Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санитарно-защитная зона по СанПиН в 2023 и 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Любая возводимая АЗС должна размещаться со стороны преобладающего направления ветров по отношению к близлежащим производственным, жилым или общественным зданиям. Выбор земельного участка производится с учетом годовой розы ветров, а также с учетом положений НПБ 02-93.
Требования к инженерным сетям
При строительстве заправочной станции руководствуются действующим сводом правил СП 30.13330.2020, которые регламентируют технические требования к водопроводным и канализационным сетям. Данные нормативные документы обязательно учитываются при возведении объектов, на которых будут регулярно использоваться системы водоснабжения и водоотведения.
Также к зданию заправки подводится питьевая вода, качество которой должно соответствовать СанПиН 2.1.3684-21. Подача воды организуется одним из следующих способов:
- бурение артезианской скважины;
- закачивание в систему из ближайшего колодца;
- врезка в магистраль централизованного водоснабжения.
Размещение и тип источника воды согласуется с местными санитарными службами. Если подача будет организована из собственной скважины, руководящее лицо на данной АЗС должно обеспечить соответствие показателей качества воды указанным в действующих санитарных нормах требованиям. А также проводить регулярный лабораторный контроль нормируемых характеристик.
При прокладке канализационных сетей учитывают необходимость строительства двух отдельных систем — для отвода бытовых сточных вод, а также дождевых стоков и производственных жидкостей. Вблизи заправочного комплекса обустраивают систему очистки стоков, при этом бытовые сточные воды очищаются согласно приведенным в СП 32.13330.2018 правилам.
Путем монтажа лотков со съемными решетками можно сформировать систему для сбора ливневых стоков. К ней же можно присоединить производственные сточные воды, которые направляются к очистным сооружениям, состоящим из:
- фильтрационного блока;
- колодца-отстойника;
- сборного колодца.
Требования к помещениям
Проектирование АЗС осуществляется в соответствии с СП 56.13330.2011, а также СНиП 31-03-2001. Для того чтобы максимально снизить нагрузку на глаза сотрудников, окраска помещений осуществляется в тонах, улучшающих освещенность рабочего места.
Рабочая зона, в которой находятся посетители, а также комнаты для персонала оборудуются твердым напольными покрытием, стойким к действию моющих и дезинфицирующих средств, которое отвечает действующим санитарным нормам. Оборудование места работы оператора в сидячем положении производится в соответствии с ГН 2.2.5.1314-03.
Помещения для персонала включают в себя:
- гардеробные с двухсекциоными шкафами для хранения обуви, спецодежды, верхней одежды;
- туалетные комнаты;
- душевые.
В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.
Зона ограничения представляет собой территорию, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м уровни ЭМП превышают ПДУ по п.п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 (таблица предельно допустимых уровней ЭМП для населения, условия при одновременном облучении от нескольких источников).
Внешняя граница зоны ограничения определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень ЭМП не превышает ПДУ по п.п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.
Зона ограничения, как и СЗЗ, устанавливается Роспотребнадзором.
Зона ограничений не может иметь статус селитебной территории, а также не может использоваться для размещения площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, складов нефти и нефтепродуктов и т. п.
В настоящем своде правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аварийный расход газа по трубопроводу: Расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы.
3.2 аварийный пролив топлива: Топливо, поступившее из оборудования в окружающее пространство в результате аварийной разгерметизации указанного оборудования и/или нарушения требований к эксплуатации АЗС.
3.3 автомобильная газозаправочная станция с одностенными резервуарами: Автомобильная газозаправочная станция, технологическая система которой не обеспечивает возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров и трубопроводов в окружающую среду, предотвращающего выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени с частотой выше одной миллионной в год.
3.4 автомобильная заправочная станция, выполненная как самостоятельныйучастокмноготопливнойАЗС: АЗС одного вида топлива, технологическая система которой отвечает требованиям к самостоятельному участку многотопливной АЗС с этим видом топлива, а требования к ее размещению, включая размещение зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств на территории этой АЗС, аналогичны требованиям к размещению многотопливной АЗС.
3.5 безопасное перекрытие утечки топлива (перекрытие из безопасного места): Перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени.
3.6 блок хранения топлива: Сборочная единица технологической системы АЗС заданного уровня заводской готовности и производственной технологичности, предназначенная для приема и хранения топлива.
3.7 блок хранения жидкого моторного топлива: Сборочная единица технологической системы блочной АЗС, предназначенная для приема и хранения жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая подземно.
3.8 газоуравнительная система: Оборудование, обеспечивающее выравнивание давления паровой фазы топлива в группе резервуаров (камер), объединенных общей системой деаэрации.
3.9 граница АЗС: Отображаемая на ситуационном плане земельного участка линия, разделяющая территорию АЗС, на которой должны выполняться требования противопожарного режима эксплуатации этой АЗС, и прилегающую к ней территорию.
3.10 двустенный резервуар: Резервуар, представляющий собой двустенный сосуд (то есть сосуд в сосуде), внутренний из которых служит для хранения топлива (жидкое моторное топливо или СУГ), а внешний выполняет роль аварийного резервуара.
3.11 двухоболочечный резервуар СПГ: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда удержание в межстенном пространстве жидкой фазы СПГ и контролируемый сброс паров СПГ в атмосферу из указанного пространства только через сбросную трубу (трубы) технологической системы АЗС.
3.12 заглубленное размещение оборудования: Размещение оборудования в сооружениях (приямки, колодцы, лотки), обеспечивающее расположение указанного оборудования ниже поверхности прилегающей территории не менее чем на 0,5 м для оборудования под давлением и не менее чем на 0,2 м — для остального оборудования.
3.13 закрытый способ перемещения горючего вещества внутри технологического оборудования: Обращение горючего вещества внутри технологического оборудования, при котором допускается контакт этого вещества с атмосферой только через устройство, предотвращающее распространение пламени.
3.14 заправочный островок: Технологическая площадка, предназначенная для установки транспортного средства под заправку.
3.15 здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания водителей и пассажиров на АЗС: Здание, сооружение или помещение (магазин сопутствующих товаров, кафе, санузлы), предназначенное для обслуживания водителей и пассажиров на территории АЗС.
3.16 здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания транспортных средств на АЗС: Здание, сооружение или помещение (мойка и посты технического обслуживания автомобилей), в котором предусматривается выполнение работ по техническому обслуживанию транспортных средств на территории АЗС.
3.17 контейнер хранения жидкого моторного топлива: Технологическая система, предназначенная для приема, хранения и выдачи жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая надземно.
3.18 линия выдачи: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к топливораздаточной колонке.
3.19 линия деаэрации: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара хранения жидкого моторного топлива.
3.20 линия наполнения: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом.
3.21 линия обесшламливания: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление подтоварной воды с включениями твердых част��ц (шлама).
3.22 линия рециркуляции: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается циркуляция паров топлива по замкнутому контуру (без выхода их в окружающее пространство) при сливоналивных операциях.
3.23 места массового пребывания людей: Территория, на которой предусматривается возможность одновременного пребывания более 100 человек (остановки транспорта, выходы со станций метро, рынки, ярмарки, стадионы).
3.24 многокамерный резервуар: Резервуар, внутреннее пространство которого разделено герметичными перегородками на несколько камер.
3.25 насос перекачивания: Насос, входящий в состав технологической системы АЗС и обеспечивающий перекачивание топлива внутри указанной технологической системы, и/или из автоцистерны в резервуар для хранения топлива, и/или наоборот.
3.26 островок безопасности: Сооружение, предназначенное для защиты установленной на нем топливораздаточной колонки и/или раздаточной колонки от повреждения транспортным средством.
3.27 площадка для автоцистерны: Технологическая площадка, предназначенная для установки автоцистерны при сливоналивных операциях на АЗС.
3.28 площадка заправки ПАГЗ (МЭГК): Технологическая площадка, предназначенная для установки ПАГЗ (МЭГК) при заправке сосудов аккумулятора ПАГЗ (МЭГК) природным газом.
3.29 площадка подпора: Участок проезжей части, предназначенный для установки транспортных средств, ожидающих очереди для заправки.
3.30 резервуар СПГ в кожухе: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда истечение СПГ непосредственно в ограждение резервуара только через специально предназначенное для этого устройство, установленное на кожухе.
3.31 самосрабатывающий огнетушитель: Огнетушитель, срабатывающий при воздействии на него тепла очага пожара.
3.32 самостоятельный участок технологической системы многотопливной АЗС: Комплекс оборудования, спроектированный и изготовленный как часть единой технологической системы многотопливной АЗС и предназначенный для приема, хранения и выдачи одного из видов моторного топлива.
3.33 сбросная труба: Устройство, предназначенное для пожаробезопасного сброса природного газа, паров СПГ или паров СУГ в атмосферу без сжигания.
3.34 свободное пространство шахты резервуара или технологического колодца: Воздушное пространство внутри шахты резервуара или технологического колодца.
5.1 Многотопливная автозаправочная станция — АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя и более видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), СУГ (сжиженный пропан-бутан) и КПГ (в том числе регазифицированный).
5.2 Топливозаправочный пункт — АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.
5.3 Традиционная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с ТРК.
5.4 Блочная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
5.5 Модульная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
5.6 Контейнерная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
5.7 Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) — АЗС, предназначенная, в том числе, для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.
5.8 Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств, а также сосудов аккумулятора газа ПАГЗ (МЭГК) КПГ.
5.9 Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств СУГ.
5.10 Передвижная автомобильная газонаполнительная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, и характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения КПГ, выполненного как единое заводское изделие.
5.11 Передвижная автомобильная газозаправочная станция — АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения СУГ, выполненного как единое заводское изделие.
5.12 Криогенная автозаправочная станция (КриоАЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, получаемым на территории станции путем регазификации СПГ.
5.13 Передвижная КриоАЗС — КриоАЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки, хранения и регазификации СПГ, выполненного как единое заводское изделие.
Требования к передвижным АЗС
Согласно правилам ПБ, передвижные заправочные станции по технологическому наполнению приравниваются к комплексам с наземными резервуарами:
- нельзя использовать одновременно одностенные и двустенные емкости;
- можно не дублировать устройства системы предупреждения перелива при наполнении резервуаров;
- обязательное обеспечение работоспособности системы контроля за герметичностью межстенного пространства емкостей ПАЗС во время движения и остановки;
- защита предохранительных мембран резервуаров от повреждения при опрокидывании ПАЗС обязательна;
- необходима установка дыхательного клапана над резервуаром для проветривания окружающего пространства;
- верхний срез трубопровода деаэрации емкости должен быть не менее 2,5 м (регламентируется уровнем проезда транспортных средств).
Санитарно-защитная зона котельной
Размер СЗЗ для котельных установок по СанПиН в 2023 году определяется исходя из их тепловой мощности и типа топлива.
№ | Тепловая мощность, Гкал | Тип топлива | Размер СЗЗ, м |
---|---|---|---|
1. | ≥200 | Мазутный, угольный | 500 (класс II) |
2. | ≥200 | Газо-мазутный (в качестве резервного), газовый | 300 (класс III) |
3. | Все виды топлива | 100 (класс IV) |
Правила установки и контролирующие органы
С выводом в 2012 году АЗС из реестра опасных производственных объектов Ростехнадзором ситуация с установкой и эксплуатацией АЗС серьезно изменилась в лучшую сторону. Теперь, если Вы устанавливаете КАЗС для собственных нужд предприятия на своей территории и для ее установки нет капитального строительства, Вы не должны получать никаких лицензий и разрешений для эксплуатации станции. Требуется лишь выполнить нормы пожарной безопасности для АЗС.
Главная задача — установить АЗС в соответствии с НПБ 111-98:
- выдержать расстояния до различных категорий объектов;
- подготовить площадку с зоной въезда и выезда;
- изготовить основание для АЗС (выполненное в виде дорожной плиты — фундамента, высотой не менее 0,2 м по отношению к прилегающей к ней площадке с размерами на 0,5 м больше габаритов самой станции во все стороны);
- установить ограждение, препятствующее наезду на КАЗС автотранспорта;
- назначить и обозначить ответственных и выполнить противопожарные мероприятия.
Что лучше: контейнерная АЗС или автотопливозаправщик
Основное преимущество автотопливозаправщика в том, что не нужно выполнять никаких норм по его размещению с соблюдением расстояний.
Упрощая, скажу: заправляйте, где хотите, и никто с проверкой не придет. Несомненный его минус — это то, что очень сложно наладить контроль над расходом топлива. Невозможно отслеживать остатки топлива через уровнемер. Есть много всяких отстойников и кранов снизу, через которые можно слить топливо водителю АТЗ.
В настоящее время появилась хорошая замена счетчиков ППО-25 и ППО-40, устанавливаемых на АТЗ, выводящая на новый уровень процесс автоматизации топливозаправщиков — автоматическая ТРК Benza BS на 12 или 24 вольта. ТРК устанавливается на место счетчика ППО и от штатного насоса автоцистерны по чип-ключам или смарт-картам выдает топливо, отправляя сведения через GSM канал на удаленный компьютер.
Есть и другие сложности с эксплуатацией бензовоза: надо согласовывать маршруты движения, проходить техосмотры, держать в штате водителя. Более того, новый топливозаправщик будет стоить дороже. Целесообразней использовать АТЗ на прицепе. Он дешевле, чем на автомобильном шасси, и опыт эксплуатации показывает, что оптимально покупать топливо с доставкой до места бензовозом продавца.
Несомненные плюсы КАЗС – это:
- постоянный учет и контроль топлива благодаря применению различных автоматизированных систем;
- отсутствие операторов.
В данной статье в сжатом виде отражена общая информация, необходимая для вводного ознакомления с отличительными особенностями контейнерных и мобильных АЗС, их комплектации, установки и эксплуатации. Надеюсь, что она поможет Вам допустить меньше ошибок при выборе и дальнейшей эксплуатации контейнерных автозаправочных станций.
1 РАЗРАБОТАНЫ Санкт-Петербургским филиалом ФГУ «Всероссийский научно-исследовательского института противопожарной обороны» МЧС России совместно с Управлением Государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга
2 ВНЕСЕНЫ Комитетом по строительству Правительства Санкт-Петербурга
3 СОГЛАСОВАНЫ Управлением государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по Санкт-Петербургу и Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
4 ОДОБРЕНЫ И РЕКОМЕНДОВАНЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ распоряжением Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга от 24.06.2005 № 11
Требования СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», включенных в СК-1 «Нормативные, методические документы и другие издания по строительству. Перечень — 2005» (по состоянию на 1 января 2005 г.), но не прошедших регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, рекомендуются к применению на территории Санкт-Петербурга.
Нормы проектирования АЗС
Разъясните статус документа НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности». В нормативной базе обозначен следующий статус: с 01.05.1998 действует.
По факту документ не входит не в один из перечней.
С 01.07.2014 года введен в действие СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»
Какими из вышеуказанных документов руководствоваться при проектировании автозаправочных станций? Действуют оба этих документа или только СП 156.13130.2014?
СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» входит полностью в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ ‘Технический регламент о требованиях пожарной безопасности’, что в соответствии с пунктом 4 статьи 16.1 Федерального закона 184-ФЗ О техническом регулировании означает:
4. Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
В первую очередь обязательны требования, изложенные в тексте Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, затем СП 156.13130.2014. Соблюдение требований этих документов достаточно для соблюдения в полном объеме Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
НПБ 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности в действующие перечни не входит. Является документом добровольного применения и может применяться дополнительно по требованию заказчика, в части не противоречащей Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности,
В соответствии с описанием значений статусов документов в справке к программному обеспечению NormaCS: «действует» — есть правоустанавливающий документ, указатель, перечень, приказ и т.д., который определяет этот статус документа, как действующего.
V. Специфические требования к АГЗС с одностенными резервуарами
№ п/п | Наименование объектов, до которых определяется расстояние | Расстояние, м, от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АГЗС | |
с подземными резервуарами с СУГ | с надземными резервуарами с СУГ | ||
1 | Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в строке 10) | 80 | 100 |
2 | Лесные массивы: хвойных и смешанных пород лиственных пород |
60 40 |
100 60 |
3 | Жилые и общественные здания | 100 | 300 |
4 | Места массового пребывания людей | 100 | 300 |
5 | Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей | 50 | 100 |
6 | Торговые киоски | 60 | 100 |
7 | Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части): | ||
I, II и III категории IV и V категории |
50 30 |
100 60 |
|
Маршруты электрифицированного городского транспорта (до контактной сети) | 50 | 100 | |
8 | Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки) | 80 | 100 |
9 | Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС | 100 | 100 |
10 | Технологические установки категорий Ан, Бн, Гн, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007-76* | 100 | 100 |
11 | Линии электропередач, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции) | По ПУЭ | |
12 | Склады лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа | 50 | 100 |
Примечание. Минимальные расстояния от АГЗС с подземными одностенными резервуарами до зданий и сооружений предприятия, на котором она эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, допускается принимать в соответствии с таблицей П.6.3 при условии, если в конструкции ее технологической системы предусмотрены дистанционные (из операторной или другого безопасного места) перекрытие первой от резервуаров запорной арматуры на подводящих и отводящих к ним трубопроводах СУГ и его паров, а также аварийный сброс из надземных участков указанных трубопроводов избыточного давления паров СУГ на сбросные трубы.
Впритык к нормам: Стоит ли беспокоиться о близости автозаправок к жилым домам
Территории, вплотную примыкающие к лесу. Они не подходят или требуют детального рассмотрения специалистами на предмет возможности уменьшения нормативных расстояний. Например, расстояние от оборудования АГЗС до лесничеств с лесными насаждениями лиственных пород должно быть не менее 25 м. А тем более, расстояния до насаждений хвойных и смешанных пород — не менее 50 м. И это расстояния до оборудования с двустенными резервуарами.
Между тем, для технологических систем с одностенными подземными резервуарами эти расстояния увеличиваются до 60/40 м соответственно. Тем более, для систем с одностенными надземными резервуарами они составят уже 100/60 м.
Расстояние от оборудования АГЗС до линий электропередач принимается согласно Правил устройства электроустановок (ПУЭ) по пункту 2.5.275 и составляет не менее полуторакратной высоты опоры.
Расстояние от хранилища сжиженного газа до распределительных устройств электроэнергии (РУ) и трансформаторных подстанций (ТП) принимаются в соответствии с ПУЭ таблица 7.3.13. Они составляют 80/100 м для наземных сосудов, либо 40/50 для подземных. Данный разрыв следует учитывать при планировании участка и получении технических условий на электроснабжение.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 газозаправочная станция имеет V класс опасности. А значит санитарно-защитная (охранная) зона должна составлять 50 метров. На практике это означает, что от границы участка АГЗС должно быть не менее 50 м до границы территорий:
- жилой застройки,
- ландшафтно-рекреационных зон,
- зон отдыха и территорий курортов,
- санаториев и домов отдыха,
- стационарных лечебно-профилактических учреждений,
- территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки,
- коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Другими словами, если визуально вы видите перед собой чистое поле, то это ещё не гарантирует что в кадастре оно не разбито на участки, со всеми вытекающими последствиями. Однако возможность сократить санитарно-защитную зону существует, но требует детального рассмотрения специалистами, перед проектированием объекта.
Необходимо так же учитывать возможность организации въезда и выезда автомобилей с территории газозаправочной станции. Так организация, эксплуатирующая автомобильную дорогу, может запретить строительство примыкания. Либо своими требованиями существенно осложнить задачу.
Участок должен иметь вид разрешенного использования «Заправка транспортных средств», код 4.9.1.1. Без существенных ограничений и обременений по градостроительному плану земельного участка (ГПЗУ).
10.1 Качество нефтепродуктов, продаваемых на АЗС, должно соответствовать требованиям Технических регламентов Таможенного союза [8] или [9] и технических условий на нефтепродукты.
Ответственность за контроль и обеспечение сохранности качества нефтепродуктов на АЗС возлагается на ее руководителя, или уполномоченное им лицо.
10.2 Нефтепродукты, поступающие на АЗС, в том числе фасованные, должны сопровождаться паспортом в соответствии с Техническими регламентами Таможенного союза [8] или [9]. Не допускается продажа нефтепродуктов при отсутствии паспорта. Паспорт должен предъявляться по требованию покупателя.
10.3 Перед сливом нефтепродуктов из АЦ в резервуар АЗС (кроме слива нефтепродуктов в резервуары ААЗС) определяется с использованием водочувствительной ленты или пасты наличие в них подтоварной воды, отбирается проба нефтепродуктов по ГОСТ 2517, на основании которой определяются показатели качества (плотность, внешний вид) согласно требованиям приемо-сдаточных испытаний. При оборудовании АЦ средствами (системами) отбора проб допускается отбор пробы нефтепродукта из АЦ в соответствии с эксплуатационной документацией на эти средства (системы).
При сливе нефтепродуктов из АЦ, оборудованных СГДКК, данная процедура может не проводиться.
Для выполнения приемо-сдаточных испытаний АЗС укомплектовывается необходимыми приборами и материалами.
Качество фасованных нефтепродуктов в герметичной заводской упаковке при приеме не определяется.
10.4 Пробу, отобранную из АЦ перед сливом нефтепродуктов, сохраняют на случай проведения арбитражных испытаний. Арбитражная проба хранится на АЗС в течение времени не менее двух последовательных приемов нефтепродуктов в резервуар АЗС. Порядок оформления и хранения проб должен соответствовать действующим нормативным документам в области контроля и обеспечения качества нефтепродуктов.
При доставке нефтепродуктов на ААЗС отбор пробы может осуществляться водителем АЦ с последующим ее хранением в специально оборудованном на ААЗС месте.
Порядок отбора арбитражных проб нефтепродуктов, поступающих на АЗС в АЦ, оборудованных СГДКК, должен соответствовать требованиям эксплуатационной документации предприятия — изготовителя СГДКК.
10.5 Не допускается прием нефтепродуктов:
— при отсутствии паспорта;
— с подтоварной водой и физико-химическими свойствами, определенными по результатам приемо-сдаточных испытаний, не соответствующими требованиям нормативной документации на нефтепродукты.
10.6 В целях обеспечения сохранности качества нефтепродуктов следует на постоянной основе:
— обеспечивать чистоту и исправность сливных и фильтрующих устройств, резервуаров, технологических трубопроводов и запорной арматуры, ТРК и МРК;
— исключать смешение нефтепродуктов;
— сливать нефтепродукты из АЦ только через сливной фильтр;
— обеспечивать постоянный контроль технического состояния резервуаров, исключить попадание в них атмосферных осадков и пыли;
— своевременно проводить зачистку резервуаров;
— соблюдать гарантийные сроки хранения нефтепродуктов, установленные техническими условиями на нефтепродукты;
— с периодичностью, установленной нормативными документами, а при поступлении жалобы на качество реализуемых нефтепродуктов или при инспектировании работы АЗС государственными надзорными органами — немедленно проводить отбор проб с последующими лабораторными испытаниями нефтепродуктов в объеме контрольных испытаний.
10.7 Допускается применение экспресс-методов контроля показателей качества товарных запасов и отпускаемых нефтепродуктов через ТРК и МРК и принятия решения о передаче проб нефтепродукта в испытательную лабораторию.
10.8 При обнаружении несоответствия при испытании нефтепродуктов в испытательной лаборатории требованиям Технического регламента [8] или Технического регламента [9] и технических условий на нефтепродукты их отпуск клиентам запрещается.
11.1 Эксплуатация АЗС осуществляется в соответствии с федеральными законами [10]-[13]. Деятельность АЗС не должна приводить к загрязнению окружающей среды (воздуха, поверхностных вод, почвы) выше допустимых норм.
11.2 Основными источниками выделения загрязняющих веществ на АЗС являются:
— резервуары с нефтепродуктами (выделения паров нефтепродуктов через дыхательную аппаратуру при приеме и отпуске нефтепродуктов);
— ТРК (испарения нефтепродуктов при заполнении баков транспортных средств);
— объекты очистных сооружений (испарения нефтепродуктов и сброс очищенных остатков в систему канализации);
— сбросы загрязненной воды и растворенных синтетических моющих средств с очистных сооружений автомобильных моек;
— проливы нефтепродуктов на территории АЗС;
— испарения и протекания через неплотности технологического оборудования и коммуникаций;
— вентиляционные устройства производственных помещений АЗС;
— выбросы отработанных газов автотранспорта;
— испарения нефтепродуктов, образовавшиеся при зачистке резервуаров.
11.3 Для уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из источников загрязнения АЗС следует:
— поддерживать в полной технической исправности резервуары, технологическое оборудование и трубопроводы;
— поддерживать техническую исправность и обеспечивать соответствующие регулировки дыхательной аппаратуры, своевременно проводить ее техническое обслуживание;
— обеспечивать герметичность сливных и измерительных устройств, люков смотровых и сливных колодцев;
— осуществлять слив нефтепродуктов из АЦ только с применением быстроразъемных соединительных устройств (на сливных устройствах АЦ и резервуарах АЗС);
— не допускать переливов и проливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке транспортных средств, поддерживать в исправном техническом состоянии устройства для предотвращения перелива.
Сокращению загрязнения окружающей среды от испарений нефтепродуктов способствует выполнение рекомендаций в соответствии с 8.3.5.
11.4 Нормативное допустимое разрешенное воздействие АЗС на окружающую среду определяется в соответствии с действующим законодательством [14], [15].
11.5 Сбор поверхностно-ливневых сточных вод обеспечивается со всей площади территории АЗС путем прокладки ливневой канализационной сети и создания соответствующих уклонов территории для направления стока в сторону ее лотков или колодцев. Лотки должны иметь уклон к сборным колодцам (приямкам) через гидравлические затворы или затворы иного типа.
11.6 АЗС (кроме ПАЗС) должны быть оснащены очистными сооружениями. Исключение составляют АЗС, на которых проектной документацией предусмотрен вывоз загрязненных поверхностно-ливневых и хозяйственно-бытовых сточных вод на очистные сооружения сторонних организаций. Состав очистных сооружений и необходимое качество очистки производственных сточных вод обосновываются проектом с учетом места их локализации (сброса).
Площадка размещения ПАЗС должна оборудоваться средствами локализации возможных проливов нефтепродуктов и их разливов нефтепродуктов из цистерны ПАЗС.
Очистные сооружения должны эксплуатироваться в соответствии с проектной документацией и документацией предприятия-изготовителя.
11.7 Замена фильтрующих материалов, а также удаление уловленных нефтепродуктов и осадка из очистных сооружений ливневых производственно-ливневых стоков и автомобильных моек производится по мере необходимости, в т.ч. для обеспечения установленных проектом нормативов допустимых сбросов, разрабатываемых и утверждаемых в установленном порядке. Контроль эффективности очистных сооружений осуществляется силами организации, эксплуатирующей АЗС, либо с привлечением специализированной организации с периодичностью, установленной предприятием-изготовителем. Контроль соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты осуществляется по согласованию с органами государственной власти в области охраны окружающей среды.
11.8 Объем аварийного резервуара (при его наличии на АЗС) должен не менее чем на 10% превышать номинальную вместимость АЦ (секций АЦ), осуществляющих перевозку нефтепродуктов на АЗС. Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка трубопроводов для отвода проливов должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодное время года.
11.9 Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т.п.), которая должна закрываться на период слива нефтепродуктов из АЦ.
11.10 Для сбора пролитых нефтепродуктов на АЗС должен быть предусмотрен запас сорбента в количестве, достаточном для ликвидации последствий возможного пролива.
Допускается для сбора пролитых нефтепродуктов использовать песок, который должен размещаться на территории АЗС в специальных контейнерах.
11.11 Места пролива нефтепродуктов на почву должны быть немедленно зачищены путем снятия слоя земли до глубины, на 1-2 см превышающей глубину проникновения нефтепродуктов в грунт. Выбранный грунт удаляется в специально оборудованный контейнер, образовавшаяся выемка засыпается свежим грунтом или песком.
11.12 Грунт, загрязненный нефтепродуктами, а также загрязненный фильтрующий материал и осадки очистных сооружений должны утилизироваться в порядке, установленном законодательством.