Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение технических условий (ТУ) на примыкание к дороге». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При прокладке автомобильного пути к участку необходимо руководствоваться положениями Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Документ регламентирует правила и порядок проектирования, технологии, нормы. Перед дорожными работами необходимо получить разрешение на строительство дороги у контролирующих органов. Разрешительные документы выдают несколько органов государственной власти в зависимости от назначения автодороги.
У кого получить разрешение на строительство дороги
- Если автодорога будет присоединяться к федеральной трассе, необходимо обращаться в федеральные структуры власти.
- Если необходимо проложить дорожное полотно муниципального значения, документы нужно получить у исполнительных органов власти региона.
- Чтобы проложить подъездной путь к участку на даче, нужно получить соглашение о строительстве дороги через районные органы власти, муниципалитет поселения.
Как получить разрешение на ремонт дороги?
Согласование ремонта дороги проходит с теми же органами, что и строительство подъездного пути. Поэтому на первом этапе выясняется владелец проезжей части. Если это муниципальная дорога, заявление на получение разрешения на ремонт направляют в местную администрацию. Такое обращение составляется по специальной форме. Помимо ходатайства потребуется:
- схема расположения подъездной дороги;
- проектно-сметная документация;
- удостоверение личности заявителя;
- либо бумаги на организацию или ИП.
Схема расположения составляется максимум за 2 года до момента подачи заявки. Готовится она на основании топографической съемки. На схеме должны быть отмечены различные элементы благоустройства (дорожные знаки, светофоры и прочее), название дороги, ее направление и границы участка, к которому примыкает проезжая часть. Проектно-сметные документы содержат порядок работ по ремонту прилегающей дороги.
Подписанное и заверенное печатью (если того требует ситуация) заявление, уполномоченные органы регистрируют в течение дня. Владелец дороги должен представить данные о дате регистрации и номере, который присвоили заявке. После рассмотрения полученных документов и обращения, выносится ответ. На это дается не более 30 календарных дней.
- В случае положительного ответа уполномоченные органы выдают разрешение, и можно приступать к капитальному ремонту дороги.
- Если отказали, заявитель получает уведомление с основаниями для отказа, которое можно обжаловать в судебном порядке.
Разрешение на строительство дороги в Москве и Московской области
Автомобильная дорога—это часть транспортной инфраструктуры. Для её строительства нужно сначала произвести процесс отведения территории, затем оформить на эту территорию право обладание. Важным этапом, который может продлиться больше самого строительства, будет оформление обязательного разрешения на строительство автомобильной дороги. После этого дорогу водят в эксплуатацию, а затем регистрируют права на её владение.
При подаче заявления нужно руководствоваться №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», который предусматривает возможность выбор органа, выдающего разрешительный документ. Его статус зависит не только от места нахождения самой автотрассы, но и от её непосредственного назначения.
В случае возведения дороги без согласия уложенное полотно может быть демонтировано, а на нарушителя налагается административный штраф.
Как присоединить внутрихозяйственную дорогу на землях сельхозназначения к дороге местного значения?
Земли сельхозназначения находятся за пределами населенных пунктов. В их составе имеются внутрихозяйственные дороги, используемые для обеспечения нормальной деятельности сельхозпредприятий. По ним осуществляется доставка с/х продукции к местам хранения и переработки, а также иное движение, необходимое для поддержания работы КФХ или иного хозяйства.
Чтобы владельцы и пользователи земли могли без труда добраться до собственного надела, используются дороги местного значения. Но чаще всего, от них до внутрихозяйственных дорог ведет разбитая грунтовка. В некоторых случаях она представляет собой накатанную тракторами колею (ее используют для перегона техники для возделывания полей).
Учитывая, что сельскохозяйственные земли находятся за пределами населенных пунктов, за присоединением внутрихозяйственных дорог к дорогам местного значения надо обращаться в районную администрацию. Помимо заявления потребуются:
- правоустанавливающие документы на участок;
- план территории и размещения соединяющей дороги;
- схему организации движения (как будет осуществляться съезд);
- картографические материалы и прочие бумаги.
