Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация системы оценки качества образования в ДОУ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Школу и детский сад проверит региональный контрольный орган в сфере образования. По сути, это орган исполнительной власти субъекта России, осуществляющий переданные полномочия по государственному контролю и надзору в сфере образования. Проверку проведут его должностные лица. Они должны соответствовать двум критериям: 1) обладать полномочиями по государственному контролю, в том числе проводить профилактические и контрольные мероприятия; 2) быть назначенными контрольным органом, что подтверждается решением о проведении контрольного или профилактического мероприятия (п. 8, 9 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Кто проводит надзор в сфере образования
Инспектор не вправе проверять образовательную организацию, если проводил в ней профилактическое мероприятие, со дня окончания которого не истек год (п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Когда проведут наблюдение за соблюдением обязательных требований
Помимо плановых и внеплановых проверок, контрольный орган наблюдает за соблюдением обязательных требований. Для этого руководитель контрольного органа создает задание, на основе которого инспекторы мониторят все доступные источники с информацией о деятельности школы или детского сада (п. 61 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Для этого могут использовать сведения, полученные:
- в рамках межведомственного взаимодействия;
- по итогам мониторинга системы образования;
- из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ФИС ФРДО, ФИС ГИА и Приема, РИС ГИА;
- из государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования (ФГИС КИ);
- с сайтов образовательных организаций.
В ходе обучения мы познакомились со структурой, регламентом, планом-графиком проведения МКДО в 2021 году, инструкциями для участников МКДО.
Объектами МКДО являются:
— организация в целом
— «типичная» группа ДОО, которая была выбрана системой после заполнения нескольких отчетных форм.
МКДО предусматривает структурированный анализ следующей информации:
– нормативно-правовой заявительной, собираемой путем анкетирования и интервьюирования участников МКДО, проведения самооценок с использованием структурированных электронных форм;
– профессиональных наблюдений за реализуемым образовательным процессом и условиями его реализации квалифицированными специалистами ДОО, уполномоченными руководителем ДОО для проведения внутренней оценки качества дошкольного образования
– экспертных наблюдений внешнего эксперта МКДО за реализуемым образовательным процессом и условиями его реализации;
– информации о вовлеченности родителей (законных представителей) в образовательную деятельность ДОО и об удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников ДОО качеством образовательного процесса и условиями его реализации.
Сбор, обработка, систематизация и анализ информации МКДО проводится с использованием Единой информационной платформы МКДО (ЕИП МКДО), предусматривающей каскадную интеграцию данных, собранных участниками МКДО.
План-график состоит из нескольких этапов, где заданы временные рамки выполнения работы. В таблице 1 представлен фрагмент этого плана. Мы включились в работу на втором этапе Внутренний мониторинг качества дошкольного образования в ДОО с 10 сентября 2021 года.
Этап 2. Внутренний мониторинг качества дошкольного образования в ДОО |
|
2.1. Обучение сотрудников ДОО проведению оценки качества с использованием Инструментария МКДО. 2.2. Формирование и утверждение приказом Руководителя ДОО рабочей группы МКДО в ДОО в составе не менее трех человек. 2.3. Сбор контекстной информации и ее ввод в электронную форму МКДО «Профиль ДОО» |
До 10 сентября 2021 г. |
2.4. Проведение самооценки педагогами ДОО с использованием электронной формы «Листа самооценки педагога ДОО» в ЕИПМКДО. 2.5. Проведение внутренней оценки качества реализуемых образовательных программ дошкольного образования в ДОО рабочей группой ДОО. 2.6. Внутренняя оценка качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО с использованием Шкал МКДО и оценочного листа Шкал МКДО в части показателей качества Уровня 1. 2.7. Проведение внутренней оценки качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО с использованием Шкал МКДО и оценочного листа МКДО в части показателей качества Уровня 2 Администрацией ДОО / Координатором ДОО |
До 15 октября 2021 г. |
2.8. Составление Отчета о внутренней оценке качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО. 2.9. Составление отчета «Качество дошкольного образования в ДОО» (ЕИП МКДО). |
До 15 октября 2021 г. |
Когда проверят по плану
Школу и детский сад проверят в срок, который указан в плане проверок. Ознакомьтесь с ним на сайте контрольного органа или в едином реестре проверок. В декабре обычно доступен план на следующий год. Образовательную организацию включают в него в зависимости от присвоенной категории риска.
Заранее уведомят только о выездной проверке – минимум за сутки до ее начала. Проверяющие направят копию решения по почте, электронной почте и через портал госуслуг (п. 38 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997, ч. 6 ст. 73, ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Документарную проверку проведут без уведомления. Его роль может выполнить запрос контрольного органа прислать документы, которых нет в общем доступе и информационных системах. Если у проверяющих будет достаточно документов, то о контроле вы узнаете только из плана проверок.
Основания и сроки проведения проверок Минобразования
Подготовкой и проведением проверок занимается контрольно-ревизионный департамент по направлениям деятельности Минобрнауки России. Он утвердил новый Регламент организации и проведения проверок деятельности территориальных органов приказом № 621 от 14.07.2021. Ранее действовавший Регламент № 1326, утверждённый приказом от 22.10.2020, утратил силу.
Согласно п.22 Регламента, основанием для проведения любой проверки является распоряжение Министерства (территориального органа) о её проведении.
Распоряжение о проведении проверки Минобразования РФ содержит обязательные сведения и следующую структуру:
- наименование объекта, в который явятся проверяющие;
- вид проверки (возможны комплексная, тематическая, контрольная проверки, каждая из которых может быть плановой или внеплановой);
- указывается форма проверки: документарная, выездная или смешанный вид;
- приводится перечень должностных лиц, включенных в состав проверочной комиссии;
- при необходимости включается перечень экспертов, ведущих ученых, если они участвуют в мероприятии;
- указывается основание для внеплановой проверки или пункт сводного плана, который собирались проверять в данный период;
- точные сроки проведения проверки и проверяемый период;
- далее в документе следует перечень проверяемых направлений деятельности;
- приводится программа проведения проверки, в ней указываются изучаемые с учётом направлений вопросы и документы.
Если запланирована комплексная или тематическая проверка, то направления проверяемой деятельности обозначаются в распоряжении. Назначают и ответственные структурные подразделения, которые будут заниматься контролем. Для плановых проверок они известны заранее, а для внеплановых назначаются с учётом полученной об учреждении информации (п. 23 Регламента).
Какие мероприятия проведут
В ходе надзора в сфере образования инспекторы управления оценят, как школа и детский сад исполняют требования актов об образовании, перечень которых утвердил Рособрнадзор приказом от 12.04.2019 № 461. Для этого инспекторы вправе:
Такие полномочия проверяющих установлены пунктом 6 регламента, утвержденного приказом Минобрнауки № 1096.
Чтобы следить за порядком надзора, распечатайте памятку. В ней – вся необходимая информация о контрольных мероприятиях.
Ситуация: утверждены ли проверочные листы для проверок в сфере образования
Проверки детских садов и школ в сфере образования не входят в перечень видов надзора, при котором применяют риск-ориентированный подход, поэтому Минпросвещения и Рособрнадзор не обязаны утверждать проверочные листы (постановление Правительства от 17.08.2016 № 806).
При этом региональные управления образования, чтобы упорядочить порядок проверки, утверждают проверочные листы самостоятельно.
Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой приглашает учеников, находящихся на семейном обучении на промежуточную аттестацию и изучение электронных уроков.
Пример регионального регулирования: проверочные листы по проверкам в сфере образования
Департамент образования города Севастополя утвердил один проверочный лист (приказ от 27.06.2018 № 680-П). В проверочном листе ведомство распределило вопросы по тематике: локальные акты, реализация образовательной программы, условия реализации программ, права и обязанности участников образовательных отношений, платные образовательные услуги, деятельность образовательной организации.
