Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверки малого бизнеса в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.
Отмена плановых проверок по онлайн-кассам
Как будут проходить внеплановые проверки
Мораторий не действует на мероприятия, которые проводятся по заявлению потребителей или третьих лиц. Контролирующие органы придут по следующим причинам:
-
должностные лица вовремя не отреагировали на ранее выданные предписания, не устранили нарушения;
-
проверка входит в число обязательных мероприятий при лицензировании или выдаче разрешительной документации;
-
контролирующие органы получили жалобу или обращение от граждан, в которых сообщается (с доказательствами) об угрозах для жизни или здоровья людей, животных, причинении вреда окружающей среде, памятникам архитектуры и природы, объектам культурного наследия;
-
угроза безопасности государства;
-
затронуты права потребителей;
-
предприятие не выполняет требования по маркировке товаров;
-
проверку инициировала прокуратура, правительство или президент на основании доказанных фактов.
Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С
Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».
Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.
Незавершённые проверки
Если на 10.03.2022 внеплановая проверка не завершена, её проведение недопустимо до момента составления акта и внесением органом контроля/надзора соответствующих сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок (см. далее). За исключением внеплановых мероприятий и проверок, проведение которых разрешено в рамках моратория (см. всю таблицу выше).
Проверки, проведение которых недопустимо в силу моратория и они не завершены на 10.03.2022, должны быть окончены в течение 5 рабочих дней с этой даты путем составления акта и внесением органом контроля/надзора соответствующих сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок.
Предписание об устранении выявленных нарушений контролируемому лицу выдадут исключительно в случае, если в ходе проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу:
- причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью;
- возникновения ЧС природного и техногенного характера;
- ущерба обороне страны и безопасности государства.
На какие проверки распространяется мораторий и сколько он будет действовать?
Мораторий на проверки на срок с 1 апреля по 31 декабря текущего года установлен Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438.
Распространяется он на все виды проверок, которые проводятся в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294). Для налоговых, валютных и таможенных проверок запрет на проведение наложен на основании других постановлений, о чем будет сказано ниже.
Мораторий распространяется на следующие виды проверок:
Вид проверки |
Надзорный орган |
---|---|
Лицензионный контроль |
Орган, выдавший лицензию |
Экспортный контроль |
ФСТЭК России |
Миграционный контроль |
Управление по вопросам миграции МВД России |
Транспортный надзор |
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта |
Контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси |
Госавтоинспекция |
Надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права |
Федеральная трудовая инспекция |
Государственный пожарный надзор |
МЧС России |
Строительный надзор |
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и другие – в зависимости от объекта строительства |
Жилищный надзор, контроль |
Госжилнадзор, соответствующий орган местного самоуправления, например в Нижнем Новгороде таким органом является городская администрация |
Земельный надзор, контроль |
Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии и другие (земельный надзор), соответствующие органы местного самоуправления, например в Нижнем Новгороде данная функция возложена на Управление административно-технического и муниципального контроля администрации города |
Надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
Роспотребнадзор |
Что может послужить основанием для внеплановой проверки
Запрет на плановые проверки малого бизнеса в 2022 году не исключает возможность внеплановых визитов ФНС. Обычно интерес к бизнесу возникает из-за каких-либо нарушений, например:
-
Приближение налогоплательщика к крайним значениям условий для применения специального налогового режима (УСН, ПСН или ЕСХН) может вызвать подозрение в применении схемы дробления бизнеса.
-
Длительный период убыточности (более 3 лет). Первый год ФНС уведомляет, что убыточность может привести к ликвидации. Второй год — также уведомляет и усиливает наблюдение за деятельностью. Третий год — организует внеплановую проверку или сразу высылает требование о ликвидации.
-
Большие вычеты по НДС — свыше 89 % от годовой суммы — тоже повод организовать проверку.
-
Нарушение сроков и порядка уплаты налогов и страховых взносов.
-
Нарушения в работе с кассовыми чеками (нет номенклатуры, неправильно указана система налогообложения).
-
Сумма налогов организации меньше среднего показателя в отрасли.
-
Финансовые показатели резко увеличились или уменьшились по сравнению с предыдущим периодом.
Ключевые риски в случае налоговой проверки
В отношении работы ФНС следует помнить о том, что под ее контроль попадают страховые взносы, направленные на пенсионное, медицинское, социальное страхование. В этой части начисления, а также своевременная уплата налогов контролируется ежемесячно.
Кроме того, кардинальные изменения в отчетности по формированию сведений о налоге с доходов физических лиц привели к тому, что ФНС отслеживает сроки исполнения обязательств налоговых агентов. В случае нарушений (опоздание с оплатой налогов, сдачей декларации) к фирмам применяются жесткие санкции. За каждое нарушение предусмотрен штраф 20% от суммы недоплаты. Если отчет сдан позже установленного срока, то минимальный штраф в размере 1000 рублей это не предел. За опоздание служащие ФНС наделены правом приостановить работу компании, заблокировать расчетные счета. В отношении отчетов по доходам физических лиц (6-НДФЛ) ФНС ведет камеральные проверки микрофирм и ИП, имеющих сотрудников.
В части проверки налога на добавленную стоимость ужесточение контроля посредством изменений законодательства в отношении экспортного НДС произошли уже в октябре 2017 года.
Важно! Кроме штрафов, за каждый день опоздания поступления налогов в бюджет взимается пени.
Сдаем налоговую отчетность в 3 клика
Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.
Такие сервисы:
-
рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные;
-
формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС;
-
создают счета и договора;
-
заполняют декларации;
-
напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.
Налоговая проверка организации: особенности внеплановых ревизий
Особенностью внеплановых ревизий является так называемая предварительная проверка. Она актуальна в случаях, когда основанием для контрольных мероприятий служит обращение «недоброжелателей» или запрос из прокуратуры.
На этом этапе ИФНС вправе:
- Запросить у лица, направившего сообщение о нарушении, дополнительные пояснения и доказательства
- Проанализировать имеющиеся в распоряжении инспекции сведения и информации о проверяемом лице
- Провести контрольные мероприятия по данному вопросу без взаимодействия с проверяемым лицом (например, осуществить «выход по адресу», дабы зафиксировать факт отсутствия лица в данном месте)
- Запросить у лица, в отношении которого поступил «сигнал», представить свои пояснения
Привлечь к ответственности по результатам предварительной проверки нельзя, но если при ее осуществлении факты о нарушении подтверждены, то готовится мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.
В остальном порядок проведения плановых и внеплановых ревизий аналогичен. Процедура начинается с вынесения начальников инспекции или его заместителем решения о проведении проверки, в котором в обязательном порядке указывается:
- налоги, которые будут проверяться
- временной период
- ФИО и должности чиновников, участвующих в контрольных мероприятиях. Обязательно указывается руководитель группы. Если в предполагается участие в ревизии сотрудников правоохранительных органов, об этом также должно быть указано в решении.
Выездная ревизия осуществляется посредством осуществления отдельных контрольных мероприятий, таких как:
- Запрос документов (информации) у проверяемого лица, его контрагентов и иных лиц (банков, лицензирующих органов, саморегулируемых организаций и т.д.);
- Получения банковских выписок лица, в отношении которого проводится проверка, а также его контрагентов по цепочке;
- Проведения осмотров территории (офиса, склада, производственных помещений и т.д.)
- Выемка предметов и материалов;
- Получения свидетельских показаний. В качестве свидетелей могут вызываться не только директор и бухгалтер проверяемой фирмы, но и действующие и особенно бывшие сотрудники; директора и учредители контрагентов; любые лица, которые способны сообщить чиновникам необходимую информацию;
- Проведение экспертиз и привлечение специалистов. Чаще всего проводятся экспертизы оценки стоимости объектов недвижимости и подлинности подписи.
Проверка должна быть закончена в течение 2 месяцев, но при наличии существенных оснований она может быть продлена решением вышестоящего органа. Фактический срок проверки значительно больше и может затягиваться до года, т.к. чиновники все время приостанавливают проверку: направили требование представить документы — приостановили проверку до получения результатов; направили требования контрагентам — приостановили.
Как быть с теми проверками, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020?
Как указано в п. 9 ПП РФ № 438, проверки, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18.03.2020, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу данного постановления. Исключение – внеплановые проверки, указанные в таблице выше, а также плановые проверки, которые могут проводиться на основании п. 2 ПП РФ № 438 (о них мы также говорили выше).
Однако здесь есть одна «загвоздка». Завершение проверок в связи с невозможностью их проведения предусмотрено и в базовом ФЗ № 294, а именно в ч. 7 ст. 12. К случаям, когда проведение проверки может быть отменено по причине невозможности ее завершения, Федеральный закон относит:
- Отсутствие ИП, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица;
- Фактическое неосуществление деятельности юридическим лицом, ИП;
- Иные действия (бездействия) ИП, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшие невозможность проведения проверки.
В этом случае орган контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
То есть, в теории есть вероятность, что после отмены проверки на основании п. 9 ПП РФ № 438, орган контроля вернется в медицинскую организацию с повторной внеплановой проверкой, но уже без предварительного уведомления. Например, если в процессе проведения проверки орган надзора успел выявить какие-либо факты причинения вреда жизни или здоровью граждан. В данном случае орган надзора может воспользоваться ч. 7 ст. 12 ФЗ № 294 и мотивировать завершение проверки фактическим неосуществлением деятельности медицинской организацией в период пандемии, а позже вернуться с повторной внеплановой проверкой на основании, указанном в п. 1 таблицы, которую мы приводили выше.
Однако и это не единственная «лазейка», которую могут использовать органы контроля.
Итак, какие проверки приостановлены в 2020 году?
Согласно п. 1 и 2 ПП РФ № 438, в 2020 году приостанавливаются плановые проверки, которые подпадают под сферу действия данного Постановления (о видах контролях, на которые ПП РФ № 438 мы расскажем чуть позже).
Из данного правила есть лишь одно исключение – согласно п. 2 ПП РФ № 438, проведение плановой проверки по-прежнему будет возможно, если одновременно будут выполнены 2 условия:
- Проверка проводится в отношении лица, которое не является субъектом малого (среднего) предпринимательства либо является некоммерческой организацией со среднесписочной численностью работников в 2019 году более 200 человек;
- Данное лицо использует производственные объекты, отнесенные к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесено к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, либо для этого лица установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
Таким образом, поскольку как минимум под второе условие медицинские организации не подпадают, в 2020 году проведение плановых проверок по большинству видов государственного контроля им не грозит.
К слову, у многих сложилось ошибочное мнение, что мораторий на проверки, установленный в ПП РФ № 438, распространяется только на субъектов малого и среднего предпринимательства. Причиной этому, видимо, является Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ, которым 1 апреля были внесены изменения в базовый Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294).
В частности, одним из изменений в ФЗ № 294 стала часть 1.1 статьи 26.2, которой был объявлен мораторий на проведение некоторых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако в этой же части устанавливалось, что Правительством РФ может быть установлено иное. После чего 14 апреля вступило в силу ПП РФ № 438, которым действие мораторий было расширено на всех лиц, за исключением тех, о которых мы писали чуть выше (см. п. 1 и 2 ПП РФ № 438).
Как заявить о правах на действие моратория?
Нередки ситуации, когда предприниматель уверен, что его фирма имеет все критерии, чтобы в ее отношении не проводилась проверка, но мораторий на нее по какой-то причине не распространяется и компания включена в план проверок. Причин такого развития ситуации две: либо произошла досадная ошибка, либо налоговики просто хотят воспользоваться возможной неосведомленностью предпринимателя. В любом случае бизнесмен не должен бездействовать. Что нужно предпринять?
Направить в структуру, которая занималась утверждением плана аудита, заявление с требованием исключить предприятие из него. Обоснованием такой просьбы должен стать пакет документов, в который войдут:
- Сведения о финансовой деятельности за год;
- Численность работающих сотрудников.
В случае если аудит уже стартовал, владелец бизнеса имеет полное право предъявить инспектору требования о его прекращении, обосновав это документами, подтверждающими принадлежность его фирмы к категории малого и среднего бизнеса (список документов – тот же, что и в первом пункте). При этом, даже если за время аудита налоговик выявил какие-либо нарушения, никаких санкций за это предпринимателю не грозит – вынесенное инспектором решение признается недействительным.
Мораторий действует уже полтора года, и промежуточные экспертные отзывы о нем исключительно позитивные. Такие «каникулы» позволяют во много раз снизить административное давление на бизнес-сообщество, исключить бюрократические препоны и дать возможность развиваться, не боясь необоснованных санкций со стороны заинтересованных структур. Именно эти факты стали основанием для разговоров о продлении срока действия моратория до 2022 года.
Безопасная доля вычетов
Так, показатель 3 характеризует предельную сумму налоговых вычетов. Он составляет 89 %. Это показатель общефедерального уровня.
Кроме него, нужно проанализировать долю вычетов по НДС по регионам. Этот показатель не публикуется, но его можно рассчитать на основе других открытых данных.
На официальном сайте ФНС в разделе «Статистика и аналитика» размещены данные по формам статистической налоговой отчетности, в том числе отчеты о налоговой базе и структуре начислений по НДС.
Это статотчет по форме 1-НДС. В этом отчете, сформированном в разрезе регионов, есть данные о суммарных начислениях НДС и суммарной доле вычетов по нужному вам региону. Безопасную долю вычетов по региону можно посчитать, найдя процентное отношение суммы вычетов к сумме начислений.
Мораторий на банкротство физических и юридических лиц из-за коронавируса – это далеко не единственное предложение Президента, направленное на стабилизацию ситуации в экономике. В числе других, не менее важных мер по борьбе с кризисом, необходимо отметить такие:
- бессрочное снижение социальных взносов. Налоговое законодательство предусматривает уплату работодателем обязательных выплат на страхование в размере 30% от заработной платы наемного персонала. Президент предложил уменьшить величину взносов вдвое, что существенно снижает фискальную нагрузку на бизнес. Общая экономия для участников рынка составит, по разным оценкам, от 200 до 400 млрд. руб.;
- отсрочка по налоговым выплатам. ИП и предприятия среднего и малого бизнеса получают возможность не платить в течение полугода все налоги, за исключением НДС. Эта мера вызвала наибольшее количество вопросов со стороны предпринимательского сообщества: во-первых, инициатива Президента должна быть подкреплена поправками в Налоговый кодекс;
- во-вторых, отсрочка не распространяется на НДС, который заслуженно считается наиболее обременительным из налогов;
- в-третьих, некоторые налоги необходимо платить в ближайшее время (например, срок уплаты налога на прибыль – 30 марта), а юридической ясности по механизму работы предложения Главы государства попросту нет;
Необходимо отметить, что в обращении В.В. Путина присутствуют меры, которые попросту направлены на увеличение фискальной нагрузки на определенные категории граждан. Речь идет о двух налогах:
- на доходы физлиц по вкладам на сумму от 1 млн. руб. по ставке 13%;
- на дивиденды, которые выводятся в зарубежные юрисдикции, по ставке 15%.
Насколько обоснованным окажется такое увеличение налоговой нагрузки во время кризиса покажет опыт практического применения предложенных мер.