Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальное партнерство в сфере труда – что это и зачем оно нужно?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главная задача социального партнерства – выработать такие условия труда в городе или регионе, которые устраивали бы всех: и работников, которые добиваются лучших условий труда, и работодателей, которые минимизируют расходы на поиск сотрудников и повышают объемы производства за счет роста кадров, и органы власти, которые благодаря такому сотрудничеству получают социальную стабильность в регионе и развитие производств, а значит и увеличение поступлений в бюджет.
Участие работников в управлении организацией
Еще одной формой социального партнерства является участие работников в управлении организацией. Право на участие в управлении может осуществляться как каждым работником индивидуально, так и коллективом работающих в целом. Основными формами участия работников в управлении организацией являются:
1) учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. ст. 8, 73, 82, 99, 103, 105, 113, 144, 147, 154, 159, 212, 299, 301, 350, 371 — 373), коллективным договором, соглашениями;
2) проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Рекомендация МОТ от 26 июня 1952 г. N 94 о сотрудничестве на уровне предприятия устанавливает, что должны приниматься надлежащие меры с целью содействия консультациям и сотрудничеству между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия по вопросам, представляющим общий интерес и не охватываемым процедурой коллективных переговоров или какой-либо другой процедурой, обычно применяемой при определении условий труда.
Трудовой кодекс закрепляет шесть уровней социального партнерства – федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный и локальный.
Межрегиональный уровень объединяет представителей в сфере труда в двух и более субъектах РФ, региональный – внутри субъекта.
Отраслевой уровень включает представителей всей отрасли промышленности, для которой устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда. И, наконец, локальный уровень – это уровень предприятия, на котором работники и работодатель устанавливают обязательства друг друга; собственно, на этом уровне составляются коллективные договора, которые являются одной из форм социального партнерства.
Еще одна форма соцпартнерства – взаимные консультации и переговоры по вопросам регулирование трудовых отношений, обеспечения трудовых прав работников, совершенствование трудового законодательства и других нормативных актов.
Как правило, такие консультации происходят на заседаниях трехсторонних комиссий, а также в ходе рабочих групп по труду в муниципальном или региональном парламенте, на отраслевых совещаниях и конференциях.
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Такие комиссии образуются для ведения коллективных переговоров, выработки соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, а также для контроля за выполнения принятых решений на всех уровнях.
На федеральном уровне эти функции выполняет постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с отдельным законом об этой комиссии (№ 92-ФЗ от 01.05.1999).
Аналогичные комиссии образовываются на региональном уровне из представителей региональных профсоюзов, союзов работодателей и региональных органов власти, а также на отраслевом и межотраслевом уровне.
Эти комиссии должны рассматривать и согласовывать все нормативные акты, затрагивающие зону ответственности ее участников. Например, федеральная комиссия согласовывает проекты всех законов, связанных с трудовыми отношениями, а также указы и приказы министерства труда. Региональная комиссия аналогичным образом согласовывает региональные законы и нормативные акты.
Ответственность за невыполнение
Статья 54 ТК РФ устанавливает ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения переговоров, и контроля за соблюдением договора или соглашения. Причем, она распространяется как на работодателей, так и на работников и чиновников. Но если работников можно привлекать за такое уклонение только к дисциплинарной ответственности (выговор, предупреждение, увольнение), то работодателей – к административной.
Статья 5.28 КоАП РФ за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, а также в случае нарушения сроков проведения переговоров и необеспечении работы комиссии по заключению коллективного договора, наказывается штрафом в размере от 1 до 3 тыс. рублей.
Такой же штраф полагается, если работодатель не предоставил нужную информацию для коллективных переговоров или осуществлению контроля за исполнением коллективного договора. А вот необоснованный отказ работодателя от заключения коллективного договора влечет наложение штрафа от 3 до 5 тыс. рублей.
Можно выделить такие основные формы социального партнерства:
- Коллективные переговоры. Подразумевают разработку проектов коллективных договоров, а также поиск точек соприкосновения по ключевым спорным моментам соглашения.
- Взаимные консультации. Подразумевают переговоры по урегулированию спорных вопросов, связанных с трудовыми отношениями, обеспечением прав и гарантий работников, несовершенством законодательной базы.
- Непосредственное участие наемных работников или их представителей в управлении организацией (присутствие на совещаниях руководителей, внесение замечаний и предложений).
- Участие работников (или их представителей) и работодателей (или их представителей) в досудебном решении споров, связанных с трудовым процессом.
Участие работников в управлении организацией
Социальные партнеры (представители работников, работодателей и государства) выступают в роли равноправных сторон процесса регулирования трудовых вопросов. Яркой иллюстрацией этого явления является участие работников в управлении организацией. Оно осуществляется в таких основных формах:
- учет мнения работников по принципиальным вопросам, обозначенным в Трудовом кодексе и коллективном договоре;
- проведение консультаций с работодателем по вопросам принятия внутренних актов, непосредственно касающихся соблюдения норм трудового права;
- получение информации по принципиальным вопросам, которые касаются непосредственно интересов работников;
- коллегиальное обсуждение с работодателем вопросов совершенствования работы организации;
- участие в разработке шаблона коллективного договора.
Выделяют следующие формы взаимодействия субъектов социального партнёрства:
- Переговоры по заключению коллективных договоров и соглашений.
- Консультации.
- Совместная работа сторон в комиссиях, советах, комитетах, фондах.
- Контроль выполнения достигнутых договорённостей.
- Урегулирование коллективных трудовых споров.
- Участие наёмных работников в органах правления организацией.
В настоящее время в РФ существует несколько основных форм реализации социального партнёрства, они следующие: заключаемые коллективные договоры и соглашения на федеральном уровне субъектов федерации. В этой связи формируется специфическая модель социального партнёрства на четырёх уровнях: федеральном, региональном, отраслевом и локальном.
Система социального партнёрства – способ интеграции интересов различных социальных слоёв и групп, разрешения возникающих между ними противоречий посредством достижения взаимопонимания, отказа от насилия.
Такой вид социального партнёрства эффективно работает только в конкретных общественных условиях.
В развитых странах Запада был пройден длительный путь от острой классовой борьбы до достижения социального мира. Сформировавшиеся в них в последние десять лет системы социального партнёрства определяются наличием в них конкретных экономических, социальных, политических, правовых и психологических условий.
В экономической сфере уровень развития социального партнёрства определяется следующими условиями:
- Многообразием форм собственности при преобладающей роли частной собственности.
- Современным состоянием производительных сил, базирующихся на передовых технологиях.
- Насыщением рынка товарами и услугами.
- Участием наёмных работников в делах компании, распределении доходов посредством акций и других ценных бумаг.
Партнёрские отношения в обществе возможны только при условии социальной ориентации рыночной экономики, где во главе стоит не получение прибыли любым путём, а удовлетворение потребностей общества, обеспечение высокого уровня благосостояния его членов. Должен достигаться такой уровень жизни, который позволит большинству членов обществе что терять при возникновении резкого социального обострения экономической ситуации в стране, а также при угрозе появления социального взрыва.
Для социальной сферы базовыми условиями партнёрских отношений являются:
- Наличие многочисленного «среднего класса».
- Развитое гражданское общество, для которого характерно самоопределение классов, групп, слоёв населения свободно действуют профсоюзы, движения, другие организации, которые выражают социально-экономические интересы как наёмных работников, так и работодателей.
- Функционирование «социального государства», которое реализует социально-ориентированную рыночную политику, не стоящего над обществом, а служащего ему, устанавливающего правила игры для субъектов социального партнёрства, контролирующего их выполнение.
В качестве политико-правовых условий, которые эффективно действуют в системе социального партнёрства, выступают следующие:
- Развитые формы демократии, где права и свободы личности гарантируются и декларируются согласно международным нормам.
- Свободное создание и деятельность партий и движений, которые отстаивают политические интересы ключевых социальных слоёв и классов.
- Наличие эффективно действующего правового механизма, регулирующего социально-трудовые отношения. Главная роль в процессе создания правовой базы для партнёрских отношений в любой стране отводится ратификации и реализации деклараций, конвенций и рекомендаций Международной организации труда.
Вместе с вышеперечисленными объективными условиями успешного функционирования в обществе системы социального партнёрства нужно наличие развитого субъективного, социально-психологического фактора. Таковым выступают следующие:
- Преобладание в общественном сознании ориентаций на социальный мир и неконфронтацию между классами, социальными слоями.
- Осознание и принятие предпринимателями, работодателями в целом роли заботливых хозяев, которые стараются вникать в нужды и проблемы своих работников.
- Активное участие работников в различных формах управления на предприятиях как отражение понимания ими зависимости личного благополучия от успехов компании.
Закон всегда регулирует взаимоотношения сотрудников с работодателями. Представители закона отслеживают, нет ли у какой-либо из сторон ограничений в правах, которые являются неправомерными. С этой целью была создана система, которая разрешает эффективно взаимодействовать всем сторонам социального партнёрства с целью достижения определённых задач. И осуществляется сразу в нескольких формах, предусмотренных законодательством.
Формы социального партнёрства:
- переговоры по поводу составления и заключение различных соглашений, коллективных договоров;
- консультации, касающиеся управления трудовыми отношениями;
- участие работников, их представителей в управлении компанией;
- участие представителей сотрудников и работодателей в улаживании разногласий, которые могли возникнуть в связи с трудовыми отношениями.
В сфере труда действие механизма социального партнерства обеспечивает формирование условий для функционирования трех ключевых механизмов социального партнерства. Механизмы социального партнерства основываются на происходящих социально-экономических изменениях и способствуют формированию и развитию цивилизованных форм социально-трудовых отношений.
№ | Механизм социального партнерства | Характеристика |
---|---|---|
1 | Соглашения | Это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями. Регулирует социально-трудовые отношения, через него можно влиять на управление предприятиями. |
2 | Коллективные договоры и трудовые контракты | Средства защиты интересов работников. Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются. В трудовом контракте оговариваются основные обязательства сторон, в частности, какую и в каком объеме работу должен выполнять работник, и обязанности руководителя, какую заработную плату он должен выплачивать. |
3 | Партнерские переговоры | Средство регулирования социально-трудовых отношений, процесс в котором решение не навязывается одной из сторон, а вырабатывается всеми его участниками в условиях равноправия. Широко применяется принцип консенсуса. Переговоры – это своеобразный социальный диалог, основанный на приоритетах согласия. |
Социальное партнерство в сфере труда обусловлено наличием объективных факторов развития социально-трудовых отношений.
Формами социального партнерства являются:
— коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
— взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— участие работников, их представителей в управлении организацией;
— участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Социальное партнерство строится на принципах:
— равноправия сторон;
— уважения и учета интересов сторон;
— заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях;
— содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
— соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— полномочности представителей сторон;
— свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
— добровольности принятия сторонами на себя обязательств; реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений;
— контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
— ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Органы социального партнерства могут образовываться на всех уровнях на равноправной основе из равного количества представителей сторон.
Уровнями системы социального партнерства являются:
— Федеральный (генеральное и отраслевые соглашения)
— Межрегиональный
— Региональный
— Территориальный
— Локальный (коллективный договор).
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут быть трёхсторонними, постоянно действующими, созданными для разработки и принятия соглашений в сфере социального партнерства (трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, отраслевые трёхсторонние комиссии), и двусторонние, временные, созданные, как правило, на локальном уровне для ведения коллективных переговоров, договоров и контроля за их исполнением, а также по вопросам коллективных трудовых споров на период ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора, соглашения.
Комиссии формируются и руководствуются в своей деятельности принципом трипартизма и равенства представительства сторон. Комиссию возглавляют, как правило, три сопредседателя, секретариат комиссии, её рабочие группы, иные органы также формируются из равного числа представителей каждой из сторон социального партнерства.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов
Работодатель в случаях, когда Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями установлена необходимость учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.
Необходимо также упомянуть про порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, необходимый при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ (сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
В случае если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.
Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).
Как вы понимаете, учет мнения представительного органа работников или выборного органа первичной профсоюзной организации в контексте вышеуказанных положений трудового законодательства имеет несколько ограниченное значение: во-первых, если в организации нет первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников или представительного органа работников, то работодатель вправе принимать любые локальные нормативные акты самостоятельно (письмо Роструда 08.12.2008 N 2742-6-1); во-вторых, работодатель может не принимать во внимание мнение представительного органа работников или выборного органа первичной профсоюзной организации и издавать локальные нормативные акты в соответствии со своим разумением, что приводит к возникновению коллективных трудовых споров и судебных процессов.
Правда, Трудовой кодекс РФ содержит в статье 8 положение о том, что Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Это положение не решает первой приведенной нами проблемы, но решает вторую.
Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
— реорганизации или ликвидации организации;
— введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
— подготовки и дополнительного профессионального образования работников;
— по другим вопросам, предусмотренным Трудовым кодексом, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.
Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти. У каждого из участников социального партнерства есть свое социальное положение, которое определяется правами и обязанностями, возлагаемыми на них. Участники социального партнерства могут действовать исключительно в этих рамках.
Стороны социального партнерства – это работники и работодатели, взаимодействие которых происходит с помощью уполномоченных на это представителей. Но представители не являются сторонами партнерства. Они лишь участники, так как действуют от имени работников и работодателей и исключительно в их интересах.
Работником, как одной из сторон социального партнерства, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет.
Оно предоставляет второй стороне свои трудовые услуги в расчете на получение заработной платы. В редких случаях работником может выступать субъект моложе 16 лет.
Работодателем же может быть и организация, и физическое лицо, которые имеют право нанимать людей для выполнения определенных трудовых обязанностей и заключать с ними трудовые соглашения. Ответственность сторон социального партнерства за невыполнение своих обязательств заключается в штрафных санкциях.
Более того, органы самоуправления и органы государственной власти в сфере труда также выступают участниками этих отношений.
Органы государственной власти выполняет свою главную функцию – представляют в сфере труда государство. Как представители они отстаивают его интересы при решении вопросов, связанных с социально-партнерскими отношениями.
Местные органы управления выступают представителями муниципальных образований. Государственные органы власти также могут выступать сторонами социального партнерства. Это происходит, если они выступают в сфере труда как работодатели.
Понятие социального партнерства проявляется во взаимодействии субъектов трудовых отношений, что нацелено на достижение общих целей, связанных с урегулированием проблемы в правах работников и работодателей, их взаимных интересов, направленных на достижение общего блага, выражаемого в результатах трудовой деятельности.
Среди видов социального взаимодействия можно выделить:
- деятельность по проведению переговоров, необходимых для заключения или изменения коллективных договоров, отраслевых и локальных соглашений, существующих, как систем трудовых взаимоотношений;
- деятельность консультативного характера, проявляемую в переговорном процессе, к которому призывает законодательство;
- непосредственное участие работников и представляющих их лиц в процессе управления предприятиями и организациями, путем воздействия на принципы и органы компаний различных уровней, их развитие;
- участие в разрешении спорных вопросов, возникающих в процессе реализации трудовых отношений, что служит способом недопущения судебных разбирательств и урегулирования проблемы на досудебной стадии.
Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они следят за соблюдение добровольности в принятии обязательств. Эти обязательства, которые стороны принимают на себя, должны быть реально выполнимы. Выполнение условий коллективных договоров и соглашений обязательно, и должно подвергаться систематическому контролю.
Некоторые принципы, на которых осуществляется социальное партнерство, закреплены законодательством. Это соблюдение всеми сторонами партнерства существующих норм и законодательных актов, а также полномочность для представителей любой из сторон. К тому же, без уважения к участникам процесса, и без учета интересов всех сторон, в течение переговоров невозможно обеспечить равноправие. Равноправие является обязательным условием при подписании коллективных договоров и соглашений, и в процессе контроля над их выполнением. Запрещается любое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно сотрудников, что обеспечивает свободу выбора и обсуждения вопросов. Все стороны должны быть заинтересованы в участии в договорных отношениях
Механизм под названием «социальное партнерство» сформировался во второй половине XIX — XX вв. Его возникновение связано с ростом числа наемных работников и обострением классовых противоречий в буржуазном обществе в результате развития индустриализации.
Во время индустриализации в ряде стран мира появились политические партии, профессиональные и депутатские объединения, группы интересов, рабочие клубы.
Кроме радикальных течений в Европе (к примеру, партия большевиков в России), призывавших в начале XX века к революционной смене буржуазного строя, существовали и партии мира, выступавшие за эволюционное развитие общества, которое представлялось им как результат социального партнерства [2].
- На данный момент социальное партнерство в трудовой сфере широко распространено в мировой практике и устанавливается в России.
- Исследование данного явления, его определения, сущности и значения для общества актуально в наше время, потому что позволяет понимать систему взаимодействия между работниками и работодателями в современном развитом обществе и совершенствовать ее.
- Начнем с того, что социальное партнерство — механизм взаимодействия наемных работников, работодателей и государства.
Более точное определение понятия социального партнерства в сфере труда закреплено в статье 23 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
Согласно данной статье: «Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [1].
А статья 24 Трудового кодекса Российской Федерации содержит перечень основных принципов социального партнерства. Согласно данной статье в социальном партнерстве в сфере труда в Российской Федерации:
- стороны равноправны;
- интересы сторон уважаются и учитываются;
- стороны заинтересованы в участии в договорных отношениях;
- государство на демократической основе содействует укреплению и развитию социального партнерства;
- стороны и их представители соблюдают трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
- представители сторон полномочны;
- стороны обладают свободой выбора при обсуждении вопросов, которые входят в сферу труда;
- стороны добровольно принимают на себя обязательства;
- обязательства, принимаемые на себя сторонами, реальны;
- выполнение коллективных договоров и соглашений обязательно;
- за выполнением принятых коллективных договоров и соглашений осуществляется контроль;
- стороны и их представители несут ответственность за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений [1].
Социальное партнерство-система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанного на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах — важная составная часть процесса усилия социальной направленности современной рыночной экономики, её социализации.
Коллективные договоры как акты социального партнерства впервые появились в Англии, родине профсоюзов, еще в конце XVII века и получили распространение в западных промышленно развитых странах в середине XIX века, когда обе стороны социально-трудовых отношений начали достигать определенного общего решения, закрепляемого в коллективном договоре. В то же время необходимо отметить, что правовое регулирование данных документов, в том числе международно-правовыми актами МОТ, ведет свою историю лишь с первой половины ХХ века.