Причины и виды уклонений от уплаты налогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причины и виды уклонений от уплаты налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия не только для экономики, но и для государства в целом. Государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, вследствие чего приходится ограничивать реализацию некоторых государственных программ, задерживать заработную плату работникам бюджетной сферы и т.д. Кроме того, неуплата налогов может иметь серьезные последствия в виде нарушения принципов конкуренции. Поэтому в настоящее время пресечение попыток неуплаты налогов возведено в ранг государственной налоговой политики.

Отвественность за налоговое преступление

За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:

  • штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);

  • принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;

  • арест сроком до шести месяцев;

  • лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.

Статья 28.1 УПК РФ предусматривает прекращение уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении следующих видов преступлений:

  • Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов (статья 198 УК РФ);
  • Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов (статья 199 УК РФ);
  • Неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ);
  • Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (статья 199.3 УК РФ);
  • Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (статья 199.4 УК РФ).

Классификация способов уклонения от уплаты налоговых платежей

Если рассматривать более подробно способы уклонения от уплаты налогов и сборов, которые используют предприятия, то можно отметить их многочисленность и разнообразие. На сегодняшний день предприятия, зарегистрированные в качестве юридических лиц, — это налогоплательщики большого числа прямых и косвенных налогов и сборов.

Исследователи предпринимали попытки классифицировать способы, при этом самая распространенная и ставшая хрестоматийной — классификация И. И. Кучерова. Автор предложил классифицировать способы в соответствии с элементами налогового механизма и со способами, которыми он подвергался воздействию.

Нельзя отрицать достоинства этой классификации, но ей присущи и недостатки. Важно отметить, что для решения криминалистических задач более точно подходит разделение способов совершения налоговых преступлений, учитывая 2 обстоятельства, которые приводились ранее: механизм формирования и уплаты налога, процесс криминализации налогового деяния. Подобный подход дает возможность объединения способов уклонения от уплаты налогов в соответствии с элементами налогообложения и формами воздействия, которое оказано на эти объекты. Определенные сочетания этих способов дают возможность охвата существенно большего числа способов совершения преступлений в сфере налоговых платежей.

Одним из распространенных способов совершения преступлений, которые предусмотрены ст. 199 УК РФ, является включение в бухгалтерскую отчетность заведомо ложных или искаженных данных. Так происходит нарушение правил бухгалтерского учета. Когда бухгалтерская отчетность составлена по всем правилам, то ее можно считать достоверной. Если в ней есть сведения, которые не соответствуют действительности, то ведение отчетности с нарушениями отражает уклонение от уплаты налогов. Подобные несоответствия выражаются в виде внесения в документы заведомо ложной информации, неотражения в документации некоторых результатов или операций.

Замечание 15

Можно рассмотреть определенные схемы уклонения от уплаты налогов, многие из которых достаточно известны и включены в различные источники, включая Интернет.

Основная особенность схемы уклонения от налогов, которая имеет в основании неучтенный наличный оборот, широко распространена в российском легальном бизнесе. Она состоит в использовании фиктивных операций. В некоторых случаях это может быть обналичивание (обмен официально заработанных безналичных средств, которые находятся в банке на расчетном счете, на неучтенную наличность с заключением фиктивных договоров по выполнению работ или оказанию услуг). Такой договор может быть основанием для перевода денег со счетов предприятий-налогоплательщиков на счета подставной компании-однодневки, которая впоследствии за вычетом своей комиссии вернет их уже в качестве неучтенных («черных»). Эти средства часто используют с целью выплаты черной зарплаты сотрудникам, формирования личных доходов руководства (управленцев, собственников), дачи взяток чиновникам, «откатов» представителям крупных потребителей за более выгодные заказы и др. В целом операции по обналичиванию всегда влияют на искажение реальной структуры затрат из-за замещения прибыли и заработной платы.

В определенных ситуациях обналичивание можно считать идентичным понятию «отмывание денег». В этой схеме функции компании состоят в том, что она за небольшую плату может принимать от розничного продавца неучтенную наличность, осуществляя безналичные платежи на банковский счет предприятия-оптовика. С этой целью происходит заключение двух контрактов, первый из которых состоит в приобретении предприятием продукции у оптовика, а второй заключается в поставке этой же продукции розничному продавцу. Оба договора можно считать фиктивными, поскольку продукцию оптовик на самом деле передает розничному продавцу.

Часто фиктивная операция в этом случае применяется с целью разорвать стандартную цепочку «оптовик – розничный продавец». Основное ограничение массового снижения валовой выручки в рознице представлено высокой вероятностью проведения встречной проверки счетов за отгруженную продукцию, выставляемых оптовиками потребителям, а также счетов за полученную продукцию, оплаченную розничными фирмами в соответствии с их официальной финансовой отчетностью. В ситуации, когда у определенной розничной компании сумма «входящих» счетов меньше, чем сумма «исходящих» счетов от его оптового поставщика, налоговый орган вправе предположить снижение валовой выручки от продажи в розничном звене или сокрытие продукции в оптовом звене с целью ее дальнейшего выведения в неучтенный оборот.

В некоторых случаях между подлинными оптовиками и розничными торговцами может быть введена подставная компания-однодневка, принимающая на себя все обязательства по осуществлению налоговых платежей. Это отражается в отчетности, в соответствии с которой оптовик поставляет продукцию некой неизвестной ему компании, своевременно оплатившей поставку.

Замечание 16

На самом деле оптовики передают товар розничному продавцу, а по его отчетности продукция проходит в качестве полученной от компании на реализацию (без осуществления предварительной оплаты).

Подобная отчетность хранится розничным продавцом до момента реализации всей партии продукции (пока она хранится на его складах), после чего все документы, касающиеся продукции, уничтожаются. Это происходит по той причине, что розничный продавец уверен — налоговый орган никогда не сможет провести сопоставление его «входящих» счетов с «исходящими» счетами оптового поставщика. Компания-однодневка, выполнив свое предназначение, исчезает, а вместе с ней пропадает и вся информация о ее контрагентах. Данные схемы и их использование резко расширяет возможности уклоняться от уплаты налогов в легальном бизнесе. Если используется «обналичивание», широкий доступ к неучтенной наличности получают компании, которые реализуют свою продукцию и услуги по безналичному расчету.

Обналичивающие компании никому не показывают собственные отчеты и никогда не уплачивают налоги. По этой причине на практике они работают только короткое время, впоследствии перед датой сдачи своего первого бухгалтерского баланса закрывая свои банковские счета и освобождая арендованные помещения. В этой ситуации происходит уничтожение всех документов и компания исчезает, не пройдя процедуру официальной ликвидации. Формально такой исчезнувшее предприятие можно попытаться найти на основе сведений о ее руководителе, главном бухгалтере или учредителях. Но на практике административные должности подобных фирм заняты подставными лицами (пенсионерами или инвалидами, которые за небольшую оплату только подписывают документы). Часто в таких фирмах учредителями являются мертвые души. В частности, уставные документы подобного предприятия могут содержать информацию из утерянных (недействительных) паспортов (документов умерших людей).

Работа по организации компаний-однодневок в сущности представляет собой криминальную деятельность. Но, несмотря на это, услуги подобных фирм были и по настоящее время остаются очень дешевыми и востребованными.

Пример 5

Так, в г. Москве в области операций обналичивания комиссия компании-однодневки составляет не более 2–3%, а официальное проведение данных операций с выплатой всей суммы обязательных налогов составляет не менее 20–30%. Если сравнить эти цифры, то можно наглядно увидеть эффективность и понять популярность фирм-однодневок.

Читайте также:  Маркировка молочной продукции и упакованной воды в 1С

Пример использования предприятия-однодневки в области уклонения от уплаты налогов с дальнейшим обналичиванием выведенных из-под налогообложения денег (перевод в офшоры) — «комиссионная схема», которую выявили в процессе расследования уголовного дела о поставке авиационного керосина ОАО «Шереметьево».

Расследование установило, что эти поставки осуществлялись за счет перепродажи авиатоплива от одной компании-однодневки к другой. Подобные действия позволили поставщикам уклоняться от налоговых выплат, завышая цены. При этом разница реальной цены керосина и накрученной стоимости была выведена в офшоры или обналичена, а объемы выведенных средств насчитывали миллиарды рублей.

Уклонение от уплаты налогов физическими лицами и фирмами может реализоваться с помощью разных незаконных схем. Все такие схемы хорошо известны сотрудникам ФНС, поэтому во время проверки налогоплательщиков они часто выявляют разные несоответствия.

К наиболее распространенным схемам относится:

  • открытие фирм-однодневок, куда перечисляются средства за разные услуги, которые фактически не оказываются, после чего деньги снимаются со счета, а компания закрывается;
  • регистрация ИП на лиц, которые вводятся в заблуждение или не осознают последствия своих действий;
  • привлечение мелких кредитных организаций для незаконного обналичивания денег;
  • перевод средств на счета, открытые на физлиц, например, человек в банке открывает вклад, куда перечисляются деньги компанией, после чего гражданин закрывает вклад, снимая все средства;
  • использование маткапитала в процессе покупки квартиры, которая далее переоборудуется в коммерческую недвижимость, используемую для получения дохода;
  • заключение фиктивных сделок, на основании которых покупаются или продаются объекты недвижимости.

Все вышеуказанные действия являются противозаконными, поэтому нарушители привлекаются к ответственности.

Ответственность за уклонение от налогов может быть уголовной, если из-за действий налогоплательщиков в государственный бюджет не перечисляется крупная или особо крупная сумма средств. При этом предусматриваются следующие виды наказаний:

  • для физических лиц предусматривается штраф до 300 тыс. руб., который может заменяться лишением свободы на один год;
  • если имеются доказательства сокрытия доходов в особо крупном размере, то увеличивается штраф до 500 тыс. руб., а также может применяться тюремное заключение на три года;
  • если виновником является компания, то для должностных лиц применяется штраф до 300 тыс. руб. или лишение свободы на два года;
  • дополнительно ответственные лица, работающие в компании, не могут в будущем в течение длительного времени занимать руководящие посты и заниматься предпринимательской деятельности;
  • если подтверждается, что преступление было совершено группой лиц, являющихся работниками одного предприятия, то для каждого применяется штраф до 500 тыс. руб. и лишение свободы на три года.

Конкретный вид наказания в рамках УК назначается только судом, для чего в обязательном порядке проводится судебное разбирательство. Так как применяемые меры являются действительно жесткими и специфическими, все налогоплательщики должны ответственно подходить к своей обязанности по уплате разных сборов.

Субъект преступления (специальный)

Физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, в функциональные обязанности которого входит уплата налогов (страховых взносов) с предприятия.

Таким лицом, как правило, является руководитель исполнительного органа. Однако встречаются случаи, когда функциональные обязанности по расчету и уплате налогов приказом по предприятию (например, в установочном приказе об учетной политике предприятия на отчетный год) возлагаются на финансового или коммерческого директора, одного из заместителей директора и т.д. Итак, круг субъектов данного преступления ограничивается теми лицами, на которых возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и уплате налогов.

Следует иметь в виду, что полномочия руководителей (исполнительных органов) юридического лица определяются следующей законодательной и нормативно — правовой базой:

  • законами (например, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д.);
  • Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • уставами предприятий;
  • трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми с руководителями или учредителем (учредителями) предприятий;
  • Положением о бухгалтерском учете и отчетности в редакции Приказа Минфина России от 19 декабря 1995 г. N 130;

КонсультантПлюс: примечание.

ОБМАН НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Напомним, что основным элементом объективной стороны налогового преступления является обман в форме представления в налоговые органы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, а равно в форме уклонения от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций, совершенный в крупном размере. Оконченным же преступление считается с момента представления отчетных бухгалтерских документов в налоговый орган . Следовательно, если организация вообще не представляет в налоговый орган никакой отчетности, то она и не обманывает его, а значит, эти действия, пусть даже и сопряженные с неуплатой налогов в крупных или особо крупных размерах, никакой уголовной ответственности не влекут.

См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (Институт государства и права РАН). — М.: Юристъ, 1996.

Логику законодателя здесь понять весьма сложно. Еще сложнее понять логику правоохранительных органов. Они готовы возбудить уголовное дело в отношении добросовестного налогоплательщика, допустившего ошибку, неверно истолковавшего закон или не вовремя заплатившего налог, но не имеют права на такие действия в отношении организаций, которые вообще не платят налоги, не представляют бухгалтерскую отчетность и по сути игнорируют закон.

