Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция водителя-экспедитора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водителю должен предоставляться ежегодный основной отпуск продолжительностью не менее 24 календарных дней (далее – к. д.) за отработанный рабочий год (ст. 75 КЗоТ; ст. 6 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, далее – Закон № 504).
Общие требования закона
Рассмотрим подробнее, что должен (но часто забывает) делать работодатель, чьи работники перевозят пассажиров или грузы на ТС:
1. Анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих ему транспортных средств (абз. 5 п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ). Все ДТП с участием автомобиля работодателя, независимо от места их совершения, подлежат учету. Правила учета ДТП утверждены постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 (далее – Правила учета ДТП).
Работодатель должен фиксировать все ДТП в журнале учета (форма утверждена приказом Министерства транспорта РФ от 02.04.1996 № 22). ДТП отмечаются там вне зависимости от вины водителя, места аварии и ее последствий. Предполагается, что содержащиеся в журнале сведения позволят работодателю:
- оценить аварийность машины,
- определить опасные аварийные участки на путевых маршрутах, а также
- выявить водителей, наиболее подверженных попаданию в рискованные ситуации.
Журнал состоит из двух разделов:
- данные для сверки с органами внутренних дел и
- сведения, выясняемые в процессе внутреннего служебного расследования.
Приведем образец заполнения журнала учета ДТП (Пример 1).
Требования к кандидату на должность водителя
Принимая на работу водителя, обращайте внимание:
- на его возраст;
- соответствие квалификационным требованиям;
- отсутствие медицинских противопоказаний.
Внимание! Чтобы подтвердить отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья, кандидату на должность водителя нужно пройти медосмотр. О порядке прохождения медосмотров водителями читайте в «БАЛАНСЕ», 2020, № 46-47, с. 17). |
Что подписывают в общем случае
Практически все транспортные компании точно знают, что им делать. Обычно они сами сообщают заказчику, какая документация потребуется при перевозке грузов, чтобы в процессе не возникало проблем и сложностей. Официальный перечень для большинства типов товаров небольшой:
- товарно-транспортная накладная, подписанная на каждый элемент ассортимента в составе посылки, даже если их сотни видов;
- водительское удостоверение лица, которое будет за рулем, с соответствующей категорией;
- соглашение между грузоотправителем, получателем и фирмой, которая занимается доставкой;
- путевой лист.
Все, что указано выше, необходимо вне зависимости от того, какого сорта продукты или изделия перевозятся. Их нельзя заменить на другие документы на перевозимый груз или отказаться от их оформления.
Кроме того, дальнобойщик должен быть вписан в разрешение или доверенность, в соответствии с которой он имеет право управлять этим ТС. Важно, чтобы это было документально закреплено.
Давайте разберем некоторые из них подробнее.
Графики работы водителей
В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.
Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.
Существует 2 типа учета рабочего времени:
- Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
- Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.
Трудовой договор с водителем: образцы для скачивания
При заключении ТД с личным водителем важно учитывать и трудовые обязательства и то, что на автомобиль заключается отдельно договор аренды.
Особенности приема на работу водителя на перевозку груза в 2021 году
В целом трудовое соглашение с шофером содержит стандартные условия за исключением некоторых особенностей. Он может подписываться на определенный срок или быть бессрочным. Рассмотрим подробнее, на какие моменты стоит обратить внимание.
Важно! Берется во внимание тип транспорта, на котором будет ездить сотрудник. Для управления грузовым автомобилем, автобусом необходимо иметь категорию прав D и C. Иначе он не сможет управлять транспортным средством.
2.2. Транспорт оснащается указателями номера маршрута, с проставлением начальной и конечной остановки. В салоне должны быть указаны адрес, телефон и наименование перевозчика, контролирующий орган, стоимость проезда, места расположения огнетушителей и кнопок остановки и т. д.
НА ЗАМЕТКУ! Проезд без билета, по поддельному или выписанному на другое лицо билету, или по льготному билету без предъявления документа, удостоверяющего право на льготу, влечет штраф за безбилетный проезд и оплату проезда от пункта посадки до места назначения или пункта, в котором безбилетник покинет транспорт. Если невозможно установить место посадки безбилетника, стоимость проезда рассчитывается от начальной точки отправления транспорта.
Водители являются одной из категорий работников, к которым предъявляются особые требования. Специфика работы на транспортном средстве, являющемся источником повышенной опасности, особые режимы работы, отдыха накладывают свой отпечаток на подход к организации оплаты их труда. В этой статье мы постарались обобщить доступную информацию об особенностях оплаты водительского состава организации.
Положение должно быть разработано согласно специфики транспортного производства, учитывая систему организации и графика работы водительского персонала, сложность и характер выполнения транспортных заданий.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
Сведения о семейном положении либо о наличии детей возможно предоставить только в том случае, если работник относится ко льготной категории с правом на определенные виды компенсаций — к примеру, при наличии детей-инвалидов либо маленьких детей находящихся под опекой.
Для оформления любого сотрудника на работу потребуются следующие документы: паспорт или заменяющий его документ, трудовая книжка, страховое пенсионное свидетельство (Трудовой кодекс ст.65). А если вы на работу берете водителя, то потребуются еще водительское удостоверение и медицинская справка о допуске к управлению транспортными средствами (ТК ст. 328) .
Если такой справки у вашего водителя не будет, то при проведении проверки трудовой инспекцией водители будут отстранены от работы до предоставления соответствующих медицинских справок. Кроме того, за то, что у ваших водителей нет справок, инспекторы вас оштрафуют. Штраф для организации составляет от 30 000 до 50 000 руб., для индивидуального предпринимателя – от 1000 до 5000 руб.
Обязанности водителя-экспедитора
Совмещение функций предполагает и совмещение основных должностных обязанностей по каждой позиции. Для описания того, что делает водитель-экспедитор, его обязанностей в практике компаний используются два способа оформления:
- одна ДИ с двойным названием должности;
- две — отдельно на каждую функцию.
ДИ регламентирует должностные обязанности водителя-экспедитора по доставке продуктов питания (любых других грузов). ЛНА содержит следующие разделы:
- Общие положения.
- Функциональные обязанности.
- Права.
- Ответственность.
- Взаимодействие с подразделениями (отделами), должностными лицами.
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Проверить наличие водительского удостоверения, талона технического паспорта автомобиля, товарных накладных, иных документов. 2.2. Получить у диспетчера путевой (маршрутный) лист. 2.3. Пройти предрейсовый медосмотр с обязательной отметкой и штампом медицинского работника в путевом листе. 2.4. Получить задание от руководителя на выполнение работ и инструктаж об условиях ее выполнения. 2.5. Работы следует производить только на закрепленном за водителем-экспедитором автомобиле. Работа на незакрепленных автомобилях запрещается. 2.6. Проверить наличие и исправность спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты, привести их в порядок. При необходимости надеть их. 2.7. Проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля. При осмотре особое внимание обратить на: — отсутствие повреждений кузова, дверей кабины, салона, запоров бортов, зеркал заднего вида, лобового стекла, глушителя (герметичности его соединений) и др.; — исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозной системы, рулевого управления, отопительного устройства и др.; — корректность функционирования стоп-сигналов, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, щеток стеклоочистителя и др.; — отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости; — давление воздуха в шинах и их исправность; — надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарём и их исправность. — наличие сигнальных средств, противопожарных средств, аптечки. 2.8. Проверить наличие и достаточность топлива в баке, масла в двигателе, воды или антифриза (в холодное время года) в системе охлаждения, тормозной жидкости, уровень электролита в аккумуляторной батарее. При необходимости произвести дозаправку, долить указанные жидкости. 2.9. Запустить двигатель. Перед пуском двигателя необходимо: — затормозить автомобиль стояночным тормозом; — поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение. 2.10. Пусковую рукоятку разрешается использовать только в случае временной неисправности стартера или при пуске двигателя после ремонта. 2.11. Проверить работу двигателя на холостом ходу. 2.12. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения. 2.13. Водителю-экспедитору не следует приступать к работе при наличии следующих нарушений требований охраны труда: — при наличии неисправностей механизмов и систем, при которых не допускается эксплуатация автомобиля; — при несвоевременном проведении очередных испытаний (технического освидетельствования, техосмотра) автомобиля; — несоответствии характеристик автомобиля характеристикам груза по объему, грузоподъемности, длине, и другим параметрам; — отсутствии или неисправности осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнальных устройств, противопожарных средств, аптечки; — при отсутствии или неисправности средств индивидуальной защиты; — при отсутствии или неисправности защитных устройств; — при невыполнении предписаний органов государственного надзора; — при отсутствии постоянного контроля со стороны ответственных лиц за безопасное производство работ; — без прохождения целевого инструктажа на производство разовых работ, не связанных с его должностными обязанностями, а также работ, связанных с повышенной опасностью; — без прохождения периодического медицинского осмотра.
Порядок учета разъездной работы и компенсаций сотрудникам
Чтобы избежать возможных недоразумений, рекомендуем всего прописать размер и порядок возмещения расходов сотрудников непосредственно в положении или других внутренних нормативных актах. Поскольку в этом случае работодатель не должен оформлять командировочные документы и платить суточные, он должен правильно учитывать отработанное время.
Для этих целей может быть использован обычный табель. В нем периоды служебных поездок необходимо отмечать как рабочее время. Ведь обычно такие сотрудники получают обычный должностной оклад, а также дополнительные выплаты, если они установлены трудовым договором (ч. 1 ст. 129 ТК РФ, ст. 149 ТК РФ). Кроме того, в силу статьи 168.1 ТК РФ фирма обязана компенсировать множество расходов таких сотрудников:
- по проезду;
- проживанию;
- питанию и прочим нуждам, согласованным с работодателем.
Режим труда и отдыха водителей
- Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательствомю
- Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.
- При осуществлении междугородной перевозки, чтобы дать водителю возможность доехать до места отдыха.
- Для водителей автобусов, работающих на городских и пригородных маршрутах.
- Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях.
Опасные грузы: обучение водителей
Однако для учебного комбината недостаточно просто иметь образовательную лицензию. Право на проведение учебного курса должно быть подтверждено не только наличием лицензии на образовательные услуги, но и аккредитацией в Ространснадзоре и получением соответствующего удостоверения. Информация об образовательных организациях, допущенных Ространснадзором к проведению обучения по перевозке опасных грузов, опубликована на официальном сайте.
Работник, допущенный к перевозке опасных грузов, должен пройти специальное обучение на знание правил безопасности по стандарту ДОПОГ. Этот курс является обязательным для повышения квалификации при управлении транспортным средством, предназначенным для транспортировки ОГ. Такое обучение нельзя пройти в своей организации.
Распространенная на практике ситуация — когда в трудовом договоре водителя указывается, что его рабочим местом является автомобиль определенной марки и с определенными номерными знаками. При этом работодатели часто объясняют включение этой информации в трудовой договор требованием ст. 57 ТК РФ об обязательном указании в трудовом договоре места работы. На самом деле в договоре с работником достаточно написать наименование организации, а в необходимых случаях указать наименование и местонахождение филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения. Включение в трудовой договор информации о конкретном автотранспортном средстве приведет к тому, что в случае его поломки, продажи или при возникновении иной необходимости пересадить водителя на другую машину работодатель будет вынужден заключить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ). Если ссылки на конкретный автомобиль в трудовом договоре нет, то для того чтобы пересадить водителя на другую машину, его согласие не требуется (п. 3 ст. 72.1 ТК РФ).
Новые правила стажировки водителей с 1 января 2021 года
Приказа Минтранса РФ от 18.07.2021 N 75): — организация стажировки; — организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; — проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; — регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; — соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; — регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; — организация контроля за соблюдением требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
— наличия у него документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования; — соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок. — категория «A» — мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами; — категория «B» — автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; — категория «C» — автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг; — категория «D» — автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; — категория «E» — составами транспортных средств с тягачом, относящимися к категориям «B», «C» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 года № 272, было определено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в этом Европейском соглашении», – говорится в сообщении пресс-центра ГИБДД.
Заполнение товарной накладной ТОРГ-12 Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в 2021 году Штраф в 100000 рублей таксистам за детское кресло с 12 мая 2021 года Новые правила перевозки грузов автомобильным транспортом с 2021 года № 211 Росавтодором подготовлен и на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения размещен проект приказа «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2021 году» Штрафы для большегрузов свыше 12 тонн за неуплату проезда по федеральным трассам изменены с 15 декабря 2021 года. Об этом рассказал глава Ространснадзора Роман Старовойт на конференции.
Программа обучения на перевозку опасных грузов состоит из таких разделов: Общий курс. Специальный курс по первому классу. Специальный курс по седьмому классу. Дополнительный курс по третьему классу. В документе водителей есть две графы: После того, как водитель прошел обучение, в ДОПОГ открываются только те классы, которые соответствуют пройденной программе.
Перевозке опасных грузов Проверка свидетельства на подлинность Вопрос, как проверить ДОПОГ на подлинность онлайн, волнует многих работодателей в организациях, что занимаются транспортировкой опасных веществ.
В документе прописаны новые требования к водителям:
-
автобусов;
-
грузовых автомобилей;
-
легкового транспорта, включая такси;
-
осуществляющим международные перевозки;
-
тяжеловесного или крупногабаритного транспорта;
-
транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Также в приказе содержатся квалификационные требования к специалистам по безопасности дорожного движения, консультантам по вопросам перевозок, контролерам технического состояния транспорта.
В отличие от приказа Минтранса №287 в новом документе указано, что водитель должен знать:
-
основы погрузки и разгрузки;
-
опасность перемещения грузов;
-
правила крепления багажа в кузове авто;
-
основы оказания помощи пассажирам при погрузке, в том числе с использованием устройств для инвалидов и так далее.
Также среди новых требований к водителям — знание правил использования тахографа, хотя уметь пользоваться устройством он должен был и ранее. Кроме того, водители грузового транспорта могут работать по иностранному водительскому удостоверению в случаях, прописанных в законе.
Новые требования к персоналу перевозчика с 1 января 2021 года: что изменилось
Предоставлять справку о характере и условиях труда по основному месту работы он не обязан. Выход из этой ситуации — уведомить будущего водителя-совместителя под роспись об ограничениях, установленных статьей Трудового кодекса.
Хотите взять на работу водителя легкового или грузового автомобиля? Какие документы нужны для заключения трудового договора? Нужно ли затребовать у него справку из медицинской организации? Как заполнить его трудовую книжку? Ответим на вопросы.
Юрлица и индивидуальные предприниматели, принимающие граждан на работу в должности водителя обязаны будут проверять у них уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления трудовых функций, связанных с движением автотранспортных средств и городского наземного электрического транспорта. Квалификация соискателей должна соответствовать требованиям, предъявляемым к ним законодательством РФ. Таким образом, согласно ст. N ФЗ «О безопасности дорожного движения» потенциальный работник должен иметь водительское удостоверение с открытыми в нем категориями. Вместе с тем, работнику необходимо иметь медсправку водителя , о чем говорится в статье Трудового кодекса РФ.
Для иностранца предназначены два пакета документов, рассчитанных на наличие патента и его отсутствие. Трудовой патент – это разрешение на трудовую деятельность иностранца в организациях России. Требуется для трудоустройства людей, прибывших в страну в безвизовом режиме.
В этом приказе подробно описана процедура проведения различных видов медосмотров, в том числе и предварительного (при приеме на работу) медосмотра и это мы рассмотрим в отдельной статье (см. статью «Медицинские осмотры водителей»). На данный момент нам необходимо знать следующее:
Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.
Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2021 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2021, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:
- Дата начала договора является обязательным реквизитом. Это дата, когда работник приступает к исполнению своих трудовых обязанностей у данного работодателя.
- Указываются реквизиты работодателя и гражданина, нанимаемого на работу в качестве водителя.
- Трудовая функция и место работы.
Ст. 57 ТК определяет общее требование ряда условий, которые необходимо отразить в стандартном трудовом договоре, распространенных на всех работников организации. Но для особых категорий, водителей, имеются условия, которые должны быть указаны, исходя из того, с чем связана работа водителя.
- должность;
- структурное подразделение организации;
- указываем трудовую функцию;
- прописываем режим работы, если он отличается от общеустановленного внутри организации;
мы обязаны прописать особые условия в части непосредственного выполнения им должностных обязанностей. Это условия, определяющие характер работы.
По характеру работу в отношении водителя можно отнести (ст. 57 ТК):
- к обычной (без особенностей);
- разъездной;
- в пути.
Для удобства документального оформления поездок лучше установить разъездной характер и закрепить его трудовым договором. Тогда работодателю не потребуется оформлять командировки при выезде на длительное время или расстояния. Нахождение в дороге подтверждается путевыми листами.
Работа «в пути» обычно указывается для дальнобойщиков. Она подразумевает отсутствие возможности вернуться домой по окончании рабочей смены и длительное пребывание в пути.
Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда применяются, если в организации есть результаты спецоценки рабочих мест. Если она проведена, то следует посмотреть, что предусмотрено в качестве гарантий и компенсаций для водителя.
Постановления Правительства Российской Федерации
9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.
Порядок прохождения профессионального отбора водителей, действующий до 31 декабря 2021 года, требует, чтобы при приеме водителя на работу работодатель провел собеседование. В новом порядке аналогичное требование отсутствует.
Также исключены и другие пункты, связанные с собеседованием. Например, с 2021 года не требуется оформлять лист собеседования.
13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.
В данном пункте есть несколько важных нововведений:
1. Понятие стажировка заменили на понятие испытание. Аналогичное определение используется и в Трудовом кодексе.
2. Из документа исключена информация о том, что количество часов стажировки определяется работодателем. Однако, поскольку других указаний по поводу продолжительности стажировки в документах нет, фактический срок все равно устанавливается работодателем.
Естественно, при выборе срока нужно помнить и о требованиях статьи 70 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2020 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2021 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841) и подпунктом 5.2.10(3) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Министр
Е.И. ДИТРИХ
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 31 июля 2020 г. N 282
- В Челнах замечены фейковые штрафы за парковку [фото] — 27/12/2020
- ГИБДД будет оценивать результаты работы автошкол по их выпускникам — 26/12/2020
- Тахографы для физлиц с 1 января 2021 года — 25/12/2020
- Что грозит водителю за ксенон и светодиоды в 2021 году? — 24/12/2020
- Изменения ПДД с 2023 года: ожидаемые поправки — 24/12/2020
Условия труда водителей автомобилей в 2021 году!
Согласно новому приказу, изменения затронули режим труда и отдыха водителя.
Первый перерыв после начала управления автомобилем
Было: водитель должен сделать перерыв не позднее, чем через 4 часа.
Станет: перерыв должен быть не позднее, чем через 4 ч. 30 мин. Также это время может быть продлено на час, если водителю требуется дополнительное время для поиска подходящей стоянки или следования к месту назначения.
Длительность перерыва
Перерыв в работе у водителя должен продолжаться не менее 45 мин. Водитель может «разбить» время перерыва на две части: на 15 и 30 минут.
Продолжительность ежедневной работы
Ежедневно водитель должен работать не более 9 часов (или 10 часов, но такой режим должен быть не более 2 дней в неделю).
Продолжительность рабочего времени можно увеличить на 2 ч. в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки.
В неделю общее время работы не должно превышать 56 ч., а за две недели – 90 ч.
В соответствии с положениями нового приказа:
– Время перерыва и работы, не связанной с управлением транспортным средством, будет считаться рабочим.
– Время, в течение которого водитель находится в составе экипажа, но не управляет ТС, не будет считаться рабочим, однако тоже должно быть оплачено. Размер выплаты определяется коллективным договором или локальным актом работодателя.
Особенностям регулирования труда работников транспорта посвящена 51 глава ТК РФ. Предположим, уже подобран достойный кандидат, имеющий права на управление транспортным средством нужной нам категории, приличный опыт работы, безаварийный стаж вождения и т.п. и не имеющий вредных привычек.
- Чтобы удостоверится, что нужный кандидат не имеет медицинских противопоказаний, работодатель обязан направить его на предварительный медицинский осмотр, выдав соответствующее направление (п. п. 7, 8 Приложения 3 к Приказу от 12.04.2011 N 302н). Только после положительного заключения медицинского осмотра можно осуществить прием на работу (ст. 328 ТК РФ). Кандидат, не прошедший такой осмотр (выявлены какие-либо противопоказания), не может быть принят на работу в качестве водителя (ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
- Потенциальный работодатель должен обязательно проверить уровень компетенции кандидата. Соответствующий порядок утвержден приказом Минтранса РФ от 11.03.2016 N 59.
- Теперь о документах, которые предъявляет кандидат (ст. 65 ТК РФ):
- паспорт;
- трудовая книжка;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
- военный билет;
- водительское удостоверение с открытыми категориями «С» и «СЕ».
- Убедившись, что все документы в порядке, работодатель должен ознакомить будущего сотрудника под подпись с локальными нормативными актами (далее — ЛНА), которые связаны с его предполагаемой деятельностью (ч.3 ст. 68 ТК РФ):
- Правилами внутреннего трудового распорядка;
- Положением о порядке хранения и использования персональных данных;
- Положением о материальном стимулировании;
- Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей;
- Положением о компенсационных выплатах водителям;
- Инструкцией по охране труда для водителя-экспедитора;
- прочими ЛНА, которые приняты работодателем и являются обязательными для исполнения работниками.
Договор также может содержать дополнительные условия. Остановимся подробнее на некоторых основных пунктах. Раскрывая трудовую функцию водителя, в контракте необходимо указать, например, что трудящийся обязан:
- управлять автомобилем, соблюдать правила дорожного движения;
- обеспечивать своевременную подачу автомобиля к указанному месту для транспортировки грузов работодателя и его клиентов;
- принимать груз со складов в соответствии с сопроводительными документами;
- проверять целостность упаковки;
- контролировать правильность проведения погрузочно-разгрузочных работ, соотношение веса перевозимого груза и грузоподъемности автомобиля, размещение и укладку груза;
- обеспечивать доставку груза к месту назначения, необходимый режим хранения и сохранность его при транспортировке;
- сдавать доставленный груз;
- при необходимости участвовать в составлении актов на недостачу, порчу груза и других документов при наличии соответствующих надлежаще оформленных полномочий;
- проверять техническое состояние и прием автомобиля, на котором осуществляется транспортировка груза перед выездом на линию;
- обеспечивать своевременную заправку автомобиля топливом, охлаждающей жидкостью, замену смазочных материалов и др.;
- бережно относиться к автомобилю работодателя;
- обеспечивать постановку автомобиля на отведенное работодателем место по возвращении;
- устранять возникшие во время работы на линии мелкие неисправности, не требующие разборки механизмов;
- иметь права определенной категории, в том числе, «С» и «СЕ», если нужен сотрудник на грузовики. Этот пункт рекомендуют непременно включать в трудовой договор, т.к. будучи лишенным водительских прав, работник должен быть отстранен от работы (абз. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ и абз. 3 п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090), а в случае лишения прав более, чем на 2 месяца, может быть уволен на основании п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ при условии соблюдения работодателе�� определенных ТК процедур.
Приведенное выше не исчерпывает всех возможных обязанностей водителя. Правильным будет для каждой организации вынести свои требования к нему в должностную инструкцию.
Обратите внимание, что с 14 июня 2016 года действуют Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287). Т.е. при разработке должностной инструкции необходимо учесть и этот документ.
Если организация занимается перевозками крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, то нужно заключать трудовой договор с водителем грузового автомобиля, имеющим рабочий стаж не менее пяти лет. При этом, как минимум, один последний год стажа ему нужно проработать в качестве водителя автомобиля такой категории. Среди важных требований к лицам, которые перевозят опасные грузы, отметим запрет на управление автомобилем для тех, кто в течение последнего года был лишен прав.
Как определить характер работы водителя-дальнобойщика, исходя из предлагаемых статьей 57 ТК РФ вариантов: он подвижной, разъездной или в пути?
Если подвижной характер работы понимать, как частые передислокации работников или оторванность от постоянного места жительства, а работу в пути, как осуществление трудовой функции в процессе движения транспортного средства (например, проводник в поезде, кондукторы на междугородних автобусах, экспедиторы), то работа водителя-дальнобойщика, скорее, разъездная, т.к. у сотрудника нет неподвижного рабочего места и большая часть рабочего времени проходит в разъездах. От того, как охарактеризовать работу сотрудника, зависит возможность возмещения расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ.
Обозначая режим рабочего времени и времени отдыха водителя в трудовом договоре, можно сослаться на Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, составленное с учетом Приложения к Приказу Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 и утвержденное работодателем. В нем подробнее определено, из чего состоит рабочее время водителя, как часто в течение рабочей смены он обязан отдыхать, как суммируются эти интервалы, какие возможности отдыха есть у работника, если окончание маршрута выпадает на выходной день, кому надо сообщать об этом и пр. Также в этом пункте указывается информация о том, нормированным или ненормированным является рабочий день, какие предусмотрены ежегодный оплачиваемый и дополнительный отпуска.
Условия труда. Рабочим местом водителя является кабина автомобиля, гараж, стоянка. Работодатель предоставляет технически исправное транспортное средство. Насколько будет комфортно в нем работать и при необходимости отдыхать, зависит и от работника в том числе. О том, какие меры безопасности надо соблюдать в начале работы, при движении, после окончания движения, что нужно проверить, что отключить на рабочем месте, как закрепить автомобиль на стоянке и прочее, вряд ли стоит указывать в самом трудовом договоре, достаточно сделать отсылку на Положение об охране труда, в котором будут содержаться все эти подробности, и ознакомить сотрудника с этим Положением под подпись.
Условия оплаты труда водителей также имеют ряд особенностей. В контракте необходимо указать систему оплаты труда, принятую у работодателя (повременная, сдельная и бестарифная и пр., с надбавками, доплатами). Как правило, водители находятся на повременной оплате труда, при которой их основная заработная плата состоит в выплате тарифной ставки (оклада) за месяц, исходя из присвоенного им тарифного разряда (оклада) и в зависимости от того, полностью или нет отработана норма рабочего времени за месяц. Во всех случаях тарифная ставка (оклад) за полностью отработанный рабочий месяц должна быть не менее минимального размера оплаты труда. Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т.п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении. Бестарифной считается оплата, когда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения, в котором он работает, или всего предприятия и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.
В структуру оплаты труда включаются и дополнительные выплаты в виде доплат и надбавок, например:
- доплата за сверхурочную работу;
- доплата за работу в ночное время;
- надбавка за классность;
- доплата за разделение рабочего дня на части.
Прием на работу водителей транспортных средств имеет свои особенности в виде соблюдения отдельных законодательных процедур из – за того, что транспортное средство является источником повышенной опасности.
Должностная инструкция водителя грузового автомобиля
Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.
Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.
При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.
Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.
Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.
С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:
- подготовительно-заключительное время;
- периоды прохождения медосмотров;
- простои не по вине работника;
- время ремонта автомобиля;
- иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.
Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:
- охраны груза;
- присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.
С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.
В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.
Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:
- для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
- для прочих водителей – не более 5 часов.
Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.
С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.
Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых. В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.
Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2020 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).
С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:
- возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
- допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.