Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минфин рассчитывает на полную либерализацию тарифа ОСАГО в 2023-2025 годах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2022 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.
Особенности ремонта по ОСАГО в 2022 году
По новым правилам, в 2022 году компенсация ущерба по ОСАГО будет производиться в натуральном выражении. Прежде чем выбрать страховую компанию и оформить полис, нужно внимательно ознакомиться со списком сотрудничающих с ней СТО. В случае аварии эти компании будут производить ремонт машины. Если автовладелец постоянно обращается в один и тот же сервис и доволен качеством обслуживания, лучше узнать, с какой страховой компанией он сотрудничает.
При текущем ремонте транспортного средства необходимо сохранять все чеки, подтверждающие стоимость запчастей. Они будут являться доказательством при возникновении спорных моментов со страховщиком.
Закон запрещает использовать запчасти, бывшие в употреблении, при восстановлении машины после аварии. Стоимость ремонта будет рассчитываться исходя из цены новых деталей. За восстановление запчастей, не входящих в штатную комплектацию, доплату прозводит пострадавший.
Страховщик должен соблюдать сроки ремонта и качество оказываемых услуг. При возникновении нарушений ответственность будет нести не автосервис, а страховая компания ОСАГО.
Нововведения 2022 года в закон об обязательном страховании в части компенсации ущерба пострадавшему в ДТП владельцу автотранспортного средства имеет своей целью избавить водителей от дополнительных затрат на ремонт, так как теперь сервис устанавливает новые детали, без учета амортизации. Кроме этого, страховые компании надеются сэкономить на недобросовестных водителях, получающих выгоду от денежных выплат по ОСАГО.
В каких случаях для страховой выгоднее выплата?
И наоборот от вышеописанного – если автомобиль достаточно старый, то в случае направления на ремонт страховая должна будет на свои деньги купить запчасти. А б/у детали закон запрещает закупать для восстановления авто после ДТП. Зато при выплате деньгами учитывается износ. Поэтому последний вариант и выгоднее для страховой.
Так, если вашему автомобилю более 5 лет, то с большей долей вероятности вам произведут выплату деньгами.
Ещё один вариант выгоды выплаты кроется в несовершенстве Единой методики расчёта возмещения ОСАГО. Так, стоимость некоторых деталей по такой методике может быть достаточно низкой, а фактически они стоят значительно дороже. В таком случае страховщику выгоднее заплатить потерпевшему деньгами по расчёту из Единой методики, нежели самостоятельно оплачивать купленные СТО детали.
Что говорят эксперты про новую методику
Как обычно, мнения разнятся. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что внедрение новой методики поможет существенно снизить количество судебных заседаний по страховым выплатам, поскольку схема расчета будет прозрачной и понятной как для страховой компании, так и для владельца пострадавшего автомобиля.
Однако глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян высказал опасение, что средняя цена в справочнике все равно будет некорректной, поскольку на одном и том же сайте есть дорогие оригинальные запчасти и совсем дешевые реплики из Китая. Также существенно отличается стоимость запчастей в наличии и под заказ.
Пока ЦБ не дал полноценного разъяснения, как именно будет высчитываться средняя стоимость запчастей, но самым логичным было бы брать за основу цену, установленную официальным производителем.
Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО
Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.
Ремонт занял больше времени? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.
Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 5 дней/
Конкретный срок, необходимый для качественного ремонта транспортного средства, определяется в каждом случае индивидуально. Это делается в сервисном центре после проведения осмотра и диагностики автомобиля. В направлении на ремонт обозначают точные сроки ремонта, но есть возможность и изменить их.
Порядок обращения в суд
Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:
- Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
- Определение стоимости предмета иска.
- Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
- Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
- Получение постановления суда и его реализация.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Обязан ли страховщик производить ремонт по ОСАГО
Владельцев автомобилей интересует, платят ли страховщики при ДТП. Посмотрим, что об этом говорит российское законодательство. Так, в 15 пункте 12 статьи Федерального закона №40 сообщается, что потерпевший может выбрать метод возмещения из следующих:
- ремонт транспортного средства на СТОА из списка страховой организации;
- выплата денежных средств путём перечисления на указанный счёт либо через кассу.