А ведь, несмотря на повышение активности по выявлению налоговых правонарушений, и сегодня подобных организаций и фирм еще очень много. Значительная часть из них открывается по фиктивным или утраченным документам, в оффшорных зонах, в странах ближнего зарубежья и т.д. Делается это в целях отвлечения внимания от основных коммерческих структур, действующих в России, отмывания «грязных» денег, скупки недвижимости, мошенничества на рынке жилья, реализации несертифицированного продовольствия и иных, в том числе подакцизных, товаров, осуществления другой незаконной предпринимательской деятельности, обналичивания денег, перекачки средств за границу и реализации всевозможных криминальных сделок, например в период предвыборных кампаний.

Представляется, что этот пробел в налоговом и уголовном праве законодатель должен устранить. Может быть, тогда у налоговой полиции останется больше времени на борьбу с таким криминалом, а невиновных налогоплательщиков оставят в покое.

Для того чтобы минимизировать налоговую нагрузку, многие налогоплательщики свою деятельность, имеющую определенные ограничения, препятствующие переходу на упрощенную систему налогообложения, делят на ряд более мелких, подпадающих под упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности (далее — ЕНВД). Например, один магазин с большой площадью делят на несколько отделов площадью менее 150 кв. м. Управляющие отделами регистрируются в качестве предпринимателей и оформляют свою торговлю через ЕНВД, получив свою площадь в аренду и заключив, например, договор поручительства, реализуют товар.

В рамках налоговой проверки обстоятельства, свидетельствующие об умышленных действиях налогоплательщика, можно установить в ходе осмотра помещения и территории, допроса сотрудников магазина, анализа движения денежных средств на расчетных счетах предпринимателей, проверки кассовых книг и ККМ, установить лицо, которому подчиняются управляющие отделами, единые складские помещения, транспорт, грузчики и иной персонал.

Так, об умышленных действиях налогоплательщика свидетельствует следующее:

  • реализация товара предпринимателем осуществляется в пределах торговых площадей, используемых налогоплательщиком, при этом арендованные предпринимателем у налогоплательщика торговые площади фактически не представляют собой самостоятельную торговую точку с автономной системой торговли, имели общие входы, общие торговые залы, оформленные в едином фирменном стиле сети магазинов общества, в которых находились и товары, принадлежащие обществу, и товары предпринимателя;
  • не обособлены от торговых площадей, занимаемых товарами налогоплательщика, единые складские помещения;
  • получение денежных средств от покупателей товаров общества и предпринимателя осуществлялось через единые кассовые линии (кассовые терминалы), расчеты с покупателями осуществляются работниками налогоплательщика на всех кассах, в том числе принадлежащих предпринимателю. Выручка, полученная от продажи товаров, учитывается через единое программное обеспечение кассовой техники, производится совместное инкассирование выручки налогоплательщика и предпринимателя;
  • товары приобретаются налогоплательщиком и предпринимателем по заявке предпринимателя у одних и тех же поставщиков, при этом товары для общества и товары для предпринимателя поступают на склад и в магазины общества, доставка, разгрузка товара и его хранение осуществляется силами общества ввиду отсутствия соответствующих работников у предпринимателя;
  • трудовую деятельность фактически осуществляли одни и те же сотрудники, которые воспринимают общество и предпринимателя как единый субъект предпринимательской деятельности.

Причины совершения налоговых правонарушений и преступлений

Прежде чем приступить к выявлению причин, которые служат основанием для уклонения от уплаты налогов, необходимо определить сущность категории «причины совершения налоговых преступлений и правонарушений». Само понятие «причина» подразумевает под собой явление, непосредственно обусловливающее, порождающее другое явление — следствие . Таким образом, категорию «причины совершения налоговых преступлений и правонарушений» можно определить как совокупность негативных экономико-политических, гражданско-правовых и социальных явлений, характерных для конкретного государства, соединение которых создает предпосылки для совершения налоговых правонарушений и преступлений.

Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров, М.С. Гиляров, Е.М. Жуков и др. М., 1980. С. 1074.

Данной теме неоднократно уделялось внимание специалистов в области налогового права, причины совершения налоговых правонарушений и преступлений условно структурировались в группы по различным основаниям . По нашему мнению, наиболее обоснованной представляется следующая классификация причин: социально-экономические, политические, технические, правовые, цивилистические и организационные.

Читайте также:  Вид на жительство в России 2023

См.: Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России; Фонд «Университет», 2000; Соловьев И.Н. Реализация уголовной политики России в сфере налоговых преступлений: проблемы и перспективы: Дис. … док. юрид. наук. М., 2004; Хоменя А.В. Уголовная ответственность за налоговые правонарушения: сравнительно-правовой аспект // Соискатель. 2004. N 1. С. 108; и др.

К социально-экономическим следует отнести следующие причины: необоснованно высокое совокупное налоговое бремя, которое несет налогоплательщик; налогообложение, которое не учитывает специфику отдельных видов финансово-хозяйственной деятельности, ее сезонность, как, например, в сельском хозяйстве; отсутствие в определенные периоды оборотных активов, обусловленное спецификой отдельных видов деятельности, что существенно затрудняет своевременное исполнение налогоплательщиком своей обязанности. Большое значение имеет нестабильность экономической ситуации в стране, когда налогоплательщик осознает: государство не в силах защитить его от финансово-экономических кризисов, поэтому налогоплательщик стремится любыми, в том числе нелегальными способами максимально быстро получить прибыль, перевести ее в какие-либо активы, наименее подверженные влиянию кризиса, что позволит ему защитить свое дело от финансового стресса и возможного банкротства. В данной группе также необходимо обратить внимание, что вследствие вышеуказанных факторов, если налогоплательщик понимает, что совокупная выгода, которую он получит в результате совершения налогового правонарушения, явится для него настолько существенной, что даже правовые последствия, которые он понесет, будут иметь для него меньшее значение, т.е. сумма сокрытого налога будет большей, нежели санкции за неуплату (неполную и несвоевременную уплату) налога, налогоплательщик будет заинтересован в совершении данного противоправного деяния.

Причины политического характера прежде всего заключаются в недостаточно полной реализации государством функций налогов. Регулирование посредством налогов отдельных видов деятельности на практике практически не осуществляется, что приводит к чрезвычайно высокому уровню роста организаций, занятых в определенных высокодоходных секторах экономики, как правило, связанных с добычей различного рода сырья, ресурсов или полезных ископаемых, ввиду своей простоты и минимальности затрат, что довольно быстро приводит к полной зависимости экономики государства от динамики стоимости конкретного вида ресурса. Последствия указанного негативного явления в настоящий момент проявляются в Российской Федерации, когда наблюдается картина все большей зависимости экономики от результатов деятельности предприятий, занятых в сфере добычи нефти, колебания стоимости которой существенно отражаются на экономической стабильности. И наоборот, фактическое недоведение льгот до конечного потребителя — предприятия, например, занятого в сфере НИОКР, делает данную деятельность крайне невыгодной, что приводит к существенному сокращению количества организаций этой направленности и в конечном итоге ко все большей технологической отсталости государства.

Стимулирующая же функция налогов на практике объективно не выполняет своего назначения, так как налогоплательщик при полной реализации данной функции, помимо получения различного рода льгот в проблемных сферах финансово-хозяйственной деятельности в силу их специфики, должен быть заинтересован в тех привилегиях, которые он может получить как добросовестный налогоплательщик.

Раскрывая характер технических причин, отечественные специалисты прежде всего указывают на недостаточно отработанный механизм применения форм и методов налогового контроля. Так, действующее законодательство предусматривает значительный объем различных видов бухгалтерской отчетности по отдельным видам налогов, которая призвана сделать финансово-хозяйственные операции прозрачными для налоговых органов, но, тем не менее, своей задачи не выполняет. Таким образом, с одной стороны, налоговые органы не в состоянии контролировать все финансово-хозяйственные операции организации на основе предоставляемых им документов, с другой стороны, налогоплательщику приходится содержать ��ущественно раздутый штат бухгалтерских сотрудников, которые так или иначе занимают дополнительные штатные ячейки в организации и на месте которых могли бы находиться иные сотрудники, непосредственно задействованные в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия и приносящие организации дополнительную прибыль. Для крупных предприятий значительный штат бухгалтерских сотрудников в принципе воспринимается как должное, но для предприятий малого и среднего бизнеса это существенное отвлечение людских ресурсов, задействованных в процессе производства прибавочной стоимости.

По налоговому законодательству Российской Федерации налогоплательщики (организации и физические лица) имеют одинаковый объем прав и обязанностей. В качестве одной из обязанностей пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ предусматривает представление налоговому органу необходимой информации и документов в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ. На практике подобная информация и документы могут быть истребованы у физических лиц при проведении камеральных налоговых проверок. В иных случаях только с добровольного согласия физического лица им могут быть предоставлены пояснения по исчислению и уплате налогов.

