Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит жить по понятиям в 2020 году? воровские и людские понятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как формируется порядочность? Это врожденное качество или все же мы приобретаем его на протяжении жизни? Порядочный человек – это тот, которого с детства учат поступать согласно нормам морали. Ему рассказывают о том, что хорошо, а что плохо. Его воспитанием тщательно занимаются. Немного позже его идеалы формируют книги, а также достойные друзья. Однако вышеперечисленные факторы не будут играть роли, если в маленьком человечке с самого начала нет росточков доброты. К сожалению, всем известны случаи, когда у прекрасных родителей, которые вкладывали всю душу в воспитание малышей, вырастали черствые сердцем и жестокие дети. Поэтому однозначных выводов сделать нельзя, как и в любом жизненном вопросе.
Что такое людское по понятиям. Как быть реальным пацаном
Кто-то собирается делить воровской закон на тюремный и еще какой-то?
В воровских понятиях никакого тюремного закона — это заблуждение, за которое можно ответить, распространяя его! Воровские понятия и законы можно делить только на воровское и людское — и других не существует!
Все воровские законы и традиции начинались с тюрем и лагерей. Но в лагерях и тюрьмах не все могут строго придерживаться воровской идеи, где основополагающий смысл — противостоять любому режиму, пропаганде, которые идут вразрез с идеологией воров.
Всех заключённых можно разделить на две большие группы:
- Воры или блатные, то есть заключённые, ведущие соответствующий образ жизни. Для них тюремные срока – часть «профессиональной» деятельности. Именно такие арестанты живут по понятиям и следят за их соблюдением остальными сидящими.
- «Мужики». Каста заключённых, совершивших преступления на бытовой почве, а также политические заключённые. Они также должны следовать ряду понятий, но только блатные вправе рассудить спорные ситуации, возникающие в реальной жизни в тюрьме.
Ключевыми среди понятий являются следующие требования:
- В камере нужно соблюдать порядок, решая конфликты в спокойном разговоре, без драк и матерщины.
- Не посылать других заключённых. За это можно поплатиться здоровьем, а иногда и жизнью.
Конечно же, понятий в тюрьме намного больше. Рассмотрит наиболее важные из них.
Очень важно с самого начала жизни в тюрьме соблюдать понятия. С новичка не спрашивают за них, пока не объяснят все важные нюансы поведения. А объясняют их сразу же после попадания заключённого в камеру.
Быт камеры, в которой сидят блатные, организован вокруг требования соблюдать и не ущемлять интересы сокамерников. Нельзя применять физическую силу, вымогать деньги или подавлять личность.
В чем заключается воровская идея?
Что такое или кто такой АУЕ?значение: согласно правилам поведения, «законам» преступного мира, по которым живут воры в законе. Те, кто живет преступной жизнью и не соблюдает понятий, именуются беспредельщиками. Так делать нельзя — это не по понятиям. … Эта аббревиатура на телах заключенных АУЕ встречается довольно часто.
Бдже стал врать, что отдал деньги через окно людям в подъехавшей машине. Дед Хасан напомнил ему, что он не на допросе в милиции, а разговаривает с ворами в законе. Тогда Бдже назвал имя своего подельника, Акопа Меликсетяна по кличке Кяж, которому, якобы, передавал деньги.
Базовые тюремные понятия
Вообще, практически все часто употребляемые в обычной жизни слова на зоне обозначаются «своими» терминами. Например, уличный разбой — это «гоп-стоп», убийство — «мокрое дело», язык — «метла», особо опасный рецидивист — «особняк», тюремный коридор — «продол», выяснение отношений — «разборка», сбежать или скрываться — «сесть на колеса» и другие.
Просто заключенные выражают это на своем, им более понятном, языке или жаргоне. Цель лжепонятий вырасти в чьих-то глазах за счет кого-то другого.
Очень важно с самого начала жизни в тюрьме соблюдать понятия. С новичка не спрашивают за них, пока не объяснят все важные нюансы поведения. А объясняют их сразу же после попадания заключённого в камеру.
Михаил, 32 года. Судимость за вымогательство и незаконный оборот наркотиков
Отца я не помню, и детство тоже кусками вспоминается. Помню, как ехали в поезде из Казахстана в Забайкалье. Брат недоволен был, а мама ему говорила, что все хорошо будет. Но чего-то обломилось у нее. В Чите она начала выпивать, на нас отрывалась часто, мы несколько раз сбегали из дома даже. Потом мама умерла ни с того ни с сего. На кладбище я не чувствовал ничего, кроме холода. Брату было 17, мне 12. Я сразу попал в семью к дядьке, брат один пожил, потом его посадили. Грех жаловаться, родне я благодарен, но чувствовал себя чужим. Закончил 8-й класс и пошел в гап (городское профтехучилище). Там обещали общежитие со столовой, стипендию и устроить на работу сразу. Мне хотелось строить свою жизнь. Пусть сначала штукатуром, а потом поднимусь.
История вопроса:
В 2013 году учащиеся читинского ПТУ № 6 в возрасте 16-17 лет устроили массовые беспорядки, забаррикадировавшись в общежитии и принявшись ломать и крушить все вокруг. Власти тогда связали погром с АУЕ;В октябре-ноябре 2014 года в городе Борзе, того же Забайкальского края, двое выпускников детдома совершили самоубийство. Правозащитники установили, что сироты получали социальные пособия, которые «смотрящие» из АУЕ вынуждали их сдавать в «общак»;В 2015 году общественный деятель Дора Хамаганова рассказала о 12-летнем подростке из столицы Бурятии Улан-Удэ, который подвергался регулярным избиениям двух членов банды АУЕ 13-14 лет, требующих приносить им деньги для передачи «на зону»;В 2016 году пресс-служба УМВД по Забайкальскому краю сообщила о задержании двух 17-летних молодых людей, совершивших двойное убийство.
Из-за брата я нифига не боялся. Даже украсть по мелочи мог, а за себя постоять или чего-нибудь у других отжать — в легкую. Это в общаге помогло. Там вообще просто: будь человеком, а не свиньей, крысой или дятлом. На старших курсах пацаны уже сбивались в «гопки», кололи себе перстни, мурлыкали на фене, блатняк на гитаре подбирали. Была у них ко мне какая-то жалость, сирота все-таки. Меня к себе тянули, звали «малЫм», за косяки не наказывали.
Через год я уже ни на какую работу не хотел. Получив «корки» штукатура, я еще раз поступил — на плотника, потом на тракториста, потом еще чему-то там учился. На самом деле — получал стипендию, сиротские пособия и талон на столовку и был эдаким «смотрящим» за общагой. Но тогда и слова такого не знали, хотя «смотряги» были, конечно. Ко мне подходили, спрашивали кто в такой-то ситуации виноват, просили наказать кого-то за неправильные поступки. Но тогда это было само собой разумеющееся, а не из тюрьмы пришедшее.
К концу 90-х начались «понятия», деление на порядочных — непорядочных, про настоящих «смотрящих» узнали. Те, кто после СССР начали первые дела мутить, либо легли, либо сели. В конце 90-х они выходили на свободу, в лагерях наблатыкались, умнее стали, хитрее. Начали по-новой мутить, поэтому и тянули молодежь. Не сразу в криминал, а пообщаться сначала — посидеть, покурить, уму-разуму поучить. У меня все интереснее было. Приехали в общагу борзые какие-то. По комнатам ходят, ищут, кто из наших к какой-то тете в огород залез. Я вышел, поздоровался, вижу, что рожи не ментовские, но спрашиваю: милиция крадуна искать приехала? Могли бы меня прямо там убить, но ребята посмеялись: раз такой шарящий, то поясни крадуну, что у бедных женщин последнее тоже непорядочно забирать.
В жизнь не останавливается. Она продолжает течь… Просто имеются определенные тюремные понятия и законы. Книга, которая содержала бы в себе все нормы поведения заключенных, до настоящего времени не написана. И вряд ли такая вообще когда-нибудь появится.
Несмотря на множество нюансов и поправок, лагерная жизнь все же строится на общепризнанных принципах: не укради, не доноси, не ври, не преступай установленные нормы и порядок общения между заключенными.
Тюремные понятия и законы, советы бывалых арестантов — то, что помогает осужденному адаптироваться в тюрьмах и лагерях. Следуя установленным нормам поведения и общения, «сиделец» сможет обзавестись на зоне «крепким тылом», «корешами» и находится в относительной безопасности.
Также выполняя все «предписания», лицо (если у него, конечно, есть такое желание), сможет добиться определенных «высот» в лагерной жизни и даже войти в категорию привилегированных арестантов.
Уважая тюремные понятия и законы, советы «авторитетных» заключенных, осужденный, попавший в места лишения свободы, скорее всего, сможет найти с «братьями по несчастью» и не станет изгоем. И как бы странно это ни звучало, «преступники — тоже люди», большая часть из которых придерживается правила: «в любой ситуации нужно оставаться человеком».
Людской
-а́я
,
-о́е
.
Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы.
Пушкин, Поэт.
Род людской там спит глубоко Уж девятый век.
Лермонтов, Спор.
Я слышал людской гомон —, нетерпеливые гудки паровозов.
Карпов, Сдвинутые берега.
Свойственный, присущий людям.
[Мурзавецкая:] На совесть я на людскую надеюсь.
А. Островский, Волки и овцы.
Он понимал и поддерживал в нас — веру в людское мужество.
Симонов, Владимир Луговской.
2.
устар.
Предназначенный для дворни, слуг.
Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина.
Пушкин, Дубровский.
[Арина Петровна] питалась дома людскими щами с несвежей солониной.
Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы.
— [Я] стал обедать в людской кухне.
Чехов, О любви.
Образ такого парня идеализировался, это был этакий рыцарь улицы, который добивался успеха в жизни потому, что следовал определенным неписаным правилам. Пацан был обязан “отвечать за базар”, то есть должен был быть готовым отстоять свои слова по любому поводу и всегда выполнять обещанное. Отсюда родилась присказка “Пацан сказал — пацан сделал”. Для него было недопустимо проявить трусость, он всегда был готов к драке и трудностям жизни.
Обычно первые шаги в таком микросоциуме дети делали начиная лет с 6-8, когда уже более-менее осознавали себя в окружающей среде. Романтизация пацанов делала их образ очень притягательным, они становились объектом для подражания.
Иерархия была очень строгая — право называться пацаном надо было заслужить. После этого обладателю подобного звания уже нельзя было совершать поступки, которые делать “западло”, или же совершать их незаметно для окружающих. В самом начале становления пацана однократное нарушение им правил могли простить и просто объяснить, что так делать нельзя, но если он снова попадался на нарушении, то его изгоняли из общества пацанов. Что лишало его множества возможностей, связанных с этим.
Немаловажным атрибутом был внешний вид. В отличие от субкультур панков, рокеров или рэперов, пацан должен был одеваться опрятно. Некоторые элементы одежды или аксессуары являлись знаком принадлежности к конкретной группировке, и если их использовал кто-то из мальчишек, не принадлежащих к группе, встреча с её членами могла для него плохо закончится. Например, в 2006 году молодые люди определяли принадлежность по цвету предметов одежды, например, шнурков или толстовок, а современные подростки вычисляют “своих-чужих” по марке одежды. Причем незнакомца в определенной одежде сначала проверят на прочность, и если он даст слабину, то его побьют.
Законом для пацана было неагрессивное поведение по отношению к девушкам — бить их строго воспрещалось. То есть в местах отдыха парень мог подойти к девушке и слегка развязным тоном сказать ей: “Эй, герла, пойдем со мной, ты понравилась!”, но это было проявлением не агрессии, а симпатии. Примечательно, что к дракам между девушками из разных компаний пацаны относились нормально. При этом, если женская потасовка становилась слишком жестокой, парни, как правило, разнимали барышень.
Никогда не нападали на парня из чужого района, когда он шел под руку с девушкой, — это было табу. Даже если молодой Казанова дерзил пацанам. Но на обратном пути ухажера поджидали неприятности. Если же девушка, идущая в паре с парнем, грубила и дерзила пацанам, то отвечать за её слова приходилось её спутнику.
Эта аббревиатура не редкость на стенах российских городов, а также на телах молодых людей. Расшифровывается она, как «арестантский уклад един». Это своего рода субкультура, представители которой, подростки от 14 до 18 лет, которые соблюдают воровские понятия, хотя сами не были в тюрьме. Они отдают часть денег в общак. Обычно ряды ауешников пополняют подростки из неблагополучных семей, которые имеют связи с сидевшими или сидящими взрослыми людьми.
Такие подростки обычно агрессивны, готовы к тюрьме, а часто мечтают в неё сесть, и легко идут на совершение преступлений. Саму систему правил АУЕ придумали воры в законе и распространили её среди подростков российских городов. Им закладывают в голову идею о несправедливости жизни и о том, что именно воры могут научить подростка, как статьи достойным человеком, который будет пользоваться авторитетом. Взамен требуют не только соблюдать понятия, но и участвовать в финансировании общака. Как правило, такое финансирование происходит с помощью совершения преступлений.
Для агитации подростков используют социальные сети, ведь не секрет, что в некоторых тюрьмах в ходу мобильные телефоны и есть доступ к интернету, вопреки официальным запретам администрации. Так блатные могут вербовать молодых сторонников.
Общение новичка с бывалыми заключенными
В данном случае самое главное – соблюсти паритет. С одной стороны, осужденный должен быть вежлив и уважителен с другими сидельцами, с другой – ни при каких условиях не терять чувства собственного достоинства, иначе он лишится уважения.
Импульсивные слова и поступки не приветствуются в принципе: за каждое слово придется отвечать. И если вы оскорбили человека незаслуженно, он имеет полное право дать отпор физически. А может и призвать смотрящего, что чревато переводом скандалиста и клеветника в ранг неприкасаемых.
Особенно следует быть аккуратным с матерными выражениями – они всегда воспринимаются как агрессия, даже если не направлены на конкретного человека. Если оскорбили вас лично (особенно если «послали» или назвали любым синонимом, обозначающим пассивного гомосексуалиста), нужно жестко «спрашивать», то есть драться. Даже если вы слабее физически, такое прощать нельзя. Синяки и раны заживут, а вот безропотное «глотание» оскорблений наложит жесткий отпечаток на все дальнейшее пребывание в местах заключения.
Данный титул доступен далеко не каждому.
- Прежде всего, человек сообщает о своем намерении другим представителям этого титула.
- Воры в законе рассылают вести по всем тюрьмам и изоляторам России с извещением о том, что такой-то, имеющий кличку такую-то, желает стать вором в законе. Каждый, кто может что-то сказать о кандидате, вспомнить старые грехи, должен это сделать.
- Потенциальному вору в законе необходимо заручиться поддержкой двух воров в законе с пятилетним стажем. Они будут выступать его поручителями.
После того, как соответствующие лица будут извещены должным образом, начинается сходка. Становятся ворами в законе после коронации.
Как ответить на вопрос: «Ты кто по жизни по понятиям?»
Если ответить на этот вопрос не думая, то потом можно за это сильно поплатиться. Бывалые тюремщики за неправильно сказанный ответ могут унизить, попустить.
Если новичок относит себя к первой масти – братве, тогда ему нужно это доказать. Братва означает, что он живет воровской жизнью.
Если заключенный относит себя к мужикам, тогда он по умолчанию признает правила тюремной игры и соблюдает субординацию, ставит себя ниже братвы.
Если человек скажет, что он черт или петух, то всем сразу станет все ясно. Заключенные из такой касты выполняют всю грязную работу, их используют в личных целях другие заключенные.
На каверзный вопрос: «Кто ты по жизни?» нужно отвечать очень осторожно. Если речь идет о новеньком заключенном, то ему вообще лучше сказать, что он еще не обдумал этот вопрос
Жить по понятиям с точки зрения заключенных – это свод правил, законы жизни в тюремном мире. Далеко не всегда жизнь по понятиям в тюрьме совпадает с жизнью за пределами решетки.
Однако все же некоторые правила понятны даже законопослушному гражданину, например, уважать родителей, не ругаться, соблюдать субординацию.
Жить по понятиям – значит соблюдать определенные правила, многие из которых в обычной жизни недопустимы, например, не работать, время от времени отсиживаться на зоне, поддерживать связь с заключенными и др.
Кто живет по понятиям. История
Обязанность жить по понятиям берут на себя воры — это люди, которые занимают серьезное место в преступном мире и управляют более мелкими уголовниками. Такие люди полностью связывают свою жизнь с криминалом и отказываются подчиняться администрации в любом ее проявлении.
Зарождение «воровских понятий» в их современном понимании началось еще во времена разбойников Российской империи. Особенно часто зарождение уголовной культуры в России связывают с именем Ваньки-Каина (18-й век), который был организатором одной из первых ОПГ в России.
В дальнейшем уголовный мир видоизменялся. Свой современный облик он начал обретать после революций 1917 года и Гражданской войны, когда многих людей ссылали в исправительные колонии и лагеря. Именно в 1920-х и 1930-х начали появляться первые представители криминального мира, которые по своей культуре напоминают современных воров.
Как жить по понятиям в тюрьме?
Тюремные законы несколько отличатся от воровских, хотя есть у них и общие положения. Так, жить по понятиям в местах лишения свободы – это значит:
- Класть свою долю в «общак». Это могут быть деньги, сигареты, чай, вещи, продукты питания.
- Ни при каких обстоятельствах не применять физическую силу по отношению к вору в законе.
- Не «крысятничать», потому что за воровство сокамерники жестоко наказывают.
- Не оскорблять «братьев», не предъявлять беспочвенных обвинений, если нет доказательств.
- На месте платить карточные долги.
- Уважать старших по званию и по возрасту.
- Не быть «быдлом» – не отнимать у «братьев» что-либо просто так, не оскорблять.
Воровские понятия и законы
Грабить или воровать – это не совсем по-людски. Заключенные придумывают различные тюремные законы для того, чтобы оправдать себя, не стать совсем «конченым» человеком. Однако воровские и тюремные законы – это разные вещи.
Воровские понятия распространяются только на воров в законе. Тюремные законы – это свод правил, традиций, которых должны придерживаться все заключенные независимо от причины их заключения. Если речь идет о воровских законах, то их придерживаются только ранее осужденные по статьям за кражу.
В тюремном мире выделяют такие правила воровского закона:
- Всегда нужно быть честным и порядочным человеком (в своих кругах).
- Быть солидарным с воровскими законами, продвигать воровские идеи.
- Поддерживать своих собратьев.
- Четко соблюдать субординацию.
- Ни при каких обстоятельствах не сотрудничать с администрацией тюрьмы, правоохранительными органами.
- Не давать показаний, не свидетельствовать против себя или кого-либо другого.
- Не признавать вины, уже будучи осужденным.
- Жить по-братски, не предавать сокамерников.
- Постоянно привлекать в свою среду новых людей.
- Не вдаваться в политику.
- Не иметь дел с документами.
- Не прописываться по месту жительства.
- Не работать.
- Мириться с тем, что авторитетным заключенным будет признан тот, у кого больше жизненного опыта.
- Периодически отсиживаться на зоне.
- Активно взаимодействовать с бывшими заключенными.
Это основные понятия. Но есть и дополнительные:
- не заводить семью;
- предотвращать любые конфликты на зоне;
- уважать родителей;
- не ругаться матом;
- не насиловать;
- уметь играть в карты, при этом запрещено жульничать.
Как жить по понятиям?
Нужно чётко разделять истинные тюремные понятия и лжепонятия. Первые являются кодексом чести заключённых. Они признаются также и администрацией тюрем, поскольку позволяют поддерживать порядок в зонах.
Лжепонятия – способ вырасти в глазах других зеков за счёт кого-то. Этим способом обычно пользуются неопытные заключённые, которые не имеют реального авторитета среди блатных.
Говоря «жить по понятиям» обычно подразумевают именно блатные воровские понятия. Отрицательные «ментовские» понятия редко упоминаются в уголовном сообществе.
Человек, соблюдающий человеческие понятия, считается на зоне порядочным. Иногда по людским понятиям оценивают также обиженных и морально опустившихся блатных.