Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГИМС информирует об общих обязанностях судоводителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Зачем нужен этот документ? Во многих странах невозможно пройти регистрацию при его отсутствии. Так же немало важен и номер двигателя. Чтобы зарегистрировать маломерное судно, необходимо соблюсти ряд правил, что в принципе сложно. Для того чтобы этот процесс произошел успешно, необходимо быть подкованным в этой области и готовыми ко всем неожиданностям.
Как исключить судно из реестра маломерных судов
«Вывести» лодку из Реестра будет теперь сложнее — это обратная сторона новшеств 2022. Для этого потребуется основания, которых прописано всего три. При чем, они должны быть подтверждены документом.
В зависимости от обстоятельств теперь требуется предоставить:
- документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;
- таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;
- свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.
Новости ГИМС 2022. Штрафы подняли в несколько раз!
- Пункт 2 относится к маломерным судам, в нем регламентируются основные нарушения правил на воде, такие как — превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах, либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков.
Ранее за это нарушение выдавали предупреждение или выписывали штраф от 300 до 500 рублей, сейчас, помимо того, что вы можете отделаться предупреждением, штраф повысили — от 500 до 1 000 рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.
Было 300 — 500, стало 500 — 1000 рублей? Разве это причина для паники, учитывая, что изменения не вносились много лет?
Суровей законодатели обошлись со статьей 11.8. Здесь действительно штрафы увеличены в разы, но взглянем внимательней, за что вас штрафовать?
- Пункт 1 – владелец судна не прошедшее техосмотр, без бортовых номеров, нарушивший пассажировместимость или чье судно переоборудовано без разрешения, облагается штрафом от 5000 до 10000 рублей. Ранее штраф составлял от 500 рублей до 1 000 рублей.
Да, круто! Но, во-первых, техосмотр выдается на 5 лет, во-вторых, никаких проблем пройти его нет. Даже пошлину платить не нужно. Всего лишь следует привезти лодку на пункт технического освидетельствования и заполнить пару «бумажек». Ни разу проблем это не доставляло, как мне, так и моим друзьям водномоторникам. Достаточно иметь с собой средства спасения, все необходимое и замерить выхлопы CO — ТО пройдено.
Мало того, для прохождения ТО инспектора ГИМС сами приезжают в назначенное время на лодочные базы, в этом случае вам и лодку никуда везти не нужно – удобно!
Внимательно нужно отнестись теперь разве что к количеству пассажиров на борту. Нарушение грозит увесистым штрафом.
- Пункт 2 – управление судном лицом не имеющего права управления или передача лицу не имеющего права управления – от 10 000 до 15 000 рублей. Ранее штрафовали за это от 1000 до 2 000 рублей.
Тоже серьезно увеличили штраф. Давно следовало навести порядок на воде. Больше всего эта штрафная санкция коснется гидроциклов и скутеров. Сейчас ими управляют все кому не лень, вплоть до детей. Правильно ли это? Если разобраться, вы ведь не даете управлять автомобилем ребенку, или человеку, без водительского удостоверения опасаясь последствий?
- При пресечении нарушений предусмотренных ст. 11.9 применяется задержание ТС. Лишение прав от 1 до 2 лет, или штраф от 1 500 до 2 000 рублей.
Пьянству, тем более на воде – бой! Это слишком распространённое правонарушение, с которым, действительно следует бороться. Сколько утонуло людей от безответственности и сколько семей осталось без отцов, которые злостно нарушили этот пункт – не сосчитать. Тут без комментариев.
- За нарушение этого важного пункта ответственности грозит всего лишь штраф от 300 до 500 рублей.
Приказ МЧС РФ от 01.06.2021 N 355
Однако с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2021 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Но не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов.Эти правила, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2021 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2021 года.
Итак, для начала разберемся с правовым понятием термина «маломерные суда». Согласно действующему законодательству, маломерным называется судно, вмещающее на борту до 12 человек при длине корпуса плавсредства не более 20 метров.
По нормам, которые ввели правила водного движения маломерных судов от 2021 года, обязательной регистрации в госинспекции подлежат судна, соответствующие следующим параметрам.
- Следует регистрировать маломерные суда, используемые с моторами мощностью более 8 кВт (до 10,8 л. с.).
- Регистрации подлежат судна, полная масса которых превышает норму в 200 кг.
И если по первому пункту все предельно ясно, то по второму возникают вопросы и разночтения. Например, что считать за полный и максимально разрешенный вес лодки? Некоторые инспекции производят расчет по следующей схеме: масса данной лодки + вес установленного мотора + перевозимое снаряжение + заполненный топливный бак.
Таким образом, в норму на 200 кг укладываются большинство лодок малых и средних габаритов. Но центральный аппарат ГИМС рекомендует проводить замер массы лодки и мотора исходя из требований ГОСТа Р ИСО-8666-2012. Согласно этому документу, за массу моторного судна берется вес лодки не с фактически установленным мотором, а с максимально возможным по техническим параметрам двигателем. Так, например, если вы используете лодку при мощности мотора на 5 л. с. и весом 27 кг, а в паспорте судна указан двигатель до 10 л. с., то инспекция будет учитывать вес самого тяжелого мотора в 10 л. с.!
К слову, заметим, что по новым правилам регистрировать лодку можно в любом отделении ГИМС, а не обязательно в том, где судно регистрировалось ранее. При этом заявителю предоставят результат оформления услуги (документы о регистрации/обоснованный отказ / постановление о приостановлении оформлении документов) в срок не более 3 рабочих дней.
Правила речного судоходства маломерных судов регламентируют законные и необходимые действия рулевого плавсредства. Здесь, в отличие от предыдущего пункта, все предельно просто, понятно и без изменений. Исходя из правил судовождения маломерных судов 2018–2019, судоводители обязаны:
- знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства;
- перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна;
- при перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.
- обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.);
- выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.
Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.
Поставить лодку на учет без документов совсем не сложно, но без заявления в суд совсем не обойтись.
Вот несколько этапов которые вам необходимо выполнить:
- Напишите заявление в ГИМС МЧС, в котором, ссылаясь на действующие правила госрегистрации маломерных судов, сделайте запрос о постановке ее на учет. При подаче заявления, обязательно вносятся запись что документы на лодку утрачены!
- После определенного времени .Получите от МЧС отказ в письменном виде (в связи с отсутствием правоустанавливающих документов эта организация не может зарегистрировать судно, но их отказ нужен для суда), Далее следует обратиться к юристу, за помощью в состовление искового заявления. Следующий этап, необходимо подать заявление в суд в том же районе где вам отказали органы ГИМС.
- В заявлении обратитесь с просьбой о признании права собственности на конкретное судно, а также зарегистрировать эту лодку. Исковое заявление, как правило, содержит подробные сведения о том, как была приобретена лодка, где она хранилась и с какого времени, также о материалах, из которых изготовлено судно и его технических характеристиках. В заявлении также сообщается об обращении в ГИМС, их отказе и отсутствии каких-либо документов на судно. Если есть свидетели его купли-продажи, это является дополнительным плюсом. При обращении нужно оплатить госпошлину, но, в связи с тем, что подобное заявление не имеет имущественного характера, сумма пошлины достаточно небольшая.
- Далее судебным решением лодку признают находящейся в собственности конкретного лица, подавшего заявление, а Госинспекцию по маломерным судам обязывают осуществить регистрацию этого судна, что и требовалось изначально.
- Далее следует придоставить моторную лодку в инспекцию для осмотра. Процедура выписывания документов длится около 21 дня. По прошедствию времени вы получите на руки судовой билет и номера вашего судна. Однако нужно помнить, что для плавания нужны еще и права, для получения которых нужно пройти учебу (от 1 до 1,5 месяцев на специальных курсах), после чего сдать экзамен в ГИМС.
Важные изменения претерпели в 2021 году правила управления маломерным судном в разделе о нанесении бортовой маркировки. До этого наносимый на лодку регистрационный номер состоял из 7 символов (3 буквы + 4 цифры), и по желанию владельца рядом можно было нанести российский флаг. Теперь же для внутреннего водного транспорта Российской Федерации нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.
Бортовой номер судну назначают при регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС. По новым правилам он состоит из следующих элементов: 2 буквы; 4 цифры; цифровое обозначение региона России; буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.
Из чего состоит практический экзамен
Практический экзамен по управлению маломерными плавательными средствами (кроме гидроциклов) включает:
- пуск двигателя;
- процесс отхода от причала, подхода судна к берегу и его крепление к причальной стенке;
- переключение скоростей и остановка;
- соблюдение направления движения и определение оптимального курса с учётом внешних факторов, в частности направления волны, разворот судна;
- задний ход;
- взаимодействие с иными плавательными средствами, правильная оценка нужного расстояния до прочих судов и иных препятствий под различными углами и с разными курсами;
- понимание знаков навигации, сигналов маяка и прочих обозначений, исполнение подходящих маневров;
- умение пользоваться средствами радиосвязи;
- правильные действия при имитации ситуации «человек за бортом»;
- приближение и остановка у необорудованного берега, отход от необорудованного побережья;
- крепление плавсредства на якорь.
Регистрация лодок и катеров по правилам ГИМС 2022
Рассмотрим юридическое понятие термина «маломерные суда». Согласно новому законодательству, в ГИМС судном называют моторное средство, которое может вместить на борту до 12 человек, при этом длина корпуса плавучего устройства не должна превышать 20 метров.
В соответствии с нормами 2022 года, мотолодки, подходящие следующим параметрам, подлежат обязательной регистрации в государственном инспекционном о́ргане:
- Небольшие суда, используемые с двигателями мощностью свыше 8 кВт (до 10,8 л.с.).
- Мотолодки, у которых полная масса более 200 кг.
И если по первому пункту всё понятно, то по второму возникают вопросы и несоответствия. Например, каков общий и максимально допустимый вес судна? Есть государственные инспекции, проверяющие по такой схеме: масса мотолодки + вес монтированного мотора + перевозимое снаряжение + полный топливный бак.
Нужны ли права на электровелосипед?
После подачи заявления и указанных документов, владельцу со стороны специалиста будут выданы в количестве 2 шт. бортовые номера, которые необходимо будет прикреплять на двух разных бортах судна. Помимо этого, владельцу будут предоставлены итоги проверки ТС, его технического обслуживания. Важными факторами являются характеристики на суше (заданные параметры и функции) и воде (функция плавучести) соответственно.
Изготовленные из полихлорвинила лодки регистрируются по общим установленным для резиновых суден правилам. Успешность процесса оформления свидетельств будет напрямую определяться тем, насколько соответствуют обозначенным нормативным показателям технологические и физические параметры лодки.
Указываемые запросы относятся лишь к внутренним акваториям Российской Федерации. При желании владельца лодки выйти в территорию международных вод, необходимо изменять документ (при этом, запросы ГИМС и показатели водоизмещения не будут важны).
По новому закону ГИМС регистрация на определённые категории маломерных плавательных средств не нужна. Если судовладелец взял мотолодку ПВХ длиной 419, весом 99 кг. с подвесным мотором мощностью 9.8 л. с., весом 41 кг, то на эту лодку и силовой агрегат регистрация не требуется, и права также не нужны из-за того, что общий вес с мотором менее 200 кг, а мощность подвесного СА меньше 10 л. с.
Вес готового к плаванию судна определяется не инспекторами Государственной инспекции МЧС, а судостроителями. Этот параметр имеется в паспорте технического средства. Подсчёт технических характеристик, включающих вес готового судна, не входит в компетенцию инспектора Государственной инспекции МЧС.
Комментарий к ст. 16 КВВТ РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи конкретизирует для речных судов общую обязанность собственника судна осуществлять его государственную регистрацию. Аналогичная обязанность предусмотрена в ст. 33 КТМ, ст. 3 Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» в отношении других видов судов.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 16 комментируемого Кодекса государственной регистрацией судна и прав на него следует признавать акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Считается общепризнанным, что только факт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (недвижимым имуществом в данном случае выступает и речное судно) порождает изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов правоотношений.
В этой связи акт государственной регистрации судна следует считать правоустанавливающим правовым актом. Это обусловлено тем обстоятельством, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являясь правоустанавливающей деятельностью уполномоченных органов исполнительной власти, подтверждает и права на такое имущество, и производимые с ним сделки.
Кроме этого, следует отметить, что указанная деятельность выражается в действиях специального уполномоченного государственного органа исполнительной власти или уполномоченной им организации, то есть представляет собой административный (позитивно-управленческий) процесс по реализации функции государственного управления.
Вышеизложенное позволяет признать, что государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует воспринимать как правовой административный акт ненормативного характера и индивидуальной направленности, имеющий правоустанавливающую силу.
2. В соответствии с требованиями комментируемой нормы государственной регистрации подлежат суда, которые являются самоходными или несамоходными плавучими сооружениями, предназначенными для использования в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река — море) плавания, паромы, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода.
Административно-правовые отношения по государственной регистрации судна и прав на него возникают между:
1) собственником судна, судовладельцем, юридическими и физическими лицами, реализующими вещные права на судно на любом законном основании, в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления, судебным приставом, лизингодателем, кредитором, доверительным управляющим, с одной стороны;
2) регистрирующим органом, с другой стороны (о регистрирующих органах см. п. 8 комментария к настоящей статье и комментарий к ст. 17).
В соответствии с комментируемой статьей собственник должен зарегистрировать свое судно в одном из нижеперечисленных реестров судов:
— Государственный судовой реестр. В нем содержится информация о существующих и прекращенных правах на судно, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. В государственный судовой реестр включается информация только о судах, находящихся в собственности российских лиц.
Пример: акционерная компания «Оушн Тролерс Интернэшнл Лимитед» («Ocean Trawlers International Limited», Гонконг) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к ООО «САХАЛИНИНВЕСТМОРЕ» о признании права собственности на судно — МПБ «Дальмос» и истребовании его из чужого незаконного владения.
Иск был обоснован тем, что указанное судно приобретено (оставлено) за собой компанией, являющейся залогодержателем судна по договору ипотеки, в силу п. 5 ст. 58 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Это является основанием возникновения права собственности компании на судно и его истребования у ответчика.
Дело рассматривалось арбитражными судами в нескольких инстанциях. Апелляционный суд, сославшись на положения п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 131 ГК, пришел к выводу о том, что, поскольку право собственности истца на судно не зарегистрировано в Государственном судовом реестре, оно не возникло у истца и не может быть признано за ним. Отказывая в удовлетворении требования об истребовании спорного судна из незаконного владения, апелляционный суд исходил из отсутствия доказательств наличия у истца права собственности на МПБ «Дальмос», находящегося во владении ответчика.
Суд кассационной инстанции посчитал указанный вывод апелляционного суда ошибочным, сделанным без учета того, что истец является иностранным юридическим лицом, право собственности которого на спорное судно не может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре, так как включению в указанный реестр подлежат суда, обладающие правом плавания под Государственным флагом РФ. Правом плавания под Государственным флагом РФ обладают только суда, находящиеся в собственности российских лиц. Переход права собственности на судно к иностранному лицу влечет за собой исключение судна из Государственного судового реестра РФ.
Как поставить на учет лодку без документов?
Поставить лодку на учет без документов совсем не сложно, но без заявления в суд совсем не обойтись.
Вот несколько этапов которые вам необходимо выполнить:
- Напишите заявление в ГИМС МЧС, в котором, ссылаясь на действующие правила госрегистрации маломерных судов, сделайте запрос о постановке ее на учет. При подаче заявления, обязательно вносятся запись что документы на лодку утрачены!
- После определенного времени .Получите от МЧС отказ в письменном виде (в связи с отсутствием правоустанавливающих документов эта организация не может зарегистрировать судно, но их отказ нужен для суда), Далее следует обратиться к юристу, за помощью в состовление искового заявления. Следующий этап, необходимо подать заявление в суд в том же районе где вам отказали органы ГИМС.
- В заявлении обратитесь с просьбой о признании права собственности на конкретное судно, а также зарегистрировать эту лодку. Исковое заявление, как правило, содержит подробные сведения о том, как была приобретена лодка, где она хранилась и с какого времени, также о материалах, из которых изготовлено судно и его технических характеристиках. В заявлении также сообщается об обращении в ГИМС, их отказе и отсутствии каких-либо документов на судно. Если есть свидетели его купли-продажи, это является дополнительным плюсом. При обращении нужно оплатить госпошлину, но, в связи с тем, что подобное заявление не имеет имущественного характера, сумма пошлины достаточно небольшая.
- Далее судебным решением лодку признают находящейся в собственности конкретного лица, подавшего заявление, а Госинспекцию по маломерным судам обязывают осуществить регистрацию этого судна, что и требовалось изначально.
- Далее следует придоставить моторную лодку в инспекцию для осмотра. Процедура выписывания документов длится около 21 дня. По прошедствию времени вы получите на руки судовой билет и номера вашего судна. Однако нужно помнить, что для плавания нужны еще и права, для получения которых нужно пройти учебу (от 1 до 1,5 месяцев на специальных курсах), после чего сдать экзамен в ГИМС.
Главные отличия от прошлых правил
Существуют некоторые особенности по сравнению с изданием 2016-го в отношении процедуры регистрации, номерного знака, времени обслуживания и государственной пошлины. Другие изменения ГИМС для маломерных судов были сделаны, но о них пошагово:
- Регистрация. Ранее эта процедура для небольшого корабля была возможна только по месту проживания владельца. Теперь судовладелец может оформить лодку по адресу местонахождения в любом подразделении GIMS.
- Номерные знаки. До 2016 года номер состоял из 7 символов, а с 2017-го содержит 11: две буквы, 4 цифры, надпись RUS и регион. Как и прежде, применяется к одной линии с обеих сторон.
- Флаг России. Несколько лет назад изображение российского флага рядом с номером было желанием шкипера, но теперь это обязательство.
- Сроки. До 2016 года крайний период предоставления государственных услуг составлял три рабочих дня, в течение которых вы могли зарегистрироваться или отказаться. Сегодня период между подачей заявки и получением результата также составляет 3 дня, но если приведены причины отказа, он может быть продлён до тридцати рабочих дней.
Причины для отказа в регистрации: к правилам, действительным до 2017 года, было добавлено несколько пунктов. В них содержится информация о том, что постановление транспорта не будет совершаться при отсутствии заводской маркировки (либо если она изменена) или заявитель не пришёл в ГИМС за месяц. А также будет отказано в процедуре регистрации моторных лодок, которые учтены как пропавшие.
Новые поправки в постановке на учёт разных маломерных судов также относятся и к государственной пошлине за снятие лодки с учёта. Недавно платить за это не нужно было теперь за услугу придётся отдать 200 рублей. С начала 2017 года владельцы получают судовой билет нового образца. При этом старый — действительный, его можно использовать.
Главные отличия от прошлых правил
Существуют некоторые особенности по сравнению с изданием 2016-го в отношении процедуры регистрации, номерного знака, времени обслуживания и государственной пошлины. Другие изменения ГИМС для маломерных судов были сделаны, но о них пошагово:
- Регистрация. Ранее эта процедура для небольшого корабля была возможна только по месту проживания владельца. Теперь судовладелец может оформить лодку по адресу местонахождения в любом подразделении GIMS.
- Номерные знаки. До 2021 года номер состоял из 7 символов, а с 2017-го содержит 11: две буквы, 4 цифры, надпись RUS и регион. Как и прежде, применяется к одной линии с обеих сторон.
- Флаг России. Несколько лет назад изображение российского флага рядом с номером было желанием шкипера, но теперь это обязательство.
- Сроки. До 2021 года крайний период предоставления государственных услуг составлял три рабочих дня, в течение которых вы могли зарегистрироваться или отказаться. Сегодня период между подачей заявки и получением результата также составляет 3 дня, но если приведены причины отказа, он может быть продлён до тридцати рабочих дней.
Причины для отказа в регистрации: к правилам, действительным до 2017 года, было добавлено несколько пунктов. В них содержится информация о том, что постановление транспорта не будет совершаться при отсутствии заводской маркировки (либо если она изменена) или заявитель не пришёл в ГИМС за месяц. А также будет отказано в процедуре регистрации моторных лодок, которые учтены как пропавшие.
Новые поправки в постановке на учёт разных маломерных судов также относятся и к государственной пошлине за снятие лодки с учёта. Недавно платить за это не нужно было теперь за услугу придётся отдать 200 рублей. С начала 2021 года владельцы получают судовой билет нового образца. При этом старый — действительный, его можно использовать.
Правила регистрации лодок ПВХ в ГИМСе: рекомендации
- Судовой билет всегда берите с собой, когда эксплуатируете лодку. Если не хотите брать с собой оригинал документа, с судового билета необходимо снять копию, заверить ее у нотариуса и иметь при себе.
- Условие, что лодка не подлежит регистрации, не освобождает владельца от соблюдения правил, определяющих условия использования водного пространства. Инспектор ГИМС имеет право остановить плавсредство, проверить документы и состояние лодки, оштрафовать за несоблюдение расстояния территории пляжа, ловлю в запрещенном месте, иные правонарушения.
- Переоснащение лодки, не подлежащей регистрации, мощным мотором (более 10,88 л.с.), является обстоятельством для обращения в инспекцию с заявлением о постановке на учет.
- Если владелец желает снять с учета плавсредство, которое в связи с последними изменениями в законодательстве больше не подлежит регистрации, он может изложить свою просьбу в письменном виде и обратиться в инспекцию.
- При обращении в ГИМС с просьбой добровольно зарегистрировать МС, не подлежащее учету, заявителю откажут.
Правила водного движения маломерных судов 2020
Однако с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2020 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Но не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов.Эти правила, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2020 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2020 года.
Итак, для начала разберемся с правовым понятием термина «маломерные суда». Согласно действующему законодательству, маломерным называется судно, вмещающее на борту до 12 человек при длине корпуса плавсредства не более 20 метров.
Что подготовить заявителю для регистрации лодки
Процедура оформления производится в отделении инспекции по маломерным судам ГИМС в городе (или районе), где вы хотите использовать лодку.
Собственник готовит минимальный пакет документов:
- договор купли-продажи;
- технический паспорт лодки и мотора;
- квитанцию об оплате пошлин за регистрацию (1000 рублей) и за оформление судового билета (100 рублей);
- заявление с просьбой о постановке на учет (образец есть в ГИМС);
- свой паспорт.
Но помимо перечисленных документов в инспекции могут попросить дополнительно чек из магазина (для новых лодок). А для бу лодок понадобится сделать еще кое-что:
- предыдущий владелец должен снять лодку с учета. В ГИМС ему поставят печать в судовом билете «Погашено»
- снять с этого билета копию, принести ее в ГИМС вместе со всеми остальными документами
Иногда в инспекции требуют и копию паспорта предыдущего владельца.
Также обращаем ваше внимание, что заявление нужно подать в течение 10 дней после приобретения лодки, иначе инспекторы уже смогут вас оштрафовать. Все остальные документы можно донести в ГИМС позже.
Возрастной ценз, дающий право обратится в инспекцию, — 16 лет.
Если нет возможности принести оригинал техпаспорта плавсредства, следует сделать его копию и нотариально заверить ее. Технический паспорт – это официальный документ, терять или выбрасывать его нельзя.
Услуга регистрации платная. Согласно законодательству, владелец обязан уплатить госпошлину (в 2021 г. для составляет 1000 руб. за регистрацию и 100 руб. за билет). Перед подачей документов необходимо:
- с доски объявлений в помещении инспекции переписать реквизиты;
- через банкомат (или любое банковское учреждение) оплатить пошлину;
- квитанцию приложить к комплекту документов.
Без свидетельства об уплате заявление не рассматривают.
Как определить массу маломерного судна
Это значение определяется ГОСТом Р ИСО-8666-2012. Согласно данному документу, при вычислении этого параметра, учитывается вес не фактически стоящего лодочного мотора, а вес наиболее тяжелого мотора максимальной мощности, допустимой для данного судна.
Пример № 1. Сообщение на форуме от одного из пользователей нашего сайта — Якова (Рыбанутый):
— На мотолодку «Казанка-М» можно устанавливать мотор мощностью до 25 л.с. включительно. Из существующих моторов мощностью 25 л.с. наиболее тяжелым является 4-х тактный ПЛМ Mercury F 25ELPT, вес которого — 82 кг. Таким образом, масса укомплектованной мотолодки «Казанка-М» составляет 227 кг. Отсюда вывод – согласно новому регламенту, придется ее регистрировать, независимо от того, какой мощности будет установлен на нее мотор.
Пример № 2.
— Моторная лодка «Посейдон-480» имеет массу с оборудованием и снаряжением 110 кг. Если раньше её владелец пользовался ею с ПЛМ мощностью, например 10 л.с. весом 35 кг, то она не подлежала государственной регистрации, так как общий вес был менее 200 кг. Теперь нужно учитывать вес ПЛМ максимальной мощности, которая рекомендована производителем судна. Для рассматриваемой нами модели максимально разрешенная мощность двигателя составляет 50 л.с., а современные двигатели этой мощности, на которые мы и будем ориентироваться в первую очередь, имеют массу больше 100 кг. А это значит, что общая масса комплекта будет превышать разрешенные 200 кг. и такую моторную лодку необходимо регистрировать.
Пример № 3.
— Еще один пример, с советской лодкой — «МКМ». Ее масса оборудованного корпуса составляет 150 кг. С мотором Yamaha 9.9 FMHS эта лодка будет весить 186 кг, что меньше 200 кг. Однако по паспорту на «МКМ» можно ставить моторы до 25 л.с. включительно. Возьмем 25-сильный мотор от того же производителя: Yamaha 25 BWS. Он весит 56,5 кг. Рассчитываем — 150+56,5=206,5 кг. Масса судна больше 200 кг, следовательно, оно должно быть зарегистрировано в ГИМС с выдачей судового билета.
Федеральный закон о маломерных судах
Федеральный закон Российской Федерации № 23 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определений понятий маломерного судна» с момента опубликования (23.04.2012) практически не изменился. Однако теперь маломерное судно может быть:
- маломерным — лодки длиной до 20 метров и весом менее 200 кг (со снаряжением), способные перевозить не более 12 пассажиров;
- прогулочным — судна, вмещающие до 18 человек (из не более 12 пассажиров), используется в некоммерческих целях;
- спортивным парусным — яхты, предназначенные для занятий спортом.
Согласно Федеральному Закону о регистрации маломерных судов, постановке на учет не подлежат части, которые являются принадлежностью плавсредства, например, спасательные шлюпки. Кроме того, на учет не требуется ставить катера и лодки, весом до 200 кг и мощностью мотора менее 8 киловатт. Спортивные байдарки, катамараны, надувные лодки — все это не придется оформлять в инспекции.
Среди главных изменений — стоимость услуг о регистрации водного транспорта. Например, за постановление на учет судов внутреннего плавания надо заплатить 2 тысячи рублей, а за парусные или прогулочные — 1 тысячу. Если необходимо внести изменения, то стоимость снижается в несколько раз. Получение свидетельства о собственности сейчас стоит 500 рублей, а судового билета — 100.