В связи со значимостью налогов и сборов для благосостояния государства и общества, а также неуменьшающимся уровнем налоговых правонарушений считаем необходимым рассмотрение законодательными органами возможности внесения изменений в налоговое законодательство страны, устанавливающее обязанность налогоплательщиков (физических лиц) предоставлять разъяснения в налоговые органы по исчислению и уплате налогов, а также в случаях обнаружения налоговыми органами фактов существенного различия между доходами и расходами физических лиц.

В общем, данный подход можно именовать концепцией налоговой виновности физических лиц. Следует сразу указать, что мы отстаиваем данную точку зрения только в отношении физических лиц (с целью избежания возможных злоупотреблений со стороны налоговых и правоохранительных органов в отношении крупных налогоплательщиков — юридических лиц) и только применительно к сфере налогообложения. Указанная мера способствовала бы существенному сокращению теневых финансовых махинаций, связанных с обналичиванием денежных средств, выведенных из-под налогообложения, и их последующим введением в легальный оборот посредством совершения с ними различного рода гражданско-правовых сделок, в том числе купли-продажи.

В заключение необходимо указать, что только применение всех вышеперечисленных правовых и организационных средств в их совокупности может принести существенный результат в сфере борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Напоминаем, что непосредственно под уголовную ответственность подпадает только уклонение в крупном или особо крупном размере. Далее приведена таблица с актуальной информацией по теме.

Размер штрафа за неуплату налогов

Статья

Крупный размер, млн. руб. РФ

Особо крупный, млн. руб. РФ

1

194

1

3

2

198

0,6 (за три фин. года, если это более 10% от суммы, которую нужно было уплатить)

или если сумма превысит 1,8

3 (если это более 20% от суммы, которую нужно было уплатить)

или если сумма превысит 9

3

199

2 (за три фин. года, если это более 10% от суммы, которую нужно было уплатить)

или если сумма превысит 6

10 (если это более 20% от суммы, которую нужно было уплатить)

или если сумма превысит 30

4

199.1

Аналогично условиям ст. 199

Аналогично условиям ст. 199

Налоговые преступления рассматриваются государством как тяжкие, так как они влияют на экономическое положение страны, и могут заметно ослабить безопасность в данной сфере. Потому государство стремится максимально защитить себя от недобросовестных налогоплательщиков, и устанавливает жесткие правила относительно нарушителей.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой ряд действий, направленных на уменьшение налоговых отчислений в пользу государства. Все они носят умышленный характер, и потому ответственность тут будет гарантированная. Государство рассматривает множество способов уклонения от уплаты. Чаще всего встречаются следующие:

  1. После получения прибыли ее реальная величина занижается. Для этого злоумышленники подменяют или аннулируют накладные, а также уничтожают оригиналы документов. Как итог – первичная документация отсутствует, и прибыль искажается в сторону, выгодную неплательщику. Уклонение от уплаты налогов и сборов тут налицо.
  2. После продажи определенных услуг (товаров) размер выручки отображается не в полном объеме, или вообще не фиксируется в документах. Нарушители уничтожают документы, тем самым не внося их в налоговый реестр. Итогом будет значительное уменьшение суммы налога.
  3. Физическое лицо сдает принадлежащую ему собственность в аренду, однако не заключает никаких официальных договоренностей, не фиксирует полученный доход в своей налоговой декларации.

Возможные схемы уклонений

Если говорить о физических лицах как об уклонистах, то они используют стандартные способы. Чаще всего преступление совершается следующим образом:

  • налогоплательщик скрывает получение дохода;
  • игнорирует обязанность о подаче налоговой декларации;
  • незаконно использует предоставляемые льготы;
  • не встает на учет;
  • представляет ФНС ложные сведения.

Юридические лица, то есть организации, также имеют свои методы, позволяющие им уклоняться от выплаты налогов и сборов. Самыми распространенные способы представлены в таблице:

Правонарушение Ответственность
Осуществление деятельности без постановки на учет. Ст. 117 НК РФ
Нарушение правил ведения учета. Ст. 120 НК РФ
Занижение налоговой базы. Ст. 122 НК РФ
Несоблюдение сроков подачи документов в ФНС. Ст. 126 НК РФ

Кроме этого, юридические лица часто используют фиктивные фирмы-посредники, «серую» заработную плату для сотрудников и т. д. Подобные схемы могут уменьшить сборы и налоги с организации, которые она обязана платить. Но так как это незаконно, рано или поздно налоговая инспекция раскроет такой способ уклонения от уплаты и привлечет нарушителя к ответственности. Злостные уклонисты нередко вынуждены платить большие штрафы или даже жертвовать своей свободой, садясь в тюрьму.

Возможные схемы уклонений

Если говорить о физических лицах как об уклонистах, то они используют стандартные способы. Чаще всего преступление совершается следующим образом:

  • налогоплательщик скрывает получение дохода;
  • игнорирует обязанность о подаче налоговой декларации;
  • незаконно использует предоставляемые льготы;
  • не встает на учет;
  • представляет ФНС ложные сведения.

Юридические лица, то есть организации, также имеют свои методы, позволяющие им уклоняться от выплаты налогов и сборов. Самыми распространенные способы представлены в таблице:

Правонарушение Ответственность
Осуществление деятельности без постановки на учет. Ст. 117 НК РФ
Нарушение правил ведения учета. Ст. 120 НК РФ
Занижение налоговой базы. Ст. 122 НК РФ
Несоблюдение сроков подачи документов в ФНС. Ст. 126 НК РФ

Кроме этого, юридические лица часто используют фиктивные фирмы-посредники, «серую» заработную плату для сотрудников и т. д. Подобные схемы могут уменьшить сборы и налоги с организации, которые она обязана платить. Но так как это незаконно, рано или поздно налоговая инспекция раскроет такой способ уклонения от уплаты и привлечет нарушителя к ответственности. Злостные уклонисты нередко вынуждены платить большие штрафы или даже жертвовать своей свободой, садясь в тюрьму.

Расследование налоговых преступлений, совершаемых физическими лицами

В общей массе налоговых преступлений очевиден рост доли посягательств налогоплательщиков — физических лиц. Они укрывают от налогообложения, как правило, доходы, полученные от предпринимательской или иной деятельности, например от сдачи в аренду жилых домов, дач, квартир, гаражей, автомобилей, другого имущества. Кроме того, от налогообложения зачастую укрываются доходы, полученные в виде подарков, по дивидендам от акций, а также в качестве денежных вознаграждений за выполнение ремонтно-строительных работ для индивидуальных заказчиков.

Граждане совершают налоговые преступления такими характерными способами: 1) занимаются предпринимательской деятельностью без регистрации в налоговых органах либо группа лиц осуществляет такую деятельность по одному свидетельству; 2) не включают в декларации сведения о полученных доходах при занятии предпринимательской деятельностью, доходы по гражданско-правовым договорам, за индивидуальное обслуживание частных заказчиков, иные поступления; 3) скрывают выручку при розничной торговле путем подмены или уничтожения накладных и других учетных документов; 4) занижают объемы реализации (суммы сделки) на заранее оговоренные с покупателем суммы; 5) уклоняются от уплаты налогов при реализации недвижимого имущества путем занижения его стоимости в договорах купли-продажи; 6) стоимость товаров и услуг выплачивается без бухгалтерского и кассового учета, а все расчеты идут за наличные; 7) фиктивно (по документам) завышается расходная часть баланса и занижается доходная.

Практика выявления налоговых преступлений, совершаемых физическими лицами, свидетельствует о том, что наиболее криминогенной стала деятельность предпринимателей без образования юридического лица, для которых предусмотрена упрощенная форма отчетности по аналогии с предприятиями малого бизнеса.

Способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов, применяемые частными предпринимателями, можно разделить на связанные с сокрытием ведения финансово-хозяйственной деятельности или полученных от нее доходов. К первой группе относится осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, лицензии и постановки на учет в налоговых органах. Тогда используются поддельные документы, чужие паспорта. Во вторую группу способов уклонения от уплаты налогов или сборов включаются все те из них, которые связаны с умышленным искажением в декларациях сведений о доходах и расходах путем различных бухгалтерских махинаций. Наиболее типичными являются: занижение объема реализованной продукции, сокрытие выручки от розничной торговли путем фальсификации или уничтожения документов после продажи, завышение производственных затрат.

