Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация службы охраны труда на предприятии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.
Структура службы охраны труда в организации
Ее определяет работодатель. При этом он должен учитывать Рекомендации (ст. 223 ТК РФ).
В п. 3 Рекомендаций приведена следующая возможная структура службы: специалист, бюро, группа, отдел, управление/подразделение, департамент. Работодатель формирует службу, учитывая организационную (штатную) структуру, которая уже утверждена на его предприятии.
В Рекомендациях упомянуты следующие должности:
- руководитель (начальник) службы охраны труда (бюро, группы, отдела, управления, департамента),
- специалисты по охране труда всех категорий.
Работодатель сам устанавливает наименование должностей в соответствии со штатным расписанием (п. 5 Рекомендаций).
Определяя структуру службы, работодателю надо принимать в расчет следующие факторы (п. 19 Рекомендаций):
- специфика вида деятельности предприятия,
- наличие филиалов и представительств,
- особенности организации и функционирования системы управления охраной труда,
- штатная численность работников,
- уровень вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса,
- уровень профессиональных рисков,
- наличие работ с повышенной опасностью.
Приказ о создании службы охраны труда
В приказе о создании службы по ОТ фигурируют следующие понятия:
- в правом углу прописывается наименование организации, дата утверждения распорядительного документа и дата подписания;
- в преамбуле прописывается в связи с чем или с какой целью издается приказ, а именно: «На основании требований трудового законодательства и исполнения иных нормативных актов Минтруда»;
- отступив, по центру, пишется слово: «Приказываю»;
- далее пишется текст непосредственного документа: «1. Создать службу по охране труда в количестве 5 человек. 2. Структура службы определена в Приложении»;
- контроль за созданием возложить на главного инженера Матанцева Е.Н.
После согласования документа со всеми заинтересованными лицами, необходимо ознакомить сотрудников, указанных в приказе и иных работников предприятия с созданием службы.
Другой комментарий к статье 217 ТК РФ
1. Статья 217 ТК РФ, закрепляя правила организации работодателями системы управления охраной труда, направлена на предоставление работникам дополнительных гарантий по обеспечению безопасных условий труда путем возложения на работодателя обязанности при названных в данной статье условиях принять меры по созданию специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.
Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
При этом указанные требования обязательны к исполнению всеми работодателями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с ч.9 ст.209 ТК РФ производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
В данное понятие включается оказание различных видов услуг, т.е. деятельность не только в сфере материального производства, но и в нематериальном производстве: образовании, здравоохранении, культуре, науке, государственном управлении и других.
В таком случае правовые основы регулирования отношений в области охраны труда относятся к организациям как материального, так и нематериального производства.
Однако в судебной практике имеет место и противоположное мнение. Так, Оренбургский областной суд установил: поскольку администрация муниципального образования «Акбулакский район» производственную деятельность не осуществляет, закон не предусматривает для этой организации обязательное наличие в штате должности специалиста по охране труда, независимо от численности работающих в организации. При этом право определять численность и штат работников согласно трудовому законодательству принадлежит работодателю (подробнее см. апелляционное определение Оренбургского областного суда от 5 июня 2012 года по делу N 33-2999-2012).
С 1 июля 2009 года для применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта введен в действие ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», 1LO-OSH 2001 «Guidelines on occupational safety and health management systems» (1DT) (подробнее см. приказ Ростехрегулирования от 10 июля 2007 года N 169-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта»).
Пункт 2.22 указанного стандарта определяет Систему управления охраной труда (occupational safety and health management system) как набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
Одним из элементов системы управления охраной труда в организации является служба охраны труда. Структура службы охраны труда в организации, задачи, функции, а также численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. На сегодняшний день данные рекомендации утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ (подробнее см. постановление Минтруда РФ от 8 февраля 2000 года N 14 «Об Утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации»).
На основе указанных Рекомендаций работодателю необходимо принять соответствующий ЛНА, регулирующий деятельность службы, например положение о службе охраны труда (подробнее см. комментарий к ст.8).
Должность специалиста по охране труда также вводится работодателем. Для этого работодателю необходимо:
— ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание;
— разработать должностную инструкцию;
— заключить трудовой договор с новым специалистом, либо издать приказ о назначении на должность/ возложении обязанностей.
На должность специалиста по охране труда может быть назначен работник организации, получивший квалификацию в области охраны труда. Как правило, назначают лиц, имеющих квалификацию инженера по охране труда, либо специалистов, имеющих высшее профессиональное (техническое) образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1-й категории не менее 3 лет (в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, — не менее 5 лет). Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.
2. Часть вторая комментируемой статьи предоставляет работодателю, численность работников которого 50 человек и меньше, право создать службу охраны труда или ввести должности специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности данной организации. Представляется, что под спецификой деятельности организации в данном контексте следует понимать наличие вредных и/или опасных производственных факторов, а также риска несчастных случаев, аварий и профессиональных заболеваний.
Следует отметить, что работодатель вправе самостоятельно определять необходимость создания службы или введения должности специалиста по охране труда. Так, Приморский Краевой суд, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, признавшего требование предписания государственной инспекции труда о введении в штатное расписание учреждения службы охраны труда незаконным, у��тановил, что подобные требования находятся за пределами компетенции государственной инспекции труда, нарушают право учреждения, установленное в ст.217 ТК РФ, самостоятельно определять способы соблюдения требований охраны труда (подробнее см. определение Приморского Краевого суда от 9 августа 2012 года по делу N 33-7047).
3. Согласно ч.3 ст.217 ТК РФ функции службы охраны труда могут осуществлять руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Таким образом, указанная норма не содержит императивного предписания обязательного наличия штатной должности руководителя службы охраны труда, а предоставляет работодателю возможность выбора мер по созданию специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.
Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Исключением являются организации, проводящие специальную оценку условий труда. В отношении таких организаций постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 года N 599 утвержден порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Согласно ст.19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
— указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
— наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
— наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных п.п.1-11 и 15-23 ч.3 ст.13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ.
Ответственность за нарушение охраны труда
Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».
За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования.
Комментарий к статье 217 ТК РФ
1. Основное звено в системе управления охраной труда — служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.
Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек. Вместо создания службы охраны труда у указанного работодателя допускается введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217).
Служба охраны труда создается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
2. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Данный акт имеет рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.
Списочную численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств, количества самостоятельных производственных структурных подразделений организации и других факторов.
В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников три-пять единиц (включая начальника) или отдел — при штатной численности работников от шести единиц.
В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
3. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
4. В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, предусматривающие порядок формирования, основные задачи и функции службы, а также права работников службы.
В соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации на службу охраны труда предлагается возложить следующие функции:
— учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
— разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами;
— оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;
— участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
— оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
— организация расследования несчастных случаев на производстве, участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая, подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
— оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;
— организация своевременного обучения по охране ��руда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
— составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
— обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда и др.
5. Руководитель организации, численность работников которой не превышает 50 человек, может ввести должность специалиста по охране труда, на которую назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы три-пять лет. Все указанные лица должны пройти специальное обучение по охране труда.
6. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации (ч. 3 ст. 217).
Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н. Данные Правила устанавливают порядок проведения обязательной аккредитации организаций на право оказания ими услуг по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, а также по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
Для организаций, оказывающих такую услугу в области охраны труда, как проведение специальной оценки условий труда, порядок аккредитации устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, определены ч. 1 ст. 19 Закона о специальной оценке условий труда. Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 19).
Второй комментарий к Статье 217 Трудового кодекса
1. Органами управления охраной труда в отраслевых министерствах и ведомствах РФ являются создаваемые там службы охраны труда. У каждого работодателя (в том числе у индивидуального предпринимателя), осуществляющего производственную деятельность с численностью более 50 работников, создаются службы охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.
Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. В организации с численностью 100 работников и менее вопрос этот решает работодатель. Рекомендации по организации службы охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14, указывают, что на их основе разрабатываются положения службы охраны труда организации (Бюллетень Минтруда РФ. 2000. N 2. С. 252). Структуру службы и численность ее работников определяет работодатель с учетом указанных рекомендаций.
2. Если в организации отсутствует служба охраны труда или специалист по охране труда, их функции осуществляет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, иной уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
3. Все организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, устанавливает перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, а также правила ее проведения.
4. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.
Основные функции службы охраны труда
В обязанности сотрудников службы охраны труда входят самые разные функции, основные из которых предусматривают:
- осуществление контроля за исполнением положений нормативных требований Минтруда РФ, а также локальных нормативных актов в рассматриваемой области;
- осуществление аттестации рабочих мест в срок не реже, чем один раз в 5 лет;
- расследование происшествий на производстве;
- систематические проверки соблюдения основных правил по охране труда на производстве;
- расчет графиков, по которым осуществляются медосмотры работников по профессиям и должностям;
- руководство работой вновь поступающих, а также учащихся и студентов, приступивших к производственному обучению по приказу руководителя учебного заведения;
- обучение работников правилам безопасного труда на производстве, осуществление вводных, внеплановых, повторных инструктажей;
- ознакомление работников с положениями инструкций, учебной литературы по вопросам охраны труда на производстве;
- озвучивание рекомендаций и демонстрация практических приемов в области оказания первой медпомощи пострадавшему на производстве.
Для осуществления порученных им основных функций, работники службы охраны труда, помимо обязанностей, должны обладать и соответствующими правами. Так, для надлежащего выполнения своих основных функций работник имеет право свободного доступа в любые производственные, бытовые, служебные и прочие помещения организации.
Он имеет право предъявлять обязательные для руководства предписания, необходимые для устранения существующих недостатков. Кроме того, сотрудники службы имеют право получения от руководителей различных документов, инструкций, положений по охране труда и нормативных материалов Минтруда РФ по интересующим их вопросам.
Статья 214.1. Запрет на работу в опасных условиях труда
Работодатель обязан приостановить работы на рабочих местах в случаях, если условия труда на таких рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасному классу условий труда.
Приостановка работ осуществляется до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда.
На время приостановки работ на рабочих местах, указанных в части первой настоящей статьи, работникам, занятым на таких рабочих местах предоставляются гарантии, установленные частью третьей статьи 216.1 настоящего Кодекса.
Устранение оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда, осуществляется на основе плана мероприятий, который разрабатывает работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Копия утвержденного работодателем плана мероприятий направляется работодателем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту нахождения работодателя.
Возобновление деятельности работодателя на рабочих местах, указанных в части первой настоящей статьи, допускается только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, подтверждающей снижение класса условий труда.
Установленный настоящей статьей запрет не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Ст. 217 ТК РФ: вопросы и ответы
Ст. 217 ТК РФ описывает ситуацию, когда компании нельзя обойтись без службы охраны труда. Из нашего материала вы узнаете о требованиях трудового законодательства к численности и функциям сотрудников этой службы.
Что устанавливает статья 217 ТК РФ (с комментариями 2017 года)?
Что входит в обязанности работников службы охраны труда?
Кому по ст. 217 ТК РФ разрешено осуществлять функции службы охраны труда при отсутствии этой службы в компании?
Какую структуру и численность службы охраны труда определяет ст. 217 ТК РФ?
Служба охраны труда в организации (действующая редакция)
Оспаривая Порядок в части обязательного участия в процессе аттестации рабочих мест сторонней организации, заявитель, по сути, ставит вопрос об изменении действующего правового регулирования.
Оспариваемые положения Порядка не противоречат также статье 217 Трудового кодекса Российской Федерации, которая закрепляет правила организации работодателями системы управления охраной труда. При указанных в данной норме условиях работодатель обязан принять меры по созданию специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.
Не было у суда оснований согласиться и с утверждением 0 0 0 «Элис Центр» о противоречии Порядка в оспариваемой части статье 217 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку эта норма закона не регулирует вопросы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, закрепляя правила организации работодателями системы управления охраной труда.
Права и обязанности сотрудников службы
Полный список их прав достаточно длинный, поэтому приведем некоторые, главные из них:
- ведение статистики травматизма, исследование его условий на предприятии;
- проведение проверок состояния зданий, оборудования;
- участие в согласовании проектной, строительной и иной документации, коллективного договора;
- участие в комиссии по приемке зданий в эксплуатацию;
- участие в расследовании несчастных случаев, принятии решений о выплате возмещений сотрудникам;
- организация инструктажа, проведение обучения сотрудников;
- контроль за прохождением сотрудниками обязательного медицинского осмотра, когда это предусмотрено законодательством;
- издание предписаний, обязательных для выполнения всеми сотрудниками предприятия и его руководством.
В комментариях к ст. 217 ТК РФ отмечается, что, несмотря на значение службы, часть её работы выполняется формально. Причина тому — либо отношение работников, либо позиция работодателя.
Лечебно-профилактическое питание работникам с особо вредными условиями труда
Бесплатное лечебно-профилактическое питание предоставляется работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда, независимо от вида экономической деятельности и организационно-правовых форм и форм собственности работодателей. Порядок его получения регулируется следующими документами:
- Правилами бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 №46н (Правила);
- Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 №46н (Перечень).
Категории работников, имеющих право на получение лечебно-профилактического питания, определены п. п. 5, 6 Правил.
Работники должны быть ознакомлены с правилами бесплатного предоставления лечебно-профилактического питания при прохождении вводного инструктажа по охране труда.
Выдача работникам лечебно-профилактического питания осуществляется в дни фактического выполнения ими работ, предусмотренных Перечнем. При этом они должны быть заняты на такой работе не менее половины рабочего дня. Такое питание предоставляется и в период профессионального заболевания работников с временной утратой трудоспособности без госпитализации. Отметим, что лечебно-профилактическое питание выдается в соответствии с Перечнем вне зависимости от класса условий труда по результатам проведения специальной оценки условий труда.
По правилам п. 8 Правил данное питание не выдается:
- в нерабочие дни;
- в дни отпуска (за исключением отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет);
- в дни служебных командировок;
- в дни учебы с отрывом от производства;
- в дни выполнения работ на участках, где бесплатная выдача лечебно-профилактического питания не установлена;
- в дни выполнения работ, связанных с исполнением общественных и государственных поручений;
- в период временной нетрудоспособности при заболеваниях общего характера;
- в дни пребывания на лечении в медицинском учреждении, в том числе санаторного типа.
Питание предоставляется перед началом работы в виде горячих завтраков или специализированных вахтовых рационов (для труднодоступных регионов при отсутствии столовых). Возможно получение такого питания в обеденный перерыв по согласованию с медико-санитарной службой работодателя, а при ее отсутствии — с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Категории работников, которым возможна выдача лечебно-профилактического питания на дом в виде готовых блюд или вахтовых рационов, перечислены в п. 10 Правил:
- женщины во время отпусков по беременности, родам и уходу за ребенком в возрасте до полутора лет;
- беременные женщины при выполнении работ, на которые они переведены, чтобы устранить воздействие вредных производственных факторов;
- работники в период временной нетрудоспособности или инвалидности вследствие профессионального заболевания.
Выдача питания на дом осуществляется по соответствующим справкам медико-санитарной службы работодателя, а при ее отсутствии — по справкам территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Не полученное своевременно лечебно-профилактическое питание впоследствии не выдается, выплата денежных компенсаций не производится. Исключение составляет неполучение указанного питания вследствие действий работодателя.
Работники, которым предоставляется лечебно-профилактическое питание, не имеют права на получение молока или других равноценных пищевых продуктов.
За нарушение требований, закрепленных нормативно-правовыми актами в сфере труда и трудового права, предусмотрена ответственность.
Например, отсутствие у работников, осуществляющих деятельность в опасных производственных условиях, средств индивидуальной защиты, может обернуться:
- штрафом в 20-30 тыс. руб. в отношении должностных лиц и предпринимателей, ведущих деятельность в статусе ИП (индивидуальные предприниматели);
- штрафом в 130-150 тыс. в отношении организаций.
Другой пример – допущение к работе сотрудников без проверки знаний по охране труда или без прохождения медосмотров. Штрафы:
- в отношении должностных лиц – 15-25 тыс.;
- в отношении ИП – 20-30 тыс.;
- в отношении организаций – 110-130 тыс.
Как формируется структура службы по охране труда на предприятии
В основе формирования службы по охране труда лежат Межотраслевые нормативы, утвержденные Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». Также данный процесс регулируют Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14.
В первую очередь, руководитель предприятия должен принять решение о том, на кого будет возложена функция специалиста по охране труда.
Так, согласно Нормативам, на предприятии, где среднесписочная численность персонала не превышает 700 человек, с подобными задачами может справиться один специалист — при условии, что речь не идет о вредных и опасных условиях труда. Если же численность персонала больше, то доверить функцию организации охраны труда следует структуре, состоящей из 3 и более сотрудников. В Нормативах приведен пример расчета необходимого количества сотрудников по охране труда с учетом различных производственных факторов — структуры организации, специфики производства, штатной численности, количества сотрудников, занятых на вредных и опасных производствах и т.д.
Свое решение руководитель подтверждает приказом и соответствующими изменениями в штатном расписании.
Далее необходима разработка Положения о службе по охране труда. Этот документ обозначает цели и задачи данного подразделения, регламентирует формы его взаимодействия с другими отделами компании и прочие аспекты его работы.
Еще один важный документ — должностная инструкция специалиста по охране труда. Она составляется на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 г. № 559н.
Кабинет охраны труда: кто осуществляет руководство
Вопрос, кому подчиняется служба охраны труда в организации, возникает достаточно часто. Представленное подразделение имеет специальный статус и находится в подчинении руководителя предприятия.
Обратите внимание! Независимо от структурных особенностей, будь то целый отдел или только один специалист, они должны подчиняться только непосредственному директору всего предприятия.
Если обязанности исполняет служба из нескольких сотрудников, то устанавливается руководитель этой службы, который становится начальником для остальных. Однако в отечественных условиях функции наиболее часто выполняет только один человек.
Задачи службы охраны труда
В списке первостепенных задач, поставленных перед службой охраны труда, основной следует считать создание охраны труда на любом рабочем месте. Иными словами, служба охраны труда в организации осуществляет управление охраной труда.
Параллельно с этим, служба обязана осуществлять контроль за соблюдением нормативных актов РФ по охране труда всеми работниками предприятия. Особое положение среди ее задач занимает профилактическая работа, направленная на профилактику профзаболеваний, несчастных случаев, которые могут вызвать производственный травматизм. Необходимо улучшать существующие на производстве условия труда.
Еще одной задачей, возлагаемой на службу охраны труда, считается то, что она осуществляет периодические консультации с работниками и работодателями, систематически информирует их по всем важным вопросам.
В число обязанностей работников данной службы входит изучение и ознакомление работников предприятия с рекомендациями лучших производственных коллективов района или области РФ по проблемам охраны труда. Дополнительно возможно использование типового положения, содержащего задачи и функции службы на аналогичных производствах.