Минобрнауки Республики Коми приказом от 18.10.2017 № 682-у утвердило три проверочных листа:
Татьяна Волосовец, кандидат педагогических наук, советник Министра просвещения Российской Федерации
Без повышения качества образования невозможно достичь таких национальных целей, как обеспечение глобальной конкурентоспособности. При этом особенность дошкольного образования заключается в том, что статья 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» категорически запрещает оценивать академические результаты детей. В детском саду, в отличие от школы, никаких контрольных работ или экзаменов проводить нельзя. Возникает вопрос: что же тогда мы можем измерить? ФГОС дошкольного образования – это в первую очередь стандарт условий, которые создаются в образовательной организации. И, значит, прежде всего мы должны измерять качество условий получения дошкольного образования, качество созданной в ДОО образовательной среды.
Разработка системы измерения качества условий дошкольного образования – сложнейшая задача, требующая серьезных научных исследований. И такие исследования были проведены по инициативе Рособрнадзора в 2016–2019 годах, что позволило сформировать современную научно-методологическую основу оценки качества образования, в полной мере отражающую все актуальные нормативные требования. В результате для мониторинга качества дошкольного образования был создан научно обоснованный, валидный и надежный инструментарий. Он позволяет оценить и качество реализуемых образовательных программ, и профессионализм педагогов, и их возможности и желание повышать квалификацию, и качество организации пространства ДОО и его оснащения, и многие другие характеристики образовательной среды, из которых складывается общая картина качества дошкольного образования всей страны.
Конечно, данные мониторинга должны использоваться не только на уровне дошкольной образовательной организации, но и на муниципальном, региональном и федеральном уровне для выстраивания государственной образовательной политики в сфере дошкольного образования.
Результаты мониторинга, которые будут доступны на сайтах Рособрнадзора и подведомственных ему организаций, других уполномоченных организаций в рамках выполнения работ по заданию Рособрнадзора, публикаций в прессе, проведения пресс-конференции по итогам каждого года исследования, должны стать основой для модернизации всей системы дошкольного образования на всех ее уровнях.
В широком смысле данный мониторинг направлен на привлечение внимания к проблеме информационной доступности детских садов для родителей. На основании данной информации родители смогут принять обоснованное решение о выборе образовательной организации для получения дошкольного образования своим ребенком с учетом территориальных и социальных факторов, а также стимулирование общественной дискуссии по проблематике оценки качества и доступности дошкольного образования и содействие информационной поддержке лучших практик в этом направлении.
Хочу отменить, что Инструментарий МКДО позволяет нам также посмотреть более пристально на проблему образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В шкалах МКДО выделена отдельная область качества «Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами», в которую входят четыре показателя оценки качества: реализация адаптированной основной образовательной программы, инклюзия в группе, специальная работа с детьми с ОВЗ, работа с детьми-инвалидами. В область качества «Образовательная программа» включен показатель, позволяющий оценить качество адаптированных основных образовательных программы для образования детей с ОВЗ.
Во многих показателях Шкалы МКДО создание условий для образования детей с ОВЗ является одним из критериев высокого уровня качества образования, например, в показателе «Эмоциональное развитие» владение педагогом специальными навыками для работы с особыми детьми (в том числе с детьми с ОВЗ) рассматривается как индикатор высокого уровня педагогической работы.
Кроме того, в Шкалы включены показатели, связанные с осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками ДОО. С одной стороны, это не имеет прямого отношения к реализации ФГОС ДО, с другой – согласно закону такая деятельность входит в сферу ответственности дошкольной образовательной организации. Присмотр и уход осуществляется и воспитателями, и другими сотрудниками детского сада, и его качество часто непосредственно влияет на качество образовательного процесса. Поэтому радует, что эта область качества появилась в Шкалах МКДО.
И здесь присутствует такой важный показатель, как безопасность (внутреннего помещения и территории для прогулок на свежем воздухе). Детские сады всегда уделяли особое внимание охране и укреплению физического и психического здоровья детей, санитарно-гигиеническим условиям, но сейчас, учитывая эпидемиологическую ситуацию, эти вопросы выходят чуть ли не на первый план. Образовательные программы обязательно должны предусматривать обучение таким гигиеническим процедурам, как мытье рук. Концепция затрагивает и вопросы питания – соблюдения режима, индивидуального подхода к потребностям детей, у которых, например, есть аллергия на определенные продукты.
