Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С каким зрением не берут в армию в 2022 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подготовку к ЕГЭ, а также к дополнительным экзаменам «повышенной сложности» Вы уже ведёте в рамках школьной программы под руководством школьных учителей, а некоторые даже с репетиторами. Причём очень серьёзно нужно относиться к подготовке даже если Вы или «блатной», или же имеете законное право на внеконкурсное поступление. Отношение к курсантам в военных вузах за последние пять лет принципиально изменилось – если раньше тащили, что называется «за уши», то теперь за плохую учёбу отчисляют без сожаления.
Включает описания травматических и ожоговых повреждений век, глазниц, конъюнктивы, слезных путей.
Категория Д
- Изменения анатомического строения, а также положения век, глазницы, конъюнктивы, выраженного характера, которые сопровождаются серьезными нарушениями с обеих сторон зрительных и двигательных функций аппарата органа зрения.
Категория В
- Упомянутые выше изменения, умеренной степени выраженности с обеих сторон либо распространяются лишь на один глаз. В эту же категорию включены серьезные патологии слезных путей, глазниц, век, конъюнктивы, локализованные с одной, либо с обеих сторон.
Категория Б-3
- Невыраженные изменения в анатомическом строении и несущественные недостатки местоположения глазниц, век и конъюнктивы. Заболевания слезных путей, век, глазниц, конъюнктивы имеющие умеренную выраженность или являющиеся незначительными.
Статья включает описание состояний при поражении рефракции и аккомодации.
Категория Д
Близорукость и дальнозоркость, когда хотя бы в одном меридиане выявляется отклонение более 12D. Астигматизм любого глаза c разницей в рефракции двух основных меридианов более 6 D.
Категория В
Близорукость, дальнозоркость, когда хотя бы в одном меридиане выявлено отклонение более 8 D, но менее 12D. Астигматизм при разнице рефракции двух основных меридианов 4-6 D.
Близорукость хотя бы одного глаза 6-8 D.
Категория Б-3
- Миопия хотя бы одного глаза 3-6 D, гиперметропия – 6-8 D, астигматизм при разнице рефракции двух основных меридианов 2-4 D.
Какое зрение накладывает ограничение на службу в армии?
Многие интересуются, с какими глазными болезнями и каким зрением не берут в армию. Существует целый ряд серьезных офтальмологических заболеваний, которые накладывают запрет на пребывание в армии. При сильных физических нагрузках они могут прогрессировать и вызвать серьезные осложнения, вплоть до отслоения сетчатки и потери зрения. Их перечень указан в специальном документе «Расписание болезней», который используют врачи при принятии решения о годности или непригодности призывника. В нем конкретно указано, при каком зрении не берут в армию.
Зачастую полностью непригодным к службе считается призывник с серьезными глазными заболеваниями, при которых существует значительный риск потери зрения.
Заболевания, при которых нельзя служить:
- Острота зрения менее 0,09 на одном глазу, а также слепота на одном глазу и острота менее 0,3 на другом;
- Любые нарушения сетчатки;
- Глаукома;
- Нарушение функционирования мышц глаза;
- Болезни слезных путей;
- Травмы глаз;
- Хронический конъюнктивит;
- Дальтонизм (неправильное восприятие цветов);
- Анатомическая деформация глаз (врожденная);
- Любые прогрессирующие офтальмологические заболевания.
ТАБЛИЦА СТЕПЕНЕЙ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЦ, ПРИЗЫВАЕМЫХ НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И КАНДИДАТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
N п/п | Наименование частей видов Вооруженных Сил СССР, родов войск, военных специальностей | Комплектуются лицами, имеющими степень ограничения не ниже |
1. | Части специального назначения | 1 |
2. | Части особого назначения, оперативные и милицейские части МВД СССР | 2 |
3. | Пограничные войска | 2 |
4. | Воздушно-десантные, десантно-штурмовые части, части морской пехоты | 2 |
5. | Подводные лодки, надводные корабли | 3 |
6. | Водители и члены экипажей танков, самоходных артиллерийских установок, инженерных машин на базе танков и тягачей | 3 |
7. | Водители и члены экипажей боевых машин пехоты, бронетранспортеров и пусковых установок ракетных частей | 4 |
8. | Другие части внутренних войск МВД СССР, местные стрелковые, караульные части | 4 |
9. | Химические части | 4 |
10. | Ракетные, зенитно-ракетные части, наземные части Военно-воздушных сил | 4 |
11. | Части связи, радиотехнические части | 4 |
12. | Остальные части Вооруженных Сил СССР | 5 |
13. | Военно-строительные части (отряды), железнодорожные части | 5 |
Общеобразовательная подготовка
Подход точно такой же, как и в ОФП – не «вообще учиться», а целенаправленно готовиться к поступлению. Например, можно составить очень простую обзорную таблицу оценок (методика стара, как мир, она описана в «Автобиографии» Бенджамина Франклина, который, в свою очередь, ссылается на Пифагора; в приведённой форме её автор – Глеб Архангельский).
Предмет Текущие оценки
Русский язык 5 5 4 5
Математика 4 4
Иностранный язык 5 4 5
Проблемное направление сразу видно, это математика. Что нужно сделать, чтобы его выправить? Очевидно, получить минимум три пятерки. Нацеливаем усилия именно на этот предмет, уделяем математике больше времени и сил, активно тянем руку на уроках. Закрываем проблемное направление, смотрим вокруг и перенацеливаем усилия на другой предмет. И так далее — поддерживаем баланс, гибко меняя приоритеты по ходу подготовки. Задачи – высокие баллы ЕГЭ по предметам, вынесенным на вступительные испытания, высокий средний балл документа об образовании.
Документы для поступления
С ними всё достаточно просто. К заявлению необходимо будет приложить:
- копию свидетельства о рождении;
- копию документа, удостоверяющего личность и гражданство Российской Федерации (т.е. внутреннего российского паспорта);
- копию документа об образовании и (или) о квалификации, его подтверждающем; для обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования – справку об обучении или о периоде обучения,
- автобиографию;
- характеристику с места работы или учебы;
- три заверенные фотографии, без головного убора, 4,5 х 6 см.
В военкомате про документы всё подробно объяснят, я же обращу Ваше внимание на настоятельную необходимость наличия в характеристике:
- таких определений, как «ответственен», «исполнителен», «дисциплинирован», «самостоятелен», «в учёбе проявляет активность», «пользуется авторитетом в коллективе», «умеет организовать людей», «способен проявлять разумную инициативу»;
- сведений об участии и призовых местах, грамотах, дипломах в школьных, районных, городских олимпиадах, научно-практических конференциях и других конкурсах;
- сведений об активном участии в военно-патриотических организациях, во всевозможных общественных мероприятиях (в т.ч. в их организации) и волонтёрском движении;
- о занятиях спортом, занятых призовых местах и активном участии в сдаче норм ГТО;
- о занятиях в кружках технического творчества – т.е. обо всём, что потенциально может добавить Вам баллов при определении категории профессионально-психологического отбора.
В Вашей характеристике обязательно должно быть такое заключение: «рекомендуется для поступления в высшее военно-учебное заведение».
В автобиографии, наоборот, будьте скромнее, но нужно обязательно указать, если кто-то из Ваших родителей является военнослужащим с выслугой более 20 лет (что даёт преимущественное право на зачисление), а также имеющиеся спортивные разряды и вид спорта, которым Вы занимаетесь, занятия в военно-патриотических клубах, наличие прыжков с парашютом или легководолазной подготовки (что укажет на Вашу чётко выраженную военно-профессиональную направленность и добавит очков на профессиональном психологическом отборе).
О важности правильно составленной характеристики расскажу случай из жизни.
В 2015 году руководители Минобороны с пафосом докладывали о небывалом конкурсе в вузы Минобороны: в общевойсковых и тыловых училищах конкурс достиг 6 человек на место, а среди девушек, поступавших в Военный университет и Военно-медицинскую академию – аж 30 человек на место! Естественно делались громкие выводы о росте популярности военной службы.
Этих впечатляющих, но достаточно лукавых цифр сегодняшнему абитуриенту бояться не нужно – Вы же не бабушки, которым телевизор заменяет мозг!
На самом деле, двукратный рост конкурса в военные вузы в 2015 году произошёл в основном по причине ухудшения ситуации в экономике России – по данным Росстата, в августе 2015 года уровень безработицы среди российской молодёжи в возрасте 17-24 лет составил 16,5%, что в три раза выше, чем среди других категорий населения.
Высокий конкурс среди девушек тоже объясним – их набирают едва 10% от общего числа абитуриентов, а уровень безработицы среди них ещё выше, чем среди юношей. Причина банальна – кто-нибудь слышал о легальных работодателях, стремящихся (при прочих равных условиях) принимать на работу женщин репродуктивного возраста?
Цифры конкурса по другим военным вузам в лучших армейских традициях умалчивались. В тех, при поступлении в которые требуются результаты ЕГЭ по физике. Например, в Смоленской военной академии войсковой ПВО конкурс в 2015 году был всего два человека на место.
В других наукоёмких ВВУЗах ситуация аналогична. Низкий конкурс был и в Костромской академии химзащиты – там требуется ЕГЭ по химии. Где таких абитуриентов взять? Армейская смекалка! Направили из Костромы в Санкт-Петербург автобус, и ребятам, не прошедшим по конкурсу в Военно-медицинскую академию (там ЕГЭ по химии – профильный), предлагали поступать в Академию РХБЗ. Набрали автобус абитуриентов и привезли в Кострому.
Ну а самый низкий конкурс, как это ни печально, в лётных училищах – всего один человек на место. То есть фактически отбор проводился только по результатам врачебно-лётной комиссии и профессионального психологического отбора, а физподготовка и результаты ЕГЭ рассматривались в последнюю очередь. При условии годности по состоянию здоровья не упускайте шанс поступить!
Рекомендации к действию
При прохождении медицинской комиссии вряд ли удастся имитировать плохое зрение, но если проблемы действительно есть, то необходимо указать на них военному врачу. Чтобы представлять себе, имеются ли какие-либо отклонения в работе органов зрения, сначала следует сходить в поликлинику и пройти полное обследование. Желательно также получить заверенные копии результатов исследования, которые при необходимости можно будет предъявить.
При посещении военкомата, необходимо взять с собой все оригиналы документов. Копии на всякий случай лучше оставить дома. Офтальмологу из комиссии также нужно предъявить все справки, однако никто из врачей не верит на слово. Чаще всего врач посылает на медицинское переосвидетельствование.
Если в результате повторного освидетельствования получены те же результаты, то это убедит призывную комиссию, и призывник может быть полностью или частично освобожден от прохождения военной службы. Далее молодой человек получает военный билет и отправляется в запас вооруженных сил.
Порядок медицинского освидетельствования
Порядок медицинского освидетельствование кандидатов, поступающих в училище, определен «Типовым положением о медицинском обеспечении обучающихся президентских кадетских, суворовских военных, Нахимовского военно-морского, Московского военно-музыкального училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов Минобороны России», утвержденного начальником ГВМУ Минобороны России и согласованного с руководителем Департамента образования Минобороны России в 2011 г.
В личные дела кандидатов вкладываются (в отдельном файле):
- копия медицинского страхового полиса (для всех, кроме граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации);
- заверенная печатью детского амбулаторно-поликлинического учреждения медицинская карта (ф.026/у-2000) (Скачать форму № 026/у-2000 можно ниже по ссылке), для поступления необходимо пройти медицинское освидетельствование п. 6.5 на странице 16 (переход к предметному обучению) — предоставляется в оригинале;
- Результаты перечня обязательных диагностических и дополнительных (по показаниям) лабораторных и инструментальных исследований : анализ крови клинический, анализ крови на глюкозу, мочи, анализ кала на гельминты, анализ крови на ВИЧ, сифилис, гепатиты, ЭКГ (заключение и лента), рентгенография придаточных пазух носа с описанием, исследование на 5 видов наркотиков (заключение), УЗИ сердца, УЗИ щитовидной железы, УЗИ органов брюшной полости, включая почки, УЗИ органов мошонки, ( заключения по результатам дополнительных исследований) и выписки из амбулаторной карты (ф. 112/у) – предоставляются оригиналы;
- копия амбулаторной карты ребёнка (ф. 112/у), заверенная лечебным учреждением (поликлиникой по месту наблюдения ребенка).
В соответствии с требованиями приказа Минобороны России от 21 июля 2014 г. № 515 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении министерства обороны российской федерации, и приема в указанные образовательные организации» в личное дело включаются следующие документы:
- медицинская карта кандидата, заверенная печатью установленного образца медицинской организации (форма № 026/у-2000) – предоставляется в оригинале;
- медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой;
- сведения из психоневрологического и наркологического диспансеров о состоянии несовершеннолетнего на учете (наблюдении) – предоставляются в оригинале;
- копия сертификата о профилактических прививках.
Плохое зрение в расписании болезней
Чаще всего проблемы со зрением выражаются в виде близорукости (миопия), дальнозоркости (гиперметропия) и астигматизма. Зачастую встречаются проблемы, связанные с остротой зрения.
- Близорукость (миопия) — это нарушение зрительного восприятия, при котором объекты лучше видно вблизи, хуже — вдали.
- Дальнозоркость (гиперметропия) — это нарушение зрительного восприятия, при котором объекты лучше видно на расстоянии, чем вблизи.
- Астигматизм — это нарушение зрительного восприятия из-за искривления сферичности роговицы, при котором лучи света фокусируются не в одной точке, а в двух, за счет чего изображение нечеткое на всех расстояниях. Выделяют три вида астигматизма: простой, сложный и смешанный. Одна из самых распространенных причин низкого зрения. Часто астигматизм сочетается с близорукостью (миопический астигматизм) или с дальнозоркостью (гиперметропический астигматизм).
- Острота зрения — это способность глаза воспринимать две точки, расположенные на условном расстоянии друг от друга.
Минус 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Отклонения по зрению:
- минус 1 – не является препятствием к службе в армии. В таким незначительным отклонением могут принять даже в войска специального назначения, а так же подводный и надводный флот, ВДВ и так далее
- минус 2 — так же не препятствует прохождению службы. Призывник может быт направлен в том числе и в элитные войска
- минус 3 – с таким зрением берут армию для службы в мотострелковых частях и частях внутренних войск МВД
- минус 4 – призывник может попасть на службу в инженерные или железнодорожные войска
- минус 5 – такая близорукость не попадает в ограничения по зрению, поэтому призывник может нести службу с незначительными ограничениями
- минус 6 – присвоение категории В
- минус 7 – освобождение (категория Д)
Общеобразовательная подготовка
Подготовку к ЕГЭ, а также к дополнительным экзаменам «повышенной сложности» Вы уже ведёте в рамках школьной программы под руководством школьных учителей, а некоторые даже с репетиторами. Причём очень серьёзно нужно относиться к подготовке даже если Вы или «блатной», или же имеете законное право на внеконкурсное поступление. Отношение к курсантам в военных вузах за последние пять лет принципиально изменилось – если раньше тащили, что называется «за уши», то теперь за плохую учёбу отчисляют без сожаления.
Подход точно такой же, как и в ОФП – не «вообще учиться», а целенаправленно готовиться к поступлению. Например, можно составить очень простую обзорную таблицу оценок (методика стара, как мир, она описана в «Автобиографии» Бенджамина Франклина, который, в свою очередь, ссылается на Пифагора; в приведённой форме её автор – Глеб Архангельский).
Предмет Текущие оценки
Русский язык 5 5 4 5
Математика 4 4
Иностранный язык 5 4 5
Проблемное направление сразу видно, это математика. Что нужно сделать, чтобы его выправить? Очевидно, получить минимум три пятерки. Нацеливаем усилия именно на этот предмет, уделяем математике больше времени и сил, активно тянем руку на уроках. Закрываем проблемное направление, смотрим вокруг и перенацеливаем усилия на другой предмет. И так далее — поддерживаем баланс, гибко меняя приоритеты по ходу подготовки. Задачи – высокие баллы ЕГЭ по предметам, вынесенным на вступительные испытания, высокий средний балл документа об образовании.
Медицинское освидетельствование
Изначально нужно понимать, что медкомиссия не имеет цели Вас дискриминировать или унизить. Немало было случаев, когда военнослужащий просто умирал на утренней физзарядке или полевом выходе от непосильной для него нагрузки. Вскрытие показывало – проблемы с сердцем. Геморрой на всю голову получал командир подразделения, и у него возникал вполне справедливый вопрос: а куда смотрела медкомиссия?
Самые серьёзные требования к состоянию здоровья – в военно-учебных заведениях по подготовке лётчиков и штурманов. Ограничения по состоянию здоровья изложены в приказе Минобороны России 1999 г. № 455 «Положение о медицинском освидетельствовании лётного состава авиации ВС РФ» (приказ имеется в справочно-правовой системе «Консультант-Плюс», доступ к которой есть в любой районной библиотеке). Цитата из приказа: «На освидетельствование для определения годности к поступлению в военно-учебные заведения, осуществляющие подготовку летного состава, направляются граждане, имеющие нормальное цветоощущение, остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции, артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/60 мм рт.ст., индекс массы тела не ниже 19, массу тела не более 90 кг, рост не менее 160 см и не более 186 см, длину ног не менее 80 см, длину рук не менее 76 см, рост в положении сидя не менее 80 см и не более 97 см.».
Во все другие военно-учебные заведения требования по здоровью практически одинаковые. Разница лишь по остроте зрения (военно-морские и пограничные – 0,8; воздушно-десантные и танковые – 0,6; все остальные 0,5), и по росту: РВВДКУ – не ниже 170 см, пограничные – не ниже 155 см, все остальные – не ниже 150 см. Противопоказание для поступления в военно-морские, пограничные и воздушно-десантное училища – даже небольшое искривление позвоночника. Следите за осанкой с детства! Подробнее читайте в постановлении Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (вступит в действие с 1 января 2014 года), и приказе Министра обороны РФ, который будет издан во исполнение этого постановления.
Учтите сразу, что обмануть медкомиссию (в сторону улучшения состояния здоровья) Вам не удастся. В XXI веке применяются всё более совершенные методы медицинской диагностики, и даже на шоферской комиссии требуют результат ЭЭГ (электроэнцефалограмма). Так что, вызубрив взаимное расположение семи букв (Ш, Б, М, Н, К, Ы, И) в таблице Сивцева, Вы вряд ли введёте в заблуждение офтальмолога, потому что таблицы не будет – буквы вразнобой проецируются на белую стену при нажатии кнопки. Наглотавшись гипотензивных таблеток и нормализовав на короткий срок артериальное давление, с состоянием глазного дна Вы ничего поделать не сможете, и услышите приговор – « да у Вас гипер тония, др ужок! ». Проблемы с сердцем выявит эхо-ЭКГ и так далее.
В принципе, все имеющиеся проблемы со здоровьем выявятся у Вас при первоначальной постановке на воинский учёт (осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения юношами возраста 17 лет), поэтому не нужно дожидаться, чтобы в военкоматских документах появились отметки о заболеваниях, и лучше подлечить всё, что поддаётся лечению в Вашем возрасте, заблаговременно.
В каком случае человек получает освобождение от мобилизации?
В период частичной мобилизации действуют следующие основания увольнения с военной службы:
-
По возрасту — по достижении военнослужащими предельного возраста пребывания на военной службе. Согласно ФЗ « О воинской обязанности и воинской службе» максимальный возраст Маршала РФ, генерал армии, адмирал флота, генерал-полковник, адмирала — 65 лет; Генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала — 60 лет; Полковника, капитана 1 ранга — 55 лет; Военнослужащего, имеющего иное воинское звание — 50 лет.
-
По состоянию здоровья — в связи с признанием военнослужащих военно-врачебной комиссией негодными к военной службе, за исключением изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими;
-
В связи с отбыванием в места лишения свободы. Если в силу вступил законный приговор, то человек отправляется отбывать наказание, а не на фронт.
-
Если мужчина один воспитывает ребенка до 16 лет
-
Если мужчина является отцом 4 детей в возрасте до 16 лет.
-
Если мужчина занят постоянным уходом за членом семьи (недееспособные супруга, родитель, ребенок с ограниченными возможностями здоровья и т. д.).
Как попасть в снайперские войска
Если военнослужащий проявляет себя метким стрелком, обладает определенными качествами, то командир может рекомендовать его для получения специальности «снайпер» и направить на прохождение специальных курсов.
Учебных заведений, которые готовят снайперов «с нуля», нет. У кандидата обязательно должна быть первоначальная подготовка. Обучение человека без опыта — затратное дело и занимает много времени, что невыгодно для Государства.
Снайперские подразделения формируются из военнослужащих по контракту, которые прошли подготовку в специальных снайперских школах (Солнечногорск, Хабаровск, Ковров, Благовещенск и другие). После обучения, стрелки повышают квалификацию один раз в 3-4 года.
Солдат-срочник не сможет стать военным снайпером, одного года службы не хватает для подготовки специалиста такого уровня.