Штраф за нарушение кассовой дисциплины

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за нарушение кассовой дисциплины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Правила обращения с наличными деньгами определяет Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» . Это Положение обязательно для выполнения всеми учреждениями банков, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ (наличными деньгами) на территории РФ юридическими лицами (за исключением ЦБ РФ и кредитных организаций) регламентирован Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У). Напомним, под кассовыми операциями понимаются операции по приему наличных денег, включая их пересчет, и по выдаче наличных денег.

Указанием ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У внесен ряд изменений в Указание № 3210-У. Эти новшества применяются с 30.11.2020.

К тому же помимо Указания № 3210-У учреждениям необходимо соблюдать Указание ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У. Согласно этому документу организации вправе расходовать наличные денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги), исключительно на выплату:

  • зарплаты сотрудникам;

  • страховых возмещений по договорам страхования;

  • вознаграждений за работы (услуги), а также на оплату товаров (не более 100 000 руб. по одному договору) (п. 4 Указания ЦБ РФ № 5348-У));

  • подотчетных средств;

  • денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.

Нарушение предела расчетов наличными

В соответствии со ст. 9 закона № 402-ФЗ каждое событие хозяйственной жизни оформляется первичным документом бухучета. Правила обращения с наличными деньгами регулируются указаниями ЦБ РФ «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У (далее — указание № 3073-у) и «О порядке ведения кассовых операций…» от 11.03.2014 № 3210-У (далее — указание № 3210-у).

Осуществление расчетной операции наличными деньгами ограничено суммой, установленной п. 6 указания № 3073-у: 100 000 руб. или эквивалент этой суммы в другой валюте по одному договору. При этом в законе отсутствует запрет на проведение между одними и теми же лицами нескольких расчетов по разным договорам суммарно в большем размере, при условии что:

  • по каждому из договоров наличные расчеты не превышают 100 000 руб.;
  • каждый из договоров имеет самостоятельный предмет, т. е. как минимум позволяет определить наименование и количество товара в соответствии с п. 3 ст. 455 ГК РФ.

Неоприходование денежных средств

К числу часто встречающихся на практике нарушений относится неоприходование денег в кассу — нарушение п. 4.6 указания № 3210-У.

Одним из доказательств этого нарушения может быть акт контрольной закупки, оформляемый налоговыми органами при проверке применения ККТ. В такой ситуации неоприходование может выразиться в том, что при выдаче кассового чека покупателю отсутствуют соответствующие сведения об операции в документах организации (см. постановление 9-го ААС от 22.10.2015 № 09АП-41654/15). Аргумент о том, что закупочный акт относится к числу оперативно-розыскных мероприятий, отклоняется арбитражными судами на основании п. 19 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.10.2006 № 18, в котором говорится о допустимости акта закупки в качестве доказательства.

В постановлении ВС РФ от 17.02.2015 № 301-АД14-6145 по делу № А29-1732/2014 указано, что неотражение в кассовой книге полученной денежной выручки в тот же день само по себе свидетельствует о неоприходовании в кассу денежной наличности.

Отсутствие кассовой книги также образует состав неоприходования денежных средств (постановление 11-го ААС от 24.03.2016 № 11АП-400/16). Наиболее часто это нарушение фиксируется в обособленных подразделениях, которые также обязаны вести кассовые книги, несмотря на отсутствие прямой нормы, указывающей на это (см. также постановление 14-го ААС от 18.01.2016 № 14АП-9902/15).

Штраф за отсутствие номенклатуры в чеке в 2021 году

Номенклатура (название изделия) — обязательный реквизит чека для компаний, торгующих подакцизной продукцией, а также для организаций и ИП на ОСНО. С февраля 2021 года это требование коснулось и предпринимателей на специальных режимах: УСН, ПСН, ЕСХН. Если раньше в парикмахерской могли предоставить чек только с ценой услуги, то теперь они должны указать и название («стрижка 400 руб.»).

Торговые точки с небольшим количеством позиций могут вводить номенклатуру вручную и использовать бюджетные кнопочные кассы. Если в ассортименте более 100–200 позиций, применение «автономок» становится проблематичным. В этой ситуации есть два решения: полностью загрузить справочник до 01.02.2021 или приобрести смарт-терминал. Во втором случае названия товаров удобно загружать через облачный сервис, при этом количество позиций может достигать нескольких тысяч. С указанной даты за отсутствие номенклатуры взыскивают сумму:

  • 1 500–3 000 руб. — должностных лиц (ДЛ);
  • 5 000–10 000 руб. — ИП и организации.

Распечатанный документ без номенклатуры признается недействительным.

Как автоматизировать расчеты без штрафов за ККМ

Законопроект об отмене 54-ФЗ еще не принят, и пока размер штрафа за работу без кассового аппарата в 2021 году остался прежним. В связи с пандемией, бизнесмены получили ряд льгот в 2020-м, например, отсрочку по проведению плановых проверок. Но временные послабления не освобождают предпринимателей от обязанности фиксировать продажи через ККМ. С 2021 года придется нести полную ответственность за отсутствие кассы, неправильное ее использование и невыдачу чеков. ФНС сможет проводить плановые проверки, а значит, предприниматели должны быть наготове.

Необходимым условием привлечения к административной ответственности является вина нарушителя. При отсутствии вины ответственность не наступает. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица. В случае неприменения ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением должны быть доказаны не только сам факт совершения указанного правонарушения, но и вина юридического лица. Юридическое лицо как субъект административного правонарушения признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Доводы налоговых органов о том, что субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие свою деятельность самостоятельно, на свой риск, в любом случае должны нести ответственность за неприменение ККТ его работником, неправомерны, поскольку это приводит к объективному вменению совершения административного правонарушения. Отсутствие вины в неприменении ККТ означает отсутствие состава административного правонарушения и невозможность привлечения к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

При определении вины юридических лиц в целях исключения перекладывания их ответственности на конкретных работников необходимо использовать Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 244-О, которым установлено, что ответственность предприятия наступает при наличии его вины, в том числе, если им не обеспечено выполнение правил применения контрольно – кассовых машин соответствующими физическими лицами (конкретными работниками), действующими от имени предприятия при расчете с покупателями на основании гражданского законодательства.

Читайте также:  Родительская плата за детский сад: можно ли вернуть деньги?

Об этом же сказано в постановлении Президиума ВАС РФ от 28 сентября 2004 г. № 6429/04: «Неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ».

Таким образом, за нарушение Закона о ККТ ответственность несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, а за нарушение трудового договора, договора о материальной ответственности или приказа о приеме на работу в качестве кассира или продавца, ответственность несут виновные работники. В вышеуказанном Определении Конституционного Суда РФ сказано, что возложение ответственности на предприятие (предпринимателя) не может служить препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника. В письме ФНС РФ от 19 октября 2005 г. № 06-9-09/28 также разъяснено, что возложение ответственности на предприятие (предпринимателя) не может служить препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника.

Гораздо легче может быть решен вопрос об освобождении от административной ответственности должностного лица, чем юридическое лицо. Так в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2005 г. судам разъяснено, что штраф как мера административной ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением налагается при условии, что доказан не только сам факт совершения данного правонарушения, но и вина правонарушителя.

Как усматривается из материалов дела (постановление Верховного Суда РФ № 50-адОЧ-1 от 24 февраля 2005 г. № 38-АДОЧ-2), в отношении директора магазина был составлен акт и протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.5 КоАП РФ, за продажу товара приемщиком-кассиром без применения контрольно-кассовой машины. Принимая решение по делу и назначая административное наказание в виде штрафа, суд указал, что по данному правонарушению к административной ответственности привлекается должностное лицо за невыполнение правил применения ККМ приемщиком-кассиром.

Фактов, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении директором магазина своих обязанностей, повлекших неприменение приемщиком-кассиром ККМ при продаже товара, в материалах дела не имеется. Из материалов дела видно, что ККМ в магазине имелась и находилась в исправном состоянии. Была допущена к использованию, соответствовала техническим требованиям, зарегистрирована в налоговом органе. Доказательств того, что директор магазина давала указание приемщику-кассиру не применять кассовый аппарат, в материалах дела не имеется.

В связи с изложенным производство по делу было прекращено за отсутствием в действиях директора магазина состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.

Чтобы обезопасить себя, организация должна доказать, что она со своей стороны предприняла все необходимые для правильной организации работы действия: купила ККТ, поставила на обслуживание в ЦТО, зарегистрировала ККТ в налоговой инспекции и четвертое – заключила договор с продавцом и обучила продавца. Если это доказать, тогда не будет считаться виновным юридическое лицо и организацию не смогут привлечь к административной ответственности, а ответственн��сть понесет только виновный нерадивый работник.

Некоторым владельцам ККТ удается документально доказать, что действия продавца не связаны с деятельностью работодателя. Например, проштрафившийся работник воспользовался своим рабочим местом в личных целях и самостоятельно реализовал свое личное имущество. В этом случае есть шанс избежать ответственности за неприменение ККТ. Так, судом были приняты доводы организации (социально-оздоровительного центра), согласно которым продажа администратором центра бутылки минеральной воды не относится к деятельности, осуществляемой от имени юридического лица, поскольку торговыми операциями центр не занимается (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.08.2005 по делу № А82-13783/2004-31).

Если на рабочем месте продавца оказалось постороннее лицо, но реализованный без чека товар принадлежал организации, то уйти от ответственности за неприменение ККТ будет довольно сложно. ВАС РФ придерживается позиции, что все торговые операции, ведущиеся в торговой точке, принадлежащей организации, следует рассматривать как осуществляющиеся от ее имени (постановление Президиума ВАС РФ от 24 февраля 1998 г. № 6819/97).

Если предприниматель позволил посторонним лицам осуществить свободный доступ к своему товару и произвести его реализацию без ККТ, то к хозяину товара также могут быть применены санкции по ст. 14.5 КоАП РФ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 июля 2004 г. по делу № А7Ч-1687/04-К2-ФО2-2526/04-С1).

Какое действие может повлечь штраф за нарушение кассовой дисциплины

Статья 15.1 КоАП РФ перечисляет конкретные виды деяний, при наличии которых уполномоченный орган назначит штраф за нарушение кассовой дисциплины. А именно:

  • превышение лимита расчетов наличными денежными средствами с юридическими лицами — п. 6 Указания 3073-У. Лимит этот — 100 000 рублей по одному договору.
  • неполное оприходование или неоприходование наличных денег, внесенных в кассу. Прием наличных денег ответственный сотрудник оформляет приходным кассовым ордером. А расход — расходным кассовым ордером. И обязательно ведется кассовая книга. В печатном или электронном виде. Это и отсутствие подтверждающих документов установленной формы (кассовых ордеров или иных заменяющих их документов). Равно и отсутствие отражения поступления выручки в кассовой книге в день ее поступления
  • нарушение порядка хранения свободных денежных средств. Проверяют расход наличных денег на строго определенные цели (п. 2 Указания № 3073-У). Только ИП может брать деньги на личные цели, не связанные с предпринимательством. Организации — только на определенные цели
  • соблюдать лимит хранящихся в кассе денежных средств. Лимит организация высчитывает по формуле. Ее утвердило Указание № 3210-У.

Какие санкции, штрафы и ответственность за нарушение кассовой дисциплины?

Согласно пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У выдача денег подотчетному лицу на расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения, должна оформляться на основании приказа или иного распорядительного документа руководства учреждения либо письменного заявления работника[2]. При этом и заявление, и распорядительный документ должны содержать сведения о сумме и сроке, на который она выдается, а также подпись руководителя учреждения и дату. Кроме того, в вышеупомянутых документах должна быть описана цель выдачи подотчетных средств (например, на командировки, хозяйственные нужды, закупку материалов), чтобы было понятно, что потребность в них вызвана производственной необходимостью и связана с деятельностью учреждения.

Сроки (минимальный и максимальный), на которые могут быть выданы подотчетные суммы, в настоящее время не установлены ни одним правовым актом. Следовательно, формально учреждение вправе определить их самостоятельно. Также ему следует учесть, что закон не обязывает составлять такие распорядительные документы. Иными словами, срок для выдачи подотчетной суммы может быть установлен в каждом конкретном случае индивидуально. К примеру, учреждение вправе указать различные сроки в зависимости от целей расходования средств (на командировки, хозяйственные нужды, закупку канцтоваров и т. д.).

В Письме ЦБ РФ от 06.09.2017 № 29-1-1-ОЭ / 20642 сказано, что распорядительный документ должен оформляться на каждую выдачу наличных денег с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) подотчетного лица, суммы наличных денег и срока, на который они выдаются, и должен содержать подпись руководителя, дату и регистрационный номер (см. также Письмо ФНС РФ от 18.08.2020 № СД-4-3 / ). При этом представители ЦБ РФ не возражал против указания нескольких работников в распорядительном документе. Так, в Письме от 13.10.2017 № 29-1-1-ОЭ / 24158 было отмечено, что если в течение дня суммы выдаются разным сотрудникам, то достаточно оформить один приказ руководящего лица с указанием Ф. И. О. и должностей всех подотчетных лиц, суммы, целей и срока ее выдачи.

В настоящее время такая возможность закреплена нормативно. Согласно новой редакции абз. 1 пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У учреждение на законных основаниях вправе указать нескольких работников в одном распорядительном документе, на основании которого им выдаются наличные деньги под отчет.

Читайте также:  Как ФСС с 19.09.2021 финансирует предупредительные меры: новые правила

Кроме того, прежняя редакция пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У возлагала на подотчетное лицо обязанность по представлению авансового отчета об израсходованных подотчетных средствах в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, на который выдавались эти суммы. Если данный срок истекал в период, когда работник отсутствовал на рабочем месте (например, болел или был направлен в другую командировку), сдать авансовый отчет нужно было не позднее трех рабочих дней со дня выхода на работу.

В настоящее время руководитель учреждения вправе самостоятельно установить сроки представления авансовых отчетов работниками, получившими подотчетные суммы (за исключением авансовых отчетов по командировкам). Это закреплено в новой редакции абз. 2 пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У.

Если подотчетное лицо не представит в установленный срок авансовый отчет и не возвратит средства, полученные под отчет, руководитель учреждения в течение месяца после наступления последнего дня для сдачи авансового отчета (ст. 137 ТК РФ) может принять решение об удержании этих средств из зарплаты работника. В таком случае необходимо будет не только ознакомить работника с приказом об удержании средств из его зарплаты, но и получить его подпись на данном приказе.

Кроме того, возможен вариант прощения долга в виде невозвращенных подотчетных сумм (для этого также необходимо оформить соответствующий приказ). Правда, в данной ситуации с суммы прощенного долга работодателю придется исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы. Датой возникновения дохода у работника будет считаться дата подписания документа, в котором он оповещается о том, что долг прощен (п. 2 ст. 415 ГК РФ). Удержать НДФЛ можно при первой выплате в адрес работника, последовавшей после принятия решения и оповещения работника (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Новое и изменения в правилах ведения кассы и работы с наличными с 2021 года

Для выдачи финансовых средств на командировки, хозяйственные нужды и другие расходы требуется заявление от работника, составленное в произвольной форме и подписанное руководителем, либо приказ самого руководителя (также в произвольной форме).

В заявлении или приказе обязательно указываются: Ф.И.О. подотчетного лица, цель, сумма, срок. О произведенных расходах сотрудник предоставляет в бухгалтерию авансовый отчет, к которому прилагает документы, доказывающие расходы (кассовые и товарные чеки, распечатанные электронные чеки и др.). Это необходимо для уменьшения НДФЛ, уплачиваемого организацией.

Соблюдение ограничения наличных расчетов между субъектами предпринимательской деятельности – одно из важных правил кассовой дисциплины. Сегодня эта сумма составляет 100 тысяч рублей (за один договор). Ограничение не действует при взаиморасчетах с физическими лицами.

Наличкой нельзя гасить займы, платить дивиденды и вносить плату за аренду недвижимости.

Для ИП существует приятная поблажка – возможность в любой момент снять с расчетного счета или взять из кассы любую сумму наличных, разумеется, оформив необходимые документы, и потратить на личные нужды. В отличие от ИП ООО такого права не имеет.

В соответствии с п. 1.2 и п. 1.3 Положения № 373-П теперь лимит остатка кассы организации, а также их обособленные подразделения (филиалы, представительства) и индивидуальные предприниматели устанавливают сами без согласования с банком на основании внутренних документов.

Срок на установление лимита также выбирается самостоятельно.

