Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.

Неправомерным расходованием бюджетных средств контролеры называют и необоснованные закупки. То есть неправомерной признаются оплата закупок, которые осуществлены без обоснования начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика, проведены не на основании плана-графика; оплата контрактов, информация по которым не размещена в ЕИС в реестре контрактов. При этом учреждениям и непосредственно руководителям учреждений выставляются требования вернуть неправомерно потраченные средства в бюджет.

Такие требования контролеров пока не всегда поддерживаются судами. Суды указывают на то, что обнаруженные в ходе проверки нарушения не являются бюджетными. К полномочиям финансового органа относится выдача предписания по устранению бюджетных нарушений, а не любых нарушений (в частности, гражданского, трудового законодательства), не относящихся к бюджетным. Следовательно, контролеры не вправе требовать от учреждения (а тем более от его руководителя) вернуть денежные средства. Но приходится констатировать, что бывают и другие судебные решения.

Совсем недавно суды подчеркивали, что «при условии соответствия расходов бюджетных средств плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также выполнения объемов государственного задания и обеспечения своевременности и полноты выплат, непосредственно связанных с оказанием услуг и выполнением работ, включенных в государственное задание, учреждение вправе расходовать средства субсидии на выполнение государственного задания по своему усмотрению» ( См., в частности, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2016 года по делу № А17-2519/2015.). Такие выводы были основаны на изменениях законодательства, осуществленных в рамках бюджетной реформы, проведенной Минфином России.

Ключевая идея реформы заключалась в том, чтобы переориентировать учреждения с процесса расходования бюджетных средств на достижение результатов своей основной деятельности. В комментариях (комплексных рекомендациях) ( Письмо Минфина России от 22 октября 2013 года № 12-08-06/44036.) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона № 83?ФЗ прямо указывалось: «Основная задача учреждения — выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не израсходовать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание ровно по той формуле, по которой она была рассчитана». Подчеркивалось, что Федеральный закон № 83?ФЗ положил начало реализации важнейшей фундаментальной реформы системы оказания государственных и муниципальных услуг, определенной Бюджетным посланием Президента РФ от 25 мая 2009 года.

В частности, Минфин указывал, что остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание могут быть израсходованы учреждением, например, на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления (в том числе в дополнение к целевой субсидии, предоставленной учреждению на осуществление капитального ремонта), приобретение оборудования, осуществление приносящей доход деятельности, повышение заработной платы сотрудникам учреждения. Единственное условие — направления расходования этих остатков соответствуют целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе. Предполагалось, что использование субсидий осуществляется учреждениями в соответствии с планом их финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), составляемым и утверждаемым в установленном порядке. И если учреждение определило направление использования средств в ПФХД, то такое расходование средств является целевым и правомерным.

Однако сегодня многие органы финансового контроля считают иначе. Несмотря на то что средства потрачены учреждением в полном соответствии с ПФХД, контролеры настаивают на неправомерности такого расходования средств. Выполнение государственного (муниципального) задания не является для них основанием признать право учреждения самостоятельно распределить остаток субсидии. Сегодня произошло фактическое отождествление новых типов государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) со старым типом (бюджетное, аналогом которого стало казенное учреждение) и унификация требований к ним в части целевого использования средств. При отсутствии изменения уголовного законодательства действия должностных лиц автономных и бюджетных учреждений, не являющихся получателями бюджетных средств, называются преступлениями. Законодательное определение понятия «получатель бюджетных средств» заменяется обыденным разумением: если получил, значит, получатель.

Все это привело к росту случаев квалификации расходов автономных и бюджетных учреждений как нецелевое, неэффективное или неправомерное использование средств. Что, в свою очередь, может являться стимулом для роста коррупции и определенно вызывает сомнения в целесообразности проведенной Минфином России бюджетной реформы.

Как выстроить защиту при нецелевом расходовании бюджетных средств

В подавляющем большинстве случаев вопрос о нецелевом расходовании бюджетных средств тесно связан именно с оплатой за несуществующие, не оказанные услуги либо неполученный товар. Таким образом, приоритетным вопросом в защите (равнозначно административное либо уголовное дело) будет являться представление доказательств реальности выпиленных работ. Также немаловажно подтвердить квалификацию исполнителя – доказать, что именно это предприятие предложило минимальную цену, а в штате фирмы имеются необходимые специалисты.

Для достижения этих целей необходимо представить следующие документы:

  • Государственный контракт со всеми имеющимися дополнительными соглашениями
  • Конкурсную документацию произведённого тендера
  • Сметные расходы по контракту
  • Возможные накладные – товарные, грузовые и так далее
  • Акты выполненных работ
  • Учредительные документы компании – исполнителя
  • Штатное расписание поставщика
  • Бухгалтерский баланс исполнителя государственного контракта
  • И иные

Дополнительно в рамках рассмотрения дела судом будет устанавливаться вопрос планирования подобных расходов. Соответственно, следует обращать внимание на утвержденную уполномоченным лицом смету затрат.

При невозможности самостоятельного получения необходимых доказательств реальности работ, это возможно сделать при помощи правоохранителей либо суда.

Главное: стратегия защиты всегда индивидуальна для каждого отдельного дела. Приведенные важные обстоятельства являются примерными и наиболее часто встречающиеся в практике рассмотрения подобных дел и, естественно не являются полными. По каждому делу тактику защиты следует разрабатывать с учетом конкретных фактов и обязательным учетом возможности доказывания нужных обстоятельств. И важно начать действовать с адвокатом, чтобы не наделать ошибок. Вот почему звоните и записывайтесь к нам на консультацию уже сегодня, наш адвокат выстроит полную защиту в Вашем деле.

Комментарии к ст. 15.14 КОАП РФ


1. Данная статья во многом повторяет ст. 289 БК РФ в части ответственности должностных лиц (в БК — руководителей) за нецелевое использование бюджетных средств.

2. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

3. Объективную сторону комментируемого правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа. На основании сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в установленной форме уведомление о бюджетных ассигнованиях до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетные росписи по подведомственным им распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью. Непосредственным основанием для использования выделенных ассигнований является бюджетная смета бюджетного учреждения, утвержденные показатели которой должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения лимитам бюджетных обязательств (см. гл. 24 Бюджетного кодекса РФ). Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, т.е. наказуемым.

Читайте также:  Детское пособие малоимущим семьям

4. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность должностных лиц и юридических лиц за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов. Порядок создания и использования средств этих фондов определяется в соответствии с БК РФ законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими деятельность государственных внебюджетных фондов, положениями о них, законами о бюджетах указанных фондов.

Государственные внебюджетные фонды создаются для финансового обеспечения расходов на обязательное социальное страхование, система которого основана на Федеральном законе от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изм. и доп.), а виды такого страхования регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп.), Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изм. и доп.), Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп.) и Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

5. Субъектом указанного правонарушения могут быть как должностные лица организаций — получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели.

6. С субъективной стороны комментируемое правонарушение может быть совершено только умышленно.

7. Дела о правонарушении, предусмотренном данной статьей, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) и инспектора Счетной палаты РФ (п. 1 ч. 2 и п. 3 ч. 5 ст. 28.3).

8. Если расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, то должностное лицо получателя бюджетных средств привлекается к уголовной ответственности по ст. 285.1 УК РФ.

Статья 285.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность должностных лиц за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей.

Иные виды ответственности

В соответствии с КоАП нецелевое использование бюджетных средств наказывается при отсутствии в действиях нарушителя состава уголовного преступления.

Состав данного правонарушения изложен в ст. 15.14 КоАП и схож с составом аналогичного преступления. Разница заключается лишь в сумме средств, использованных не по целевому назначению. Для административной ответственности не обязателен крупный размер (полтора миллиона рублей).

За правонарушение, предусмотренное ст.15.14 КоАП, может быть назначен штраф в размере:

  • Для должностных лиц – от 20 до 50 тысяч рублей;
  • Для организаций – от 5 до 25% суммы использованных не по назначению средств.

Судебная практика по статье 15.14 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12502 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 7-АД16-2 от 21.10.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12506 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12507 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12486 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12484 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12510 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12512 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12514 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12485 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

  • Первая
  • «
  • Последняя

Кто нарушает? Что нарушает?

Согласно ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Аналогичные формулировки приведены в КоАП РФ (ст. 15.14) и в УК РФ (ст. 285.1).

Если нецелевое использование бюджетных средств совершено главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, тогда часть полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств передается уполномоченному по соответствующему бюджету.

Если финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) используют не по назначению межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, а также кредиты бюджетам бюджетной системы РФ, данное нарушение тоже относится к нецелевому использованию бюджетных средств. В этом случае нарушение влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (ч. 2 и 3 ст. 306.4 БК РФ). Обратите внимание: ответственность за нецелевое использование бюджетных средств зависит от субъекта нарушения. Бесспорное взыскание бюджетных средств с их получателя при установлении фактов нецелевого использования нецелесообразно экономически.

Определение нецелевого использования бюджетных средств соотносится с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств — бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Иными словами, денежные средства из бюджета могут выделяться только с указанием определенного назначения и расходоваться только в указанных в назначении целях.

Обжалование выводов контролирующих служб

Зачастую позиция проверяемого учреждения не совпадает с мнением уполномоченных надзорных органов по вопросу законности расходования средств. Оспаривание выводов контрольной службы допускается как в досудебном порядке, так и непосредственно в суде. Первый прописывается обычно в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов финансового надзора.

В частности проверяемая организация может представить письменные возражения на решения контролирующих служб не позднее 5 дней (рабочих) с даты получения заключения. В своем заявлении учреждение должно указать конкретную страницу акта, с которым не согласно. Кроме этого, в возражении приводятся статьи законодательства, доказывающие правоту организации. Замечания можно также оформить таблицей. В одной колонке будут излагаться выводы контролеров, а в другой — позиция проверяемой организации. Если же это не даст эффекта, дело будет разбираться в судебном порядке.

Читайте также:  Ограничение права человека на неприкосновенность частной жизни

При квалификации совершенных городским округом финансово-хозяйственных операций в качестве нецелевого (неэффективного) использования средств субсидии на нужды ЖКХ необходимо исходить из соблюдения положений актов, регламентирующих порядок, цели и условия предоставления субсидии, а также соглашения (договора) о ее выделении.

Конкретная расходная операция (в том числе направление средств субсидии на приобретение техники для нужд ЖКХ) может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Источник

Отправление сотрудника в командировку – обычная практика госучреждений. По закону командировочный должен получить определенную сумму, которая берется из бюджета компании.

Работодатель обязан возместить сотруднику следующие расходы:

  1. Оплата проживания в квартире, отеле. Также командировочному может быть предоставлена комната в общежитие.
  2. Затраты на поездку. В зависимости от способа передвижения, речь может идти о покупке билетов на поезд, самолет, оплате бензина и т. д.
  3. Суточные. Включают в себя расходы на питание, отдых и т. д.
  4. Прочие расходы. К ним относится получение консульского пропуска, визы и т. д.

Вышеперечисленные расходы возмещаются сотруднику сразу же по возвращении из командировки. Чтобы получить полную компенсацию, он должен представить работодателю отчет, приложив к нему чеки, билеты и т. д. И нередко расходы командировочного покрываются в большем объеме.

Плата за предрейсовый медосмотр физическому лицу.

Суть спора.

В Постановлении АС УО от 01.03.2019 № Ф09-862/19 рассмотрено заявление УФНС по Курганской области о признании недействительным представления УФК по Курганской области. В ходе проверки УФК по Курганской области установлен факт осуществления УФНС по Курганской области расходов, связанных с исполнением договоров на проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, заключенных с частным лицом, не имеющим лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Позиция суда.

При рассмотрении заявления суд исходил из следующего. Согласно п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» (далее – Положение № 291), лицензированная медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по утвержденному указанным постановлением перечню. В данный перечень включены услуги по медицинским осмотрам (предрейсовым и послерейсовым).

Пунктом 1 Положения № 291 предусмотрено, что лицензия выдается только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Между тем физическое лицо – исполнитель по заключенным договорам не было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и не имело соответствующей лицензии. Вступая в договорные отношения с данным физическим лицом, УФНС по Курганской области не проверило факт наличия лицензии, хотя при заключении договоров и государственных контрактов к непосредственным исполнителям услуг выдвигаются определенные требования, невыполнение которых может повлечь незаконный допуск к рейсу водителей, финансируемых за счет средств федерального бюджета, с возмещением возможных негативных последствий за счет федерального бюджета.

Таким образом, УФНС по Курганской области за счет средств федерального бюджета осуществлены расходы по договорам на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, заключенным с частным лицом, не имеющим права заниматься данным видом деятельности в связи с отсутствием лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?

В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.

Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.

Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы. Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий. Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.

ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.

Другой комментарий к статье 289 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 289 комментируемой главы Бюджетного кодекса устанавливает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Впервые определение нецелевого использования средств было дано в письме Министерства финансов РФ N 3-А2-02 от 16.04.1996 «О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета» , в котором использованием не по целевому назначению (нецелевым использованием) средств, выделенных из федерального бюджета, следовало понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств.

———————————
Финансовая газета. 1996. N 23.

Действующее законодательство в письме Министерства финансов РФ N 10-5-3/4361 от 02.11.2006 дает иное определение нецелевого использования бюджетных средств, под которым понимается использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

———————————
Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2006. Декабрь. N 23.

В свою очередь, в п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» даны следующие разъяснения относительно применения комментируемой статьи: ст. 289 Бюджетного кодекса, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения — изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. Данная мера не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, вследствие чего при ее применении нормы этого Кодекса не применяются. Порядок взыскания указанных бюджетных средств регулируется бюджетным законодательством. Взыскание производится в бесспорном порядке государственным органом в области применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ или в случае, предусмотренном статьей 284.1 Бюджетного кодекса, органами, исполняющими бюджеты субъектов РФ (местные бюджеты).

В комментируемой статье Бюджетного кодекса закреплены две меры принуждения:

— нецелевое использование средств федерального бюджета влечет изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

— на руководителя организации — получателя бюджетных средств может быть наложен административный штраф в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

КоАП РФ в диспозиции ст. 15.14 также дает определение нецелевого использования бюджетных средств — это использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Читайте также:  Как сбросить сигнализацию старлайн а 93на заводские установки

Порядок наложения штрафа за нецелевое использование средств федерального бюджета определен в Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, рекомендованной для использования в части применения мер принуждения органам, исполняющим бюджеты субъектов РФ, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ N 35н от 26.04.2001 , согласно которой штраф за нецелевое использование средств федерального бюджета начисляется в размере, определенном федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

———————————
РГ. N 138. 2001.

Статья 15.14. КоАП РФ. Нецелевое использование бюджетных средств

1. Данная статья во многом повторяет ст. 289 БК РФ в части ответственности должностных лиц (в БК — руководителей) за нецелевое использование бюджетных средств.

2. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

3. Объективную сторону комментируемого правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа. На основании сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в установленной форме уведомление о бюджетных ассигнованиях до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетные росписи по подведомственным им распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью. Непосредственным основанием для использования выделенных ассигнований является бюджетная смета бюджетного учреждения, утвержденные показатели которой должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения лимитам бюджетных обязательств (см. гл. 24 Бюджетного кодекса РФ). Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, т.е. наказуемым.

Государственные внебюджетные фонды создаются для финансового обеспечения расходов на обязательное социальное страхование, система которого основана на Федеральном законе от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изм. и доп.), а виды такого страхования регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп.), Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изм. и доп.), Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп.) и Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

5. Субъектом указанного правонарушения могут быть как должностные лица организаций — получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели.

6. С субъективной стороны комментируемое правонарушение может быть совершено только умышленно.

7. Дела о правонарушении, предусмотренном данной статьей, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) и инспектора Счетной палаты РФ (п. 1 ч. 2 и п. 3 ч. 5 ст. 28.3).

8. Если расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, то должностное лицо получателя бюджетных средств привлекается к уголовной ответственности по ст. 285.1 УК РФ.

Статья 285.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность должностных лиц за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей.

Административная и уголовная ответственность

За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена ответственность по КоАП и УК РФ. Административная ответственность наступает по статье 15.14 КоАП РФ. Возможны следующие меры пресечения:

  • штраф в размере 20-50 тысяч рублей (для физлиц);
  • обязанность возместить от 5 до 25% от суммы, полученной из госбюджета неправомерным путем (для юрлиц).

В качестве дополнительного наказания применяется лишение возможности занимать определенные должности сроком до трех лет.

Уголовная ответственность за нецелевое расходование средств наступает по статье 285.1 УК РФ. Здесь возможны следующие меры пресечения:

  • штраф в размере 100-300 тысяч рублей;
  • штраф в размере дохода осужденного за период до 24 месяцев;
  • до двух лет принудительных работ;
  • до полугода ареста;
  • до трех лет лишения свободы.

В большинстве случаев проворовавшегося чиновника снимают с должности. Затем ему назначается сумма штрафа, зависящая от нанесенного ущерба.

Выявлять факт неправомерного использования бюджетных средств – это задача Счетной Палаты и Российского финансового надзора. Осуществляя проверку, сотрудники уполномоченного органа выполняют такие действия:

  1. Изучение финансовых документов, подтверждающих расходы. Речь идет об учредительных бумагах, плане финансово-хозяйственной деятельности и т. д.
  2. Устный и письменный опрос лиц, ответственных за расходование бюджетных средств. Чаще всего к ответственности привлекается директор, главный бухгалтер, штатные сотрудники.
  3. Проведение инвентаризации. Проверке подлежит бюджетное имущество, средства компании.

Проверка позволяет выявить как ошибки, так и намеренные изменения цифр. В зависимости от тяжести проступка, должностное лицо может получить одно из следующих наказаний:

  • устное предупреждение;
  • выговор;
  • отстранение от должности;
  • увольнение;
  • обязанность возместить ущерб.

О расходовании сверх лимитов

Особенности распоряжения государственными средствами закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В данном нормативном акте представлены следующие финансовые правонарушения:

  1. Расходная часть превысила цифры, занесенные в финансово-хозяйственный план. Например, организация закупила стройматериалы сверх нормы. На самом деле излишек значится лишь в документах, а на практике «свободный» остаток средств был попросту украден.
  2. Нарушение бюджетных уровней. В данном случае расходы по одной статье покрываются за счет муниципального или федерального бюджета.
  3. Неправомерное нарушение бюджетной классификации. В данном случае одни целевые средства используются для покрытия расходов по другим целям.
  4. Государственные средства направляются на расходы, непредусмотренные планом. Речь может идти о покрытии задолженностей, связанных с внебюджетными источниками.
  5. Организация перечисляет средства коммерческим структурам, которые не относятся к бюджетным фондам или компаниям.
  6. Оплачиваются коммунальные расходы, но при этом не происходит возмещения финансового урона бюджету субъекта.
  7. Нарушение выдачи субсидий и прочих видов дотаций нуждающимся регионам.
  8. Строительство или капитальный ремонт объектов, не включенных в государственную программу. Например, те деньги, которые должны быть потрачены на муниципальные нужды, используются для строительства элитного микрорайона.

В большинстве случаев нецелевое использование бюджетных средств связано с неверным отражением статьи расходов. Чтобы скрыть факт коррупции, деньги могут быть потрачены на различные нужды, при этом отследить итогового получателя бывает крайне сложно.

Если же подобные ошибки совершаются системно, то контролирующий орган должен инициировать соответствующие проверки. Выявление факта нецелевого расходования средств осуществляется Счетной Палатой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *