Проблемы международного усыновления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы международного усыновления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментируемая статья имеет целью определить нормы, исключающие эксплуатацию детей, получение коммерческой выгоды от «усыновления». В стране существует множество разного рода «агентств» и «контор», содействующих усыновлению детей, не имеющих необходимых лицензий, действующих через посредников.

Согласно п. 1 ст. 165 Семейного кодекса усыновление, отмена усыновления иностранными гражданами или лицами без гражданства подчиняются законодательству государства, гражданином которого является усыновитель. Так, например, по законодательству Израиля не могут быть усыновителями одинокие граждане, кроме родственников усыновляемого, а разница в возрасте между усыновителями и усыновляемым должна составлять не менее восемнадцати лет. Кроме того, в этих случаях должны применяться соответствующие положения Семейного кодекса, а именно ст. 124-126, ст. 127 (кроме абзаца 8 п.1), ст. 128,129, 130 (кроме абз.5), 131-133.

Итак, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Таким образом, ограничения не распространяются на родственников ребенка проживающих за рубежом или являющихся иностранными гражданами.

Об этом свидетельствует следующий пример.

Иностранные граждане — супруги Р. обратились в суд с заявлением об усыновлении двоих несовершеннолетних детей — С. (2003 года рождения) и К. (2004 года рождения), находящихся в государственном учреждении «Специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики».

В обоснование заявления супруги Р. указали, что состоят в браке длительное время, имеют двоих родных дочерей, но, чтобы семья была полной, хотят иметь двоих сыновей, однако по медицинским показаниям сами они детей больше иметь не могут. Заявители хотят стать родителями мальчиков, потому что полюбили их и готовы дать им домашние тепло и уют; имеют для этого все условия; с медицинским заключением детей они ознакомлены. При усыновлении просили изменить имена и фамилии детей, в актовых записях о рождении С. и К. записать их в качестве родителей, даты рождения детей оставить без изменения.

Заявители просили обратить решение суда к немедленному исполнению, ссылаясь на то, что их несовершеннолетние дети остались дома с родственниками и друзьями, а также на то, что уже назначена встреча с лечащим врачом для осмотра С. и К.

Представитель опекуна детей — главный врач государственного учреждения «Специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» дала согласие на усыновление детей супругами Р. и не возражала против их просьбы о приведении решения суда к немедленному исполнению.

Представитель органа опеки и попечительства полагала, что данное усыновление возможно, соответствует интересам детей, заявители отвечают установленным законом требованиям.

Прокурор возражал против удовлетворения указанного заявления.

Решением Верховного Суда Республики от 22 декабря 2006 г. названное заявление удовлетворено. Решение суда обращено к немедленному исполнению.

В кассационном представлении прокурор просил отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом прокурор ссылался на то, что заявители — супруги Р. не отвечают одному из требований ст. 127 СК РФ, поскольку ими не представлено суду доказательств наличия необходимых материальных условий для полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития С. и К.

Кроме того, прокурор полагал, что у суда не имелось достаточных оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 27 февраля 2007 г. в удовлетворении кассационного представления отказала частично по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 54 СК РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 СК РФ.

В силу п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

В соответствии со ст. 124 СК РФ усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абз. 3 п. 1 ст. 123 СК РФ, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. При этом усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Удовлетворяя заявление супругов Р., суд исходил из того, что усыновление соответствует интересам детей, поскольку заявители смогут обеспечить им надлежащие условия для физического и нравственного развития. Препятствий к усыновлению супругами Р. несовершеннолетних граждан Российской Федерации С. и К. судом не выявлено.

Данный вывод суда является правильным.

Установлено, что С. и К. — дети, утратившие родительское попечение, которые находятся на воспитании в государственном учреждении «Специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики». О родителях С. ничего не известно. С требованиями о его розыске никто не обращался. Мать К. отказалась от родительских прав на ребенка сразу после его рождения, дала письменное согласие на его усыновление, ссылаясь на то, что не сможет его воспитывать по состоянию здоровья. 15 октября 2006 г. она умерла. Сведений об отце ребенка не имеется. У К. есть братья и сестры, однако в связи с тем, что он в семье не воспитывался, о родстве с братьями и сестрами в силу возраста не осведомлен, то их наличие не препятствует его усыновлению.

Органами опеки и попечительства принимались меры по устройству С. и К. в семьи граждан Российской Федерации, но никто не изъявил желания взять их на воспитание.

По информации Министерства образования и науки Российской Федерации, за период нахождения сведений об указанных детях на учете в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не представилась возможность передать детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и обратившихся в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Изложенные обстоятельства позволили суду сделать выводы об отсутствии возможности передать детей на воспитание в семью российских граждан, в том числе родственников, и о соответствии усыновления супругами Р. интересам С. и К.

Довод в кассационном представлении о том, что заявители не смогут создать усыновленным детям необходимые материальные условия для полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития по причине недостаточного дохода, не нашел своего подтверждения в суде кассационной инстанции. Из материалов дела и приложенных к возражениям на кассационное представление документов видно, что доходы супругов Р. значительно превышают их расходы. Кроме того, в ближайшее время доходы их семьи возрастут и супруги Р. смогут содержать двоих усыновленных детей.

На практике на сегодня сложилась такая ситуация:

Усыновители: Право на усыновление детей
Граждане РФ Имеют
Граждане США Не имеют
Лица, имеющие двойное гражданство РФ/США, резиденты РФ (постоянно проживающие на территории РФ) Имеют
Лица, имеющие двойное гражданство РФ/США, резиденты США (постоянно проживающие на территории США) Не имеют

Другой комментарий к Ст. 126.1 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 268 (СЗ РФ, 2000, N 14, ст.1501) утверждено Положение о деятельности органов и организации иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением. Этим Постановлением на Министерство образования РФ возложен контроль за выполнением условий аккредитации представительствами органов и организации иностранных государств при осуществлении деятельности в области усыновления детей на территории РФ.

Читайте также:  Всё о налоге на транспорт в 2022 году

2. Разрешение на открытие представительства иностранной организации (аккредитация) выдается некоммерческим иностранным организациям, осуществляющим деятельность по усыновлению детей на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи заявления об аккредитации.

3. Иностранная организация, желающая открыть представительство на территории РФ, подает в Министерство образования РФ заявление с приложением следующих документов: 1) копия учредительных документов, сведения о ее некоммерческом статусе, организационной структуре, персонале; 2) копия лицензии (или другого документа), выданная компетентным органом государства местонахождения иностранной организации, подтверждающим полномочия иностранной организации по осуществлению деятельности по усыновлению детей; 3) рекомендательное письмо компетентного органа государства, выдавшего лицензию или осуществляющего контроль за деятельностью иностранной организации, о возможности осуществления деятельности по усыновлению детей на территории РФ; 4) перечень услуг, предоставляемых иностранной организацией кандидатам в усыновители; 5) обязательство по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлению соответствующих отчетов и информации в установленном порядке, а также по осуществлению контроля за постановкой на учет в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка по прибытии усыновителей в государство своего проживания; 6) сведения о главе представительства иностранной организации и его персонале на территории РФ (паспортные данные, сведения об образовании и трудовой деятельности, адрес и телефон). Документы, перечисленные в подпунктах 2 и 3, действительны в течение 6 месяцев со дня их выдачи.

Все представленные документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством РФ или международным договором РФ, переведены на русский язык, и их перевод должен быть заверен в установленном порядке. Министерство образования РФ вправе дополнительно запрашивать подлинные экземпляры учредительных документов иностранных организаций, информацию иностранных организаций и компетентных органов государства о деятельности этих организаций, а также законодательные акты в области защиты прав и интересов детей государства местонахождения иностранных организаций.

4. Вопрос об аккредитации представительства иностранной организации (отказе в аккредитации, досрочном ее прекращении или продлении ее срока) рассматривается Министерством образования РФ в течение 3 месяцев с даты представления в министерство вышеуказанных документов.

5. Решение об аккредитации представительства иностранной организации (отказе в аккредитации, ее досрочном прекращении или продлении ее срока) принимает Министерство образования РФ по согласованию с Министерством иностранных дел РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции Российской Федерации. Министерством здравоохранения РФ и Министерством труда и социального развития РФ. Указанные федеральные органы исполнительной власти проводят проверку деятельности иностранных организаций в пределах своей компетенции и представляют в Министерство образования РФ заключения о возможности аккредитации представительств иностранных организаций.

6. Основаниями для отказа в аккредитации представительства иностранной организации, продлении ее срока или досрочном ее прекращении являются: 1) несоответствие представленных документов установленным законодательством РФ требованиям; 2) представление недостоверных сведений о своей деятельности; 3) наличие негативной информации о деятельности иностранных организаций или их представительств, поступившей от компетентных органов иностранного государства, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов опеки и попечительства; 4) отрицательные заключения вышеуказанных федеральных органов исполнительной власти; 5) отсутствие в законодательных актах государства местонахождения иностранной организации норм по признанию актов установления усыновления, произведенного в РФ, а также наличия иных норм, ограничивающих права и законные интересы усыновленных детей на территории этого государства; 6) неблагоприятная социально-экономическая, политическая, экологическая ситуации, осуществление военных действий в государстве местонахождения иностранной организации, серьезно затрудняющие принятие мер по защите граждан РФ и оказанию им покровительства со стороны РФ; 7) нарушение персоналом представительства иностранных организаций законодательства РФ в области усыновления детей;

8) нарушение иностранными организациями своих обязательств по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлению в установленном порядке соответствующих отчетов и информации, а также по осуществлению контроля за постановкой на учет в консульском учреждении РФ в установленном порядке усыновленного ребенка; 9) ликвидация иностранной организации.

7. Решение об аккредитации представительства иностранной организации (отказе в аккредитации, досрочном ее прекращении или продлении ее срока) выдается Министерством образования РФ в течение 10 рабочих дней со дня его принятия.

8. Представительства иностранных организаций аккредитуются сроком на 1 год. Для продления срока аккредитации иностранные организации подают заявление в Министерство образования РФ не позднее чем за 30 дней до истечения срока аккредитации. К заявлению прилагаются документы, перечень которых определяется Министерством образования РФ по согласованию с Министерством иностранных дел РФ, Министерством внутренних дел РФ и Министерством юстиции РФ.

9. Иностранная организация, получившая решение об отказе в аккредитации (досрочном ее прекращении или продлении ее срока), вправе обратиться в Министерство образования РФ для повторного рассмотрения вопроса об аккредитации ее представительства.

10. Представительство иностранной организации в РФ считается открытым со дня выдачи Министерством образования РФ решения об аккредитации.

11. На основании решения об аккредитации представительство иностранной организации в месячный срок обращается в Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции РФ, которая в месячный срок вносит его в сводный государственный реестр аккредитованных на территории РФ представительств

18. Соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ ежегодно направляет в Министерство образования РФ информацию о работе представительств иностранных организаций, находящихся на его территории и осуществляющих деятельность по усыновлению детей.

19. Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 267 (СЗ РФ, 2000, N 14, ст.1500) утверждено Положение о межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ.

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

Для встречи с несовершеннолетним нужно получить направление от ООиП по месту его жительства. Все происходит в присутствии сотрудника опеки. По результатам оформляется акт, он понадобится в суде.

В областной суд нужно представить заявление об усыновлении и все документы, которые нужны были для постановки на учет. Проводятся закрытые заседания. Решение выносится судьей единолично, вступает в силу через 10 дней. Но можно ходатайствовать о немедленном исполнении.

Когда решение вступит в силу, необходимо представить его удостоверенную копию в организацию по месту нахождения ребенка, и забрать его.

На территории каждого региона осуществляют деятельность агентства по иностранному усыновлению. Это специализированные организации, которые оказывают помощь кандидатам-иностранцам.

Агентства оказывает услугу по сопровождению процедуры усыновления с момента заключения договора и до предоставления отчетов об усыновленном. Услуга оказывается на платной основе.

Процедура усыновления детей граждан РФ иностранными гражданами является более сложной, чем российское усыновление. Вопрос рассматривается краевым или областным судом. Требуется более серьезная подготовка.

