Обязательное страхование в 2022 году: медицинское, пенсионное, социальное

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательное страхование в 2022 году: медицинское, пенсионное, социальное». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Основы регулирования обязательного пенсионного страхования на территории РФ наряду с регулирование правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования, а также определением правового положения субъектов обязательного пенсионного страхования устанавливаются Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

«Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения»7. Субъектами обязательного пенсионного страхования могут быть федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страховщиком в обязательном пенсионном страховании является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Другими словами, при неисполнении Пенсионным Фондом РФ своих обязательств перед застрахованным лицом, государство должно будет возместить данному лицу причиненный ущерб (в любом проявлении). Застрахованными же лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Ими могут быть граждане РФ, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

— работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов;

— являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, что в их отношении является немного нецелесообразным;

— иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Помимо Пенсионного фонда РФ страховщиками могут выступать негосударственные пенсионные фонды.

Страхователями же являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.

Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок, что считается небольшим недостатком за счет длительных сроков в работе регистрирующих органов:

— для работодателей-организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств — со дня государственной регистрации по месту их нахождения;

— для физических лиц, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ (индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и других), — со дня государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенной деятельности) по месту жительства этих физических лиц, а в случае осуществления их деятельности в другом месте — по месту осуществления этой деятельности;

-для физических лиц, осуществляющих прием на работу наемных работников по трудовому договору или по контракту, а также выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, — со дня заключения соответствующих договоров по месту жительства физических лиц, осуществляющих прием на работу (выплачивающих вознаграждения).

Неотъемлемой частью обязательного пенсионного страхования является обязательное пенсионное обеспечение граждан (Приложение № 1), т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. В его состав включены:

1. страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

2.страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

3. страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

4. социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Уплата денежных средств для пенсионного страхования производится в виде страховых взносов. Существует определенный тариф страховых взносов или же размер страхового взноса на единицу измерения базы для их начисления. Можно выделить следующие виды тарифов страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых. семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств (Приложение № 2)

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств (Приложение № 3).

Контроль за использованием средств на обязательное пенсионное страхование бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью и не входят в состав других бюджетов. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонд РФ на очередной финансовый год, устанавливается норматив оборотных денежных средств. Но, не смотря на свою стабильную деятельность, сроки составления не приносят нужного эффекта. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ. Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным.

В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.

Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.

Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.

Условия получения страховой пенсии

Когда говорят о пенсии, чаще всего имеют в виду страховую часть, поскольку она продолжает составлять наибольшую часть в объеме выплат, которые получают пенсионеры. Для того чтобы получить страховую пенсию, требуется выполнить ряд условий.

1. Достичь пенсионного возраста

В 2019 году в результате реформы возраст выхода на пенсию в России повысили. Теперь он составляет 60 лет для женщин и 65 лет – для мужчин. Однако переход к новому возрасту будет осуществляться постепенно. Так, в 2020 году на пенсию выйдут мужчины 1959 г.р. и женщины 1964 г.р. В 2022 году – мужчины 1960 г. р. и женщины 1965 г. р. и т. д. Более наглядно это представлено в таблицах ниже.

Мужчины

Год рождения

Год выхода на пенсию

Пенсионный возраст

1959

2020

61 год

1960

2022

62 года

1961

2024

63 года

1962

2026

64 года

1963

2028

65 лет

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Читайте также:  Переход границы Украины и Польши на авто

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Возможности самостоятельного формирования альтернативных источников пенсионного обеспечения

Обеспечить себя в старости можно разными способами. Помимо негосударственной пенсии от НПФ можно накопить денег с помощью банковского вклада, индивидуального инвестиционного счета (ИИС), государственных облигаций, накопительного страхования жизни.

В качестве источника пенсионного обеспечения лучше всего подходит пополняемый банковский вклад с капитализацией процентов.

Индивидуальный инвестиционный счет позволяет не только получить доход от инвестирования, но и льготу в виде возврата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на ту сумму, которая была использована для инвестирования. Однако в отличие от банковского вклада этот способ несет в себе риск убытков, поскольку никто не гарантирует получения инвестиционного дохода.

В качестве пенсионного капитала можно приобрести государственные облигации – они гарантируют доход, сравнимый с доходом по банковскому вкладу.

Накопительное страхование жизни позволяет сформировать капитал и одновременно гарантирует владельцу полиса финансовую поддержку в случае проблем со здоровьем. Срок страхования составляет, как правило, от 5 до 20 лет. При заключении договора страхования каждый сам определяет, какую сумму и за какой период времени хочет накопить. По окончании срока действия договора страхования можно единовременно получить всю сумму накоплений или получать накопления частями в виде пожизненной пенсии.

Пенсионная реформа РФ

Основная сущность недавно проведенной пенсионной реформы заключается в реализации следующих целей и задач:

  • устранить дефицит бюджета ПФР;
  • направить средства, высвобожденные за счет уменьшения числа пенсионеров из-за увеличения пенсионного возраста, на повышение размеров пенсий для текущих;
  • минимизировать риск “коллапса” всей пенсионной системы в связи с сокращением в последнее время численности трудоспособного населения.

Сущность основных изменений в рамках осуществленной реформы:

  • поэтапное увеличение пенс. возраста в течение переходного временного периода, который продлится вплоть до 2028-го года;
  • физлица, имеющие 42 (мужской пол) и 37 лет (женский) стажа, смогут выходить на пенсию раньше на 2 года (но не ранее 60 и 55 лет соответственно);
  • расширилась сущность прав некоторых граждан на выход на пенсию преждевременно – например, теперь получать пенсионное обеспечение сможет женщина со стажем 15 лет или более и 30-ю пенсионными баллами уже в 57 лет, если она родит и воспитает троих детей до исполнения им 8-ми лет.

Итак, всем гражданам РФ, застрахованным по ОПС, гарантируется право на пенсионное обеспечение при возникновении страхового случая – наступления старости, инвалидности или утраты кормильца.

На основании законодательства РФ пенсионное страхование в России осуществляется страховщиком, который может быть как государственным (ПФР), так и негосударственным.

Обеспечить, чтобы определенные группы самозанятых лиц были обязательно застрахованы в установленном законом пенсионном страховании. Концепция преподавания широко трактуется здесь: занятия, а также занятия по гольфу или аэробности. Об этом говорят как о самоочевидности. Вы не знаете, относится ли это к вам? Затем прочитайте соответствующую главу. Ремесленники и домостроители. . Если вы самозанятые в качестве педагога, педагога или воспитателя и использовать требование страхования, у вас нет пенсионного страхования.

Конечно, вы понимаете, что если деятельность сотрудников на вашем лице с вашей собственной работы, связанной, так что мы можем вычесть это на страхование. Поэтому мы не можем оценить мощность очистки в вашем частном доме. Если вы работаете в качестве вспомогательного работника в пределах лимита незначительности, вы также будете облагаться обязательным страхованием. Другое дело, если у вас есть несколько второстепенных сотрудников, которые заменяют застрахованного сотрудника.

Понятие, принципы, и сущность обязательного пенсионного страхования

Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

Читайте также:  Ответственность за неисполнение решения суда

Обязательное пенсионное страхование является составной частью системы обязательного социального страхования на территории РФ. Основные положения обязательного пенсионного страхования устанавливаются ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» обязательное пенсионное страхование — это система создаваемых государством правовых, экологических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения; обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ);средства обязательного пенсионного страхования — денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию; бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; обязательные платежи — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также — страховые взносы) — индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ); стоимость страхового года — утверждаемая Правительством Российской Федерации сумма денежных средств, которая определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного частью 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», увеличенное в 12 раз, и исходя из которой определяется объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате трудовых пенсий в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ); солидарная часть тарифа страховых взносов — часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ);индивидуальная часть тарифа страховых взносов — часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ).

Страховые взносы – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Данные виды взносов рассчитываются с заработной платы и иных выплат, начисленных по каждому сотруднику ежемесячно на последнее число месяца исходя из базы для исчисления страховых взносов. А уплачиваются не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Страховые взносы на ОПС, ОМС, на случай ВНиМ уплачиваются в ИФНС по месту нахождения организации, а страховые взносы на травматизм — в Фонд социального страхования.

В случае неуплаты страховых взносов работодатель несет налоговую, административную и уголовную ответственность.

Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию: законодательная база

Список участников правоотношений в рамках системы ОПС зафиксирован в ФЗ-167 от 15.12.01. Согласно документу, в системе ОПС участвуют:

  • страховщик – пенсионные фонды, как государственные, так и негосударственные, выступающие получателями страховых взносов;
  • страхователь – работодатель или ИП, которые уплачивают социальные взносы в ПФР/НПФ от имени застрахованных лиц;
  • застрахованные лица – граждане, являющиеся плательщиками страховых взносов получателями услуг рамках ОПС.

Кроме того, данным нормативным документом регламентируются общие положения пенсионного обеспечения, а именно разъяснение понятий риска и страхового случая, а также перечень выплат, гарантируемых при наступлении такого случая. Согласно закону, в общем порядке страховым случае считается достижение гражданином пенсионного возраста, в частных случаях – инвалидность или смерть пенсионера. Таким образом, ФЗ описывает порядок назначения:

  • пенсионных выплат при наступлении инвалидности;
  • страховой или социальной пенсии при достижение пенсионного возраста;
  • выплаты наследниками в связи со смертью пенсионера;
  • накопительной пенсии и механизм расчета сумм к выплате (общий порядок, срочная выплата).

Субъектами правоотношений считаются участники этих правоотношений, которые имеют определенные субъективные права и юридические обязанности. Согласно статье 4 Федерального закона 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года субъектами правоотношений в системе ОПС являются:

  • застрахованные лица;
  • страхователи;
  • страховщик.

Это могут быть как отдельно взятые граждане (физические лица), так и организации (юридические лица). При этом организации могут быть и государственными, и негосударственными.

В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:

  1. Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
  2. По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
  3. Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
  4. Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.

Страховая пенсия: кому и сколько?

Предусмотрено также назначение страховой пенсии до достижения необходимого возраста субъектом обязательного пенсионного страхования. Это происходит в случае наличия у застрахованного специального стажа в необходимом количестве. В законе представлен подробный перечень подобных случаев. Страховая пенсия выплачивается в фиксированном виде и каждый год индексируется государством.

Накопительная пенсия представляет собой ежемесячные выплаты пенсионных накоплений, которые частично состоят из взносов застрахованного лица, а также из доходов от инвестирования денежных средств. 6 % из упомянутых выше 22 процентов по тарифу составляют взносы, которые перечисляют работодатели на формирование накопительной доли пенсии.

Данная накопительная система работает у граждан, которые родились после 1967 года. У тех, кто родился раньше, также сформированы пенсионные накопления, однако, это касается граждан, которые были трудоустроены в период с 2002 по 2004 годы. Как правило, для ежемесячных выплат этого оказывается недостаточно, однако, есть возможность получить накопленные средства единовременно после выхода на пенсию.

Обязательное страхование временной утраты трудоспособности по причине болезни, травмы и в связи с материнством

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страховое обеспечение, выплачиваемое в виде пособия по временной нетрудоспособности, является наиболее существенной и значимой мерой социальной поддержки человека в случае его болезни. Выплата данного пособия за счет средств

Фонда обязательного социального страхования (ФСС РФ) – это возможность без материального ущерба для работодателя сохранять рабочее место за болеющим работником.

Также в новых социально-экономических условиях одной из наиболее важных задач государства является оказание помощи семье, в том числе помощи в связи с материнством и детством.

Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:

  1. временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством;
  2. беременность и роды;
  3. рождение ребенка (детей);
  4. уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  5. смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации:

  1. лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
  2. государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
  3. лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
  4. члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
  5. священнослужители;
  6. лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Читайте также:  Как получить налоговый вычет при покупке квартиры

Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, являются застрахованными лицами (табл. 16).

Таблица 16

Виды пособий ФСС и особенности их расчета и получения
Вид пособия Особенности расчета и получения
Пособие по временной нетрудоспособности (оплата больничного листа) Зависит:
1) от причины временной нетрудоспособности:
– в связи с заболеванием или травмой выплачивается:
а) за первые три дня – за счет средств страхователя;
б) за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, – за счет средств бюджета ФСС РФ;
– по иным случаям (уход за больным членом семьи, карантин, протезирование, долечивание в санатории) пособие выплачивается за счет средств бюджета ФСС РФ с 1-го дня нетрудоспособности и стажа работы.
2) страхового стажа работника:
а) менее 6 месяцев – в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ;
б) от 6 месяцев до 5 лет – 60 % среднего заработка;
в) от 5 до 8 лет – 80 % среднего заработка;
г) от 8 лет и более – 100 % среднего заработка.
Продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности зависит от оснований его выплаты
Пособия в связи с материнством:
1) пособие по беременности и родам («декретные») 1. Могут получать только женщины (в отличие от пособия по уходу за ребенком):
а) работающие;
б) безработные (уволенные в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными);
в) обучающиеся по очной форме обучения;
г) проходящие военную службу по контракту;
д) усыновившие ребенка и относящиеся к вышеперечисленным категориям;
2. Выплачивается работодателем полностью за счет средств ФСС РФ;
3. При возникновении ситуации одновременного получения права на пособие по уходу за ребенком и пособие по беременности и родам, стоит выбор одного из этих пособий;
4. Размер декретных выплат зависит:
а) от статуса получательницы (работающие, студентки, военнослужащие или уволенные);
б) страхового стажа (если менее 6 месяцев, то в размере не выше МРОТ);
в) размера заработной платы (ЗП). При этом пособие рассчитывается с ЗП по факту, но не более с суммы установленной предельной величины ЗП, с которой исчисляется страховой взнос в ФСС;
5. Продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам (до и после родов) зависит от сложности родов:
а) обычные роды – 70 + 70;
б) многоплодные – 84 + 110;
в) осложненные роды – 70 + 86 календарных дней
2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности Получают женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в срок до 12 недель беременности.
Размер устанавливается законодательно и ежегодно индексируется на размер инфляции, может быть скорректирован на территориальные (местные) коэффициенты (уральский, северный и др.).
Назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам.
3) единовременное пособие при рождении ребенка Размер устанавливается законодательно и ежегодно индексируется на размер инфляции, может быть скорректирован на территориальные (местные) коэффициенты (уральский, северный и др.), а также количество рожденных детей.
Получателем пособия является один из родителей
4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 1. Пособие выплачивается лицам, которые осуществляют уход за ребенком во время одноименного отпуска (матери или отцу, или бабушке, или дедушке).
2. Право на пособие по уходу за ребенком сохраняется при работе во время отпуска на условиях неполного рабочего времени либо на дому.
3. Размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40 % от среднего заработка. В некоторых случаях (например, неработающие) выплата производится в фиксированной сумме, которая подлежит ежегодной индексации.
4. При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.
5. Установлены минимальные и максимальные значения пособия
Пособие на погребение Размер устанавливается законодательно и ежегодно индексируется на размер инфляции, может быть скорректирован на территориальные (местные) коэффициенты (уральский, северный и др.)

Добровольное корпоративное социальное страхование

Корпоративное социальное страхование – страхование социальных рисков персонала как интересов входящих в корпорацию юридических и физических лиц. Эти интересы могут либо совпадать, либо противостоять в зависимости от особенностей корпораций как организационной, экономической и юридической структуры, их места в экономике страны и роли в обеспечении материальных и социальных потребностей работников.

Деятельность современных предприятий зависит от сложной сети социальных отношений. Долгосрочный коммерческий успех предприятия возможен только в условиях социальной стабильности, поэтому ключевым фактором успеха в данной ситуации является построение эффективной социальной политики предприятия, эффективного использования в этом процессе человеческого фактора.

Социальная политика, проводимая предприятием, означает деятельность работодателей и наемных работников по удовлетворению социальных потребностей, согласованию социальных интересов, реализации социальных прав и социальных гарантий, предоставлению социальных услуг, социальной защите персонала.

Социальная политика формирует благоприятные условия деятельности работников на предприятии, выступает необходимым фактором реализации персоналом своих способностей и возможностей. Без соответствующих социальных условий сложно достичь стратегических целей предприятия. Если на предприятии созданы такие социальные условия, то тем самым предоставляется больше возможностей для реализации работниками способностей и для их эффективной работы.

Особенности и функции

Обязательному пенсионному страхованию присущи традиционные категории и черты, но есть и особенности.

Страхователем выступают физические лица, юрлица и индивидуальные предприниматели, производящие отчисления.

Застрахованное лицо – это работник, который в будущем будет получать пенсию.

Главным страховщиком является Пенсионный фонд России. Если сравнить размер его бюджет с бюджетами других внебюджетных фондов, станет очевидно, что он намного значительнее.

Бюджет ПФР складывается из:

  • взносов работодателей;
  • добровольных взносов;
  • бюджетных переводов;
  • штрафных взысканий;
  • инвестиционных накоплений;
  • денег людей, получивших право на срочность пенсии;
  • запасных средств по накопительной пенсии.

Деньги из бюджета уходят на:

  • выдачу пенсий;
  • социальные выплаты;
  • материнский капитал;
  • иные цели.

Из бюджета Пенсионного фонда деньги идут не только на выдачу пенсий по старости, но и на выдачу пенсий по инвалидности и в связи с потерей кормильца.

Чтобы лучше понять сущность пенсионного страхования, нужно определить, какие функции оно выполняет. Если внимательно проследить «дух» ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» № 167, становится ясно, что функции ОПС следующие:

  1. Социальная – это фундаментальная функция пенсионного страхования, наиболее ярко отражающая его назначение. Речь идет о защите каждого члена социума, о создании стабильного жизненного уровня при наступлении нетрудоспособности.
  2. Стимулирующая – это недвусмысленный намек, что на государство надейся, а сам не плошай. Стимулирующая функция призвана сформировать понимание того, что размер своей будущей пенсии можно увеличить, ведь на ее размер влияет трудовой стаж и страховые взносы, уплаченные за период работы. А эти два показателя находятся под контролем самого человека.

Разъяснение некоторых основных понятий ОПС

Обязательное пенсионное страхование — это система мер (правовых, экономических), предпринимаемых государством и предусматривающих компенсацию официального дохода граждан, прежде получаемого ими (до пенсии).
В России исполнение указанных функций осуществляется специальными структурами:

  1. Пенсионным Фондом РФ (государственным).
  2. Негосударственными фондами.

Застрахованные лица — это лица, подпадающие под действие ОПС. К таковым отнесены граждане, имеющие гражданство РФ, граждане иных государств и лица, не имеющие гражданства, но постоянно или временно живущие в пределах РФ.

Персонифицированный (индивидуальный) учет — это процедура сосредоточения и учета на персональном лицевом счете (ИЛС) информации по каждому застрахованному, включая сведения о:

  • его трудовой занятости в виде стажа;
  • осуществленных перечислениях денег для формирования пенсии.

Величина причитающейся получателю выплаты зависит от общего объема накопленных денег. Номер счета (СНИЛС) каждого получателя указан в страховом документе (свидетельстве).

Соглашение об обязательном пенсионном страховании — это документ, оформляемый между гражданином и негосударственным фондом и предопределяющий при наступлении предусмотренного по сделке случая выплату получателю от НПФ части собранной суммы (накопительной).

Государственное пенсионное страхование

Государственное пенсионное страхование действует на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г.

К пенсиям государственного пенсионного обеспечения относятся:

  • ежемесячные денежные выплаты, которые предоставляются застрахованным гражданам в связи с наступлением их пенсионного возраста и с достижением законодательно установленной выслуги лет при работе в федеральных государственных гражданских службах;
  • при получении инвалидности во время прохождения военной службы в результате техногенных или радиационных катастроф (в том числе потеря кормильца);
  • для нетрудоспособных граждан в качестве предоставления необходимых к существованию денежных средств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *