Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приборы учёта и ремонт общедомового имущества: отвечаем на вопросы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон №261 23 ноября 2009 года обязал собственников помещений самостоятельно установить общедомовые приборы учета. Если до 1 июля 2013 года счетчик не установили, это делают ресурсоснабжающие организации, а собственники оплачивают прибор и установку.
Закон об общедомовых счетчиках на электроэнергию
До 1 июля 2013 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, . Лицо должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. 261-ФЗ, ст. 12, ч. 13
Отказаться от установки счетчика нельзя. Это делают только объекты, которые потребляют менее пяти киловатт. Стоимость установки считают пропорционально площади квартиры или нежилого помещения. Когда жилец не способен оплатить установку, государство дает рассрочку на пять лет, которую можно погасить досрочно.
Как изменения скажутся на платежах
Если все люди вовремя передают показания приборов учета, рационально используют ресурсы, то для них выгоднее платить по факту, а не по нормативам, говорит руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое. «Поэтому в тех домах, где все хорошо, общедомовые нужды будут дешевле. Но в домах, где есть проблемы (например, протечки в подвале, стоят старые лампы), плата по факту может быть выше», — сказала эксперт.
«Кроме того, необходимо выявлять тех, кто не подает показания вовремя, и фиксировать нерациональное использование, поскольку это все может повлиять на общие показания. Это все задача управляющих компаний и собственников», — добавила Ирина Булгакова.
В Минстрое подчеркивают, что вступивший в силу документ напрямую не повлечет повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг. «Он направлен на справедливый расчет. Размер платы за ЖКУ может как уменьшиться при более низком уровне реального потребления, чем по нормативным показателям, так и увеличиться при высоком уровне потребления», — заключили там.
Кто должен заменять общедомовые приборы учета?
О возмещении затрат на установку общедомовых приборов учета, когда они отсутствовали в доме изначально, мы уже писали. В этот раз расскажем о новой ситуации, когда общедомовые счетчики электроэнергии в доме были, но сломались, а управляющая компания не спешила их менять.
Энергоснабжающая организация сначала направила в компанию уведомление о том, что необходимо отремонтировать (заменить) счетчики, но управляющая организация не считала это своей обязанностью.
Тогда ресурсоснабжающая организация сообщила, что сама заменит ОДПУ в трех спорных домах. Установив счетчики, РСО предложила оплатить небольшие понесенные затраты – 13 тыс. руб.
, однако компания отказалась и от этого.
По мнению управляющей компании, в ее обязанности не входит несение расходов на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общедомового имущества. Ответчик утверждал, что эти расходы должны нести сами жители.
Также, по утверждению компании, замена сломанных приборов учета должна проводиться по решению общего собрания.
Так как такого решения не принималось, то компания не имела права заменять счетчики электроэнергии, а обязана была просто использовать другой порядок начисления платы (по нормативу).
Игнорирование претензий привело стороны в арбитражный суд Сахалинской области (дело № А59 – 5885/2018).
Причины изменений законодательства
Многие жители МКД выступают против общедомового прибора учета (ОДПУ), так как не совсем понимают, для чего он нужен. Чтобы разобраться с проблемой, следует изучить ФЗ от 23.11.2009 № 261. Этот нормативный правовой акт помогает понять, что такое новшество вполне оправданно и логично, ведь на обслуживание любого многоквартирного дома уходит немало ресурсов, помимо тех, которые тратятся жильцами в индивидуальном порядке.
Достаточно высоки расходы электроэнергии в местах общего пользования: в подъездах, подвалах, на чердаках и придомовой территории. В итоге установка общедомовых приборов учета в интересах жильцов, поскольку они смогут платить по факту потраченных ресурсов, а не по завышенным нормативам.
Когда граждане жалуются, что тарифы регулярно растут, они не могут повлиять на обоснованный рост расценок на коммунальные услуги. А вот корректировать реальную сумму в счете возможно, если понимать, сколько именно ресурсов и каких расходуется. Обозревая картину трат, жильцы могут принять решение, как способствовать экономии.
Кроме того, общедомовые приборы учета позволяют своевременно фиксировать возможные потери электроэнергии, тепла, газа, воды на этапе их поставки от магистральной сети к потребителю. Ведь в противном случае убытки фактически возмещаются из карманов простых граждан, вместо того чтобы своевременно устранять утечки воды или электроэнергии.
Осуществление поверки
Общедомовой прибор учета тепловой энергии, электричества или воды требует такого же обслуживания, как и индивидуальный счетчик. Ведь в ходе эксплуатации оборудование изнашивается, в итоге выше вероятность, что его показания станут некорректными. Поэтому поверка общедомовых приборов учета — обязательная процедура, которая проводится по тому же принципу, что и ИПУ.
Счетчик электроэнергии, воды и тепловой энергии будет поверяться по-разному. Для приборов водоснабжения характерен следующий порядок действий:
- исследование на предмет соответствия комплектности;
- оценка внешнего состояния;
- читабельность маркировки;
- осуществление испытания.
При этом корпус счетчика не должен быть поврежден. Важно, чтобы лакокрасочное покрытие было целым, без трещин и сколов. Если все маркировки и отметки хорошо читаются, прибор прошел гидравлическое испытание, поверенный счетчик продолжает свою работу.
Когда проверяют электросчетчик, в паспорте обязательно проставляют дату процедуры. Также внимательно осматривают его, чтобы прибор был полностью укомплектованным и соответствии с документом на ОДПУ. Во избежание аварийных ситуаций осматривается также и электроизоляция.
Тема: Общедомовой счётчик электроэнергии
Попробуйте не законы подгонять под ваши понятия, а понятия под законы. Разные картинки получаются однако. Кстати, я не говорю про оформление. Я говорю про суть. Попробуйте изобразить блок-схему потребления энергии В МКД . Так понятнее рассматривать отношения.
Уважаемые спецы! Исходные данные: 4-х квартирный дом с непосредственным управлением. Собрания проводятся, протоколы составляются, уполномоченные лица избираются. Дом так устроен, что каждый хозяин сам по себе. Отдельный вход, отдельный ввод всех энергоносителей для каждой квартиры. Тем не менее дом считается многоквартирным. Энергосбытовая компания пару месяцев назад установила на стене дома общедомовой счётчик электроэнергии. Всё за свой счёт. И теперь производит расчёт за электроэнергию с учётом показаний этого счётчика. Ясное дело, если одномоментно списать все показания с квартирных и общего счётчика, то всё должно сойтись, ибо НИКАКОГО общедомового потребления нет! (если не воровать). Но показания не списываются одномоментно, жильцы оплачивают как попало и разница то +, то -. Это не беда. Основной вопрос. Какова процедура установки общего счётчика? Должен ли быть договор на общедомовое потребление? С кем? (напомню — непосредственное управление, нет УК, ТСЖ и пр.) Акт ввода в эксплуаацию со снятием первичных показаний? На эти вопросы энергетики ответили (устно) так: «Счётчик установлен нами, до границы балансовой принадлежности (стена здания) Это наше дело какой там счётчик, каковы его показания и пр. Мы не обязаны вас посвящать в это дело.» Но деньги-то начисляют исправно! Т.е. НИКТО из собственников и не видел этих показаний! Всё установлено в опломбированный металлический шкаф. Раз в месяц ( в конце месяца — числа — как придётся) приходит человек (электрик) списывает показания и уходит. Я понимаю, что от счётчика, видимо,не отвертеться ( хотя не совсем уверен, ведь вводы в каждую квартиру индивидуальны и осуществляются с «воздушки» непосредственно через ОТДЕЛЬНЫЕ вводы (отверстия в стене, в каждую квартиру). Но процедура установки счётчика и снятия показаний? Какова она?
Кто должен оплачивать установку ОДПУ
Кто должен платить за установку общедомовых приборов учета?
Исходя из представленной ранее информации, стало понятно, что все расходы на установку ОДПУ возложены на собственника жилья.
В том случае, когда дом частный – ситуация крайне проста: его владелец должен обратиться в соответствующие компании с целью организовать установку необходимых счетчиков, а после осуществления работ оплатить их.
Однако что делать жителям многоквартирных домов?
В данной ситуации вопросы оплаты решаются в несколько ином варианте.
Во-первых, каждый собственник отдельной квартиры (или несколько собственников) обязуется оплатить и организовать установку счетчиков именно для своего жилья. Такая практика является индивидуальной и осуществляется с целью учета потребления ресурсов в конкретном жилище.
Общедомовой счетчик электроэнергии: 3 основные задачи прибора
Организация управления дома обязана сообщить владельцам квартир о нужде и требовании в установке общедомового счетчика, а так же показать место установки, а если это не соблюдено, то такая компания рискует быть оштрафована, по той причине что они не выполнили уведомление проводимых мероприятий по отношению к хозяевам квартир. Все задаются вопросом, зачем необходим общий счетчик на дом, если в каждой квартире есть собственный измерительный прибор?
Владельцы квартир не должны создавать препятствия к доступу к сетям энергоснабжения. На плечи владельцев ложится оплата за электросчетчики и может быть выполнена в течение 5ти лет. Если жильцы многоэтажных домов категорически отказываются от установки счетчика, то на них будет наложен административный штраф и наказание управляющей комиссии. Общедомовой счетчик, как и любые другие одпу в многоквартирном доме должен устанавливать специалист, который отвечает за электричество, порядок поставки воды. Замена также проводится строго под его наблюдением. Отказаться от установки нельзя, делается установка без согласия, так как это установленный порядок.
Рекомендуем прочесть: Региональные льготы ветеранам труда в москве в 2020 году
Правоприменительная практика
Выше мы привели все положения законодательства, в которых упоминается о приборах учета, измеряющих объемы коммунальных ресурсов, поставленных в МКД. Теперь посмотрим, как эти нормы применяются на практике. Сразу скажем, что все имеющиеся в распоряжении автора судебные акты касаются поставок электроэнергии. Общедомовые приборы учета электроэнергии устанавливались по устным распоряжениям местных властей гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями), сетевыми организациями и управляющими компаниями. Граждане узнавали о наличии таких счетчиков только при получении платежных документов с соответствующими начислениями. Считая незаконной установку общедомовых приборов учета в обход общего собрания собственников помещений в МКД, граждане-потребители (Роспотребнадзор и прокуратура в их интересах) оспаривали возможность применения их показаний в расчетах. Однако суды не были единодушны.
Основной плюс от установки общедомовых счетчиков заключается в том, что жильцы смогут сэкономить деньги на расходах на общедомовые нужды. Так, они могут оплачивать лишь тот расход энергии, который происходит внутри дома.
Как правило, можно посчитать около десятка причин того, что расходы на общедомовые нужды вырастают в разы. Так что установка общедомовых приборов учета позволит убрать большинство из них. К примеру:
- будет учитываться лишь утечка, имеющая место внутри здания;
- коммунальщики уже не смогут распределять образовавшуюся у них недостачу на жильцов;
- управляющие компании не смогут завышать стоимость услуг по общедомовым нуждам по своему усмотрению без конкретных фактов и т.д.
Установить счетчик на отопление в квартире выгодно. Владелец жилья тратит деньги только за тепло, которое дают батареи отопления, не оплачивая потери во время его транспортировки. Для того чтобы максимально сэкономить, нужно как можно больше избавиться от любых возможных источников теплопотерь: утеплить помещение, установить герметичные оконные рамы и т.д.
Гарантированно можно сэкономить на оплате и вернуть затраченные средства если:
- получите разрешение на установку и технические условия от организации, поставляющей тепло;
- оповестите ответственного, который избран общедомовым собранием;
- на всю квартиру можно будет установить 1 узел учета;
- проектные документы согласуйте с поставщиком тепла;
- сдайте установленный прибор ему же в эксплуатацию, после этого прибор должен быть опломбирован.
На самом деле достаточно трудно соблюсти все перечисленные пункты, для того чтобы смонтировать тепломер в квартире и платить за поставку тепла согласно его показаниям. Наиболее удачным вариантом может быть новостройка, где в каждую квартиру идет отдельный ввод тепла. И то, могут возникнуть различные препятствия в виде различных законодательных актов. Например, в РФ есть постановление, где говорится, что показания индивидуальных теплосчетчиков подлежат учету при следующих условиях:
- теплосчетчики должны быть во всех квартирах;
- на вводе центрального отопления в дом должен быть установлен общедомовой тепломер.
Практически все многоэтажки советской эпохи оборудованы однотрубной отопительной системой с вертикальными стояками. Представьте количество приборов, которое придется поставить на каждом присоединении к стояку. Разрешение также маловероятно, что вам выдадут, и причем отказ будет обоснован. Трубы стояков также выделяют тепло, которое индивидуальный счетчик учитывать не будет.
Если же в доме на лестничных площадках и других технических помещениях установлены обогревательные радиаторы, то несмотря на установку индивидуального тепломера, вам придется оплачивать свою долю за их обогрев. Вот поэтапно нужно все свои действия согласовать с руководством ОСМД. Сами монтажные работы это довольно простой этап, большую часть времени необходимо потратить на оформление различных согласований и разрешений.
Установить тепломер можно и самостоятельно, то тогда могут возникнуть сложности во время его сдачи в эксплуатацию управляющей компании. Так что можно обратиться к подрядной организации, которая за отдельную плату поможет вам решить вопрос с бумагами.
Кто заплатит за покупку и установку общедомовго счетчика
В этом случае придется заплатить штраф: — на должностных лиц – в размере от 5 до 10 тысяч рублей — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – от 10 до 15 тысяч рублей — на юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей для СОБСТВЕННИКОВ Как мы уже говорили выше, после 1 июля собственники обязаны оплатить прибор учета и расходы ресурсоснабжающей организации по его установке. Отказ грозит судом. В этом случае проигравшему иск собственнику придется оплатить еще и расходы компании на услуги юриста. ст. 13 п. 12 закона об «Энергосбережении»: «В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания».
Стоимость общедомового прибора разделяется между всеми жильцами.
- Каждый теперь будет более бережно расходовать тепло. Жильцы будут более ответственно относиться к открытым дверям подъезда или поврежденному окну.
- К недостаткам относится высокая стоимость прибора. При этом устройство может выйти из строя, а его ремонт опять придется оплачивать жильцам.
Но главный минус заключается в невозможности сэкономить на обогреве квартиры за счет меньшего потребления тепловой энергии. Необходимость установки счетчика определяется на общедомовом сборе жильцов. После письменного заявления в соответствующую организацию, происходит монтаж прибора.
Чтобы рассчитать потребляемое тепло, берут данные счетчика и делят на площадь помещения. Конечно, от установки таких счетчиков есть определенная выгода. В противном случае оплата проходила бы по завышенным коэффициентам.
При установке общедомого счетчика на отопление в доме перекрывается вода Порядок монтажа тепломеров:
- Составление проекта;
- Получения разрешений;
- Установка прибора;
- Регистрация счетчика;
- Необходимо проверить работоспособность агрегата и составить необходимую документацию.
Необходимость установки счетчика определяется на сборе жильцов. Там же необходимо собрать финансы на монтаж оборудования. Затем обращаются в квалифицированную компанию. Последующая поверка и при необходимости ремонт осуществляется той же организацией.
Монтаж тепломеров определяется на собрании жильцов. Общедомовые счетчики рассчитывают количество тепла, которое подается на дом и распределяется между жителями, исходя из площади квартиры. Выполняют установку специальные организации, выбрать которые поможет служба ЖКХ.
Общие требования к местам установки приборов учета:
1. Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка:
— потребителей,
— производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках,
— сетевых организаций,
имеющих общую границу балансовой принадлежности.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
(Основание п. 144 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
2. Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.
(Основание п. 147 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
3. Приборы учета должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.
Допускается крепление приборов учета на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.
Высота от пола до коробки зажимов приборов учета должна быть в пределах 0,8-1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.
(Основание ПУЭ п.1.5.29).
4. Для безопасной установки и замены приборов учета в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения прибора учета установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к прибору учета. Трансформаторы тока, используемые для присоединения приборов учета на напряжении до 380 В, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.
(Основание ПУЭ п.1.5.36).
5. Для безопасной замены прибора учета, непосредственно включаемого в сеть, перед каждым прибором учета должен предусматриваться коммутационный аппарат для снятия напряжения со всех фаз, присоединенных к нему.
Отключающие аппараты для снятия напряжения с расчетных приборов учета, расположенных в квартирах, должны размещаться за пределами квартиры
(Основание ПУЭ п.7.1.64).
6. После прибора учета, включенного непосредственно в сеть, должен быть установлен аппарат защиты. Если после прибора учета отходит несколько линий, снабженных аппаратами защиты, установка общего аппарата защиты не требуется.
(Основание ПУЭ п.7.1.65).
7. Рекомендуется оснащение жилых зданий системами дистанционного съема показаний приборов учета.
(Основание ПУЭ п.7.1.66).
8. Расчетные приборы учета в общественных зданиях, в которых размещено несколько потребителей электроэнергии, должны предусматриваться для каждого потребителя, обособленного в административно-хозяйственном отношении (ателье, магазины, мастерские, склады, жилищно-эксплуатационные конторы и т.п.). (Основание ПУЭ п.7.1.60).
9. В общественных зданиях расчетные приборы учета электроэнергии должны устанавливаться на ВРУ (ГРЩ) в точках балансового разграничения с энергоснабжающей организацией. При наличии встроенных или пристроенных трансформаторных подстанций, мощность которых полностью используется потребителями данного здания, расчетные приборы учета должны устанавливаться на выводах низшего напряжения силовых трансформаторов на совмещенных щитах низкого напряжения, являющихся одновременно ВРУ здания.
ВРУ и приборы учета разных абонентов, размещенных в одном здании, допускается устанавливать в одном общем помещении. По согласованию с энергоснабжающей организацией расчетные приборы учета могут устанавливаться у одного из потребителей, от ВРУ которого питаются прочие потребители, размещенные в данном здании. При этом на вводах питающих линий в помещениях этих прочих потребителей следует устанавливать контрольные приборы учета для расчета с основным абонентом.
(Основание ПУЭ п.7.1.61).
10. Расчетные приборы учета для общедомовой нагрузки жилых зданий (освещение лестничных клеток, контор домоуправлений, дворовое освещение и т.п.) рекомендуется устанавливать в шкафах ВРУ или на панелях ГРЩ.
(Основание ПУЭ п.7.1.62).
11. В жилых зданиях следует устанавливать один одно- или трехфазный расчетный прибор учета (при трехфазном вводе) на каждую квартиру
(Основание ПУЭ п.7.1.59).
12. Расчетные квартирные приборы учета рекомендуется размещать совместно с аппаратами защиты (автоматическими выключателями, предохранителями).
При установке квартирных щитков в прихожих квартир приборы учета, как правило, должны устанавливаться на этих щитках, допускается установка счетчиков на этажных щитках.
(Основание ПУЭ п.7.1.63).
Требования к местам установки приборов учёта производителей электрической энергии на розничном рынке:
1. Субъект розничных рынков, владеющий на праве собственности или на ином законном основании объектом по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающими устройствами, соединенными принадлежащими этому субъекту на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача всего или части объема электрической энергии, потребляемой указанными энергопринимающими устройствами такого субъекта, в целях участия на розничных рынках в отношениях по продаже электрической энергии (мощности), произведенной на принадлежащих ему объектах по производству электрической энергии (мощности), обязан обеспечить раздельный почасовой учет производства и собственного потребления электрической энергии в соответствии с требованиями настоящего документа.
(Основание п. 63 ПП РФ №442).
2. Приборы учета объемов производства электрической энергии производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках должны устанавливаться в местах присоединения объектов по производству электрической энергии (мощности) к энергопринимающим устройствам и (или) иным объектам электроэнергетики производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также на границе балансовой принадлежности производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке и смежных субъектов (потребителей, сетевых организаций).
(Основание п. 141 ПП РФ №442).
Что влияет на стоимость?
За чей счет установка ОДПУ осуществляется в большей степени, зависит от площади имущества в доме, а не от количества проживающих граждан, так постановило правительство и закрепило свое решение в Жилищном Кодексе.
Стоимость же всей процедуры зависит от технических характеристик дома, наличия вспомогательных приборов в выбранной комплектации установки, а также вида учитываемого ресурса. В основном сумма состоит из:
- стоимости прибора;
- оплаты его монтажа;
- оплаты настройки и запуска;
- стоимости предварительной консультации и составления проекта;
- оплаты технического обслуживания в последующие 5 лет после установки.
Для каждого дома эта цена определяется индивидуально.
Особенности общедомовых приборов учета
Говоря о том, что такое ОДПУ, следует понимать, что под этим понятием подразумевается общедомовой счетчик, предназначенный для контроля разницы между фактическим потреблением ресурсов и показаниями, по которым граждане ежемесячно оплачивают услуги: электро-, тепло-, водоснабжение. Благодаря нему управляющие компании вычисляют, есть ли факты недоплаты.
Согласно Закону «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», до 1 июля 2012 года установка ОДПУ не являлась обязательной для многоквартирных домов, и правила носили рекомендательный характер, но сейчас оборудование должно присутствовать.
После присоединения Р.Крым к РФ было введено обязательство по монтажу ОДПУ, но крымчане должны выполнить это до 2019 года.Если пренебречь требованием, за коммунальные услуги придется платить большие суммы с учетом повышающего коэффициента.