Следует отметить, что в случае необходимости (например, при росте выручки) лимит наличности в кассе можно изменять любое количество раз (Письмо Банка России от 15 февраля 2012 г. № 36-3/25).

Накопление организацией (индивидуальным предпринимателем) наличных денег в кассе сверх установленного лимита допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, а также выплат социального характера (другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения в эти дни кассовых операций (п. 1.4 Положения № 373-П).

Претензии со стороны контролирующих органов могут обуславливаться различными обстоятельствами. Помимо уже упомянутого технического несоответствия оборудования, рассматриваются также следующие правонарушения:

  1. Несоблюдение регламента первичной и повторной регистрации, включая ограничения по срокам. Влечет за собой предупреждение либо взыскание на сумму до 3 000 (для организаций — до 10 000 рублей).
  2. Непредставление или несвоевременное предоставление информации и документации, запрашиваемой представителями налоговой службы. Предусматривает аналогичные санкции.
  3. Продажа без чека — ответственность за неприменение ККТ в виде штрафа для ИП и должностных лиц доходит до двух, для юридических субъектов — до десяти тысяч руб. за каждый выявленный случай.

Стоит отметить, что сам по себе факт наказания не является основанием для освобождения виновника от обязательства по исправлению нарушений. В соответствии с законом срок давности для привлечения равен одному году — отправной датой для отсчета периода определяется день фактического совершения проступка, а при рассмотрении дел, связанных с длящимися правонарушениями — момент выявления контролирующими органами.

Комментарии к ст. 15.1 КОАП РФ


1. Статьей 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп.) установлено, что обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы — одна из целей деятельности Банка России, который устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, в том числе организует наличное денежное обращение на ее территории (см. принятые ЦБ РФ Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 14-П и Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. N 318-П. Порядок ведения кассовых операций организациями, не являющимися кредитными, утвержден решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 и направлен письмом Банка России от 4 октября 1993 г. N 18). Таким образом, объектом рассматриваемого состава правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.

2. Объективная сторона данного правонарушения предполагает осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (указанием ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У (с изм. и доп.) с 22 июля 2007 г. предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами установлен в сумме 100000 рублей), нарушение правил приема и выдачи наличных денег (т.е. неоприходование в кассу денежной наличности), несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. В соответствии с п. 5 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями организаций. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

3. Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

4. Субъективная сторона составов, содержащихся в рассматриваемой статье, может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

5. Рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, должностные лица налоговых органов (ст. 23.5). В соответствии с Положением о правилах наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 14-П на учреждения банков возложена обязанность проверять соблюдение организациями установленных правил работы с денежной наличностью. Материалы проверок оформляются справкой по установленной форме. При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы административной юрисдикции.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (ч. 1 ст. 28.3).

Виды наказаний за нарушения

За проступки в части соблюдения кассовой дисциплины нарушителя ждет административная ответственность. Часть 1 ст. 15.1 КоАП РФ и письмо ФНС от 09.07.2014 № ЕД-4-2/13338 предусматривают следующие виды взысканий:

  • предупреждение;
  • штраф в отношении ответственного работника (руководителя или иного сотрудника организации);
  • штраф в отношении компании-нарушителя.
Читайте также:  Два наследника на автомобиль как продать?

В отношении проступков в части соблюдения закона 54-ФЗ (ст. 14.5 КоАП РФ) наказания следующие:

  • предупреждение;
  • штраф на ответственное лицо;
  • штраф на организацию;
  • дисквалификация должностного лица;
  • приостановка деятельности компании (срок до 90 дней).

Под внешним контролем кассы понимаются проверки и ревизии соблюдения кассовой дисциплины, которые осуществляются государственными органами, службами и ведомствами.

Представителей коммерческих структур уполномочена контролировать ФНС. Инспекция разрабатывает и утверждает специальные планы выездных налоговых проверок. В соответствии с планами, выявляются риски от нарушений кассовой работы. ФНС вправе провести внеплановую ревизию. Учтите, что отсутствие компании в плане проверок ФНС не является гарантией того, что инспекторы не приедут с ревизией. Инспекция уполномочена назначить внеплановый контроль при наличии веских оснований и даже без них.

