Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и использования недр». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перед тем как обратиться за лицензией на право добычи песка, необходимо получить предварительное согласие местного органа, уполномоченного на управление земельными ресурсами. Если участок, на котором планируется производить добычу песка, находится в частной собственности, то его отчуждение можно получить при наличии согласия на отвод земли под недропользование.
Другой комментарий к Ст. 255 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Предметом преступления являются недра — часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых.
3. Обязательным признаком является последствие в виде причинения значительного ущерба.
Значительный ущерб — понятие оценочное, определяется в каждом конкретном случае с учетом степени порчи участка недр, их экологической и экономической значимости, возможности дальнейшего использования недр и т.д.
4. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
5. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за соблюдение правил охраны и использования недр.
Другой комментарий к статье 255 Уголовного Кодекса РФ
1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в области охраны недр земли.
Недрами земли признается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
2. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно в самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых.
Эта статья является специальной нормой по отношению к ст. 246 УК и формулирует признаки нескольких составов преступления, различающихся между собой по характеру объективной стороны.
Промышленную разработку недр производят государственные и иные предприятия и граждане на основании лицензии, удостоверяющей горный отвод.
Законом РФ «О недрах» определены основные права и обязанности пользователя недр, требования по рациональному использованию и охране недр, преступления по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Наиболее часто встречающимися нарушениями правил охраны и использования недр следует считать: самовольное использование недр без разрешения при строительстве, размещении, эксплуатации горнодобывающих предприятий; разработку недр за пределами горного отвода, предоставленного пользователю; осуществление таких видов пользования недрами, которые не указаны в лицензии; добыча сырья сверх норм, установленных в лицензии; и др.
3. Рассматриваемое преступление имеет материальный состав. В качестве последствия противоправных действий (бездействия) закон признает причинение значительного ущерба, который, будучи оценочным признаком, устанавливается органами следствия и судом с учетом всех обстоятельств конкретного дела. Значительный ущерб может быть связан с выведением из эксплуатации месторождений полезных ископаемых, потерями запасов, их экологической значимости и стоимости, возможности дальнейшего пользования недрами и восстановления нарушенных естественных свойств недр. Между указанными в законе нарушениями и значительным ущербом должна быть установлена причинная связь.
4. По отношению к общественно опасным последствиям вина лица может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.
5. Субъект преступления — лицо, по роду своей деятельности связанное с проектированием, размещением, строительством горнодобывающих предприятий и достигшее возраста 16 лет.
Как получить разрешение на добычу песка
После получения таких одобрений следует составить проект работ по недропользованию. Поскольку лицензия выдаётся на каждый вид работ с полезными ископаемыми, то и проект работ следует составить с учётом добычи только песочка. Если предполагается вылов, то лицензионный орган, осуществляющий регистрацию организации в качестве лицензиата, является Федеральным агентством по недропользованию.
Комментарии к ст. 255 УК РФ
1. Общественная опасность рассматриваемого преступления выражается в том, что оно посягает на отношения в сфере геологического изучения, использования и охраны недр на территории РФ, ее континентального шельфа, а также в сфере использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу соляных озер и заливов морей.
2. Объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие охрану недр и их рациональное использование, экологический правопорядок и экологическую безопасность.
Предметом преступления являются недра — часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Некоторые специалисты необоснованно сужают понятие предмета рассматриваемого преступления, сводя его к содержимому недр — полезным ископаемым, добыча и использование которых требуют специального разрешения .
———————————
Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Б.Т. Разгильдиева, А.Н. Красикова. С. 440; Уголовный кодекс Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий / Отв. ред. А.И. Рарог. М., 2001. С. 368.
3. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно в самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.
Согласно Закону РФ от 21.02.92 N 2395-1 «О недрах» недра предоставляются в пользование для:
———————————
СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
а) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
б) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
в) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
г) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
д) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
е) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
4. Нарушения правил охраны и использования недр могут выражаться в: использовании выделенного участка в иных целях, чем указано в лицензии; несоблюдении условий застройки площадей залегания полезных ископаемых (без соответствующего разрешения федерального органа, при отсутствии условий обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых и т.д.); внепроектной отработке месторождений, самовольном пользовании недрами; необеспечении сохранности особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды; уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вод, и т.д.
5. Обязательным признаком объективной стороны является наступление указанного в законе последствия — причинения значительного ущерба. Признание ущерба значительным — дело факта. В каждом конкретном случае берутся во внимание ценность используемого участка недр, вида природного ресурса, значимость и стоимость уничтоженного или поврежденного элемента окружающей природной среды, возможность дальнейшего использования недр и т.д. Иначе говоря, учитывается как экологический, так и экономический вред.
Между нарушением правил и наступившим вредом должна существовать причинная зависимость.
6. Состав преступления материальный, преступление считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.
7. Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Необоснованным является утверждение о том, что рассматриваемое преступление может быть совершено только с косвенным умыслом .
———————————
Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Б.Т. Разгильдиева, А.Н. Красикова. С. 442.
8. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществлявшее проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию горнодобывающих предприятий или подз��мных сооружений.
Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр
Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
На основании ст. 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам по причине нарушения законодательства РФ о недрах, должны возместить его добровольно либо в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда должно установить Правительство РФ, что было сделано Постановлением от 04.07.2013 №564 (действует с 16.07.2013). В Правилах расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных данным документом, указано, что под вредом в целях их применения понимаются:
- вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
- нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
- вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу №33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу №33-2180).
Другой комментарий к статье 255 УК РФ
1. Предмет преступления — недра, т.е. часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
2. Нарушения правил охраны и использования недр могут выражаться:
— в использовании выделенного участка в иных целях, чем указано в лицензии;
— в несоблюдении условий застройки площадей залегания полезных ископаемых (без соответствующего разрешения федерального органа, при отсутствии условий обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых и т.д.);
— во внепроектной отработке месторождений, самовольном пользовании недрами;
— в необеспечении сохранности особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды;
— уничтожении или повреждении скважин, пройденных в целях наблюдения за режимом подземных вод, и т.д.
3. Для признания ущерба значительным в каждом конкретном случае учитываются ценность используемого участка недр, вид природного ресурса, значимость и стоимость уничтоженного или поврежденного элемента окружающей природной среды, возможность дальнейшего использования недр и т.д.
4. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
6. Субъект преступления — лицо, осуществлявшее проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию горнодобывающих предприятий или подземных сооружений.
Предметом нарушения правил охраны и использования недр определяются недра, то есть та часть земной коры, которая располагается ниже почвенного покрова, а если его нет, то ниже земной поверхности или дна водоемов, доступных для геологического исследования.
Объективная сторона выражается в нарушении правил использования недр при совершении хотя бы одного из действий, перечисленных в статье 255 УК РФ.
Субъективная сторона характеризуется двумя формами вины: умышленной и по неосторожности. В первом случае гражданин вполне осознает всю противоправность совершаемого им поступка, но все же допускает его и хочет наступления его негативных последствий.
Если он понимает всю общественную опасность и противозаконность его деяния, не хочет наступления его результатов, но допускает их появление либо относится к тому, что они могут иметь место, безразлично, то это будет уже косвенный умысел.
При неосторожном виде вины лицо не знает о возможных последствиях своего злодеяния, хотя при должной осторожности и внимательности оно могло бы и понять, что они наступят. В другом случае гражданин хоть и знает о возможном негативном результате его проступка, но относится к этому с небрежностью или равнодушием.
Мотивы и цели преступников при этом значения для квалификации деяния не имеют.
Состав преступления – материальный. Оно считается оконченным тогда, когда вред уже нанесен.
На основании ст. 334 НК РФ плательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Такие лица подлежат постановке на учет в качестве плательщиков НДПИ в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ). Объектом обложения указанным налогом в силу пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование согласно законодательству РФ.
Вспомним: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным разрешением – лицензией. Следовательно, при добыче полезных ископаемых на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на названном участке недр отсутствует. Именно на таком подходе в свое время настаивала ФНС, добавляя: суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государства от безлицензионного пользования недрами, не имеют статуса налога, поэтому налоговые органы не являются администраторами данных поступлений. Кроме того, налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству (Письмо от 16.08.2006 №ММ-6-21/816@).
Однако потом появилось Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 №1214-р, которым дано поручение МПР и МНС с участием органов исполнительной власти субъектов РФ при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством РФ меры. К таким мерам относится в том числе обеспечение поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты взносов в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. Здесь же уточнено, что при определении размеров таких убытков нужно исходить из ставки НДПИ (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2001 №845). На этом основании налоговики требовали в связи с самовольной добычей полезных ископаемых уплаты в бюджет НДПИ (Постановление ФАС ДВО от 29.06.2005 №Ф03-А51/05-2/1675 – решение вынесено в пользу налоговой инспекции).
В связи с появлением Постановления Правительства РФ №564, которое, в отличие от Распоряжения Правительства РФ №1214-р, является нормативным актом, вопрос по поводу необходимости уплаты в бюджет НДПИ по причине самовольного пользования недрами решен однозначно (ответ отрицательный). Более того, после вступления в силу данного постановления добровольное внесение в бюджет НДПИ на основании Распоряжения Правительства РФ №1214-р в отношении полезных ископаемых, добытых в отсутствии лицензии, не свидетельствует о возмещении государству ущерба, причиненного недрам (Постановление АС СЗО от 13.11.2014 по делу №А52-3535/2013).
Ключевой момент
При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.
Комментарий к статье 255 УК РФ
1. Состав преступления:
1) объект: отношения по обеспечению экологической безопасности, рационального использования и охраны недр, дополнительный — материальные интересы граждан, организаций, государства;
2) объективная сторона: нарушение правил охраны и использования недр при совершении хотя бы одного из нижеперечисленных действий (бездействия): проектировании; размещении; строительстве; вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;
3) субъект: лицо, ответственное за проектирование, размещение, застройку, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию соответствующих объектов;
4) субъективная сторона: возможна как умышленная, так и неосторожная форма вины.
Преступление считается оконченным с момента причинения значительного ущерба (понятие оценочное, всякий раз устанавливается судом самостоятельно).
2. Применимое законодательство. ФЗ «О недрах» (ст. 6, 11, 18-22).
3. Судебная практика. Постановление ВС РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
Прокуратура разъясняет вопрос о правоприменительной деятельности, направленной на защиту государственных интересов в сфере изучения и разработки месторождений полезных ископаемых
Вопрос о правоприменительной деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных, направленной на защиту государственных интересов в сфере изучения и разработки месторождений полезных ископаемых, становится все более актуальным с учетом активного развития отраслей по добычи полезных ископаемых в РФ. Нынешнее законодательство о недрах «разрывает» право на недра и
право на поверхность земли. Это позволяет признавать недра во всех случаях государственной собственностью. Однако фактически допускаются исключения, когда дело касается малоценных (так называемых общераспространенных) полезных ископаемых непромышленного значения вроде торфа, сапропеля, песка, глины, камня, некоторых подземных вод.
Для их регулирования рыночных отношений в сфере недропользования, был принят Федеральный закон «О недрах», последняя редакция которого относится к 2000 году. Согласно этому Закону к изучению и разработке недр допускаются как государственные, так и частные предприятия, в том числе иностранные компании, которые, несомненно, испытывает трудности в связи с тем, что иностранцы в РФ не могут быть собственниками земли. Все недра земли остаются в собственности государства, и за их разработку полагается определенная плата. Месторождения полезных ископаемых должны сдаваться для разработки на конкурсной основе и предоставляться тем претендентам, которые предложат за них наивысшую цену.
На протяжении ряда лет становится известно о многочисленных случаях незаконной хищнической добычи песка, торфа, угля, нефритового камня и т.д., во многих случаях сопряженных с нелегальными способами их реализации с последующей контрабандой за границы Российской Федерации. Однако уголовно-правовому противодействию криминализации отраслей недропользования мешает целый ряд обстоятельств. Так, анализ следственной и судебной практики выявляет неоднозначный подход правоприменителя при квалификации деяний, связанных с незаконной добычей полезных ископаемых, в том числе общераспространенных.
Например, следственными органами ГСУ ГУ МВД России в 2012 г., по п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ квалифицированы действия лиц, незаконно изъявших из горной выемки в районе «Подземгаза» г. Киселевска Кемеровской области более 16600 тонн угля на обшую сумму 18592 миллионов рублей. Напротив, по факту совершения неустановленными лицами в период с 2000 по 2010 г. незаконной добычи каменного угля в количестве более ста тыс. тонн на неопределенном участке недр, расположенном между границами горных отводов, предоставленных в недропользование ОАО УК «Южкузбассуголь» и ОАО «Междуречье» на территории Кемеровской области, уголовное дело возбуждено и расследуется по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ, — незаконное предпринимательство.
В практике встречаются случаи привлечения лиц, виновных в незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых, например угля, песка, гравия и т.д., по ст. 255 УК РФ — за нарушение правил охраны и использования недр. Принципиальным является вопрос правомерности применения понятия хищения к тем объектам недвижимости — участкам недр, которые содержат полезные ископаемые, в т.ч. общераспространенные: нефть, уголь, торф, песок и т.д.
В настоящее время в теории уголовного нрава и в уголовном законодательстве выстроена традиционная система имущественных преступлений, в которой не находится места пониманию некоторых объектов недвижимости, например содержащихся в участках недр полезных ископаемых, как предметов хищения. Понятие хищения может применяться к тем объектам недвижимости, в т.ч. участкам недр (горным отводам) федерального, регионального и местного значения, содержащим полезные ископаемые, в т.ч. общераспространенные, которые могут находиться в чьей-то собственности или в частном владении (пользовании) при соблюдении ряда условий. Например, в случае неправомерного завладения уже добытыми из окружающей природной среды полезными ископаемыми, вне зависимости от того, законно или незаконно они добыты.
Подобный подход к применению понятия хищения может быть использован и при неправомерном завладении геологически изученными и
разведанными, но не добытыми из участка недр полезными ископаемыми. Это следует из понятия недропользования, включающего в себя, помимо добычи полезных ископаемых, и мероприятия по их отысканию и последующему изучению. Учитывая, что участки недр, на которых производится незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых, практически всегда являются разведанными и учтенными в качестве объектов недропользования соответствующими органами государственной власти, следует считать полезные ископаемые в таких участках недр обособленными от окружающей природной среды и обладающими признаками предмета хищения. Часто в практике полезные ископаемые признаются предметом хищения лишь в том случае, если они находятся в пределах горного отвода, находящегося в распоряжении пользователя недр, которому такой отвод предоставлен уполномоченным государственным органом, т.е. определенным образом обособлены.
Подобное понимание предмета хищения применительно к полезным ископаемым неоправданно сужает сферу применения статей Особенной
части УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления против собственности но высказанным выше соображениям. Вполне очевидно то обстоятельство, что разведанные в соответствии с определенными промышленными технологиями и учтенные государственными органами месторождения полезных ископаемых также обособлены от окружающей природной среды, т.к. труд людей — специалистов соответствуюш,его профиля был направлен на такое обособление. Как правило, такого рода обособление содержащихся на участках недр полезных ископаемых происходит по причине того, что собственник в лице уполномоченных органов государственной власти и управления намерен в будущем отделить (добыть) предмет — полезные ископаемые — от участков недр для их последующей реализации в качестве экспортного продукта либо для удовлетворения потребностей собственного населения.
Не существует каких-либо причин не рассматривать незаконную добычу полезных ископаемых на таких участках недр как хищение, однако при этом следует учитывать конкуренцию норм против собственности и норм об экологических преступлениях (например, ст. 255 УК РФ — нарушение правил охраны и использования недр), а в ряде случаев и конкуренцию административно-правовых норм (например, ч. 3 ст. 8.13 Ко АП РФ —
незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля и т.д.).
Сложившаяся ситуация отсутствия единообразия в применении уголовного закона в столь важной сфере функционирования хозяйственного
механизма государства, как разработка и добыча полезных ископаемых, в т.ч. общераспространенных, не способствует борьбе с криминальным
проникновением преступного элемента в целые отрасли недропользования.
На основании ст. 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам по причине нарушения законодательства РФ о недрах, должны возместить его добровольно либо в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда должно установить Правительство РФ, что было сделано Постановлением от 04.07.2013 № 564 (действует с 16.07.2013). В Правилах расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных данным документом, указано, что под вредом в целях их применения понимаются:
- вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
- нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
- вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Способ привлечения к ответственности напрямую зависит от последствий и характера нарушения закона. Если добыча песка происходила в запрещенном месте, то объектом преступления выступает отношение в области защиты природы и зоны расположения природных ресурсов.
В зависимости от объемов изъятого сырья ответственность за незаконную добычу песка будет назначаться по статье 8.13 Административного кодекса или по 255 ст. УК РФ.
Объективная сторона преступного действия выражается в нарушении правил охраны и использования недр. Существуют четко утвержденные права и обязанности недропользователей, сроки и виды работ, места добычи и пользования ресурсов.
Субъектом преступления может быть вменяемый 16-летний гражданин, который в ответе за организацию работ по добыче песка. Субъективная сторона − в прямом и косвенном умысле. Субъект преступления может понимать опасность своих действий и желать их наступления или же не до конца осознавать опасность добычи песка для природы и государства. Иногда субъект понимает тяжесть своих поступков и возможное наступление последствий, но относится к ним равнодушно.
При определении состава преступление не учитываются мотивы нарушения общепринятых правил, но их может принимать во внимание судья при вынесении приговора. Преступление считается оконченным в момент причинения ущерба естественной среде или государству в коммерческом плане.
Действия людей могут также квалифицироваться по статье 171 УК − незаконная предпринимательская деятельность. В данном случае, объектом нарушения выступают общественные отношения, которые складываются в процессе предпринимательской деятельности. Объективная сторона характеризуется активными действиями, направленными на систематическое получение дохода.
Незаконный вылов рыбы и добыча водных ресурсов в статье 256 УК РФ
Субъект преступления может быть специальным, то есть человек со статусом ИП, осуществляющий продажу песка незаконно, или обычным − гражданин без статуса ИП, который осуществляет коммерческую деятельность без разрешения. Субъективная сторона заключается в прямом умысле и всегда сопровождается корыстным мотивом.
Как получить разрешение на добычу песка?
Получение разрешения на добычу песка – долгий и сложный процесс. Перед тем, как получать саму лицензию, необходимо одобрение от местного органа власти, разрешающего проведение работ на конкретной территории.
Если участок земли находится в частной собственного, то его отчуждение возможно только по согласию на отвод земли под недропользование.
Необходимые документы для добычи песка представляют собой тот самый перечень, который необходим для получения лицензии. К ним относятся:
- Заявление о получении лицензии с указанием реквизитов юридического лица, данных участка, целей добычи песка с отсылкой к проекту работ.
- Копии свидетельств о праве собственности на технику, которая будет осуществлять добычу.
- Данные бухгалтерской отчетности юридического лица.
- Документы, подтверждающие квалификацию персонала, который будет непосредственно добывать песок.
- Выписка из ЕГРП о собственности или долгосрочной аренде на данный участок.
- Копия квитанции об уплате государственной пошлины.
- Копии уставной документации.
- Справка из налоговой об отсутствии задолженностей.
- Подтверждение наличия на предприятии маркшейдера или договор с маркшейдером, работающим на аутсорсинге.
Лицензия не может быть передана третьему лицу.