Движение по полосе общественного транспорта — правила и нюансы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Движение по полосе общественного транспорта — правила и нюансы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Иногда штрафы за нарушение выписываются ошибочно, так как камера или инспектор могли ошибиться. Это случается тогда, когда камера неправильно распознала номер — а уже этот номер инспектор сверил с маркой или моделью авто. Также ошибочный штраф может прийти в результате неясной погоды, из-за чего знак или разметку было не видно, а также из-за избежание водителем препятствия, например, когда он хотел объехать упавшее дерево по запрещенной полосе.

Сложно уследить за правилами

Выделенные полосы отделяют от дорог сплошной одинарной линией разметки, а для наглядности рисуют на них большие буквы «А». Чтобы водителям было понятнее, что проезд по ним разрешен только по выходным, над полосами устанавливают дорожные знаки «рабочие дни», а также «кирпичи», запрещающие проезд.

В Москве первая автобусная полоса появилась в июле 2009 года на Волоколамском шоссе, в начале января 2011 года спецполосу открыли на проспекте Андропова. Изначально столичные власти разрешили автомобилистам проезд по полосам для общественного транспорта по субботам и воскресеньям.

Однако в дальнейшем водителям оставили только один льготный день для езды по выделенкам — воскресенье. И началась большая путаница. О том, что движение для частного автотранспорта закрыто с понедельника по субботу включительно, водителей стали предупреждать дополнительные таблички с текстом перед съездами на такие полосы. Но водители сначала их не замечали либо просто не обращали на них внимания.

ДТП на автобусной полосе – кто виноват?

Здесь отметим самое главное правило при определении виновности. Виноват бывает тот, чьё нарушение ПДД находится в причинно-следственной связи с дорожным происшествием. Если у всех участников ДТП прослеживается такая связь из-за их нарушений, то вина признаётся обоюдной.

Ключ кроется именно в нарушении. В этом и заключается главная тонкость. Если вы перестроились на автобусную полосу, где ехал, например, автобус или троллейбус либо автомобиль такси – любое транспортное средство, движение которого разрешено по ней, то вина очевидна – она будет ваша (при прочих равных). Потому что вы не уступили дорогу при перестроении.

Однако, если по ней ехал другой автомобиль в нарушение ПДД, а вы перестроились через прерывистую, то не всё так просто. Дело в том, что судебная практика 2022 года именно в такой ситуации вполне может «завиноватить» того, кто проехал по ней с нарушением.

Объясним подробнее в логической последовательности терминов в Правилах.

Нарушение правил ГИБДД в случае выезда на запретную полосу карается штрафом 1500 рублей, а в обеих столицах эта сумма в два раза выше, поскольку дороги там слишком перегружены. Иногда штраф ошибочно выписывается транспорту, который имеет право проезда по выделенной полосе.Это происходит из-за несогласованных действий городских служб и ГИБДД, а также когда разметка дорожного полотна не попадает в зону видимости камеры слежения. Если водитель уверен в своем праве, у него имеются нужные разрешения, а машина окрашена по правилам, эта проблема решается обжалованием штрафа.

Если водитель, при совершении маневра, выехал на «автобусную» полосу со встречным движением ⎯ наказание последует однозначно. Водитель получит штраф 5000 рублей или лишится автоправ на полгода. Если подобное нарушение зафиксируется второй раз ⎯ права отберут на целый год.

Правила в отношении выезда на выделенку очень строгие. Штраф, полученный за подобное нарушение не отменят, даже если водитель считает причину выезда на запретную полосу уважительной. Например, надо было объехать пробку, пропустить другую машину или пришлось съехать со своей полосы в аварийной ситуации.

Подобные штрафы можно обжаловать на законных основаниях если:
водитель выехал «запретную» полосу для избежания аварии по вине другого водителя;
водитель ехал по выделенке в разрешенные для этого дни недели или время суток.

Даже при правильном оформлении машины и наличии разрешающей лицензии на работу такси, можно нарваться на неприятный сюрприз. Лицензия должна быть официально занесена в общероссийский реестр. Поэтому лучше предварительно зайти на сайт организации, которая выдала лицензию и убедиться, что все в порядке.

Получить разрешение на езду по выделенной полосе:

В связи с постоянно меняющимися правилами и положениями, которые регламентируют передвижение езды такси по территории Москвы, многие таксисты задаются самыми разными вопросами. Больше всех волнует вопрос: можно ли такси передвигаться по выделенной полосе?

Ответ довольно прост: если ваш автомобиль и номерной знак желтого цвета, вы можете двигаться по данной полосе. Дело в том, что все автомобильные номера солнечного оттенка находятся в базе данных Московской области, тем самым камеры, установленные на дорогах столицы, их не фиксируют. Значит, вы можете беспрепятственно маневрировать по выделенным полосам.

Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2022 году

Чтобы получить возможность автомобилям с белыми номерами также беспрепятственно ездить по выделенным полосам, не получая за это штрафные санкции, нужно обратиться к нам. Мы поможем вам войти в базу данных желтых такси. И тогда любая выделенная полоса будет открыта вам для движения.

Услуга по оформлению допуска для всех наших клиентов абсолютно бесплатна. Имейте в виду, что с 2020 года в силу вступит закон ограничивающий движение по выделенной полосе. Спешите зарегистрироваться сегодня, чтобы передвигаться по дорогам быстро и свободно без риска получить штраф.

Движение такси по полосе для маршрутных транспортных средств

На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками

5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси) на этой полосе.

5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств». Дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств. Знак

5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств».

Дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Можно ли ездить такси по выделенной полосе

Один из таких вопросов – можно ли ездить по таким линиям автомобилям такси?Понятие полосы для движения общественного транспорта предусмотрено в пункте 18.2 Правил дорожного движения. Для обозначения такого участка дороги используются специальные знаки и дорожная разметка.

Также в некоторых случаях в качестве обозначения используется большая литера «А».

Вдоль полосы могут быть выделены при помощи зигзагообразной линии специализированные места для стоянки общественного транспорта.В соответствии с нормами Правил дорожного движения:Маршрутным транспортным средствам разрешается двигаться по выделенной полосе, предназначенной для движения общественного транспорта.В том случае, если полоса расположены в правой части дороги двигаться по ней разрешается велосипедам и школьным автобусам.

Общая информация о выделенных полосах

Городскими службами выделяются специальные линии, которые рассчитаны именно для организации движения общественного транспорта. Перемещаться по ним свободно могут автобусы всех видов и маршрутные такси, а также и троллейбусы. Обязательным условием для водителя является наличие лицензии на перевозку пассажиров. Как правило, такие полосы находятся в крайнем правом к обочине ряду.

Между прочим, первую отдельно стоящую полосу для общественного транспорта открыли в Германии, и в 70-х годах минувшего века они получили широкое распространение в европейских странах. Обозначаются они по-разному, но чаще можно встретить букву «А» или извилистую зигзагообразную линию. Всё это предназначено для того, чтобы сделать информацию читаемой для всех водителей, а также снизить процент нарушений ПДД. В ряде государств муниципальные власти дополнительно разграничивают «выделенку» от смежных полос бордюрами или прочими возвышениями.

Интересно, что для других транспортных средств существуют строгие ограничения на пересечение. Сами же автобусы имеют право перестраиваться и двигаться в других смежных линиях. То есть водители этих ТС могут использовать их для перестроения и движения, а впоследствии возвращаться обратно, в зависимости и загруженности городских улиц.

Как выглядит камера на выделенную полосу?

Дорожные фото- и видеокамеры обладают функционалом по распознаванию нарушений, совершаемых при пересечении, выезде и движении по выделенной полосе. За соблюдение ПДД следят:

  • комплексы «Автоураган» и «Автодория» – в зависимости от поколения могут одновременно осуществлять контроль за несколькими полосами (до 4-х штук), отмечают выезд на выделенку и превышение скоростного режима;
  • камеры с видеофиксацией «Автоураган-МС» – гибридная система, которую монтируют на автомобили полиции, при движении в транспортном потоке способны отследить многие нарушения ПДД;
  • «Астра-Лаб» – комплексы, замечающие нарушение разметки и скоростного режима, способны контролировать несколько полос попутного направления;
  • комплексы «Паркнет» и «Паркрайт» – отслеживают случаи неправильного движения по полосам, а также нарушение правил парковки (обычной, в платных зонах, на тротуарах).

Нарушения водителя такси при выезде на полосу для маршрутных транспортных средств

Как я уже писал ранее, выезд на полосу для общественного транспорта водителям такси разрешен, однако существуют дополнительные условия, которые могут его запретить:

1. Нарушение требований любого из знаков, перечисленных выше, автоматически приведет к тому, что водитель получит штраф за нарушение ПДД. Например, въезд на выделенную полосу, над которой расположен знак 3.1. «Въезд запрещен». Довольно часто такой знак вешают на дорогах, где полоса для маршрутных транспортных средств направлена на встречу основному потоку транспорта.

2. Въезд на выделенную полосу через сплошную линию разметки также является нарушением ПДД. Въезжать на нее водители могут либо через прерывистую разметку, либо в самом начале выделенной полосы.

3. Выезжать с выделенной полосы через сплошную линию разметки также запрещено. Если разметка сплошная, то ехать по выделенной полосе придется до самого её конца.

Обращаю внимание, что если на выделенной полосе сломается автобус или троллейбус, то водитель такси не сможет объехать его не нарушая правила.

Поэтому прежде чем выезжать на выделенную полосу, следует подумать, даст ли она Вам какой-то выигрыш.

Читайте также:  Социальное партнерство в сфере труда – что это и зачем оно нужно?

Как быть с автобусной полосой при повороте направо

В этом случае пересекать общественную полосу разрешено, и даже необходимо. Например, вы подъехали к перекрестку и собираетесь двигаться направо. Впереди пунктирная линия разметки, которая разделяет полосу общественного транспорта от остальной дороги. Как поступить в этом случае?

Правила дорожного движения разрешают перестраиваться на данную полосу при повороте направо. Причем штрафа за это не будет. Вам нужно включить сигнал поворота и перестроиться на правую полосу через пунктирную линию. Тогда никаких нарушений не будет. В случае претензий от сотрудника ДПС напомните ему о Правилах дорожного движения.

Нарушением окажется другая ситуация, когда вы на перекрестке будете поворачивать направо со своей полосы, не перестроившись на автобусную. За это вам грозит штраф от 1 до 1.5 тысяч рублей. Также нельзя перестраиваться по сплошной разметке. Поэтому совершайте перестроения заранее. Если не успели, то лучше езжайте прямо. Такие случаи бывают, когда нужно съехать на прилегающую территорию дома, но прерывистой разметки нигде нет.

«Выделенка»: правила поведения

В соответствии с требованиями российского законодательства, все легальные такси обязательно должны иметь специальный пакет разрешительных документов на перевозку пассажиров.

Получить такие документы можно двумя способами:

  1. Оформиться в качестве индивидуального предпринимателя.
  2. Устроиться на работу в легальное такси, которая трудоустраивает сотрудников.

Каждый легальный автомобиль такси должен быть оборудован специальными опознавательными знаками:

  1. Шашечки.
  2. Фонари на крыше.

Если автомобилист не хочет оформлять на себя лицензию с открытием ИП, он может заключить договор сотрудничества с компанией.

Требование о получении лицензии для работы появилось еще в 2011 году. Выдачей такого документа занимается органы местной власти.

Дополнительные требования к таким автомобилям:

  • наличие на кузове надписи или характерного лейбла компании;
  • использование специальных служебных номеров желтого цвета.

За нарушение установленного запрета предусмотрена административная ответственность в виде 1,5 тысячи рублей штрафа (3000 для Москвы и Санкт-Петербурга). Хотя даже гражданские машины могут пользоваться выделенной полосой в выходные дни (является ли суббота выходным, зависит от региона).

При помощи ввода такого обязательного документа законодатель борется с недобросовестными перевозчиками, которые чаще всего не могут предоставить своим клиентам возможность безопасно добраться до места назначения, своевременно не проходят медицинскую комиссию. При использовании услуг таких таксистов, пассажиры рискуют своим здоровьем и жизнью, так как никто не может быть уверен в адекватности водителя, в соответствии его автомобиля всех требованиям завода-производителя.

Именно по этой причине, если клиент хочется добраться до своего места назначения как можно скорее, без каких-либо последствий объехать все заторы и пробки на дороге, стоит заказать легальное такси.

Многих водителей волнует вопрос, будет ли выписан штраф за полосу общественного транспорта в случае, когда движение по остальным полосам затруднено (образовалась пробка).

Правила дают чёткий ответ — данный манёвр запрещён, поскольку образовавшаяся пробка фактически выступает препятствием для дорожного движения, юридически она таковой не является и водители будут обязаны заплатить штраф в данном случае.

В качестве ответа на вопрос водителей «Можно ли выезжать на полосу общественного транспорта при наличии пробок на пути основного движения?» можно сказать, что юридически пробка на дороге не является препятствием для движения транспортных средств. Даже если фактически ее можно отнести к данной категории. Маневры с использованием выделенной полосы будут караться штрафом.

Автобусной полосой называют одну или несколько полос на дороге, обозначенных специальной разметкой 1.23.1 с заглавной буквой А.

С помощью таких разметок водители общественного транспорта получили больше возможностей дли быстрой и безопасной езды.

В некоторой степени отрицательно данный факт сказался на автолюбителях, поскольку их пространство для проезда уменьшилось, а простаивание в пробках занимает немного больше времени, чем обычно.

  1. Штраф за автобусную полосу в 2021 в Москве — 3000 рублей. В Петербурге столько же. В остальных городах — 1500 рублей.
  2. Езда по выделенной полосе разрешена автобусам, троллейбусам, школьным автобусам, легковым такси и велосипедистам.
  3. Другой транспорт тоже может заехать на полосу и остановиться, чтобы высадить пассажиров. Но если встать надолго, оштрафуют на 1000 рублей.
  4. Если водитель не согласен со штрафом, он может его обжаловать. На это у него есть 10 дней со дня постановления.

Имеют ли право машины такси ездить по выделенной полосе?

Многих заинтересует вопрос, разрешена ли езда по выделенной полосе легковым такси. Сравнительно недавно, с 2012 года ПДД установлено, что легковым такси разрешено пользоваться автобусной полосой.

Но при этом автомобиль должен иметь специальную раскраску — шашечки, световой сигнал на крыше и оборудован таксометром. То есть «бомбилы» штрафуются так же, как и легковые автомобили.

Немного другая ситуация в столице — тут таксистам разрешено пользоваться автобусными полосами с 2013 году, при этом кроме всех вышеперечисленных условий, такси должно иметь специальные жёлтые номера, которые стали выдаваться по инициативе мэрии города.

Несмотря на то, что законодательство, казалось бы, расписало все нюансы движения по автобусной полосе, в нем, тем не менее, есть несколько пробелов.

Самые известные нарушения со стороны государственных органов были зафиксированы в Казани.

По одной из улиц камера видео фиксации нарушений была установлена таким образом, что фиксировала всех автомобилистов, которые совершали поворот вправо с автобусной полосы, при этом вне зоны видимости камеры полоса была отделена прерывистой линией.

Читайте также:  НДФЛ с зарплаты за декабрь: разбираемся с переходными положениями

После этого было выявлено ещё более серьёзное нарушение — городские власти подписали документ, в котором был указан перечень улиц с выделенными полосами, но не опубликовали его должным образом. Таким образом, в городе фактически не существовало автобусных полос несмотря разметки и знаки.

В таких и подобных случаях штраф легко обжалуется и снимается. Самостоятельно или при помощи автоюриста.

Несмотря на строгое законодательство, существуют и исключения, что в некоторых случаях позволяют выезжать на «выделенку».

К ним относятся:

  1. Наличие прерывистой, а не сплошной линии, отделяющей спецполосу от остальной дороги. Обычно такая разметка нанесена на асфальте перед перекрёстком для возможности совершения поворота вправо. Существует даже штраф (500 руб.) для тех водителей, которые не перестроились перед поворотом на полосу для автобусов.
  2. Крайняя необходимость, прописанная в Статье 2.7 КоАП РФ. Например, к таким ситуациям относятся попытки водителя избежать столкновения с пешеходом.
  3. При высадке и посадке пассажиров с правой стороны. При этом запрещается создание помех общественному транспорту, а также пересечение сплошной линии (это значит, что предварительно нужно найти её разрыв).
  4. В случае выезда на «выделенку» со второстепенной дороги или дворов.
  5. Наличие информационных табличек, на которых указано время функционирования выделенной полосы (например, только в будние дни).
  6. Плохо читаемая разметка. К этому же случаю относится занесение дорожных указателей снегом или, например, песком.

Наверное, каждому автомобилисту известно, что при начислении штрафа у владельца авто есть 20 суток после получения официального уведомления на то, чтобы погасить задолженность с 50% скидкой. На практике же многие заказные письма приходят с большим опозданием, а потому водителям приходится самостоятельно мониторить возможные начисления за нарушения ПДД.

Однако 8 января 2019 года в текущий законопроект были внесены некоторые изменения. Согласно новой поправке статей КоАП, просроченный штраф можно уплатить с учётом скидки, но только в том случае, если уведомление поступило с опозданием. Для того чтобы получить такую скидку, потребуется подать ходатайство с ксерокопией самого письма, а также уведомления, в котором указана дата его получения. Сделать это можно как в суде, так и в органах, выписавших штраф.

Основание для наложения штрафа

Как и при любом другом отклонении от правил, инспектор может выписать постановление на водителя только при наличии видео или фотофиксации совершенного им маневра. Основаниями для вынесения наказания провинившемуся гражданину послужат:

  • Безосновательное перестроение в ряд, обозначенный аббревиатурой «А»;
  • Пересечение непрерывной линии разметки при въезде на полосу для общественного транспорта;
  • Длительное движение по выделенке.

При этом водитель должен внимательно следить за знаками и разграничениями, установленными вдоль автобусного ряда. Ведь они могут значительно увеличить первоначальный размер штрафа за полосу для общественного транспорта, предусмотренного в 2021 году. Происходит подобное явление в следующих случаях:

  • Наличие указателя 3.1 (въезд запрещен);
  • Движение по одностороннему участку трассы против потока;
  • Присутствие таблички, запрещающей выезд на автобусную полосу в рабочие или выходные дни.

Но на практике протокол по ст. 12.17 КоАПа можно легко оспорить даже при наличии фиксации правонарушения камерами ГИБДД. Поэтому сотрудники Госавтоинспекции редко наказывают водителей по упомянутой статье.

В Советском Союзе не думали о таком большем количестве автомобилей на улицах наших городов в будущем. Ровно как об этом не думали в любой другой стране середины 20-го века. Улочки строились узкие, пешеходные, а территория вокруг домов не оборудовалась парковками. Поэтому города с историческим центром и застройкой первой половины двадцатого века особенно страдают от увеличенного трафика.

Ситуация осложняется введением автобусных полос. Дороги стали ещё уже. Водители вынуждены часами стоять в пробках. Это порождает нарушение ПДД, приводит к штрафам.

Благо или зло выделенная полоса, но она существует в нашем физическом объективном мире, а значит её нужно принять и понять, каким законным образом выкрутится из сложившейся ситуации.

Езда по выделенной полосе в выходные дни

Обновление: С 7 ноября 2021 проезд по выделенным полосам обычным водителям в Москве запрещен 24/7

Среди водителей бытует миф, что в выходные в Москве и Санкт-Петербурге разрешено ездить по «выделенке» всем без исключения. Штрафы потом становятся сюрпризом и тяжелым грузом для семейного бюджета.

По правилам по автобусной полосе может передвигаться только общественный транспорт. Исключения составляют случаи когда действие знака “Полоса общественного транспорта” ограничивается по времени дополнительными информационными табличками.

Информационная табличка 8.5.2 указывает на то, что знак “автобусная полоса” действует только в рабочие дни. В выходные «выделенка» доступна всем водителям.

8.5.3. “Дни недели”. Указывает дни недели, в течение которых действует знак. По автобусной полосе по указанным дням разрешается ездить только общественному транспорту. В остальное время полоса доступна всем.

8.5.4 “Время действия”. Указывает время суток, в течение которого действует знак.

Кроме перечисленных, со знаком “автобусная полоса” применяются таблички 8.5.5-8.5.7 “Время действия”. Указывают дни недели и время суток, в течение которых действует знак.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *