Статья 27.4. Протокол об административном задержании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 27.4. Протокол об административном задержании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Под досмотром вещей, находящихся при физическом лице, понимается обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Сущность досмотра вещей состоит в принудительном обследовании вещей, товаров, ручной клади, багажа, груза и другого имущества гражданина со вскрытием тары, упаковок, замков (в отличие от осмотра, который проводится визуально, без вскрытия тары, упаковок, замков). Под личным досмотром следует понимать принудительное обследование тела человека и его одежды для обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, а также установления их личности.

Доставление. Административное задержание. Привод

Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения (если составление этого протокола является обязательным). Данная мера связана с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, которое доставляется в специальное служебное помещение. Порядок осуществления доставления регламентируется ст. 27.2 КоАП РФ.

Подчеркнем, что доставление лица, совершившего административное правонарушение, в служебное помещение осуществляется далеко не при каждом правонарушении, а лишь в тех случаях, когда протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления этого правонарушения. Составление такого протокола — единственная цель доставления физического лица в служебное помещение.

На какой срок могут задержать человека?

Время, на которое может быть применено административное задержание, четко установлено законодательно. Срок задержания не может превышать трех часов (ч.1 ст.27.5 КоАП), но обозначены и исключения, при которых период может быть увеличен до 48 часов (ч.2 и 3 той же статьи):

  • нарушение границы;
  • правонарушения, связанные с режимом пребывания в России иностранцев (в т.ч. во внутренних водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне и пр.).;
  • при нарушении таможенных правил;
  • для установления личности;
  • если этого требует выяснение обстоятельств произошедшего;
  • если инкриминируемая статья подразумевает выдворение из РФ или административный арест в качестве наказания.

Завершающий пункт снова возвращает к теме задержания и ареста, подразумеваемого в виде наказания. Как видно, такие статьи могут являться основанием для увеличения срока задержания до 48 часов. Но, повторимся, сама процедура может быть применена и по другим статьям КоАП.

«Выяснение обстоятельств» — так же довольно важный аргумент, при котором сотрудники правоохранительных органов могут держать в отделении полиции. Уже по тому, что может быть использован практически в любом случае, и без профессионального юриста доказать незаконность такого шага удастся навряд ли.

Комментарий к ст. 27.2 КоАП РФ

Комментируемая ст. 27.2 КоАП РФ посвящена такой мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как доставление.

1. Доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

Доставление осуществляется применительно к физическим лицам, а в случаях, предусмотренных пунктами 3, 8 и 10.1 комментируемой статьи, — в отношении судна и других орудий совершения административного правонарушения.

Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления физических лиц обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным. В то же время в случае применения после доставления задержания необходимо иметь в виду ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В части 1 комментируемой статьи определен круг должностных лиц органов исполнительной власти, которые наделены правом осуществлять доставление. К числу таких лиц относятся:

— должностные лица органов внутренних дел (полиции);

— военнослужащие и сотрудники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, должностные лица ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации;

— военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации;

— должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;

— должностные лица военной автомобильной инспекции;

— должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

— должностные лица пограничных органов, военнослужащие, должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также другие лица, исполняющие обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации;

— должностные лица таможенных органов;

— военнослужащие и сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

— должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию;

— должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов;

— должностные лица федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;

— должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Ведомственными актами может быть установлен исчерпывающий детализированный перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении по конкретным составам административных правонарушений при невозможности составления его на месте выявления административного правонарушения. Так, в соответствии с Приказом Росрыболовства от 12.04.2010 N 326 «О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» доставление физических лиц для составления протокола по статьям 27.7, 27.8, 27.9, 27.10, 27.14, 27.16 КоАП РФ вправе осуществлять следующие должностные лица:

1) в центральном аппарате Росрыболовства: руководитель и заместители руководителя Росрыболовства;

— начальники управлений и их заместители, начальники отделов в составе управлений и их заместители и другие должностные лица Росрыболовства, осуществляющие функции контроля и надзора, в пределах своей компетенции;

2) в территориальных органах Росрыболовства:

— руководители и заместители руководителей территориальных органов Росрыболовства;

— начальники отделов территориальных органов Росрыболовства и их заместители, главные государственные инспектора, старшие государственные инспектора, государственные инспектора, а также другие должностные лица территориальных органов Росрыболовства, осуществляющие функции контроля и надзора, в пределах своей компетенции.

Следует учитывать, что перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном прав��нарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (полиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Незаконные действия по административному ограничению свободы

На практике далеко не всегда действия полиции соответствуют требованиям закона. Так, в соответствии с КОАП РФ, задержание может иметь место только при совершении лицом административного правонарушения. Из этого следует, что в отсутствие документов при себе, если личность человека нельзя установить на месте, но при этом он не совершил ничего противозаконного, применять обеспечительную меру принуждения нельзя.

Исключение из этого правила касается только особых ситуаций, когда в определенном городе/регионе введен специальный режим безопасности.

Пример №3. Порохов Р.Н. был остановлен сотрудниками ППСП в связи с проверкой документов – именно в такой форме полицейские сообщили Порохову о причине остановки. Порохов, который возвращался с работы и был абсолютно трезв, пояснил, что у него нет документов, кроме пропуска в цех, где он был трудоустроен. В последующем в суде задержание Порохова было признано незаконным, поскольку оснований для него не было.

Незаконными аналогичные действия полиции могут быть признаны при малозначительности административного правонарушения. Многим из нас знакома статья 2.9 КОАП РФ, которая допускает освобождение от ответственности по несущественным проступкам.

Пример №4. 17-летний подросток украл в магазине пачку печенья стоимостью 47 рублей. Вызванные продавцами сотрудники полиции поспешили составить протокол о доставлении, а затем и оформить задержание подростка. При решении вопроса о наказании за содеянное суд освободил виновного от наказания, применив ст. 2.9 КОАП РФ о малозначительности деяния и ограничившись только устным замечанием. Одновременно задержание по жалобе похитителя было признано необоснованным, поскольку ущерб от похищенного был возмещен родителями парня в течение получаса с момента хищения, подросток никуда не пытался скрыться и т.д. Судом в постановлении были учтены обстоятельства содеянного, личность виновного, раскаяние и возмещение ущерба, а также обращено внимание на отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Читайте также:  Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2022 года

В приведенном примере усматривается явное отсутствие веских оснований для задержания – напомним, такая обеспечительная мера должна применяться в исключительных случаях, к которым столь незначительное правонарушение явно не относится. В этой связи можно выделить другой случай необоснованного ограничения свободы – когда целесообразно применить другую меру принуждения.

Пример №5. Чекалов Е.Н. находился в общественном месте (кафе) в пьяном виде, уснул за столиком. Администратор кафе вызвал полицию, был составлен протокол задержания. Судом действия сотрудников были признаны не соответствующими закону, поскольку в данном случае целесообразно было бы применить одну из обеспечительных мер – медицинское освидетельствование.

Кроме того, действия должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии возможности установить личность на месте происшествия.

Пример №6. Каргин Н.Г. причинил побои дальнему родственнику на свадьбе. О случившемся администрацией банкета было немедленно сообщено по «02». Прибывшие на место происшествия полицейские установили, что у Каргина не оказалось при себе документов, но они были у его супруги, которая в тот момент направилась на кухню, чтобы проконтролировать подачу десерта. Полицейские не стали ожидать жену Каргина с его паспортом и увезли его в отдел. Судом задержание было признано незаконным, поскольку у служителей закона была реальная возможность установить личность виновного прямо на месте.

Довольно редко, но все же встречаются в реальной практике случаи злоупотребления должностными лицами при реальной возможности составить протокол на месте происшествия. Кроме того, встречаются и редкие случаи задержания за проступки, наказание за которые не предусматривает ареста – например, когда лицо задерживается инспектором ГИБДД за правонарушение, за которое назначается наказание в виде предупреждения.

Кто имеет право заниматься доставлением

В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.

Перечень лиц, которые могут использовать данную меру, определен ст. 27.2 КоАП:

  1. Сотрудники органов внутренних дел вправе доставлять в отдел полиции, в первую очередь, нарушителей ПДД, а также прочих граждан в случае обращения к ним должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях;
  2. Сотрудникам нацгвардии обязаны препроводить гражданина в отделение полиции или служебное помещение, если он причинил ущерб охраняемому объекту или незаконно проник на него. Кроме того, они вправе доставлять граждан в случае мелких хищений, нарушения правил обращения с оружием, несоблюдения правил плавания и стоянки судов. Транспортное средство при этом помещают на специализированную стоянку;
  3. Должностные лица Ространснадзора вправе применять доставление в служебное помещение к нарушителям транспортной безопасности, например, пьяных пассажиров, которые устраивают дебош;
  4. Если ПДД нарушает водитель транспортного средства, принадлежащего Вооруженным Силам, Нацгвардии, МЧС, его доставляют к месту составления протокола сотрудники военной полиции;
  5. В случае несоблюдения экологических требований, правил рыболовства или использования объектов животного мира препроводить гражданина имеют право инспекторы соответствующих надзорных органов;
  6. При незаконной деятельности граждан в территориальных или внутренних морских водах, доставлением занимаются должностные лица пограничных органов, если выявлены нарушения таможенных правил – сотрудники соответствующей службы.

О применённой к гражданину мере делают запись в протоколе об административном правонарушении либо составляют отдельный документ.

Статья 27.2 КоАП РФ. Доставление

  1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:
    1) должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
    2) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, должностными лицами ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;
    3) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.1 — 20.3, 20.5, 20.8, 20.13, 20.17 — 20.22 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
    4) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при выявлении административных правонарушении на транспорте — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в иное служебное помещение;
    5) должностными лицами военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — в помещение военной комендатуры или воинской части;
    6) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, лесного законодательства, законодательства о животном мире, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение;
    7) должностными лицами пограничных органов, военнослужащими, должностными лицами органов внутренних дел (полиции), а также другими лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации — в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
    8) должностными лицами пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части, находящиеся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации суда и орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
    9) утратил силу.
    10) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил — в служебное помещение таможенного органа;
    10.1) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил во внутренних морских водах, в территориальном море — в служебное помещение таможенного органа, находящееся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и другие орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Ро��сийской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
    11) военнослужащими и сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, — в служебное помещение учреждения уголовно-исполнительной системы или органа внутренних дел (полиции);
    12) должностными лицами органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях, — в служебное помещение органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или органа внутренних дел (полиции);
    13) должностными лицами, осуществляющими контртеррористическую операцию, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или иного органа, осуществляющего контртеррористическую операцию;
    14) судебными приставами при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), — в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции);
    15) должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.67 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса эти органы составляют протоколы об административных правонарушениях, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
    16) должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.17 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение муниципального органа или в иное служебное помещение.
  2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.
  3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
Читайте также:  Выплаты за 3 ребенка в 2023 году: что положено в России?

Статья 27.8 КоАП РФ. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов

  1. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
  2. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
  3. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
  4. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
  5. В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
  6. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.

К вам подошел сотрудник полиции

Прежде всего — что делать, если сотрудник полиции требует предъявить документы? Полицейский должен представиться, четко произнеся должность, фамилию, звание. Служебное удостоверение он должен показать по вашему требованию. Поэтому требуйте и внимательно его рассмотрите, запомните фамилию. Сотрудник полиции должен сообщить вам причину обращения и, в случае задержания — его основание.

Полиция имеет право требовать предъявления паспорта в четырех случаях:

  • вы совершили административное правонарушение;
  • вы подозреваетесь в совершении преступления — есть основания для ареста;
  • вы находитесь в розыске (или похожи на разыскиваемое лицо);
  • есть другая причина для задержания.

Вот мы и подошли к главному — основания. Они перечислены в 14 статье, втором пункте Закона о полиции, а всего их 13. Однако сотрудники часто читают только название самого пункта: «Полиция имеет право задерживать», и действуют на этом основании. И если так случилось, следуйте нижеизложенному алгоритму.

Комментарий к статье 27.3 КоАП РФ

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

5. Административное задержание также не допускается:

а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).

10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» предоставлено право осуществлять административное задержание.

11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют таким же их полномочиям по доставлению физического лица (см. комментарий к ст. 27.2 Кодекса).

12. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).

13. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.1 КоАП РФ в связи с жалобами граждан (РГ. 2009. 3 июля) определены критерии административного задержания и подчеркнуто право гражданина обжаловать соответствующие действия должностного лица, в том числе и тогда, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5, в частности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Читайте также:  Материнский капитал на строительство дачного дома

Как и кем назначается временной период

В Уголовно-процессуальном кодексе четко говорится, что срок задержания исчисляется с момента написания протокола, и он не может быть больше, чем двое суток. Далее обязательно должно выноситься судебное решение, которое и определит дальнейшую судьбу подозреваемого.

Очень важно точно определить, с какого именно момента было совершено задержание, так как от этого зависит срок пребывания подозреваемого под стражей. Во время задержания исполнительные власти обязаны объяснить все права гражданина. Когда составляется протокол, то в нем указывается не только день задержания, но и точное время, вплоть до минут. Считать лицо подозреваемым можно только с момента, когда оно было задержанным.

Надо отметить, что закон не может установить конкретный срок, в течение которого лицо может быть перевезено в полицейский участок, так как это может зависеть от географического расположения некоторых районов. Но все же срок доставки подозреваемого в участок должен быть в разумных пределах, он не должен превышать двух суток. Как только истекают 48 часов, подозреваемый освобождается.

Следователь обязан написать протокол, описав в нем данные о гражданине и время его приезда в участок. Протокол содержит мотивы, по которым был задержан человек, описывается сам период задержания, например, задержанный мог оказывать сопротивление или у него могут быть телесные повреждения, нанесенные не при задержании.

Внимательно рассмотрев вопрос о том, с какого момента исчисляется срок задержания, стоит остановиться и том, который связан с уведомлением о задержании следователя и других определенных лиц:

  1. В течение 12 часов необходимо предупредить о задержании следователя.
  2. Разрешить подозреваемому предупредить о своем задержании родственников.
  3. Если задержанный является военнослужащим, то необходимо предупредить его командование.
  4. Если задержан член общественной наблюдательной комиссии, то о его взятии предупреждается секретарь палаты РФ.
  5. Когда гражданин с другого государства, о его задержании сообщается в посольство.

Исключением являются те случаи, когда расследование следует хранить в тайне, в таком случае уведомления не совершаются, но для этого требуется разрешение прокурора. Обязательно сообщать родственникам или их заменяющим лицам о задержании стоит только в том случае, если подозреваемое лицо несовершеннолетнее.

Порядок назначения ареста по «административке»

Зачастую административному аресту лица предшествует его административное задержание, производимое в качестве обеспечительной меры производства дел по проступкам административного характера, а также направленное на исполнение судебного постановления в отношении административного правонарушения (ст27.3 ч.1 КоАП).

Максимальная продолжительность административного задержания правонарушителя, по которому осуществляется производство дела по «административке» – 48 часов (ст.27.5 ч.2 КоАП). Срок задержания учитывается в сроке назначаемого ареста (ст.3.9. ч.3 и ст.32.8 ч.3 КоАП).

Замечу, что отсчет периода административного задержания отсчитывается от времени доставления субъекта в служебное помещение силовиков. Если же доставлен пьяный гражданин – исчисление срока задержания для него происходит со времени отрезвления (ст.27.5 ч.4).

Протокол по правонарушению, наказуемому административным арестом, направляется для судебного рассмотрения незамедлительно, сразу после составления (ст.28.8 ч.2 КоАП). Рассмотрение судьей такого административного дела выполняется в день поступления протокола и материалов по правонарушению, а по административно задержанному согласно постановления прокурора – в 48 часовой срок от времени задержания (ст.29.6 ч.4 КоАП).

Организации, получившие судебное определение об истребовании данных по административному делу, наказанием по которому является арест, обязаны сообщить их незамедлительно, т.е. при возникновении технической возможности исполнить запрос (ст.26.10 КоАП). Следует отметить наличие ответственности за несвоевременность предоставления, либо не предоставление госоргану законно истребованных сведений (ст.19.7 КоАП).

По вынесении судьей постановления об аресте правонарушителя по «административке», его исполнение осуществляется сотрудниками ОВД немедленно (ст.32.8 ч.1 КоАП). Арестованное лицо препровождается в спецприемник МВД, где находится весь срок назначенного ареста (ст.32.8 ч.2 КоАП).

Кто имеет право задерживать гражданина?

Перечень этих лиц точно указан в той же ч.1 ст.27.3 КоАП. Понимая, что должностные лица, не указанные в списке, не имеют прав на административное задержание, это может считаться еще одним из условий данного действия.

Подвергнуть задержанию по КоАП имеет право:

  • полиция (в некоторых случаях задерживать может и инспектор ДПС);
  • таможенные органы;
  • пограничники;
  • старшие в местах лишения свободы;
  • сотрудники ВАИ и/или военной полиции ВС РФ.

Наличие в перечне не означает, что каждый из указанных может действовать по всему фронту возможных правонарушений. Каждый обладает возможностями производить административное задержание исключительно в рамках собственных полномочий.

К примеру, уполномоченные на то военнослужащие – во время несения службы (охраны объекта), пограничники – при незаконном пересечении границы, полицейские – при выявлении (подозрении) правонарушений административного толка в «гражданских» условиях.

Кроме этого, указаны другие случаи, когда задержание может быть использовано. Может быть задержан нарушитель:

  1. При проведении контртеррористической операции.
  2. За административные нарушения в зале суда.
  3. При нарушении государственной границы или законности пребывания на территории РФ.

Это можно назвать дополнительными условиями, которые не отрицают, а дополняют остальные случаи нарушения КоАП РФ.

На какой срок могут задержать человека?

Время, на которое может быть применено административное задержание, четко установлено законодательно. Срок задержания не может превышать трех часов (ч.1 ст.27.5 КоАП), но обозначены и исключения, при которых период может быть увеличен до 48 часов (ч.2 и 3 той же статьи):

  • нарушение границы;
  • правонарушения, связанные с режимом пребывания в России иностранцев (в т.ч. во внутренних водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне и пр.).;
  • при нарушении таможенных правил;
  • для установления личности;
  • если этого требует выяснение обстоятельств произошедшего;
  • если инкриминируемая статья подразумевает выдворение из РФ или административный арест в качестве наказания.

Завершающий пункт снова возвращает к теме задержания и ареста, подразумеваемого в виде наказания. Как видно, такие статьи могут являться основанием для увеличения срока задержания до 48 часов. Но, повторимся, сама процедура может быть применена и по другим статьям КоАП.

«Выяснение обстоятельств» — так же довольно важный аргумент, при котором сотрудники правоохранительных органов могут держать в отделении полиции. Уже по тому, что может быть использован практически в любом случае, и без профессионального юриста доказать незаконность такого шага удастся навряд ли.

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЗАДЕРЖАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О ПОЛИЦИИ»

Задержание гражданина является одной из наиболее часто применяемых полицией мер государственного принуждения. Данная мера предполагает значительное ограничение прав и свобод человека и гражданина, в первую очередь, – закрепленное статьей 27 Конституции Российской Федерации право на свободу передвижения [1]. Исходя из целей задержания как меры административного принуждения и его оснований, важно минимизировать такое ограничение. Решение поставленного вопроса осуществляется законодателем в части нормативно-правового регулирования оснований и процедуры осуществления задержания. Отметим, что с понятием «задержание» мы можем столкнуться в рамках уголовного судопроизводства при задержании подозреваемого (глава 12 УПК РФ); административного права, если речь идёт об административном задержании (статья 27.3 КоАП РФ); а также в нормативной правовой основе деятельности полиции (статья 14 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции»). Безусловно, данные нормы права должны способствовать обеспечению прав и законных интересов граждан и иных лиц.

Обратимся к уголовно-процессуальному законодательству, предполагающему задержание лица по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Основанием такого кратковременного ограничения свободы являются случаи, когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения, потерпевшие либо очевидцы указывают на лицо, как на совершившее преступление, на лице, в его жилище имеются явные следы преступления. Вместе с тем, основание для задержания подозреваемого имеется в случае попытки лица скрыться, либо отсутствия постоянного места жительства, а также отсутствия данных, необходимых для установления личности. Такая мера ограничена законодателем временными рамками, которые составляют 48 часов с момента задержания [2]. УПК предусматривает обязанность составления протокола задержания – процессуального документа, содержащего дату и время составления протокола; дату, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства, что максимально способствует недопущению умаления чести и достоинства личности, нарушения прав и свобод человека и гражданина. В частности, задокументированное время задержания с точностью до минуты является основой отсчёта установленного законом максимального срока задержания, требуемого для выполнения необходимых задач.

Процедурой задержания в рамках административного права, как установлено ч. 1 статьи 27.3 КоАП РФ, признаётся кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения либо исполнения постановления по делу об административном правонарушении [3].

Административное задержание также оформляется соответствующим протоколом: составляется процессуальный документ, в котором аналогично, помимо всего прочего, в обязательном порядке указываются время, место и мотивы задержания.

Следовательно, составление протоколов административного задержания или задержания подозреваемого является гарантом соблюдения законности при осуществлении мер государственного принуждения, что выражается в указании с точностью до минуты момента задержания, с которого исчисляется его общий срок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *