Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое землеустройство? Цели, виды, методы и задачи землеустройства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие правовой охраны земель. Проблема правовой охраны земель не возникает сама по себе. В результате использования земель в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственного операционного базиса возникает необходимость их охраны от нерационального, неправильного использования. Причиной организации мер по охране земель является объективная необходимость устранения негативных последствий, возникающих в результате использования земельных ресурсов. Если земли не используются, как, впрочем, и любые иные природные ресурсы, то они не нуждаются в охране, поскольку такая проблема вообще не встает.
Понятие и общая характеристика правовой охраны земель
Правовая охрана земель представляет собой соблюдение в первую очередь правил рационального их использования. Установленный в земельном законодательстве порядок использования земель предполагает их сохранение, восстановление и улучшение.
Правовое регулирование мероприятий по охране земель
Правовой основой публичного регулирования мероприятий по охране земель являются следующие положения Конституции РФ:
- 1) земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9);
- 2) владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ч. 2 ст. 36);
- 3) граждане Российской Федерации имеют право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
- 4) каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
В соответствии с вышеперечисленными конституционными положениями одним из основных принципом земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Охране земель посвящена глава II ЗК РФ. Также вопросы охраны земель регулируются различными федеральными законами (закон об обороте земель сельхозназначения, Федеральный закон от 16.07.1998 № 101 -ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» и др.). Во исполнение указанных федеральных законов принимаются подзаконные акты, а также законы субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты, принимаемые на федеральном уровне, — это нормативные правовые акты, принимаемые в развитие и во исполнение федеральных законов Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.
После принятия ЗК РФ и иных актов земельного законодательства указы Президента Российской Федерации перестали играть ту роль, которая им отводилась на начальном этапе земельной реформы. Они уже больше не выполняют функцию заполнения нормативно-правового вакуума в условиях отсутствия законодательных предписаний по вопросам земельных отношений. В то же время следует отметить, что они остаются источником земельного права, о чем свидетельствует п. 1 ст. 2 ЗК РФ: «Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам».
На подзаконном уровне эффективным регулятором отношений по производству землеустройства становится Правительство Российской Федерации, которое принимает постановления в силу предписания законодательного акта или исходя из необходимости более детального регламентирования данной сферы общественных отношений (Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1061 «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства» , от 11 июля 2002 года N 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» , от 29 декабря 2008 года N 1061 «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства» , от 12 июля 1993 года N 659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам» и др.).
Собрание законодательства РФ. 2009. N 2. Ст. 246.
Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2870.
Собрание законодательства РФ. 2009. N 2. Ст. 246.
Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 29. Ст. 2686.
Нормативные правовые акты, регламентирующие производство землеустройства, могут приниматься также федеральными органами исполнительной власти. Административная реформа в Российской Федерации привела к неоднократным изменениям и трансформациям организационной основы государственного регулирования землеустройства. Упразднялись прежние и создавались новые государственные органы, наделенные полномочиями по нормативно-правовому регулированию производства землеустройства. Это в конечном итоге привело к тому, что в настоящее время продолжают действовать в порядке юридического переживания нормативные правовые акты по землеустройству, принятые уже не существующими государственными органами либо органами, которые в ходе административной реформы были лишены полномочий по нормативно-правовому регулированию (Роскомзем, Госкомзем, Минприроды России, Росземкадастр и др.).
Планирование и организация рационального использования и охраны земель является одной из целей землеустройства.
Государственное планирование использования и охраны земельных ресурсов имеет в нашей стране давнюю историю. Элементы такого планирования были заложены еще в 1930-е годы при осуществлении мероприятий по освоению новых земель, а также при значительном увеличении площадей орошаемых и осушенных сельхозугодий. В 1950-е годы планирование и освоение земель в СССР получило дальнейшее развитие. Это было предусмотрено в программах освоения целинных и залежных земель. В принятых программах, распространявшихся в основном на земли сельскохозяйственного назначения, особое внимание уделялось охране земель от всех видов эрозии.
С принятием Основ земельного законодательства СССР в 1968 году к ведению союзного Правительства были отнесены вопросы установления перспективных планов рационального использования земельных ресурсов государства, обеспечивающих потребности сельскохозяйственного производства и других отраслей народного хозяйства, установления планов мероприятий по мелиорации земель и других мероприятий по повышению плодородия почв, а также принятия основных положений по охране почв от эрозии, засоления и других процессов, ухудшающих состояние почв. С 1974 года государственные планы по рациональному использованию природных ресурсов и по их охране стали неотъемлемой частью перспективных пятилетних и годовых планов развития народного хозяйства.
В настоящее время планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся, в соответствии с Законом о землеустройстве, в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны.
Такая работа ведется в Российской Федерации на всех трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
Охрана земель и охрана окружающей среды
Как будет «расшифровано» понятие «охрана земель» зависит от того, каким значением наделить слово «земля». Если истолковывать его узко, как синоним существительного «почва», тогда под охраной земель понимается охрана поверхности земли.
Более широкий взгляд на землю, как в «ГОСТ 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84) — Государственный стандарт Союза ССР. Земли. Термины и определения» ─ нормативном документе, несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор не отмененном, ─ делает методы и формы охраны земель более универсальными. Если, подобно этому стандарту, рассматривать землю как важнейшую часть окружающей природной среды, характеризующуюся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющуюся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства, задачи охраны земель становятся значительно масштабнее. Для их решения уже недостаточно проводить только мероприятия по охране поверхности земли, требуется осуществлять планирование использования и охраны земель, куда войдут охрана недр земли, подземных вод, растительности (например, лесов, если речь идет о лесных участках) и т. д. Т. е. в данном случае имеет место не просто охрана земель, а и окружающей среды в целом.
Использование и охрана недр земли, лесов, водных объектов, животного мира, атмосферного воздуха и иных природных ресурсов регулируют соответственно законодательства о недрах, лесное, водное, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании других природных ресурсов. К земельным отношениям нормы этих отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Какие виды землеустройства существуют?
Земельное устройство подразделяют на внутрихозяйственное и территориальное.
Последний вид землеустройства является комплексом работ, которые направлены на то, чтобы изучить состояние земельных фондов, определить административно-территориальные границы, организовать их грамотное использование, а также определить межевания земельных объектов.
Причины, по которым стоит проводить данный вид земельного устройства такие:
- При выделении земельных паёв,
- Границы участка изменяются,
- Создание территорий, которые будут охраняться. Например, сады парки и т. д,
- Были обнаружены нарушенные земли,
- При проведении рекультивации и консервации угодий,
- Создание зон, где будет действовать особый режим землепользования,
- Изменение, а также установление границ населённых пунктов и их зонирование,
- Расположение предприятий,
- Когда участки, отведённые под сельскохозяйственную деятельность, изымаются или, наоборот, предоставляются.
- Расположение предприятий.
Первый вид землеустройства – это комплекс мероприятий, направленный на организацию рационального использования земельных ресурсов в границах определённых земельных участков, которые были отведены под сельскохозяйственную деятельность.
Внутрихозяйственное землеустройство фактически предназначено для того, чтобы изучать и утверждать планы по размещению земель, производственных и жилых зданий, пастбищ, а кроме этого и сооружений, относящихся к инженерно-транспортной инфраструктуре в границах конкретного участка. Зачастую данный вид организовывается, когда этого потребует субъект, обладающий правами на земельный участок.
Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.
Выделяют следующие методы правового регулирования:
1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;
2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.
Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.
Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.
Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).
Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.
Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.
Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.
Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.
На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.
Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.
Статья 3. Обязательность проведения землеустройства
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:
изменения границ объектов землеустройства;
абзац 3 статьи 3 утратил силу согласно Федеральному закону от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ;
абзац 4 статьи 3 утратил силу согласно Федеральному закону от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ;
абзац 5 статьи 3 утратил силу согласно Федеральному закону от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ;
выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Статья 24. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства
Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.
Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Мероприятия по санитарной охране почвы
Охрана почв ведется по четырем основным направлениям:
- законодательное;
- планировочное;
- санитарно-техническое;
- технологическое.
Эти направления охраны почв в России перекликаются друг с другом. Для выполнения мероприятий по охране необходимо следовать действующему законодательству РФ. В России регулируются правила планировки земельных участков под предприятия по утилизации твердых коммунальных, производственных и иных отходов.
Советуем почитать: Причины и последствия опустынивания
Далее идут правила сбора, хранения, вывоза отходов, образующихся в населенных пунктах. Перспективное направление – открытие производств с минимизированными отходами, занимающихся вторичной переработкой и сортировка мусора.
Мероприятия по санитарной охране:
- Сохранение и воспроизводство плодородных земель.
- Защита от любого негативного воздействия, будь то природные явления (затопление, выветривание, заболачивание, иссушение) или загрязнение химическими, радиоактивными веществами, микроорганизмами, бактериями, отходами производства.
- Препятствие бесхозности земель, которое сопровождается зарастанием деревьями, кустами, сорняками.
Убытки, понесенные при рекультивации поврежденных земель, возмещают предприятия или частные граждане, виновные в загрязнении.
Что такое землеустройство: его виды, объекты
Одним из важных направлений законодательства, которое помогает в планировании, изучении, организации рационального использования ресурсов является землеустройство – что это такое, определение термина, какие основные цели и задачи выполняет эта наука, и что является ее объектом, рассмотрим детальнее в этой статье.
Эта отрасль является правовой категорией, которая регулирует разные сферы эксплуатации участков. Она подразумевает выполнение соответствующих изысканий, мероприятий, и применяется в случаях:
- при изменениях площади, границ наделов;
- для улучшения качества проблемных территорий;
- с целью защиты земли от влияния природных катаклизмов;
- восстановление почвы после чрезвычайных ситуаций.
Для разработки проекта в этой области выполняют определенную последовательность работ:
- получают информацию о качестве земли;
- составляют планы по использованию;
- делают опись, содержащую данные о свойствах почвы;
- определяют границы объекта.
Специалисты в этой сфере занимаются в первую очередь контролем и сохранением ресурсов.
Статья 140. Охрана земель
1. Собственники земельных участков и землепользователи обязаны проводить мероприятия, направленные на:
1) защиту земель от истощения и опустынивания, водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами, от других процессов разрушения;
2) защиту земель от заражения карантинными объектами, чужеродными видами и особо опасными вредными организмами, их распространения, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, а также от иных видов ухудшения состояния земель;
3) рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение ее в хозяйственный оборот;
4) снятие, сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.
2. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий, а также в случаях, когда невозможно восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами сверх установленных нормативов их предельно допустимых концентраций и предельно допустимого уровня воздействия, отходами производства и потребления, сточными водами, а также земель, зараженных карантинными объектами, чужеродными видами и особо опасными вредными организмами, предусматривается консервация земель в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.
3. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков и землепользователей в рациональном использовании и охране земель может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах.