Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности закупки полисов ОСАГО по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как было показано выше, в отношении конкретного парка подлежащих страхованию транспортных средств не может быть предложена цена контракта (страховая премия), отличная от рассчитанной в соответствии с указанием ЦБ РФ N 3384-У. Возникает вопрос — следует ли комиссии по осуществлению закупок отклонять заявки тех страховщиков, которые предложили иную цену услуг ОСАГО?
Как поступить с ценовым предложением страховщика, не соответствующим Закону об ОСАГО?
В действительности этот вопрос является едва ли не самым острым из всех, которые связаны с закупками услуг ОСАГО. Дело в том, что участник закупки, сделавший ценовое предложение с нарушением требований законодательства об ОСАГО (как правило, в сторону занижения размера страховой премии), получает конкурентное преимущество перед участниками закупки, которые добросовестно исполняют указанные требования, и по правилам определения исполнителя контракта должен быть признан победителем соответствующей конкурентной процедуры. При этом в законодательстве о контрактной системе во многих случаях не предусмотрены механизмы для отклонения заявок таких участников закупки. Оказавшись в такой ситуации — между прочим, довольно распространенной, — комиссия по осуществлению закупок вынуждена выбирать из двух зол: нарушить ли ей требования законодательства о контрактной системе или же требования законодательства об ОСАГО. И какое бы решение ни было ею принято, всегда есть риск, что контрольный орган с ним не согласится.
Например, отдельные территориальные органы ФАС России полагают, что при осуществлении закупок услуг ОСАГО путем проведения запроса котировок следует отклонять котировочные заявки, содержащие ненадлежащее ценовое предложение.
Так, комиссия Вологодского УФАС России в решении от 28.04.2014 N 5-2/60-14 рассмотрела следующую ситуацию. НМЦК при проведении запроса котировок была рассчитана исходя из минимального размера базовых ставок и составила 213119,52 руб. На участие в данном запросе котировок было подано 6 заявок, причем в 5 из них участниками закупки была предложена цена контракта, равная НМЦК (т.е. 213119,52 руб.), и в одной — 213119,35 руб. Участник закупки, предложивший последнюю из названных цен, и был признан победителем запроса котировок на основании ч. 6 ст. 78 Закона N 44-ФЗ.
Участник закупки, раньше других подавший ценовое предложение, равное 213119,52 руб., обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия котировочной комиссии заказчика. Изучив материалы дела, комиссия Вологодского УФАС России установила, что в котировочной заявке победителя запроса котировок при расчете предложения о цене контракта округление произведено без соблюдения математического правила округления чисел до сотых. В связи с этим антимонопольный орган признал данного участника закупки нарушившим ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ, которая предписывает соблюдать принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок и запрещает всем участникам контрактной системы совершать какие бы то ни было действия, нарушающие требования законодательства о контрактной системе.
Что же касается заказчика, то созданная им комиссия была признана нарушившей ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ. Как следует из названной нормы, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. А заказчик в данном случае установил в техническом задании, входящем в состав извещения, требование о том, что общая цена котировочного предложения должна рассчитываться страховщиком в соответствии с действующим законодательством об ОСАГО (с применением установленных страховых тарифов и т.д.).
Ключевые изменения в закупках ОСАГО
Еще в 2018 алгоритм страхования автогражданской ответственности существенно скорректировали. Основные нововведения:
- Гражданин, заключивший договор автострахования, вправе расторгнуть его в течение двух недель. Напомним, что в прошлом году «передумать» разрешали только в течение 5 дней.
- Компании, предлагающие услуги по ОСАГО (ОКВЭД: 65.13, ОСАГО ОКПД: 65.12), обязаны учитывать Указания Центробанка России от 14.11.2016 № 4192-У при осуществлении поименованных услуг.
- В 2022 году действует новый унифицированный бланк полиса автострахования. Причем он идентичен для бумажного и электронного бланков. В новом документе появился специальный QR-код, который позволяет считывать дополнительную информацию о заключенном договоре.
Отметим, что в новом полисе автострахования 2022 раскрыта информация о расчете суммы страховой премии и класс лиц, допущенных к управлению ТС.
Текущий год не принес существенных изменений в законодательстве. Закупка ОСАГО по 44 ФЗ в 2022 году осуществляется по стандартным правилам.
Налоговый учет для тех, кто на упрощенке
Рассмотрим, как правильно отразить такие расходы в налоговом учете в зависимости от системы налогообложения учреждения.
Учитывайте расходы на полис (УСН «Доходы») сразу после осуществления его оплаты. Причем в полном объеме, без распределения стоимости на весь период действия страховки (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Упрощенцы не должны вести равномерный учет аналогичных расходов в налоговом учете. Такое требование распространяется только на организации, которые платят налог на прибыль (п. 6 ст. 272 НК РФ).
Принять затраты на страховку при УСН «Доходы минус расходы» можно. Такие затраты включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Учитывайте траты на страховку авто по мере оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Шаг 4. Описание требований в закупочной документации и подготовка проекта контракта
Услуги в области автострахования оказываются в соответствии с регламентом ЦБ РФ. Предложенные цены — не ниже минимальных и не выше максимальных значений. Обязательно пропишите это требование в документации, и у вас появится возможность отклонить участников, которые нарушают указание ЦБ РФ № 5000-У. Основание для отказа — несоответствие условия ЦБ РФ о базовых тарифах, недостоверные сведения о цене, нарушение условий закупочной документации (ч. 5 ст. 54.7, ч. 6.1 ст. 66, п. 1 ч. 3 ст. 82.4 44-ФЗ).
Есть ряд обязательных требований для заказов услуг автострахования через аукционы и конкурсы (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ):
- требование о наличии у страховой компании лицензии по ОСАГО (ч. 2 ст. 32 ФЗ № 4015-1);
- требование об участии страховщика в едином общероссийском профессиональном объединении страховых компаний (ч. 2 ст. 21 40-ФЗ).
В контрактном законодательства не указано, обязан ли заказчик по запросу участника электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по автострахованию (ОСАГО) предоставить ему коммерческие предложения, которые использовались при расчете и обосновании начальной (максимальной) цены контракта по электронному аукциону.
Теперь об обязательных условиях в проекте контракта. Типового контракта на приобретение ОСАГО нет. Федеральные заказчики вправе самостоятельно разрабатывать проекты соглашений. Региональные заказчики основываются на нормативах местных властей. Если в субъекте РФ исполнительные власти утвердили типовой контракт, подведомственные учреждения обязаны использовать эту форму (ч. 8 ст. 112 44-ФЗ).
Пропишите в проекте контракта размер пени, установленной для нарушений со стороны страховщика. Пеня определяется в соответствии с нормативами действующего законодательства об ОСАГО и рассчитывается следующим образом (ч. 21 ст. 12 40-ФЗ):
- 1% от суммы страхового возмещения — за каждый день просрочки при несвоевременной выплате, пропуске срока выдачи направления на ремонт;
- 0,5% от суммы возмещения — за каждый день просрочки за нарушение срока ремонтных и восстановительных работ;
- 0,05% от страховой суммы по виду вреда —за каждый день просрочки направления отказа в возмещении (величина устанавливается на законодательном уровне).
Порядок обращения в суд
Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:
- Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
- Определение стоимости предмета иска.
- Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
- Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
- Получение постановления суда и его реализация.
Направляя автомобиль на ремонт по ОСАГО помните:
- хотя восстановление авто на СТО является приоритетным, по согласованию с СК не исключена возможность получения денежной компенсации;
- максимальный срок выдачи направления составляет 20 дней с момента обращения;
- срок восстановления автомобиля не должен превышать 30 дней;
- без вашего согласия при ремонте не должны использоваться б/у или неоригинальные запчасти;
- автомобили младше 2-х лет направляются на СТО официального дилера;
- гарантия на детали и узлы составляет 6 месяцев, на покраску 12.
- претензии по ремонту предъявляются страховой компании, а не автосервису;
- жаловаться на СК можно в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков;
- после проведения досудебного урегулирования для получения компенсации, пени и неустойки обратитесь в суд.
Что нужно и чего нельзя делать при получении направления на восстановительные работы?
При выдаче направления на ремонт по ОСАГО страховщик обычно требует подписать определённые бумаги. Всё, что нужно подписать, – это только своё заявление и извещение об аварии на стадии подачи документа. Для своей безопасности даже на бланке организации лучше на вносить информацию в поля, не являющиеся обязательными для получения направления.
Нередко страховщики идут на хитрости и предоставляют клиентам дополнительные договоры или указывают требуемые для них поля в заявлении. Такими могут являться следующие:
- согласие доплатить за свой счёт суммы, которой будет недостаточно для полноценного ремонта (результат заниженной величины оценки ущерба);
- согласие на установку во время ремонта деталей, которые уже находились в эксплуатации;
- согласие на использование любого автосервиса на выбор страховой компании, хотя в определённых случаях СТО обязана направить автомобиль исключительно на дилерскую станцию.
Могут быть и прочие условия. Если что-то настораживает в документе, не вносите информацию в такие поля и не ставьте подпись под такими дополнительными бумагами. С подобной ситуацией можно столкнуться и на СТО. В таком случае нужно быть особенно внимательными, поскольку можно подписать соглашение цессии, которое определяет переуступку права требования от страховой. В результате владелец автомобиля продаёт СТО право требовать компенсацию на устранение ущерба, причинённого транспортному средству. В итоге ремонт будет выполнен в обычном порядке. Если собственник авто подписал документ, не прочитав предварительно его, могут быть установлены вторичные детали, восстановление по ОСАГО может быть частичным, а работы выполнены некачественно.
Ни в коем случае на соглашайтесь на какие-то доплаты, не стоит ничего подписывать помимо заявления страховой и извещения об аварии на этапе направления документации страховщику. Водитель не обязан ничего доплачивать, а организация обязана восстановить автомобиль до того состояния, в котором он находился до дорожно-транспортного происшествия.
Ключевые параметры договора ОСАГО
Подписывая договор страхования ОСАГО, необходимо знать его ключевые особенности:
- Публичный характер. Страховая компания обязана подписывать соглашение с каждым клиентом.
- Каждый собственник транспортного средства должен застраховать свою гражданскую ответственность.
- Незастрахованный водитель не имеет права управлять транспортным средством. В соответствии с действующим законодательством, купившее машину лицо обязано оформить ОСАГО. Для этого ему предоставляется 10 дней с даты постановки автомобиля на учёт. Момент вождения такого автотранспорта является спорным.
- Какие документы необходимо подать, чтобы заключить договор ОСАГО
Большинство страховых компаний требуют стандартный перечень документов. Они закреплены законом «Об ОСАГО» в статье 15 пункте 3. В него списке обязательно должны быть:
- Заявление о подписании соглашения по установленной форме
- Свидетельство ОГРН для юридический лиц
- Удостоверение водителя
- Гражданский паспорт (если страхователь физическое лицо)
- Документ о регистрации автотранспорта – свидетельство о регистрации машины, ПТС, технический паспорт и т.д.
- Диагностическая карта – подтверждает, что автотранспорт отвечает условиям дорожной безопасности
Страхового брокера не позднее чем за [срок].
3. Ответственность Сторон
3.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из Сторон обязательств по настоящему договору, она обязана возместить другой Стороне причиненные убытки.
3.2.
В случае нарушения Страховым брокером условий настоящего договора он несет всю ответственность за наступление негативных последствий такого нарушения и компенсирует Принципалу все причиненные таким нарушением убытки.
3.3. В случае просрочки выплаты вознаграждения Принципал обязан уплатить Страховому брокеру пени в размере [значение] % от суммы долга за каждый день просрочки.
3.4.
Письменно уведомлять Агента об изменениях в действующих правилах ОСАГО и условиях страхования, страховых тарифах и порядке заключения договоров страхования не позднее 2-х рабочих дней до момента вступления соответствующих изменений в силу.
2.4.4. Выплачивать Агенту вознаграждение за работу по настоящему Договору в порядке и размерах, указанных в Разделе III настоящего Договора.
2.4.5.
Способ определения поставщика
Каким способом закупать услуги ОСАГО? Самый простой способ – это закупка ОСАГО у единственного поставщика по п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44. Минус такой закупки – ограничения, установленные данными основаниями закупки. Если цена контракта превышает 100 (400) тыс. руб. или исчерпаны лимиты на закупки по этим пунктам, то придется уходить на конкурентную процедуру.
Еще в 2015 году проводить запрос котировок и электронный аукцион на услуги ОСАГО было для заказчика «опасно». Чаще всего ФАС и суды признавали это нарушением:
- АС Волго-Вятского округа от 29.07.2015 по делу № А38-4680/2014;
- АС Северо-Западного округа от 04.09.2015 по делу № А05-14192/2014;
- решение Московского УФАС от 16.11.2015 по делу № 2-57-10216/77-15;
- решение Брянского УФАС от 12.12.2014 по делу № 467;
- решение Тывинского УФАС от 14.04.2015 по делу № 05-05-06/21-15.
Причина этого была в том, что раньше устанавливало тарифы для ОСАГО Правительство РФ. Суды и контрольные органы указывали, что при таких способах закупки участники торгуются только по цене. Но тогда сумма страховой премии была фиксированной для каждой категории автотранспортного средства, отчего участники не могут снижать предлагаемую цену. Сама цель проведения закупки в этом случае теряется. Поэтому контрольные органы и суды считали, что проводить нужно именно конкурсы.
После этого Банком России в Указании № 3384-У от 19.09.2014 были утверждены максимальные и минимальные значения тарифов, благодаря чему ценовая конкуренция между участниками закупок могла быть осуществлена. В настоящее время данное указание уже утратило силу. Вместо него действует Указание ЦБ РФ от 04.12.2018 № 5000-У. Суть его осталась прежней. Поэтому проводить для закупки услуг ОСАГО запрос котировок в электронной форме абсолютно правомерно.
Аналогично обстоит дело, если осуществляется закупка ОСАГО по 44-ФЗ через электронный аукцион. C помощью ЭА такая закупка, в принципе, не запрещена. Это подтверждает, в частности, Свердловское УФАС в решение от 20.08.2015 по делу № 1120-З и Челябинское УФАС в решение по делу № 3,6-ж/2014 от 15.01.2015. На практике же закупки ОСАГО этими способами сводятся к одному – кто раньше подал минимальное ценовое предложение, тот и победил.
Нарушение условий заключения договора ОСАГО, влекущих признание его недействительным
Договор ОСАГО в установленном порядке может быть признан недействительным. Сделать это возможно только в судебном порядке. Истцом является страхователь или страховщик, чаще всего страховщик, который должен доказать наличие нарушения условий заключения договора.
Чаще всего страхователями допускается нарушение следующих условий:
- предоставляются искаженные сведения о страхователе (возраст, стаж вождения, сведения о прошлых договорах и наступивших по ним страховых случаях и т.д);
- сведения о транспортном средстве.
Эти недостоверные сведения ложатся в основу определения степени страховых рисков и влияют на расчет страховой премии. В случае изменения условий после заключения соглашения неинформирование об этом страховщика также может повлечь признание документа недействительным.
Страховщик также может нарушить условия заключения договора ОСАГО, если в нем прописываются недостоверные сведения о страховой компании, которая, например, не зарегистрирована или не имеет лицензии. Такое положение вещей, как правило, имеет место в случае мошеннических действий лиц, что образует состав уголовного преступления.
И лишь в последнем случае для признания договора страхования недействительным необходимо решение судебного органа. В случае обращения в суд с соответствующим заявлением и положительное его рассмотрение выносится одно из следующих решений:
- документ признается ничтожным, таким образом фактически все остается, как будто его и не было;
- страховщик выплачивает страхователю премию;
- страхователь возвращает полученную страховую выплату, если таковая имела место.
Чаще всего суды идут по принципу восстановления права пострадавшей стороны, т.е. если такой документ заключен по вине страхователя, то последний возмещает все потери страховщику, и наоборот.
Если все же по договору, который был признан недействительным, оказывались услуги ввиду заблуждения страховщика, то страховщик за период оказания своих услуг страхования получает от страхователя страховую премию.
Договор ОСАГО обязателен для заключения всеми лицами, осуществляющими управление транспортом на территории РФ. Его отсутствие влечет административную ответственность, подделка полиса ОСАГО или иные противоправные действия с целью избежать заключения договора предусматривают уголовную ответственность.
Учитывая специфику расчета НМЦК по услугам ОСАГО, укажите в извещении о проведении закупки тип и марку каждого транспортного средства, номер регистрационного знака, год выпуска, срок технического осмотра, срок страхования. Потенциальным страховщикам понадобится также идентификационный номер транспортного средства, чтобы с помощью автоматизированной информационной системы правильно рассчитать коэффициент КБМ («бонус-малус»).
На заметку
В документации о закупке укажите сведения об идентификационных номерах транспортных средств (решение Иркутского УФАС России от 11 августа 2015 г. по делу № 379)
При подготовке документации и извещения также обратите внимание на пункт 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Эта норма предписывает заказчикам выставлять условия о соответствии потенциальных контрагентов единым требованиям.
Учтите, что, согласно статье 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (далее – Закон № 40-ФЗ), страховая организация должна иметь лицензию. Поэтому требование о ее наличии надо прописать в документации о закупке.
Актуальную информацию о наличии лицензии можно проверить на официальном сайте Банка России в разделе «Финансовые рынки» – «Надзор за участниками финансовых рынков» – «Субъекты страхового дела» – «Реестры субъектов страхового дела».
Как правильно составлять заявление?
Собрать документы из представленного списка не сложно, поскольку они обязаны находиться у каждого автовладельца. Затруднения могут возникнуть с составлением заявления. В особенности это касается ситуаций, когда, с целью экономии времени, человек решает составить его заблаговременно. Здесь стоит воспользоваться подсказками, размещенными на сайте страховой компании. Как правило, там есть не только бланк заявления, но и образец его корректного заполнения.
Следует отметить, что в России законодательными нормами предусмотрена для всех страховых организаций (основание – Приложение 2 положения ЦБ РФ №431-П от 19 сентября 2014г.).
Из этих соображений можно не тратить время на поиск нужного бланка и готовый образец заявления. Есть возможность просто скачать их у нас на сайте и, используя в качестве примера, самостоятельно составить заявление в страховую.
Учитывая специфику расчета НМЦК по услугам ОСАГО, укажите в извещении о проведении закупки тип и марку каждого транспортного средства, номер регистрационного знака, год выпуска, срок технического осмотра, срок страхования. Потенциальным страховщикам понадобится также идентификационный номер транспортного средства, чтобы с помощью автоматизированной информационной системы правильно рассчитать коэффициент КБМ («бонус-малус»).
На заметку
В документации о закупке укажите сведения об идентификационных номерах транспортных средств (решение Иркутского УФАС России от 11 августа 2015 г. по делу № 379)
При подготовке документации и извещения также обратите внимание на пункт 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Эта норма предписывает заказчикам выставлять условия о соответствии потенциальных контрагентов единым требованиям.
Учтите, что, согласно статье 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (далее – Закон № 40-ФЗ), страховая организация должна иметь лицензию. Поэтому требование о ее наличии надо прописать в документации о закупке.
Актуальную информацию о наличии лицензии можно проверить на официальном сайте Банка России в разделе «Финансовые рынки» – «Надзор за участниками финансовых рынков» – «Субъекты страхового дела» – «Реестры субъектов страхового дела».
Бухгалтерский учет ОСАГО: проводки
Определим особенности отражения операций по страхованию ОСАГО, бухгалтерский и налоговый учет 2019 в проводках для бюджетников.
Перечислен аванс за страховой полис в стороннюю организацию |
||
Отражено выбытие средств со счета бюджетного учреждения |
Д18 (КВР 244) |
|
Полис получен, произведен зачет перечисленного аванса |
||
Расходы на приобретение страховки отнесены на затраты будущих периодов |
||
Сумма страховой премии, числящаяся в составе расходов будущих периодов, отражена в составе текущих затрат |
Порядок списания сумм на оплату страховых премий учреждение утверждает самостоятельно. Такой порядок должен быть закреплен в Учетной политике госучреждения.
Информация о техническом осмотре ТС.
При заключении договора ОСАГО страхователь обязан иметь диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Информация о действительности диагностической карты (ДК) и сроках прохождения технического осмотра (ТО), очередного прохождения ТО проверяется страховщиком автоматически в базе ГИББД по Техническому осмотру.
Подробно с информацией о необходимости предоставления ДК, сроках прохождения ТО и сроках действия ДК Вы можете ознакомиться в таблице ниже.
ВНИМАНИЕ!
- Легковые ТС категории «В», «ВЕ», а также мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категории «A», «M») освобождены от обязательного прохождения ТО в первые 4 года эксплуатации, включая год выпуска транспортного, указанный в ПТС, как полный год эксплуатации, вне зависимости от даты и года выдачи ПТС или приобретения такого ТС первым его владельцем. При этом по окончании 4-летнего срока с даты выпуска ТС с учетом года выпуска, т.е. уже 1 января следующего 5-го года использование ТС без действующей диагностической карты не допускается! Таким образом, обязательный технический осмотр должен быть проведен в предшествующем году, т.е. до окончания 4-летнего срока с даты выпуска ТС с учетом года выпуска по ПТС.
- Грузовые ТС категории «С», «СЕ» освобождаются от прохождения ТО только в течение года, указанного в ПТС как год выпуская ТС, без учета даты приобретения данного ТС первым его владельцем.
Пример. Год выпуска грузового ТС категории «С» по ПТС – 2022. ПТС выдан 12.12.2020. ТС приобретено у завода изготовителя или в автосалоне в январе 2022. Наличие действующей диагностической карты не требовалось до 31.12.2020 года включительно. При этом использование такого грузового ТС с 1 января 2022 года не допускается. Таким образом, при покупке грузового ТС в 2022 году автовладелец обязан заключить договор ОСАГО на период следования к месту прохождения технического осмотра на 20 календарных дней (наличие действующей ДК не требуется). После прохождения технического осмотра и оформления ДК автовладелец обязан заключить договор ОСАГО со сроком страхования 1 год. Поставить ТС на учет в органах ГИБДД допускается (при наличии прочих обязательных документов) только при наличии годового полиса ОСАГО.