целевому финансированию. Но в целом гранту присущи следующие признаки:
1) безвозмездность;
2) целевой характер;
3) общественная полезность.
Поэтому в договор на предоставление гранта чаще всего включаются следующие условия:
– целевое назначение гранта и подробная расшифровка финансируемых мероприятий;
– срок действия гранта;
– сумма гранта и порядок предоставления финансирования (чаще всего это единовременная выплата);
– порядок представления отчетности об использовании полученных средств.
Между тем в налоговом законодательстве есть собственное определение понятию «грант». И приведено оно в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
Итак, в целях исчисления налога на прибыль грантами признаются денежные средства или иное имущество, если их передача и получение удовлетворяет следующим условиям.
Во-первых, гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ, в том числе в области охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований.
Отметим, что перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению, утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485.
Во-вторых, гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением ему отчета о целевом использовании средств. Выходит, что средства, получаемые коммерческими организациями, не признаются грантами.
Об этом же – в письмах Минфина России от 11 ноября 2011 г. № 03-11-11/281, от 14 февраля 2011 г. № 03-11-11/38, от 3 февраля 2011 г. № 03-11-11/25.
При этом и субъекты «упрощенки», и плательщики единого сельскохозяйственного налога также должны руководствоваться правилами подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).
Это означает, что средства, полученные ими на развитие собственного бизнеса или создание новых рабочих мест, в целях налогообложения не могут быть отнесены к грантам.
Поэтому полученные хозяйством безвозмездные средства следует включать в состав внереализационных доходов, что следует из пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса РФ.
Вместо гранта – субсидия
А что тогда на самом деле получают коммерческие организации и предприниматели?
Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ: субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
А в статье 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской ��едерации» предусмотрено оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий.
Региональными программами (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации») может предусматриваться предоставление субсидий на снижение напряженности на рынке труда.
Налоговый учет субсидий
Согласно пункту 4.1 статьи 271 Налогового кодекса РФ, суммы, полученные на содействие занятости безработных граждан за счет средств бюджетов, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов.
А если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму понесенных расходов, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода. А в соответствии с пунктом 4.3 статьи 271 Налогового кодекса РФ субсидии, полученные по Закону № 209-ФЗ, отражаются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника. Делать это можно в течение не более чем двух налоговых периодов.
Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств превысит сумму признанных расходов за счет этого источника, то разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов.
В случае приобретения за счет указанных средств амортизируемого имущества, такие средства отражаются в составе доходов по мере амортизации имущества организации.
Аналогичные положения установлены и для хозяйств, применяющих спецрежимы (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ – для субъектов упрощенной системы налогообложения и подп. 1 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ – для плательщиков единого сельскохозяйственного налога).
Бухгалтерский учет субсидий
В соответствии с пунктом 5 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденного приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н, бюджетные средства принимаются к бухгалтерскому учету только при соблюдении следующих условий:
1) имеется уверенность, что условия предоставления этих средств получателем будут выполнены;
2) имеется уверенность, что указанные средства будут получены.
Для учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования используется счет 86 «Целевое финансирование».
Когда компания узнает о том, что ей будет выделена субсидия, (например, заключен договор), то она должна сделать проводку:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86 – отражены средства целевого финансирования.
За счет субсидии приобретено имущество
К таким средствам относятся и средства ОМС. Следовательно, должностные лица бюджетных и автономных учреждений могут быть привлечены к уголовной ответственности по этой статье. Самое суровое наказание, которое она предусматривает, – это лишение свободы на срок до двух лет.
Кому положены субсидии в РФ. Порядок получения субсидий и необходимые документы.Ответственность получателей средств. При определении базы по налогу на прибыль не учитывается имущество, безвозмездно полученное на ведение уставной деятельности образовательными госучреждениями, а также негосударственными образовательными организациями, имеющими соответствующие лицензии ( подп. 22 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ ).
В каждом конкретном случае для каждого вида государственных выплат необходим дополнительный перечень документы. Какие из них пригодятся, а какие нет, сказать трудно. Перечень отличается в зависимости от разных обстоятельств.