Нужно ли исчислять НДФЛ и страховые за выплаты на питание работников?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли исчислять НДФЛ и страховые за выплаты на питание работников?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Довольно часто предприятия и организации предпочитают заключать договоры на питание сотрудников с каким-то определенным заведением общественного питания. Как правило, это близлежащая столовая, кафе или буфет. При подобном сотрудничестве в договорах четко прописываются все условия предоставления услуг, в том числе время обеда, количество сотрудников, стоимость одного обеда и т.д. Денег на обеды на руки работники предприятия не получают, а для отчетности по обедам расписываются в специальных журналах и ведомостях или же предъявляют пропуск.

Невзирая на способ решения данного вопроса, бухгалтеру необходимо корректно определять налоговую базу с учетом новых расходов, если столовая только-только начала функционировать. В частности:

НДФЛ

Если исходить из определения, что получаемый работником обед является по сути доходом, выраженным в натуральном виде, то НДФЛ с его стоимости будет рассчитываться пропорционально тому, сколько порций за месяц сотрудник получил. Фактически это означает, что налог на доходы физического лица будет определяться для каждого отдельно взятого сослуживца.

НДС

Касаемо налога на добавленную стоимость государство и бизнес расходятся во мнениях. К примеру, ФНС считает отпускаемые работникам обеды в качестве безвозмездно выдаваемых товарно-материальных ценностей, что предполагает уплату НДС по определению. В свою очередь, компании в большинстве своем не согласны с таким убеждением, т.к. расценивают обеды в качестве производственной деятельности, прописанной в коллективном договоре и соглашениях. Исходя именно из такого суждения, потребность в уплате НДС отпадает автоматически. Однако налоговые эксперты рекомендуют НДС все-таки платить, как говорится, «от греха подальше», а также по той причине, что компания, уплачивая налог, сможет учесть «входной» НДС с закупаемой продукции.

Налог на прибыль

С учетом того, что компания закупает продовольственное сырье, а далее безвозмездно передает ее сотрудникам в виде готовых обедов, она не получает какой бы то ни было прибыли, а несет исключительно расходы. Однако при расчете налога на прибыль компания имеет право учитывать эти траты в качестве расходов только тогда, когда обязанность работодателя в предоставлении бесплатных обедов указана в вышеупомянутых локальных актах, а также в том случае, когда у работодателя имеет место персонифицированный учет данных издержек. В противном случае база для исчисления налога может быть определена некорректно.

Оплата за питание работника: компенсационная, стимулирующая или социальная выплата?

В Постановлении АС УО от 04.04.2018 № Ф09-960/18 по делу № А50-23392/2017 указано, что выплаты, в том числе компенсация работникам стоимости питания, произведены в рамках коллективного договора (иных локальных актов), являются, по сути, социальными, а не стимулирующими и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов. При вынесении решения суд принял во внимание выводы, приведенные в Определении ВС РФ от 20.12.2016 № 304-КГ16-12189: выплаты, установленные в коллективных или трудовых договорах в соответствии с трудовым законодательством, следует рассматривать как выплаты, установленные законодательством РФ, а потому подлежащие освобождению от обложения страховыми взносами. При этом до 01.01.2015 это не зависело от сумм таких выплат.

Напомним, что Минфин и ФНС имеют право занимать собственную позицию. У судов нет права толковать НК РФ. А решение Суда распространяется только на правоотношения в каждом конкретном случае. Другими словами, для Минфина и налоговых органов данные решения судов не являются инструкцией к толкованию. В каждом конкретном случае налоговые органы будут вменять необходимость начисления НДФЛ и страховых взносов из сумм, являющихся компенсациями затрат на питание сотрудников. Если вы уверены, что решение контролеров можно оспорить, то можно попытать удачу в суде, так как в некоторых нюансах этого вопроса суды стоят на стороне налогоплательщика и его агентов.

Организация питания в образовательном учреждении

О. Лунина

Журнал «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение» № 7/2017

Какими нормативными документами следует руководствоваться при организации питания? Какие требования предъявляются к самому питанию? Как документально оформляется и отражается в учете организация питания?

В соответствии с п. 1 ст. 37 Закона об образовании на образовательные организации возложена обязанность по организации питания обучающихся. Какие нормы и требования следует при этом соблюдать, а также каков порядок отражения в учете различных операций, связанных с организацией питания, рассмотрим в данной статье.

Организацией питания должно заниматься образовательное учреждение. При этом нормативное регулирование обеспечения питанием обучающихся находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 ст. 37 Закона об образовании). Они определяют стоимость питания, источники и правила его финансирования, льготные категории обучающихся, которые освобождаются от платы за питание полностью или частично, другие общие организационные вопросы.

Кроме этого, на федеральном уровне совместным Приказом Минздравсоцразвития РФ № 213н, Минобрнауки РФ № 178 от 11.03.2012 утверждены Методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях (далее – Рекомендации). В них перечислены технические регламенты, СанПиНы и федеральные законы, которые необходимо соблюдать образовательным организациям. Следует заметить, что некоторые из названных в регламенте документов изменены или утратили силу, при этом сам регламент не утратил актуальности. Рассмотрим его основные положения.

Документальное оформление и учет.

В рамках организации питания затрагиваются следующие основные направления учета:

  • учет продуктов питания;

  • учет готовых блюд;

  • учет платы за питание.

Учет продуктов питания. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н продукты питания учитываются на счете 0 105 02 000 «Продукты питания» (чаще всего на счете 0 105 32 000 «Продукты питания – иное движимое имущество учреждения»). Продукты питания относятся к материальным запасам, и их приобретение согласно Указаниям № 65н осуществляется по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

При организации закупки продуктов питания учреждения руководствуются Законом о контрактной системе. При осуществлении закупки на услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заказчик вправе провести либо электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без предъявления требований к участникам закупки о наличии соответствующего опыта, либо конкурс с ограниченным участием с предъявлением требований к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с нормами, установленными приложением 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).

Читайте также:  Должностная инструкция водителя-экспедитора

Такой вывод сделан исходя из того, что оказание услуг общественного питания и (или) осуществление поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, ведущих образовательную деятельность, организаций отдыха детей и их оздоровления (в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. руб.) относится к случаям закупки товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (п. 6 приложения 2 к Постановлению № 99).

При этом, при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен избегать необоснованного осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), так как это может повлечь за собой нарушение принципа обеспечения конкуренции, являющегося одним из базовых принципов контрактной системы в сфере закупок. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минэкономразвития РФ от 18.02.2016 № ОГ-Д28-2109, от 06.06.2016 № Д28и-1474, от 19.09.2016 № Д28и-2577.

Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в этот документ производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038). Ежемесячно в оборотной ведомости (ф. 0504035) подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца (п. 119 Инструкции № 157н).

Накопительная ведомость (ф. 0504037) составляется по каждому материально ответственному лицу с указанием поставщиков (производителей), по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.

Записи в накопительной ведомости (ф. 0504038) производятся ежедневно на основании меню-требований (ф. 0504202) и других документов, прилагаемых к ней.

По окончании месяца в накопительной ведомости (ф. 0504038) подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов и одновременно сверяется с численностью довольствующихся. Данный документ составляется по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.

Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) применяется для оформления отпуска продуктов питания и составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц.

Меню-требование (ф. 0504202), заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации.

Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом № 52н.

Операции по поступлению и выбытию продуктов питания оформляются следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н***)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Поступление материалов от поставщика

0700 0000000000 000

1 105 32 340

1 302 34 730

0700 0000000000 000

0 105 32 340

0 302 34 730

0700 0000000000 000

0 105 32 000

0 302 34 000

Оплата поставщику стоимости продуктов питания

1 302 34 830

0700 0000000000 244

1 304 05 340

0 302 34 830

0700 0000000000 000

0 201 11 610

0 302 34 000

0700 0000000000 000

0 201 11 000

Предварительная оплата поставщику стоимости продуктов питания

1 206 34 560

0700 0000000000 244

1 304 05 340

0 206 34 560

0700 0000000000 000

0 201 11 610

0 206 34 000

0700 0000000000 000

0 201 11 000

Зачет предварительной оплаты при расчете с поставщиком

1 302 34 830

0700 0000000000 244

1 206 34 560

0 302 34 830

0700 0000000000 244

0 206 34 560

0 302 34 000

0700 0000000000 244

0 206 34 000

Передача продуктов питания для приготовления блюд

1 109 60 272

0700 0000000000 000

1 105 32 440

0 109 60 272

0700 0000000000 000

0 105 32 440

0 109 60 272

0700 0000000000 000

0 105 32 000

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Доставка обедов в офис в последние годы стала все больше набирать популярность. Называется такой способ – кейтеринг (от англ. сater – поставлять провизию) – услуга по организации питания на выездном обслуживании.

Схему учета и контроля средств необходимо прописать в договоре. Если в документе зафиксировано, что фирма-работодатель лишь оплачивает услуги общественного питания, эти операции можно отражать так же, как и расходы на комплексные обеды.

В случае когда компания покупает обеды, а потом передает их работникам за плату и эта деятельность носит регулярный характер, отражать доходы и расходы по данным операциям следует на счете 91 «Прочие доходы и расходы» или на счете 90 «Продажи».

Если же работодатель приобретает обеды и передает их работникам бесплатно, учет блюд следует вести на счете 10 «Материалы».

В расширенный социальный пакет от работодателя нередко входит предоставление бесплатного питания своим работникам. Обычно работодатель участвует в оплате питания по собственной инициативе, закрепив соответствующее условие в трудовых или коллективном договорах. Рассмотрим учет и налогообложение таких операций.


Питание сотрудников можно организовать следующими способами:

— заказ услуг общественного питания на стороне через выдачу талонов на питание или с доставкой обедов в офис организации-заказчика;

— организация питания работников в столовой (кафе, ресторане) на территории организации общественного питания;

— создание собственной столовой, в которой работникам предоставляются бесплатные обеды;

— организация «шведского стола»;

— выплата денежной компенсации работникам на питание.

Бесплатное питание может предоставляться на основании приказа руководителя или же соответствующий пункт можно включить в трудовой договор.


Выдача талонов

Часто компании приобретают у организаций, оказывающей услуги общественного питания (столовых) талоны и бесплатно выдают их сотрудникам. При этом данная обязанность работодателя перед работником может быть отражена в трудовых договорах, либо в коллективных договорах.

По факту выдачи бесплатных талонов у работников не возникает дохода — они еще не получили в обмен на них товары (услуги). При этом талоны не именные — значит, после предъявления их к оплате контрагентом невозможно определить, кто именно из работников получил доход, а кто не воспользовался талонами (Определение ВАС РФ от 09.12.2013 N ВАС-17206/13). На основании этих аргументов не возникает база по НДФЛ и страховым взносам.

В коллективных договорах, очень часто выдачу бесплатных талонов закрепляют, как выплаты в качестве меры социального характера, на прямую не связанную с оплатой труда. В таких случаях, сам факт того, что между организацией и работником имеются трудовые отношения, не свидетельствует о том, что все выплаты, производимые в пользу работников, являются составной частью оплаты их труда. Поэтому, выплаты, которые по своему назначению носят социальный характер, не предусмотренные в трудовом договоре и не зависящие от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, не должны признаваться вознаграждением за труд (стимулирующими или компенсационными выплатами), и, следовательно, не должны облагаться страховыми взносами.

Читайте также:  Программа молодая семья во Владимире и Владимирской области в 2022 году

Верховный Суд РФ в Определении от 03.02.2015 N 307-КГ14-5770 по делу N А56-71503/2013 сделал аналогичный вывод, указав, что стоимость талонов на питание, выдаваемых обществом своим работникам, не была оговорена в трудовых договорах, не является стимулирующей или компенсирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда, сумма стоимости питания работника согласовывалась обществом исключительно с организацией, оказывающей услуги питания, работник, получая талон от общества, получал только возможность воспользоваться услугой на бесплатное питание.

Поэтому в силу ст. ст. 129, 146, 147, 164 ТК РФ, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ установленная обществом компенсация на питание работников является мерой социального характера и не подлежит включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.

Аналогичный вывод сделал Арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 19.11.2014 по делу N А64-1222/2014.

Вместе с этим, обращаем ваше внимание на то, что позиция Минздравсоцразвития России диаметрально противоположная. В своих Письмах от 05.08.2010 N 2519-19, от 19.05.2010 N 1239-19 ведомство считает, что оплата стоимости питания работников подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Шведский стол

Поскольку НДФЛ является персонифицированным налогом и рассчитывается индивидуально по каждому работнику исходя из его дохода, посчитать, сколько съел каждый работник за шведским столом, практически нереально, поэтому начислить и удержать НДФЛ нет возможности. Такое мнение было высказано Минфином России в письме от 06.03.2013 N 03-04-06/6715.

По той же логике рассуждает Минтруд России в письме от 24.05.2013 N 14-1-1061 на вопрос плательщика об обложении страховыми взносами оплату проведения корпоративных мероприятий, включая шведский стол: «Расходы организации на проведение корпоративных мероприятий по случаю праздников не являются адресными выплатами в пользу конкретных работников, сумма оплаты организацией данных мероприятий не признается объектом обложения страховыми взносами».


При этом если предоставление питания предусмотрено в коллективном или индивидуальном трудовом договоре в определенном стоимостном размере, сумма дохода по каждому работнику, исчисленная с учетом данных табелей учета рабочего времени, подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами.

Работодатель обязан организовать питание только определенным категориям сотрудников. Во всех остальных случаях – это его добровольное решение. Поэтому, если бизнесмен хочет повысить лояльность и мотивацию сотрудников, то он может выбрать удобный для себя способ.

При любом варианте добровольной организации бесплатного питания сотрудников эту обязанность работодателя нужно отразить во внутренних документах. В противном случае затраты нельзя будет учесть для уменьшения налоговой базы.

Для крупного бизнеса наилучший вариант – собственная столовая. При этом не только не возникает «лишних» налогов, но организация может и получить дополнительный доход.

Если работодатель предоставляет сотрудникам бесплатные обеды или продукты, то их, по мнению налоговиков, нужно облагать НДФЛ и взносами, даже при невозможности персонифицированного учета. Противоположная позиция, скорее всего, приведет к необходимости решать вопрос в суде.

Если просто прибавить доплату на питание сотрудников к зарплате, то налоги придется заплатить в любом случае. Зато при этом варианте не нужно оборудовать помещение, закупать и доставлять продукты и т.п.

В итоге выбор зависит от финансовых возможностей работодателя и его готовности к дополнительным сложностям как при самой организации питания сотрудников, так и в случае проверки.

Учет выплат для организаций, применяющих УСН и ЕНВД

Выплаты, произведенные работникам в виде компенсаций за питание или приобретение готовых обедов, облагаются страховыми взносами на пенсионное страхование и взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. По мнению Минфина России, они могут быть учтены в составе расходов на оплату труда у организаций, применяющих базу расчета налога по упрощенной системе «доходы минус расходы» только в случае, если бесплатное питание работникам предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Например, предоставление бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов при работе с особо вредными условиями труда (Письмо Минфина России от 19.06.2007 N 03-11-04/2/167).

Столовая как объект обложения ЕНВД

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса на уплату единого налога на вмененный доход переводятся налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в частности в сфере оказания услуг общественного питания через специализированные организации общественного питания с площадью зала обслуживания не более 150 кв.м по каждому объекту. Согласно статье 346.27 Кодекса к объекту общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, относится здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и / или покупных товаров, а также для проведения досуга.

То есть Налоговый кодекс главным условием для отнесения столовой к объектам обложения ЕНВД выделяет ее специализированную деятельность по организации общественного питания и торговлю различными сопутствующими товарами (буфет). Однако налоговые органы готовы подвести под определение «общественное питание» любую деятельность по организации питания за плату, не подразделяя ее на общественное питание, организованное для своих работников, и на общественное питание, организованное для неограниченного круга потребителей. Причины этого подходы ясны – организация будет вести раздельный учет и уплачивать в бюджет еще один налог.

Согласно пункту 3 ГОСТа Р50647-94 «Общественное питание» (утв. по­становлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 г. № 3511) под общественным питанием понимается совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции. Данный стандарт под предприятием общественного питания понимает предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и / или организации потребления.

Налоговый кодекс не содержит определения термина «общественное питание». В статье 346.26 содержатся только условия отнесения объекта общественного питания к плательщикам ЕНВД. Так, организация общественного питания уплачивает ЕНВД при одновременном выполнении трех следующих условий:

  • деятельность является услугой общественного питания;
  • имеется зал для обслуживания потребителей;
  • площадь зала не превышает 150 кв.м.

Однако налоговая служба и на этот счет имеет свое мнение.

В письме УМНС РФ от 11.03.2004 г. № 04-27/1404/5239 налоговый орган посчитал, что к услугам предприятий общественного питания относятся:

  • питание в ресторанах, барах, кафе, закусочных и предприятиях ­другого типа;
  • организация досуга.

Мнение областного налогового органа противоречит и Налоговому кодексу, и государственному стандарту. Но это не единственный случай, когда налоговые инспекторы различного уровня самовольно трактуют положения основополагающих нормативных актов. Само по себе это мнение имеет право на существование, однако плохо то, что это «передовое мнение» распространяется Центральным аппаратом Федеральной налоговой службы по всем регионам, и вольная трактовка законодательства становится ­аксиомой и руководством к действию.

Ряд налоговых инспекций считает, что осуществление услуг общественного питания (даже для своих сотрудников) за наличный расчет означает, что деятельность столовой направлена на получение дохода и поэтому подпадает под обложение единым налогом на вмененный доход. При этом налоговые инспекторы ссылаются на постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.08.2004 г.

Читайте также:  В каких случаях могут лишить родительских прав?

№ А28-11959/2003-601/23, в котором указано, что для предприятия общественного питания не важен способ оплаты: она может быть наличной, безналичной или с использованием пластиковых карточек.

Ежедневная выдача бесплатного питания должна быть документально оформлена.

В настоящее время унифицированной формы для данной операции не предусмотрено, поэтому организация может разработать ее сама и отразить в учетной политике, обратив внимание на то, чтобы форма содержала все обязательные реквизиты, предусмотренные п.2 ст. 9 ФЗ от от 06.12.2011г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Молоко и иное лечебно-профилактическое питание, приобретенное для выдачи работникам, принимается к бухгалтерскому учету в составе материально-производственных запасов (дебет счета 10 «Материалы») по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на его приобретение без НДС, а при выдаче списывается в дебет одного из счетов 20 «Основное производство» с кредита счета 10.

Для всех остальных работников в ст. 41 ТК РФ установлено, что в коллективном договоре может быть предусмотрена обязанность работодателя по частичной или полной оплате питания работников. Для этого в разделе, посвященном оплате труда, нужно указать, что «работодатель обязуется предоставлять работникам бесплатные обеды», а в трудовых договорах необходимо дать ссылку на соответствующий пункт коллективного договора.

Питание сотрудников по системе «шведский стол»

Организация питания по системе «шведский стол» выгодна прежде всего тем, что со стоимости питания в этом случае не удерживают НДФЛ. Объясняется это тем, что НДФЛявляется персонифицированным налогом и рассчитывается индивидуально по каждому работнику исходя из его дохода, а при данной системе питания, нельзя точно определить доходы физического лица, то есть определить стоимость каждого обеда. Бухгалтерский учет ведется также, как в первом и втором случаях. Интересно, что до недавнего времени вопрос о признании расходов по данной системе питания в налоговом учете, был спорным и ИФНС при проведении проверок просто исключала расходы компании на оплату питания по системе «шведский стол». Однако ФАС Московского округа решил данный спор в пользу налогоплательщика, указав, что расходы на оплату питания работников по системе «шведский стол» можно учесть при расчете налога на прибыль при условии, что его предоставление предусмотрено коллективным или трудовым договором. Тот факт, что фактический доход каждого работника определить невозможно, значения не имеет (Постановление ФАС Московского округа от 06.04.12 N А40-65744/11-90-285).

С этого года порядок расчета, уплаты и представления отчетности по страховым взносам регулируется положениями главы 34 НК РФ. На сегодняшний день Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) уже утратил свою силу.

В связи с этим разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов должен давать Минфин России (п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Специалисты финансового ведомства в письме от 16.11.2016 № 03-04-12/67082 порекомендовали плательщикам страховых взносов руководствоваться разъяснениями, которые давал Минтруд России в период действия Закона № 212-ФЗ. Такой подход финансисты объяснили тем, что перечень не облагаемых страховыми взносами выплат остался прежним. Поэтому Минфин России априори согласился с позициями Минтруда России по вопросам уплаты страховых взносов.

Питание сотрудников за счет предприятия налогообложение

Действующее законодательство обязывает работодателя за свой счет выдавать по установленным нормам продукты (спецпитание) работникам, трудящимся в определенных условиях (ст. 222 ТК РФ):

  • во вредных — молоко или иные равнозначные ему продукты;
  • в особо вредных — лечебно-профилактическое питание.

Однако у работодателя достаточно часто возникает желание организовать регулярное бесплатное или частично компенсируемое питание и для прочих своих работников. Сделать это он может разными способами:

  • открыв собственную столовую;
  • обеспечив процесс питания силами стороннего контрагента: либо в его столовой, либо путем доставки готовых блюд на территорию работодателя;
  • приобретая продукты и давая возможность использовать их работникам;
  • выплачивая работнику деньги для компенсации понесенных им расходов на питание.

Предоставляя работнику возможность бесплатно питаться, работодатель фактически увеличивает выплачиваемый ему доход, который вполне обоснованно можно расценить как оплату труда. Но для того чтобы такой вид оплаты можно было отнести к подобным расходам, их следует внести в общий перечень выплат, образующих систему оплаты труда у работодателя (ст. 129 ТК РФ), закрепив это в одном из следующих внутренних нормативных актов (ст. 135 ТК РФ):

  • положении об оплате труда;
  • коллективном соглашении;
  • трудовом договоре.

Подробнее о положении по оплате труда читайте в статье «Положение об оплате труда работников — образец-2018 — 2019».

Кроме того, поскольку питание представляет собой выплату натурального характера, то в отношении него придется учесть такие моменты (ст. 131 ТК РФ):

  • объем этой выплаты не может составить больше 20% от всей начисленной за месяц зарплаты;
  • работник должен написать заявление на предоставление ему зарплаты в такой форме.

Отнесение расходов на питание к оплате за труд потребует организовать ведение учета величины дохода, получаемого каждым конкретным работником. Для большинства способов обеспечения питанием это сделать вполне реально, снабдив работников соответствующими талонами, карточками или отмечая выдачу по спискам. Но есть некоторые отдельные ситуации, когда определить доход конкретного работника невозможно. Например, когда доступ к продуктам организуется в общем доступе без ограничений (расходы на чай-кофе, конфеты-печенье или питание происходит по типу шведского стола).

Варианты организации питания работников

Действующее законодательство обязывает работодателя за свой счет выдавать по установленным нормам продукты (спецпитание) работникам, трудящимся в определенных условиях (ст. 222 ТК РФ):

  • во вредных — молоко или иные равнозначные ему продукты;
  • в особо вредных — лечебно-профилактическое питание.

Однако у работодателя достаточно часто возникает желание организовать регулярное бесплатное или частично компенсируемое питание и для прочих своих работников. Сделать это он может разными способами:

  • открыв собственную столовую;
  • обеспечив процесс питания силами стороннего контрагента: либо в его столовой, либо путем доставки готовых блюд на территорию работодателя;
  • приобретая продукты и давая возможность использовать их работникам;
  • выплачивая работнику деньги для компенсации понесенных им расходов на питание.

Предоставляя работнику возможность бесплатно питаться, работодатель фактически увеличивает выплачиваемый ему доход, который вполне обоснованно можно расценить как оплату труда. Но для того чтобы такой вид оплаты можно было отнести к подобным расходам, их следует внести в общий перечень выплат, образующих систему оплаты труда у работодателя (ст. 129 ТК РФ), закрепив это в одном из следующих внутренних нормативных актов (ст. 135 ТК РФ):

  • положении об оплате труда;
  • коллективном соглашении;
  • трудовом договоре.

Подробнее о положении по оплате труда читайте в статье «Положение об оплате труда работников — образец-2019 — 2020».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *