Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы и виды государственной собственности на землю в РФ в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право собственности на землю — это урегулированное нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками со стороны граждан, организаций, государства.
Понятие и особенности права собственности на землю
Отличительной чертой институту права собственности на землю является то, что абсолютной земельной собственности не существует. С одной стороны, государство предоставляет собственникам земли право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться ею (в пределах предусмотренных законом), а с другой — ограничивает это право в силу специфики земли (природный объект). В теории земельного права ограничения подразделяются на постоянные и временные.
Существуют виды прав на землю для лиц, которые не являются собственниками. В данном случае речь — о сервитуте. Это право ограниченного использования ЗУ, принадлежащего другим лицам, для личных целей.
Перечислим особенности сервитутов:
- возможность получения владельцем платы за использование его участка;
- внесение сведений об обременении в кадастровые акты;
- сохранение за собственником права распоряжаться ЗУ, передавать, продавать его или сдавать в аренду;
- отсутствие возможности у других участников сделки приобрести право владения на данную землю.
Сервитуты бывают частными и публичными. Обозначим различия между ними:
- Основание для оформления публичного сервитута — нормативные акты муниципалитетов или регионов, в то время как частное обременение в виде сервитута — следствие договоренности двух сторон либо постановления суда.
- По публичному договору пользование ЗУ является безвозмездным. Между тем, частное лицо вправе назначать плату за пользование своими землями.
Муниципальная собственность на землю.
Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:
— которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;
— право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
— которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности[10].
В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.
Кому может принадлежать?
Садовые товарищества, дачные и фермерские хозяйства также имеют право получать землю в свою собственность для ведения хозяйства.
Согласно статье 15 Земельного Кодекса право собственности в данном случае между лицами обговаривается.
Какими правами наделяют гражданина в случае получения земельного участка в собственность? Это:
- Собственник может отчуждать участок вместе со всеми зданиями и постройками на нём.
- Владелец земли имеет гораздо больше преимуществ в случае покупки земли, нежели её аренде.
- Владелец может распоряжаться только той землёй, которая изъята из оборота государственной.
- Если у гражданина забирают земельный участок на законных основаниях, он имеет право на денежную компенсацию, только если это была не конфискация в связи с неправомерными действиями гражданина по отношению к использованию надела.
- Гражданин может лишиться права собственности в случае, если она была использована в качестве залога при оформлении ипотечного кредита или же заложена в других финансовых учреждениях. Если владелец не выполняет свои обязательства перед банком, то последний имеет полное право забрать за неуплату долга. Гражданин может лишиться земли и в случае его банкротства.
- Гражданин имеет право пользоваться землёй для личных потребностей или целей.
Под источниками земельного права понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их обязательными. Источники земельного права – это юридические формы, действующие с разной эффективностью и выражающие признаки правоотношений.
Видами источников права могут являться следующие:
1) Конституция РФ;
2) правовой обычай;
3) нормативный акт;
4) руководящие решения пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда рФ, Конституционного Суда РФ, которые учитываются нижестоящими судами;
5) религиозныетексты;
6) идеи и доктрины;
7) общие принципы;
8) договоры.
Наиболее характерным для России способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения. Под нормой права понимается общее (не персонифицированное) правило поведения, обязательное для исполнения гражданами и должностными лицами, установленное уполномоченным на это органом. Норма права – не констатация факта, не рекомендация, не пожелание, не призыв, а повеление, имеющее категорический характер, предписание, за которым стоит авторитет закона, государства. Нормативный акт не должен исчерпываться исполнением, действует непрерывно и, как правило, рассчитан на неопределенное количество случаев. Нормативные акты составляют иерархическую систему или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди нормативных актов различаются законы и подчиняющиеся им подзаконные акты. К последним относятся как акты государственных органов, так и акты органов местного самоуправления.
Руководящие решения высших судов обязательны для нижестоящих судов. Постановления Конституционного Суда РФ являются обязательными и окончательными для исполнения. Решения пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ обязательно учитываются при принятии решения по делу нижестоящими судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают в ряде государств участие в формировании права, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права были сформулированы в университетских стенах. Основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана – священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны – сборника жизнеописания пророка Мухаммеда, от мнений видных юристов. С учетом распространения мусульманской религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации землепользования.
Общие принципы права – это основополагающие начала, которые могут применяться и непосредственно в случаях пробелов в законодательстве, а также являются отправными при формировании правовых норм.
Договоры – это соглашения между участниками земельных отношений, которые могут устанавливать права и обязанности, правила поведения, обязательные для исполнения субъектами земельных правоотношений.
Большое значение среди источников земельного права имеют нормативные акты высшей юридической силы – законы. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Конституцией РФ устанавливается взаимоотношение нормативных актов. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. Конституцией РФ и ЗК рФ установлено, какие вопросы должны быть урегулированы федеральными законами. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ЗК РФ значительное число вопросов подлежит регулированию только федеральными законами.
Регулирование земельных отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Имущественные отношения с земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Земельный участок — часть поверхности земли, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю. Граница земельного участка фиксируется на планах и выносится в натуру. Площадь определяется после выноса границы в натуру. Правовой статус земельного участка включает в себя целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения (Большой юридический словарь. 2012).
Земельный участок является объектом земельных отношений в силу пп. 2 п. 1 статьи 6 ЗК РФ).
Земельные участки в силу статьи 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу (недвижимости). Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (часть 3 статьи 6 ЗК РФ).
Согласно статье 141.2 ГК РФ, вступившей в силу с 01.09.2022 года, земельным участком признается часть поверхности земли, границы которой определены в порядке, установленном законом. В п. 2 указанной статьи также указано, что земельный участок является недвижимой вещью.
Госрегистрация прав на земельный участок. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 статьи 131 ГК РФ).
Распоряжение земельным участком. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 статьи 260 ГК РФ).
В толковом словаре Ожегова содержатся следующие значения понятия «земля».
- 1). Земля — третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.
- 2). Земля — суша в противоположность водному или воздушному пространству.
- 3). Земля — почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.
- 4). Земля — рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты.
- 5). Земля — страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория Земли.
- 6). Земля — территория с угодьями, находящаяся в чьём-нибудь владении, пользовании.
- 7). Земля — в Австрии и Германии: административно-территориальная (федеративная) единица.
Помимо ЗК РФ, понятия некоторых видов земельных участков раскрываются в статье 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
садовый земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;
огородный земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;
земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.
Частная собственность на землю
Право частной собственности на землю и земельные участки можно рассматривать в 2 смыслах – объективном и субъективном.
- Право частной собственности на землю в объективном смысле – совокупность правовых норм, определяющих границы действий физических и юридических лиц по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками.
- Право частной собственности на землю в субъективном смысле – совокупность прав и обязанностей собственника земельного участка по осуществлению им установленных законом правомочий (владения, пользования, распоряжения) в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Характеристика частной собственности
Частные владения подразумевают принадлежность земли отдельному лицу, нескольким гражданам, которых объединяет статус юридического лица, а также товариществу.
Любые земли можно перевести в личную собственность. Исключением станут те, которые официально исключены из оборота или ограничены.
К таким территориям относятся заповедные зоны, участки из лесного фонда страны.
Кроме непосредственно земельного участка гражданину принадлежат строения, деревья и иные насаждения на территории земельного надела.
К собственности могут относиться небольшие закрытые водоемы, расположенные на участке.
Отличительной чертой частной собственности считают ее целевое назначение. Цели могут быть следующими:
- садоводство;
- ведение личного хозяйства;
- постройка дома и прочих подсобных помещений;
- строительство дачи или гаража.
Стать полноправным собственником земли можно при выполнении следующих условий:
- при получении участка в дар или наследовании. Земля относится к списку недвижимого имущества, которое разрешено передавать по дарственной или на основании завещания;
-
по приватизации, под которой подразумевают переход участка из государственной или муниципальной собственности в частную.
Граждане могут официально зафиксировать свои права на земельный надел, который был получен ими бесплатно во времена СССР, когда частных владений не было.
Программы дачной и лесной амнистии делают процедуру приватизации доступной для большинства граждан; - при оформлении сделки купли-продажи. Купить участок можно не только у других граждан, но и у государства, приняв участие в торгах;
- если были проведены сделки обмена или иные правовые процессы в отношении недвижимости.
Статус собственника потребуется зарегистрировать в соответствии с нормами закона. Сведения об участке и его владельце заносятся в единый реестр недвижимости.
На основании ст. 209 ГК РФ право на частную собственность подразумевает:
- владение – возможность обладания недвижимым имуществом согласно требованиям закона;
- пользование – право на эксплуатацию земли для получения какой-либо прибыли и продуктов потребления. Это право распространяется на объекты, являющиеся фактической собственностью владельца;
- распоряжение — возможность отчуждения, передачи по наследству или по договору аренды и прочие варианты перехода имущества иному лицу.
Современные формы пользования землей
По прямому назначению:
- построить дом или иные здания (сооружения), в зависимости от разрешенного использования и регламента развития застройки населенного пункта в перспективе, с соблюдением природоохранных, санитарных норм и противопожарной безопасности;
- добывать воду в подземных (скважины) или поверхностных источниках (пруды), расположенных на участке;
- благоустраивать, орошать или осушать территорию;
- выращивать фрукты и овощи, домашних животных, разводить на участке пчел для нужд семьи.
Иное:
- передавать земли во временное пользование за плату, в качестве предмета аренды;
- предоставлять землю в постоянное (бессрочное), срочное безвозмездное пользование или пожизненное владение, с возможностью наследования.
Формы земельной собственности
До начала 1990 г. в Советском Союзе существовала исключительная государственная собственность на землю. В настоящее время Конституция РФ закрепляет многообразие форм собственности, в том числе и на землю.
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ЗК РФ). Таким образом, установлена своего рода презумпция принадлежности земельных участков государству, если они не закреплены за указанными субъектами.
Государственная собственность на землю делится на два вида: федеральную собственность (Российская Федерация в целом) и собственность субъектов РФ (республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономий).
Муниципальная собственность на землю — это собственность муниципальных образований в пределах их черты (административно-территориальных границ), но не исключается и нахождение земельных участков за их чертой. Например, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. В состав муниципальных образований могут входить земли жилой, производственной, общественной застройки, земли общего пользования и др. Это новая самостоятельная форма собственности. Она не рассматривается в качестве разновидности государственной, но в то же время согласно закону она не относится к видам частной собственности.
Частная собственность на землю может принадлежать гражданам и юридическим лицам.
Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю закреплено в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ. Таким образом, установлена дополнительная гарантия обеспечения стабильности права частной собственности на землю.
Территории, доступные и недоступные для частной собственности
Заполучить надел гражданину или компании в индивидуальное владение реально если:
- участок передается в частную собственность в соответствии с требованиями федерального законодательства;
- право возникло в период разграничения государственных владений;
- куплено оно любым из способов, оговоренных в Гражданском кодексе;
- надел был отдан в использование безвозмездно федеральным органом;
- речь идет о земле сельхозназначения, не изъятой из оборота.
Если говорить о территориях, на которые по действующему законодательству невозможна частная собственность, ни купить, ни подарить частному лицу или организации их нельзя. А делят их на две группы: это земли,
Изъятые из оборота:
- заповедники и национальные парки;
- участки, где возведены строения военных судов;
- земли, на которых размещены службы государственной безопасности и их сооружения;
- местности со зданиями на них, отданными под нужды армии;
- территории, отведенные под атомные электростанции, для хранения радиоактивных веществ и ядерного материала;
- объекты, на которых созданы ЗАТО;
- места расположения воинских и гражданских кладбищ;
- участки с размещенными на них тюрьмами;
- места, где находятся сооружения для коммуникаций
Оборот которых ограничен:
- особо охраняемые территории;
- связанные с культурным наследием;
- занятые космической инфраструктурой или гидротехникой;
- отданные для органов обороны, таможни;
- пространства, где организовано строительство или ремонт транспорта;
- загрязнённые территории;
- земли, сохраняемые для федеральных или муниципальных нужд;
- места производства ядовитых или наркотических веществ;
- территории, близко подходящие к воде, которая используется для питья или хозяйственных нужд;
- лесной фонд;
- водные объекты в пределах надела, принадлежащие государству