Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Страшилка» для подростка? За что сегодня могут поставить на учет в милицию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если «несовершеннолетнему» еще нет 16 лет, с ним может проводиться «индивидуальная работа» — в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
«Об основах системы профилактики правонарушений в РФ»
Федеральный закон , от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ
23 июня 2016 года
СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2016 года
15 июня 2016 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) правонарушение — преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность;
2) профилактика правонарушений — совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения;
3) система профилактики правонарушений — совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений;
4) лица, участвующие в профилактике правонарушений, — граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
5) организация социального обслуживания — организация, осуществляющая социальное обслуживание (предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и иных социальных услуг), выступающая в качестве лица, участвующего в профилактике правонарушений;
6) антиобщественное поведение — не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц;
7) мониторинг в сфере профилактики правонарушений — система наблюдений за состоянием профилактики правонарушений, анализ и прогнозирование причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также оценка эффективности деятельности субъектов профилактики правонарушений.
Статья 3. Правовая основа системы профилактики правонарушений
1. Правовую основу системы профилактики правонарушений составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормы уголовного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовое регулирование профилактики правонарушений осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
2. Особенности профилактики правонарушений в отдельных сферах общественных отношений определяются соответствующими федеральными законами.
Статья 4. Принципы профилактики правонарушений
Профилактика правонарушений осуществляется на основе следующих принципов:
1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений;
3) обеспечение системности и единства подходов при осуществлении профилактики правонарушений;
4) открытость, непрерывность, последовательность, своевременность, объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений;
5) компетентность при осуществлении профилактики правонарушений;
6) ответственность субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина.
Статья 5. Субъекты профилактики правонарушений
1. Субъектами профилактики правонарушений являются:
1) федеральные органы исполнительной власти;
2) органы прокуратуры Российской Федерации;
3) следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;
4) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) органы местного самоуправления.
2. Субъекты профилактики правонарушений осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статья 6. Основные направления профилактики правонарушений
1. Профилактика правонарушений осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение правонарушений;
3) развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений;
4) охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;
5) обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности;
6) противодействие незаконной миграции;
7) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
8) противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
9) противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
10) обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
11) обеспечение экономической безопасности;
12) противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения;
13) обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды;
14) обеспечение пожарной безопасности;
15) предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
16) повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.
Понятие и суть постановки на учет в ПНД
Что значит стоять на учете в школе или полиции? Существует несколько возможностей осуществлять контроль, надзор и профилактику действий трудных подростков. Прежде всего, к такой деятельности относится внутришкольный учет (далее ВШУ). Он проводится в учебном заведении самостоятельно, полиция и другие органы привлекаются только в случае серьезных нарушений либо необходимости помощи.
В работе с подростком задействуются классный руководитель, учителя, социальный педагог, психолог, заместитель директора по воспитательной работе. Работа ведется воспитательного характера, проводятся беседы с психологом, социальным педагогом, ведется учет прогулов, посещается семья подростка, обследуются условия его проживания. Причем беседы ведутся как с несовершеннолетним, так и с его родителями, а иногда с другими близкими, друзьями.
Снятие несовершеннолетнего с учета
Но если ребенка поставили на учет в ПДН обоснованно, последствия не будут так критичны, если он успеет исправиться и выйти из данной ситуации с минимумом негатива. Если родители и все окружающие взрослые смогут донести до подростка, что его действия вредят не только другим, но и ему самому, если он осознает все последствия своих проступков и больше не будет их совершать –главная цель работы взрослых достигнута.
Если в жизни и поведении ребенка отмечаются положительные изменения, возможно снятие с учета. Ходатайство о снятии предоставляется не ранее 6 месяцев с момента постановки. Для этого необходимо предоставить следующие документы:
- заявление от родителей и/или социального педагога;
- акты о посещениях семьи;
- справка о проделанной работе с ребенком и его семьей, с выводами о его изменениях;
- характеристики подростка из школы, дополнительных секций и кружков за последний период.
Также несовершеннолетний снимается с ВШУ с момента окончания учебного заведения либо при переводе в другую школу. Но следует учесть, что его карточку и данные передают в новую школу и там заново принимается решение о продолжении работы с трудным подростком. Если ребенок стоит на учете в ПДН, то карточку передают инспектору другого района, без нового рассмотрения дела, не снимая с учета.
Автоматически снимается с учета в ПДН подросток, достигший 18 лет.
Обоснование создания организации
Цели учреждения КДН следующие:
- Координация работы всей системы профилактики беспризорности и правонарушений подростков и детей.
- Предотвращение детской преступности, беспризорности в среде несовершеннолетних.
- Выявление и устранение причин, что могут привести к антиобщественному поведению детей и подростков.
- Что такое КДН? Это и защита прав несовершеннолетних.
- Социальная, педагогическая, психологическая реабилитация детей и подростков, находящихся в трудном жизненном положении.
- Выявление и пресечение отдельных случаев вовлечения несовершеннолетних в преступный мир, антиобщественную деятельность.
Детская безнадзорность и ее профилактика
Представление о том, как расшифровывается КДН, обусловливает общее понимание важности координирующей функции комиссии в сфере предупреждения детской безнадзорности и беспризорности.
Профилактическая работа, осуществляемая государственными, муниципальными учреждениями, общественными организациями, охватывает разные ступени государственной системы профилактики, нацелена на достижение разных социальных целей и решение определенных задач внутри каждого ведомства. Многоцелевая социальная практика, большое количество субъектов профилактики требуют координации их деятельности для достижения наибольшего эффекта.
КДН в качестве коллегиального органа призвана обеспечить взаимодействие и согласованные меры всех субъектов профилактики на основе гласности, законности и демократизма. В то же время государство является инициатором организации профилактической работы. Комиссии же осуществляют государственные полномочия на основе коллегиальности, единства всех органов, ответственности должностных и физических лиц, нарушающих права детей и подростков.
Учет: можно ли избежать?
Сотрудники ПДН могут направить документы для комиссионного обследования случая, но у родителей есть возможность принять меры для улучшения прогноза по своему чаду. Для этого нужно в день вызова обязательно прийти на комиссию, имея при себе позитивные характеристики ребенка. В ПДН России намного лучше отнесутся к изучаемому, если ребенок получал грамоты или благодарности, поэтому все такие документы нужно иметь при себе. Задача старших – доказать, что чадо хорошее, просто единожды оступилось, но его близкие обязательно помогут осознать ошибки и в будущем не повторять их.
Как считают специалисты, большинство решений комиссий абсолютно справедливо. Профилактический учет обычно применяют лишь к тем, кто уже не раз нарушил закон, причем проступки были довольно серьезными. Чаще на учет ставят тех, кого не контролируют старшие. Если правонарушение разовое, обычно обходятся беседой с ребенком и его родителями.
Центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей
ЦВИНП — такой аббревиатурой называют специально созданные Центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Это учреждения закрытого типа, куда в самых крайних случаях помещают подростков (начиная с 14-летнего возраста), совершенно отбившихся от рук.
Так, по решению суда в ЦВИНП (до 30-ти дней включительно) могут поместить несовершеннолетнего, если он:
- самовольно покинул закрытое учебное заведение, в которое его отправили по решению КДН;
- совершает действия, от которых могут пострадать другие дети;
- не имеет родственников и постоянного места жительства, занимается бродяжничеством;
- нарушитель (достигший 14-летнего возраста), личность которого не могут установить.
Требования к кандидату
Рассмотрим основные требования, которые разработаны для должности инспектора по делам несовершеннолетних. Какое нужно образование для соискателя? Желательно, чтобы кандидат имел высшее педагогическое, а также юридическое образование, владел знаниями в области гуманитарных дисциплин, детской психологии. Чтобы работать инспектором ПДН в РФ, важно соответствовать следующим требованиям:
- являться гражданином России;
- владеть военным билетом;
- не иметь судимостей (криминального прошлого не должно быть и у родственников кандидата);
- иметь крепкое физическое здоровье, высокую устойчивость к стрессам;
- быть жестким и требовательным;
- тактично относиться к подопечным и их родителям (законным представителям);
- уметь принимать решения в нестандартных ситуациях.
Такая профессия не подходит для тех, кто боится общения с людьми. Она имеет определенные медицинские противопоказания: сердечно-сосудистые заболевания, болезни нервной системы, психические расстройства, определенные физические недостатки.
Понятие и суть постановки на учет в ПНД
Что значит стоять на учете в школе или полиции? Существует несколько возможностей осуществлять контроль, надзор и профилактику действий трудных подростков. Прежде всего, к такой деятельности относится внутришкольный учет (далее ВШУ). Он проводится в учебном заведении самостоятельно, полиция и другие органы привлекаются только в случае серьезных нарушений либо необходимости помощи.
В работе с подростком задействуются классный руководитель, учителя, социальный педагог, психолог, заместитель директора по воспитательной работе. Работа ведется воспитательного характера, проводятся беседы с психологом, социальным педагогом, ведется учет прогулов, посещается семья подростка, обследуются условия его проживания. Причем беседы ведутся как с несовершеннолетним, так и с его родителями, а иногда с другими близкими, друзьями.
Как избежать постановки на учет?
Даже если ваш ребенок совершил правонарушение, не обязательно, что он попадет под пристальное внимание полиции. Если существует возможность изменить поведение подростка без крайних мер, полиция всегда пойдет на встречу.
- Проступок должен быть не слишком серьезным.
- Правонарушение совершено впервые.
- Семья ребенка должна иметь статус благополучной. Для этого проводятся специальные проверки, насколько дети обеспечены едой, одеждой, необходимой канцелярией и так далее. Выясняются отношения ребенка к родителям и наоборот. Могут быть опрошены соседи.
- Необходима положительная характеристика со школы, если есть – со спортивных секций, кружков, дополнительных занятий, которые посещает ребенок;
- Отзывы соседей, учителей, репетиторов, любых других граждан о положительных действиях несовершеннолетнего. Если он когда-то участвовал в волонтерском движении, помогал в благотворительности – также можно и нужно предоставить характеристики, грамоты, любые письменные доказательства.
Родители должны обязательно присутствовать на заседании КДН, передать все документы, постараться убедить сотрудников, что возьмут ребенка под свой контроль и исправят его поведение. При этом такое обязательство они должны дать письменно – в виде расписки. В процессе работы они также должны ставить в известность инспектора о положительных изменениях в поведении подростка.
Если административному или уголовному делу уже дан ход, а ребенку исполнилось 16 лет, постановки на учет ПДН не избежать.
Центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей
ЦВИНП — такой аббревиатурой называют специально созданные Центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Это учреждения закрытого типа, куда в самых крайних случаях помещают подростков (начиная с 14-летнего возраста), совершенно отбившихся от рук.
Так, по решению суда в ЦВИНП (до 30-ти дней включительно) могут поместить несовершеннолетнего, если он:
- самовольно покинул закрытое учебное заведение, в которое его отправили по решению КДН;
- совершает действия, от которых могут пострадать другие дети;
- не имеет родственников и постоянного места жительства, занимается бродяжничеством;
- нарушитель (достигший 14-летнего возраста), личность которого не могут установить.
Основные требования при трудоустройстве
В органах внутренних дел проводится тщательный отбор кадров, у кандидатов проверяется наличие:
- паспорта РФ;
- военного билета;
- юридического, психологического или другого высшего образования.
Трудовая деятельность в силовых структурах обязывает быть чистым перед законом, т.е. не иметь судимости. Этому же требованию должны соответствовать ближайшие родственники кандидата.
На службу принимаются лица не старше 35 лет.
Профессия инспектора ПДН — это плотный и непостоянный график, дежурства, бумажные отчеты.
Но у нее есть и свои преимущества:
- предоставление рабочей формы;
- ежегодный оплачиваемый отпуск от 35 дней;
- отдых и лечение в ведомственных профилакториях;
- льготы: бесплатный проездной билет, право на бесплатные лекарства по рецепту и т.д.
Основные права инспекторов по делам несовершеннолетних
В целях осуществления эффективной деятельности сотрудников ОДН закон наделяет их широкими полномочиями, к которым относятся права инспекторов:
- вызывать на беседу ребенка и его родителя (законного представителя) для прояснения картины совершенного подростком правонарушения;
- запрашивать в госорганах и учреждениях России любые сведения, касающиеся несовершеннолетнего;
- доставлять малолетних нарушителей закона в ОВД (но не более чем на 3 часа!) и при необходимости досматривать их;
- при систематическом совершении правонарушений — ставить подростка на учет в полиции (до 6 месяцев) и постоянно контролировать его после этого.