Правила обращения с отходами: что это такое и какие виды бывают

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила обращения с отходами: что это такое и какие виды бывают». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Что касается законодательства в сфере обращения с отходами, основным нормативным актом, регулирующим данную сферу, является ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления». Документ включает в себя 8 глав и 31 статью и регулирует разные вопросы – от общих требований к предприятиям до правил обращения с мусором на собственности муниципальных образований.

Перспективы и возможные изменения в действующем законодательстве РФ

В России уже действует Стратегия экологической безопасности – до 2025 года. В Стратегии закреплены основные принципы дальнейшей законодательной активности в области экологии и обращения с отходами в частности. Ежегодно в России вырабатывается около 4 миллиардов тонн отходов. Не все регионы справляются с поставленными перед ними задачами по осуществлению обращения с отходами.

В 2019 году были введены изменения в закон и осуществлена так называемая «мусорная» реформа. Согласно изменениям в праве обращение с твердыми коммунальными отходами теперь осуществляют региональные операторы – это коло 50-60 миллионов тонн отходов в год на всю Россию.

Реформой предусмотрено право регионов отложить новые порядки обращения с отходами, из-за чего она до сих не реализована полностью.

В целях исправить сложившуюся ситуацию, Министерством финансов уже разработан проект о внесении новых неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ. Речь идет о введении экологического налога, который заменил бы собой уже существующие платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Вероятно и продвижение работ с инфраструктурой. Неосуществление мусорной реформы во многом обязано отсутствию безопасных полигонов и мест хранения мусора. Будет невозможно долго игнорировать эту проблему. Одного лишь взимания налогов с граждан, направленных на работы с ТКО, оказалось недостаточным.

Национальным проектом «Экология» уже сейчас предусмотрено выделение 17 миллиардов рублей для решения проблем с инфраструктурой, необходимой для обращения мусором I-II класса опасности. Еще 18 миллиардов планируется привлечь из внебюджетных источников. Общее количество бюджетных вливаний должно по итогу достигнуть 107 миллиардов, из которых 6 предоставят субъекты.

Методы переработки отходов

Основными методами переработки отходов являются биоразложение, компостирование и сжигание.

Компостирование – это биологический метод обезвреживания твердых бытовых отходов (ТБО), содержащих большое количество органики. Сущность процесса заключается в следующем. Разнообразные, в основном теплолюбивые, микроорганизмы активно растут и развиваются в толще мусора, в результате чего происходит его соморазогревание до 60 оС. При этой температуре погибают патогенные микроорганизмы. Разложение твердых органических веществ в бытовых отходах продолжается до получения относительно стабильного материала, подобного гумусу. При этом более сложные соединения разлагаются и переходят в более простые. Недостатком компостирования является необходимость складирования и обезвреживания некомпостируемой части мусора, объем которой составляет значительную часть общего количества мусора. Эта проблема может быть решена путем сжигания, пиролиза или вывоза отходов на полигоны.

Биоразложение органических отходов считается наиболее экологически приемлемым и экономически целесообразным методом их переработки.

В настоящее время многие разбавленные промышленные отходы обрабатываются биологическими способами. Обычно используется аэробная технология, основанная на окислении, осуществляемом микроорганизмами в аэротенках, биофильтрах и биопрудах. Существенным недостатком аэробных технологий являются энергозатраты на аэрацию и проблемы утилизации образующегося избыточного активного ила – до 1,5 кг биомассы микроорганизмов на каждый удаленный килограмм органических веществ.

Анаэробная обработка методом метанового сбраживания лишена указанных недостатков: при этом не требуется затрат электроэнергии на аэрацию, уменьшается объем осадка и, кроме того, образуется ценное органическое вещество – метан. Механизм анаэробной микробиологической конверсии органических веществ весьма сложен и не до конца изучен. Тем не менее промышленные технологии анаэробной очистки получили широкое распространение за рубежом. В нашей стране интенсивные анаэробные технологии пока не используются.

Термические методы переработки отходов. Твердые бытовые отходы содержат до 30 % по массе углерода и до 4 % водорода. Теплотворная способность отходов определяется именно этими элементами. Разработаны различные технологии огневого обезвреживания отходов. Главными продуктами сгорания углерода и водорода являются соответственно СО2 и Н2О.

Читайте также:  Оспаривание решения налоговой: как признать его недействительным

При неполном сгорании образуются нежелательные продукты: монооксид углерода, низкомолекулярные органические соединения, полициклические ароматические углеводороды, сажа и др. При сжигании необходимо учитывать, что в составе отходов присутствуют потенциально опасные элементы, характеризующиеся высокой токсичностью и летучестью: различные соединения галогенов, азота, серы, тяжелых металлов (меди, цинка, свинца и др.).

В промышленной практике в настоящее время существует два направления термической переработки ТБО, основанные на принудительном перемешивании и перемещении материала:

  • слоевое сжигание на колосниковых решетках при температуре 900 …1000 оС;

  • сжигание в кипящем слое при температуре 850 … 950 оС.

Сжигание в кипящем слое обладает рядом экологических и технологических преимуществ, но требует обязательно подготовки отходов к такому процессу, поэтому распространено значительно меньше.

Наиболее экологически приемлемым представляется использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов. Для реализации этого направления необходимы по меньшей мере два условия: во-первых, наличие достаточно полной и легко доступной информации по источникам и накоплению реализуемых отходов; во-вторых, выгодная экономическая конъюнктура.

Экономическое регулирование данной области

Цель экономического регулирования в отрасли обращения с отходами – это побуждение производителей и населения к сортировке отходов, их повторному использованию и утилизации. Экономическое стимулирование, используемое в данной сфере предусматривает следующие меры:

  • Взимание платы за размещение отходов. Предполагается, что производственникам и бизнесменам будет гораздо выгоднее искать пути уменьшения производства побочных продуктов, пускать их в переработку и использовать повторно, чем платить за их размещение.
  • С целью улучшения экологической обстановки введена плата за ущерб экологии – утилизационный сбор с владельцев автотранспортных средств, как отечественного, так и иностранного производства.
  • Экологическому сбору подвергаются также производители и импортеры товаров в упаковке, оказывающей негативное влияние на экологию.
  • Установлены нормативы утилизации отходов, появляющихся при использовании товаров. Этинормативы обязательны к выполнению всеми производителями и импортерами этой продукции.
  • Введена Единая федеральная ИС по учету отходов, появляющихся в результате потребления товаров.

Внедрение этих мер уже приносит некоторые положительные изменения, но необходим дальнейший поиск экономических рычагов для наиболее эффективного решения насущных вопросов обращения с отходами и проблем с экологией.

Состав отходов потребления

Отработанные материалы, образовавшийся в результате жизни, работы людей разнообразен составом, классом опасности в отношении здоровья и экологии. Состав отбросов представлен Федеральным классификационным каталогом.

Грубо говоря, это всё, что не является промышленным и медицинским мусором:

  • негодная мебель;
  • строительные;
  • сломанная бытовая, компьютерная техника;
  • использованная бумага, картон, целлюлозная упаковка;
  • полиэтиленовые пакеты;
  • пластиковые, металлические изделия;
  • хлопковые волокна различного происхождения;
  • стекло, керамика;
  • пищевые остатки.

Зависимо от состава, уровня опасности мусора, законодательно утверждены требования к местам временного хранения отходов, транспортировке, утилизации.

Основные термины и понятия, используемые в законодательстве об обращении с отходами. Их определения

Согласно статье закона №89-ФЗ 1 отходами производства и потребления называют вещества, а также предметы, возникающие в ходе производственного процесса, проведения каких-либо работ или вида услуг, а также в результате потребления. При этом данные отходы удаляются, должны быть удалены или предназначены удалению.

Термином «обращение с отходами» обозначают деятельность, связанную со сбором, транспортировкой, накоплением, утилизацией и обработкой, размещением и обезвреживанием.

«Паспортом отходов» называется документ, который определяет принадлежность какого-либо отхода к определенному виду, а также классу опасности, и включает данные о его компонентном составе.

Накопление отходов – это складирование на специальных площадках, соответствующих санитарным нормам, сроком не более 11 месяцев с последующей передачей.

Методы и технологические схемы обращения с отходами

Нормативы накопления токсичных промышленных отходов на территориях предприятий устанавливаются с учетом следующих показателей:

— размеры территории складирования;

— токсичность и химическая активность соединений, присутствующих в отходах;

— объем образующихся отходов;

— климатические условия (температура и влажность воздуха, скорость и направление ветра).

Требования к временному хранению токсичных отходов на территориях предприятий определены в следующих нормативных документах.

1) СанПиН 2.1.7.1322 – 03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Согласно данному документу, временное складирование (хранение) опасных отходов на территориях предприятий должно осуществляться в стационарных складах или на специальных площадках.

Отходы различных классов опасности должны храниться и транспортироваться следующим образом:

1 класса опасности – в специальных герметичных емкостях (контейнерах, бочках, цистернах). Металлические контейнеры должны быть проверены на герметичность, толщина стенки контейнера должна быть не менее 10 мм, скорость коррозии материала не должна превышать 0,1 мм/год. Отходы 1 класса опасности должны удаляться с территории предприятия в течение суток;

2 класса опасности – в надежной закрытой таре (герметичных полиэтиленовых мешках, пла- стиковых пакетах);

3 класса опасности – в бумажных, текстильных, хлопчатобумажных мешках. Твердые сыпучие отходы (хранящиеся в контейнерах, пластиковых пакетах и бумажных мешках), должны удаляться с территории предприятия в течение двух суток;

Читайте также:  Ходатайство о приобщении документов

4 класса опасности – могут храниться насыпью, в виде гряд, перевозить разрешается навалом.

2) СН № 3183 – 84 «Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения ток- сичных промышленных отходов». – М.: Минздрав СССР, 1985.

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (ОС) в России начисляется всеми объектами НВ I-III категории, а также, в случае, когда категория не определена, если имеется факт наличия:

  • выбросов вредных веществ от стационарных источников;
  • сбросов в водные объекты;
  • размещения ОПП.

Экологические платежи начисляются за отходы, переданные на размещение на полигоны, кроме ТКО. За них плата производится региональными операторами. При расчете платы объем отходов в тоннах умножается на ставку платы, коэффициент инфляции на 2021 год (1,08), коэффициент 1 при образовании отходов в пределах лимита (при превышении лимитов коэффициент равен 5), а также на стимулирующие коэффициенты.

Класс опасности отхода Ставка платы за 2021 год в соответствии с Постановлением №913 Коэффициент, используемый при расчете в 2021 году
I 4643,7 1,08
II 1990,2 1,08
III 1327,0 1,08
IV 663,2 1,08
V добывающей промышленности 1,1 1,08
V перерабатывающей промышленности 40,1 1,08
V прочие 17,3 1,08

Платежи за размещение отходов, льготы по платежам за размещение отходов

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» устанавливаются Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» устанавливает базовые ставки платежей за размещение отходов.

Наименование загрязняющих веществ
Ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов производства и потребления)
2016 год
2017 год
2018 год
III. Ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности
1. Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные)
4452,4
4643,7
4643,7
2. Отходы II класса опасности (высокоопасные)
1908,2
1990,2
1990,2
3. Отходы III класса опасности (умеренно опасные)>
1272,3
1327
1327
4. Отходы IV класса опасности (малоопасные)
635,9
663,2
663,2
5. Отходы V класса опасности (практически неопасные):
добывающей промышленности
1
1,1
1,1
перерабатывающей промышленности
38,4
40,1
40,1
прочие
16,6
17,3
17,3

При сверхлимитном размещении отходов размеры платежей увеличиваются в 5 раз. Платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов засчитываются в себестоимость продукции, платежи за сверхлимитное и несанкционированное размещение отходов должны выплачиваться за счет прибыли. Для предприятий, осуществляющих природоохранные мероприятия, размеры платежей могут быть снижены в пределах понесенных ими затрат на эти цели. Перечень таких мероприятий определен пунктом 4 статьи 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Платежи за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия относятся к фискальным сборам за право осуществления какой-либо деятельности, в частности — за право загрязнять окружающую среду (Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 284-О от 10.12.2002г.). Платежи носят компенсационный характер, однако их размер вызывает сомнение в адекватности. В частности, поступающих платежей не хватает на финансирование рекультивации земель, занятых под свалками.

Виды услуг по вывозу ТКО в частном секторе

Люди, которые проживают в собственном доме в частном секторе или в сельской местности, подразделяются на три категории граждан, получающих услуги по вывозу мусора:

  • Собственники индивидуального жилья имеют ТСЖ или управляющую компанию. Договор с региональным оператором заключен ими, соответственно тариф принимает ТСЖ или управляющая компания и она же перечисляет денежные средства оператору;
  • Собственник не имеет ТСЖ или УК, но пользуется общей контейнерной площадкой для сбора мусора. В этом случае заключением договора считается оплата счета от регионального оператора. Погасить задолженность можно либо напрямую оператору, либо через посреднические организации. Этот вопрос решается внутри каждого субъекта РФ. В Подмосковье, например, посредником выступает Мосэнергосбыт;
  • Человек, проживающий в собственном доме, желает иметь личный контейнер для мусора. В этом случае необходимо заключить индивидуальный договор с региональным оператором, где будут прописаны объем вывозимого мусора и стоимость услуги. Личный контейнер можно приобрести у регионального оператора по себестоимости.

Цели и задачи производственного контроля

Как и любые другие мероприятия в сфере обращения с отходами, производственный контроль имеет четкие цели. Во-первых, он призван требовать соблюдения всех требований, предусмотренных законодательством РФ в этой сфере, а также нормативов образования мусора. Во-вторых, в ходе производственного контроля отслеживается соблюдение в ходе хозяйственной деятельности предприятия принципов рационального использования ресурсов, а также мероприятий, направленных на их восстановление. В-третьих, производственный контроль при обращении с отходами предусматривает составление и выполнение планов мероприятий в области охраны окружающей среды, как и оперативного устранения некоторых причин аварийных ситуаций. И, наконец, производственный контроль призван отслеживать полноту и достоверность сведений в сфере обращения с отходами, которые необходимы для расчета платы за негативное действие на окружающую среду.

Читайте также:  Иски, заявления, жалобы по алиментам

Обращение и вывоз ТКО: общие правила

Одно из главных отличий между ТБО и ТКО — требования к обращению производимого мусора.

Для твердых коммунальных отходов действуют следующие требования:

  1. Региональный оператор, отвечающий за транспортировку и утилизацию отходов, выбирается в ходе конкурса.
  2. Каждый регион РФ устанавливает личные нормативы накопления отходов для различных категорий помещений (у квартир, офисов и магазинов разные нормы).
  3. Регион также самостоятельно устанавливает, проводится ли сортировка отходов на площадках для накопления мусора.
  4. Каждый собственник отходов лично заключает публичный договор на вывоз накопившегося мусора.

Когда устанавливается новый тариф на обращение и вывоз ТКО, оператор обязан в течение десяти рабочих дней известить владельцев жилых и нежилых зданий о необходимости оформления публичного договора.

Если в ответ владелец помещения не отправил заявку на оформление, то он все равно будет считаться заключенным, но только на 16 рабочий день с того момента, как оператор известил потребителей об оформлении договора на собственном сайте.

Таким образом, за ТКО отвечает ряд органов, у каждого из которых своя зона ответственности:

Сфера деятельности
Орган местного самоуправления
  • обеспечивает расположение специализированных площадок, где происходит накопление ТКО;
  • разрабатывает чертежи размещения указанных площадок, осуществляет запись и управление реестром мест скопления мусора
Управляющая организация (ТСЖ, УК) наблюдает за сохранением чистоты площадок накопления ТКО и мусоропроводов
Региональный оператор оснащает дворы домов целым рядом контейнеров для всех типов мусора

Важно! Города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) могут не использовать перечисленные выше правила вплоть до 1 января 2022 года.

Минприроды РФ исключает уличный смёт и листья из состава твёрдых коммунальных отходов

В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» наш эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец проанализировала позицию Минприроды РФ, законодательство и судебную практику по вопросу о том, входят ли в состав твёрдых коммунальных отходов и относятся ли к зоне ответственности регоператора такие отходы как смёт, ветки, листва и обрезки деревьев:

➡️ Смотрите видео на нашем канале

Министерство природных ресурсов и экологии РФ в письме от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 со ссылкой на ст. 1 № 89-ФЗ указало на то, что к ТКО относятся только отходы, образованные физическими лицами в пределах жилых помещений.

Поскольку листва, уличный смёт, ветки и обрезки деревьев образовались на придомовой территории, эти отходы не относятся к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором. Минприроды РФ в письме предлагает организовать вывоз такого мусора с помощью регионального оператора по отдельной нерегулируемой цене, а не в счёт тарифа на его услуги, утверждённого в регионе.

Такое же мнение Минприроды РФ высказало в рамках горячей линии по вопросам проведения «мусорной реформы» в регионах. При этом всего год назад Минстрой РФ в письме от 25.09.2018 № 43298-ОГ/06 высказал противоположную позицию и обозначил, что уличный смёт, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками входят в состав ТКО.

Основываясь на нормах законодательства и примерах из судебной практики, Елена Шерешовец делает однозначное заключение, что в состав твёрдых коммунальных отходов входит уличный смёт, листва и обрезки деревьев. Перечисленные отходы являются зоной ответственности регионального оператора и должны вывозиться в счёт единого тарифа.

Управляющим организациям и ТСЖ следует иметь это ввиду и помнить, что письма министерств лишь дают рекомендации и не являются общеобязательными. Елена Шерешовец уже не в первый раз указывает на противоречия писем ведомств Правительства РФ нормативно-правовым актам РФ. Ранее наш эксперт, не согласившись с позицией Минстроя РФ, рассказала:

  • Как учитывается электроэнергия, затраченная при работе ИТП в доме, и кто должен её оплачивать
  • Вправе ли застройщик заключать прямые договоры в новостройках

Подписывайтесь на онлайн-журнал «ЖКХ: Мечты сбываются» и будьте в курсе!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *