Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полис ОСАГО может подорожать в шесть раз, хотя Госдума и против». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Штраф за невписанного в страховку водителя
По закону управлять автомобилем могут только те лица, которые указаны в страховке. Если за рулем находится человек, чье имя не вписано в страховой полис, в соответствии с частью 1 статьи 12.37 КоАП водитель получит штраф за езду без страховки на чужой машине. При этом не имеет значения находится хозяин авто, указанный в ОСАГО, рядом или управление авто осуществляется в отсутствии владельца.
Штраф за невписанного водителя в страховку ОСАГО составляет 500 рублей.
Исключение – вождение только приобретенного автомобиля без страховки. В таком случае закон разрешает управлять автомобилем человеку, который не вписан в полис ОСАГО, в течение 10 дней с момента оформления сделки. Но только если при нем есть документ, подтверждающий факт купли-продажи или дарения.
Штраф за невписанного в страховку водителя
По закону управлять автомобилем могут только те лица, которые указаны в страховке. Если за рулем находится человек, чье имя не вписано в страховой полис, в соответствии с частью 1 статьи 12.37 КоАП водитель получит штраф за езду без страховки на чужой машине. При этом не имеет значения находится хозяин авто, указанный в ОСАГО, рядом или управление авто осуществляется в отсутствии владельца.
Штраф за невписанного водителя в страховку ОСАГО составляет 500 рублей.
Исключение – вождение только приобретенного автомобиля без страховки. В таком случае закон разрешает управлять автомобилем человеку, который не вписан в полис ОСАГО, в течение 10 дней с момента оформления сделки. Но только если при нем есть документ, подтверждающий факт купли-продажи или дарения.
Почему лучше не ехать с просроченным полисом?
Видите ли, ситуация такая, если в случае ДТП по вашей вине, ущерб в размере 400000 руб. выплатит потерпевшему страховая компания. Но страховая возместит потерпевшему только в том случае, если у виновника есть не поддельный действующий полис ОСАГО. В противном случае, ущерб возмещает сам виновник.
То есть получается, если вы едете самостоятельно продлять полис ОСАГО на своей машине и по вашей вине случается ДТП и причинен серьезный ущерб второму автомобилю, то возмещать такой ущерб вы будете из своего кармана, а ущерб может быть как 5000 руб., так и 1000000 руб. и выплачивать любую сумму обяжут вас. На дорогах вообще может случится все, что угодно и не стоит надеяться на то, что вы отличный водитель и у вас не было ни одного ДТП, на дороге случаются такие ситуации, в которых вы можете легко стать виновником. Есть случаи когда водитель уворачиваясь от лихача избегал столкновения с ним, но при этом задевал 2 или 3 другие машины и становился виновником в ДТП, а лихач благополучно скрывался и на этом человек которого вынудили увернуться от столкновения, спровоцировал ДТП в котором был признан виновником.
ДТП с просроченной страховкой
Просроченный полис ОСАГО при дорожно-транспортном происшествии приравнивается к его отсутствию. Поэтому автовладелец будет привлечен к административному взысканию в любом случае: является он виновником или пострадавшим при ДТП. Сотрудники ДПС сделают отметку в протоколе об отсутствии документа.
Обратите внимание!
Если страховка отсутствует у пострадавшего при аварии, то юридические вопросы, связанные с взысканием средств со страховой кампании виновного, придется решать самому гражданину.
Порядок действий будет определяться Гражданским кодексом: согласно статье 1064 ущерб, который понес гражданин, должен быть возмещен в полном объеме, но обязанность по возмещению данных убытков может быть возложена на третьих лиц.
Это означает, что когда пострадавший в транспортном происшествии оказался без действующей страховки, он самостоятельно в досудебном или судебном порядке взыскивает со страховой компании нарушителя правил дорожного движения денежную компенсацию.
Страховой полис оказался просроченным или отсутствовал у виновника аварии — также будет действовать статья 1064 Гражданского кодекса, обязывающая гражданина покрыть понесенные убытки. В рамках досудебного соглашения или в процессе разбирательства в суде виновный в аварии будет компенсировать расходы в связи с аварией не пострадавшему, а его страховой.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Снимают ли госномера и как наказывают за ОСАГО
Привлечение водителей к ответственности за отсутствие на руках страхового свидетельства было закреплено в 2 документах. Это Кодекс о правонарушениях (КоАП) и приказ МВД № 185 о регламенте обеспечения безопасности на дорогах. Если нет страховки, номера с машины снимают — так было записано в руководящем документе ГИБДД и в ст. 27.13 КоАП. Оба основания для изъятия госномера утратили силу еще до 2020 г. Ответственность за нарушение осталась в виде:
Снять номер с машины без ОСАГО стало невозможным с принятием следующих правовых актов: приказа МВД № 644 от 23.08.2017, заменившего регламент № 185, и закона № 307-ФЗ от 14.04.2017.
Последним признана утратившей силу часть 2 ст. 27.13 о снятии госномера с автомашины как меры по запрещению дальнейшей ее эксплуатации.
Штрафы ГИБДД за отсутствие техосмотра в 2023 году
Какой штраф когда нет техосмотра? Ранее сотрудники ГИБДД действительно могли проверить наличие документа и при его отсутствии выписать протокол, размер которого не превышал 1 000 рублей.
Что касается физических граждан, которые использую автомобиль в личных целях, то тут административная ответственность не предусмотрена.
Другая категория граждан от санкций не освобождается. Сотрудники ГИБДД смогут выписать протокол водителю:
- пассажирского автобуса, который вышел на линию, с целью перевозки граждан;
- такси, который имеет официальный договор с транспортной компанией;
- который занимается перевозкой опасного груза.
Что будет если попадешься повторно или в третий раз
Согласитесь, неприятная ситуация, если вас утром остановят и выпишут штраф, а потом повторно в обед. Такое может случиться с водителями такси или автобуса, которые активно передвигаются за рулем своего транспортного средства.
Важно знать, что в такой ситуации штраф за непрохождение техосмотра выписывается только 1 раз, который действует 24 часа. Если спустя указанное время водителя вновь остановит сотрудник ГИБДД и осмотра не будет, то будет выписан еще штраф. Так будет продолжаться до тех пор, пока собственник машины не получит обязательный документ, по итогам проверки.
При этом важно понимать, что стоимость штрафа может быть в разы выше, чем плата за прохождение осмотра. Поэтому не стоит рисковать и переплачивать, поскольку процедура получения занимает по времени не более 30 минут. При этом проверить машину можно в любой день недели.
Фотофиксация езды без страховки или техосмотра
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.
Штраф за отсутствие страховки в 2021 году
Итак, если у вас есть полис ОСАГО, но вы его забыли дома, у вас на выбор два варианта.
- Инспектор может проверить наличие ОСАГО по базе РСА. Сотрудник имеет право принять решение самостоятельно — тратить ли ему время на поиск информации о полисе, ждать доставку забытого документа или назначить штраф.
- Так же вы можете самостоятельно сообщить инспектору данные для проверки полиса ОСАГО — номер и серию. Инспектор проверит по базе полис.
Если же инспектор не захочет самостоятельно проверять по базе действующий у вас полис или нет, а номера и серии его вы не знаете, он вправе назначить вам предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Если в момент остановки водителя для проверки документов у него нет при себе страхового полиса (вне зависимости от причин), но в принципе полис существует, то возможны 2 варианта развития событий:
- Водитель может убедить инспектора обойтись предупреждением. В таком случае ему будет устно вынесено предупреждение без составления протокола. Инспектор может проверить наличие полиса по его номеру в собственной базе (по собственному желанию).
- Инспектор составляет протокол, и выписывает водителю штраф в размере 500 рублей.
Что же касается электронных полисов (еОСАГО), то лучше всего иметь при себе распечатанную версию. В такой ситуации к водителю не будет никаких претензий. При этом водитель может предъявить полис на телефоне или планшете, что тоже служит доказательством его наличия.
Обратим внимание! Оформление электронного ОСАГО – это неплохой вариант упростить процедуру оформления и получения документа. При наличии такой страховки водитель не обязан носить ее с собой, а только должен предоставить данные, по которым инспектор сможет найти ее в своей базе.
Если инспектор обнаружил в полисе ошибку – собственнику ТС грозит штраф 500 р. Следовательно, необходимо внимательно проверять документ перед подписанием, во избежание неприятной ситуации. В дальнейшем можно будет обратиться с жалобой в страховую, но всегда работает негласное правило, что все документы перед подписанием нужно внимательно проверять.
Инициативу депутата лишь частично поддержали в самом Российском союзе автостраховщиков. Само увеличение санкции, конечно же, на руку страховщикам. Тем не менее, сумму штрафа здесь посчитали завышенной и предложили увеличить взыскание до 2 500 рублей.
Напомним также, что Центробанк вынес предложение по изменению базовой ставки и коэффициентов ОСАГО, а отсутствие полиса в скором времени начнут выявлять камеры автофиксации в Москве.
Штрафы за отсутствие страховки с 1 сентября 2018 будут приходить после регистрации через камеры регистрации
С 1 сентября начал действовать ряд правил по всей территории РФ связанных с полисом ОСАГО. На данный момент и в последующее время за отсутствие полиса ОСАГО водители будут получать штрафы от инспекторов ГИБДД. Согласно действующим правилам, владельцы авто должны страховать ТС. При отказе выполнения правил, водители будут получать штраф и наказание административного характера.
С начала сентября в Москве на трассах и дорога стали действовать камеры фиксации техсредств, не имеющих полиса. Это экспериментальный метод контроля, а потому сначала будет проверен на дорогах столицы, а после успешных результатов технологию распространят по всей территории России.
В целом, данный вид фиксации нарушений хотели ввести в эксплуатацию еще в прошлых годах, однако само оснащение не подготовили и не доставили в определенные сроки. Теперь же камеры полностью действующие и готовы фиксировать правонарушителей. После фиксации информация о штрафе будет поступать на адрес проживания водителя.
Штраф за езду без страховки в этом году
Оформление “автогражданки” стало необходимостью около пятнадцати лет назад, поэтому штраф за страховку 2021 года не стал сюрпризом. Полис составлен таким образом, чтобы погасить ущерб другому водителю (если ДТП случилось по вашей вине). Государство установило лимиты по денежным компенсациям, так что серьезных убытков виновник не понесет. Если зафиксировано пренебрежение дорожными правилами, размер выплаты считается отдельно. Советуем учесть вот что:
- Сумма штрафа фиксированная, но зависит от конкретного случая.
- Останавливать вас могут бесконечно, и каждый раз придется платить.
- Если вы временно ездите на чужой машине, необходимо включить себя в полис.
- Подделывать документ нельзя.
- Показывать полис на другой автомобиль нет смысла – всё равно инспектор проведет проверку по базе.
- Просроченная бумага тоже повлечет штрафные взыскания.
- Оплачивая квитанцию через “Госуслуги”, вы можете ощутимо сэкономить.
Еще раз вернемся к новым правилам. Нашумевшее предложение о 5000 рублях штрафа пока рассматривается властями, но окончательного утверждения нет. Число аварий без “автогражданки” неуклонно растет, так что держитесь. Проверка камер видеонаблюдения действует только в Москве – это эксперимент.
Штрафуют ли камеры за ОСАГО сегодня?
Система видеофиксации нарушений ПДД в России действует успешно не первый год. Денежные взыскания, которые автоматически «выписывают» снимающие цифровые устройства, существенно поддерживают региональные бюджеты. Видя такую эффективность, правительство активно разрабатывает все новые способы обеспечения безопасности граждан на дорогах.
Среди профессиональных водителей и автолюбителей муссируются слухи о том, что отсутствие автогражданки и техосмотра будут также отслеживать в автоматическом режиме, по номеру автомобиля. Если камера зафиксирует машину без действующего полиса ОСАГО на дороге, то штрафная квитанция будет сформирована автоматически, по аналогии с наказанием за превышение скорости.
Желание ввести автоматический контроль наличия автогражданки власти озвучили еще в 2015 году. Пилотный проект планировали опробовать на дорогах столицы, но за три последующих года существенных подвижек не оказалось. В конце 2018 г. вице-премьер Максим Акимов поставил перед МВД и объединением страховщиков задачу запустить тестирование с 1 февраля 2022 года.
На момент выхода этой статьи обстоятельства следующие:
- Чтобы система видеофиксации могла по номеру автомобиля найти его ОСАГО (или его отсутствие) в базе страховщиков, необходимо как минимум свести базы данных ГИБДД и страховых компаний в единую систему.
- На сегодняшний день корректного объединения добиться не удалось.
- Автоматический штраф за отсутствие страховки в 2022 году автомобилистам России не грозит. Маловероятно, что система будет создана и заработает по всей стране до конца 2022 года.
Технически базу данных страховщиков ввести в программное обеспечение работы системы видеофиксации не сложно. Проблема заключается в том, что полис разрешено оформлять до регистрации автомобиля на свое имя – достаточно для этого идентификационного номера машины (VIN-код).