Перечень документов может меняться в зависимости от ситуации. Заявление содержит информацию о координатах земли, виде прав у заявителя, текущем состоянии дороги и просьбу о присоединении.
На рассмотрение обращения потребуется около 30 дней. Ответ зависит от многих факторов, но чаще всего учитывают финансовые затраты. Если для соединения двух дорог достаточно организовать съезд и поставить знаки, администрация согласится провести работы. Если же придется прокладывать подъездной путь от дороги местного значения, вероятность отказа возрастет.
Чтобы присоединение состоялось, нужно грамотно составить обращение и собрать полный перечень документов. Даже если в оказании услуги откажут, такое решение можно будет обжаловать в суде. В этом вам помогут земельные юристы Геобюро. Специалисты подготовят нужные бумаги, составят заявление и добьются присоединение внутрихозяйственной дороги.
Как получить разрешение на строительство на линейный объект
Существует 2 утвержденные схемы оформления земельных участков:
- под линейные объекты федерального, регионального и / или местного значения;
- под объекты линейного типа.
С начала весны 2015 г. для объектов капстроительства федерального и регионального значения требуется составление договора аренды ЗУ, пребывающего в муниципальной собственности. Права на его заключение приобретаются без проведения аукциона.
Если планируется строительство линий электропередач (ЛЭП), связи, газо-, тепло- и водопроводов, дорог и т.д., то необходимо сделать следующее:
- подготовить проект планировки территории (ППТ) и проект межевания территории (ПМТ), на что дается 5 месяцев;
- образовать ЗУ из муниципальных земель в соответствии с проектом межевания территории, согласованным и утвержденным на предыдущем этапе (на это уходит 2-3 недели);
- внести новые сведения о наделе в ГКН, причем его фактическая площадь, определенная при межевании, не должна быть больше площади, указанной в документах (ППТ и ПМТ) и госкадастре либо акте, выпущенным органом местного самоуправления на величину, превышающую предельный минимальный размер земельного участка (данная процедура обычно занимает не менее 10 суток);
- оформить арендный договор (30 суток).
В каких случаях не требуется разрешение на строительство линейного объекта?
Исключения составляют следующие случаи:
- линейный объект не является объектом капстроительства, т.е. не имеет характеристик сооружения;
- линейный объект является лишь вспомогательным объектом капстроительства, т.е. способен функционально обеспечить только один объект капстроительства и, к тому же, не выходит за пределы элемента планировочной структуры.
Законом предусмотрено строительство линейных объектов без разрешения на строительство, если это:
- электроустановки с низким напряжением (до 20 кВт включительно), а также связанные с ними трансформаторные подстанции;
- линии электропередач с напряжением до 35 кВ включительно, когда расстояние от имеющихся электросетей до границ ЗУ, где размещены присоединяемые энергопринимающие устройства, не превышает 300 м в городах и пгт;
- нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, имеющие внутренний диаметр менее 300 мм от мест подсоединения к кольцевым водоводам до объектов капстроительства;
- водопроводы и водоотводы с рабочим давлением от 0,3 МПа до 1,2 МПа и диаметром до 500 мм;
- сети газопотребления и газораспределения, каждая из которых предназначена для транспортировки природного газа;
- линейно-кабельные сооружения связи и линии связи, распределительные пункты; сети инженерно-технического обеспечения, размещенные внутри одного квартала/микрорайона;
- все виды теплосетей, в т.ч. сети горячего водоснабжения;
- линейные сооружения канализации, включая ливневые;
- подъездные дороги и проезды, в том числе проходящие вдоль трассы.
Даже в рассмотренных ситуациях важно понимать, в каких случаях необходимо разрешение на строительство. Так, чтобы обойтись без одобрения, готовый объект не должен иметь самостоятельного статуса (по всей документации он проводится как вспомогательный объект). И здесь в законах РФ имеется недоработка. В них нет пояснения термина «вспомогательной постройки», из-за чего при строительстве сооружений часто возникают спорные ситуации.
Если говорить в целом, к вспомогательным относятся те постройки, которые несут минимальную функциональную нагрузку. То есть сооружение не сможет работать без базового объекта, имеет неважные конструктивные детали и не выходит за пределы ЗУ главного сооружения. Вместе с этим вспомогательное здание должно быть обособленным, но иметь четкую связь с основным объектом. Кроме того, вспомогательная постройка, как правило, имеет отдельный вход.
Когда речь идет о пристройке к жилым объектам, также появляются спорные нюансы. Так, при возведении сарая, гаража или сеней в оформлении разрешения нет потребности. Если же владелец строит хозяйственный объект, однозначного ответа о возможности постройки без одобрения уполномоченных органов нет.
В градостроительном регламенте указано, что разрешение на строительство не требуется, если изменения:
- Не сказываются на уровне безопасности сооружения и не затрагивают прав 3-их лиц.
- Не превышают установленные параметры (те, что уже разрешены).
В каких случаях не требуют разрешение на строительство дома
Чаще всего споры с судебным разбирательством в сфере ИЖС ведутся по категории объектов, построенных на территории дачного или садоводческого участка, который имеет некоммерческое назначение. Обычно это объекты совместной инфраструктуры, которые обслуживают жилую постройку.
Если вы решили построить какое-либо сооружение даже на территории своего участка во многих случаях вам нужно получать разрешительные документы. Для этого придётся потратить много времени и сил на посещение целого ряда инстанций и сбор всех необходимых бумаг для подачи в органы местного самоуправления. Но в некоторых случаях процедура возведения постройки намного упрощается, поскольку не требуется разрешение на строительство. Если вы построили дом без разрешительных документов, то это грозит вам административной ответственностью и штрафом. Именно поэтому так важно знать, когда разрешение не нужно получать, и в каких случаях без него не обойтись. В нашей статье мы перечислим постройки и строительные объекты, для возведения которых вам не понадобятся никакие разрешительные бумаги.
Ситуации, когда не требуется разрешение на строительство
Если канализация и водопровод относятся к вспомогательным сооружениям, то разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию указанных объектов не требуется. По общему правилу, в соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ, трубопровод и канализация относятся к линейным объектам недвижимости, право собственности на которые, в силу положений статей 8, 131, 219, 223 ГК РФ, статьи 25 ФЗ от 21.07.97 № 122-ФЗ возникает с момента ее госрегистрации в органах Росреестра и для строительства которых необходимо получить разрешение в порядке ст. 51 ГрК РФ. Однако инженерные сети (в т.ч., водопровод), проектируемые и возведенные в границах элемента планировочной структуры, в котором расположен принадлежащий застройщику земельный участок, не является самостоятельными объектом недвижимости, права на который подлежат регистрации и для строительства которых требуется отдельное разрешение. Данные выводы отчасти приведены в Постановлении ФАС СКО от 06.06.2022 № А53-23882/2013, решении АС Ростовской области от 14.08.2022 г. № А53-23882/2013. Дело в том, сети инженерно-технического обеспечения в этом случае, хотя и имеют по своим техническим свойствам признаки линейного объекта, не являются отдельным объектом капитального строительства, а являются частью основного объекта. Кроме того, данные объекты могут быть признаны вспомогательными в силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию указанных объектов не требуется – см. Постановление ФАС СЗО от 27.06.2012 № А56-43575/2011. Следует отметить, что в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.09.2013 г. № 88-КГПР13-10 (опубликовано в Бюллетене ВС РФ №6 2022 г.) разъяснено, что критерием отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения, сооружения, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную, обслуживающую функцию. Аналогичные разъяснения встречаются и в арбитражной практике (см. Постановление 12ААС от 28.06.2012 г. № А57-11609/2011) и разъяснениях ведомств (см. Письмо Росреестра от 09.02.2012 № 14-910-ГЕ).
