Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Презентация «Мораль» урок обществознания в 8 классе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мораль составляют отдельные моральные нормы – то есть единичные предписания, скорее рекомендательного характера, например, «не укради» или «почитай отца и мать». Формулировки моральных норм коротки и просты, легко доступны для понимания любому человеку, однако следовать им на практике может оказаться нелегко, жизнь в соответствии с моральными нормами требует значительных нравственных и иногда физических усилий.
Основные ценности и нормы морали (8 класс)
Моральные нормы и ценности получают выражение в моральных принципах. К таким принципам относятся:
Гуманизм, то есть человеколюбие, которое проявляется в доброжелательности, учтивости по отношению к окружающим, готовности прийти на помощь, защитить чужие права.
Коллективизм проявляется в умении человека соотносить собственные потребности и интересы с потребностями и интересами общества.
Принцип трудолюбия реализуется через признание социальной ценности труда, самореализацию через труд.
Следовать принципу патриотизма – значит с уважением относиться к своей родине, гордиться достижениями своего народа.
Моральные нормы иначе называют нравственными. Они выполняют ряд важных функций:
- регулятивная функция обеспечивает контроль над поведением людей, помогает сохранить порядок благодаря системе санкций и поощрений;
- оценочная — человек может анализировать свои и чужие поступки с позиции правильного и неправильного поведения;
- воспитательная функция состоит в способности морали оказывать влияние на формирование внутреннего мира человека;
- интегративная — благодаря нормам, усвоенным личностью, человек способен гармонично развиваться, взаимодействовать с окружающими;
- ценностно-ориентирующая функция нравственности помогает людям выработать систему убеждений и принципов, которые помогают найти свой путь в жизни, сделать верный выбор.
Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.
Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.
Если человек хотел быть частью общины или племени, он обязан был соблюдать принятые в нём законы и правила поведения в социуме. В противном случае его изгоняли, фактически обрекая нарушителя на смерть от клыков хищников или рук представителей враждебных племён.
По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.
>
Функции сфер и элементов общества
Сферы и элементы общества.
1. Нормы права (или правовые нормы) (это правила, которые установило государство. Они обязательно прописаны в каком-либо законе или ином источнике права, и все граждане обязаны их исполнять).
Пример: Уголовный и Гражданский кодексы России, закон о защите прав потребителей и др.
2. Моральные нормы (правила, которые связаны с моралью. Они относятся к обычаям и культуре человека).
Пример: помогать слепому человеку перейти дорогу, пропускать человека старшего возраста вперёд себя в транспорте, помогать человеку, который нуждается в помощи, и т. д.
3. Этические нормы (правила, которые исходят из этики и понятий добра из зла)
Пример: медицинский этический кодекс, клятва Гиппократа.
4. Религиозные нормы (которые установлены какой-либо религией. Они могут быть прописаны в священных книгах (например, Библии) или же могут передаваться в устной форме).
Пример: креститься при входе в храм, соблюдать пост, соблюдать тишину в церкви и т. д.
5. Коллективные нормы: деловые и корпоративные (это правила, которые формируются в каком-либо коллективе: школе, университете, на работе).
Пример: не разговаривать во время урока, здороваться с преподавателями при встрече, соблюдать деловой кодекс (уважительно относиться к коллегам, не сплетничать, сотрудничать с коллегами и клиентами и т. д.).
6. Эстетические нормы (внешний вид человека, то, как он выглядит и пахнет).
Пример: соблюдать личную гигиену, не перебарщивать с духами.
7. Обычаи и традиции (то, что вошло в привычку человека)
Пример: не здороваться через порог, выпить на посошок, не съедать последний кусок, дарить цветы женщинам на 8 Марта, правила этикета.
Часть А
A1. Гарантией соблюдения моральных норм каждым человеком служит:
1) законодательство страны
2) знание их человеком
3) образованность человека
4) умение поступать морально
А2. Решая, как относиться к другим людям, человек:
1) проводит критический анализ
2) совершает моральный выбор
3) дает самооценку
4) удовлетворяет потребности
А3. Верны ли суждения о морали: а) суть морали в высокой требовательности к самому себе; б) мораль — это оценка государством поступков человека?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Верны ли суждения о свободе: а) свобода — это ответственность за свои поступки; б) в России никто и ни при каких условиях не имеет права ограничивать свободу человека?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть B
B1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «моральные нормы». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
Закон об оскорблении общественной нравственности
Ставить под вопрос мораль — давняя традиция философии. Еще в Античности древнегреческий философ Пиррон, основатель школы скептицизма, предположил, что нет никакой рациональной причины предпочитать одни моральные принципы другим. Например, то, что мы считаем, будто бы равноправие — это хорошо и ко всем нужно относиться толерантно, определяется местом и временем, где мы живем, нашей общей культурой. На протяжении истории легко отыщутся общества, где женщины и рабы не имели никаких прав и к ним соответственно относились, более того, такое поведение считалось правильным и справедливым, и никому даже в голову не приходило говорить о равных правах для всех людей. Следовательно, мораль зависит от общества — такой сделал вывод Пиррон, и такой подход к морали называют моральным релятивизмом.
Фридрих Ницще первым приходит на ум, когда вспоминают, кто из известных философов плохо относился к морали: он тоже моральный релятивист.
Чтобы проще объяснить, что такое теория моральных ошибок, ее часто сравнивают с атеизмом. Как атеисты утверждают, что Бога не существует и, соответственно, перестают верить, что мир им создан, — так и философы, которые поддерживают теорию моральных ошибок, говорят, что морали нет, а потому отказываются описывать мир как добрый или злой, а свои и чужие поступки как правильные или неправильные.
Основателем теории моральных ошибок считается австралийский философ Джон Мэки. В 1977 году он издал книгу под названием «Этика: изобретение правильного и неправильного» (Ethics: Inventing Right and Wrong), которая начиналась с того, что нет никаких объективных ценностей, и философам приходится изобретать добро, а не открывать его как уже существующее в этом мире.
По мнению Мэки, в этом и заключается главное отличие этики от других наук, и о нем пора серьезно поговорить. В то время как, например, атом всегда существовал в мире и просто ждал момента, когда наши технологии достигнут необходимого уровня, чтобы его открыть, добра и зла попросту никогда не существовало, а все наши рассуждения о них — только фантазии.
Закон(но) и мораль(но): аргументы за и против
Аморальное поведение — это нарушение человеком моральных принципов посредством поступков. Мораль — своеобразные требования для окружающих людей и самого себя, которые считаются правильными во время взаимодействия. Однако стоит отметить, что понятие морали довольно размыто. Так как, к примеру, для одного нецензурная брань считается нормой, а для другого это возмутительно и аморально.
Три главных причины аморального поведения:
- Неравенство на социальной лестнице. Главным образом на воспитание и поведение личности влияет доход. Чем меньше человек зарабатывает денег, тем больше вероятность его деградации. Из-за разочарования уровнем своей жизни он пытается с помощью алкоголя или наркотических веществ убежать от реальности. Нищета — это психологически сложное испытание.
- Уровень воспитания. Человек из-за неведения попросту может не знать о правилах морали и нравственности. В обществе обязательно должны передаваться традиции, нормы и правила из поколения в поколение. Родителям необходимо с детства давать понять ребенку, что делать можно, а что претит общечеловеческим ценностям и статутам.
- Окружающая среда. Несомненно, эта причина одна из основополагающих. Во многом действия и мысли человека зависят от того, что и кто его окружает ежедневно. Наибольшее влияние имеют близкие люди: семья, друзья, одноклассники, коллеги. Если человека сплошь и рядом окружают личности с аморальным поведением, а кроме них он ничего не видит, то для него это становится нормой. В таких случаях, чтобы искоренить безнравственные деяния, социологи работают с группами людей, а не с одним конкретно провинившимся человеком.
- Аморальный поступок — что это такое?
- Ответственность несовершеннолетних: особенности. Административная ответственность несовершеннолетних
- Выселение без предоставления другого жилого помещения: основания. Жилищный кодекс РФ
- Правонарушения: понятие и признаки, виды. Административное правонарушение
- Что такое групповые нормы: определение, требование, классификация и особенности
- Умышленное причинение вреда здоровью (УК РФ): важные моменты
- Проступок — это что значит? Виды проступков
В пятерке наиболее осуждаемых явлений, наряду с супружескими изменами, нетрадиционной сексуальной ориентацией и прерыванием беременности, оказались также употребление алкоголя и добрачный секс. На рис.1 дана усредненная картина ответов по всем 40 странам, отсортированных по степени неодобрения явления. В итоге расклад такой: романы на стороне не приемлют 78% опрошенных, гомосексуализм – 59%, аборты – 56%. Добрачный секс отрицательно оценивают почти половина (46%) респондентов, употребление алкоголя – 42%.
Наиболее терпимо информанты относятся к контрацепции (ее осуждают лишь 14%) и к разводам (их не одобряют 24%), отмечает Виктория Сакевич.
Примеры моральных норм
За всю историю существования человечества было сформировано огромное количество различных моральных норм, большинство из них закреплено во всех современных религиях и учениях. Рассмотрим перечень наиболее важных моральных норм:
- Благоразумие. Человек должен уметь руководствоваться собственным разумом, а не внезапными порывами эмоций.
- Воздержание. Этот базис затрагивает не только сферу личных отношений, но и культуру питания, развлечения, а также весь комплекс удовольствий. С давних времен люди пришли ко мнению, что материальные блага являются помехой для духовных ценностей. Великий пост является одним из проявлением конкретно этой моральной нормы.
- Справедливость. Этот принцип можно охарактеризовать пословицей «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Необходимо проявлять уважение по отношению к другим людям.
- Вежливость. Также произрастает из необходимости уважать других людей. Вежливость является основой дипломатии.
- Трудолюбие. На любом из этапов становления человечества, в любом обществе, труд всегда поощрялся.
- Смирение. Под смирением подразумевается умение вовремя сделать паузу и остановиться. Человек должен уметь своевременно останавливать свои порывы.
Последствия нарушения моральных норм
В первую очередь следует отметить добровольный характер соблюдения моральных норм. Однако нарушение подобных принципов приводит к наложению определенных санкций, проявляющихся в отрицательной оценке и осуждении поведения конкретного человека. Подобный характер санкций демонстрирует моральное осуждение и запрет на повторение подобного поведения человека в будущем. При этом подобные моральные санкции могут быть адресованы как конкретному человеку, так и определенным социальным группам. Моральные санкции выступают в качестве еще одного столпа, который поддерживает и закрепляет нравственные требования общественных норм.
Стоит отметить, что некоторые моральные нормы, а точнее их нарушение, могут подразумевать значительно более жесткие санкции, которые определяются нормами действующих в обществе формальных требований. К примеру, если военнослужащий солгал своему командиру, то подобное поведение приведет к серьезным последствиям, которые будут определены степенью тяжести последствий, сформировавшихся в результате обмана.
Закон(но) и мораль(но): аргументы за и против
Нарушение моральных норм приводит к развращению детей и подростков, подмене духовных ценностей, потому-то и наказывается оно со всей серьезностью и на государственном уровне. Виды наказания за преступление предусмотрены статьей 135 УК РФ, согласно положениям которой, лицо, совершавшее те или иные виды развратных действий в отношении несовершеннолетних, может быть приговорено:
- к обязательным работам;
- ограничению свободы на период до трех лет;
- принудительному труду на срок до пяти лет.
Все перечисленные меры наказания могут также сопровождаться запретом на занятие определенными видами профессиональной деятельности. Запрет действует в течение трех лет.
Если преступные действия совершались в отношении детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, то наказание будет максимально суровым. Оно может быть выражено в лишении виновного свободы на срок от трех до восьми лет. Если преступное деяние совершалось в отношении двух детей и более, срок заключения увеличивается и может дойти до 15 лет, при этом лицо лишается права занимать определенные должности на срок до 20 лет.
Важно также отметить, что рассматриваемый в статье вид преступного деяния – это не только развратные действия в отношении детей и несовершеннолетних. Аморальные поступки могут быть выражены в оскорблении чувств верующих, унижении человеческого достоинства — все перечисленное также наказывается законом.
Если вам нужна подробная консультация по данной теме, вы всегда можете получить ее у специалистов нашего правового центра. Аморальные деяния, в особенности, в отношении детей и подростков, не должны оставаться безнаказанными, обращение к нашим уголовным адвокатам поможет вам защитить права ваших родных и близких!
Подробное решение Параграф § 7 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016
Вопрос 1. Кого называют добрым? Каким бывает зло? В чём смысл золотого правила морали? В чём смысл экологической морали?
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.
Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».
Человеку следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. Оно нас учит бережному отношению к природе. Не загрязнять , не мусорить. Места своего пребывания на природе убирать за собой. Не загрязнять атмосферу различными отходами: производственные отходы не сливать в водоемы, где может погибнуть все живое, также выхлопные газы от машин загрязняют воздух. Нужно бережно и заботливо относится к природе.
Вопрос 2. Имеет ли мораль власть над людьми? Что бывает за нарушение моральных норм? Можно ли жить без морали?
Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести. По сути человек только и состоит из морали, каких-либо принципов. И когда что-то выходит за рамки его морали он уже считает что это плохо, или же наоборот слишком хорошо, но в том и в другом случаи это не в его морали. Так что мораль это отражение нашего «я» в целом.
Вопрос 3. Что такое мораль? Зачем она нужна людям?
Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.
Особенность морали в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. Не случайно говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому».
Вопрос 4. По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью?
Наличие идеала человеческого поведения, к которому должен стремиться каждый человек. Без морали у нас бы не было общества, он бы просто не могло существовать, поэтому её называют общечеловеческой ценностью.
Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Мораль выступает, прежде всего, как регулятор поведения людей в обществе Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.
Вопрос 5. Почему гуманизм считается высшей морально�� ценностью?
Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
Вопрос 6. В каких поступках проявляется любовь к ближнему?
Тысячелетия назад открыли люди, что самая высшая ценность, или, как ещё говорят, моральный идеал, — это человечность, гуманизм. С особой ясностью и простотой смысл морального идеала выражен в Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это, безусловно, не означает, что нужно всех немедленно заключать в свои объятия. Гуманное отношение человека к человеку достигается только одним путём — через соблюдение принципов и норм морали. Это значит: нельзя убивать, не надо лгать, не надо лжесвидетельствовать, не надо покушаться на чужое. Но нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. Вот в этом и проявляется любовь к ближнему.
Нарушение моральных норм приводит к развращению детей и подростков, подмене духовных ценностей, потому-то и наказывается оно со всей серьезностью и на государственном уровне. Виды наказания за преступление предусмотрены статьей 135 УК РФ, согласно положениям которой, лицо, совершавшее те или иные виды развратных действий в отношении несовершеннолетних, может быть приговорено:
- к обязательным работам;
- ограничению свободы на период до трех лет;
- принудительному труду на срок до пяти лет.
Все перечисленные меры наказания могут также сопровождаться запретом на занятие определенными видами профессиональной деятельности. Запрет действует в течение трех лет.
Если преступные действия совершались в отношении детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, то наказание будет максимально суровым. Оно может быть выражено в лишении виновного свободы на срок от трех до восьми лет. Если преступное деяние совершалось в отношении двух детей и более, срок заключения увеличивается и может дойти до 15 лет, при этом лицо лишается права занимать определенные должности на срок до 20 лет.
Разберем «хорошие» санкции, или позитивные. Они применяются тогда, когда необходимо поощрить человека за какие-либо достижения, заслуги. За хорошую успеваемость, усердие в работе, достижения призовых мест на олимпиаде. Термин «позитивные санкции» — синоним «поощрения» и может выражаться в виде:
- Денежных премий.
- Похвалы.
- Наград, медалей, кубков.
- Оценок, фиксированных результатов и т.д.
Аморальное поведение – что это такое, примеры, есть ли статья за это?
К основным моральным принципам любого времени существования общества можно отнести потребность совершать добрые дела и не причинять зла людям вне зависимости от того, какое положение они занимают, к какой национальности принадлежат, последователями какой религии являются.
Принципы нормы и морали становятся необходимыми, как только индивиды вступают во взаимодействие. Именно возникновение социума их и создало.
Биологи, сосредотачивающиеся на изучении эволюции, говорят о том, что в природе также существует принцип взаимной полезности, который в человеческом обществе реализуется через мораль.
Все животные, которые живут в социуме, вынуждены умерять свои эгоистические потребности для того, чтобы быть более приспособленными к дальнейшей жизни.
Многими учеными мораль рассматривается как результат социальной эволюции человеческого общества, являясь таким же естественным проявлением.
Они говорят о том, что многие принципы нормы и морали, которые являются основополагающими, сформированы с помощью естественного отбора, когда выживали только те индивиды, которые могли корректно взаимодействовать с другими.
Так, в пример приводят родительскую любовь, которая выражает необходимость оберегать потомство от всех внешних опасностей, для того чтобы обеспечить выживание вида, и запрет на инцест, который уберегает популяцию от вырождения через смешивание слишком похожих генов, что приводит к появлению слабых детей.
Гуманизм является основополагающим принципом нормы общественной морали. Под ним понимают убеждение в том, что у каждого человека есть право на счастье и бесчетное множество возможностей для того, чтобы это право реализовать, и что в основе каждого общества должна лежать идея о том, что каждый его участник имеет ценность и достоин защиты и свободы.
Аморал — индивид, который противопоставляет себя коллективу, нарушая общепринятые нормы и бросая вызов обществу.
К слову «аморальный» можно применить несколько значений:
— отрицание нравственности (безнравственность),
— поведение, осуждаемое обществом,
— непринятие общепринятых в обществе норм нравственности и морали,
— оценка обстоятельств и поведения человека.
Аморальным называют такое поведение человека, когда его действия не отвечают принятым в обществе нормам нравственности и морали. Однако, надо отметить, что для разных людей понятие морали довольно условно. Например, для одного ненормированная лексика является нормой, а другой считает, что ее применение крайне негативно и аморально.
… такие люди не заботятся о своей репутации, ведут себя развязно, позволяют себе грубо отзываться об окружающих, хамят, используют ненормативную лексику в разговоре.
Среди примеров аморального поведения можно выделить:
— физическое подталкивание человека к выходу в транспорте или очереди,
— выброс мусора в общественном месте (бросить окурок),
— позволение ненормативных высказываний в обществе,
— неуважение к пожилому человеку или женщине с маленьким ребенком.
Одной из основных причин аморального поведения считается безнаказанность. Далеко не каждый сделает замечание нахалу. Это происходит по ряду причин: для многих поведение окружающих не имеет значения, важно только то, что происходит с собой, многие не пытаются призвать аморала к порядку, так как боятся вызвать к себе агрессию и др.
Аморальность – это крайняя форма разрушения личности, выражающаяся в пренебрежении устоев общества и норм. Она может быть следствием не только осознанного поведения личности, но и психического расстройства. Можно считать, что это вид поведения, который противоречит общепринятым нормам и правилам. Если самостоятельно человек не может справиться с таким видом отклонения от нормы, то всегда есть возможность обратиться к помощи специалиста. Важно вовремя определить причину такого поведения и помочь человеку изменить его.
Как формируется мораль?
Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими.
Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье.
Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек.
Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме.
Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.
Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.
Чем различаются нормы морали и права?
Основные ценности и нормы морали часто перекликаются с законами, но не всегда повторяют их, а иногда и вступают в противоречие. Человек может пойти на преступление из благих побуждений, его совесть будет чиста, но перед государством придется ответить.
Рассмотрим подробнее, чем различаются нормы морали и нормы права.
- Законодательными аспектами занимаются органы власти, они их регламентируют и отслеживают выполнение. Нравственность базируется на мировоззрении индивида и мнении окружающих, четкого контроля быть не может.
- Нормы морали приветствуются к исполнению, но дают выбор. Законы его не предоставляют.
- При игнорировании законов следует наказание (штраф или тюремный срок). При неисполнении нравственных правил получится заработать порицание окружающих и нечистую совесть
- Правовые стандарты закреплены в письменном виде, а моральные могут передаваться устно.