Льготное питание в школе в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготное питание в школе в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно гл. IV.1 «Организация питания детей», введенной не так давно в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание.

Горячее питание обязательно

К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.

Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.

Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):

  • горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;

  • готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.

План работ по питанию в школах

Для того чтобы наладить качественное и здоровое питание в образовательных учреждениях, требуется провести следующие мероприятия, указанные в таблице ниже.

Мероприятие Частота проведения
Родительские собрания по теме организации процесса здорового питания Дважды в год
Совещание директора школы и человека, который отвечает за процесс приема пищи Дважды в год
Совещания для разъяснения основных вопросов Преимущественно проводятся в осеннее время
Классный час с беседами о здоровом питании Раз в три месяца
Выкладывание информации о процессе приема пищи на сайте и в «уголках» школы Раз в три месяца
Контроль санитарных норм зоны готовки и приёма пищи Раз в четверть специально сформированной комиссией
Консультации родителей, касаемо питания Обычно, единожды в месяц

Кто может претендовать на бесплатное питание?

Льготное преимущество, в виде отсутствия платы за питание в учебном учреждении, предоставляется не всем детям. К ней относят только тех, кто принадлежит к категории льготников.

Данное право устанавливается на региональном уровне и может разниться в зависимости от региона проживания.

Как пример, в пределах Московской области, бесплатное питание в школах предоставляется для:

  • Ребенку из многодетной семьи;
  • Сироты;
  • Усыновленные дети;
  • С присвоенной с детства группой инвалидности;
  • Родители ребенка имеют первую, или вторую группу инвалидности;
  • Получающие пенсионное пособие по причине утраты кормильца.

Основные требования к школьному питанию

  • Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
  • Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
  • Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
  • Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
  • Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
  • Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
  • Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
  • Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
  • Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
  • Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
  • Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
  • На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.
Читайте также:  Обещание дарения в будущем: составление консенсуального договора

Информация для родителей учащихся

12.01.2021

Уважаемые родители, в связи с нормами и требованиями нового СанПиНа 2.3/2.4.3590-20 и Методических рекомендация с 3 четверти 2021 года в меню учащихся, обучающихся во 2 смену, вводятся овощные закуски и первое блюдо (супы). Новые требования предполагают строгое деление меню по возрасту и времени принятия пищи, соответствующие возрасту калорийность и вес готовых блюд. С данными параметрами вы можете ознакомиться в Утверждённом меню.

Стоимость комплекс-меню с января 2021 г.:

1-4 классы, завтрак — 66 руб.20 коп.

1-4 классы, обед — 75 руб.00 коп.

5-11 классы, завтрак — 78 руб.00 коп.

5-11 классы, обед — 90 руб.

В связи с тем, что в меню учащихся 2 смены введены овощные закуски и первое блюдо, а, соответственно, увеличился объём порции, просим принять это во внимание, чтобы минимизировать пищевые отходы в обеденное время.

Организация питания детей в школах

В марте 2020 года правительство приняло поправки в Федеральный закон № 273-ФЗ, в котором содержится раздел о питании учащихся. Здесь подробно описаны требования к организации питания в общеобразовательных учреждениях. Поправки коснулись порядка обеспечения школьников бесплатным питанием и вступили в силу с 1 сентября 2020 года.

Что изменилось в организации школьного питания:

  1. Повысились требования к качеству питания продуктов, используемых для приготовления блюд в школьных столовых.
  2. Изменились нормативы безопасности и повысились стандарты качества для продуктов.
  3. Финансирование школьного питания для школьников младших классов будет осуществляться за счет федерального или местного бюджета.

Поправки, внесенные в законопроект, частично были реализованы в 2020–2021 году в регионах в зависимости от возможностей учебных заведений. Но, согласно поправкам, до 1 сентября 2023 года все школы на территории РФ должны в полной мере реализовать новые правила.

Важно! Школы должны обеспечивать каждого ученика 1 — 4-х классов минимум одним горячим блюдом в день, не считая горячего напитка.

Питание школьников регламентируется следующими законодательными актами:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • СанПиН — «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

Сколько должен съедать один школьник в день?

Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.

Продукты

Возраст школьника

7-10 лет

11-13 лет

14-17 лет Юноши

14-17 лет Девушки

Хлеб пшеничный

150

200

250

200

Хлеб ржаной

70

100

150

100

Мука пшеничная

25

30

35

30

Крупы, бобовые, макаронные изделия

45

50

60

50

Картофель

200

250

300

250

Овощи разные

275

300

350

320

Фрукты свежие

150-300

150-300

150-300

150-300

Фрукты сухие

15

20

25

20

Сахар

60

65

80

65

Кондитерские изделия

10

15

20

15

Масло сливочное

25

30

40

30

Масло растительное

10

15

20

15

Яйцо, шт.

1

1

1

1

Молоко, кисломолочные

продукты

500

500

600

500

Творог

40

45

60

60

Сметана

10

10

20

15

Сыр

10

10

20

15

Мясо, птица, колбасы

140

170

220

200

Рыба

40

50

70

60

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха.

В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

Основные требования к школьному питанию

  • Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
  • Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
  • Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
  • Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
  • Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
  • Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
  • Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
  • Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
  • Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
  • Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
  • Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
  • На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.
Читайте также:  Как получить налоговый вычет на ребенка

Сколько стоит бесплатное питание

Деньги на бесплатное питание для школьников поступают из государственного бюджета разных уровней.

В 2020 году на обеспечение обучающихся начальных классов горячим питанием было направлено более 22 млрд. рублей, в 2021 году – более 59 млрд. рублей. В 2022 году предусмотрено направить на эти цели более 63,2 млрд. рублей.

Стоимость питания на одного ученика в день может отличаться в разных регионах. Это зависит от цен на продукты, рекомендованных для меню. Кроме того, в стоимость закладывается и плата компаниям за услуги по организации питания.

Например, в Туле на завтрак для школьника выделяют 74 рубля (при двухразовом питании – 148 рублей). В Москве завтрак стоит 49 рублей (при двухразовом питании – 142 рубля). В Санкт-Петербурге стоимость завтрака составляет 68,5 рублей, обеда – 119,5 рублей.

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, № 1 (1 ч.), ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213, 2007, № 46, ст. 5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; Российская газета 2008, № 153), направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее – образовательные учреждения).

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.

1.4. Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений.

1.5. В организациях общественного питания образовательных учреждений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями может осуществляться приготовление блюд, их хранение и реализация. Использование их в иных целях не допускается.

1.6. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется, в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и его территориальными органами.

10.1. В образовательных учреждениях должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

10.2. Питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости.

10.3. Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.

10.4. Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.

10.5. При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды, образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой – в обеденном зале и одноразовых стаканчиков – в учебных и спальных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами – для сбора использованной посуды одноразового применения.

10.6. При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.

10.7. При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте организация питьевого режима обучающихся осуществляется только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды.

10.8. Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.

Каким должно быть питание школьника?

\r

\rПри хорошо организованном питании в школе учащийся получает в столовой горячий завтрак и обед. При этом интервал между приемами пищи не должен превышать 3-4 часа. Поэтому лучше всего, если ребенок получит первый легкий завтрак дома, в школьной столовой он сможет восполнить силы вторым завтраком и обедом, а после занятий скушать полдник и ужин. Если ребенок после занятий посещает группу продленного дня, то школьное питание включает в себя и полдник.\r

Читайте также:  На основании чего действует ИП при заключении договора: учредительные документы

\r

\rПищевой рацион школьника должен быть сбалансированным, разнообразным и удовлетворять энергетические потребности детского организма. При составлении меню обязательно необходимо учитывать потребности детского организма, связанные с его развитием и ростом, с повышенной эмоциональной или физической нагрузкой, с изменениями условий внешней среды и т.д.\r

\r

\rОрганизация полноценного питания в школе во многом зависит от педагогов. Именно они отвечают за четко организованный прием пищи школьниками, и следят за тем, чтобы ученики получали горячий завтрак или обед в одно и то же время и ели не спеша. Необходимо также отметить, что даже если школьное питание организовано очень хорошо, это не гарантирует того, что ребенок будет кушать в школьной столовой. И на это есть несколько причин.\r

\r

Как оформить бесплатное школьное питание

Право на двухразовое горячее питание учеников начальных классов предоставляется автоматически, никакие документы оформлять не нужно.

Льготникам для получения бесплатного школьного питания нужно обратиться в органы социальной защиты или в администрацию образовательного учреждения. Если руководством учреждения отказано в предоставлении бесплатного питания, то необходимо связаться с органами соцзащиты. Для оформления бесплатного питания понадобятся следующие документы:

  • заявление на предоставление бесплатного питания;
  • копия паспорта родителя;
  • копия свидетельства о рождении ребенка или паспорта;
  • справка или свидетельство, подтверждающее статус семьи, которой положено бесплатное питание.

Нововведения в СанПин для школ в 2023 году

С нововведениями для школ по СанПин в 2023 году можно ознакомиться в таблице:

Тема

Было в СанПиН 2.4.2.2821-10

Стало в СП 2.4.3648-20

1. Использование подвальной и цокольной площади Нельзя размещать в подвале кабинеты, мастерские, медпункт, залы (пункт 4.2). В цокольном этаже можно устроить гардероб (пункт 5.19.2). Конкретно указано, что тир, книгохранилища, хозяйственные и иные подсобные помещения могут находиться в подвалах зданий (пункт 2.3.1., девятый, десятый абзацы).
2.Полифункциональность Только указано, где лучше размещать спортивный зал (пункт 4.13). Большое внимание уделяется состоянию рекреаций (пункт 4.20). Официально разъяснено, что в школе можно совмещать назначение помещений: столовую использовать как актовый зал, в библиотеке проводить уроки, в рекреациях заниматься физкультурой (пункт 2.3.2).
3. Питание Установлены требования к пищеблокам (пункт 5.19.3).

Количество приемов пищи определяется временем нахождения учащихся в школе (пункт 5.19.4, второй абзац).

Указано, что в случае работы пищеблока на полуфабрикатах использование сырья запрещено (пункт 2.3.3).

Определено конкретное время: более 4-х часов. В этом случае обучающиеся обеспечиваются горячим питанием (пункт 2.3.1, восемнадцатый абзац).

4. Оборудование Если в кабинете имеется интерактивная доска, то свет должен падать на всю ее поверхность (пункт 5.7). При оборудовании учебного помещения интерактивной доской нужно обеспечить доступ учащихся ко всей площади электронного средства. На уроках следует использовать проектор без слепящего эффекта (пункт 2.4.4).
5. Водоснабжение Качество воды только высокое (пункт 8.3).

Питьевой режим – в соответствии с нормами (пункт 8.6).

Нельзя брать воду для хозяйственных нужд из батарей центрального отопления (пункт 2.6.4).

Добавлено о возможности использовать воду в таре (пункт 2.6.6).

6. Отопление Переносные обогреватели не используются (пункт 6.1, шестой абзац). Деталь: не допускается использование переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением (пункт 2.7.1., четвертый абзац).
7. Инновации Инновации в образовании допустимы, если они не несут вред здоровью учащихся (пункт 10.14) Особенности дистанционного и электронного обучения расписаны подробно: обязательны сертификаты соответствия, запрет на использование более двух электронных средств на одном уроке одновременно, нельзя обучать с помощью телефона. Учтен момент санитарной обработки оборудования (пункт 3.5)

Базовые принципы организации питания школьника

Каждый ребенок индивидуален, а питание в школе, если только она не частная, не учитывает предпочтений или особенностей учеников. И все же меню как минимум должно отвечать базовым требованиям, выделенным Министерством здравоохранения на основе пожеланий педиатров.

Режим питания школьника и его рацион должны составляться с учетом таких моментов:

  • важно, чтобы энергетическая ценность пищи соответствовала не только возрасту ребенка, но и его энергозатратам;
  • питание должно быть сбалансированным и полноценным, покрывающим потребность растущего организма во всех компонентах;
  • одно из основных требований к пище в детском возрасте – ее разнообразие. Это касается не только самих продуктов, но и внешнего вида, аромата, вкуса, способа приготовления и подачи блюд;
  • школьник должен питаться по строгому графику, не менее 5 раз в день. Хорошо, если между основными подходами (завтрак, обед, ужин) будут равные промежутки;
  • приветствуются щадящие способы обработки продуктов. В детском возрасте лучше воздержаться от жареной, копченой, консервированной пищи, блюд в кляре или фритюре.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *