Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Студентам – о поступлении в аспирантуру». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аспирантура не только позволят заниматься научно-исследовательской деятельностью, но и дает некоторые преимущества. Для юношей особенно актуальной станет отсрочка от армии при вступлении в аспирантуру и обучении. Справка из отдела аспирантуры надежно защитит от очередного призыва. Другой вариант избежать его — поступить на военную кафедру.
Что такое аспирантура?
В этом разделе мы поговорим об учебе в аспирантуре. Аспирантура – это третий уровень высшего образования в России и первый этап на пути к академической карьере ученого.
Аспирантура в России действует не только в университетах, но и в различных специализированных научных организациях, научно-исследовательских центрах. По окончании аспирантуры, после защиты кандидатской диссертации выпускнику присуждается звание кандидата наук, что в Болонской системе образования эквивалентно степени PhD. Следующий этап – это степень доктора наук.
Российские университеты предлагают большое количество программ самых разных профилей, поэтому найти аспирантскую программу, которая подойдет именно тебе достаточно просто. Мы составили список самых привлекательных на сегодняшний день направлений от ведущих российских университетов.
Выбор формы обучения
Форму обучения будущий аспирант, как правило, выбирает заранее. При обращении в отдел аспирантуры он только уточняет это в документах.
Существуют две формы обучения в аспирантуре – очная и заочная. Правда, оговоримся, что есть еще такая форма, как соискательство. В этом случае человек, не обучаясь в аспирантуре, готовит диссертацию и сдает кандидатский минимум самостоятельно. Но соискательство, во-первых, не везде есть, во-вторых, к поступлению в аспирантуру отношения не имеет, поэтому сосредоточимся только на очной и заочной форме.
Очная форма подходит для тех, кто закончил институт и имеет возможность продолжать образование дальше, не особенно заботясь о своем финансовом положении. Заочники, как правило, – люди занятые и совмещающие образование с зарабатыванием денег.
Поэтому прежде всего стоит решить для себя, что в данное время уместнее: преданность науке или финансовая независимость.
Экзамены в аспирантуру и их специфика
Вступительных экзаменов в аспирантуру три – специальность, философия и иностранный язык. Обычно на сайтах вузов представлены вопросы для подготовки к этим экзаменам.
Экзамен по специальности – самый простой и самый сложный одновременно. Простой – потому что именно по этой дисциплине аспирант и будет писать диссертацию, именно по ней он больше всего знает. Сложный – потому, что требования, предъявляемые аспиранту, отличаются от тех, которые предъявляются к студенту. Аспирант, безусловно, должен показывать более высокий уровень подготовки. К тому же по специальности потом необходимо будет сдавать еще и кандидатский экзамен.
На экзамене по философии проверяются знания абитуриентов по общему курсу философии, который читается студентам. Здесь придется вспоминать. Особенно трудно тем, кто к философии относился как к лишней дисциплине – не такой уж и лишней она оказалась.
Кстати, в кандидатский минимум, который аспиранты сдают во время учебы, также входит экзамен по философии – но уже не по общей, а по истории и философии науки. Очень специфическая, но чрезвычайно полезная для аспирантов область знаний, над которой тоже придется основательно попотеть.
Впрочем, как вопросы к вступительному экзамену по философии, так и ответы на них легко найти в интернете. Конечно, формулировки на 100 процентов не совпадут, но будущему аспиранту несложно достроить картину до нужной.
А вот про еще один вступительный экзамен – иностранный язык – такого не скажешь. Готовых ответов тут нет. А экзамен состоит из нескольких заданий:
- Перевод небольшого научного текста той тематики, которой занимается аспирант: химику дают текст про химию, литератору – про литературу. Можно пользоваться словарем (удобнее, конечно, не бумажным, а иметь в телефоне), но перевод должен быть очень близким к тексту. Практически «слово в слово».
- Второе задание – конспект научного текста и его пересказ (на иностранном языке). И снова – текст той науки, которой вы занимаетесь, но теперь нужно понять общий смысл, сделать конспект и суметь пересказать его. А также ответить на вопросы.
- Третье задание – беседа. Обычно нужно подготовить рассказ о себе, о своей научной работе. По ходу рассказа экзаменатор может спросить что-нибудь, уточнить. Но по большому счету это самое простое задание.
Если по специальности и философии еще можно поднапрячься и подготовиться за пару недель, то по иностранному языку сделать это практически нереально. Поэтому – лучше учите язык, пока вы студенты. Тем более что в нашем мультикультурном мире без него скоро нельзя будет шагу ступить. По крайней мере, в науке.
Преимущества аспирантуры
Существуют и другие льготы для аспирантов. Заочникам полагается дополнительный 30-дневный отпуск для сдачи сессии, а если вуз находится в другом городе, их обеспечивают местами в общежитии. У «очников» есть двухмесячные каникулы. В некоторых вузах аспирантам также выделяется дополнительное пособие для приобретения необходимой научной литературы.
по результатам вступительных испытаний
7.1. По результатам вступительного испытания поступающий имеет право подать в апелляционную комиссию апелляцию о нарушении, по мнению поступающего, установленного порядка проведения вступительного испытания и (или) о несогласии с полученной оценкой результатов вступительного испытания.
7.2. Рассмотрение апелляции проводится не позднее следующего рабочего дня после дня ее подачи.
7.3. Поступающий в аспирантуру имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.
7.4. После рассмотрения апелляции апелляционная комиссия принимает решение об изменении оценки результатов вступительного испытания или оставлении указанной оценки без изменения.
7.5. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего. Факт ознакомления поступающего с решением апелляционной комиссии заверяется подписью поступающего.
9.1. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение высшего образования за счет бюджетных ассигнований в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан и лиц без гражданства, а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.
9.2. Прием на обучение в пределах квоты на образование иностранных граждан осуществляется в соответствии с направлениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
9.3. Иностранные граждане, которые поступают на обучение на основании международных договоров, представляют помимо документов, указанных в п. 3 настоящих Правил, документы, подтверждающие их отнесение к числу лиц, указанных в соответствующих международных договорах.
9.4. Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, представляют помимо документов, указанных в п. 3 настоящих Правил, оригиналы или копии документов, предусмотренных частью 6 ст. 17 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».
9.5. При подаче документов иностранный гражданин или лицо без гражданства представляет в соответствии с п. 2 настоящих Правил, оригинал или копию документа, удостоверяющего личность, гражданство, либо документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации или личность лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Предоставляется ли общежитие?
Обучающимся по очной форме может быть предоставлено общежитие, находящееся в распоряжении образовательного учреждения. Информацию о свободных местах и условия заселения следует уточнять непосредственно в высшем учебном заведении.
Можно ли поступить в аспирантуру без экзаменов?
При наличии конкурса поступление предполагает обязательное прохождение отбора – испытательной экзаменации. Однако возможны льготные условия. Вуз в праве установить упрощенные программы для зачисления магистрантов и перевода аспирантов из других заведений.
Освобождение от вступительных испытаний могут получить претенденты, отлично сдавшие философию и иностранный язык, а также предоставившие исследовательскую работу (реферат) по выбранной специальности. Упрощенные требования предъявляет соискательство, когда претенденты прикрепляются для подготовки диссертации к научному учреждению.
Есть ли возможность подать апелляцию по итогам испытаний?
Если, по мнению поступающего, были допущены нарушения порядка проведения или оценка не соответствует критериям оценивания (занижена), он имеет право обратиться с соответствующим заявлением в апелляционную комиссию и присутствовать при рассмотрении апелляции.
Включается ли срок обучения в трудовой стаж?
Начиная с 2013 года – нет. Это распространяется как на заочников, так и на очников.
Что делать, если осенний призыв по срокам выпадает раньше, чем зачисление в аспирантуру? Положена ли отсрочка?
На период сдачи экзаменов лицам мужского пола предоставляется отсрочка. Справка выдается мужчинам, получившим от ученого совета вуза рекомендацию.
Надо ли заверять у нотариуса копию диплома?
Нет, достаточно обычной ксерокопии.
Окончание аспирантуры с последующей защитой диссертации дает возможность получения перспективной должности и надбавок к заработной плате (в зависимости от места трудоустройства). Иначе обучение приравнивается к курсам повышения квалификации. Это следует учесть всем, кто выбрал для себя стезю научной деятельности.
Информации о количестве поданных заявлений о приеме по программам аспирантуры/ординатуры
Шифр | Направление подготовки (специальности) | Всего | Места в рамках контрольных цифр приема (по общему конкурсу) | Места в пределах особой квоты | Места в пределах целевой квоты | По договорам об оказании платных образовательных услуг | ||||
План приёма | Фактически подано заявлений | План приёма | Фактически подано заявлений | План приёма | Фактически подано заявлений | План приёма | Фактически подано заявлений | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Очная форма обучения: | ||||||||||
5.1. | Право | 75 | 32 | — | — | 9 | 30 | 9 | ||
Заочная форма обучения: | ||||||||||
— | — | — | — | — | ||||||
Очно-заочная форма обучения: | ||||||||||
— | — | — | — | — | ||||||
Общие положения о порядке поступления
Новый порядок приема на обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, введенный упомянутым выше приказом, регламентирует прием граждан в высшие учебные заведения (вузы) на обучение, в том числе особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов.
Вуз может объявить прием на обучение по программам аспирантуры только при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности, если иное не установлено федеральными законами.
Если вуз является федеральной государственной организацией, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, то правила приема устанавливаются федеральными государственными органами.
К обучению в аспирантуре допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура).
Поступающий должен представить документ об образовании и о квалификации, удостоверяющий наличие у него образования соответствующего уровня. Такими документами могут быть:
- документ об образовании и о квалификации установленного федеральным органом исполнительной власти образца;
- документ государственного образца об уровне образования и о квалификации, полученный до 1 января 2014 г.;
- документ об образовании и о квалификации образца, установленного Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, или документ об образовании и о квалификации образца, установленного по решению коллегиального органа управления образовательной организации, если указанный документ выдан лицу, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию;
- документ об образовании и о квалификации, выданный частной организацией, осуществляющей образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково», или организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории инновационного научно-технологического центра;
- документ иностранного государства об образовании и о квалификации, если указанное в нем образование признается в РФ на уровне соответствующего высшего образования (не ниже специалитета или магистратуры).
Прием на обучение осуществляется на первый курс.
Причем, прием осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на бюджетное обучение и по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц. В рамках контрольных цифр также выделяется квота приема на целевое обучение (целевая квота).
Вузы принимают на обучение по следующим условиям с проведением отдельного конкурса по каждой совокупности этих условий:
- прием в вуз в целом, включая все его филиалы, или раздельно для обучения в вузе и для обучения в каждом из его филиалов;
- раздельно по очной, очно-заочной, заочной формам обучения;
- раздельно по программам аспирантуры в зависимости от их направленности (профиля);
- раздельно в рамках контрольных цифр и по договорам об оказании платных образовательных услуг;
- раздельно на места в пределах целевой квоты и на места в рамках контрольных цифр за вычетом целевой квоты.
Вуз может использовать различные способы проведения конкурса по различным условиям поступления.
Для всех конкурсов в рамках одного условия поступления вуз устанавливает одинаковые перечень вступительных испытаний, минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания, и максимальное количество баллов.
В случае появления вакантных мест вуз может проводить дополнительный прием на обучение в установленные им сроки.
По результатам вступительных экзамено вуз формирует отдельный ранжированный конкурсный список поступающих по каждому конкурсу, в который включаются поступающие, набравшие не менее минимального количества баллов. Конкурсные списки публикуются на официальном сайте и на суперсервисе (в случае использования такого суперсервиса вузом) и обновляются ежедневно до дня, следующего за днем завершения приема документов.
Конкурсный список ранжируется по следующим основаниям:
- по убыванию суммы конкурсных баллов, исчисленной как сумма баллов за каждый вступительный экзамен и за индивидуальные достижения;
- при равенстве суммы конкурсных баллов — по убыванию суммы баллов, начисленных по результатам вступительных экзаменов, и (или) по убыванию количества баллов, начисленных по результатам отдельных вступительных экзаменов, в соответствии с приоритетностью вступительных экзаменов, установленной вузом;
- по индивидуальным достижениям, учитываемым при равенстве поступающих по иным критериям ранжирования.
В конкурсном списке указываются следующие сведения по каждому поступающему:
- страховой номер СНИЛС или уникальный код, присвоенный поступающему (при отсутствии СНИЛС);
- сумма конкурсных баллов (за вступительные экзамены и индивидуальные достижения);
- сумма баллов за вступительные экзамены;
- количество баллов за каждый вступительный экзамен;
- количество баллов за индивидуальные достижения;
- наличие оригинала документа установленного образца (уникальной информации о документе установленного образца) или заявления о согласии на зачисление.
Направления и специальности
Школа аспирантуры предлагает несколько направлений, которые разбиты по специальностям:
- Экономическая школа – сюда относится теория, управление хозяйствами и математика с финансовыми специализациями.
- Философская школа аспирантуры предлагает онтологию, антропологию, культуру и этику с религиоведением.
- Школа филологии включает направление по теории русского языка, литературе отечественной и зарубежной, германские языки и прикладную математическую лингвистику.
- Школа психологии включает две группы – психофизиологию и социальную психологию личности.
- Школа физики предлагает только астрономию для будущего исследования.
- Историческая школа готова дать образование в области науки и археологии.
- А технические направления связаны с безопасностью данных и радиотехники.
- Инновации, персонал и управление финансами доступны в школе аспирантуры по менеджменту.
Также есть направления по государственному управлению, муниципальному менеджменту и компьютерным технологиям. Аспирантская школа по праву предоставляет более 24 направлений, включая международное и информационное право.
Что такое аспирантура
Если проанализировать историю высшего образования, то вплоть до 2013 года аспирантуру считали формой послевузовского образования. Иными словами, здесь готовили исключительно научных сотрудников, которые могли трудоустроиться на работу в вуз и преподавать учебные дисциплины. Сегодня аспирантуру рассматривают как третий уровень профессиональной подготовки студентов, но значительно отличающийся от традиционного обучения в виде лекций и семинаров.
В процессе обучения в аспирантуре учащийся должен выбрать, какое научное направление будет для него актуальным. На основании этого аспирант подбирает тему своей научной работы, проводит необходимые исследования и эксперименты. На основании полученных данных проводится анализ, сопоставление с научными работами, которые были опубликованы ранее коллегами «по цеху».
Итоговая работа оформляется в виде кандидатской диссертации. При успешной защите работы аспиранту присваивается ученая степень «Кандидат наук».
Формы и сроки обучения
Для удобства аспирантов большинство российских вузов предлагают выбор формы обучения. При поступлении в аспирантуру можно выбрать:
- Очную форму обучения. Если предпочесть этот вариант, то длительность образовательной программы составляет 3 года по гуманитарным дисциплинам. При поступлении на технические специальности этот период увеличивается до 4-х лет.
- Заочный формат. Преимущество этого вида состоит в том, что аспирант может трудоустроиться на работу. Однако совмещать научную и трудовую деятельность очень сложно. Что касается срока обучения, то на заочке в аспирантуре придется учиться в течение 4-х лет по гуманитарным дисциплинам, а по техническим — 5 лет.
Бюджетная аспирантура и реальный взгляд на нее
Итак, что же нам обещает законодательство?
Во-первых, это ежемесячная стипендия в «установленном» размере. А это говорит только о том что, скорее всего, размер стипендии вряд ли будет больше прожиточного минимума, которого ни на что не хватает.
Второе преимущество, обещанное государством, это ежегодная выплата финансовой помощи в размере двух месячных стипендий, на приобретение требуемой по программе учебной литературы. Отметим, что чиновники, определяющие размер финпомощи, наверное давно не интересовались ценами на литературу. Ведь выплачиваемых сегодня государством денежных средств, хватает максимум на один хороший учебник по английскому языку и все. Конечно же, можно воспользоваться библиотекой или интернетом. Но во-первых, это дополнительные временные затраты, а во-вторых, за доступ к интернету и пользование книгами все равно придется заплатить.
Третья, и последняя льгота, которая предоставляется будущим аспирантам, обучающимся на бюджетной основе – это возможность не оплачивать обучение. Однако и эта льгота достаточно условна, поскольку студентам все равно приходится платить:
- за транспорт,
- за проживание в общежитии (которое, кстати, якобы предоставляется «бесплатно»),
- за организацию защиты диссертации приемной комиссией,
- а также за многое и многое другое, включая затраты на проведение научных исследований, покупку дополнительной литературы и так называемые «представительские» расходы.