Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новшество от ГИБДД. На миллионах старых и новых автомобилей запретят ездить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если те или иные государственные службы наложили запрет на регистрацию автомобиля в 2022 году, то собственнику необходимо принять все меры для устранения его причины. Уточнив, какая именно служба вынесла решение, следует получить копию постановления и постараться урегулировать спорные моменты (оплатить штрафы, погасить задолженность).
Если наложили запрет на регистрацию автомобиля
Немного сложнее приходится тем владельцам, которые столкнулись с ограничениями от ГИБДД в результате утери или повреждения части табличек с VIN кодом, номерами шасси или кузова. В этом случае необходимо уточнить у инспектора каковы пути решения вопроса, заменить или восстановить таблички с номерами. Затем потребуется повторное прохождение технического осмотра. По результатам которого инспектор снимает ограничение и вносит в базу разрешение о регистрации транспортного средства.
Чем различаются прекращение учета и снятие с учета?
Напомню, что до 1 января 2020 года понятия прекращение регистрации и снятие автомобиля с учета обозначали одно и то же. То есть это были 2 названия для одной и той же операции. Однако с 1 января указанные понятия различаются:
55. Прекращение государственного учета транспортного средства осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 18 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», путем включения регистрационным подразделением в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении.
69. Снятие транспортного средства с государственного учета осуществляется в случаях, установленных статьей 19 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» путем переноса записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств.
Основное различие заключается в том, что при прекращении государственного учета подразумевается, что это прекращение временное. А при снятии с учета подразумевается, что эта операция постоянная (например, после утилизации автомобиля).
При этом нельзя эксплуатировать и автомобили, регистрация которых прекращена, и автомобили, которые сняты с учета.
Примечание. Нужно понимать, что если государственный учет прекращен, то его можно возобновить. С другой стороны, если автомобиль снят с учета, то и его можно поставить на учет повторно.
Основные причины ограничений
Основания для запрета на совершение регистрационных действий с автомобилем установлены ст. 20 283-ФЗ. Согласно ч. 1 запрещаются регдействия с ТС:
- при невозможности идентификации ТС из-за злонамеренных манипуляций с его маркировкой;
- в случае замены основного компонента с маркировкой на аналогичный компонент без маркировки, если это препятствует идентификации ТС, или с маркировкой другого ТС;
- снятого с учёта после утилизации;
- в случае несоответствия регистрационных данных или конструкции ТС сведениям, указанным в документах;
- в отношении ТС (его основного компонента) в розыске.
Этот перечень оснований для обременения на автомобиль не является исчерпывающим. Запрет на регистрацию авто накладывается также в случае (ч. 5 ст. 20 283-ФЗ):
- неуплаты госпошлины за действия, связанные с госрегистрацией ТС;
- непредставление или представление ненадлежащих документов, необходимых для совершения регдействий;
- отсутствие электронного паспорта ТС (шасси ТС) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов;
- непредставление ТС для осмотра;
- наличие запретов и/или ограничений, наложенных в соответствии с законодательством.
Как проверить автомобиль на ограничение
Проверка авто на запреты и ограничения актуальна не только для владельца. Скорее всего, он будет знать, что наложено ограничение на транспортное средство, получив соответствующий документ, например, постановление пристава о запрете регистрационных действий на автомобиль. А вот для потенциального покупателя знать о запрете на машину, наложен ли арест на автомобиль очень важно. Ведь купив авто с ограничениями по регдействиям, он не сможет получить регистрационные документы на ТС. А отсутствие регистрации ТС грозит штрафом от 1 тыс до 1,5 тыс руб (ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ).
По этим причинам необходимо проверить автомобиль на запрет регистрационных действий. Провести проверку ограничений транспортного средства можно онлайн на сайте ГИБДД. Чтобы проверить авто на ограничение или узнать, кем наложен арест на автомобиль, следует обратиться к информационным ресурсам ГИБДД или ФССП.
Если на сайте ГИБДД нет данных об ограничениях, то проверку следует провести на сайте ФССП, поскольку исполнительное производство уже может быть открыто, а данные в базу ГИБДД ещё не внесены.
Кто может наложить запрет на регистрацию авто?
Вынести решение о зарете на регистрацию автомобиля могут представители нескольких государственных служб.
Кто выносит запрет? | Причины наложения ограничений |
---|---|
Таможенная служба | Неправильно проведенная процедура оформления при ввозе иностранных авто, в случае возможного факта мошенничества со стороны владельца, предоставление сотруднику таможенной службы заведомо неверных данных и т.д.. |
Следственные органы | Если транспортное средство проходит по уголовному делу об угоне. |
Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения | Авто принимало участие в ДТП и в результате получило повреждения деталей кузова, на которых находится VIN номер. Если идентификация номера затруднена или невозможна, то инспектор вправе наложить запрет на регистрацию автомобиля. |
Органы социальной службы | Если машина представляет собой предмет спора при разделе имущества с участием несовершеннолетних детей. |
Суд | Такое решение будет вынесено, если автомобиль представляет собой предмет спора при разделе имущества или до вынесения решения о праве наследования. Также запрет может быть вынесен в случае, если обеспечением по иску было представлено транспортное средство. |
ФССП (Федеральная Служба Судебных Приставов) | Если у владельца присутствуют неоплаченная задолженность по услугам ЖКХ, кредитам. А также за собственником числятся несколько неоплаченных квитанций по штрафам ГИБДД. |
Эксперты не рекомендуют приобретать автомобили, на которые наложен запрет на регистрацию. Если же в результате сделки с недобросовестным продавцом новый собственник все-таки стал обладателем такой машины, то искать решения проблемы следует в судебном порядке. Ведь часто бывший хозяин после заключения договора и получения денежных средств не выходит на связь. А в результате проверки выясняется, то он не проживает по месту регистрации и не имеет постоянного места работы.
Помощь квалифицированного юриста позволит грамотно составить заявление в суд. А проверка по базе ГИБДД перед заключением сделки, позволит избежать неприятных ситуаций, связанных с последующим обращением в судебную инстанцию.
Вопрос |
Ответ |
---|---|
Можно ли купить или продать автомобиль с запретом на регистрацию? | Законным путем сделать это не удастся. |
Можно ли снять запрет на регистрацию, если до совершения сделки купли-продажи не была проведена проверка авто? | Да. Существует два пути:
|
Можно ли утилизировать такое ТС? | Нет. Одним из этапов утилизации является снятие машины с регистрационного учета в ГИБДД. |
Каков размер государственной пошлины за снятие запрета на регистрацию автомобиля? | Законодательная база не предусматривает оплату государственной пошлины за снятие данного ограничения. |
Какой промежуток времени проходит после погашения задолженности и ликвидацией запрета на регистрацию машины? | 8 суток. Из них 5 суток отводится на поступление денежных средств на специальный счет. И 3 суток на закрытие исполнительного производства. |
История противостояния
В Россию праворульные автомобили приехали из Японии. Их обилие на Дальнем Востоке и в Сибири связано с большим потоком подержанных машин, начавшимся не в самые лучшие времена для россиян и продолжавшимся вплоть до середины нулевых. Объём поставок постепенно снижается и даже то небольшое количество ввозить становится всё сложнее. Согласно данным, собранным в 2021 году статистическим агентством «Автостат» в среднем 73% дальневосточного автопарка составляют японские иномарки с правым рулём, и это в исследовании не были учтены такие крупные города, как Владивосток, Хабаровск и Петропавловск-Камчатский. Значительна доля «праворуких» машин и в больших сибирских городах – Новосибирск, Красноярск, Омск и другие. Стоит ли говорить, что уже поколение автомобилистов использует праворульные автомобили, поэтому сложно представить, что будет, если введут полный запрет на эксплуатацию этих авто.
Ограничения на ввоз экземпляров с правым рулём появились ещё в 2003 году, когда поднялся транспортный налог на машины с моторами мощностью более 250 лошадиных сил, но большинство «японцев» всё же укладывались в нужные пределы, поскольку такими показателями не обладали. В 2005 году они снова оказались под угрозой исчезновения с дорог по причине введения экологического стандарта Евро 2, в последующие годы требования к авто только повышались, с 2021 года в России официально уже действуют нормы Евро-5. Так, легальный ввоз в РФ автомашин, собранных до 1995 года и не соответствующих жёстким экологическим нормам, невозможен. При этом выросли и пошлины, создавшие дополнительные препятствия для ввоза японских машин, теперь многие из них гнать просто невыгодно.
Следующий этап войны с «праворукими» авто начался в 2010-м, когда был запрещён ввоз авто с 11-значными VIN-номерами, но жители отстояли своё мнение по этому поводу многочисленными массовыми акциями протеста. Тогда же было устроено ритуальное сожжение вазовской «копейки». Власти отменили своё решение, опасаясь столь сильного недовольства народа, но ещё через 2 года снова принялись за своё, прикрываясь теперь техническим регламентом, принятым Таможенным союзом. Не прижилось нововведение и на сей раз.
Нет… Если вы владелец обычного легкого автомобиля с правым расположением руля, то вас это не касается. Но уточним правдивую информацию!
В действующем на 2021 год Техрегламенте, на самом деле, существует запрет на использование машин с правым рулём. Этот запрет далеко не новый и действует ещё с начала 2015 года. Вот только касается он определённой категории транспортных средств.
Раздел 4, пункт 19 буквально предписывает следующее:
19. Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления категорий M2 и M3.
Обратите внимание на обозначение категорий M2 и M3. Если подняться по тексту регламента немного выше, то можно найти таблицу их обозначений и выяснить, что:
- M2 – это автомобили для перевозки пассажиров с числом мест более 8 (кроме сиденья водителя) и допустимой массой до 5 тонн,
- M3 – всё то же самое, только с допустимой массой более 5 тонн.
То есть это автомобили, для которых требуется категория D водительского удостоверения, и на них, действительно, действует запрет праворульных машин. Но на легковые и даже грузовые авто этот запрет не распространяется, поэтому информация из заголовка статьи является неправдой.
Принудительный техосмотр
Чтобы усилить контроль за неисправными машинами действующие нормы хотят дополнить новыми положениями. С 1 марта 2023 года инспекторы ГИБДД смогут еще и направлять автомобили с неисправностями на принудительный техосмотр. Это будет происходить даже в том случае, если диагностическая карта автомобилю вовсе не нужна.
А в некоторых случаях без прохождения техосмотра эксплуатация машины будет вовсе запрещена. Механизм с запретом эксплуатации предполагается применять если выявленные неисправности могут значительно повлиять на безопасность дорожного движения. Среди них:
- неисправности тормозной системы;
- неисправности рулевого управления;
- неисправности фар ближнего и дальнего света;
- неисправности сигналов торможения;
- неисправности габаритных огней;
- неисправности указателей поворота;
- неисправности механизмов фиксации бортов грузового транспорта;
- неисправности запорных устройств топливных баков;
- несоответствия установленным требованиям шин и колес;
- неисправности удерживающих систем пассивной безопасности;
- внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
Как происходит процедура наложения ограничений?
Ограничения на распоряжение имуществом устанавливает ФССП. Делает это служба по своей инициативе в рамках исполнительного производства по взысканию долгов. Или на основании соответствующего судебного акта при рассмотрении одного из вышеперечисленных дел.
Пристав производит арест т/с должника с обязательным участием понятых и с составлением соответствующего акта (описи имущества).
В описи должны быть указаны:
- данные лиц, присутствовавших при аресте;
- наименования (марка) автомобиля и его предварительная оценка;
- вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом;
- отметка об изъятии, либо данные лица, которому авто было передано на ответственное хранение.
Что будет если не проверить автомобиль перед покупкой?
Предположим, вы решили сэкономить и не стали покупать новую машину в салоне. Вас удерживают от этого поступка высокая стоимость, требование обязательного сервисного обслуживания у официального дилера для сохранения гарантии. А также вам не по душе значительная потеря стоимости в первые три года эксплуатации.
Вы подумали-подумали и купили поддержанный автомобиль. И не обязательно купили его «с рук», так как многие официальные дилеры также продают поддержанные т/с, когда-то вышедшие из ворот их магазинов. Причем дилеры на такие машины дают гарантию.
Вот вы приезжаете на свежекупленном авто в подразделение Госавтоинспекции МВД России для постановки его на государственный учет. А вместо новых номерных знаков вас ждет неприятный сюрприз. Согласно базе данных ГИБДД на ваше новоиспеченное имущество наложен арест.
Сбежавших от частичной мобилизации предложили наказывать
Глава комитета Совета Федерации по государственному строительству и конституционному законодательству Андрей Клишас допустил введение весьма жёстких ограничений в отношении сбежавших от частичной мобилизации. Первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, член Союза писателей России Андрей Антонов тоже считает, что санкции против своих необходимы.
Как рассказал сенатор, многие сбежавшие продолжают работать в отечественных компаниях дистанционно.
«Можем ли мы менять закон в этом плане и ограничивать схемы, которые позволяют людям работать там (за рубежом), а деньги получать отсюда, и мы не можем понять, платят ли они все налоги? Можем», — информировал он.
Клишас допустил изменения в законодательстве страны и разработку мер, которые «сделают нахождение за границей менее комфортным».
Андрей Антонов назвал безнравственным бегство от частичной мобилизации. Он допустил, что это может нарушать, в числе прочего, и налоговое законодательство. Если гражданин совершил действие с общественно-политическими последствиями, то его поступку нужно дать оценку. Причём сделать это должно не только общество, но и государство.
«Ведь положительные деяния должны оцениваться положительно, а за отрицательные действия, которые наносят урон нашему обществу, должны быть определённые санкции со стороны государства», — приводят слова Антонова «Народные новости».
По мнению эксперта, сбежавших от мобилизации нужно лишить возможности трудоустраиваться в государственные органы, а также в организации, связанные с оборонкой, проведением лабораторных исследований и государственной тайной.
Как правильно оформить договор?
Указ № 246 содержит перечень пунктов, которые в обязательном порядке должны содержаться в договорах отчуждения транспортных средств:
- ФИО и паспортные данные участников сделки;
- указанные выше сведения + УНП – для индивидуальных предпринимателей;
- полное наименование юридического адреса и УНП – для юридических лиц;
- права и обязанности сторон договора;
- идентификационные сведения об автомобиле;
- реквизиты свидетельства о регистрации автомобиля;
- цена автомобиля (при заключении договора купли-продажи);
- данные о разнице в ценах автомобилей или о ее отсутствии (при заключении договора мены);
- сведения об отсутствии арестов и запрещений на отчуждение автомобиля;
- ответственность сторон за нарушение положений договора.
Расширение состава сведений ЕГРН
С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.
Кроме того, дополняются сведения о земельных участках для государственных или муниципальных нужд: образован ли участок путем перераспределения земель; решение о изъятии земельного участка или расположенного на нем объекта; о расположении земельного участка или расположенного на нем недвижимого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель.
Появится новый раздел в ЕГРН «перечень координат пунктов геодезической основы в местных системах координат кадастровых округов».
В реестр границ будут вноситься следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия:
- Перечень видов разрешенного использования объектов капитального строительства;
- Предельные размеры участков
- Предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства;
Более того, в реестр границ вносятся сведения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, в том числе:
- реквизиты решений о резервировании земель;
- цели и сроки резервирования;
- ограничения прав на земельные участки, расположенные в границах зарезервированных земель;
- описание местоположения границ.
В АКИТ предлагают следующий выход — при покупке любого устройства, ввезённого по схеме параллельного импорта, выдавать QR-код для скачивания всего указанного выше ПО. В таком случае покупатель может сам просканировать код, в том числе, при помощи сотрудника магазина, и установить все необходимые программы.
Данную инициативу ассоциация планировала направить в ФАС и правительство. Публично никто из официальных структур или ведомств по поводу этого предложения пока не высказывался. Впрочем, один момент, который может смущать власти, вполне очевиден. Предустановка отечественного ПО — это обязательство, за нарушение которого предусмотрены большие штрафы. А в случае с QR-кодом покупатель может и не захотеть скачивать себе на устройство отечественные приложения.
Эксперт Лысаков: автомобили с армянскими номерами окажутся в России под полным запретом
В Краснодарском крае и некоторых других регионах России уже больше года идет «война» в отношении владельцев авто с армянскими номерами. Чаще всего на водителей составляют протоколы по ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ, штрафуют, а транспортные средства помещают на штрафстоянку.
Автомобилисты негодуют и считают, что суды принимают неправомерные решения, основываясь на безграмотных постановлениях сотрудников ГИБДД. Сумма за простой на штрафстоянках в некоторых случаях уже превышает стоимость этих машин.
Столкнувшиеся с документальной неразберихой граждане говорят, что некоторые автомобили уже переехали на склады временного хранения, были возбуждены дела за незадекларированные машины. При этом, как заверяют водители, таможенное оформление документов временного ввоза на эти машины не требуется оформлять с 2021 года — в соответствии с таможенным кодексом ЕАЭС. При этом ранее уже были получены ответы от Минфина и ГИБДД РФ, что к этим автомобилям такие нормы неприменимы.
ФАН решил выяснить, смогут ли владельцы автомобилей с армянскими номерами добиться правды и что делать в такой ситуации? Подробно об этом рассказал Вячеслав Лысаков, известный эксперт в автомобильной отрасли, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», депутат ГД РФ.
«Я не просто в курсе этого, я этой ситуацией занимался, направлял от их представителя на имя премьер-министра Михаила Мишустина документы, было задание этот вопрос изучить, и у меня есть довольно большой, объемный ответ», — рассказал ФАН Вячеслав Лысаков.