Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право постоянного пользования земельным участком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности.
Право постоянного (бессрочного) пользования
Участки земли в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (ст. 268 ГК РФ).
Аренда земельных участков
По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).
Согласно ст. 22 ЗК РФ в качестве арендодателей могут выступать собственники земельных участков, а также законные представители лиц, не достигших совершеннолетия, при получении последними земельных участков в порядке наследования (в аренду такой земельный участок может быть сдан на срок до достижения наследником совершеннолетия).
К существенным условиям договора аренды земельных участков, необходимых и достаточных для его заключения, в соответствии с законом относится, во-первых, предмет договора. В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить передаваемое (подлежащее передаче) имущество, т. е. должны быть указаны местоположение, площадь, целевое назначение, категория участка, кадастровый номер (до его присвоения может быть условный номер) земельного участка. По договору аренды может быть передан земельный участок, если он не изъят из оборота. Договор подлежит государственной регистрации.
Во-вторых, в ЗК РФ в качестве существенного условия называется размер арендной платы (ст. 65 ЗК РФ).
Если договором аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, не определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде земельного участка, аналогичного по качеству, назначению, местоположению и другим характеристикам.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы за частные земли определяется соглашением сторон. При определении размера арендной платы за государственные и муниципальные земли применяются ставки, устанавливаемые компетентными органами (базовые размеры арендной платы). Традиционно эти ставки устанавливаются за единицу площади арендованного земельного участка с учетом зоны градостроительной ценности (в поселениях), категории землепользователя, вида использования земли. Арендная плата выражается в денежной, натуральной или комбинированной форме. Она может взиматься отдельно за арендуемый земельный участок или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество (например, земельный участок и здание).
Что касается такого условия договора аренды, как срок, то действующее федеральное законодательство отдало этот вопрос на усмотрение сторон договора. Единственное ограничение предусмотрено в отношении земельных участков, передаваемых в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ. Срок в этих случаях — не более одного года. Поскольку срок не является существенным условием договора аренды земельных участков, то он может быть заключен как с указанием срока, так и без него. В последнем случае имеет место бессрочный договор или, точнее, договор, заключенный на неопределенный срок. Отличие между этими видами договоров проявляется прежде всего в порядке их расторжения. Договоры аренды, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее одного года, не подлежат государственной регистрации, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Арендатор вправе без согласия собственника земельного участка, но при условии его уведомления, если иное не предусмотрено договором, передать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу, в том числе отдать арендные права в залог, внести их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества или паевого взноса в производственный кооператив, а также передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды.
Какие земли передаются в бессрочное пользование
Не существует конкретных критериев, по которым земельные наделы могут либо не могут быть переданы в бессрочное пользование. Часто такие земли используются гражданам и организациями со времен Советского Союза.
Однако стратегически важные земли государство решило исключить из сферы предоставления в бессрочное пользование бюджетными организациями и органами власти.
Так, в постоянное бессрочное пользование, согласно ГК РФ, не могут быть предоставлены следующие земли:
- государственных заповедников;
- стратегического назначения;
- лесного и водного фонда;
- подвергшиеся радиационному заражению.
Что дает передача в собственность или аренду земельного участка
Право бессрочного пользования наделом земли является устаревшей юридической нормой, выходом из котором является перевод на арендные отношения или оформление в собственность.
После переоформления такого надела в собственность в бюджет будут поступать средства в виде земельного налога с собственника. Если земля переоформляется в аренду, государству будут отчислять арендную плату. Такие варианты оформления выгоднее, чем продолжать предоставлять надели в безвозмездное использование. Единственная плата, на которую может претендовать собственник земли – это компенсация за подведенные к используемому наделу коммунальные ресурсы.
После получения права собственности пользователь участка на законных основаниях сможет проводить сделки с отчуждением (возмездным и безвозмездным), получит возможность делить доли, переводить землю в другие категории, передавать по наследству, получать прибыль с аренды и иных манипуляций с имуществом.
С изменением советского Земельного законодательства, на ныне действующее, которое вступило в силу на основании земельной политики РФ, участки стало разрешено переоформлять в собственность. Более того, положение было облегчено программой «дачной амнистии», которая позволяла оформить ЗУ в короткие сроки, при предоставлении минимума документов. Те из граждан, чьи правоустанавливающие документы были утрачены, смогли беспрепятственно восстановить их и переоформить право собственности путём перерегистрации.
Для переоформления следует обратиться с заявлением в администрацию населённого пункта, предоставив требуемые документы. После рассмотрения, заявитель получит акт административного решения (копию), которую передаст в Росреестр вместе с пакетом документов и заявлением о регистрации права собственности.
Для физических лиц не предусмотрено федеральных нормативов по штрафным и иным санкциям за просрочку переоформления. Однако каждый регион вправе взимать таковые на основании локальных актов.
В некоторых случаях в процедуре перевода БП в собственность может быть отказано:
- Пользователь не оформил надлежащим образом участок в Росреестре. Бывает так, что земли распределяются, но не регистрируются в Кадастре. В этом случае процедуру постановки на учет нужно выполнить самим при участии кадастрового инженера.
- Отсутствует распоряжение о передаче ЗУ в постоянное пользование.
- На территории имеются неоформленные капитальные строения (частный дом, коммерческое здание и т.п.).
- Земля является предметом действующего судебного спора.
- Заявитель не является полноправным пользователем и обращается без доверенности. При обращении доверенного лица документ необходимо заверить нотариально.
Основания для прекращения пользования земли
Прежде всего, сторона, эксплуатирующая предоставленную землю, может попросту отказаться от этого, ведь в некоторых случаях пользы от ее применения гораздо меньше, чем сил и финансов, которых пользователь затрачивает на обслуживание участка.
Но государство в любой момент может остановить процесс деятельности на земле, и для этого могут применяться определенные причины.
Так, когда происходит передача для эксплуатации, указывается, какой деятельностью будет там заниматься сторона, но она не может выходить за границы его предназначения.
Поэтому, когда земля применяется не для того, что было предусмотрено изначально, ее могут забрать у хозяйственника.
Согласно соответствующим законодательным и правовым актам, коммерческим фирмам и предприятиям запрещено предусматривать возможность эксплуатировать участок постоянно и учитывать это в уставной или другой учредительной документации. Но указанным юридическим субъектам предоставляется возможность переоформления недвижимости в свою полноправную собственность или для последующей сдачи его в аренду. Церковные организации процедуру переоформления должны проводить в начале настоящего года.
Фирмы и предприятия, работающие на коммерческой основе, не успевшие в установленный срок провести процедуру переоформления права вечного использования земли на какое-то иное, к примеру, арендовать надел, могут подлежать административной ответственности, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Комментарий к Статье 20 Земельного кодекса РФ
1. Право постоянного (бессрочного) пользования может существовать только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Основной категорией лиц, использующих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются юридические лица. В ряде специальных нормативных актов было прямо предусмотрено, что земельные участки за отдельными видами юридических лиц должны закрепляться на праве постоянного (бессрочного) пользования (в частности, за органами пограничной службы, пограничными войсками, организациями федерального железнодорожного транспорта, государственными и муниципальными образовательными учреждениями, государственными научными учреждениями и др.).
Пункт 1 комментируемой статьи значительно ограничивает круг субъектов, которым земельные участки могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования после введения в действие ЗК. Эти субъекты (государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления) не могут быть собственниками земельных участков, и право постоянного (бессрочного) пользования является единственным вещным правом, которое позволяет им на постоянной основе использовать земельные участки.
Статья 263 ГК РФ. Застройка земельного участка
- Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
- Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
Бессрочное пользование земельным участком и правила регистрации данного права
Понятие права постоянного т. е. бессрочного пользования землей возникло в советские времена.
На территории СССР имущество не передавалось гражданам в частное владение, вся недвижимость и земельный фонд являлись государственными или муниципальными объектами.
Однако у жителей страны было право на бессрочное пользование земельным участком. Это значит, что люди получали землю и могли распоряжаться ею как личной собственностью — продавать, сдавать в аренду, менять и т. д.
После распада Союза ситуация изменилась. Радикальные нововведения были приняты в 2001 году, когда в силу вступил новый Земельный кодекс Российской Федерации. Как он повлиял на ситуацию, какие права были введены, а в отношении которых, произошло прекращение, понятно не всем жителям страны.
Чтобы разобраться в этих вопросах и понять, можно ли сегодня приобрести право постоянного пользования землей, надо вникнуть в основы действующей правовой системы. Альтернативным вариантом станет обращение за помощью к опытному юридическому эксперту.
Специалисты знают все установленные правила и порядки, поэтому смогут легко ответить на поставленные вопросы, решить сложные правовые задачи, составить индивидуальный алгоритм действий для соискателей. Тратить личные ресурсы на работу с платным адвокатом нет необходимости.
Чтобы заручиться профессиональными рекомендациями, достаточно располагать выходом в сеть. Онлайн-рекомендации выгодны и удобны, доступны каждому жителю страны.
Другой комментарий к статье 268 ГК РФ
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется как гражданам, так и юридическим лицам. Однако, как отмечалось (см. коммент. к ст. 264), в соответствии с ЗК гражданам земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются (о коллизиях норм ГК и ЗК см. коммент. к ст. 267). Такая же норма содержалась и в ЗК РСФСР.
В качестве одного из оснований возникновения указанного права комментируемая статья предусматривает решение государственного или муниципального органа.
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа государственной власти, осуществляющего от имени Российской Федерации право собственности на землю; из земель субъектов РФ — по постановлению уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего право собственности субъекта РФ на землю; из земель, находящихся в муниципальной собственности, — на основании решения органа местного самоуправления. Но на основании п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляют органы местного самоуправления, если законодательством не установлено иное. Порядок распоряжения такими землями может быть определен Правительством РФ. Правительство РФ приняло Постановление от 07.08.2002 N 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» (в ред. от 21.11.2003) . В данном Постановлении обращается особое внимание на роль Минимущества России (его территориальных органов), призванного осуществлять от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в случаях: предоставления земельных участков органу государственной власти РФ, государственному учреждению, федеральному казенному предприятию; предоставления земельного участка, на котором находятся объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности, и т.д. В настоящее время эти функции возложены на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом .
———————————
СЗ РФ. 2002. N 32. Ст. 3189; 2003. N 48. Ст. 4677.
СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4897.
2. Вторым способом возникновения права постоянного (бессрочного) пользования является приобретение указанного вещного права при переходе права собственности на здания, сооружения и иное недвижимое имущество, расположенные на земельном участке, принадлежащем прежнему собственнику недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования (см. коммент. к п. 2 ст. 271).
3. В порядке правопреемства право постоянного (бессрочного) пользования на основании п. 1 ст. 20 ЗК может перейти только к государственным и муниципальным предприятиям и к федеральным казенным предприятиям. При преобразовании юридического лица путем изменения его организационно-правовой формы, не подпадающей под указанные выше, право постоянного (бессрочного) пользования на основании п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» должно быть переоформлено на право аренды либо земельный участок может быть приобретен в собственность по желанию нового юридического лица до 1 января 2006 г.
Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками
Законодательством в качестве одного из видов вещных прав на земельный участок называется право постоянного (бессрочного) пользования.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заключает в себе возможность пользоваться участком в течение неограниченного периода времени. При этом следует учитывать, что участок находится в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 269 Гражданского кодекса РФ и статье 41 Земельного кодекса РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством и актом о передаче земельного участка.
Статья 268. Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ.
3. В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
Статья 272. Последствия утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком
1. При прекращении права пользования земельным участком, предоставленного собственнику находящегося на этом участке недвижимого имущества (статья 271), права на недвижимость, оставленную ее собственником на земельном участке, определяются в соответствии с соглашением между собственником участка и собственником соответствующего недвижимого имущества.
2. При отсутствии или недостижении соглашения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, последствия прекращения права пользования земельным участком определяются судом по требованию собственника земельного участка или собственника недвижимости.
Собственник земельного участка вправе требовать по суду, чтобы собственник недвижимости после прекращения права пользования участком освободил его от недвижимости и привел участок в первоначальное состояние.
В случаях, когда снос здания или сооружения, находящегося на земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами (жилые дома, памятники истории и культуры и т.п.) либо не подлежит осуществлению ввиду явного превышения стоимости здания или сооружения по сравнению со стоимостью отведенной под него земли, суд с учетом оснований прекращения права пользования земельным участком и при предъявлении соответствующих требований сторонами может:
признать право собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится эта недвижимость, или право собственника земельного участка на приобретение оставшейся на нем недвижимости, либо
установить условия пользования земельным участком собственником недвижимости на новый срок.
3. Правила настоящей статьи не применяются при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 283), а также прекращении прав на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования (статья 286).
Регистрация права собственности
В Законе о регистрации прав собственности на недвижимость (ст. 16−17) указан перечень документов, которые требуется подавать заявителю.
Это:
- заявление;
- договор купли-продажи, заключенный между муниципалитетом или государством и землепользователем;
- документ, подтверждающий переход права бессрочного пользования на участок – свидетельство, которое ранее было выдано Росреестром, или акт, оформленный органом местного самоуправления или госвласти;
- квитанция об уплате госпошлины;
- гражданский паспорт для заявителя-физлица;
- учредительные документы или их нотариально заверенные копии, − для заявителя-юрлица;
- нотариально оформленная доверенность, если от имени заявителя будет действовать представитель, в соответствие с этим понадобится документ, удостоверяющий его личность.
За госрегистрацию граждане уплачивают 1 тыс. руб., а юридические лица – 15 тыс. руб. С марта 2010 г. законодатель отменил кадастровый паспорт, как обязательный документ для прохождения процедуры госрегистрации земельных участков, тем не менее, рекомендуется его включать в пакет подаваемых бумаг.