Порядок действий:

  1. Сбор документов.
  2. Обращение в региональный банк данных о детях-сиротах РФ.
  3. Постановка на учет в качестве кандидата.
  4. Ожидание очереди.
  5. Получение предложений.
  6. Знакомство с ребенком.
  7. Оформление согласия.
  8. Судебное заседание.
  9. Получение судебного решения.
  10. Постановка на учет в консульство.

Усыновление и удочерение иностранными гражданами проводится в областном или краевом суде региона. После подачи заявления в суд, граждане обязательно должны явиться лично на судебное заседание.

В процессе принимает участие:

  • представитель прокуратуры;
  • представитель управления региона по вопросам опеки и попечительства;
  • представитель агентства по усыновлению;
  • руководитель организации для детей-сирот;
  • усыновители;
  • переводчик.

Процесс является закрытым. Присутствие третьих лиц не допускается.

Представитель управления региона по вопросам опеки и попечительства обязан предоставить суду следующие сведения:

  • информация о несовершеннолетнем находились в свободном доступе;
  • знакомство с ним неоднократно предлагалось гражданам РФ;
  • у ребенка отсутствуют родственники, желающие принять его в семью;
  • он состоит на учете в региональном банке о детях-сиротах более 1 года;
  • у ребенка отсутствую родственники–иностранные граждане, которые желают принять его в семью.

Если суд посчитает, что несовершеннолетний может быть устроен на территории РФ, то он откажет в удовлетворении требований.

С чем связан такой запрет?

Государство декларирует приоритет интересов ребенка, поэтому при оформлении их в приемные семьи должны соблюдаться следующие требования:

  • любые действия по учету детей, оставшихся без родных родителей, могут осуществляться только уполномоченными органами опеки и попечительства;
  • процедура усыновления сопровождается доскональной проверкой сведений о личности и образе жизни потенциальных усыновителей, после чего решение об усыновлении должен принять суд;
  • совершение любых действий по усыновлению подразумевает личное участие граждан, а их право иметь представителя не устраняет обязанности соблюдать требования законодательства.

Комментарии к ст. 126.1 СК РФ


1. В качестве посреднической деятельности по усыновлению детей определяется любая деятельность всех лиц, кроме указанных в п. 2 комментируемой статьи, в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей. Усыновление детей осуществляется строго определенными в законе органами.

Посредническая деятельность по усыновлению детей трактуется как любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка (п. 4 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации).

Читайте также:  Ограничение права человека на неприкосновенность частной жизни

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к компетенции органов опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ (п. 1 ст. 121 СК РФ, ст. 34 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). Деятельность других органов и учреждений, включая воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др., общественных организаций, благотворительных и иных фондов, а также граждан (физических лиц) по выявлению и подбору детей для передачи их на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, следует квалифицировать как противоправную.

Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и передаче детей на усыновление законом запрещена, тем не менее должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и др.) обязаны сообщать в орган опеки и попечительства по месту нахождения детей о факте утраты детьми родительского попечения. Руководители воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

2. Деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности, не является посреднической.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством РФ.

Органы и организации, осуществляющие деятельность по усыновлению, не могут преследовать коммерческие цели, т.е. извлечение прибыли. Предусмотрена обязанность иностранной организации приложить к заявлению для получения разрешения на открытие представительства на территории России перечень услуг с указанием их стоимости, оказываемых кандидатам в усыновители, в числе прочих документов (п. 4 Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654).

Для осуществления деятельности по усыновлению иностранная некоммерческая организация должна уведомить Министерство юстиции РФ о создании представительства и получить в Министерстве образования и науки РФ разрешение на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности выдается представительству иностранной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи заявления о получении разрешения на осуществление деятельности.

Иностранная государственная организация для получения разрешения на открытие представительства на территории Российской Федерации представляет в Министерство образования и науки РФ заявление с приложением следующих документов: а) копии учредительных документов и документы, содержащие сведения об организационной структуре и сотрудниках иностранной государственной организации; б) копии лицензии (или другого документа), выданной компетентным органом государства местонахождения иностранной организации, подтверждающей полномочия иностранной организации по осуществлению деятельности по усыновлению детей; в) решение руководящего органа о создании своего представительства; г) положение о представительстве иностранной государственной организации; д) перечень услуг, предоставляемых иностранной государственной организацией кандидатам в усыновители, с указанием их стоимости; е) документ, подтверждающий обязательство иностранной государственной организации по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлению соответствующих отчетов и информации в установленном порядке, а также по осуществлению контроля за постановкой на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленных детей; ж) доверенн��сть, выданную уполномоченному лицу иностранной государственной организации, на подачу документов о получении разрешения на открытие представительства и на получение указанного разрешения.

Представительство иностранной некоммерческой организации для получения разрешения на осуществление деятельности представляет в Министерство образования и науки РФ заявление с приложением документов, предусмотренных подпунктами «а» — «е», а также следующие документы:

  • рекомендательное письмо компетентного органа государства, выдавшего лицензию, иной документ или осуществляющего контроль за деятельностью иностранной некоммерческой организации, о возможности осуществления деятельности по усыновлению;
  • сведения о руководителях представительства иностранной некоммерческой организации;
  • доверенность, выданную руководителю представительства иностранной некоммерческой организации на подачу документов о получении разрешения на осуществление деятельности и на получение указанного разрешения, а также на оказание содействия кандидатам в усыновители в усыновлении и организацию деятельности указанного представительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • выписку из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, подтверждающую внесение представительства иностранной некоммерческой организации в указанный реестр, выданную Министерством юстиции РФ.

Международное усыновление

Международное усыновление в России – это форма семейного устройства детей-сирот, при которой они передаются в приемные семьи иностранных граждан или граждан РФ, проживающих за рубежом.

Согласно ст. 165 Семейного кодекса РФ, при усыновлении иностранными гражданами российских детей процедура проводится в соответствии с международным законодательством и законодательством той страны, в которой зарегистрирован или проживает (для апатридов) усыновитель на момент, когда он подает соответствующее заявление в суд.

При этом принципы международного усыновления обязывают усыновителей и страну его проживания обеспечить усыновленному ребенку соблюдение тех же норм и гарантий, на которые он имел бы право при усыновлении внутри своей родной страны.

Следует учитывать, что процедура усыновления отличается для граждан России и иностранцев – первым в данном случае предоставлен приоритет. При этом те россияне, которые проживают за рубежом, также должны следовать правилам, установленным для иностранцев. Данные правила продиктованы не только российским законодательством, но и международными нормативами.

Порядок усыновления российских детей иностранными гражданами

Организации, занимающиеся усыновлением детей

В настоящее время до 80% международных усыновлений производится через аккредитованные организации, остальные ‑ независимые усыновления. В последнем случае контроль за условиями жизни усыновленных детей отсутствует.

В посредничество при международном усыновлении в России запрещено законом. Однако на практике в независимом усыновлении чаще всего участвуют все те же посредники ‑ под видом сопровождающих иностранных кандидатов в приемные родители переводчиков, гидов или даже водителей.

В ноябре 2006 года Правительство России утвердило новый порядок деятельности иностранных организаций, занимающихся усыновлением детей, а также новые правила для усыновителей. По новому положению, для осуществления деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации иностранная государственная организация должна получить в Министерстве образования и науки России разрешение на открытие представительства, а иностранная некоммерческая организация должна уведомить федеральную регистрационную службу о создании представительства и получить в Министерстве образования и науки РФ разрешение на осуществление деятельности по усыновлению детей.

В 2007 году на документы на продление регистрации подали 76 агентств, однако если раньше лицензии на деятельность российским агентствам по усыновлению выдавало Министерство образования, то сегодня их заявления дополнительно рассматриваются в министерствах внутренних дел, юстиции, иностранных дел и здравоохранения.

Лицензия (разрешение) на осуществление деятельности иностранным некоммерческим организациям выдается на срок не менее 5 лет, в то время как раньше такие организации должны были проходить перерегистрацию ежегодно. В положении зафиксированы также необходимые документы, которые иностранные государственные или некоммерческие организации должны предоставлять в российские властные органы для получения таких разрешений.

