Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как провести субсидию в связи с коронавирусом в бухгалтерском и налоговом учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такие выплаты нужно включать в доходы постепенно в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите. Такой постепенный налоговый учёт действует три календарных года, начиная с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).
Выплаты на содействие самозанятости безработных
Если к концу третьего года у вас останется неизрасходованная часть денежных выплат, то их придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите. Например, если вы получили субсидию 300 000 рублей, по истечении трёх лет расходы за счёт неё составляли 250 000 рублей, то неизрасходованный остаток субсидии в 50 000 рублей станет облагаемым доходом.
Под понятием «субсидия» понимают денежные средства, получаемые юридическим лицом от государственных органов на безоплатной и безвозвратной основе. Цель оказания дотационной помощи – возмещение затрат, понесенных предприятием, или покрытие недополученных им доходов.
Все субсидии, получаемые из бюджета, подразделяются на два основных направления:
- государственное регулирование цен (компенсация расходов предприятия, связанных с повышением цен на сырье, малому бизнесу, оборудование, материалы, на иные цели);
- реализация государственных программ социально-экономического развития (финансирование объектов производственного и непроизводственного строительства).
Целевым назначением дотаций и субсидий, как правило, являются жилищные субсидии, финансирование объектов социального характера, поддержка среднего и малого бизнеса, а также мероприятия по охране окружающей среды, ликвидации аварий и стихийных бедствий.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст.251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями, в данном перечне не поименованы, и, следовательно, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Таким образом, субсидии, полученные коммерческими организациями на реализацию проекта по созданию НМА, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. При этом датой признания внереализационных доходов будет признаваться дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В соответствии с пп.3 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям относится имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются.
Учитывая изложенное, расходы, произведенные коммерческими организациями за счет предоставленных субсидий, подлежат учету в целях налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Расходы на приобретение амортизируемого имущества, произведенные коммерческими организациями за счет средств предоставленных субсидий, учитываются в первоначальной стоимости указанного имущества в порядке, установленном ст. 257 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 28.06.13 г. № 03-03-06/1/24671).
Общие понятия налогообложения грантов
Целевое финансирование в виде грантов не является объектом налогообложения и не включается в облагаемую прибылью или единым налогом базу (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Расходы, осуществляемые за счет средств полученного гранта, не учитываются в затратах, уменьшающих налогооблагаемую базу. В статье приводится точное понятие гранта, его назначения и организаций, предоставляющих целевые средства. Условия признания целевого поступления грантом указаны в таблице.
Признак | Подробное описание |
Характеристика гранта | Передача средств производится безвозмездно и без возврата |
Ограниченный перечень грантодателей | Физические лица, некоммерческие организации и иностранные компании согласно перечня Правительства |
Виды исследовательских направлений | Образование, искусство, культура и другие, приведенные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ |
Из положений следует, что средства, предоставляемые коммерческими организациями, фондами или направленные на иные, не поименованные в перечне статьи, не могут признаваться грантами в целях налогообложения. Целевые поступления, не соответствующие условиям или не учитываемые отдельно, включаются в состав доходов предприятий.
Субсидии в налоговом учете
В целях налогообложения прибыли доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав включаются в состав внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Исключение составляют только доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Нас интересует пп. 14 п. 1 этой статьи, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде субсидий АУ. Получается, одним из признаков целевого финансирования является определение направления расходования средств такого финансирования лицом (физическим или юридическим), передающим средства, либо федеральным законом (Постановление ФАС СЗО от 07.07.2009 по делу N А56-47238/2008). В нашем случае о том, что учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания, сказано в п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях. При этом порядок финансового обеспечения выполнения задания определяется:
- Правительством РФ — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
- местной администрацией — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Расходы, осуществляемые за счет субсидий, также не участвуют в расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Основание — п. 17 ст. 270 НК РФ, в силу которого в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Из этих двух норм, как отметили судьи ФАС ВВО в Постановлении от 14.01.2008 по делу N А43-4006/2007-34-88, следует, что средства целевого финансирования — это имущество, полученное и использованное по указанному источником средств назначению. Такие средства налогообложению не подлежат.
Автономные учреждения должны помнить о необходимости ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Ведь при отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Целевое назначение субсидий
Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:
- покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
- возместить часть прошлых убытков;
- компенсировать часть недополученной прибыли.
Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:
- Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
- Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.
СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.
В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:
- средства выделены бюджетом;
- организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.
Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.
Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).
Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:
- траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
- затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.
Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).
ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).
Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований[1]. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах.
Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.
С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2021 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне.
Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.
Бухгалтерский учет целевых субсидий
У специалиста, занимающегося учетом расходов и доходов на предприятии, реализующем субсидирование, имеется план бухгалтерских счетов под названием «Учет государственной помощи». К нему прилагается инструкция, которая утверждена , действующим с 31 октября 2000 года, номер 94н. Согласно этому документу, для бухгалтерского учета субсидий используется пункт «Целевое финансирование».
В качестве финансовых операций рассматриваются:
- количество поступивших дотаций;
- сколько их использовано согласно поставленным целям в плане;
- какую часть необходимую вернуть, не израсходованную по целевым назначениям.
Способы отражения субсидирования в бухгалтерских документах делятся на два вида:
- поступившая сумма учитывается сразу же после ее поступления в качестве финансовой задолженности, которая погасится после всех вложений по целевым направлениям;
- полученные средства отражаются на балансе, когда они переведены, а после каждого вида затрат сведения об этом факте заносятся в специальную форму. Таким образом, они учитываются сразу после проведенных работ или закупки оборудования.
ВАЖНО! Рекомендации по учету субсидий в целях налога на прибыль от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.
Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).
Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:
Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).
ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).
Бухгалтерский счет 86: использование
На счете 86 учитываются суммы средств, получаемые организацией для финансирования целевых мероприятий. Источниками поступления средств могут быть как государственные компании, так и коммерческие фирмы и даже частные лица.
Главный критерий учета средств на счете 86 – четкое определение цели и назначения их использования согласно заключенному договору.
На счете 86, как правило, учитываются средств, поступающие в пользу организации в целях финансирования социальных программ и общественно полезных мероприятий (субсидии на оплату коммунальных услуг, субвенции на строительство социального жилья, поддержка льготных и малоимущих категорий населения и прочее).
Начисления целевых средств отражаются по Кт 86. Дт 86 используется для учета использования полученных средств в рамках договорных условий.
Рассмотрим типовые проводки:
Дебет | Кредит | Описание операции |
07 | 86 | Оборудование к установке получено для целевого использования |
52 | 86 | Зачислены средства в валюте в качестве финансирования целевого мероприятия |
86 | 29 | В рамках целевого финансирования покрыты расходы обслуживающих хозяйств |
86 | 91.1 | Учтена доход в сумме полученной экономии сметы по договору целевого финансирования |
41 | 86 | Поступили товары в качестве финансирования целевого мероприятия |
Организации и ИП из пострадавших отраслей бизнеса, которые на 1 марта 2020 года включены в реестр малого и среднего предпринимательства, вправе принять к вычету входной НДС по расходам за счет федеральной субсидии в связи с коронавирусом. Специальные правила, которые запрещают принять к вычету входной НДС, а ранее принятый к вычету налог обязывают восстановить, не применяйте. В Законе № 121-ФЗ прямо прописали, что в этом случае не действуют нормы, установленные пунктом 2.1 и подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК (п. 1 ст. 2 Закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ).
В целях обоснования правомерности принятия НДС к вычету организуйте обособленный учет расходов, понесенных за счет такой субсидии. Раздельный учет необходим также для проверки целевого расходования бюджетных средств. Так поступайте, несмотря на то, что Законом № 121-ФЗ это не предусмотрено.
С входным НДС, по затратам за счет региональной субсидии в связи с коронавирусом поступайте в общем порядке, как и при любой другой госпомощи.
Учет ОС, приобретенных за счет субсидии
После получения субсидии и направления денег на приобретение основного средства у организации, применяющей УСН, могут возникнуть вопросы о способе бухгалтерского и налогового учета данных операций.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвес-тиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007
№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе и носят целевой характер. Так, организация может получить субсидию на приобретение основных средств, причем цель расходования денег определяется органом, выделившим субсидию.
ВАЖНО! Рекомендации по учету субсидий в целях налога на прибыль от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.
Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).
Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:
- траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
- затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.
Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).
ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).