Также собиралась и анализировалась разнообразная информация, необходимая для контроля качества образования, даны соответствующие рекомендации. Управленческая составляющая, вопрос управления качеством – это то, с чем многие детские сады сталкиваются впервые. Если отлажена не только внешняя, но и внутренняя система оценки качества, то сады смогут вовремя понять, что устарело и нуждается в модернизации, и у них будет гораздо меньше предписаний, связанных с пожарной безопасностью, питанием, соблюдением СанПиН. Важно, чтобы организации могли еще до прихода контролирующих органов выявить проблемы и поработать над их решением, самостоятельно оценив каждую область и показатель качества.
Кроме того, МКДО изучает деятельность ДОО практически со всех сторон: анализируются показатели, характеризующие зоны ответственности различных участников дошкольного образования – педагога, руководителя ДОО, коллектива работников детского сада, учредителя ДОО.
Такой подход позволяет отойти от оценки качества «по бумагам» и ориентироваться на реальные аспекты деятельности ДОО.
И в заключение хотелось бы затронуть вопрос, как эпидемия коронавирусной инфекции повлияла на работу дошкольных организаций.
Воспитатели дежурных групп детских садов заслуживают особой благодарности общества. Во время эпидемии они, как и учителя, оказались на передовой. Но большая часть детей все же находилась дома, поэтому дошкольные организации впервые столкнулись с необходимостью работать в дистанционном режиме. Детский сад буквально вошел в каждую семью. Родители многому научились. Появившиеся в это время новые методики, формы работы, записи занятий обязательно пригодятся в будущем. Известно, что дошкольники часто болеют, это связано с физиологическими особенностями развития, поэтому то, что было наработано детскими садами, в дальнейшем поможет детям, вынужденным находиться дома, не отстать от программы. Это будет большим подспорьем для родителей. И, конечно, большим плюсом был бы перевод в дистанционный формат адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые не могут посещать детский сад.
Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?
Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.
Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.
Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.
О надзоре за детскими дошкольными учреждениями
О надзоре за детскими дошкольными учреждениями
Основные риски для здоровья детей связаны с неблагоприятной средой в учреждениях образования, проблемами в организации питания. Любое несоответствие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в детской организации может поставить под угрозу правильное формирование детского организма, стать причиной заболевания. Именно поэтому учреждения образования находятся на особом контроле Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу.
Управление осуществляет надзор за 1319 детскими дошкольными организациями, которые посещают более 246 тысяч детей в возрасте от двух до семи лет.
С целью пресечения нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, технического регулирования и законодательства в сфере защиты прав потребителей, при осуществлении образовательной деятельности и оказании услуг по присмотру и уходу специалистами Управления в 2017 году осуществлено 393 плановых и внеплановых проверок в отношении 306 юридических лиц, в ходе которых проводились лабораторно-инструментальные исследования параметров микроклимата и уровней освещенности в помещениях групповых, проб питьевой воды, готовых блюд и пищевого сырья по микробиологическим и санитарно- химическим показателям, гигиеническая оценка примерного двухнедельного меню и выполнение суточных норм питания. За истекший период 2017 года в помещениях пищеблоков и буфетных проведено 5407 исследований смывов на наличие санитарно-показательной микрофлоры, 2520 лабораторных исследований проб питьевой воды, 2071 проба пищевой продукции, по микробиологическим показателям неудовлетворительные пробы пищевой продукции составили 1,3 %, питьевой воды – менее 1%.
При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в отношении детских дошкольных организаций выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, технического регулирования и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
За выявленные нарушения к юридическим лицам и ответственным должностным лицам применено 928 мер административного принуждения в виде административного штрафа на сумму 7169000 рублей, составлено 30 протоколов об административном правонарушении и передано 30 дел на рассмотрение в суды. Юридическим лицам даны предписания об устранении выявленных нарушений, руководителям учреждений внесены представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Выполнение мероприятий по предписаниям находится на контроле Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу.
Что должно быть в учебном заведении
Забор. Территорию образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений — если у школы и детского сада есть собственная территория.
Если забора нет вообще — жалуйтесь в прокуратуру. Если прокурорское представление на директора или заведующего не подействует, прокуратура сможет добиться восстановления ограждения через суд.
Освещение. Территории детских садов и школ должны иметь наружное электрическое освещение — уличные фонари или мощные лампы. Уровень освещенности на земле должен быть не менее 10 люкс. Это можно сравнить с тем освещением, которое дают ночью уличные фонари на тротуаре.
Просто установить светильники во дворе недостаточно. Родители могут контролировать, своевременно ли включается освещение. А если это делать забывают и на территории темно — требовать включения светильников.
Охрана, тревожная сигнализация и видеонаблюдение. В России все образовательные учреждения делятся на три категории опасности и в зависимости от категории могут по-разному обеспечить охрану.
Причем, чтобы признать садик или школу объектом первой категории, должно выполняться хотя бы одно условие, а не все сразу — например, если учеников и сотрудников больше 500 человек.
Категория опасности | Теракты за последний год в регионе | Сколько людей может пострадать | Возможный материальный ущерб |
---|---|---|---|
Первая категория | 3 и более | более 500 | более 50 млн рублей |
Вторая категория | менее 3 | от 100 до 500 | от 5 до 50 млн рублей |
Третья категория | нет | менее 100 | менее 5 млн рублей |
Школы и детские сады первой и второй категории обязаны заключить договор с частными охранными организациями. Но так делают не всегда.
Объекты третьей категории могут охранять собственными силами, например нанять сторожа и вахтера. Но в любом случае там должен быть организован пропускной режим и установлены технические средства охраны, например сигнализация и видеонаблюдение.
Что проверяют в медкабинете школы?
Для сохранности здоровья школьников необходимо кабинеты медицинских работников были оборудованы специальным оборудованием.
Также требуется чтобы:
- мед. кабинеты располагались на первом этаже образовательного учреждения;
- имелись раковины на умывания;
- стены, потолки, полы были покрыты материалами, удобными для качественной уборки и дезинфекции поверхности;
- имелись средства и емкости для обеззараживания отходов;
- своевременно пополнялась аптечка для оказания неотложной помощи.
- Тщательно проверяется срок годности имеющихся медикаментов, факт обнаружения просроченных лекарств отразится в акте проверки.
Ответственность и штрафы
Инспектор, выявивший нарушение составит акт и может:
1 |
Вручить руководителю школы предписание об устранении недочетов, оно обязательно для исполнения. |
2 |
Наложить финансовые санкции на должностное лицо или организацию. |
3 |
Временно запретить учреждению функционировать, пока выявленные нарушения не будут устранены. |
4 |
Передать дело на нарушителя в суд. Например, из-за халатности работников пошатнулось здоровье детей. |
Проверка Роспотребнадзора в детском саду: контроль качества питания
Проверяется ее состояние, чистота, аккуратность.
Происходит общение с персоналом кухни. Работники должны ответить на несколько несложных вопросов по их деятельности.Всем сотрудникам обязательно надо знать санитарные правила. К примеру, важной нормой является использование различных разделочных досок, ножей, столов.
Учитывается чистота столовой посуды, осматриваются рабочие места.Организация питания в ДОУ должна осуществляться на основе стандартов.
Потом проверяется место, где дозируются порции пищи.
В каждой группе должно быть пространство, необходимое для безопасного приема еды. На этом этапе осматривается:
- комната для инвентаря.
- чистота посуды;
- место раздачи еды;
- готовая пища;
Каждый день в холодильнике оставляют пробы еды.
Для этого применяются маленькие емкости. Их хранят в холодильнике в течение 48 часов. Эта норма действует для того, чтобы при отравлении ребенка выполнялась проверка пищи.
Ответственность за сбор проб лежит на медсестре.ПоставщикиГосударственные детские сады закупают продукцию у поставщиков, выбранных государством по итогам тендера. Но есть список продуктов (сахар, макароны, крупы и т.п.), которые можно приобретать на оптовых рынках, но только с наличием документов о качестве.Поставка продуктов выполняется при наличии сертификата качества, ветеринарной справки, накладной. Без этих бумаг принимать товары запрещено.