Максимальное количество налоговых преступлений индивидуальные предприниматели совершают в сфере розничной торговли, где чаще всего производятся расчеты наличными деньгами, занижаются объемы реализованных товаров, скрывается выручка, завышаются затраты. Нередко реальный товарооборот и сумма доходов, получаемых такими предпринимателями, превышают показатели крупных объединений.

Формы уклонения от уплаты налогов:

Обход налогов — форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных, чаще правомерных, действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог. В зависимости от законности действий предприятий и граждан, способы обхода налогов можно разделить на 2 группы: правомерные и неправомерные.

К правомерным действиям относятся следующие:

воздержание от осуществления деятельности, результаты которой подлежат налогообложению, однако он непопулярен и неэффективен, так как может частично или полностью парализовать хозяйственную деятельность предприятия или предпринимателя и не оправдать себя с точки зрения получения выгоды от такой деятельности;

организация деятельности юридического лица, при которой оно не будет являться налогоплательщиком;

осуществление юридическим лицом деятельности, результаты которой не подлежат налогообложению в силу закона;

осуществление юридическим или физическим лицом деятельности, доходы от которой не подлежат налогообложению;

Вторую группу составляют неправомерные способы:

осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации;

Налоговое планирование, налоговая оптимизация (уклонение от уплаты налогов без нарушения законодательства) — форма снижения размера налоговых обязательств посредством целенаправленных планомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательных льгот, приемов и механизмов, а также действий, направленных на правомерный обход налогов, то есть такие действия не имеют состава преступления или правонарушения. И не влекут неблагоприятных последствий в виде уголовной и административной ответственности. Налоговое планирование отличается от обхода налогов тем, что рассчитано на более длительный срок (несколько отчетных периодов).

Причины уклонения от уплаты налогов различны, стремление избежать их есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства и обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал или доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены законом. Во всех, без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере всегда стоит на первом месте. Можно выделить следующие

Причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:

моральные;

политические;

экономические;

правовые.

Моральные причины порождаются существом и характером налоговых законов, а также налоговой системой в целом. В случае непосильного «налогового гнета», когда налогоплательщик фактически «работает на государство» и отдает ему львиную долю своих доходов, у него рождается чувство подавления его государством. Как ответная реакция на такое подавление выступает уклонение от уплаты налогов.

Политические причины — когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, но и как инструмент социальной или экономической политики. Как инструмент социальной политики налоги проявляются, когда класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса. Как инструмент экономической политики налоги проявляются в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике и наоборот.

Экономические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов также довольно часто. Их можно разделить на два вида:

*причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика и *причины, порожденные экономической конъюнктурой.

Финансовое положение иногда является решающим фактором. Если финансовое положение предприятия стабильно, то оно вряд ли станет на путь уклонения от уплаты налогов.

Правовые причины кроются в сложности налоговой системы, которая препятствует эффективности налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия, как для экономики, так и для государства в целом. Государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, поэтому ему приходиться ограничивать реализацию некоторых государственных программ, не выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы и т.д. Кроме того, неуплата налогов может иметь серьезные последствия в виде нарушения принципов конкуренции. Поэтому в настоящий момент пресечение попыток неуплаты налогов возведено в ранг государственной налоговой политики. Можно выделить

Пять основных способов и средств, с помощью которых государство борется с уклонением от уплаты налогов:

Доктрина «существо над формой» сводится к тому, что юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой, т.е. имеет значение характер фактически сложившихся отношений между сторонами, а не название договора.

Доктрина «деловая цель» заключается в том, что сделка, которая создает налоговые преимущества недействительна, если она не достигает деловой цели.

Право на обжалование сделок налоговыми или иными органами является одним из основных способов борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Налоговые органы вправе обжаловать в суде сделки, совершаемые юридическими или физическими лицами.

Презумпция облагаемости предполагает, что налогами должны облагаться все объекты налогообложения, за исключением тех, которые прямо перечислены в законе. Иначе говоря, налогоплательщик сам должен доказывать свою невиновность, если будет установлен факт нарушений.

Заполнение пробелов в налоговом законодательстве сводится к тому, что законодатели принимают соответствующие поправки к налоговым законам, закрывая различные «лазейки», дающие возможность уклоняться от уплаты налогов. Они принимаются в основном по результатам практической деятельности налоговых органов и вносимых ими предложений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *