Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Из всех полицейских обычные граждане чаще всего сталкиваются с работой участковых уполномоченных. Именно на них возложена задача следить за соблюдением законности на территории вверенного участка и по мере сил способствовать предотвращению преступлений и иных нарушений закона.
Комментарий к ст. 2 Закона о Полиции
1. Два основных направления деятельности полиции — защита личности, общества, государства от противоправных посягательств и предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
2. Под личностью здесь понимается все и каждый находящийся на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.
3. Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции с целью:
- выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;
- выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;
- предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;
- пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);
- создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений.
4. Такое основное направление деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, с одной стороны, подлежит расширительному толкованию, а с другой — должно быть ограничено подведомственностью правонарушений собственно полиции. Предупреждению со стороны полиции, а тем более пресечению подлежат не только преступления и административные правонарушения в том смысле, который в это понятие закладывает законодатель.
5. Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Административным правонарушением, соответственно, является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
6. Полиция же должна предупреждать и пресекать не только преступления и правонарушения, но и некоторые не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями общественно опасные и (или) общественно вредные деяния. К таковым следует относить, к примеру, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности. Данные действия, как и преступления, а также иные правонарушения предупреждать и пресекать полиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативными правовыми актами) своей компетенции.
7. Основным направлением деятельности полиции является также выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам. Причем выявлением и раскрытием преступлений и даже производством дознания занимается не только полиция, но и органы предварительного следствия, а равно некоторые иные правоохранительные органы. Выявление и раскрытие преступлений — это задача государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как предусмотрено в ст. 2 Конституции РФ, — обязанность государства. Государство в лице определенных государственных органов, в том числе и полиции, принимает на себя обязанность выявить преступление, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, провести предварительное расследование, изобличить лиц, виновных в его совершении, независимо от условий, при которых преступление имело место, независимо от того, что по данному поводу думает пострадавший (потерпевший), желает он или нет привлечения виновного к ответственности.
8. В связи с осуществлением полицией данного направления деятельности Федеральным законом «О полиции» последней предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную (п. п. 9, 10 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13), розыскную (п. п. 12, 13 ч. 1 ст. 12, п. п. 10, 35 ч. 1 ст. 13, п. 9 ч. 3 ст. 17) и уголовно-процессуальную деятельность (п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 12, п. п. 2 — 5, 7, 9 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 2, ч. ч. 3 — 5 ст. 14 и др.).
9. Полиция также обеспечивает безопасность дорожного движения. Безопасность дорожного движения — это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
10. О производстве оперативно-розыскной деятельности полицией см. комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 12 и п. 10 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.
11. О производстве уголовно-процессуальной деятельности полицией см. комментарий к п. п. 1, 8 и 9 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
12. Отдельным направлением деятельности полиции является розыск лиц. Под лицами здесь подразумеваются:
- лица, совершившие преступления или подозреваемые и обвиняемые в их совершении;
- лица, скрывшиеся от органов дознания, предварительного следствия или суда;
- несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- несовершенн��летние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;
- лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;
- лица, уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;
- лица, пропавшие без вести.
13. Соответствующая обязанность на полицию возложена п. 12 ч. 1 ст. 12 комментируемого Федерального закона.
14. Помимо самостоятельного осуществления розыска вышеперечисленных лиц полиция согласно п. 13 ч. 1 ст. 12 того же Федерального закона должна также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании:
- лиц, совершивших побег из-под стражи;
- лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
- лиц, уклоняющихся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания;
- лиц, не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в предписании о направлении к месту отбывания наказания срок.
15. В целях обеспечения возможности реализации рассматриваемого основного направления деятельности полиции предоставлены права:
- объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию Федеральным законом «О полиции»;
- проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия (п. 10 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона);
- проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания полагать, что они находятся в розыске, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона);
- доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести (п. 13 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона);
- использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести (п. 35 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона);
- задерживать лиц, находящихся в розыске, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений (п. 4 ч. 2 ст. 14 комментируемого Федерального закона);
- проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания (п. 3 ч. 2 ст. 16 комментируемого Федерального закона);
- вносить в банки данных информацию о лицах, объявленных в розыск (п. 9 ч. 3 ст. 17 комментируемого Федерального закона);
- реализовывать иные собственные полномочия в целях розыска лиц, розыск которых возложен на полицию Федеральным законом «О полиции».
Права и обязанности полиции
Законодательством Российской Федерации регулируются права и обязанности полиции, в частности основные права и обязанности полиции прописаны в Федеральном законе РФ «О полиции». В данном Федеральном Законе «О полиции» прописаны, более сорока, обязанностей сотрудников полиции.
- Данные обязанности разделены на несколько категорий по право применению законодательства.
- Кроме обязанностей полиции Федеральным законом «О полиции» регулируются и права полиции и круг прав так же очень широк.
- Но так же, можно рассмотреть в частности, что может сотрудник полиции.
- Кроме того, что законодательством описано, что может сотрудник, так же прописано, что обязан сотрудник полиции делать
- Деятельность участкового регулируется как ФЗ «О полиции», приказами МВД, должностными инструкциями, по которым он обязан:
- Каждый сотрудник полиции имеет право:
- Применение специальных средств, силы, оружия полицией:
- При применении специальных средств, оружия, полицейский должен:
- прием заявлений от граждан о совершенном преступлении или о готовящемся преступлении
- раскрытие преступлений
- поддержка безопасности и охрана общественного правопорядка
- оперативно розыскная деятельность
- безопасность дорожного движения
- контроль за движением и оборотом оружия
- пресечение и предотвращение терроризма и экстремизма
Статья 7. Беспристрастность
1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Каковы обязанности участкового полиции
Помимо общих обязанностей, лежащих на участковом как на сотруднике полиции, участковый имеет ряд специфических, установленных конкретно для него. Так, согласно действующим инструкциям и приказам МВД, участковый обязан:
- Знать территорию своего участка, включая дорожную систему, действующие предприятия и учреждения, возможные места, где могут выращиваться наркотические растения.
- Знать состав населения, проживающего на участке. Эта обязанность включает в себя необходимость быть знакомым с местными культурными и национальными традициями и проживающими на территории гражданами (как нарушающими законы, так и соблюдающими их). В идеале участковый должен быть лично знакомым с каждым, кто живет на подведомственной ему территории.
- Вести прием граждан и учет подаваемых заявлений о противоправных действиях.
- Пресекать противоправные действия.
- Выявлять граждан, склонных к нарушению закона, участвовать в наблюдении за гражданами, освободившимися после отбытия уголовного наказания, а также за страдающими алкоголизмом или наркоманией.
- Обнаруживать притоны для занятий проституцией, употребления наркотиков.
- Обеспечивать взаимодействие с иными службами полиции, вести анализ оперативной обстановки на участке, при необходимости докладывать руководству о складывающейся ситуации и вносить предложения о профилактических и оперативных мерах.
Если вкратце, то на своей территории обязанности участкового сводятся к учету, контролю и пресечению правонарушений. Во многих направлениях своей деятельности участковый уполномоченный взаимодействует с сотрудниками других подразделений полиции, а также других ведомств (в частности, Госнаркоконтроля, службы судебных приставов и т. д.).
Граждане могут столкнуться с работой участкового в следующих случаях:
- При профилактическом обходе. Участковый обязан регулярно обходить свою территорию и знакомиться с проживающими там. Важно помнить: обходы участковый обязан делать в форме, по требованию граждан он должен предъявлять удостоверение. Кроме того, при обходе участковый может войти в жилище только с согласия владельца или иных жильцов.
- Во время приема. Участковый обязан регулярно принимать граждан, проживающих на участке. Во время приема он получает от них устные и письменные заявления, а также консультирует по вопросам, находящимся в его компетенции. Прием обычно осуществляется 3 раза в неделю в опорном пункте. Однако даже в неприемные дни участковый обязан реагировать на заявления, поступающие от граждан.
- При визите. В том случае, если у участкового есть сведения о том, что совершается нарушение закона, он обязан их проверить. В этом случае он имеет право прийти к гражданину, взять объяснения, осмотреть жилье. В том случае, если у участкового есть постановление об осмотре либо информация о совершающемся преступлении, он может войти в помещение даже без согласия владельца или арендатора, при необходимости — даже взломав дверь.
На что каждый сотрудник полиции имеет право
Помимо общих прав, перечисленных выше, каждый полицейский, независимо от своей должности, места и времени, имеет дополнительные права, связанные с охраной порядка и пресечением нарушений. К таким правам относятся:
- право требовать от любого лица прекратить нарушение закона;
- право проверять документы, которые подтверждают личность или служебные полномочия граждан и должностных лиц;
- право использовать в экстренных случаях чужой транспорт для пресечения противоправных действий, преследования подозреваемых, доставки к месту оказания медицинской помощи пострадавших и т. д.;
- право задерживать подозреваемых, а также доставлять их в служебные помещения;
- право в установленных случаях применять силу, оружие или спецсредства.
Полиция в системе органов государственной власти – функции
Законодательство утверждает: свобода и право гражданина – высшая ценность. Полиция – это орган власти, охраняющий данную ценность. Он нормирует предусмотренный законом порядок, определяет случай, когда человек прав или является нарушителем. Определяя, полиция – это какой орган власти, отметим ее основные функции:
- Предотвращает или предупреждает, пресекает, выявляет, раскрывает правонарушения, преступления;
- Обеспечивает поддержание общественного порядка;
- Предупреждает аварийные ситуации;
- Регулирует дорожное движение;
- Осуществляет административный контроль, надзор в разных направлениях деятельности;
- Приводит в исполнение решения иного государственного органа власти.
Полиция – какой орган власти, полномочия
Сотрудники службы имеют ряд полномочий:
- Проверка документов, удостоверения личности, прав на владение транспортным средством;
- Патрулирование общественных территорий, населенного пункта;
- Доставка людей в наркотическом, алкогольном опьянении по месту проживания или в участок, медицинское учреждение;
- Поиск и возврат детей младшего и среднего возраста в интернаты, специальные школы;
- Остановка противоправных действий. При необходимости допускается использование табельного оружия;
- Досмотр личных вещей граждан при наличии подозрений на угрозу общественному порядку.
Полиция в системе органов государственной власти – функции
Законодательство утверждает: свобода и право гражданина – высшая ценность. Полиция – это орган власти, охраняющий данную ценность. Он нормирует предусмотренный законом порядок, определяет случай, когда человек прав или является нарушителем. Определяя, полиция – это какой орган власти, отметим ее основные функции:
- Предотвращает или предупреждает, пресекает, выявляет, раскрывает правонарушения, преступления;
- Обеспечивает поддержание общественного порядка;
- Предупреждает аварийные ситуации;
- Регулирует дорожное движение;
- Осуществляет административный контроль, надзор в разных направлениях деятельности;
- Приводит в исполнение решения иного государственного органа власти.
Сотрудник полиции отвечает за осуществление и проведение спасательных мероприятий, принимает участие в оказании помощи пострадавшим ввиду несчастных случаев. Основные инструменты для выполнения функций: статья закона, принудительное воздействие на нарушителей, уголовный, правовой, гражданский кодексы.
Права полицейских в США по отношению к гражданам. Справка
Американский полицейский, работающий в одном штате, не может арестовать или преследовать преступника, который скрылся в другом.
В отличие от России, в США нет Уголовного или Административного кодекса. Есть свод законов, который должен знать наизусть каждый полицейский.
(Журнал «Милиция», 23.12.2003, №12, С риском по жизни)
Изначальной правовой основой производства ареста и обыска в уголовном процессе США является IV поправка к Конституции США: «Право народа на гарантии неприкосновенности личности, жилища, документов и имущества от необоснованных обысков и арестов недолжно нарушаться. Ни один ордер не должен выдаваться иначе, как при наличии достаточного основания, подтвержденного присягой или торжественным заявлением; при этом ордер должен содержать подробное описание места, подлежащего обыску, лиц или предметов, подлежащих аресту».
(Журнал «Милиция», 25.01.2000, №1, Арест и обыск по-американски)
В Америке действует так называемое Правило Миранды — в правовой системе США демократическая норма уголовного процесса, созданная Верховным судом в 1966 г.
Верховный суд США признал, что показания арестованного или задержанного, не ознакомленного с правом хранить молчание и получать советы адвоката, не могут фигурировать в суде. Определенной формулировки этого напоминания нет: в различных штатах оно произносится по-разному.
Верховный суд лишь требует, чтобы задержанному было четко рассказано о его правах и он подтвердил, что понял их.
Обвиняемый может потребовать исключить любые признания, полученные, например, путем незаконной слежки.
Правило Миранды не распространяется на подозреваемых, если во время допроса они не находятся под арестом или если они добровольно дают полиции уличающие показания вместо того, чтобы давать их в виде ответов при допросе.
В целом, в соответствии с действующими в США законами полиция наделена обширными полномочиями в деле охраны правопорядка. Американский полицейский не обязан показывать свое удостоверение, но должен иметь специальный жетон на видном месте.
Офицерам полиции США не надо искать понятых: показаниям сотрудников правоохранительных органов в этой стране принято доверять, так как за фабрикацию ложных сведений полицейских ждет очень суровое наказание.
Нельзя ругаться, а тем более оскорблять полицейского при исполнении — в Америке за неуважение к представителю сил правопорядка можно угодить в тюрьму.
Применение силы в американской полиции детально регламентировано. Огнестрельное оружие — последний, но самый весомый для многих аргумент не в пользу схватки с представителем закона.
Согласно действующим правилам, сотрудник полиции может применять табельное оружие в любой ситуации, которую он считает опасной для своей жизни и здоровья.
Впрочем, любое применение оружия автоматически влечет за собой медицинское освидетельствование, а также отпуск и расследование о законности его применения.
Чем отличается подчинённость и финансирование Росгвардии и полиции
Непосредственное управление всем штатом полиции осуществляется отдельным министерством, подчиняющимся премьер-министру. У службы национальной гвардии собственного министерства нет. Она находится в прямом президентском подчинении. Глава службы – директор ВНГ, находящийся в звании генерал армии. Назначение министра Внутренних дел осуществляется главой кабмина, а директора нацгвардии назначает лично президент.
И подразделения ВНГ, и подразделения полиции имеют строгую вертикальную командную иерархию, основанную на системе званий и занимаемых должностей. В обеих силовых структурах используется тот же набор званий – от рядовых до генералов. Однако, уникальность Росгвардии состоит в наличии у сотрудников как воинских чинов, так и спецзваний. Армейские звания полагаются военнослужащим, состоящим в штате бывших подразделений ВВ МВД, а все остальные сотрудники носят спецзвания, по примеру полиции.
В рядах ВНГ проходят службу как сотрудники, заключившие контракт с данной службой, так и солдаты-срочники, попадающие туда по призыву. В МВД попасть по призыву невозможно – в её составе сегодня просто нет структур, в которых предусмотрены подобные должности.
Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться
Во время несения службы каждый полицейский должен учитывать права, имеющиеся у любого человека независимо от его материального положения, статуса и других характеристик. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам или иным насильственным действиям. Не допускается унижать достоинство человека или жестоко обращаться с подозреваемыми или преступниками. Если умышленно гражданину причиняется боль или даже моральные страдания, то в обязанности сотрудника МВД входит прекращение таких действий.
Статья 7 ФЗ № 3 содержит информацию о том, что сотрудники полиции должны защищать любого гражданина независимо от его пола, расы, происхождения и материального состояния. При этом учитываются следующие требования:
- сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях;
- они не могут поддерживать какие-либо политические фракции или участвовать в деятельности партий;
- не допускается, чтобы на службу сотрудника МВД оказывалось влияние со стороны религиозной организации или какого-либо объединения;
- работники МВД должны с уважением относиться к деятельности разных организаций, а также к культурным обычаям разных людей и этнических групп.
Даже вне службы полицейский не должен осуществлять какие-либо действия, которые вызывают сомнение в его беспристрастности и справедливости.
Специальные средства могут использоваться в определенных ситуациях, но только с учетом следующих ограничений:
- нельзя бить граждан палкой по голове или шее, животу или половым органам;
- водометы не должны использоваться, если температура на улице ниже 0;
- нельзя останавливать автомобили, используемые для перевозки пассажиров или применяемые разными консульствами или дипломатическими представительствами;
- окрашивающие средства на разных объектах устанавливаются только при наличии соответствующего согласия от владельца данного имущества;
- водометы или бронемашины могут использоваться только при наличии решения руководителя отделения полиции с уведомление за сутки прокурора.
Отступление от каких-либо ограничений или запретов может привести к тому, что полицейский будет привлечен к ответственности. Сотрудник полиции может отстраняться от службы, принудительно увольняться или вовсе привлекаться к уголовной ответственности за свои неправомерные действия. Поэтому любой работник МВД должен хорошо разбираться в положениях ФЗ «О полиции».
Полиция – это правоохранительный орган исполнительного управления. Гарантирует гражданам государств охрану свободы и права, борется с нарушением законодательства, обеспечивает порядок и безопасность в общественных местах. Кабинет Министров, Министр Внутренних Дел направляет и координирует деятельность правоохранительной структуры. Основные задачи:
- Обеспечивать общественный порядок, публичную безопасность;
- Контролировать соблюдение норм и требований закона;
- Охрана свободы и права человека, государства, общества;
- Противодействие преступности;
- Оказание поддержки гражданам, попавшим в сложное социальное, экономическое положение, в установленных рамках.
Отвечая на вопрос: полиция – какой орган государственной власти, следует отметить, что это структура, регулирующая все направления жизни граждан. Относится к правоохранительным органам исполнительной власти.
Законодательство утверждает: свобода и право гражданина – высшая ценность. Полиция – это орган власти, охраняющий данную ценность. Он нормирует предусмотренный законом порядок, определяет случай, когда человек прав или является нарушителем. Определяя, полиция – это какой орган власти, отметим ее основные функции:
- Предотвращает или предупреждает, пресекает, выявляет, раскрывает правонарушения, преступления;
- Обеспечивает поддержание общественного порядка;
- Предупреждает аварийные ситуации;
- Регулирует дорожное движение;
- Осуществляет административный контроль, надзор в разных направлениях деятельности;
- Приводит в исполнение решения иного государственного органа власти.
Сотрудник полиции отвечает за осуществление и проведение спасательных мероприятий, принимает участие в оказании помощи пострадавшим ввиду несчастных случаев. Основные инструменты для выполнения функций: статья закона, принудительное воздействие на нарушителей, уголовный, правовой, гражданский кодексы.
Какие права и обязанности у полиции РФ?
Законопроект расширяет перечень обстоятельств, при которых сотрудник полиции вправе применить огнестрельное оружие. Полицейские могут получить право открывать огонь при задержании, если гражданин попытается «совершить действия, дающие основания расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции». Сейчас закон «О полиции» позволяет полицейскому стрелять, если задерживаемый попытается прикоснуться к оружию.
Термин «полиция» в широком смысле вошел в употребление в официальном языке законодательства и администрации, а затем проник и в научную литературу, представители которой применили его и к характеристике направления, в течение долгого времени господствовавшего в истории различных государств.
Федеральный закон «О полиции» определяет законодательные основы организации и деятельности полиции в Российской Федерации, статус, права и обязанности сотрудника полиции в соответствии с новыми общественными отношениями. Концептуальные основы ФЗ направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.
Этот тезис непосредственно вытекает из ст. 1: полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица) для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Полиция создавалась для защиты жизни граждан, а также их охраны прав и свобод. Правовую основу составляют Конституция, международные права и договоры, конституционные законы, законы о полиции и иные федеральные законы, указы Президента и Правительства России.
Деятельность полиции осуществляется по направлениям:
- Защита общества, личности от посягательств;
- Предупреждение нарушений;
- Розыск лиц;
- Производство по делам об административных нарушениях;
- Обеспечение правопорядка в общественных местах;
- Обеспечение безопасности ПДД;
- Контроль за соблюдение закона;
- Охрана имущества;
- Пресечение правонарушений.
При осуществлении деятельности полиция руководствуется следующими принципами:
- Законности;
- Беспристрастности;
- Соблюдения и уважения прав;
- Открытости;
- Публичности в деятельности;
- Общественного доверия;
- Поддержки граждан;
- Взаимодействия и сотрудничества;
- Использования в деятельности достижений техники, науки;
- Соблюдения свобод человека.
Руководит полицией Президент через МВД. Управлением занимает министр, руководители органов, руководители подразделений.
Профессия сотрудника полиции является наиболее востребованной на рынке труда. Полицейский – это главных страж общественного порядка. Крупное мероприятие невозможно без участия полицейских. В будние дни сотрудники патрулируют главные улицы города. Полицейские обеспечивают сохранность здоровья и имущества граждан. Если лицо нарушает закон, то полицейский несет ответственность за нарушителя. Сотрудники должны принимать и регистрировать заявления о преступления, административных правонарушениях и происшествиях.
Полицейские могут проводить беседы, лекции в организациях. Также могут применять силу, но только в крайних случаях.
Существуют следующие подразделения полиции:
- Центр кинологической службы. Подразделения проводят проверку по сообщениям и заявлениям граждан о преступлениях, ведут расследование уголовных дел средней и небольшой тяжестей.
- Отдел уголовного розыска. Предупреждает, выявляет, а также пресекает преступления. Проводится борьба с преступлениями, связанными с незаконным оборотом психотропных, наркотических средств.
- Оперативно- розыскная часть. Организуется госзащита сотрудников МВД, отдельных предприятий, подразделений. Также предотвращают проникновения в ОВД лиц, преследующих противоправные деяний.
- Управление компанией дознания. Подразделения проводят проверку по уголовным делам и правонарушениям. Ведутся расследования, и сотрудники дознания пресекают дела еще на ранней стадии совершения правонарушения.
- Управление по вопросам миграции. Основная задача – производство по делам о гражданстве, оформление и выдача документов россиянам, иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Охрана правопорядка включает совокупность мер по достижения целей режима законности. Охрана правопорядка устраняет препятствия, мешающие воплощению в жизнь прав и признания законов.
Кодирование алкоголиков посредством психотерапии
Не самый эффективный метод. Да простят нас психотерапевты, берущие по 1000 рублей, за час своей работы.
Суть психотерапевтической помощи в осмысленном поиске причины алкоголизма. Там не будут давать теорию, по теме: болезнь алкоголизмом и пути излечения. Хотя в некоторых конторах все еще это практикуют.
Более или менее адекватный психотерапевт ищет вместе с пациентом причины. Почему он пьёт. Причины могут быть разными. Но обычно это надоевшая жена, тяжёлая работа и все в таком духе.
Далее, есть несколько способов выхода из ситуации. Или осознание не правильности своего образа жизни. И попытка что-то изменить. Осознанным и волевым усилием.
Или гипноз. Гипноз работает только на очень узкой выборке внушаемых пациентов. Поэтому, всерьёз его рассматривать не стоит.
Есть и третий вариант. Устранение следствия, путём подмены. Например, у нас есть тяжёлая работа. И единственный способ отдохнуть, это алкоголь. Физиологически, это наиболее обоснованный для мозга маршрут. В одной бутылке столько всего интересного. И никаких затрат энергии.
Можно поменять бутылку, на пачку таблеток. Речь, разумеется, об антидепрессантах. Перестанет алкоголик в этом случае быть таковым? Не совсем. Просто теперь, он будет “торчать» на антидепрессантах. С которых тоже придется слезть. Рано или поздно.
Третий путь опасен еще и тем, что само по себе влияние АД эффективно лишь в сочетании с постоянными сеансами у психотерапевта. А это, уже не для алкоголика развлечение. А для менеджера среднего звена, как минимум.
Мобилизация-2022: кого мобилизация коснется в первую очередь?
Согласно федеральному закону № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», существует три разряда наиболее востребованных резервистов. Кого призовут в первую, вторую и третью очередь, зависит от возраста и звания.
1 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 35 лет.
- Младшие офицеры — до 50 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 55 лет.
- Полковники, капитаны 1 ранга — до 60 лет.
- Высшие офицеры — до 65 лет.
2 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 45 лет.
- Младшие офицеры — до 55 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 60 лет.
- Полковники, капитаны 1 ранга — до 65 лет.
- Высшие офицеры — до 70 лет.
3 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 50 лет.
- Младшие офицеры — до 60 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 65 лет.
Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда. Разряды можно посмотреть у себя в военном билете (страница 11, см фото 2).
Что важно знать о работе
Сохранят ли рабочее место на время мобилизации и на каких условиях?
Если сотрудник получил повестку и должен отправиться на службу в вооруженные силы, работодатель расторгает трудовой договор по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, а именно — по призыву работника на военную службу.
п. 2 указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647
В ТК РФ не прописана обязанность работодателя восстановить сотрудника на рабочем месте по окончании военной службы. Но во втором пункте указа сказано, что призванные по мобилизации получают статус военнослужащих по контракту.
ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих»
У военнослужащих есть льготы при трудоустройстве после окончания службы.
Для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей действуют дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
- Первоочередное трудоустройство по специальности в государственных организациях.
- В течение трех месяцев после увольнения с военной службы по контракту можно вернуться в ту же государственную организацию, где работал и раньше. Если гражданин служил по призыву, то после окончания службы он имеет право на должность не ниже той, что занимал до призыва.
- Время военной службы засчитывается в непрерывный трудовой стаж, если гражданин в течение года после увольнения с военной службы устроился на работу.
- При сокращении в организации бывший военнослужащий имеет преимущественное право на то, чтобы остаться на работе, если это его первая работа.
- Если военнослужащий решит работать в органах государственной власти после увольнения со службы, то время службы учитывается в стаже государственной службы.
Кому подчиняется полиция в России?
Подчинение производится по рангу и по должности, то есть:
- Следователь, начальник следствия, глава отдела.
- Начальник УР, начальник криминальной полиции, руководитель отдела.
- Участковый-начальник, участковый-начальник полиции общественно безопасности, руководитель отдела.
- Дознаватель глава дознания, и тот свою очередь руководителю отдела.
- Инспектор ГИБДД в подчинении начальника ГИБДД и тот подчиняется руководителю отдела.
- Уполномоченный штаба начальнику штаба и руководителю отдела.
- Уполномоченный ЛРР руководителю отдела.
- Помощник дежурной части дежурному и руководителю штаба, далее начальнику отдела.
Статья 1. Назначение полиции.
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.