Когда не требуется получение разрешения на строительство
В течение 10 рабочих дней после окончания строительства, реконструкции безвозмездно передает схему, отображающую расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанную лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта.
Не требуется получение разрешения на строительство для осуществления в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка или проектом планировки территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам):
Как получить разрешение на строительство ИЖС?
Ознакомившись со статьями 48 и 51 Градостроительного Кодекса РФ, можно сказать, что разрешение на строительство индивидуального жилого дома – это документ, выдаваемый в установленном законом порядке и подтверждающий соответствие проектной документации градостроительному плану и проекту планировки территории. На заметку! Для ИЖС разрешение на строительство является одним из самых необходимых документов. Более того, без разрешения на строительство ИЖС может попросту оказаться под угрозой, так как без него невозможно, например, взять кредит на строительство и многое другое.
Опираясь на основные пункты статей 48 и 51 Градостроительного Кодекса РФ, представленные выше, обсудим, какие документы необходимы для строительства индивидуального жилого дома.
Разрешение на строительство — как это было раньше
Раньше, чтобы построить на земле дом или садовый домик, требовалось разрешение на строительство. Этот документ был установлен ст. 51 Градостроительного кодекса. Теперь в ст. 17 кодекса прописали, что для строительства и реконструкции объектов ИЖС такое разрешение получать не нужно — его заменили уведомления. Аналогично с хозяйственными постройками на участке: теплицы, погреба, бани, сараи, колодцы.
Чтобы получить разрешение, приходилось собирать большой пакет документов, включая градостроительный план, схему земельного участка, проектную документацию. Разрешение действовало 10 лет, то есть строить на участке можно было в течение всего этого периода. При продаже участка, по которому уже получено разрешение на строительство, его передавали новому владельцу, занося соответствующую запись в реестр через администрацию.
Без разрешения было невозможно подключить к дому воду, канализацию, электричество и отопление, оформить на него право собственности и получить прописку. Кроме того, была опасность штрафов и сноса за незаконное строительство.
Разрешение на строительные работы
Разрешение на проведение строительно-ремонтных работ является важным документом, подтверждающим точное соблюдение проекта и плана градостроительства. Для оформления разрешения необходимо собрать пакет документов и подать его в соответствующие органы. Выдачей такого документа чаще всего занимаются органы местного самоуправления, реже – ведомство природных ресурсов, служба технологического и экологического контроля.
Обратите внимание: нюансы получения разрешения на строительство зависят от места застройки на плане и отдельных характеристик строения.
Возможно,вам будет интересно узнать о проектной декларации. Читайте здесь о проекте планировки и межевания территории.
Из этой статьи вы узнаете, как получить градостроительный план земельного участка.
Строительство без разрешения на строительство и ответственность
- Самовольное строение не может быть признано недвижимым имуществом, поэтому его нельзя зарегистрировать.
- Из-за отсутствия регистрации все сделки с этим имуществом не имеют законной силы. Такое имущество нельзя продать, обменять, подарить, передать в наследство, использовать в качестве залога и так далее.
- При обнаружении самовольного строения правоохранительные органы могут возбудить дело об административном правонарушении.
- Если недвижимое имущество построена на земле, которая принадлежит человеку, который занимался этим строительством. Сама земля должна быть официально зарегистрирована в государственных органах.
- Постройка соответствует всем требованиям (строительным, санитарным, инженерным и так далее) на момент подачи заявки. Подтвердить это можно при помощи соответствующих документов, а само строение должно соответствовать этим документам.
- Сохранение постройки не нарушает интересы других лиц (обычно под этим подразумеваются соседи), а также не угрожает их здоровью и жизни.