Но это не относится к автомобилям, которые находятся в собственности российских граждан и прошли регистрацию в Российской Федерации.
В пункте 16 о выборе не говорится, а в 16.1 сообщается, что выплата для российских граждан может быть произведена в таких ситуациях:
- полная гибель транспортного средства;
- здоровью пострадавшего причинён ущерб средней либо большой тяжести;
смерть пострадавшего; - когда пострадавший имеет инвалидность и в заявлении выбрана эта форма возмещения.
При указании данного способа возмещения при заключении страхового договора пострадавший может указать такую возможность, и это будет работать.
Может произойти так, что и страховая компания не сможет выбирать. Если на протяжении года будет два нарушения ПДД, Центробанк РФ может ограничить возможность страховой компании возместить ущерб путём ремонта на период до 12 месяцев. Это устанавливает Федеральный закон «Об ОСАГО» №40 в пункте 17.1. В иных обстоятельствах страховщик не компенсирует ущерб в денежном виде, а будет должна произвести восстановительные работы.
Как получить деньги по ОСАГО вместо ремонта
Важно понимать, что правила в 2022 году устанавливает приоритетность ремонта по ОСАГО перед финансовой выплатой. В большинстве случаев страховщики не компенсируют ущерб деньгами. Но в исключительных ситуациях страховщику выгоднее произвести максимальную выплату, чем производить дорогостоящий ремонт. Законодательство устанавливает основания для компенсации ущерба в денежной форме:
- полная гибель автотранспорта;
- вред здоровью средней либо тяжкой силы;
- восстановление потребует больших расходов, чем ограничения по возмещению, а пострадавший не согласен производить доплату за свой счёт;
- договор предусматривает денежную компенсацию;
- смерть пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии;
- пострадавший является инвалидом, в заявлении о страховой выплате он указал вид компенсации;
- пострадавший не предоставляет письменного разрешение на восстановление авто из-за несоответствия предложенной страховой компанией СТО, которая отвечает установленным требованиям.
В некоторых случаях денежные выплаты по автогражданке готов произвести РСА.
Это может быть сделано в таких ситуациях:
- страховая компания потеряла лицензию либо стала банкротом;
- виновник дорожно-транспортного происшествия не установлен, не имеет водительского удостоверения либо действующего полиса.
Как бы то ни было, получить компенсацию может исключительно собственник транспортного средства либо его представитель.
Компания специально занижает сумму
Представитель организации может искусственно уменьшить стоимость автостраховки. Когда автомобиль отремонтируют, владельцу предъявят требование оплатить издержки. Хозяину транспортного средства нужно следовать по следующей схеме:
- Потребовать от сообщества копию акта о страховом событии. Документ содержит все тонкости происшествия. Бумага выдается в течение трех дней с момента подачи обращения или составления соглашения.
- Перепроверить расчетные данные. На официальном сайте РСА существует в открытом доступе справочник. Если итоговая платежка не совпадает с результатами автостраховки, данные специально занижаются.
- Провести самостоятельную экспертную оценку. Мастер (организация) должен находиться в общем реестре и обладать соответствующим сертификатом.
- Адресовать досудебную претензию страховщику (ч. 1 ст. 16.1 № 40–ФЗ). Администрация обязана рассмотреть жалобу в течение 10 дней с момента подачи. Если за этот срок водитель не получит ответ, можно направить иск в суд. Требование составляется в свободной форме с учетом всех обстоятельств.
- Подача заявления в суд с возможностью досудебного разбирательства и возмещение неустойки (1% от разницы или 0,05% ежедневно за задержку ответа на жалобу).
Если стоимость иска не превышает 1000000 RUB, налог не взимается. Размер потери меньше 50000 RUB разбирает мировой суд. Если ставка выше 50000 RUB, этим занимаются районные структуры. Соискателю вспомогательно полагается половина денег от цены ущерба в случае успешного завершения дела.
Что лучше выбрать: ремонт или деньги по ОСАГО?
Зависит от ситуации. Но вам в любом случае стоит обратиться в нашу компанию, чтобы получить профессиональную защиту. Это позволит добиться выплаты или избежать некачественного ремонта с использованием б/у или неоригинальных автозапчастей.
Обращаться к нам выгодно и вот почему:
- Мы проводим детальный осмотр автомобиля вместе с независимым экспертом.
- Практика показывает, что в 95% случаев сервисные центры проводят некачественный ремонт по ОСАГО – мы не допускаем этого, не позволяем использовать неоригинальные и б/у запчасти, а также превышать установленные законом сроки.
- Добиваемся справедливой выплаты, взыскиваем неустойки и издержки.
- Предлагаем удобные варианты сотрудничества, в частности услугу «Цессия» без предоплаты.
- Оцениваем риски и перспективы, остаемся честными с каждым клиентом и предлагаем наиболее целесообразные варианты решения проблемы.
Прежде чем сделать выбор – получить деньги по ОСАГО или провести ремонт в СТО страховой компании – запомните:
- если не согласны с суммой страхового возмещения, проводите независимую экспертизу;
- срок ремонта автомобиля не должен превышать 30 рабочих дней, деньги должны быть выплачены в течение 20 дней;
- автосервис не должен находиться более чем на 50 км от места жительства потерпевшего;
- гарантийный срок ремонта должен быть не менее 6 месяцев;
- если сотрудник автосервиса просит доплатить за запасные детали, это незаконно, вся стоимость восстановительных работ оплачивается за счет СК;
- можно отказаться от ремонта по ОСАГО и получить денежную выплату, если страховщик будет не против такого способа возмещения ущерба.
Проблемы с системой расчета
Для автосервисов такая ситуация – не новость. Компенсации практически никогда не хватает на ремонт. И в основном сталкиваются с этим клиенты небольших компаний.
«Для того чтобы рассчитать полную стоимость ремонта, которая так или иначе может увеличиться в самом процессе, нужно машину поднять, разобрать, посчитать все запчасти, посмотреть сроки доставки в текущих реалиях», – объясняет учредитель автосервиса Дмитрий Ишмулин.
Страховщики объясняют это несовершенством системы расчета.
«Если автомобилю больше 10 лет, понятно, что износ достигает по запчастям, которые требуют замены. Максимально возможная сумма – мы можем учитывать износ до 50%. Соответственно, если человек хочет чинить автомобиль, используя новые детали, возникает спор и клиенту не хватает этих денег», – добавляет представитель страховой компании Игорь Иванов.
Запчасти в этом году подорожали в 2–3 раза. И ждать их надо теперь несколько месяцев. Если есть качественные китайские аналоги – повезло. Но заменить ими можно далеко не все механизмы.
«Есть ряд деталей – например, натяжитель приводного ремня есть только оригинальный. Аналог просто работать не будет. Либо какие-то гидравлические части подвески, амортизаторы», – перечисляет сервисный консультант Дмитрий Лютых.
Требования к ремонтным работам и гарантийные обязательства
Страховая организация несёт всю ответственность за возмещение ущерба в натуре. Категорически не разрешается эксплуатировать уже использовавшиеся, некачественные или отремонтированные детали, агрегаты, узлы. Либо страховщик должен договориться об их употреблении со страхователем. Гарантийные обязательства в отношении сроков проведённых работ, устанавливаемые страховой службой с привлечением СТО, равны шести месяцам. Исключение составляют работы, проводимые с применением лаков, красок, а также кузовной ремонт (выправление вмятин, окрашивание). Гарантия тогда даётся в двенадцать месяцев.
Посмотрите видео о натуральном ОСАГО
Починка автотранспорта, срок эксплуатации которого не больше двух лет, находящегося на гарантии, проводится официальным дилером. Дилер здесь выполняет свои гарантийные обязательства. Возможность варьирования количества проводимых работ, условий и времени их выполнения согласуется ремонтниками с заинтересованными сторонами. Если ремонтная служба не в состоянии достать какие-либо новые детали для производства работ, она вправе обратиться к обеим заинтересованным сторонам для согласования дальнейших действий. Только имея разрешение с их стороны, она может использовать бывшие в употреблении либо восстановленные детали.