Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лариса Грибалёва просит помочь школе-интернату в Пинском районе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 октября в Беларуси начнется очередная пенсионная реформа, она касается дополнительной накопительной пенсии. Работники при желании смогут уплачивать страховой взнос на дополнительную накопительную пенсию — до 10% от своей зарплаты. Наниматели будут обязаны в таком случае перечислять на этот счет еще до 3%. Причем есть нюанс: работодатель должен перечислять такой же процент, как и работник, но не больше 3%. К примеру, если специалист компании решит вносить на дополнительную пенсию 2% от своей зарплаты, то столько же должен добавить и наниматель. А если работник выберет тариф в 5%, то наниматель «накинет» максимальные 3%.
В налоговой сфере с 2023 года ожидается большое количество изменений.
Налог на прибыль
Ставка вырастет до 20% (было 18%).
Кроме того, до 1 января 2025 года будет пролонгировано действие налога на прибыль в размере 30% для операторов сотовой подвижной электросвязи, операторов по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи и коммерческих микрофинансовых организаций.
Также сохранится размер подоходного налога с зарплаты для работников компаний-резидентов ПВТ. Он будет составлять 13%.
Налог на недвижимость и землю
Примерно на 10% ожидается рост налога на первую квартиру.
Учитывайте, что расчетная стоимость меняется в зависимости от города.
Кроме того, на 20% вырастет земельный налог. Настолько же увеличится налог и для владельцев коммерческой недвижимости.
Кстати, для уплаты земельного налога для организаций вводится система префайлинга — налоговая сама будет делать предварительный расчет проекта налоговой декларации за прошлый год. При этом плательщик при необходимости сможет внести корректировки. Затем организации должны будут вносить авансовые платежи равными долями по четырем срокам.
Налог для владельцев собак
Владельцам четвероногих друзей тоже теперь придется тратиться больше. Так, если раньше за потенциально опасную породу собаки приходилось платить 46,5 рублей, то теперь — 55,5 рублей. За остальных — 11,1 рублей вместо 9,3.
Налог для тех, кто живет не по средствам
Если налоговая определит, что вы живете не по средствам, то с суммы превышения доходов над расходами нужно будет заплатить налог в размере до 26% (ранее 20%).
В целом, изменится порядок проверки соответствия расходов доходам. Так, если человек более 5 лет не занят в экономике, то ему нужно будет уплачивать 10% с доходов в виде займов, дарения, хранения, полученных от лиц, состоящих в отношениях близкого родства либо свойства.
ИП
Отменяется упрощенная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей.
Теперь ИП необходимо будет выбрать один из вариантов:
- Общая система (ставка увеличивается до 20%),
- Единый налог (ставка вырастает до 3 раз, при этом перечень видов деятельности для такой системы сокращается).
Поднимут минимальный страховой стаж
С 1 января 2023 года чиновники повысят минимальный страховой стаж. Он необходим для получения трудовой пенсии. В этот стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В нынешнем году минимальный страховой стаж составляет 18,5 лет. С 1 января 2023 года он вырастет на полгода — до 19 лет.
Минимальный страховой стаж намерены повысить до 20 лет. По планам чиновников, это должно произойти в 2025 году. Напомним, в 2013 году этот показатель увеличился с 5 до 10 лет. Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в пенсионную ловушку, они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 155,58 рубля.
Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?
Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.
Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.
Перераспределение взносов, отмена «уравниловки», покупка стажа. Какие ещё есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Жанна Тарасевич, директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, рассказывает, что представители бизнеса ещё в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнётся с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счёт повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Ещё одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчёта. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.
— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется всё больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится всё актуальнее. А ведь есть ещё и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.
Наконец, ещё одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.
— Например, есть семья, где муж-айтишник или топ-менеджер зарабатывает очень хорошо, а его жена-домохозяйка не работает и не имеет страхового стажа на трудовую пенсию. Пусть у них будет возможность покупки стажа. Почему муж не может вкладывать ресурсы в обязательное пенсионное обеспечение жены? Но этот вопрос прошёл без внимания, — говорит Жанна Тарасевич.
«У населения нет представления о том, что может происходить в дальнейшем». Что сами белорусы думают о пенсионной реформе
Глеб Шиманович, экономист Исследовательского центра ИПМ, тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.
— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.
Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и её возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провёл соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.
— Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остаётся надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.
Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить её к лучшему.
— Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, ещё четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребёнком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.
Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.
— Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать её инструменты.
Ещё один вывод из проведённого исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.
— Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.
В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.
— А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.
Это самый главный вопрос, и быстро в нем не разобраться.
Вот главные составляющие такого расчета:
- текущий средний заработок по стране;
- коэффициент конкретного пенсионера;
- минимально необходимый страховой стаж;
- общий стаж, в том числе, сверх минимально положенного;
- продолжает пенсионер работать или нет;
- особые условия расчета для отдельных категорий работников.
Заработок при расчете делится на части. До 130% от среднего учитывается полностью в пределах 10% от полученной суммы, дальше идет учет с уменьшением по 10%. Расчет идет до заработка в 500% от среднего, т. е. коэффициента 5.
Сразу понять сложно, поэтому приведем пример для расчета пенсии для мужчины, который имеет стаж 40 лет, коэффициент – 0,8, средняя зарплата, которую применяют для расчета пенсий сейчас, – 1 113,01 руб.
1 113,01 руб. х 0,8 = 890,41 руб. – осовремененный заработок пенсионера для расчета.
Берем 130% от среднего заработка, выходит 1 446,91 руб., от этой суммы берем 10%, получаем 144,69 руб.
Повторяем расчеты для каждых следующих 10%:
- 144,69 руб. х 0,9 (90%) = 130,22 руб.;
- 144,69 руб. х 0,8 (80%) = 115,75 руб.;
- 144,69 руб. х 0,7 (70%) = 101,28 руб.;
- 144,69 руб. х 0,6 (60%) = 86,81руб.;
- 144,69 руб. х 0,5 (50%) = 72,35 руб.;
- 22,27х 0,5 (40%) = 8,91 руб.
Последняя расчетная величина в 22,27 руб. получается после вычитания из осовремененной зарплаты 5 сумм по 144,69 руб.
Получаем сумму условного заработка для дальнейшего расчета:
- 144,69 + 130,22 + 115,75 + 101,28 + 86,81 + 8,91 = 660,01 руб.
При стаже в 25 лет пенсия должна быть не менее 55% от текущего среднего заработка. За каждый год стажа сверх 25 лет, до 35 лет, начисляется еще по 1%, а тем, кто уже достиг пенсионного возраста, за каждый год работы сверх 35 лет, добавляется еще 1%, но не менее 0,7% среднего заработка по стране:
- 660,01 * 0,65 (65% за стаж в 35 лет) + 1 113,01 * 0,7 / 100 (за стаж сверх 35 лет от средней по стране) = 467,96 руб.
Когда белорусы будут выходить на пенсию в зависимости от даты рождения
дата рождения | время выхода на пенсию | пенсионный возраст, лет | |||
---|---|---|---|---|---|
мужчины | женщины | мужчины | женщины | мужчины | женщины |
с 1 января по 30 июня 1957 года | с 1 января по 30 июня 1962 года |
с 1 июля по 31 декабря 2017 года |
60, 6 | 55, 6 | |
с 1 июля по 31 декабря 1957 года | с 1 июля по 31 декабря 1962 года |
с 1 июля по 31 декабря 2018 года |
61 | 56 | |
с 1 января по 30 июня 1958 года | с 1 января по 30 июня 1963 года |
с 1 июля по 31 декабря 2019 года |
61,5 | 56,6 | |
с 1 июля по 31 декабря 1958 года | с 1 июля по 31 декабря 1963 года |
с 1 июля по 31 декабря 2020 года |
62 | 57 | |
с 1 января по 30 июня 1959 года | с 1 января по 30 июня 1964 года |
с 1 июля по 31 декабря 2021 года |
62, 6 | 57, 6 | |
с 1 июля по 31 декабря 1959 года и младше | с 1 июля по 31 декабря 1964 года и младше |
с 1 июля 2022 года |
63 | 58 |
Белорусы с 2022 г. будут уходить на пенсию позже. Изменится и страховой стаж
К данной категории относятся пенсии:
- По возрасту. В 2018 году на ее получение имеют право мужчины и женщины, достигшие возраста соответственно 61 и 56 лет. Сейчас в стране проходит пенсионная реформа, стартовавшая с 1 января 2017 года. Она предусматривает постепенное повышение возраста, который к 2023 году составит для мужского населения – 63 года, для женского – 58 лет. Также требуется наличие минимального страхового стажа, он в 2018 году составляет 16 лет, а в 2022 году достигнет 20 лет.
- По инвалидности. Они назначаются гражданам, получившим увечья или профзаболевания в результате осуществления трудовой деятельности. Основанием для начисления является соответствующее заключение медицинской комиссии.
- Лицам, утратившим кормильца. Их получателями являются нетрудоспособные граждане – члены семьи скончавшегося кормильца, находившиеся на его обеспечении. При этом дети получают пенсионное обеспечение независимо от того, являлись ли они иждивенцами умершего.
- Полагающиеся за определенную выслугу лет. Право на их получение имеют лица, которые занимаются деятельностью, приводящей к утрате работоспособности до достижения общепринятого пенсионного возраста.
Также к категории трудовых относятся пенсии за отдельные заслуги перед страной. Их получателями являются Герои Беларуси, СССР, Социалистического труда, кавалеры орденов и других государственных наград, обладатели почетных званий (Народный, Заслуженный), а также иные категории граждан, перечень которых утвержден законодательством.
Назначаются лицам, неспособным зарабатывать на жизнь, а также не имеющим право на получение трудовой пенсии. К ним относятся:
- граждане, не имеющие минимального страхового стажа и достигшие 65 лет (мужское население) и 60 лет (женщины);
- инвалиды;
- дети, которые остались без кормильца;
- дети-инвалиды.
Основанием для назначения пенсионного обеспечения по инвалидности является заключение медкомиссии. Размер социальной пенсии:
Социальная пенсия | Размер |
---|---|
инвалидам I группы (в тч. инвалидам с детства) | 110% БПМ |
инвалидам с детства II группы | 95% БПМ |
инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства) | 85% БПМ |
инвалидам III группы (в тч. инвалидам с детства) | 75% БПМ |
Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья | |
первой | 80% БПМ |
второй | 85% БПМ |
третьей | 95% БПМ |
четвертой | 110% БПМ |
В 2017 году государственные служащие в республике Беларусь могут покидать свой пост и получать льготную пенсию:
- в 50 лет — женщины;
- в 55 — мужчины.
До момента достижения общеустановленного для всех обычных граждан пенсионного возраста (55 и 60 лет соответственно), они смогут получать только половину назначенных выплат. Такое ограничение не распространяется только на имеющим инвалидность 1 и 2 группы служащих.
Данную категорию работающих граждан также затронет постепенное поднятие пенсионного возраста — со второй части 2023 года они будут получать льготные выплаты:
- с 53 лет — женщины;
- с 58 — мужчины,
а полную сумму они смогут получать лишь по достижению:
- мужчинами — 63 годов;
- женщинами — 58.
Нетрудоспособные граждане республики Беларусь не имеют прав на получение трудовой пенсии, им начисляются только льготные выплаты.
Кто не имеет права на трудовую пенсию?
Важно понимать, что это касается именно трудовой пенсии, право на которую имеют не все граждане. Чтобы ее получить, необходимо достигнуть пенсионного возраста и отработать минимальный страховой стаж (его продолжительность прописана в законе), т.е. выработать некий временной интервал, на протяжении которого из заработка человека делались отчисления в пенсионный фонд.
Этот показатель до 2013 года исчислялся пятью годами. С 2014 года он поднялся до 10 лет, а затем и до 15 лет. В настоящее время его уровень растет каждый год на 6 месяцев, так будет до той поры, пока минимальный страховой стаж не увеличиться до 20 лет.
Если человек не выработал минимальный страховой стаж, то он получает лишь социальную пенсию по достижению им пенсионного возраста. Выплачивается она после 60 лет женщинам и после 65 – мужчинам. Ее размер составляет 50% от прожиточного минимума.
Кому положена трудовая пенсия
В Беларуси можно получать либо трудовую, либо социальную пенсию. Размер трудовой пенсии значительно выше социальной, для ее получения необходимо:
- достичь установленного законодательством возраста;
- иметь трудовой стаж — женщинам 20, мужчинам 25 лет;
- выработать определенный законом страховой стаж.
Страховой стаж — это срок, на протяжении которого человек платил взносы в Пенсионный фонд (соответствующими удержаниями из зарплаты занимается бухгалтерия предприятия-нанимателя). Также к нему может относиться время, на протяжении которого гражданин занимался видами деятельности, определенными законодательством.
Не стоит путать понятия трудового и страхового стажа. В первом случае речь идет о более широком понятии; от него может зависеть сумма трудовой пенсии, но только страховой стаж дает право на ее получение. Иначе говоря, если у вас достаточно трудового стажа, но не хватает страхового — будете получать только социальную пенсию. Она назначается позже трудовой: мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет. Ее размер — 50% прожиточного минимума, сейчас это 123,39 руб.
Ниже перечислены виды деятельности, которые входят в трудовой стаж, но не включаются в страховой:
- армейская служба;
- уход за лицами, которые в нем нуждаются: престарелый человек старше 80 лет, инвалид, ребенок-инвалид;
- обучение в ССУЗах и ВУЗах на дневной форме;
- декретный отпуск;
- получение пособия по безработице.
Когда можно выйти на пенсию
С 2021 г. до 31.12.2022 г. в РБ ежегодно пенсионный возраст возрастает на полгода.
Следовательно, с 2021 года на пенсию выходят женщины от 57 лет, и мужчины от 62 лет. Через год пенсионеркой можно будет стать по достижении 57,5 лет, а пенсионером — 62,5 лет. Завершится реформа 31 декабря 2022 года, когда женщины смогут получать пенсию с 58 лет, а мужчины — с 63 лет.
Дата рождения | Пенсионный возраст (лет) | Период выхода на пенсию | ||
мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
01.01-30.06.1957 | 01.01-30.06.1962 | 60,5 | 55,5 | 01.07-31.12.2017 |
01.07-31.12.1957 | 01.07-31.12.1962 | 61 | 56 | 01.07-31.12.2018 |
01.01-30.06.1958 | 01.01-30.06.1963 | 61,5 | 56,5 | 01.07-31.12.2019 |
01.07-31.12.1958 | 01.07-31.12.1963 | 62 | 57 | 01.07-31.12.2020 |
01.01-30.06.1959 | 01.01-30.06.1964 | 62,5 | 57,5 | 01.07-31.12.2021 |
01.07-31.12.1959 и младше | 01.07-31.12.1964 и младше | 63 | 58 | 01.07-31.12.2022 |
Специалисты допускают, что власти могут в дальнейшем вновь поднять пенсионный возраст. Причем в первую очередь это касается женского населения, поскольку все чаще выдвигаются предложения уравнять пенсионный возраст, сделав его единым для всех.