Что изменится в порядке возмещения НДС с 01.01.2023?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится в порядке возмещения НДС с 01.01.2023?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Все хорошо, если не считать письма Минфина от 20 ноября 2020 г. N 03-07-08/101332. В нем даны разъяснения по порядку начисления НДС на реализацию ПО, которые вызывают недоумение у многих специалистов.

Начиная с налогового периода 3-й кв. 2022 г., в новой редакции применяется пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Напомним, что этой нормой от НДС освобождена реализация исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в Единый реестр российских программ и баз данных (далее – Единый реестр), прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности). Нововведение распространяет льготу на тех, кто предоставляет удаленный доступ к указанным ПО и БД через информационно-телекоммуникационные сети, отличные от интернета. Это хорошая новость для довольно широкого круга поставщиков, ведь в настоящее время активно используются локальные, корпоративные сети, сети специального назначения и т. п. Условия использования льготы не поменялись.

Какие изменения НДС на программное обеспечение ожидают ИТ-компании

Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) в части оснований освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.

С нового года без НДС будет проводиться реализация прав только на программное обеспечение российских правообладателей, которое включено в так называемый Реестр отечественного ПО.

В результате изменений налогового законодательства импорт зарубежного программного обеспечения независимо от вида договора будет облагаться российским НДС.

Налогоплательщиками НДС признаются в том числе иностранные организации.

Предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, является услугой в электронной форме (п. 1 ст. 174.2 НК РФ).

Местом реализации услуг в электронной форме является государство, на территории которого покупатель услуг ведет свою деятельность (пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Поэтому оказывая услуги в электронной форме, иностранная организация самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в российский бюджет.

Для уплаты НДС иностранные компании должны встать на учет в РФ – подать заявление в налоговую инспекцию.

Чиновники отмечают, что при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, в том числе при передаче иностранной организацией российскому индивидуальному предпринимателю с 1 января 2021 года прав на использование программ для ЭВМ и баз данных через сеть Интернет, не включенных в единый реестр российских программ, уплата НДС российским ИП как налоговым агентом не предусмотрена.

Когда налог на прибыль платит налоговый агент

Доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и облагаются налогом в РФ (п. 1 ст. 309 НК РФ).

Иностранная компания, у которой нет в России постоянного представительства, налог на прибыль сама не платит. С бюджетом за нее рассчитывается налоговый агент – организация или индивидуальный предприниматель, выплатившие доход (источник выплаты). Ставка налога на прибыль – 20%.

Статьей 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения, над соответствующими нормами НК РФ.

Так, если иностранная фирма является резидентом государства, с которым Россия имеет соглашение об избежании двойного налогообложения, то для доходов, которые эта фирма получает в России, применяют ставки, указанные в соответствующем соглашении. В таком случае иностранная компания должна предъявить подтверждение того, что она имеет постоянное место нахождения в этом государстве.

Приказом ФНС России от 02.03.2016 г. № ММВ-7-3/115@ утверждена форма налогового расчета о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме. Расчет подается в налоговый орган по месту нахождения организации (налогового агента) не позднее 28 календарных дней после окончания отчетного периода.

Виды доходов за пользование базы данных у источника выплаты

Минфин отмечает, что порядок налогообложения доходов от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности, полученных иностранной организацией, зависит от обстоятельств и особенностей договорных отношений между участниками.

Характер платежей, полученных в рамках сделок с передачей компьютерного программного продукта, зависит от характера прав, приобретаемых получателем по соглашению в отношении использования программ.

Например, платежи, осуществленные за приобретение частичных прав в рамках авторского права (без полного отчуждения прав), будут представлять собой роялти, когда вознаграждение платят за предоставление прав на использование программы таким образом, что без лицензии такое использование будет нарушением закона об авторских правах.

Еще один из вариантов – это доход за предоставление копий программ.

Некоторые соглашения разрешают установку копий программы, но такие права в целом ограничены количеством копий, необходимым для обеспечения работы программы на компьютерах или в сети лицензиата. Платежи по таким соглашениям в большинстве случаев рассматриваются как доходы от предпринимательской деятельности.

Продажа программного обеспечения без НДС

Обязанность по исчислению и уплате того или иного налога возникает у налогоплательщика при наличии объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). На территории Российской Федерации реализация товаров, работ, услуг и имущественных прав признана объектом обложения НДС соответственно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Не подлежащие обложению (освобожденные от налогообложения) НДС операции указаны в ст. 149 НК РФ. Налоговым законодательством, согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, разрешено льготное налогообложение передачи исключительных прав на программное обеспечение, выполненной согласно договору на отчуждение исключительных прав или лицензионному договору. То есть НДС на программное обеспечение, реализация исключительного права на которое осуществлена по договору об отчуждении, лицензионному или сублицензионному договорам, не исчисляется и не уплачивается в бюджет. Об этом отмечено и в письме Минфина РФ от 07.10.2010 № 03-07-07/66.

Освобождение по подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ действует и в отношении введенного с 2017 года «налога на Google». Минфин напомнил, что предоставление иностранной компанией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через интернет на основании лицензионного соглашения освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость (письма Минфина РФ от 30.08.2017 № 03-07-08/55656, от 12.04.2017 № 03-07-08/21812, от 28.04.2017 № 03-07-08/25926).

ВАЖНО! К услугам в электронной форме не относятся(п. 1 ст. 174.2 НК РФ):
• продажа товаров (работ, услуг), если их заказывают через Интернет, но доставляют (выполняют) без использования Интернета;
• реализация (передача прав на использование) программ для ЭВМ, баз данных на материальных носителях;
• консультационные услуги по электронной почте;
• предоставление доступа к Интернету.
К таким услугам применяется общий порядок уплаты НДС по сделкам с иностранным лицом.

Не попадают под льготное налогообложение по п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ

Исходя из формулировок п.п. 26 п.2 ст. 149 НК РФ не льготируются, подлежат налогообложению НДС:

  • реализации работ/услуг по созданию программ для ЭВМ, выполняемых на основании договоров подряда (письмо УФНС России по г. Москве от 30.03.2012 № 16-15/27670);
  • оказания услуг по разработке, доработке, модификации программного обеспечения, передачи права на них на основании смешанного договора (Письмо УФНС России по г. Москве от 10.03.2009 № 16-15/020629);
  • услуги технической поддержки программного обеспечения для ЭВМ, переданного по лицензионному договору (Письмо Минфина России от 06.03.2015 № 03-07-07/12158);
  • реализации экземпляров программ для ЭВМ на основании договора купли-продажи, в том числе и в случае продажи в розницу (Письмо Минфина России от 21.10.2014 № 03-07-03/52967);
  • реализация прав пользования дополнительного функционала игры в целях облегчения игрового процесса и более быстрого развития игрового персонажа (Письмо Минфина России от 21.10.2014 № 03-07-03/52967).

Применяется ли освобождение от НДС при покупке неисключительного права на ПО?

Вопрос: В связи с вступившими в силу с 1 января 2017 года изменениями в гл. 21 НК РФ и новой ст. 174.2, согласно которым оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», Общество просит разъяснить, является ли оно налоговым агентом и обязано ли оно начислять и уплачивать НДС, если по лицензионному договору приобретает у иностранного производителя неисключительное право на программное обеспечение, передаваемое по информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в целях дальнейшей передачи указанного программного обеспечения на территории РФ по лицензионным договорам конечным пользователям?

Или, в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, услуги по передаче прав на использование программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных, оказываемые иностранной организацией российской организации по лицензионному договору, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость в РФ, и российская организация в качестве налогового агента по таким операциям налог не уплачивает.

Фактические правоотношения сторон выстроены следующим образом:

1) между Обществом и иностранной организацией заключен лицензионный договор (неисключительная лицензия), в рамках которого осуществляется приобретение и передача конечному пользователю программного обеспечения, принадлежащего иностранной организации, с последующим заключением еще одного лицензионного договора (неисключительная лицензия) с конечным пользователем.

2) Иностранная организация посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» передает Обществу для конечного потребителя экземпляр программного обеспечения с кодами доступа к нему.

3) Общество передает экземпляр полученного от иностранной организации программного обеспечения с кодами доступа к нему конечному пользователю на материальном носителе.

С учетом позиции, отраженной в Письме Минфина от 12.01.2017 г. N 03-07-08/555, Общество полагает, что налоговым агентом по НДС применительно к фактически осуществляемой деятельности оно не является, поскольку:

— на каждом этапе реализации программного обеспечения его передача осуществляется по лицензионным договорам (в отличие от ситуации с последующей перепродажей на территории РФ и стран СНГ программного обеспечения без лицензионного договора);

— передача программного обеспечения конечному пользователю осуществляется на материальных носителях;

— все лицензионные платежи в адрес иностранной организации осуществляются в рамках лицензионного договора по открытому в соответствии с законодательством паспорту сделки.

Вместе с тем, в целях устранения сомнений в правильности толкования и применения действующего налогового законодательства Общество в соответствии с подп. 2) п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ просит разъяснить положения статей 174.2 и пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ применительно к имеющейся ситуации.

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при приобретении российской организацией у иностранной организации на основании лицензионного договора неисключительных прав на программное обеспечение для ЭВМ путем предоставления кода доступа к этим программам через сеть «Интернет» Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, если покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и приобретает услуги, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации таких услуг является территория Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 174.2 Кодекса к оказанию услуг в электронной форме относятся, в частности, услуги по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Таким образом, услуги по предоставлению иностранной компанией прав на использование программ для ЭВМ путем предоставления кода доступа к этим программам через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Переходный период по НДС на программное обеспечение

ООО «Андромеда» (лицензиат) в рамках торговой деятельности заключила с лицензиаром-обладателем исключительных прав на компьютерную программу «Сатурн» лицензионный договор, согласно которому ООО «Андромеда» с целью дальнейшего распространения (по сублицензионному договору) приобретает неисключительные права (лицензии) на эту программу. Лицензионный договор, а также сублицензионный договор заключаются на срок, равный одному году.

Ежемесячное вознаграждение, подлежащее уплате лицензиару, зависит от количества распространенных лицензиатом лицензий. Вознаграждение, уплачиваемое лицензиару за одну лицензию, составляет 25 000 руб. (без НДС). Сублицензиат за каждую распространенную лицензию уплачивает лицензиату вознаграждение в размере 30 000 руб. (без НДС). Все выданные лицензиаром лицензии регистрируются в специальной информационной системе. Сублицензиат, получив предоплату от конечного пользователя за программное обеспечение, обращается к лицензиату за лицензией. Лицензиат получает у лицензиара регистрационный номер лицензии, привязанный к конечному пользователю, и расчетные документы. Затем лицензиат передает регистрационный номер лицензии и выставляет расчетные документы сублицензиату.

Читайте также:  Гражданство Финляндии для россиян — как получить в 2022 году?

Для того, чтобы использовать право не начислять НДС на сделки по передаче прав на компьютерные программы и другие объекты интеллектуальной собственности, соблюдайте следующие правила:

  1. Передачу программного обеспечения необходимо оформлять посредством заключения лицензионного или сублицензионного договоров. Если будут подписаны договор купли-продажи, агентский или субподрядный, контролирующие органы посчитают операцию услугой и откажут в освобождении от НДС. Такой позиции придерживаются Минфин и ВАС РФ (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, письмо Минфина № 03-07-08/2275 от 22.01.2016).
  2. Передавать права от лицензиара лицензиату необходимо на основании исключительной или неисключительной (простой) лицензии. Простая лицензия позволяет лицензиару передавать права на программу неограниченному количеству пользователей. Исключительная лицензия предусмотрена для одного (либо ограниченного круга) пользователя. Факт регистрации интеллектуальных прав на предмет договора не влияет на возможность применения льготы по НДС в отношении сделки.

Лицензионные договоры без НДС могут быть использованы компанией только тогда, когда в порядке вся первичная документация и поставлен раздельный бухгалтерский учет видов деятельности, облагающихся и не облагающихся НДС.

Договор без НДС (образец и правила составления)

Скажем честно, при работе с клиентами, которые обращаются к нам по совершенно различным основаниям, мы достаточно часто прибегаем к аудиту организации бухгалтерского учета. В числе выявляемых проблем много ситуаций, когда компании неправильно регистрируют сделки передачи прав на эксплуатацию программ ЭВМ или не учитывают тонкости проведения таких операций.

Все это создает не только повышенное внимание со стороны налоговиков, но и влечет доначисления по НДС. Причин некорректного оформления несколько. От банальных «думали, что делали правильно» и «авось пронесет» до «не учли нюансы».

Сделки по приобретению и использованию компьютерных программ, имеющихся в открытой продаже в коробочной упаковке, подлежат налогообложению НДС. Это связано с тем, что пользователь сначала покупает программное обеспечение, а позднее (в момент установки программы на ПК) заключает лицензионный договор посредством присоединения.

Важно!

При проведении сделок по приобретению прав на программное обеспечение следует учитывать, что лицензионный договор НДС не облагается только тогда, когда он заключен раньше, чем произошла фактическая передача материальных носителей и прав на программу конечному пользователю.

Лицензиар вправе учесть стоимость материального носителя, технической документации, упаковочных и сопроводительных материалов в стоимости передаваемых прав. В этом случае все элементы, участвующие в оформлении материального носителя, также освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость.

Операции по появлению у учреждения коммерческого типа исключительного права на пользование новой программой должны быть зафиксированы в бухгалтерском учете комплексом корреспонденций:

  1. Датой приобретения для отражения суммы понесенных расходов формируется проводка между Д08.5 и К60.
  2. В момент, когда программа установлена и ею можно начинать пользоваться, создается запись на стоимость ПО с Д04 и К08.5.
  3. Каждый месяц при начислении амортизационных сумм дебетуется счет 20 (или 26, 44) с одновременным кредитованием счета 05.

Если программа была приобретена по стоимости, не превышающей 40 тысяч рублей, то бухгалтер составляет такой набор проводок:

  1. При покупке ПО расходы учитываются через корреспонденцию Д08.5 – К60.
  2. Когда программа вводится в эксплуатацию, дебетуется 04 счет и кредитуется счет 08.5.
  3. Полная стоимость программного обеспечения в налоговом учете сразу переносится в расходы предприятия записью между Д20 (или 23, 26, 25, 44) и К04.
  4. В бухгалтерском учете будет начисляться амортизация, для этого предназначена корреспонденция Д20 (или 23, 26, 25, 44) – К05.

ПРИМЕНЕНИЕ НДС-ЛЬГОТЫ IT-КОМПАНИЯМИ: РАЗЪЯСНЯЕТ ФНС

Исходя из формулировок п.п. 26 п.2 ст. 149 НК РФ не льготируются, подлежат налогообложению НДС:

  • реализации работ/услуг по созданию программ для ЭВМ, выполняемых на основании договоров подряда (письмо УФНС России по г. Москве от 30.03.2012 № 16-15/27670);
  • оказания услуг по разработке, доработке, модификации программного обеспечения, передачи права на них на основании смешанного договора (Письмо УФНС России по г. Москве от 10.03.2009 № 16-15/020629);
  • услуги технической поддержки программного обеспечения для ЭВМ, переданного по лицензионному договору (Письмо Минфина России от 06.03.2015 № 03-07-07/12158);
  • реализации экземпляров программ для ЭВМ на основании договора купли-продажи, в том числе и в случае продажи в розницу (Письмо Минфина России от 21.10.2014 № 03-07-03/52967);
  • реализация прав пользования дополнительного функционала игры в целях облегчения игрового процесса и более быстрого развития игрового персонажа (Письмо Минфина России от 21.10.2014 № 03-07-03/52967).

Условия для получения налоговых льгот в IT-сфере

Существует ряд условий, которым должна соответствовать IT-компания, чтобы в 2023 году пользоваться льготными тарифами по страховым взносам и налогам на прибыль:

  • Среднесписочное количество сотрудников не меньше семи человек.
  • Государственная аккредитация в IT-сфере.
  • Выручка, полученная от продажи собственных разработок (ПО), должна составлять не меньше 90 % от всех доходов компании.

При этом в расчетах должна участвовать именно профильная выручка, то есть заработанная:

  • на продаже ПО, БД или электроники (распространения лицензий это тоже касается);
  • на предоставлении доступа к программному обеспечению (как пример – модель SaaS);
  • на отчуждении правообладания базами данных и ПО;
  • на разработке ПО, на его модификации, адаптации (даже если две последние услуги применяются к «чужому» ПО, льготы всё равно работают);
  • на установке, тестировании, обслуживании ПО и БД, на аппаратном обеспечении.

Применяется ли освобождение от НДС при покупке неисключительного права на ПО?

В целом есть три способа утилизации отходов — переработка, сжигание и захоронение. Обычно используют комбинированный подход. Например, большую часть материала отправляют на переработку, а непригодную часть сжигают. В Италии сжигается 19% мусора, в США — 13%, в Германии — 32%.

В развитых странах активно перерабатываются твердые коммунальные отходы. В частности, в Германии 48% мусора получают вторую жизнь, во Франции — 22%, в США — 34%. Для сравнения, у нас на полигоны и свалки идет 90% отходов, на переработку всего 7%, оставшаяся часть сжигается.

С учетом текущей ситуации с полигонами в России, необходимость переработки стоит очень остро. По данным Росприроднадзора, в государственный реестр объектов размещения отходов внесено более 1 тысячи полигонов. При ежегодном приросте твердых коммунальных отходов в 1-2%, их ресурсы использования скоро будут исчерпаны. По прогнозам Росприроднадзора это займет от года до трех лет (в разных регионах). Казалось бы, у нас земли много, не проблема создать еще полигоны. Но, первое — у регионов нет средств; второе — низкая эффективность полигонов, эти объекты занимают большие площади, которые подвержены ветровой и водной эрозии, вымыванию и растеканию токсичных веществ. Правильно спроектированный и построенный полигон стоит очень существенных денег — сродни стартовой подушке космодрома.

Сейчас цепочка сбора и переработки отходов имеет следующую конфигурацию — люди сдают вторичные ресурсы заготовителям, эти компании собирают, сортируют, перевозят и хранят отходы. Дальше они продают эти ресурсы переработчикам, которые уже создают вторичное сырье, для производства товаров. Правительство собирается отменить НДС вообще для заготовителей и снизить ставку для переработчиков. Это даст толчок для использования вторичного сырья по сравнению с первичным и будет способствовать развитию переработки. Извлекать ресурсы из мусора станет на 20% выгоднее. Переработчики же получат ставку НДС в размере 10% при реализации вторичного сырья.

Вообще, мусороперерабытвающая отрасль в России имеет очень большой инвестиционный потенциал. Очень много можно сделать из вторсырья — мебель для садов и парков из пластмассы вместо очередного раунда упаковки и бутылок. Сломанная мебель может быть использована как вторсырье для садовых скамеек, ограждений, сайдинга. То есть, вариантов для использования масса и при должном налоговом стимулировании, вплоть до снижения или отмены НДС по всей цепочке для товаров из переработанных вторичных ресурсов, мы можем получить и более дешевые товары в магазинах.

Сейчас на рынке востребована переработка макулатуры и ПЭТ. Игроки рынка продают вторичное сырье на уже существующие предприятия или договариваются с теми, которые будут созданы. При увеличении количества сортировочных станций, объем предложения сырья увеличится кратно. Потенциально это очень большой рынок. Интересно, что Китай проявляет большой интерес к вторичному пластику, как минимум его можно продавать им. Еще один пример — есть несколько игроков, которые из бутылок делают наполнитель для курток — синтепон.

Эксперты говорят о дефиците вторичного сырья в настоящий момент — настолько мало мы сортируем и перерабатываем, в общем-то. Сейчас это рынок поставщика, когда переработчики бьются за возможность купить отходы — предлагая высокие цены и выкупая объемы заранее. Интересным фактом является и то, что некоторые переработчики готовы финансировать строительство сортировочных станций для региональных операторов, только чтобы было гарантированно поступление сырья в оговоренном объеме.

Основной проблемой для развития рынка утилизации отходов является невозможность организовать эффективный бизнес из-за нехватки сырья ввиду отсутствия эффективной системы сбора мусора и недостатка сортировочных мощностей. Стабильные поставки сырья под большим вопросом.

Только сейчас государство наконец-то пришло к пониманию, что эту отрасль надо законодательно и экономически стимулировать за счет повышения объемов вовлечения в хозяйственный оборот. Теперь мы видим конкретные предложения, которые однозначно дадут результат в обозримом будущем. По сути, как уже говорилось выше, переработка это наш единственный вариант решения «мусорной проблемы». Помимо отмены НДС, Российский экологический оператор (РЭО) предложил полностью отменить НДФЛ со сдачи всех видов вторичного сырья для физлиц.

В заключение, хотелось бы отметить, что предпринимаемые правительством меры адекватны масштабу задач. Четкие льготы и преференции призваны сделать переработку более интересной как бизнес. Помимо этого необходимо проводить работу в части планирования эффективной логистики для минимизации издержек, обучать и стимулировать граждан в раздельном сборе своего мусора, продумать иные меры стимулирования бизнеса на запуск новых перерабатывающих производств, возможно компенсируя часть инвестиционных и эксплуатационных расходов. Будет интересно понаблюдать за развитием событий в этой отрасли.

Гражданским кодексом РФ компьютерные программы обозначены как результат интеллектуальной деятельности и отнесены к объектам охраняемой законом интеллектуальной собственности, на которые признаются интеллектуальные права, включающие исключительное или имущественное право (ст. 1225 и 1226 ГК РФ). Также программы для компьютеров отнесены к объектам авторских прав, охраняемым как литературные произведения (п. 1 ст. 1259, ст. 1261 и 1262 ГК РФ).

Автор или соавторы программного обеспечения, внесшие личный творческий вклад в создание объекта интеллектуальной деятельности, выступают его первоначальными правообладателями (ст. 1228 ГК РФ) и могут распорядиться имущественным правом на данный объект одним из непротиворечащих законодательству способов (п. 1 ст. 1233 ГК РФ):

  1. Правообладатель может передать принадлежащее ему исключительное право на результат интеллектуального труда в полном объеме другому лицу — приобретателю по договору об отчуждении исключительного права (п. 1 ст. 1234 ГК РФ). Такой документ заключают в письменной форме и регистрируют в патентном органе (в предусмотренном законом случае). Переход исключительного права происходит в полном объеме в момент регистрации договора. Важными условиями договора об отчуждении являются передача исключительного права в полном объеме, согласованный размер и порядок оплаты программного обеспечения. Иначе договор может быть признан незаключенным.
  2. Право использования программного обеспечения в пределах, определенных документом, может быть предоставлено обладателем исключительного права (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору (п. 1 ст. 1235 ГК РФ).

При этом лицензия может быть как простой (неисключительной), сохраняющей право выдачи лицензий другим лицам за лицензиаром, так и исключительной, при которой данное право не сохраняется. Возможен и случай, предусмотренный п. 1 ст.

1238 ГК РФ, при котором лицензиар может дать письменное согласие лицензиату на право использования интеллектуального продукта по договору другим лицом на основании заключения сублицензионного договора.

При этом правила о лицензионном договоре, отмеченные в Гражданском кодексе, применимы и к сублицензионному договору.

С этого года не подлежат налогообложению реализация исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин, а также прав на их использование. Данное нововведение вызвало много споров.

Неопределенность ситуации была усугублена изменениями, внесенными в Гражданский кодекс. Не так давно чиновники выпустили разъяснения по данному вопросу. Все оказалось не так-то просто.

Попытаемся разобраться, кто же вправе не начислять НДС при продаже программного обеспечения.

С 01.01.2021 года вступили в силу новые правила освобождения от НДС. В частности они касаются операций по реализации ПО, баз данных и передаче прав на них. Минфин в своем письме от 19.01.2021 № 03-07-14/2382 разъяснило, реализация какого ПО освобождается от НДС и кто имеет право на налоговую льготу. Теперь освобождается от НДС только реализация исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, которые включены в единый реестр российского программного обеспечения, а также при продаже прав на использование ПО для ЭВМ и баз данных, включая обновления к ним. Нельзя использовать льготу, если передаваемые права дают возможность использовать программу для распространения рекламы в интернете или получения доступа к ней, заключения сделок, поиска информации о потенциальных покупателях (продавцах), а также размещения предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Возврат к списку

Президент РФ также поручил Правительству принять дополнительные меры поддержки отрасли информационных технологий. В указе они обозначены схематично, но к ним ещё разрабатываются специальные нормативно-правовые акты.

  • Ежегодные ассигнования из федерального бюджета на выдачу грантов для перспективных разработок отечественных решений в IT-области.
  • Льготные кредиты по ставке не более 3% на обеспечение текущей деятельности аккредитованных организаций и реализацию новых проектов.
  • Освобождение от налогового, валютного и других видов государственного и муниципального контроля на срок до трех лет.
  • Стимулирование закупок критически важных отечественных для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также упрощение порядка проведения таких закупок.
  • Упрощение процедуры трудоустройства работников-иностранцев и получения ими вида на жительство в Российской Федерации.
  • Установление налоговых льгот для аккредитованных IT-организаций, получающих доходы от распространения рекламы или оказания дополнительных услуг с использованием приложений и онлайн-сервисов этих организаций.
Читайте также:  ГИМС информирует об общих обязанностях судоводителей

Изменения по НДС для ИТ-компаний с 2021 года

С 1 января 2008 г. в НК РФ (пп. 26 п. 1 ст. 149) введена норма об освобождении от налогообложения НДС операций по передаче прав на использование нематериальных активов разных видов на основании лицензионного договора. Сама Клеверенс работает по упрощенке и не предоставляет счетов-фактур. Если ваша организация работает на общем налогообложении, то вы, как партнер, должны будете предоставлять своим покупателям счета фактуры с НДС = 0 руб.

Как было рассмотрено в предыдущем разделе, лицензия на программное обеспечение — это разрешение, нематериальное право, и передача имущественных прав на них осуществляется по EULA или письменному договору.

Автор статьи: Людмила Харитонова

Многие знают, что операции в рамках лицензионного договора НДС не облагаются.

Для компаний, которые применяют общую систему налогообложения, этот фактор играет решающую роль при выборе договорной схемы.

Но мало кто задумывается, что неверный выбор повлечет до начисление НДС вместе со штрафами и пени.

Другая проблема возникает у сервисов, которые бесплатно передают основной функционал программного обеспечения, а дополнительный предоставляют платно.

После того как в деле Мейл.ру налоговая инспекция смогла доказать, что покупка «танчиков» и прочей игровой атрибутики – услуга, а не функция программного обеспечения, которая предоставляется по лицензионному договору, проблем стало больше.

В решениях судов по данному делу указано следующее «…cогласно пункту 1.7 Соглашения Дополнительный функционал Игры – функциональные (программные) возможности Игры, позволяющие Лицензиату за плату, размер и условия внесения которой определены настоящим Соглашением, получить право доступа на условиях неисключительной лицензии к использованию дополнительных преимуществ и привилегий в Игре.

Сам по себе ДФИ функционирует на основании программного кода, являющегося составной частью клиентского программного обеспечения, необходимого для участия в игровом процессе. Вместе с тем программный код как таковой, необходимый для отображения дополнительного игрового функционала на мониторах пользователей – как вносящих плату за валюту игрового мира, так без внесения таковой, – получают в момент безвозмездного скачивания программного обеспечения.

Представление возможности использования дополнительного функционала игры (ДФИ) в целях облегчения игрового процесса и более быстрого развития игрового персонажа является по своей сути договором оказания платных услуг и имеет отдельное регулирование в анализируемом лицензионном соглашении» (см. Постановление по делу № А40-91072/2014 от 06.03.2015. 9-й ААС ).

Тем не менее на законодательном уровне этот вопрос не решен до сих пор, что позволяет применять льготу при достаточных основаниях.

Для этого нужно понять, что фактически представляет собой дополнительный функционал. Действительно ли это часть программного обеспечения или некая услуга, которую оказывают ваши сотрудники при нажатии кнопки в ПО?

Если вы решаете реализовывать дополнительный функционал в рамках лицензионного договора, очень внимательно подойдите к вопросу формулировок, чтобы из текста было понятно, что это именно часть ПО, а не услуга.

Вопрос: ЗАО является лидером среди Российских компаний-разработчиков и производителей электронного оборудования для телевизионных студий и компьютерных систем видеонаблюдения. Часть разрабатываемого электронного оборудования комплектуется программным обеспечением как собственного производства, так и сторонних разработчиков.

1. Производимый экземпляр программного обеспечения для ЭВМ реализуется в товарной упаковке, содержащей сам программный код на оптическом носителе (компакт-диске), инструкцию по установке и эксплуатации, а также электронный ключ защиты. Компоненты программы для ЭВМ в отдельности друг от друга не функционируют, то есть программа для ЭВМ на оптическом носителе не функционирует без электронного ключа защиты, соответственно ни электронный ключ, ни программа не функционируют сами по себе, с иной программой для ЭВМ и даже с иным экземпляром этой же программы для ЭВМ.

Все большее количество компаний используют в своей деятельности программное обеспечение, полезные модели и промышленные образцы.

Средством передачи интеллектуальных прав на данные продукты интеллектуальной деятельности служат лицензионные договоры, сторонами по которому выступают лицензиар (владелец прав, например, на программу ЭВМ) и лицензиат (лицо, которое получает права и использует программу).

Мы занимаемся дистрибуцией программного обеспечения по лицензионному договору с правообладателем. Т.е. закупаем простую неисключительную лицензию (право) и реализуем также простую неисключительную лицензию (право) по сублицензионному договору.

Вопрос. Возможно ли в отдельных случаях при необходимости, не заключая новый договор с поставщиком, реализовать полученную лицензию не по сублицензионному договору, а по договору поставки (например экземпляр ПО для ЭВМ) или по договору оказания услуг (например доступ к ключам активации и т.п.)?

Существует и такое мнение:

Описанный выше подход к определению порядка оформления договорных взаимоотношений между правообладателем, дистрибьютором и конечным пользователем подтверждается в п. 38.2 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»: предусмотренный п. 3 ст. 1286 ГК РФ договор заключается между правообладателем, то есть обладателем исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных, и пользователем, то есть лицом, правомерно владеющим экземпляром такой программы или базы и начинающим пользование соответствующей программой или базой. Лицо, приобретшее экземпляр программы для ЭВМ или базы данных не для самостоятельного пользования, а для перепродажи его третьему лицу, не является субъектом отношений, определенных названной нормой.

Вопрос: ЗАО является лидером среди Российских компаний-разработчиков и производителей электронного оборудования для телевизионных студий и компьютерных систем видеонаблюдения. Часть разрабатываемого электронного оборудования комплектуется программным обеспечением как собственного производства, так и сторонних разработчиков.

1. Производимый экземпляр программного обеспечения для ЭВМ реализуется в товарной упаковке, содержащей сам программный код на оптическом носителе (компакт-диске), инструкцию по установке и эксплуатации, а также электронный ключ защиты. Компоненты программы для ЭВМ в отдельности друг от друга не функционируют, то есть программа для ЭВМ на оптическом носителе не функционирует без электронного ключа защиты, соответственно ни электронный ключ, ни программа не функционируют сами по себе, с иной программой для ЭВМ и даже с иным экземпляром этой же программы для ЭВМ.

Электронные ключи защиты, оптические носители приобретаются по договорам поставки с применением НДС. Сумма налога на добавленную стоимость учитывается в стоимости, списывается на затраты производимых программных продуктов для ЭВМ и к вычету из бюджета РФ не предъявляется (в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ). Реализация программ для ЭВМ (неисключительных прав на экземпляры программного обеспечения) с 01.01.2008 г. осуществляется покупателям (юридическим и физическим лицам) на основании заключаемых в письменной форме лицензионных договоров (в соответствии с требованиями части четвертой ГК РФ и подпунктом 26 п. 2 ст. 149 НК РФ) с выставлением счетов-фактур без НДС. При этом в счете-фактуре компоненты программы для ЭВМ не выделяются.

Просим Вас дать разъяснения, соответствует ли действующему законодательству такой порядок оформления операций по производству и реализации готовой продукции.

2. Наши партнеры, приобретающие программное обеспечение для дальнейшей перепродажи, осуществляют данную операцию путем заключения сублицензионных договоров в письменной форме.

Неисключительные права на экземпляры программного обеспечения нашего производства реализуются нашими партнерами также без НДС (соответственно, покупатель не имеет права вычета НДС).

Правомерно ли в данном случае отнесение операций по дальнейшей передаче партнерами неисключительных прав на программы для ЭВМ путем заключения сублицензионных договоров к операциям, освобождаемым от налогообложения согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ?

3. В некоторых случаях вместе с программным обеспечением мы осуществляем реализацию приобретаемых товаров (например — компьютеров), а также разрабатываемых нами видеоплат ввода/вывода. С 01.01.2008 г. мы разделили данные позиции в выставляемых счетах, компьютеры и видеоплаты реализуются с НДС, а программное обеспечение для ЭВМ без НДС. Соответственно, реализацию неисключительных прав на экземпляры программ для ЭВМ мы относим к операциям, не облагаемым налогом на добавленную стоимость, а реализацию товаров к операциям, облагаемым НДС (в соответствии с требованиями НК РФ).

Соответствует ли применяемый порядок оформления данных операций требованиям Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ?

4. При покупке программного обеспечения сторонних производителей, мы требуем у них заключения с нами лицензионного договора, а также отсутствия в счете НДС. При дальнейшей реализации этого программного обеспечения мы заключаем с покупателем сублицензионный договор, и далее вся цепочка реализации этого программного обеспечения вплоть до конечного пользователя осуществляется по сублинцензионным договорам без НДС.

Соответствует ли действующему законодательству такой порядок оформления операций по приобретению и реализации программного обеспечения?

[1]

Просим также разъяснить в каких случаях возможна работа с приобретаемым программным обеспечением с применением налога на добавленную стоимость в соответствии с подп. 26 п. 2 ст. 149?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость в связи с вступлением в силу с 1 января 2008 года нормы, пр��дусмотренной пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационный деятельности» и сообщает следующее.

В соответствии с указанной нормой от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также передача прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Гражданским кодексом РФ компьютерные программы обозначены как результат интеллектуальной деятельности и отнесены к объектам охраняемой законом интеллектуальной собственности, на которые признаются интеллектуальные права, включающие исключите��ьное или имущественное право (ст. 1225 и 1226 ГК РФ). Также программы для компьютеров отнесены к объектам авторских прав, охраняемым как литературные произведения (п. 1 ст. 1259, ст. 1261 и 1262 ГК РФ).

Представители Минфина в письме от 19.11.2007 г. № 03-07-08/338 подтвердили, что с 1 января 2008 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость передача прав на использование программ для электронных вычислительных машин и баз данных на основании лицензионного договора. Далее чиновники заметили, что операции по реализации на основании договоров купли-продажи материальных носителей, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, а также услуги по обновлению информации, содержащейся в базах данных, подлежат налогообложению НДС. Как видите, финансисты разделили такие понятия, как права на использование программ, материальные носители (на которых записаны указанные программы) и услуги по обновлению.

Смотрим далее. Перед началом нового года Минфин порадовал нас сразу двумя более подробными разъяснениями (письма Минфина от 29.12.2007 г. № 03-07-11/648 и № 03-07-11/649). Чиновники считают, что операции по выполнению работ по созданию компьютерных программ, оказываемых по договорам подряда, которые не сопровождаются передачей прав на использование результатов интеллектуальной собственности, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

По вопросу применения налога при реализации в оптовой и розничной торговле экземпляров программ в товарной упаковке основополагающим является факт наличия на момент передачи имущественных прав ­лицензионного договора на объект интеллектуальной собственности.

Поэтому при наличии лицензионного договора, составленного в письменной форме, передача прав на использование указанных программ освобождается от НДС.

Исходя из задач, поставленных указом президента от 6 октября 2021 года (УП-6319), в налог за пользование недрами вносятся следующие изменения.

В частности, вводится налог на рентный доход для недропользователей, осуществляющих добычу (извлечение) нефти, природного газа, газового конденсата, драгоценных, цветных, редких и радиоактивных металлов на новых месторождениях, с учетом капитальных расходов недропользователей. Он уплачивается через три года после инвестирования за вычетом дохода от продажи металлов или углеводородов и затрат, непосредственно связанных с их добычей (извлечением).

Кроме того, планируется освободить от налога на имущество новых нефтяных и газовых скважин в первые два года, начиная с месяца ввода их в эксплуатацию, в последующие три года — применение ставки налога на имущество юридических лиц, сниженной на 50% от установленной налоговой ставки.

Ставку налога на имущество юридических лиц планируется снизить с 2% до 1,5%. Законопроект увеличивает с 0,4% до 0,5% пониженную ставку налога на имущество юрлиц.

Предлагается ввести требование о том, что налоговая база для зданий не может быть ниже минимального значения, установленного в абсолютной величине на 1 квадратный метр в следующих размерах:

  • в Ташкенте — 2,5 млн сумов;
  • в Нукусе и областных центрах — 1,5 млн сумов;
  • в оставшихся регионах — 1 млн сумов.

Ставки налога на имущество физических лиц индексируются на уровне 10%.

Базовые ставки налога на земли несельскохозяйственного назначения для юридических лиц индексируются в среднем в 1,07 раза (7%).

Продолжится поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой, путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,25 до 0,3.

Ставки земельного налога для физических лиц индексируются в среднем в 1,07 раза (7%).

В законопроекте сохраняется налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.

Воспользоваться льготным НДС могут как давно работающие компании и ИП, оказывающие услуги общепита, так и новые. Для налогоплательщиков каждой категории предусмотрены свои условия.

Для старичков упомянутый выше ФЗ №305 предусматривает ограничения по удельному весу доходов от общепита (70%+) и годовой выручке (до 2 млрд. рублей за 2021 год). Посчитали соответствующие показатели? Если компания не превысила лимит по выручке и выполнила условие по удельному весу доходов от общепита, льготный НДС подключится в 2022 автоматически. Обращаться в налоговую с заявлением об освобождении от налога не придется.

Читайте также:  Оформление квартиры в собственность в 2023 году: стоимость, порядок

Для новичков, зарегистрированных в 2022, все проще. Они являются «освобожденцами» по умолчанию. Указанные выше лимиты таким компаниям и ИП необходимо будет проверять по итогам 2022 года, чтобы продолжить пользоваться льготой в 2023.

В 2024 перечень условий для льготного налогообложения дополнится. Новым условием станет размер выплат физлицам. Его привяжут к региональному среднеотраслевому показателю. Норма предусмотрена ст. 149 НК РФ.


Под освобождение от НДС в общепите не попадает деятельность, связанная с заготовкой продукции, и деятельность кулинарных отделов в организациях, занимающихся розничной торговлей. Не предусмотрены льготы и для посредников любого рода.

На то, что посредники не являются «освобожденцами», обратил внимание налогоплательщиков Минфин. Согласно разъяснениям, изложенным в письме №03-07-11/94606 от 23.11.2021, для работы с льготным НДС индивидуальному предпринимателю или компании необходимо непосредственно оказывать услуги общепита. Все, что выходит за рамки этого вида деятельности, облагается НДС на общих ос��ованиях (или не облагается, если имеет место работа на спецрежиме).

Рассмотрим ситуацию на примере. Компания занимается изготовлением и доставкой готовых обедов, работает на ОСНО. Для нее актуально освобождение от НДС, и с 2022 года она может воспользоваться льготой.

Компания не имеет собственной службы доставки, сотрудничает с курьерской службой. Последняя, хоть и доставляет готовые обеды, на освобождение от НДС рассчитывать не может. Деятельность курьерской службы не является оказанием услуг общепита. Причем не важно, какой договор (агентский, поручения или комиссии) заключен между производителем обедов и посредником. Согласно ст. 149 НК РФ, льготой по НДС в такой ситуации пользуется только производитель обедов (поставщик услуг общественного питания).

Реализация покупных товаров, включая продукты питания, через вендинговые автоматы тоже под льготное налогообложение не попадает. Давайте разберемся почему.


Реализация товаров через вендинговые аппараты не попадает под освобождение от НДС, даже если осуществляется на территории предприятия общественного питания. Разъяснения по теме Минфин дал в письме №03-07-07/81801 в октябре 2021.

Вывод вендинговой торговли из-под льготного налогообложения обоснован чиновниками со ссылкой на два действующих ГОСТа: 51303-2013 и 31985-2013. Они касаются терминологии и определений торговли, услуг общественного питания. К последним, согласно госстандартам, вендинговая торговля не относится. Во-первых, вендинг предусматривает автоматизацию процесса продажи. Взаимодействие покупателя происходит не с живым специалистом (продавцом), а с техническим устройством. Во-вторых, автомат не является стационарной точкой торговли и оказания услуг общественного питания. И под категорию выездного обслуживания он тоже не попадает.

Даже если продукт готовится в автомате в присутствии покупателя (кофе, например), де-юре это не услуги общественного питания, а розничная торговля. Соответственно, «освобожденцами» владельцы вендинговых аппаратов не являются.

Если предприятие или ИП осуществляет несколько видов деятельности, учет и налогообложение следует разделять. То есть вендинговая (розничная) торговля отдельно, услуги общественного питания с освобождением от НДС – отдельно. На это необходимо обратить внимание бухгалтерам новых компаний-льготников, зарегистрированных в 2022.


Указанная ставка применяется на основании п. 2 ст. 164 НК.

Льготное налогообложение в размере 10% применяется в отношении реализации или импорта имущества согласно установленным перечням, продовольственных и детских товаров, периодических изданий, книг, лекарств, медицинских изделий. Кроме того, в 2022 году это относится к внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (исключения — сообщение с Крымом, Севастополем, Калининградом, Дальневосточным федеральным округом, в обход Москвы и Московской области).

Ставку 10% можно применять в том случае, если коды товаров указаны в соответствующих Постановлениях Правительства:

  • от 31.12.2004 г. № 908 (по мясу, колбасе, консервам, молоку, маслу, детским товарам, верхней одежде, пеленкам, носкам, одеялам и т.д.):
  • от 23.01.2003 г. № 41 (по газетам, журналам, книгам, альбомам, атласам и т.д.);
  • от 15.09.2008 г. № 688 (по лекарствам и медицинской продукции — сывороткам, вакцинам, морской соли, вате, медицинской одежде и т.д.).

Коды в постановлениях указываются на основании ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. № 54).

Льготное налогообложение в размере 0% применяется в ситуациях, которые относятся к п. 1 ст. 164 НК. К примеру, это экспорт продукции, международные перевозки, услуги ж/д перевозчиков при экспорте товаров и др. Международными считаются перевозки, при которых точка отправления или назначения находятся за границей.

Кроме того, к операциям по ставке 0% относится вывоз мусора с территории РФ в таможенном режиме экспорта или свободной таможенной зоны. Об этих таможенных процедурах указано в ТК ЕАЭС, а также в Законе от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ.

Если вы хотите вернуть не больше, чем заплатили налогов и взносов за прошлый год, нужно сдать декларацию по НДС и написать в налоговую заявление. При этом таможенные платежи и налоги за прошлый год, которые вы уплатили в качестве налогового агента, не учитываются. Например, НДФЛ за сотрудников.

Если сумма, которую вы планируете вернуть, больше суммы прошлогодних налогов и взносов, кроме декларации по НДС и заявления понадобится банковская гарантия или поручительство.

Ускоренный режим возврата НДС не отменяет камеральных проверок налоговой. ФНС всё равно будет сверять расчёты и может запросить данные у компании и контрагентов. Просто сделает это уже после возврата НДС.

Если камеральная проверка не покажет нарушений, то в течение семи дней налоговая письменно сообщит предпринимателю об окончании проверки.

Если проверка покажет, что предприниматель возместил НДС больше, чем положено, то по результатам проверки составят акт: это налоговое правонарушение. Решение о возмещении НДС отменят полностью или частично, и налоговая потребует деньги назад. Вернуть придётся с процентами: за каждый день незаконного использования бюджетных денег начислят проценты в размере двукратной ставки рефинансирования Центробанка. С 4 мая 2022 года это 14%. Вернуть деньги нужно в течение пяти дней с даты, когда получено требование.

Сейчас бератор «Практическая энциклопедия бухгалтера» вы можете купить на 9 месяцев всего за 10 980 рублей вместо 16 980 рублей. То есть вы получите скидку 6 000 рублей и доступ к бератору на 3 месяца в подарок.

У вас будет:

  • Бератор
    «Практическая энциклопедия бухгалтера»
  • Материалы электронного журнала
    «Нормативные акты для бухгалтера»
  • Материалы электронного журнала
    «Практическая бухгалтерия»
  • Онлайн-сервисы «Учетная политика» и «Алгоритмы для бухгалтера»

Просто заполните форму, и мы вышлем вам на почту письмо с льготным счетом.

Исчисление НДС на программное обеспечение

НДС на программное обеспечение необходимо исчислить и уплатить в бюджет в случае:

  • реализации работ по созданию компьютерных программ, выполняемых на основании договоров подряда (письма Минфина РФ от 21.10.2014 № 03-07-03/52967, 03.02.2009 № 03-07-07/04, от 24.06.2008 № 03-07-07/69 );
  • оказания услуг по разработке и модификации программного обеспечения, передачи права на них на основании смешанного договора (письмо Минфина РФ от 02.06.2008 № 03-07-08/134);
  • оказания услуг по предоставлению доступа к компьютерному обеспечению через интернет (письмо Минфина России от 30.11.2016 № 03-07-08/70744);
  • реализации экземпляров компьютерных программ на основании договора купли-продажи, включая и продажу в розницу (письма Минфина РФ от 04.09.2017 № 03-07-07/56481, от 05.03.2008 № 03-07-08/55, от 15.01.2008 № 03-07-08/07 и от 29.12.2007 № 03-07-11/649).

Что попадает под данное льготное налогообложение

Итак, льготируются с точки зрения НДС:

  1. Программы для ЭВМ.
  2. Права на использования программ для ЭВМ, передаваемые на основании лицензионного договора.

Разберемся в вопросе передачи права по лицензионному договору более подробно.

Согласно гражданскому кодексу по лицензионному договору (статья 1235 ГК РФ) передаются исключительное право использования интеллектуальной собственности.

Если передаются неисключительные права – это уже сублицензионный договор (статья 1238 ГК РФ).

Можно ли применять рассматриваемую льготу и обоим договорам? Однозначного ответа нет.

С одной стороны, в пункте 5 статьи 1238 ГК РФ есть указание на то, что к сублицензионному договору применяются правила о лицензионном договоре.

С другой стороны – в п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ назван только лицензионный договор.

Кроме того, в пункте 5 статьи 1286 ГК РФ есть правило, что договор о предоставлении покупателю простой (неисключительной) лицензии на использование программы для ЭВМ может быть заключен в упрощенном порядке.

Упрощенный порядок состоит в оформлении прав пользования программами для ЭВМ путем заключения договора присоединения. Условия такого договора могут быть прописаны непосредственно на экземпляре программы для ЭВМ или ее упаковке, либо в электронном виде.

В таком случае новый пользователь, начиная работу с программой для ЭВМ, автоматически соглашается с заключением договора на право пользования. При этом письменная форма сделки считается соблюденной.

Разъяснения контролирующих органов по п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ

Некоторые случаи, когда контролирующие органы допускают применение льготы, приведены в Таблице 1.

Таблица 1.

№ п/п Объект налогообложения Документ
1 Передача права на программу через интернет по лицензионному (сублицензионному договору) Письмо ФНС России от 30.01.2017 № СД-4-3/1580@
2 Передача прав на использование неактивированных данных и команд компьютерной онлайн-игры по лицензионному договору Письмо ФНС России от 23.01.2017 № СД-4-3/988@
3 Передача прав на использование программ для ЭВМ по лицензионному договору Письмо Минфина России от 01.12.2016 № 03-07-11/71133
4 Передача прав на программное обеспечение по сублицензионному договору Письмо Минфина России от 06.10.2016 № 03-07-11/58299

Последней льготой довольно часто пытаются воспользоваться компании, разрабатывающие программное обеспечение для заказчика. Однако налоговые органы в этом отказывают и нередко выигрывают споры в арбитражных судах.

Дело в том, что налогоплательщики зачастую неточно трактуют норму подпункта 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Она гласит, что под освобождение от НДС попадает реализация исключительных прав на программы, база данных, ноу-хау, полезные модели, изобретения и прочие аналогичные результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, из-под налогообложения выведена передача прав на использование указанных выше разработок по лицензии. А вот создание программного обеспечения (ПО) как таковое, по мнению ФНС и многих судов, является оказанием услуги или выполнением работы, но не передачей прав на результаты интеллектуальной деятельности. Следовательно, такие операции подлежат обложению НДС, что соответствует позиции Минфина (письмо от 21.10.14 № 03-07-03/52967).

Аналогичной точки зрения придерживаются и суды. Так, Арбитражный суд Московского округа в постановлении по делу № А40-252272/2015 встал на сторону ФНС. Налогоплательщик настаивал на освобождении от НДС операции по разработке программного обеспечения для сторонней компании, поскольку вместе с самой программой он передал заказчику и права на нее. Но арбитры указали на то, что договор между сторонами предусматривал выполнение работы по заданию заказчика, а не передачу исключительных прав на программу для ЭВМ.

Преимущества, которые получают аккредитованные компании

Основные преференции, которые дает этот налоговый маневр для бизнеса:

  • Нулевая налоговая ставка на прибыль до конца 2024 года по региональному налогу и 3% по налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет. Пока осуществляется переходный период, компаниям всё же рекомендуется подавать нулевую декларацию в ФНС.
  • Мораторий на налоговые проверки, проверки трудовых инспекций и других надзорных ведомств на тот же период. В части плановых выездных проверок ФНС мораторий продлен до 3 марта 2025 года. Однако это не значит, что можно нарушать НК РФ: внеплановые проверки остаются, и в последующем, при выявлении нарушений за прошедший период моратория, могут быть наложены взыскания.
  • Снижение тарифа страховых взносов с 14% до 7,6%.
  • Получение банковских кредитов по льготной ставке 3% (в форме субсидирования процентной ставки) на развитие IT-проектов. Правила их получения установлены Постановлением Правительства РФ №754 от 26.04.2022 г. Если сейчас такой кредит могут получить только те компании, которые имеют право на налоговую льготу, то в ближайшие месяцы это требование может быть устранено. В настоящее время Минцифрой предложен проект постановления, который отменит это условие. Достаточно будет иметь аккредитацию в этом ведомстве.

Способы передачи программы для ЭВМ и принадлежностей к ней

Компьютерная программа может быть передана пользователю по-разному — на материальном носителе (компакт-диске, дискете, карте флэш-памяти и др.) либо в электронном виде. Для применения налогоплательщиком нормы пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ это не имеет значения. Реализация исключительного права на программу или передача прав на ее использование освобождается от обложения НДС независимо от способа передачи программного продукта. Об этом говорится в Письмах Минфина России от 01.04.2008 N 03-07-15/44 и от 14.05.2008 N 03-07-07/55.

Кроме материальных носителей, на которых записана программа, пользователю могут быть переданы документация (например, инструкции по использованию), технические средства защиты и другие принадлежности, необходимые для использования программы. Облагаются ли эти материальные носители и принадлежности НДС? Все зависит от того, как сформирована стоимость программы.

Если цена материальных носителей и принадлежностей включена в стоимость прав, переданных по лицензионному договору (то есть в комплект программы), операция по передаче этих материальных ценностей освобождается от обложения НДС на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Поставщик (правообладатель) не может применить налоговый вычет «входного» НДС, предъявленного ему при приобретении данных материальных носителей и принадлежностей. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы «входного» налога по товарам, используемым в необлагаемых операциях, к вычету не принимаются и учитываются в стоимости соответствующих товаров.

Нередко стоимость материальных носителей и принадлежностей выделяется в документах поставщика (в договоре, счете, накладной, счете-фактуре) отдельной строкой. Если по договору материальные носители не входят в комплект компьютерной программы, их передача пользователю рассматривается как самостоятельная операция и облагается НДС в общем порядке.

Пример 1. В сентябре 2008 г. ООО «Комби» (поставщик) передало ОАО «Волна» право пользования программой для ЭВМ по лицензионному договору. Стоимость программы — 12 000 руб. (без НДС). Программа передается покупателю на компакт-диске. Его стоимость в документах (договоре, накладной) отдельной строкой не выделена. Кроме того, пользователю передан ключ защиты программы. Его стоимость согласно накладной — 500 руб. (без НДС).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *