Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательное медицинское страхование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь провозглашено частью 1 статьи 41 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
Право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, закреплено пунктом 2 статьи 19 «Право на медицинскую помощь» Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Право граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь реализовано через программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемую Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2299.
Право жителей города Москвы на бесплатную медицинскую помощь реализовано через «Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», утвержденную постановлением Правительства Москвы от 30.12.2020 № 2401-ПП.
Страховая медицинская организация (Страховщик)
Страховая медицинская организация (страховщик) — это страховая компания, специализирующаяся на страховании по обязательному медицинскому страхованию и осуществляющая контроль за расходование средств медицинскими учреждениями, а также за полнотой и качеством оказываемых услуг медицинскими учреждениями. Деятельность в области обязательного медицинского страхования подлежит обязательному лицензированию. Страховые компании без соответствующей лицензии осуществлять деятельность в сфере ОМС не могут. Страховая медицинская организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств по договору ОМС в соответствии с действующим законодательством РФ.
В рамках Программы бесплатно предоставляются:
1. Первичная медико-санитарная помощь, включающая:
-
первичную доврачебную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара;
-
первичную врачебную помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами);
-
первичную специализированную медицинскую помощь, которая оказывается врачами-специалистами.
Сроки ожидания оказания медицинской помощи в плановой форме для:
-
приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
-
проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
-
проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения;
-
проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 30 календарных дней, а для пациентов с онкологическими заболеваниями — 14 календарных дней со дня назначения;
-
специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями — 14 календарных дней с момента установления диагноза заболевания.
Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. При этом в территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.
Какие процедуры точно нельзя получить бесплатно
Гражданин России, имеющий полис обязательного медицинского страхования, не сможет на денежные средства государства:
- пройти обследование без назначения лечащего врача;
- установить зубные протезы;
- воспользоваться услугами косметолога;
- без особых показаний проходить лечение на дому;
- ставить прививки, не входящие в государственную программу;
- обращаться к гомеопатам и народным целителям;
- приобретать лекарственные средства или аппараты медицинского назначения, не проходя лечение в стационаре;
- проводить экспертизы или судебные освидетельствования;
- отправляться на лечение в санатории (исключения: больные пенсионеры и дети);
- требовать перевода в палату повышенной комфортности;
- получать, лежа в больнице, индивидуальный уход или особое питание;
- требовать установки телевизора в стандартную палату.
Иногда медицинские учреждения требует оплату услуг, не попавших в список выше. В большинстве случаев их действия считаются неправомерными.
Список документов, необходимых для оформления полиса ОМС
- Гражданину РФ для получения полиса ОМС нужно всего два документа – паспорт и СНИЛС (ССЫЛКА НА СТАТЬЮ О СНИЛС). Иностранным гражданам нужен паспорт, вид на жительство (если они проживают постоянно), СНИЛС при наличии.
- На ребенка полис оформляет законный представитель. Если ребенку нет 14 лет, то страховой потребуется свидетельство о рождении и СНИЛС (если есть); если же 14 лет уже исполнилось – документ, удостоверяющий личность, а также СНИЛС в обязательном порядке.
- Для граждан-членов ЕАЭС кроме паспорта и СНИЛС нужны отрывная часть бланка уведомления о прибытии и трудовой договор (для подтверждения того, что человек трудится на территории РФ).
- Беженцам необходимо предоставить удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, копия жалобы на решение о лишении статуса беженца с отметкой о ее приеме к рассмотрению.
Чем электронный полис ОМС отличается от обычного
По сути, электронный полис ОМС ничем не отличается от «классического» на бумажном бланке — это такой же код, присвоенный человеку в реестре. С ним можно получить бесплатную медицинскую помощь по базовой программе государственных гарантий на всей территории Российской Федерации, предъявив, например, паспорт.
Вместе с этим у электронного полиса ОМС есть важное преимущество — его не надо возить с собой. Соответственно, отпадает необходимость следить за его сохранностью и надлежащим видом.
При этом по желанию останется возможность оформления на физическом носителе.
Как получить цифровой полис ОМС
Для запуска системы цифровых полисов предполагается переход участников на реестровую модель учета застрахованных лиц. Для этого территориальные фонды до 1 января 2022 года должны проверить достоверность, полноту и актуальность сведений в региональных сегментах единого регистра застрахованных лиц и передать эти данные в ведение фонда ОМС.
Только после смены платформы можно подать заявление лично или через законного представителя на портале госуслуг. Ожидается, что полис в виде штрихкода можно будет получить в день подачи заявления.
Однако не всем следует обращаться за электронной версией полиса. Если на руках уже есть бумажный или пластиковый полис, в единой базе данных информация о владельце также сформирована, а значит, предпринимать дополнительные действия не нужно.
Постановления Правительства РФ
- Постановление Правительства РФ от 07.12.2019 N 1610
- «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
- Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2019г. № 440 «О внесении изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
- Постановление Правительства Москвы от 27 декабря 2018г. № 1703-ПП «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
- Постановление Правительства Москвы от 27.08.2019 N 1094-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 декабря 2018 г. N 1703-ПП»
- Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012г. № 403 «О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента»
- Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»
- Постановление Правительства Москвы от 24.12.2019 N 1822-ПП
- «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
Как в больницах заставляют платить за бесплатные услуги?
Далеко не все пациенты утруждают себя изучением программы ОМС, справедливо полагая, что о всех причитающихся по страховке процедурах им расскажут в клиниках. На практике врачи нередко хитрят, заставляя платить даже за то, что обязаны предоставить бесплатно.
Иногда отказ в бесплатном оказании медицинской услуги мотивируют тем, что она не входит в утверждённые Минздравом стандарты по лечению того или иного заболевания. Но даже если для постановки диагноза и лечения требуется что-то, на что нет тарифа, оказание помощи при острых и неотложных состояниях в любом случае предусмотрено программой госгарантий. Если же вам говорят такое во время планового лечения, не спешите в кассу — откройте программу ОМС и изучите, входит ли в неё предписанная процедура.
Порядок получения медицинской помощи по новым условиям
Порядок направления застрахованных лиц в медицинские организации, функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования утвержден Приказом Минздрава России от 23.12.2020 № 1363н и зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2020 № 61884.
В соответствии с указанным документом направление пациента в федеральную медицинскую организацию будет осуществляться лечащим врачом той медицинской организации, которая в рамках территориальной программы проводила диагностику пациента и предоставляла первичную или специализированную медицинскую помощь.
Показаниями к оказанию специализированной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями являются:
- нетипичное течение заболевания или отсутствие эффекта от лечения;
- необходимость в отсутствующих в медицинской организации регионального подчинения методов лечения;
- риск хирургического лечения в связи с осложнениями;
- потребность в повторных хирургических вмешательствах;
- повторное обследование в диагностически сложных случаях;
- повторная госпитализация по рекомендации федеральной медицинской организации.
Вопрос о госпитализации пациента решается врачебной комиссией.
На этапе обсуждения законопроекта высказывались опасения относительно ограничения права пациента на выбор медицинской организации. Однако, обновленный порядок предусматривает обязанность врача проинформировать пациента о возможности выбора федеральной медицинской организации в случае, если помощь при заболевании (состоянии) пациента имеют возможность оказать несколько учреждений.
Критика нововведений системы ОМС
Еще до первого чтения на законопроект обрушилась критика. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку раскритиковал уменьшение установленного нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, отметив, что существенное изменение действующих подходов приведет к снижению роли страховых медицинских организаций в системе ОМС, что не соответствует определенным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» стратегическим национальным приоритетам в части обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и завершения ее перехода на страховые принципы. При этом, сокращение финансирования страховых медицинских организаций при сохранении обязанностей, возложенных на них законодательством об ОМС и Национальной программой развития здравоохранения, отразится на их финансовой устойчивости. Отток с рынка страховых медицинских организаций и их представителей, имеющих достаточный опыт по обеспечению защиты прав застрахованных лиц, из сферы ОМС, неблагоприятным образом отразится на качестве защиты прав и законных интересов застрахованных лиц. Комитет отметил, что экономия от изъятия части средств страховых организаций может быть сопоставима с затратами на формирование собственной системы контроля качества медицинской помощи ФФОМС, тем более что средства на эти цели не заложены. Отмечен и потенциальный конфликт интересов ФФОМС и медицинских организаций, а «передача функции экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных медицинских организациях, от страховых медицинских организаций в ведение ФФОМС лишает систему медицинской экспертизы в обязательном медицинском страховании второго контура контроля».
Счетная палата указала, что в проекте закона усматриваются риски отхода от страховых принципов в системе ОМС и ее финансовой устойчивости. Целесообразность решения о сокращении средств, предоставляемых ТФОМС на ведение дел страховым организациям, не подтверждена обосновывающими материалами. Помимо этого, Счетная палата отметила, что несмотря на то, что предполагается ведение федерального реестра экспертов качества медицинской помощи, источник затрат на его формирование и сопровождение не определен.
При прохождении законопроекта в Совете Федерации Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам также отметил риски снижения доходов страховых организаций, и, соответственно, ликвидации собственно компаний или рабочих мест, и в связи с необходимостью недопущения негативных последствий рекомендовал Правительству Российской Федерации осуществлять мониторинг ситуации с возможностью оперативной корректировки в случае необходимости.
Разумеется, представители страховых организаций первыми выразили обеспокоенность инициативой экономии бюджета за счет снижения нормативов на ведение дел, выступили с публичными заявления о том, что новшества приведут к снижению качества и доступности медицинской помощи, повысят риски бюрократизации и коррумпированности отрасли. Снижение объемов финансирования страховых медицинских организаций, кроме того, приведет к сокращению рабочих мест и даже банкротству некоторых из них. Всероссийский союз страховщиков потребовал публичного обсуждения проекта, к диалогу подключились Российский союз промышленников и предпринимателей, Всероссийский союз пациентов. Неоднозначность предстоящей реформы освещалась ведущими СМИ, такими как Forbes, ТАСС, Коммерсантъ, критика звучала даже в Российской газете. Лидер страхового лобби Игорь Юргенс направлял обращения ключевым политическим фигурам и добился компромиссного варианта текста закона, который был, в конце концов, поддержан.
Стоит отметить, что изменения в текст ФЗ «Об ОМС» подразумевают корректировку ряда подзаконных актов. Однако, до настоящего времени отсутствуют изменения в Постановление Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», которые бы позволили медицинской организации реализовать право на использование средств нормированного страхового запаса ФФОМС на обучение и ремонт. Согласно введенной части 3.1. статьи 26 ФЗ «Об ОМС» средства нормированного страхового запаса ФФОМС предоставляются получателям указанных средств, определенным в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса ФФОМС, на основании соглашений, типовые формы и порядок заключения которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.12.2010 № 1229н «Об утверждении Порядка использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования», зарегистрированный в Минюсте России 08.02.2011 № 19744 действует в редакции от 13.02.2020, соответственно, вряд ли в ближайшее время медицинские организации фактически смогут осуществить свои права в указанной части.
Что такое базовая программа ОМС?
Прежде всего, это обязательства государства обеспечивать гражданам своей страны определенное качество квалифицированной врачебной помощи. Эти услуги человек приобретает путем заключения договора (оформления полиса) обязательного медицинского страхования.
Базовая программа ОМС регламентируется Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ. Данный закон декларирует денежное обеспечение врачебных услуг, список страховых случаев, возможные варианты врачебной помощи, ее объем и простоту получения.
В 2016 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 г. №1403 была утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год. В результате принятия этого закона в текущем году были выделены деньги на:
- Денежное вознаграждение труда врачей и других работников медицинской сферы;
- Закупку основных средств, оборудования и лекарственных препаратов;
- Денежное обеспечение сторонних исследований;
- Закупку продовольствия.
Проект программы госгарантий на 2018 год также предполагает выделение средств на денежные выплаты медицинским специалистам, оплату медицинской помощи застрахованным лицам, и кроме того, устанавливает нормативы объемов медпомощи на одно застрахованное лицо. Программа регулирует критерии доступности и качества медицинской помощи, а также устанавливает требования к территориальной программе ОМС.
Оплата медицинской помощи по родовому сертификату
Родовый сертификат является документом, на основании которого Фонд социального страхования РФ производит оплату медицинских услуг, оказанных женщине в период беременности и родов, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни.
Родовый сертификат выдается беременной женщине при сроке беременности свыше 30 недель государственным или муниципальным учреждением здравоохранения, оказывающим услуги по специальностям «акушерство и гинекология» и «педиатрия». Женские консультации обеспечиваются сертификатами через территориальные отделения ФСС. Сертификаты являются документами строгой отчетности и должны храниться в специальных помещениях или сейфах.
Оплата медицинской помощи по родовому сертификату производится за счет средств, перечисляемых ФСС РФ из бюджета Федерального фонда ОМС.
Медицинская помощь, оказанная женщине женской консультацией в период беременности, оплачивается в размере 3000 руб., родильным домом в период родов – в размере 6000 руб. за каждую женщину. Диспансерное наблюдение новорожденного ребенка оплачивается за первые и за вторые шесть месяцев.
Обеспечение лекарствами
Лекарственная помощь может предоставляться бесплатно и со скидкой. Круг лиц, имеющих право на бесплатное и льготное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения, установлен федеральными законами: от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 15.01.1993 г. № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и др.
В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 29.12.2004 г. № 328, за получением необходимых лекарственных средств граждане должны обращаться в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. На них заводится Медицинская карта амбулаторного больного с литерой «Л» и указанием страхового номера индивидуального лицевого счета.
Врач выписывает рецепт на лекарства, предусмотренные Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) бесплатно. При лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения.
В случае временного отсутствия выписанных лекарств аптека должна в течение 10 рабочих дней организовать отсроченное обслуживание пациента включить его в лист ожидания или обеспечить его аналогичным лекарственным средством, предусмотренным Перечнем лекарственных средств, по новому рецепту.