Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор категорий земель и видов разрешенного использования 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В законодательстве, принимаемом на региональном уровне, устанавливается минимальная и максимальная величина, относящаяся к размеру образуемых участков. Закрепляется в качестве максимальной величины угодий, имеющих с/х назначение, расположенных на территории одного муниципалитета – 1/10 от общего размера всех наделов, расположенных на этой местности. Данные правила касаются граждан и юридических лиц.
Не допускается создание участков, относящихся к составу с/х угодий, орошаемых искусственным методом либо земель осушаемых. Это относится к ситуациям, когда их территория меньше участка, входящего в эту территорию.
Что касается минимального размера наделов, то они не распространяются на ситуации выделения долей в виде участков. Это относится к случаям, когда земля, из которой осуществляется выдел, относится к общей собственности.
Также данное правило распространяется на ситуации, когда участок имеет предназначением ведение подсобного хозяйства в личных целях, либо крестьянского хозяйства, в котором главная деятельность представлена в виде производства продукции, носящей сельскохозяйственное назначение.
Кроме того правила не применяются в отношении случаев создания наделов для нужд муниципального и государственного значения. Также когда назначение подлежит корректировке в целях соответствия с документацией по территориальному планированию, а также бумагами по землеустройству.
Данный вопрос подлежит законодательному регулированию. Согласно законам лицо, наделенное правом собственности относительно доли в имуществе, имеет правомочия по заявлению требований о выделе своей части. Если между собственниками не достигнуто мирное соглашение, то требования выдела происходит посредством подачи искового заявления в суд.
Стоит отметить, что собственность по отношению к землям, имеющим сельскохозяйственное назначение, наделяется особенностями. К ним относится то, что собственник доле не знает, кто является другими собственниками. Это значит, что общий порядок выделения долей в таком случае значительно затрудняется.
В связи с этим в законах закреплен иной порядок для рассматриваемой процедуры в отношении земель с/х назначения. Указывается, что процесс реализуется за счет принятия решения на собрании всех лиц, имеющих права собственности.
Как перевести земельный участок из зоны СХ-1 в зону СХ-2?
Территориальная зона земельного участка устанавливается правилами землепользования и застройки. Если надел относится к зоне СХ-1 (сельскохозяйственные угодья), допускающей обработку земли, но запрещающей строительство капитальных объектов, а вы планируете строить садоводческий поселок, придется менять зону на СХ-2 (садоводство). Также владельцы земель обращаются за изменением территориальной зоны СХ-1 на СХ-3 (сельскохозяйственное производство), когда надо построить животноводческую ферму или объекты для хранения с/х продукции и ее первичной переработки (например, овощехранилище). Для этого нужно внести изменения в ПЗЗ муниципалитета.
Процедура перевода участка из зоны СХ-1 в зону СХ-2 достаточно сложная. Ее этапы зависят от того, разработаны ли правила землепользования или они на стадии создания. Обращение об изменении территориальной зоны рассматривают в местной администрации. В заявлении необходимо отразить следующую информацию:
- обоснование необходимости перевода участка из СХ-1 в СХ-2;
- факты невозможности эффективного использования надела в зоне СХ-1;
- кадастровый номер и адрес территории, данные о правах на нее;
- просьбу о внесении правок в правила застройки и землепользования.
Как обжаловать отказ в изменении территориальной зоны сельскохозяйственного использования?
При обжаловании отказа нужно отталкиваться от оснований, приведенных в таком решении. Если отказали из-за недостаточного обоснования необходимости смены территориальной зоны, следует:
- собрать документальные подтверждения наличия причин для изменения зоны;
- тщательно проработать основания, подобрать подкрепляющие эти основания нормы закона;
- составить и подать претензию в орган, вынесший отрицательное решение.
В ответ на жалобу пришел новый отказ, либо вам ничего не ответили – составляется исковое заявление. Если же отказ неправомерен изначально (необоснован, либо основания для такого решения не предусмотрены законом), можете сразу обращаться в суд.
Решение судебного органа будет обязательным к исполнению. Но при подаче иска надо соблюдать срок, в течение которого такое обращение возможно. Заявление примут к рассмотрению, если прошло не больше 3-х месяцев с момента, когда:
- истец получил официальный отказ ведомства;
- либо узнал о нарушении собственных прав.
О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую
Законодательство позволяет сооружать на территории сельскохозяйственных земель только следующие постройки:
- Склады или погреба для хранения урожая или заготовок.
- Дом для личного пользования или для ведения хозяйства.
- Дачный летний домик.
- Хозяйственные постройки.
- Коттедж для одной семьи менее чем с тремя этажами.
Строительство позволяется только на территориях, которые являются собственностью физического лица. Только после получения земли в собственность можно переходить к процедуре получения специального разрешения на постройку, которое будет основываться на заранее разработанном проекте здания. Только при наличии такого разрешения постройка может быть зарегистрирована после окончания строительных работ.
Более ценными в составе земель рассматриваемой категории считаются сельскохозяйственные угодья, значимой характеристикой которых признается плодородие. Последние имеют приоритет в использовании и в силу ст. 79 ЗК РФ подлежат особой охране. В их числе:
- пашни;
- территории, занятые виноградниками, садами, кустарниками;
- залежи;
- пастбища;
- сенокосы.
Продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по району/округу, признаются особо ценными.
Ст. 9 и 36 Конституции РФ гарантируют право пользования землями самому широкому кругу частных лиц и субъектов хозяйствования, не допуская дискриминации.
Несмотря на это, п. 1 ст. 78 ЗК РФ перечисляет землепользователей применительно к землям сельскохозяйственного назначения, включая в них «нетрадиционные» образования. Общий список:
- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
- физлица, практикующие садоводство, огородничество, животноводство;
- крестьянские (фермерские) хозяйства, действующие на основании профильного Федерального закона РФ № 74-ФЗ, могущие не обладать статусом юридического лица;
- коммерческие структуры;
- унитарные муниципальные и госпредприятия,
- потребительские кооперативы;
- религиозные организации;
- казачьи общества;
- опытные и производственные отделения научных и образовательных учреждений;
- общины коренных малочисленных народов.
Некоторым из названных субъектов государство гарантирует особые условия. Так, малочисленные народы могут заниматься традиционными промыслами без получения участков в собственность или пользование.
Фермерские хозяйства имеют приоритетное право на получение земель, могут участвовать в программах льготного кредитования. В некоторых регионах они также имеют льготы при уплате налогов.
Участки земли, расположенные в водоохранных зонах, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в собственность без ограничений, что подтверждается земельным законодательством. Однако, в соответствии с требованием Водного кодекса предварительно передача должна быть согласована с органами федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда.
Ранее такие участки передавались в постоянное (бессрочное) пользование без согласования, но при оформлении их в собственность такое согласование обязательно. Требование это обусловлено введением дополнительных ограничений природопользования в соответствии с пунктом 1 Постановления №1404 от 23.11.1996.
Поэтому, если гражданин пользовался участком на законных основаниях, то он беспрепятственно сможет его приобрести при наличии согласования с органом федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда. При получении отказа должна быть изложена четкая позиция по этому вопросу со стороны органа власти, которую гражданин вправе оспорить в суде.
Использование земель сельскохозяйственного назначения сводится к получению от нее пользы (экономической выгоды) как от естественного средства производства и территориального базиса для размещения вспомогательных сельскохозяйственных объектов. Целью эксплуатации таких земель признается удовлетворение потребностей граждан в продукции сельского хозяйства собственного производства, а также обеспечения прибыли субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса.
Данные земли могут использоваться для:
- создания и развития личных подсобных хозяйств;
- огородничества;
- фермерства;
- садоводства;
- создания защитных лесных насаждений;
- животноводства;
- рыбоводства (аквакультуры);
- охотничьего хозяйства;
- выпаса скота;
- сенокошения;
- научных, исследовательских, учебных и иных подобных целей;
- дачного строительства.
В некоторых случаях на землях сельхозназначения возможно индивидуальное жилищное строительство. Однако в большинстве ситуаций строительство жилья и госрегистрация на землях сельхозназначения невозможна, возможна с ограничениями или только после перевода участков в состав земель населенных пунктов.
Участки земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от сел, не могут использоваться для целей, не связанных с хозяйствованием на земле.
Поскольку земли сельхозназначения обладают такой значимой характеристикой как плодородность, они не являются взаимозаменяемыми с землями других категорий (транспорта, связи, обороны). Очевидно, что общество заинтересовано в сохранении существующего объема сельскохозяйственных земель.
В пользу этого тезиса свидетельствуют сведения о приросте населения, а, соответственно, увеличении объем�� потребляемой в пищу сельхозпродукции. Кроме того, обеспечение насущных нужд населения в продовольствии собственного производства возведено в ранг проблемы национальной безопасности.
Вместе с тем, охрана земель сельхозназначения не должна тормозить рост городов, строительство линейных объектов и научно-технический прогресс в целом. Особенности правового регулирования использования и оборота земель сельхозназначения отражают сложность ситуации и поиск баланса между интересами общества и отдельных его членов.
Применительно к землям сельхозназначения и особенно плодородным угодьям актуальны проблемы рационального землепользования. Оно не должно истощать почвы, а, наоборот, способствовать сохранению и приумножению земельных ресурсов агропромышленного комплекса. Ключевые идеи рационального землепользования:
- земли должны использоваться максимально естественным для них образом;
- максимальные урожаи ограничены потенциальным плодородием и могут быть увеличены искусственно исключительно за счет истощения почв;
- необходимо поддерживать оптимальный баланс пашен, сенокосов и пастбищ;
- лесополосы и другие защитные насаждения должны сохраняться и восстанавливаться;
- следует минимизировать промышленное и другое несельскохозяйственное использование сельскохозяйственных земель.
В советский период рациональное землепользование обеспечивалось плановой экономикой. Колхозы и совхозы были крупными сельхозпроизводителями, обеспеченными посевным материалом, техникой и удобрениями надлежащего качества.
Режим эксплуатации земель был более щадящим и научно обоснованным. В современной России участки сельскохозяйственных земель подверглись дроблению, что утрудняет севосмену, проведение мелиоративных работ, борьбу с вредителями и реализацию других надлежащих мероприятий.
Арендаторы, будучи временщиками, а не постоянными хозяевами земель, заинтересованы в максимализации прибыли независимо от ухудшения качества почв. Перечень проблем можно продолжить. Очевидно одно: система рационального землепользования в РФ только формируются.
Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ
Coбcтвeнники yчacткoв, кoтopыe oтнocятcя к кaждoй из кaтeгopий, дoлжны coблюдaть пpaвoвoй peжим — кoмплeкc oгpaничeний, paзpeшeний и oбязaннocтeй.
Нaпpимep, влaдeльцы ceльcкoxoзяйcтвeнныx зeмeль:
🔸 oбязaны: иcпoльзoвaть yчacтки пo цeлeвoмy нaзнaчeнию — для пpoизвoдcтвa ceльcкoxoзяйcтвeннoй пpoдyкции; нe дoпycкaть cнижeниe плoдopoднocти пoчвы; пpидepживaтьcя пpaвил мeлиopaции;
🔸 имeют пpaвo: пpoдaть, пoдapить, oбмeнять, пepeдaть в нacлeдcтвo cвoй yчacтoк; бecплaтнo пoлyчить или кyпить y гocyдapcтвa дoпoлнитeльныe тeppитopии, кoтopыe oтнocятcя к дaннoй кaтeгopии; пoдaть пpoшeниe o cмeнe кaтeгopии зeмeль, кoтopыми oни влaдeют.
3a нapyшeниe или нeвыпoлнeниe coбcтвeнникoм eгo oбязaтeльcтв пpeдycмoтpeнo нaкaзaниe: штpaф, выплaтa кoмпeнcaций или aннyлиpoвaниe пpaвa coбcтвeннocти. Cepьeзнocть нapyшeния и cooтвeтcтвyющee нaкaзaниe oпpeдeляют мecтныe opгaны yпpaвлeния.
Baжнo! B 2016 гoдy был yпpoщeн пopядoк изъятия зeмли, кoтopaя нe иcпoльзyeтcя или иcпoльзyeтcя c нapyшeниями. Пocлe внeceния тaкиx измeнeний в зaкoнoдaтeльcтвo, бoльшe 120 000 гeктap были вoзвpaщeны в cвoбoднoe oбpaщeниe.
B cooтвeтcтвии c зaкoнoдaтeльcтвoм PФ, вoзмoжeн пepeвoд тeppитopии из oднoй кaтeгopии в дpyгyю и cмeнa ee нaзнaчeния. Пopядoк пpoцeдypы peглaмeнтиpyeт зaкoн № 172-Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю».
К pacпpocтpaнeнным пpичинaм измeнeния кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa oтнocят:
📌 pacшиpeниe нaceлeннoгo пyнктa зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy зeмeль ceльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния;
📌 пepeвoд пpoмышлeнныx oбъeктoв в дpyгиe кaтeгopии пo пpoeктy peкyльтивaции;
📌 тeppитopии, кoтopыe paнee oтнocилиcь к зaпoвeдникaм, yтpaтили cвoи иcключитeльныe xapaктepиcтики;
📌 лeca и зeмли вoднoгo фoндa мoгyт пepeвecти в кaтeгopию oxpaняeмыx зoн или иcпoльзoвaть пoд oбъeкты гocyдapcтвeннoгo знaчeния.
Пoдaйтe xoдaтaйcтвa в opгaны мecтнoгo yпpaвлeния или иcпoлнитeльнoй влacти. B пpoшeнии yкaжитe:
📜 кaдacтpoвый нoмep oбъeктa;
📜 дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк;
📜 к кaкoй кaтeгopии oтнocитcя зeмля;
📜 в кaкyю кaтeгopию cлeдyeт пepeвecти yчacтoк;
📜 пpичины и ocнoвaния для пepeвoдa.
Bмecтe c xoдaтaйcтвoм пoдaйтe пaкeт дoкyмeнтoв:
📒 выпиcкy из EГPН или кaдacтpoвый пacпopт oбъeктa;
📒 ecли зaявитeль физичecкoe лицo — кoпию пacпopтa, ecли юpидичecкoe — выпиcкy из peecтpa юpлиц, ecли ИП — выпиcкy из гocpeecтpa ИП;
📒 дoгoвop, cпpaвкy, или дpyгиe дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa нeдвижимocть, или coглacиe нa пepeвoд пpaвooблaдaтeля;
📒 пpи нeoбxoдимocти, зaключeниe экoлoгoв.
Baжнo! Ecли зeмли пepeвoдят в кaтeгopию oxpaняeмыx пpиpoдныx тeppитopий, coглacиe пpaвooблaдaтeлeй нe тpeбyeтcя. B тaкoм cлyчae yчacтки нe изымaютcя y coбcтвeнникa, a лишь мeняютcя пpaвилa пoльзoвaния. Пoдoбнaя пpoцeдypa пpoвoдитcя и пpи измeнeнии гpaниц нaceлeнныx пyнктoв.
Opгaны мecтнoгo или цeнтpaльнoгo yпpaвлeния paccмaтpивaют xoдaтaйcтвo oт 1 дo 3 мecяцeв, cpoки вapьиpyютcя в зaвиcимocти oт иcxoдныx xapaктepиcтик yчacткa и cлoжнocти cитyaции. Ecли пpoшeниe yдoвлeтвopяют, зeмeльный yчacтoк cтaвят нa гocyдapcтвeнный кaдacтpoвый yчeт в дpyгoй кaтeгopии. Taкaя пpoцeдypa пo зaкoнy дoлжнa зaнимaть 12 днeй, нo нa пpaктикe зaтягивaeтcя нa бoлee длитeльный cpoк. Пocлe пepeвoдa нe нyжнo пepeoфopмлять пpaвoycтaнaвливaющиe дoкyмeнты нa yчacтoк.
Порядок изменения типа разрешенного пользования
Статьей 39 ГДК РФ устанавливается возможность поменять имеющуюся классификацию участка. Для этого потребуется осуществить следующие действия:
- Владельцем объекта направляется запрос в местный муниципалитет. К нему прикладывается документация на надел и бумаги идентифицирующие личность заявителя.
- Для рассмотрения заявления создается специальная комиссия, деятельность которой регулируется локальными правовыми актами, действующими в данном регионе. В иных районах может устанавливаться отличный от изложенного порядок.
- Комиссией проводятся слушания для выявления ситуации и целесообразности выдачи разрешительных документов. Они организовываются для публичного проведения с участием всех заинтересованных лиц.
- После изучения вопроса принимается решение об отказе либо разрешении и выдаются рекомендации по возможному использованию объекта.
- Результаты публикуются в официальных СМИ.
- Выводы комиссии служат основанием для принятия итогового решения руководителем администрации населенного пункта. Для этого предоставляются три дня. Независимо от подведенных итогов, они печатаются в местных печатных изданиях.
Условия и ограничения по ЗК РФ
Как ранее уже было отмечено, земли сельскохозяйственного назначения используются только в соответствии с целевым назначением.
На практике существует несколько факторов, которые оказывают влияние на возможность использования той или иной категории земельных участков:
- правовой – связан с правовым режимом, который установлен на территории расположения земли сельскохозяйственного назначения;
- экологический – связан с необходимостью защищать и охранять окружающую среду от пагубного воздействия человека и общества;
- агротехнический – связан с необходимостью сохранения плодородия почв.
Заметьте! Каждый вид допустимого использования участка земли сельскохозяйственного назначения делится на группы:
- основной вид использования – устанавливается в соответствии с целевым назначением участка, а также Классификатором;
- условно разрешенный – устанавливается в соответствии с разработанным градостроительным регламентом;
- вспомогательный.
Земельные участки для сельскохозяйственного использования – это надел, предоставленный физическому или юридическому лицу для ведения личного подсобного хозяйства или сельскохозяйственной деятельности. Располагается за пределом населённого пункта и отличается плодородием почв или иными характеристиками, допускающими извлечение пользы посредством возделывания плодородных почв или иным образом, соответствующим целевому назначению земель.
Если у вас есть вопросы по выписке из похозяйственной книги — читайте нашу статью.
Понятие земель сельскохозяйственного назначения
В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно – земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.
Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.
И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.
Специфика правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения
Правовой режим использования сельхозземель регламентирован Гражданским и Земельным кодексами, а также Законом РФ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Примечательно, что под регулятивное воздействие последнего не подпадают участки предоставленные под личное подсобное хозяйство, гаражное строительство, а также те, на которых размещена недвижимость.
Основные положения, отображающие специфику правового режима сельхозземель:
- Сохранение целевого использования участков сельхозназначения.
Принцип оговорен ст. 1 вышеназванного Закона № 101-ФЗ и во многом декларативен. Прямого запрета на смену целевого назначения и/или разрешенных способов использования в отечественном законодательстве нет.
Исключение: продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по муниципальному району либо городскому округу признаются особо ценными. В отношении таких земель может быть принято решение о недопустимости их использования для целей, не связанных с производством сельхозпродукции (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).
- Установление граничной площади сельхозугодий, расположенных на территории муниципального района/округа, могущих находиться в собственности одного лица.
В силу п. 2 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ ограничение определяется региональным законом, однако не может быть меньшим 10% сельхозугодий соответствующего района/округа.
- Возможность установления минимальной площади участков сельхозназначения региональным законом.
Это право, а не обязанность региональных властей (п. 1 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ). Если лимит установлен, он должен равняться минимальной площади участка, предоставляемого для ведения фермерского хозяйства (п. 1 ст. 19.1 того же Закона). Представители аграрной науки ратуют за установление минимальных размеров участков сельхозназначения повсеместно. Мотивация: дробление сельхозугодий сводит к минимуму возможности рационального землепользования.
- Запрет передачи сельскохозяйственных земель в собственность иностранцам, иностранным компаниям.
Ограничение распространяется на субъекты хозяйствования, зарегистрированных на территории РФ, если хотя бы 50% их статутного фонда находятся в собственности иноземных лиц или компаний. Примечательно, что иностранцы и иностранные компании вправе получать сельхозугодья в аренду.
- Установление за публичными образованиями (субъектами РФ, а в случаях, оговоренных региональным законом, муниципалитетами) права приоритетного выкупа сельхозугодий на случай их продажи.
Во всех случаях, кроме продажи сельскохозяйственных земель с торгов их собственник обязан уведомить компетентный орган о факте продажи, объекте договора и продажной цене. Если в течение 30 суток поступил отказ либо уведомление было проигнорировано, продавец вправе заключить договор с выбранным им покупателем.
Отчуждать участок по цене, равной или превышающей фигурирующую в уведомлении, продавец вправе на протяжении всего следующего года. Если это срок прошел, необходимо повторное уведомление.
Территориальная зона сельскохозяйственного использования СХ-3
Зона сельскохозяйственного производства СХ-3 предназначена для:
- выращивания сельскохозяйственных культур;
- животноводства;
- птицеводства;
- производства аквакультур;
- ЛПХ (вне населенного пункта — без объектов капитального строительства);
- КФХ (включая жилую недвижимость).
Зона сельскохозяйственного использования СХ-3 допускает размещение объектов капитального строительства (фермы, птицефабрики, склады, переработка сельхозпродукции).
Вид разрешенного использования / Код (числовое обозначение ВРИ):
- Растениеводство 1.1
- Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур 1.2
- Овощеводство 1.3
- Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур 1.4
- Садоводство 1.5
- Выращивание льна и конопли 1.6
- Животноводство 1.7
- Скотоводство 1.8
- Звероводство 1.9
- Птицеводство 1.10
- Свиноводство 1.11
- Пчеловодство 1.12
- Рыбоводство 1.13
- Научное обеспечение сельского хозяйства 1.14
- Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции 1.15
- Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках 1.16
- Питомники 1.17
- Обеспечение сельскохозяйственного производства 1.18
- Водные объекты 11.0
- Земельные участки (территории) общего пользования 12.0
Вспомогательные виды разрешенного использования: коммунальное и бытовое обслуживание, объекты образования и обеспечения научной деятельности, магазины, объекты питания, обслуживание автотранспорта, склады, пищевая переработка.
Условно разрешенные виды использования: обслуживание автотранспорта, придорожный сервис, пищевая и строительная промышленность, склады, транспорт.
Использование земельного участка: разрешенные виды
Если вы находитесь в стадии выбора земли для строительства загородного дома, важно заранее разобраться в категориях и назначении участков.
ИЖС, ЛПХ, СНТ – непонятные и странные аббревиатуры для простого обывателя. Земельное и градостроительное законодательство – вообще темный лес для несведущего человека. Но если вы находитесь в стадии выбора земельного участка для дальнейшего строительства, необходимо изучить этот вопрос хотя бы по основным положениям.
- При определении земельного участка важно ориентироваться в таких понятиях, как тип, категория и назначение земли. В зависимости от экономических целей и предназначения все земли поделены на:
- · сельхоз угодья
- · земли лесного хозяйства
- · промышленные земли
- · земли населенных пунктов для индивидуального строительства
- · земли охранной зоны
- · другие
- И вот, вы уже выбрали живописное место с лесом, прудом и обустроенной инфраструктурой, присмотрели несколько интересных вариантов, а теперь обратите внимание на категорию земель, где эти варианты расположены.
Если вы задались целью построить жилой дом, вам подойдут земли только из категорий сельскохозяйственных наделов или земель населенных пунктов. Данные виды участков также делятся на подвиды разрешенного использования.
Ограничения и разрешения
Список ограничений, согласно 299-ФЗ, выглядит таким образом
- Ограничения на размер и вид строения. Фермерский дом должен быть не более трёх этажей. Общая площадь – не больше 500 квадратных метров. Площадь застройки – 0,25 % от всего площади участка.
- Ограничение на деятельность. Фермер, чтобы оформить дом на сельхозземле, реально должен вести деятельность в сфере сельского хозяйства. При этом разрешено строить на всех видах с/х земель – их разрешенное использование может быть как общее (например, для ведения крестьянского хозяйства), так и специализированное (например, растениеводство или свиноводство).
- Ограничения на право распоряжаться собственностью. Дом, построенный фермером, остается в составе имущества КФХ.
Земли сельскохозяйственного производства что можно делать на них
Исходя из российского законодательства, земли сх назначения предназначаются для следующих нужд:
Как использовать землю сельхозназначения |
|
1 |
Для устройства садоводства. |
2 |
Для ведение личного подсобного хозяйства, для своих нужд. |
3 |
Для организации фермерского хозяйства. |
4 |
Для такой деятельности, как сельскохозяйственное производство растительного сырья и сельхозпродукции. |
5 |
Для разведения рыбы в натуральных либо искусственных водоемах, изолированных от рек. |