Создание и прекращение юридических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создание и прекращение юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Эта обязанность возложена на соответствующую инспекцию. Для них город условно делится на районы, для каждого из них выделен свой офис. Проще всего определить, какое именно отделение поможет в открытии предпринимательства, через специальный сервис от федеральной налоговой службы. Там достаточно будет ввести свой город и улицу, чтобы он выдал адрес ближайшего ФНС. Найти его можно, даже если просто спросить в поисковой строке. Обычно ближайшая будет именно той, что нужна.

Стоит отметить, что для ИП учитывается место жительства будущего владельца, а для других видов собственности это местоположение — юридический адрес фирмы.

Это деятельность по внесению изменений в государственный реестр. Они меняют данные, когда требуется создать новое ООО, изменить его, реорганизовать, ликвидировать или провести другие действия в отношении ОАО, ИП и иных предприятий. Когда они прекращают свою деятельность, то вносятся соответствующие сведения.

Для каждого из указанных выше действий есть отдельный регламент, который прописывается порядок, сроки и определенный пакет документов — один для регистрации юридического лица, другой для его ликвидации и так далее. Там же прописан срок, в течение которого госорган должен дать ответ и выдать подтверждение правомерного статуса или обоснованный отказ.

Правовые-организационные формы

Для определенных правовых-организационных форм юридических лиц законодательством определен другой порядок регистрации и уполномоченные органы. В частности, в особом порядке осуществляется государственная регистрация:

  • объединений общественной направленности (Закон федерального характера от 1995 года 19 мая № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»);
  • организаций кредитного порядка (Федеральный закон от 1990 года 2 декабря № 395-1 «О банках и банковской деятельности»);
  • торгово-промышленных палат (Закон Российской Федерации от 1993 года от 7 июля № 5340-1 «О палатах торгово-промышленной направленности в Российской Федерации»).

Государственная регистрация юридического лица

До 2001 г. действовало Временное положение о регистрации юридических лиц; они регистрировались в местных администрациях, и отказать в регистрации можно было в связи с нарушениями, допущенными при создании (это так называемые основания для отказа в регистрации «по существу»: если порядок создания или учредительные документы не соответствовали требованиям закона). Затем был принят Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (такое название он получил только с 2004 г., когда в предмет его регулирования включили государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей). Уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, стало с 2002 г. Министерство РФ по налогам и сборам (с 2004 г. это Федеральная налоговая служба России и ее территориальные органы).

Закон реализовал концепцию упрощенного порядка регистрации, т. е. нормативно-явочный порядок регистрации фактически менялся на заявительный. Достаточно было прийти в регистрирующий орган, подать необходимые для регистрации учредительные документы создаваемого юридического лица и подписать заявление о том, что в представляемых документах все соответствует действующему законодательству. После этого в срок до пяти дней заявителю выдавали свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет. Было предусмотрено только два, сугубо формальных, основания для отказа в регистрации: не все документы представлены и не в тот орган обратились.

Упрощение порядка регистрации, работавшее на развитие предпринимательства в России, привело к утрате контроля со стороны государства за созданием юридических лиц, а также к снижению достоверности и надежности представляемых документов.

Появлялись компании-однодневки, юридические лица регистрировались по подложным документам учредителей и т. п. В связи с этим в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» постепенно начали вноситься изменения, которые значительно расширили перечень оснований для отказа в государственной регистрации, полномочия органов государственной регистрации по проверке документов, а также по исключению из реестра фактически не действующих компаний, ввели негативные последствия представления для регистрации недостоверных сведений.

Наряду с этим вносились изменения, работавшие на дальнейшее упрощение процедур регистрации, связанные, например, с идеей «единого окна» для регистрации и постановки на учет в различных государственных фондах, с введением разных способов подачи документов, включающих подачу в портал государственных услуг и в многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, со снижением срока регистрации. Порядок регистрации приобретал все большую актуальность и порождал многочисленные судебные иски, что привело к введению досудебного порядка урегулирования споров о государственной регистрации.

Кроме того, в ходе реформы ГК РФ были внесены изменения и в ст. 51, посвященную государственной регистрации, появились правила об ответственности за недостоверность представленных на регистрацию сведений. Правила об административной ответственности за недостоверность сведений появились и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Создание юридических лиц: способы и порядок. Государственная регистрация юридических лиц

Законодательству известно несколько способов (порядков) созда­ния юридических лиц:

  1. Явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным), он исключает необходимость получения предвари­тельного разрешения органов публичной власти на создание юриди­ческого лица.
  2. Разрешительный порядок (связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание со­ответствующего юридического лица, что обычно служит общим инте­ресам всех участников оборота, например, в таком порядке создаются коммерче­ские банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансо­вых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств).
Читайте также:  Подписание договора по доверенности от юридического лица

Некоторые авторы также выделяют распорядительный способ создания юридического лица (см., напр., Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 с.

С.130.). Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.

С выделением указанного способа создания юридического лица вряд ли можно согласиться, так как отграничение явочно-нормативного и разрешительного способов осуществляется по критерию необходимости получения предвари­тельного разрешения органов публичной власти, а распорядительный способ выделяется на основании наличия (либо отсутствия) внутреннего распоряжения учредителя.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать:

  • их пер­воначальные участники (члены) (например, в хозяйственных обществах и това­риществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях);
  • собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений);
  • иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не при­нимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учре­дители фондов).

Всякое юридическое лицо (в отличие от гражданина) возникает в результате осуществления юридических процедур, общий смысл которых сводится к двум основным этапам.

Этап 2. Подготовка пакета документов для регистрации

Итак, основные аспекты регистрации фирмы понятны, сведения необходимые для регистрации имеются. Что дальше?

На данном этапе, желательно определиться, сами ли вы будете подготавливать документы для регистрации фирмы или обратитесь за помощью в юридическую компанию.

Разумеется, услуги по регистрации фирмы, оказываемые юридическими компаниями, которые занимаются регистрацией фирм постоянно, и имеющих большой опыт в регистрации, надежнее и скорее всего сроки будут значительно меньше.

Но существуют и минусы, им нужно платить! Средняя стоимость регистрации фирмы составляет -9 000р., в зависимости от набора оказываемых компанией услуг.

Сроки регистрации ООО, как правило, обеспечиваемые юридическими фирмами:

  • 1-3 — дня подготовка документов;
  • 1-2 — дня заверки подлинности подписи и сдача документов в рег.орган;
  • 8 дней — регистрация;
  • 5 дней — получение письма ГОССТАТА (ОКВЭД);
  • 1-20 дней открытие счета в банке;

Если же, вы не готовы расставаться со своими деньгами, и у вас есть свободное время, а главное желание, то вы можете зарегистрировать фирму своими силами.

Порядок регистрации ООО

  • Подготовка документов для регистрации ООО;
  • Посещение нотариуса для заверки подлинности подписи учредителя (выбранного Заявителем) на Заявлении по форме Р11001;
  • Сдача комплекта документов в регистрирующий орган;
  • Получение документов о регистрации компании;
  • Проверка учредительных документы на наличие ошибок допущенных регистрирующим органом (в случае их наличия, в тот же день они подаются на исправление);
  • Изготовление печати;
  • В случае если ИФНС не выдало информационное письмо о кодах — получение информационного письма;
  • Открытие расчетного счета в банке;
  • Уведомление территориальной ИФНС об открытии счета в банке (обязательная процедура);
  • Получение свидетельств-извещений о постановке компании на учет в Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и Пенсионном фонде;

Для государственной регистрации предприятия в регистрирующий орган предоставляются:

  • Решение/Протокол 4 о создании общества с ограниченной ответственностью (для МИФНС можно не сшивать);
  • Устав общества с ограниченной ответственностью (2 экз. оригинала, можно не сшивать);
  • Договор об учреждении (в случае если количество учредителей два и более);
  • «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании», форма Р11001. С удостоверенной нотариально подписью заявителя;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица;
  • Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения 5 (если вы решили применять УСН);
  • Гарантийное письмо от собственника на предоставление юридического адреса, и копию свидетельства права собственности:

Какие сведения и документы необходимо предоставить перед началом регистрации

Для подготовки документов на госрегистрацию фирмы нашему юристу понадобится:

  • Наименование и выбранная ОПФ организации;

  • Копии паспортов и ИНН учредителей (для физлиц) и копии корпоративных документов (для юрлиц);

  • Копия паспорта и ИНН руководителя, название должности (директор, президент и т.п), срок полномочий;

  • Сведения о видах деятельности будущей компании (коды ОКВЭД);

  • Какая выбрана система налогообложения;

  • Размер, способ формирования уставного капитала и размер долей учредителей;

  • Документы по юридическому адресу;

  • Контактная информация, которая будет указана в заявлении (телефон, адрес электронной почты).

Если по какому-либо пункту возникнут затруднения, наши сотрудники помогут выбрать ОПФ, порекомендуют систему налогообложения, окажут содействие с подбором юрадреса и по иным вопросам.

Все сведения и документы допускается передать дистанционно, по электронной почте, в копиях. Мы ценим время наших клиентов и начнем работу сразу по получении запроса и необходимых данных. Для некоторых ОПФ может потребоваться дополнительная информация. Её также необходимо будет представить по запросу юриста.

Выбираем юридический адрес

До регистрации ООО необходимо определиться с местонахождением организации.

Местонахождением общества может быть только нежилое помещение.

Документы относительно юридического адреса ООО в орган, осуществляющий регистрацию, не представляются, но юридический адрес необходимо указывать в уставе, а также в заявлении о госрегистрации.

Получить юридический адрес можно различными способами. Например, можно арендовать нежилое помещение, в этом случае лучше письменно оформить соглашение о предоставлении помещения для местонахождения общества. Подтверждением договоренности может быть, к примеру, предварительный договор аренды, гарантийное письмо.

Подготавливаем договор об учреждении ООО

При создании ООО принимается решение, которое может быть оформлено либо протоколом, либо договором о создании ООО. Форму оформления выбирают сами учредители. В случае, если Вы решили оформить договор об учреждении ООО, то в нем должны быть отражены следующие моменты:

  1. Порядок взаимодействия учредителей по вопросу создания ООО;
  2. Права и обязанности учредителей;
  3. Порядок разработки устава;
  4. Порядок согласования фирменного наименования
  5. Размер УФ
  6. Порядок проведения и созыва учредительного собрания ООО
  7. Кто будет подписывать заявление о госрегистрации (если учредителей больше трех).
Читайте также:  Новый закон о строительстве жилого дома на сельхозземле – с 1 марта 2022 года

В законодательстве установлены разные требования по числу и статусу учредителей организации. Например, в хозяйственном обществе может быть всего один участник, а в товариществе – как минимум 2. В производственном же кооперативе — не меньше пяти. При этом следует учесть, что в качестве учредителя хозяйственного общества не может выступать другое аналогичное объединение, которое состоит из одного лица. Полными участниками в товариществе могут быть коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели. В качестве участников хозяйственного общества и вкладчиков в товариществах на вере могут выступать граждане и иные юридические лица. В ЗАО количество акционеров ограничено. Оно не должно быть больше 50. При этом для ОАО таких ограничений нет.

Возникновение юридических лиц. Порядок образования, учредительные документы, государственная регистрация.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Создание юридического лица

Юридическое лицо создается по решению учредителей или единственного учредителя об учреждении (создании) юридического лица. Если учредитель один, то данное решение оформляется Решением единственного учредителя, если учредителей несколько – Протоколом об учреждении. Решение об учреждении юридического лица должно быть принято единогласно всеми учредителями.

Решения об учреждении обязательно должно содержать следующие сведения:

  • Организационно-правовая форма и наименование
  • Решение об утверждении Устава
  • Определен размер, способ, срок и порядок формирования имущества
  • Решение об избрании органов управления юридическим лицом
  • Иные сведения, предусмотренные для определенных организационно-правовых форм

Куда подавать документы для регистрации фирмы, ооо

Для подачи документов в бумажном виде для регистрации обратиться можно к следующим органам и лицам:

  • исполнительным органам сельских, поселковых и городских советов, Киевской и Севастопольской городских, районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, — в случае принятия соответствующим советом решения о получении ими полномочий по государственной регистрации юридических лиц;
  • нотариусам (предварительно необходимо уточнить, предоставляет ли конкретный нотариус подобную услугу);
  • аккредитованным субъектам — это юридические лица, в трудовых отношениях с которыми находится не менее трех государственных регистраторов.

Также документы можно подавать через фронт-офисы – центры предоставления административных услуг (ЦНАПы).

Подавать документы можно любому регистратору в пределах г. Киева или области, вне зависимости от места нахождения предприятия (вне зависимости от района в г. Киеве или населенного пункта в пределах области).

В случае подачи документов для регистрации через интернет, область также не имеет значения.

Сервис «Государственная регистрация ЮЛ и ИП»

На официальном сайте ФНС РФ заработала государственная система, с помощью которой можно зарегистрировать свой бизнес онлайн. Сервис позволяет подготовить и направить документы без уплаты госпошлины. Данный способ исключает посещение налогового органа.

Государственная онлайн-регистрация имеет ряд преимуществ:

  • осуществляет взаимодействие с регистрирующим органом без посредников;

  • позволяет круглосуточно решать задачи, связанные с бизнесом;

  • формы для заполнения имеют умные подсказки.

Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке. Так актуальность данной темы заключается в том, что жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота. Причем как рыночное законодательство, так и реальный рынок в значительной мере уже сформировались. Определяются дальнейшие потребности их развития.

На данный момент законодательство позволяет находить оптимальные формы опосредованного выражения интересов самых различных субъектов предпринимательской деятельности. В данной сфере требуются текущая корректировка и возможно постепенное реформирование законодательства.

Практически во всех случаях в гражданском праве активно применяется конструкция юридического лица. Вопросы функционирования этих субъектов права разрешаются с помощью многочисленных нормативных актов.

Это необходимо для соблюдения специальных законодательных требований, касающихся осуществления гражданами деятельности в сфере предпринимательского оборота посредством создания коммерческих юридических лиц, а также путем создания общественных объединений, создания предпосылок беспрепятственной реализации широкого круга прав, свобод и интересов личности и предпринимательства.

Законодательные акты определяют параметры создания и функционирования юридических лиц не в силу чьей-либо прихоти, а вследствие того, что требуется установить баланс соотношения интересов социальных групп и отдельных граждан, которые удовлетворяют свои потребности и интересы общества в целом.

Нередки случаи создания общественных объединений, которые преследуют не совсем законные цели, нарушают законодательство при самом их образовании. Реальна экспансия религиозного экстремизма, и одной из предпосылок этого может стать несовершенство норм соответствующего специального законодательства. Законодательство, касающееся создания, деятельности и прекращения юридических лиц, регламентирующее права юридических лиц на их имущество, а также компетенцию их органов, в целом сформировалось. Имеется и фактическая прослойка участников гражданско-правовых отношений в соответствующих организационно-правовых формах. Первое, что обращает внимание при рассмотрении института юридических лиц, это его чрезвычайная громоздкость в современных условиях. Многие его аспекты выпадают из поля зрения. Раньше легче было руководствоваться общими положениями об юридических лицах. Теперь, исходя из общих положений, слишком много исключений из общих правил, и они встречаются как раз в отдельных законодательных актах.

Читайте также:  Как действовать правильно после смерти человека?

Названные исключения приобретают важное практическое значение. Без их учета участники правоотношений не смогут надлежащим образом сориентироваться в возникающих правовых ситуациях. В ряде случаев это будет представлять проблему и для профессиональных, практикующих юристов.

Между тем, юридические лица, представляют собой универсальную правовую форму опосредованного вступления в общественные отношения. Степень их насущности значительна. Ряд правовых целей, которые ставят перед собой те или иные лица в связи с осуществлением каких-либо видов деятельности, предпринимательского характера могут быть достигнуты зачастую лишь путем создания соответствующих юридических лиц. Например, это касается страховой деятельности, банковской деятельности. Не имея собственных значительных средств, предприниматель может осознать необходимость создания им юридического лица в организационно-правовой форме акционерного общества и т.д.

Юридическое лицо как субъект гражданского права в нашей стране (в тех или иных организационно-правовых формах) существует уже давно. Но если в «доперестроечные» времена доля государственных предприятий значительно превышала предприятия частного сектора, то с приходом М.С. Горбачева на пост Первого Секретаря КПСС ситуация начала в корне меняться. Постепенно, сначала мелкие, а затем и более крупные предприятия стали переходить из собственности государства в собственность трудовых коллективов. В настоящее время унитарных государственных предприятий основанных на базе Республиканской собственности государства (они получили названия казенных) сравнительно не много. В основном это предприятия стратегического назначения, такие как военные предприятия и т.д. Остались также коммунальные предприятия, но основную массу юридических лиц составляют хозяйственные общества и товарищества (не считая некоммерческих юридических лиц), из них большую часть составляют акционерные общества. Природа акционерных обществ различна: одни появились в результате приватизации государственных предприятий, другие были созданы таковыми, и поэтому их деятельность регламентируется различными нормативными актами. В дальнейшем, возможно, произойдет переориентация на огосударствление экономики, но говорить об этом еще рано.

В качестве цели курсовой работы выделяются анализ отношений создания и регистрации юридического лица, а также формулирование теоретических обобщений и предложений по совершенствованию законодательства.

Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно решить задачи:

— дать определение общим положения о юридическом лице;

— дать понятие и выявить основные этапы процесса создания и регистрации юридического лица;

— выявить систему нормативно-правовых актов, регулирующих институт создания и регистрации юридического лица;

— охарактеризовать особенности элементов создания и регистрации юридического лица;

— исследовать правовые возможности юридического лица при защите своих интересов.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и регистрации юридического лица.

Предметом нашего рассмотрения являются нормы, регулирующие отношения создания и регистрации юридического лица.

Методы: анализ отношений создания и регистрации юридического лица, а также формулирование теоретических обобщений и предложений по совершенствованию законодательства.

Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, а созданным оно считается с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ). В соответствии со ст. 12 Закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. Форма заявления, заполняемая при государственной регистрации юридического лица при его создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы и др. утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению».[12]

— решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

— учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;

— документ об уплате государственной пошлины.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Выписка из реестра иностранных юридических лиц и бизнес-сертификат для физических иностранных лиц (разрешение на занятие предпринимательской деятельностью) должны быть легализованы или содержать штамп «апостиль», переведены на русский язык, а перевод удостоверен нотариально.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *