Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения транспортно-трасологической экспертизы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.
Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП
Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.
Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:
1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.
2. В суде первой инстанции.
3. На стадии апелляции.
Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.
Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.
Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:
- реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
- причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
- кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
- примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
- список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
- указать тип транспортно-трасологической экспертизы.
Стоимость и порядок оплаты • Стоимость услуги определяется в соответствии с действующими тарифами
• Оплата в форме наличного и безналичного расчета (на основании выставленного Счета по указанным в нем реквизитам по безналичному перечислению или наличным платежом)
Процедура 1. Первичное (общее) консультирование об условиях проведения технико-криминалистической экспертизы документов
2. Рассмотрение заявления с приложенным комплектом документов, необходимых для проведения экспертизы и выдачи Заключения эксперта
3. После предварительного согласования оформление договора, в котором оговариваются порядок и условия работы, сроки выполнения заказа, оплата и отчет о выполненной работе
4. Выставление счета на оплату услуги
5. Подтверждение оплаты
6. Выдача Заключения эксперта
7. После выполнения услуги Исполнителем подписание сторонами акта об оказании услуг
• Заключения эксперта выдается в срок, оговоренный с Заказчиком.
Основание для отказа • Не предоставление полного комплекта документов, необходимых для проведения экспертизы • Не произведена оплата
- следы человека (следы ног, следы обуви, следы одежды, следы кожных покровов и частей тела, следы зубов и, как отдельный самостоятельный вид, следы рук и следы босых ног человека);
- механоскопия (следы орудий взлома и инструментов, следы производственных механизмов;
- изделия массового производства, запирающие механизмы и запорно-пломбировочные устройства);
- повреждения на одежде (исключая огнестрельные повреждения, повреждения, образованные в результате применения взрывчатых веществ и взрывных устройств, повреждения, образованные в результате воздействия объемным взрывом, а также в результате жизнедеятельности биологических организмов);
- транспортно-трасологические (следы транспортных средств);
- следы животных.
- классификационные;
- диагностические;
- идентификационные;
- ситуационные.
Классификационные – установление того, являются ли обнаруженные следы следами обуви, какой полупарой обуви (для правой либо левой ноги) оставлены данные следы, обувью с каким строением ходовой поверхности подошвы (с каблуком либо без каблука, с рисунком или без рисунка, домашняя обувь либо обувь для занятия спортом и так далее); являются ли следами ног в носочно-чулочных изделиях, каких.
Диагностические – установление механизма образования следов (плоскостные, объемные; полные, фрагментарные; наслоение, отслоение; статические, динамические), определение размера обуви, установление ее отличительных особенностей; установление наличия особенностей лица, носившего проверяемую обувь; установление механизма образования следов (плоскостные, объемные; полные, фрагментарные, наслоение, отслоение, статические, динамические), определение размера стопы, установление ее отличительных особенностей.
Идентификационные – установление конкретной обуви, одной или разной обувью оставлены следы (при наличии нескольких следов), установление конкретного чулочно-носочного изделия, одним или разным изделием оставлены следы (при наличии нескольких следов).
Ситуационные – реконструкция происшествия по множественным следам, в том числе и по дорожке следов.
Требования к материалам, направляемым на экспертизу
Сравнительным материалом служит обувь. Объектами экспертизы следов ног в чулках (носках) являются сами следы и их копии, т.е. те же объекты, что и при экспертизе следов обуви. В качестве сравнительного материала представляются отпечатки ноги в чулке (носке) не менее трех с каждой нижней конечности и чулок (носок), который по предположению был на ноге проверяемого лица в момент оставления следа.
При проведении экспертизы дорожки следов ног необходимо представить схему и масштабные фотоснимки дорожки следов, подробное описание всех элементов дорожки (длины шага, ширины, величины угла постановки стопы и др.), описание характера и состояния следовоспринимающей поверхности, масштабные фотоснимки следов, которые изымались, до их изъятия или изготовления слепков. Копии (слепки) следов должны быть изготовлены не менее чем с двух-трех четких следов каждой ноги.
Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов ног и обуви
- Пригодны ли для идентификации следы ног или обуви?
- Обувью какого типа (назначение, вид, модель, размер) образованы следы?
- Одной или разной обувью оставлены следы?
- Оставлены ли следы обуви обувью, изъятой у конкретного лица?
- Не оставлены ли следы ног в чулочно-носочных изделиях конкретным лицом?
- Каков механизм образования следов (образованы ли при ходьбе, беге, лицом, несшим значительный груз, и др.)?
- Каковы отобразившиеся в следах анатомические особенности человека?
- Оставлена ли дорожка следов конкретным лицом?
Для чего назначается?
Причины назначения трасологической экспертизы:
- Появление споров со страховой компанией по поводу выплаты компенсации после аварии. Часто страховщики пытаются любыми способами свести к минимуму размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в разрешении данного спора.
- Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия. Для решения этой ситуации суд назначает проведение независимой экспертизы.
Например, нельзя обойтись без трасологии в случаях, связанных с перестроением автомобилей, которые ехали попутно. Оба участника аварии могут утверждать, что в их движении не было изменения, а также, что оппонент перестроился, нарушив требование ППД РФ о предоставлении преимущества движения автомобилю, ехавшему прямо. В этом случае трасологи будут определять наличие следов на месте происшествия и зачинщика аварии.
- Спор по поводу компенсации – выплаты, которую должен произвести зачинщик аварии пострадавшим сторонам. Часто происходят ситуации, когда пострадавшие утверждают, что при столкновении появились определенные вмятины, когда на самом деле они были уже давно.
- Проведение идентификационного сравнения следов происшествия с представленными образцами.
Например, с поврежденного автомобиля были сняты следы эмали, оставленные транспортным средством, скрывшимся с места аварии. Проводилось расследование этого дела, и, спустя время была найдена машина, с похожим отслоением эмали. Трасологическое экспертное исследование будет сравнивать и выяснять причастность задержанного автомобиля к данной аварии.
Таким образом, основной задачей трасологической экспертизы является определение причины аварии. Проверку назначить можно в любой день производства по делу о происшествии, но правильнее будет проводить ее на стадии предварительного расследования. Именно в это время определение виновника аварии будет самым верным и точным.
У этого непонятного термина очень простое определение.
Трасологическая экспертиза — это исследование различных следов и отпечатков с целью определить, откуда они появились и кому (или чему) принадлежат.
Эта наука путем сложных расчетов воссоздает механизм ДТП и устанавливает последовательность взаимодействия и получения повреждений объектами.
Таким образом, назначение данного исследования — восстановить полную картину ДТП в подробностях.
Объекты трасологической экспертизы — это разного рода следы, отпечатки и повреждения, оставленные живым существом или неодушевленным предметом.
Когда проводят трасологическую экспертизу:
- в спорных ситуациях при восстановлении действий водителей, результатом которых стало ДТП;
- для выяснения, присутствовал ли вообще автомобиль на месте происшествия;
- когда нужно определить, соответствуют ли повреждения на транспортном средстве обстоятельствам ДТП;
- чтобы доказать, что вины водителя или пешехода в создании аварийной ситуации на дороге не было;
- если страховая компания отказывается оплачивать ремонт или выделяет для этого несоразмерно маленькую сумму.
Вопросы, которые решает трасологическая экспертиза:
- Каким образом оставлен след?
- В какой последовательности были образованы следы?
- Следы оставлены одним объектом или разными?
- Чем (каким инструментом) был оставлен след?
- Имеются ли на объектах следы рук? Правой или левой, каких пальцев?
- Следы принадлежат одному человеку или нескольким?
- Какого пола и возраста человек, оставивший следы?
- Насколько давно оставлены следы?
- В какой обуви был оставлен след?
- Какой размер и каковы особенности босой ноги и походки человека, оставившего след?
- В каком направлении и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек?
- Какими зубами оставлены следы, каковы особенности строения челюсти, оставлены ли следы зубными протезами?
- Имеются ли на объекте следы кожи человека, пригодны ли они для идентификации?
- С какой стороны (снаружи или изнутри) была взломана преграда?
- Как располагались объекты в момент образования следов?
- Каким предметом образованы повреждения? Механизм их образования?
- Каков механизм завязывания узлов и петель? Необходимы ли для их завязывания специальные навыки? Правшой или левшой они сделаны?
- Исправен ли замок? Имеются ли признаки взлома или действия отмычек?
- Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего) частями конкретного транспортного средства?
- Где и под каким углом произошло столкновение транспортных средств?
- В каком направлении двигался автомобиль, которым был оставлен данный след?
- Автомобилем какой марки и модели оставлен данный след?
- Передними или задними колесами автомобиля оставлены следы? Легковым или грузовым автомобилем?
Автотехническая экспертиза имеет определенную классификацию, зависящую от объекта, предмета, порядка и последовательности исследований. В трасологическую типологизацию входят следующие виды экспертиз:
- Гомеоскопическая — изучение человеческих следов (одежды, обуви, отпечатков пальцев рук, ног, крови).
- Механоскопическая — исследование механизмов, инструментов, орудий и предохранительных устройств.
- Транспортная — определение отпечатков транспортных средств.
- Экспертиза животных следов.
- Идентификационная.
- Не идентификационная — диагностическая, ситуационная, реконструкционная и классификационная.
- Первичная, повторная и дополнительная.
К тому же в трасологическую экспертизу могут быть вовлечено разное количество специалистов, что определяет форму проведения исследования — единоличное, комплексное или комиссионное.
Что требуется для исследования
Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:
- модель участка ДТП;
- протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
- фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
- участвовавшие в аварии ТС;
- результаты анализа технического состояния машин;
- объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.
Конкретный список определяет эксперт в каждом случае, исходя из оценки возможности решения поставленных перед ним задач. Поэтому представленный нами перечень может включать и другие материалы/документы.
Порядок проведения трасологической экспертизы
Теперь давайте поговорим о том, как проводится трасологическая экспертиза. Мероприятие выполняется в определенном порядке. Изначально эксперту необходимо изучить полученную документацию и разобраться в вопросах, относящихся к конкретному ДТП. Фотографируются и осматриваются автомобили-участники, фиксируются повреждения. В результате осмотра можно определить, каким образом контактировали предметы, соответствие повреждений на них.
Также при определенных обстоятельствах может потребоваться исследование места ДТП, во время которого изучают предметы и следы, оставленные автомобилями. Для некоторых случаев не обойтись без компьютерного моделирования. По результатам экспертизы специалист делает заключение, дает ответ на поставленные вопросы. Обязательным условием является письменное оформление результатов экспертизы, к которому прилагают схемы, фотографии и т. д.
Данное мероприятие должны проводить только опытные и хорошо себя зарекомендовавшие специалисты. Только в этом случае можно будет получить достоверные результаты. Все эти моменты важно принимать во внимание, чтобы не допустить ошибки.
Пошаговая инструкция проведения экспертизы при ДТП
- Шаг 1: Выбор компании
Если речь идет о том, что вы сомневаетесь в объективности судебного следствия или же есть необходимость предоставить документы с объективными данными страховой компании, нужно воспользоваться услугами независимой экспертизы, для получения необходимых и точных результатов. В процессе выбора остановите свое внимание на компаниях с серьезной репутацией, чтобы в действительности получить качественное обслуживание. У такой компании непременно должен быть собственный ресурс представительского характера, на страницах которого можно ознакомиться с перечнем услуг, а также получить информацию дополнительного характера, которая касается квалификации специалистов, услугами которых вы будете пользоваться. Отметим также то, что солидные компании предоставляют возможность получения бесплатной первоначальной консультации.
- Шаг 2: Сбор документации
Нужно помнить о том, что процесс оценки осуществляется на основании предоставленных документов. Обязательно предоставляется схема ситуации, правильно составленный протокол, всевозможные фотоматериалы с места возникновения ситуации. Также в определенных случаях нужно предоставить доступ к транспортным средствам, которые участвовали в определенных ситуациях. Если есть видеорегистратор, то нужно предоставить данные с него. Устанавливается необходимость предоставления всех документов на автомобиль, справку из полиции, которая подтверждает наличие происшествия, а также протокол, который раскрывает данные проверки состояния технического характера транспортного средства. Все пояснения свидетелей, полный список документов, которые нужно будет предоставить для ознакомления экспертам, можно получить непосредственно после предварительной – бесплатной консультации в компании.
- Шаг 3: Осмотр места происшествия
На месте происшествия формируется максимальное количество разнообразных данных, которые могут раскрыть все нюансы осуществленных действий. Грамотная оценка состояния места аварии позволяет получить полноценные данные, которые формируют полную картину. Эксперт, который выезжает на место аварии должен иметь при себе линейку масштабную, рулетку, лупу, пинцет, специализированные емкости, куда можно осуществить сбор определенных элементов и микрочастиц, фотоаппарат, специальные пластичные массы. То есть, существует список обязательных элементов, которые должны быть в наличии у эксперта, существует также список методик, которые применяются в процессе осуществления исследования.
- Шаг 4: Согласование места и времени осмотра транспортного средства
После того, как будет подписан договор сотрудничества с транспортной компанией, обязательно осуществляется процесс договора по вопросу осмотра автомобиля. Посредством такого осмотра осуществляется разрешение многочисленных вопросов. Определяется, каким объектом был поврежден автомобиль, есть ли на нем следы другого авто, какой частью автомобиля были нанесены повреждения и пр. То есть, посредством такой оценки формируется четкая и точная информация, способная помочь раскрыть всю картину происшествия.
- Шаг 5: Моделирование ситуации
Следует отметить, что в настоящий момент используются специализированные программы, на основании которых осуществляется процесс полноценного моделирования ситуации. Посредством грамотного моделирования формируется возможность увидеть все нюансы происшествия и четко установить позиции транспортных средств, возможные повреждения и пр.
- Шаг 6: Формирование отчетности
Какие задачи решает трасологическая экспертиза
- Пригодность отпечатков для проведения идентификации
Первое, на что обращают внимание специалисты – это данный фактор. То есть, очень важно не только обнаружить следы, но еще их зафиксировать, а также идентифицировать, подвергнуть дальнейшему исследованию.
- Установить период появления следов
При расследовании определенных происшествий очень важно внимательно осуществить процесс оценки отпечатков и следов с позиции вопроса давности. Помните о том, что такие следы являются очень уязвимыми к погодным условиям, именно по этой причине, эксперты стараются осуществлять все процедуры проверки сразу же, иначе есть вероятность, что следы станут непригодными для дальнейшего исследования.
- Образование отпечатков – определение механизма
Как вы уже поняли, основным объектом исследования трасологического выступают именно следы, которые возникли в результате воздействия механического характера. Когда осуществляется процесс работы с отпечатками, определяется механизм их образования. При этом, специалисты используют различные варианты исследований, чтобы получить точные и достоверные данные.
- Последовательность образования следов
Естественно, очень важно определить, в какой именно очередности данные следы появились. В случае расследования происшествия на основании полученных данных можно четко определить, какое транспортное средство стало виновником таких последствий. Именно по этой причине, очень важно четко оценить состояние следов и определить, какие появились ранее, какие – позже. На основании чего будет проработана и смоделирована ситуация, благодаря которой будет возможен процесс восстановления объективной действительности.
- Состояние автомобиля
Такое исследование позволяет четко определить все данные о скорости, а также о возможных причинах столкновения, можно составить полный список повреждений и пр. То есть, можно получить максимально полноценную информацию, благодаря которой судопроизводство сможет правильно осуществить процесс вынесения решения на основании предоставленных доказательств.
- Причинно-следственная связь
В каких случаях проводится трасологическая экспертиза
Назначает экспертизу и определяет задачу суд или следователь. Проводят ее непосредственно после происшествия или в ходе процессуальных действий.
Основные цели, которые ставят перед экспертами, – идентификационные и диагностические. До начала исследования специалисты обязаны обнаружить и зафиксировать следы. Эту часть работы относят к первому шагу выполнения диагностических задач. Чтобы в дальнейшем выводы приняли в суде, необходимо правильно запротоколировать найденные улики.
Идентификационные задачи направлены на то, чтобы определить принадлежность:
- к определенной группе объектов, которые оставили след;
- частей по морфологическим и другим признакам единому целому. Например, принадлежит ли обнаруженный осколок на месте аварии фаре автомобиля подозреваемого.
Диагностические задачи преследуют цель установить:
- Пригодность следов для идентификации. Важно выяснить, можно ли использовать отпечаток для дальнейшего исследования. В некоторых ситуациях материалы настолько нечеткие, слабые, что провести адекватное исследование невозможно.
- Время возникновения следов. Под влиянием осадков и времени отпечатки могут значительно исказиться. Кроме этого, важно отделить материалы рассматриваемого происшествия от тех, что возникли раньше или позже.
- Механизм контакта, который привел к появлению отпечатков. Например, направление движения транспортных средств. Кроме прямого механического контакта, эксперты изучают следы, которые появились в результате химического, теплового, микробиологического воздействия.
- Последовательность возникновения отпечатков. При выявлении факта контактного воздействия нередко обнаруживают, что вещество попадает на следоноситель не в результате прямого соприкосновения, а через другие объекты. Такие наслоения горюче-смазочных материалов, крови, различных волокон усложняют задачу, поэтому решаются трасологами с привлечением материаловедов, судебных медиков.
- Выяснить свойства, состояние исследуемого объекта. Например, были ли существенные поломки автомобиля до ДТП, какую скорость ТС развило до столкновения, происходило ли торможение. Кроме этого, выявляют скрытые повреждения, например царапины в замке от применения отмычек, для чего требуется разобрать объект.
Инициировать исследование, кроме следователя и суда, могут заинтересованные лица. Особенно это актуально для проведения трасологической экспертизы при ДТП. При взаимных претензиях участников, наличии пострадавших, в том числе когда виновный скрылся с места аварии, ее проводят сразу после происшествия. Но привлечь трасологов по собственной инициативе может и заинтересованная сторона, если:
- участник ДТП сомневается в объективности судебной экспертизы;
- страховая отказывает в выплате, так как не верит, что повреждения связаны с аварией.
Любую экспертизу заинтересованное лицо может оспорить, заказав независимое исследование.
Задачи трасологической экспертизы
Эксперты, проводящие трасологию, посредством своих исследований решают спектр вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортного происшествия, и решают следующие задачи:
- определение механизма происшествия (с указание даты, времени, места и состава участников);
- определение места столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода либо препятствие);
- соответствие места столкновения либо наезда, указанное на схеме происшествия экспертным подсчетам;
- определение последовательности действий транспортных средств во время столкновения;
- определение контактных частей транспортного средства, которые пострадали в результате ДТП;
- определение угла столкновения транспортных средств;
- уточнение данных о лицах, указанных в постановлении о назначении экспертизы находившихся за рулем.
У этого непонятного термина очень простое определение.
Трасологическая экспертиза — это исследование различных следов и отпечатков с целью определить, откуда они появились и кому (или чему) принадлежат.
Эта наука путем сложных расчетов воссоздает механизм ДТП и устанавливает последовательность взаимодействия и получения повреждений объектами.
Таким образом, назначение данного исследования — восстановить полную картину ДТП в подробностях.
Объекты трасологической экспертизы — это разного рода следы, отпечатки и повреждения, оставленные живым существом или неодушевленным предметом.
Когда проводят трасологическую экспертизу:
- в спорных ситуациях при восстановлении действий водителей, результатом которых стало ДТП;
- для выяснения, присутствовал ли вообще автомобиль на месте происшествия;
- когда нужно определить, соответствуют ли повреждения на транспортном средстве обстоятельствам ДТП;
- чтобы доказать, что вины водителя или пешехода в создании аварийной ситуации на дороге не было;
- если страховая компания отказывается оплачивать ремонт или выделяет для этого несоразмерно маленькую сумму.
Цели и особенности проведения трасологической экспертизы
Трасологическая экспертиза при ДТП – это профессиональное исследование следов автотранспорта, направленное на установление механизма и обстоятельств аварии.
Экспертиза может быть назначена судом при рассмотрении уголовных или гражданских дел, а также проводится и по желанию участников ДТП при возникновении спорных ситуаций. Наиболее частые из них:
- Споры со страховыми компаниями при отказе в компенсационных выплатах;
- Наличие необоснованных выводов сотрудников ГИБДД о виновности участника ДТП;
- Споры с другими участниками ДТП по вопросам возмещения ущерба и т.д.
Важно помнить, что главная цель экспертизы – это реконструкция технических обстоятельств аварии. В компетенцию эксперта входит:
- Определение скорости машин до столкновения;
- Определение направления движения участников ДТП: автомобилей и пешеходов;
- Установление места столкновения автомобилей и их взаимного расположения относительно проезжей части и друг друга;
- Установление причин ДТП и т.д.
Эксперт при проведении исследования не вправе касаться юридической части вопроса, то есть делать выводы о правомерности тех или иных действий и, тем более, определять виновность его участников. Это компетенция сотрудников ГИБДД и суда.