Требования к потенциальному усыновителю

Правительство РФ приняло ряд законодательных актов, согласно которым усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случае отсутствия российских кандидатов на усыновление.

Основанием для отказа выдачи разрешений может служить предоставление недостоверных сведений о своей работе, неблагоприятная социально‑экономическая или экологическая обстановка в государстве, граждане которого намерены усыновить российских детей, а также недостаточная законодательная защищенность приемных детей на территории этого государства.

Согласно российским правилам, потенциальный одинокий усыновитель должен быть, как минимум, на 16 лет старше ребенка, которого он собирается усыновить ‑ удочерить. Усыновлять имеют право и семьи, и одинокие люди.

Обычно требуется совершить две поездки в России: первую ‑ для того, чтобы найти ребенка, вторую ‑ чтобы завершить процесс. Большинство регионов требуют, чтобы во второй поездке участвовали оба родителя, для первой ‑ достаточно одного.

Согласно положению, представительства иностранных организаций должны предоставлять в органы исполнительной власти российских регионов подробные отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей.

Приемные родители обязаны за первые три года жизни усыновленного ребенка в новой семье предоставить 4 отчета. По прошествии трех лет вопрос о продолжении предоставления таких отчетов будет принимать орган исполнительной власти субъекта России, в котором был усыновлен ребенок.

Читайте также:  Классификатор единиц измерения рейс. Бухучет инфо

Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)

1. Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

Международное усыновление

Международное усыновление в России – это форма семейного устройства детей-сирот, при которой они передаются в приемные семьи иностранных граждан или граждан РФ, проживающих за рубежом.

Согласно ст. 165 Семейного кодекса РФ, при усыновлении иностранными гражданами российских детей процедура проводится в соответствии с международным законодательством и законодательством той страны, в которой зарегистрирован или проживает (для апатридов) усыновитель на момент, когда он подает соответствующее заявление в суд.

При этом принципы международного усыновления обязывают усыновителей и страну его проживания обеспечить усыновленному ребенку соблюдение тех же норм и гарантий, на которые он имел бы право при усыновлении внутри своей родной страны.

Кто решает судьбу детей

Лица, желающие стать усыновителями, не вправе обращаться за информацией непосредственно в детские дома и иные учреждения для детей, оставшихся без попечения взрослых; исключительно – в органы власти, являющиеся представителями федерального банка данных. Регион страны кандидаты вольны выбирать по своему усмотрению. Также непринципиально, обратятся иностранцы к региональному оператору лично или через представительство НКО с аккредитацией на посреднические услуги по устройству российских детей в семьи иностранных граждан.

Направление в соответствующее детское учреждение для знакомства с потенциальным усыновляемым ребенком выдается лично претенденту. Тот изучает его личное дело, обязательно ознакомится с медицинскими диагнозами, устанавливает психологический контакт с ребенком. Сам же приезжает за ним в учреждение, если вопрос решится положительно.

В России проживает тысячи детей-сирот. Их усыновление иностранными семьями вполне реально, хотя условия и ужесточились в последние годы. Вопрос может быть решен только в том случае, если возможность найти родителей из России отсутствует полностью. Обязательным условием также является соответствие критериям усыновителей, установленных государством.

Основания для усыновления:

  • обращение иностранцев в орган опеки и попечительства (ООП), федеральный государственный банк данных (ФГБД);
  • отсутствие у выбранного для усыновления ребенка российских усыновителей, опекунов или приёмных родителей;
  • истечение срока в 12 месяцев со дня поступления сведений о ребенке в ФГБД;
  • соответствие усыновителей всем требованиям законодательства РФ;
  • согласие кровных родителей ребенка (если они есть);
  • прохождение курса подготовки к усыновлению (в России или своей стране проживания).

Международное усыновление

Международное усыновление в России – это форма семейного устройства детей-сирот, при которой они передаются в приемные семьи иностранных граждан или граждан РФ, проживающих за рубежом.

Согласно ст. 165 Семейного кодекса РФ, при усыновлении иностранными гражданами российских детей процедура проводится в соответствии с международным законодательством и законодательством той страны, в которой зарегистрирован или проживает (для апатридов) усыновитель на момент, когда он подает соответствующее заявление в суд.

При этом принципы международного усыновления обязывают усыновителей и страну его проживания обеспечить усыновленному ребенку соблюдение тех же норм и гарантий, на которые он имел бы право при усыновлении внутри своей родной страны.

Следует учитывать, что процедура усыновления отличается для граждан России и иностранцев – первым в данном случае предоставлен приоритет. При этом те россияне, которые проживают за рубежом, также должны следовать правилам, установленным для иностранцев. Данные правила продиктованы не только российским законодательством, но и международными нормативами.

Требования к иностранцам усыновителям

Каждый потенциальный кандидат, должен соответствовать большому списку требований. Основные пункты:

  • выполнение требований статьи 127 СК РФ, которая устанавливает основные особенности для граждан, в том числе из РФ;
  • по статье 124 СК РФ установлено требование в виде возможности полноценного обеспечения несовершеннолетнего для его развития, в том числе нравственного, психического или физического;
  • наличие дееспособности и совершеннолетия по закону той страны, к которой относится гражданин. На практике эти требования должны выполняться как по законодательству РФ, так и другой страны. Например, если человеку 19 лет, а возраст совершеннолетия в его стране 21 год, то он исключается из кандидатов;
  • финансовая обеспеченность и возможность обеспечить других.

Также очень важно будут отсутствие запретов, то есть у человека нет особенностей, которые могут препятствовать. К таким особенностям можно отнести и определенное гражданство, например, США или Канады.

Вопрос. Коллизионные вопросы усыновления, опеки, попечительства

Усыновление создает искусственные отношения, фиктивное родство. Его условия, цели и последствия по-разному разрешены законодательством зарубежных стран. Коллизионных вопросов, возникающих в этой области, много: кому разрешено усыновление, с какого возрас­та разрешается усыновлять, можно ли усыновлять совершеннолетнего, необходимо ли согласие на усыновление между усыновителем и усыновляемым или его законным представителем, со­храняется ли правовая связь усыновленного с кровными родственниками и т. д.

Коллизионные нормы, касающиеся усыновления, обычно объявляют решающим лич­ный закон усыновителя. Среди немногочисленных конвенций об усыновлении наиболее из­вестна Гаагская конвенция о компетенции, о применимом праве и о признании реше­ний в отношении усыновления 1965 г, которая устанавливает требования к лицам, поль­зующимся правом усыновления, а также к усыновляемому. Общим правилом в отношении усыновления является применение компетентными властями своего внутреннего закона. Конвенция предусматривает следующие изъятия из этого принципа.

1. Должно учитываться любое положение о запрещении усыновления, содержа­щееся в национальном законе усыновителя или супругов-усыновителей, если применение такого запрещения предусмотрено заявление государства гражданства усыновителей при ратификации конвенции.

2. В отношении вопроса о согласии на усыновление лиц, не являющихся членами семьи усыновителя, применяется закон гражданства ребенка. Этот же закон применяется и в отношении условий консультации с данными лицами.

Конвенцией предусмотрено, что отмена усыновления возможна по любым осно­ваниям, предусмотренным законом государства, компетентным решать этот вопрос.

Согласно СК РФ усыновление и удочерение (далее — усыновление) ребенка, яв­ляющегося российским гражданином, в том числе их отмена, производятся на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства в соответствии с законода­тельством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в кото­ром это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усы­новлении или отмене усыновления.

Усыновление детей, иностранными гражданами или лицами без гражданства возможно только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ. либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и мест жительства родственников.

Усыновление на территории РФ иностранными гражданами или лицами без граж­данства, состоящими в браке с российскими гражданами, детей, являющихся российскими гражданами, производится в порядке, установленном СК для российских граждан, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

При усыновлении на территории РФ российскими гражданами ребенка, являюще­гося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

Если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные российским законодательством и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя. В этом случае усынов­ление, если оно состоялось, подлежит отмене в судебном порядке.

Защита прав и законных интересов детей, являющихся российскими гражданами и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществ­ляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учрежде­ниями РФ, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершенноле­тия. Посредническая деятельность по усыновлению детей недопустима (ст. 126-1 СК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *