Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такой брак распространен в Европе. Отношения закрепляются на определенный временной срок — год, два, три. По истечении этого срока брак автоматически прекращается. Изредка семейная пара снова обдумывает все за и против общей жизни и решает расстаться или же договориться еще раз о совместном проживании на какой-либо определенный период времени. Приверженцы этой формы брака считают, что со временем люди вырастают из прежних отношений, как «взрослые дети из старой обуви».
Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе
Традиционные брачно-семейные отношения |
Альтернативные формы брачно-семейных отношений |
1. законные (юридически оформленные, фиксированные) |
1.2. незарегистрированное сожительство |
2. обязательно с желанием и наличием детей |
2.0. сознательно бездетный брак |
3. стабильные |
3.0. разводы, повторные брачно-семейные отношения |
4. мужская идеология (установка на главенство мужчины) |
4.0. открытый брак |
5. сексуальная верность партнеров |
5.1. внебрачный секс 5.2. свингерство 5.3. интимная дружба |
6. гетеросексуальность |
6.0. гомосексуальность |
7. диадичность |
7.0. групповой брак, жилые сообщества и коллективные семьи |
Сезонный брак или временной брак (ограниченная временем семья)
Такой брак распространен в Европе. Отношения закрепляются на определенный временной срок — год, два, три. По истечении этого срока брак автоматически прекращается. Изредка семейная пара снова обдумывает все за и против общей жизни и решает расстаться или же договориться еще раз о совместном проживании на какой-либо определенный период времени. Приверженцы этой формы брака считают, что со временем люди вырастают из прежних отношений, как «взрослые дети из старой обуви».
В современном арабском мире (Иран, Алжир, Ливан) также распространен подобный брак. Это брак для удовольствия. Фактически он является замаскированной формой проституции. Он заключается на установленный срок (от одного часа до девяноста девяти лет) и представляет собой обоюдное соглашение, в котором оговариваются финансовые условия. Как всегда, обоснование находится в Коране (Сура о женщинах IV, 24). Шиитские толкователи Корана приписывают истоки этой традиции пророку Магомету, который установил ее для воинов, путешественников и скотоводов — кочевников. Хотя еще в середине VII века один из адептов ислама правоверный суннит халиф Омар I порицал этот обычай и квалифицировал ее как форму проституции.
В современном Иране заключение такого договора имеет строгую юридическую регламентацию и происходит без свидетелей. Иранский мужчина, даже при наличии четырех жен, имеет право вступать во временный брак неограниченное количество раз. В соответствии с правилами, его временная жена непременно должна быть незамужней, разведенной или вдовой. «Временный» муж с соответствии с договором не имеет никаких обязательств в отношении своей «временной» жены, кроме финансовых. В случае рождения ребенка (на практике использование контрацептивных средств молча допускается) «временный» муж обязан признать его своим законным наследником. Но в реальной жизни, как показывает практика, этого никогда не происходит.
Гомосексуальные браки
Браки между лицами одного пола. Ярые противники однополых браков утверждают, что в соответствии с религиозными нормами и нормами морали, в брак могут вступать только мужчина и женщина. Исходя из этого, требования геев и лесбиянок признать за ними такое же право вступать в брак являются абсурдными. Несмотря на то, что однополые браки в России официально не признаются, они триумфально шагают по планете. Перечень стран, в которых однополые браки узаконены на общенациональном уровне, с каждым годом расширяется. Однополые браки уже разрешены в Аргентине, Бельгии, Исландии, Испании, Канаде, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Швеции, ЮАР. В современном Иране, Афганистане, Саудовской Аравии, Йемене, Сомали, Судане, Нигерии и Мавритании однополые браки являются преступлением и караются смертной казнью.
Нуклеарная и расширенная семья
На основе структуры родственных связей выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.
Характеристикой нуклеарной семьи является неолокальное проживание, т.е. отдельное проживание мужа и жены от их родителей. Нуклеарная семья как вид семейной жизни изучается многими исследователями. Одни приходят к выводу, что такая семья ведет не только к территориальной, но и к социальной дистанции. Другие полагают, что нуклеарной семье свойственно поддержание широких связей с родственниками посредством частных визитов, помощи в быту и т.д.
Расширенная семья представляет собой семью традиционного типа, которая состоит из проживающих совместно либо рядом друг с другом нескольких (чаще всего трех) поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек и т.д.). Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.
Наряду с расширенной семьей в некоторых сообществах существуют крупные родственные группы, объединенные по линии предков мужа либо жены. Такие семьи принято называть кланом.
Альтернативные формы семейно-брачных отношений
В XX столетии получили развитие альтернативные формы семейно-брачных отношений. Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.
К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.
Гражданский брак (сожительство) — совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д.
Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.
Однополые семьи как объект пристального изучения появились сравнительно не так давно. До сих пор в мире идут дискуссии о том, можно ли сожительство людей одного пола считать семьей, нужно ли легализовывать однополые браки, можно ли им доверять воспитания детей и т.д. Сегодня однополые браки легализованы в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, Норвегии, Швеции, Португалии, в отдельных штатах США и других странах.
Тенденция к одиночеству обусловлена сегодня тем, что множество людей большое количество времени тратит на получение образования и карьеру. Также одинокими остаются значительное число пожилых людей, чьи партнеры умерли.
Коммуны сознательно отвергают традиционную нуклеарную семью, утверждая, что практика семейно-брачных отношений увековечивает индивидуализм и неравноправие полов, придает семьям одностороннюю функцию накопления собственности и передачи ее в дальнейшем по наследству детям. Коммуны появились как ответ западной молодежи на господство ценностей общества потребления, с которыми молодое поколение отождествляло традиционную семью.
Реальная практика последних лет свидетельствует о том, что разнообразие форм семейно-брачных отношений определяется следующими факторами:
- уровнем экономического и социального развития общества;
- преобладающим типом поселения;
- историческими традициями, обычаями и нравами,этническими и религиозными элементами культуры.
Поэтому все перечисленные формы брачно-семейных отношений находятся в сложном взаимодействии и непрерывной динамике изменений.
В настоящий момент наблюдаются следующие явления в семейно – брачных отношениях в западном обществе:
- Увеличения численности добрачных связей и совместно живущих пар, не вступающих в брак, как следствие — увеличение числа детей, родившихся вне брака, с одной стороны. С другой стороны, в западном обществе наблюдается новая тенденция «чайлд фри» — сознательное нежелание иметь детей в семье.
- Увеличение числа неполных семей, где ребенка воспитывает один родитель (часто это происходит даже не по причине развода супругов или распада пары, а вследствие «рождения ребенка для себя» в более зрелом возрасте).
- Распространение альтернативных типов брака и либерализация семейных нравов и половой морали.
- Ослабление роли религии и традиционных ценностей в семье. По мере секуляризации западных обществ и уменьшение числа верующих, роль религии и традиционных ценностей уменьшает свое влияние на семью .
- Возникновение новой формы семьи – смешанной (сводной). Это семьи, которые представлены детьми от разных браков.
- Изменение связей между поколениями, зачастую сопровождаемые их разрывом (дети перестают поддерживать тесную связь с родителями).
Гомосексуальные браки
Браки между лицами одного пола. Ярые противники однополых браков утверждают, что в соответствии с религиозными нормами и нормами морали, в брак могут вступать только мужчина и женщина. Исходя из этого, требования геев и лесбиянок признать за ними такое же право вступать в брак являются абсурдными. Несмотря на то, что однополые браки в России официально не признаются, они триумфально шагают по планете. Перечень стран, в которых однополые браки узаконены на общенациональном уровне, с каждым годом расширяется. Однополые браки уже разрешены в Аргентине, Бельгии, Исландии, Испании, Канаде, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Швеции, ЮАР. В современном Иране, Афганистане, Саудовской Аравии, Йемене, Сомали, Судане, Нигерии и Мавритании однополые браки являются преступлением и караются смертной казнью.
По фамилии английского анархиста Godwin William — брак, когда супруги владеют общим имуществом, но проживают отдельно. Данный вид брачных отношений получил свое название по имени одного из основателей такой формы брачных отношений — Уильяма Годвина. В своем произведении «Рассуждение о политической справедливости», которое считается библией анархизма, он высказал идею, что такие социальные явления как государство, собственность и брак противоречат природе и разуму человека и общества в целом. Он утверждал, что брак препятствует развитию способностей человека, мешает его счастью и разрушает сознание. И далее делался вывод, что совместное проживание супругов есть безусловное зло, которое мешает всестороннему личностному развитию каждого из них в силу различий их интересов, потребностей, задатков и склонностей.
Гендерные аспекты брачно-семейных отношений: установки, стереотипы, роли
Существуют аргументы, свидетельствующие о том, что люди определяют и биологическую дефиницию пола, и само тело человека не только исходя из собственного бытового опыта, но и с помощью системы социальных взглядов, знаний, то есть культурных установок.
В настоящее время в биологии половые различия рассматриваются не в виде двух жестко разделенных миров, а скорее, в качестве определенного континуума, в котором находятся женские и мужские половые признаки1.
Социологическая теория строится вокруг конкретной интерпретации социально организованных связей между полами. Анализ категорий женственности и мужественности, а также их соотношение представлено в работах К. Маркса и Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля и Т. Парсонса, Э. Гидденса2 и др. Концепция общества и социальной структуры обусловливает интерпретацию гендерных связей в условиях данной теории. Важно отметить, что только с середины 1970-х гг. классической и постклассической социологии ученые стали использовать понятия как гендера, так и гендерных отношений. Анализ рассматриваемой сферы социальной реальности проводился посредством отношений между полами. Однако, изучая отношения между полами, специалисты зачастую выходили за рамки профессиональной сферы, а рассуждение о проблемах пола или взаимодействия полов сводилось к постулату об основной биологической дихотомии между мужчиной и женщиной. Подобная позиция называлась биологическим детерминизмом либо эссенциализмом. Проанализируем данную точку зрения на примере теорий марксизма, драматургического интеракционизма и структурного функционализма.
Марксистский подход к пониманию происхождения семьи сегодня сохраняет свое влияние, множество идей марксизма совершенствуется в условиях современных научных школ (к примеру, социалистический феминизм). Марксистский взгляд на семью и взаимоотношения полов сыграл заметную роль в формировании современного российского общества, непосредственным образом повлияв на идеологию и политику России ХХ века, что делает особенно актуальным изучение марксизма не в политическом, а в теоретическом ключе, во взаимосвязи с иными теориями и концепциями.
Рассмотрим последовательность главных аргументов Ф. Энгельса в его труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства»: 1) в древнейшие времена существовало разделение труда по половому признаку, однако имеющие домашние обязанности женщины занимали доминирующую позицию над мужчинами; 2) частная собственность на средства производства сформировалась впервые у представителей мужского пола; 3) мужчины желали передать личную собственность в наследство родным сыновьям, что свидетельствовало о необходимости введения моногамии и патрилинейности для того, чтобы быть уверенным в происхождении сыновей; 4) имущество и право наследования – основа буржуазной семьи; 5) капитализм способствует разрушению семьи рабочих: женщины из пролетариата несут на себе двойную нагрузку вследствие тяжелого труда на предприятии и груза домашних обязанностей; 6) женщины освобождаются лишь посредством нивелирования семьи таким образом, чтобы брак основывался на «свободной половой любви»1.
Свою работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс рассматривал, прежде всего, как «в известной мере выполнение завещания Маркса» на базе конспекта работы Л. Моргана «Древнее общество»1, выполненного К. Марксом.
Для труда (концепции) Л. Моргана, в свою очередь, характерны следующие особенности: использование эволюционной материалистической теории первобытных обществ, анализ первобытных общин, организованных на основе кровнородственных отношений, рассмотрение социальной организации, развивающейся по степени изменения способов добычи пищи.
С позиции Л. Моргана, имеются три фазы развития общества, основанные на его различных этапах – дикость, варварство, цивилизация. Им соответствуют три этапа существования брака: групповой брак (состав группы уменьшается), парный брак в условиях общего для племени хозяйствования, моногамный брак.
Примитивные общества определялись как матрилинейные, матрилокальные и, согласно Л. Моргану, матриархатные. С переходом от парного брака к моногамии формируются патрилинейные, патрилокальные и патриархатные общества, что обуславливается совершенствованием способов добычи средств к существованию.
Переход к патриархату осуществляется с развитием варварского скотоводческого общества, так как в подобного рода социуме имущество накапливается зачастую в виде поголовья скота и рабов, являющихся военной добычей. Данное имущество присваивается лицам мужского пола в виде частной собственности, мужчины в дальнейшем стремятся передавать собственное имущество по наследству. По этой причине они восстают против матриархата, утверждают патриархат и устанавливают моногамию для лиц женского пола для того, чтобы обладать уверенностью в собственных наследниках.
Вступая в брак, пара может поддаться максимализму и хаотично распределить домашние обязанности, не вдаваясь в детали. А потом при каждом конфликте мериться количеством выполненных дел, что выведет отношения на новый уровень недопониманий. Поэтому подходить к вопросу равенства в семье надо вдумчиво.
Начинать стоит с определения права на отдых, удовольствие, общение с друзьями, возможность строить карьеру. И тогда уже автоматически встанет вопрос, как разделить обязанности. Ведь если один партнер будет тащить на себе работу, дом и детей, то полученный после всего отдых облегчения ему не принесет.
Многозадачность, которая стала еще одним современным трендом, вредно влияет на наш мозг. В частности, она снижает наши когнитивные способности и вызывает хроническую усталость, которая ведет к депрессии.
Современные формы брака и семьи
Исторические формы брака и семьи.
Брак – это исторически обусловленная, санкционированная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брачные отношения – это отношения двух людей: сексуальные, нравственно-психологические, социальные.
В начале существования общества брачных отношений как таковых не было. Были отношения промискутента – беспорядочные половые связи.
С возникновением рода появился групповой брак. Его форма – экзогамия – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода. Вступать в половые отношения можно только с членами другого рода.
К групповому браку относится и полигамия (многобрачие). Группа мужчин проживавших на определенной территории могла вступать в сексуальные отношения с женщинами с другой территории.
Сожительство – на короткое время мужчина и женщина оставались единственными партнерами друг для друга.
Развитие первобытного общества привело к тому, что групповые браки вытеснялись парными браками – в половые отношения вступают определенный мужчина и определенная женщина.
Первичной формой парных браков был дислокальный брак – мужчина и женщина оставались жить в рамках своей группы, но были постоянными половыми партнерами.
Матрилокальный брак – мужчина переходит в социальную группу женщины.
Патрилокальный брак – женщина переходит в социальную группу мужчины.
Только с появлением классов возникает моногамия. При царе Древнего Вавилона Хаммурапи был создан писчий свод о браке и семье: девушка принадлежала своему отцу, пока не была выкуплена своим женихом.
Брак рассматривался как экономическая сделка.
Продолжала существовать и полигамия:
— полиандрия – 1 женщина и несколько мужчин;
— полигиния – 1 мужчина и несколько женщин.
Возникновение моногамного брака в период рабовладельческого строя сопровождалось экономическим и психологическим порабощением женщины.
Мужчина занимал доминирующее положение над женщиной.
В период цивилизации в Европе, Америке развиваются брачные отношения – как равные между мужчиной и женщиной.
Современное супружество – это добровольное избрание брачного партнера.
Формы семьи:
1. кровно-родственная – ограничения на сексуальный контакт между родителями и детьми.
2. групповая семья = групповой брак
3. парная семья = парный брак
4. малая патриархальная семья – характеризуется экономическим господством мужчины и юридическим беспрекословным подчинением супруги и детей; жесткость семейных ролей.
Моногамный брак – возник при появлении частной собственности, появился экономический мотив.
Современное супружество – это добровольное избрание брачного партнера.
Современные альтернативные формы брака:
1. неформальные (гражданские)
2. открытые (допускается супружеская неверность по обоюдному согласию)
3. групповой брак (партнеров больше двух)
4. свингеры (обмен сексуальными партнерами)
5. бездетные браки (либо вынуждены быть без детей; либо специально не хотят иметь детей);
6. гомосексуальные браки (брак между партнерами одного пола; в Германии, Голландии они разрешены. Супруги имеют право брать детей на воспитание)
7. транссексуальные браки (когда один из супругов например имеет мужской пол, а чувствует при этом себя женщиной)
8. церковные браки
9. дислокальные браки (супруги живут в разных городах)
Брачные отношения основа семьи.
Формы семьи:
1. малая патриархальная семья – включает в себя три поколения родственников
2. неопатриархальная семья – деловой лидер мужчина, а внутрисемейный лидер жена.
3. неоматриархальная – деловой лидер жена, а внутрисемейный — муж
4. детоцентрическая семья – дети приобретают регулируемое положение, т.е. определенное количество детей, которое семья считает возможным и нужным.
Партнерские отношения – это вид отношений, подразумевающий полное равноправие между супругами. Наиболее традиционными вариантами семьи являются патриархат и матриархат. Если в первом случае главенствующую роль играет мужчина, то во втором – женщина. Партнерские же отношения рассчитаны на совместное принятие решений и организацию совместного быта.
Многие люди, придерживающиеся традиционных моделей семейных отношений, утверждают, что партнерское взаимодействие основывается исключительно на банальном расчете. Подобное мнение однобоко и не жизнеспособно, поскольку статистика гласит, что брак партнерского варианта зачастую самый крепкий и счастливый.
Схема партнерского взаимодействия между супругами выглядит следующим образом:
- Согласование формата отношений. Перед вступлением в брак рекомендуется организовать некую форму «круглого стола» и обговорить друг с другом формат будущих отношений. Разговор должен проходить в спокойной обстановке и без вмешательства родственников и посторонних лиц. Если оба будущих супруга планируют быть равными партнерами в браке, то их решение должно быть обоюдным и искренним.
- Распределение обязанностей. Во избежание взаимных претензий и будущих недовольств, лучше заранее обсудить кто и за что именно в семье будет отвечать. Если будущие супруги договорятся об обязанностях друг друга, то смогут обезопасить себя от множества конфликтных ситуаций.
- Обсуждение прав супругов. Сколько раз вы слышали жалобы подруги о том, что ее муж сбежал на очередную рыбалку или снова провел вечер субботы с друзьями в пабе? Зачастую именно претензии супругов друг к другу относительно их прав и свобод становятся причиной крупных скандалов. Лучше уж в начале супружеской жизни сразу обсудить этот момент, чтобы в дальнейшем не испытывать грызущее чувство обиды.
- Поиск способа урегулирования конфликтных ситуаций. Как бы супруги не пытались обезопасить свои отношения от ссор и обид, полностью исключить их вероятность все равно не получится. Именно поэтому стоит заранее договориться о том, что все спорные вопросы будут обсуждаться не в порыве гнева, а на семейном совете.
Важно
Партнерские отношения являются идеальным видом взаимодействия для состоявшихся и самодостаточных личностей, не терпящих контроля над собой.
Библиографические ссылки
Гукова Е. Г. Устойчивость брака и критерии его качества // Семья в России. – 1994. – № 2. – С. 167–179.
Гурко Г. А. Трансформация института со- временной семьи // Социологические исследования. – 1995. – № 10. – С. 95–99.
Жвинклене А. Б. Согласованность стереотипных представлений у молодых супругов // Семья в представлениях современного человека. – М., 1990. – С. 66–77.
ЗидерР. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе: (конец XVIII–XX вв.). – М.: Владос, 1997. – C. 127–202.
Лагонда Г. В. Экспектационный подход к психологическому анализу брачных отношений // Психологический журнал. – 2007. – № 4 (16). – С. 44–50.
Павлов А. С. Брачное Право Православной Церкви // Богословский вестник. – 1901. – № 5.
Выводы по первой главе
Студенческий возраст с точки зрения физиологической зрелости и психологической подготовленности считается наиболее благоприятным для создания семьи и рождению детей.
Студенческие браки в большинстве, весьма сплочённые, и она основывается на основе общих интересов, групповой идентичности и определённом образе жизни. Напротив, из-за того что молодые люди слабо подготовлены к семейной жизни, это часто приводит к конфликтам, которые в свою очередь, могут разрушить семьи.
Изучив гендерный аспект потребностей супругов современной семьи в браке и семье в целом, можно сказать о том, что мужчины меньше всего проводят анализ своих потребностей, связанных с браком, или часто вовсе не осознают их.
Чаще всего, мужья нуждаются в женской поддержке и заботе, которая в свою очередь проявляется в инициативе ведения домашнего хозяйства, моральной поддержке, а мужчины, которые имеют заниженную самооценку, это способствует к её повышению и позволяет больше поверить в себя.
У женщин преобладает потребность в эмоциональной и финансовой поддержке, в доверии, и в том, чтобы муж был больше посвящён семье и детям.
«Факторы удовлетворённости браком:
1. социально – демографические и экономические характеристики семьи: величина дохода, возраст супругов, число детей в семье и т. д.;
2. характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов: профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближайшим социальным окружением и т.д.;
3. установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности: распределение домашних обязанностей, и совпадение установок в данной сфере, организация досуга;
4. характеристики межсупружеских отношений: эмоционально – нравственные ценности (чувство любви и уважения к партнёру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т.д.)» [30, с. 18].