Бюджетный сектор контролирует не только ФНС. Ревизии кассы вправе проводить:

  • Счетная палата;
  • ревизионный отдел финансового органа, в котором обслуживается учреждение;
  • Министерство внутреннего финансового контроля;
  • Министерство финансов;
  • учредитель или профильное министерство и ведомство;
  • органы прокуратуры и следственного комитета;
  • иные представители госструктур.

Бюджетников на нарушения по кассовым операциям могут проверять хоть каждый день, так велико число контролеров и ревизоров.

При инициации внешней проверки кассы контролер обязан предоставить:

  • удостоверение контролера;
  • распоряжение ведомства, инициировавшего контрольное мероприятие;
  • план проведения ревизии;
  • предмет проверки;
  • сроки проведения контрольного мероприятия.

ВАЖНО!

Документы заверяют подписью и печатью руководителя ведомства. Если бумаг недостаточно или отсутствуют подписи или печати, потребуйте предоставить верную документацию. До этого не допускайте ревизора к проверке.

Малозначительны ли правонарушения?

Еще раз обратимся к Постановлению ФАС Волго-Вятского округа N А28-16681/2009. Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, в действиях общества и правомерность наложения административного штрафа были признаны судом первой инстанции. Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, суд сделал вывод о том, что вменяемое обществу правонарушение не представляло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем посчитал возможным квалифицировать его в качестве малозначительного.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Вывод суда о возможности применения в рассматриваемом случае ст. 2.9 КоАП РФ, сделанный с учетом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», по мнению кассационной инстанции, соответствовал установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и не подлежал переоценке в силу ст. 286 АПК РФ. В связи с чем кассационная жалоба инспекции судьями была оставлена без удовлетворения.

В то же время в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2010 N А03-18378/2009 кассационная жалоба общества относительно малозначительности совершенного им правонарушения в виде осуществления расчетов наличными деньгами с юридическим лицом сверх установленного размера и накопления в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов четырежды в течение полумесяца была оставлена без удовлетворения.

Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер охраняемых общественных отношений, на которые посягал нарушитель, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения. Кассационная инстанция посчитала вывод суда об отказе в удовлетворении заявления правильным и его решение оставила без изменения.

Торговля без применения ККТ

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ ККТ применяется на территории России в обязательном порядке всеми организациями и предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно статье 5 Закона № 54-ФЗ организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать клиентам отпечатанные кассовые чеки в момент оплаты товара (либо услуги).

Наличные денежные расчеты (расчеты с использованием платежных карт) могут вестись без применения кассового аппарата только в случае оказания услуг населению и при условии выдачи соответствующих БСО. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Напомним, постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 утверждено новое положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее – Положение), которое вступило в силу 21 мая 2008 года, и посвящено порядку оформления и учета бланков строгой отчетности.

В настоящее время бланк строгой отчетности может быть изготовлен не только типографским способом, но и с использованием автоматизированных систем, проще говоря, компьютерной программы. Так же изменился порядок утверждения форм БСО.

Если раньше утверждение новых форм бланков находилось исключительно в ведении Минфина России, то теперь утверждать БСО могут любые федеральные органы исполнительной власти, которые наделены соответствующими полномочиями по закону.

В связи с выходом нового Положения старые БСО, действующие до вступления в силу постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171, могут использоваться до 1 декабря 2008 года. Бланки, утвержденные после вступления в силу названного постановления, продолжают действовать до момента утверждения новых форм.

Если организация или предприниматель не применит ККТ при расчетах наличными, не имея на то законного права, они могут быть оштрафованы по статье 14.5 КоАП РФ.

Как мы уже сказали, административные санкции при этом могут грозить и организации, и ее сотрудникам. Причем, по мнению Президиума ВАС РФ, то, что в неприменении ККТ виноват продавец-кассир, не исполнивший свои трудовые обязанности, не освобождает от ответственности саму организацию (см., например, постановления от 28 июня 2005 г.№ 480/05, от 28 сентября 2004 г. № 6429/04, от 3 августа 2004 г. № 6902/04).

Наша справка

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 31 июля 2003 г. № 16 разъяснил, что под неприменением ККТ следует понимать:

– фактическое неиспользование кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);

– использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;

– использование кассовой техники, не включенной в Государственный реестр;

– использование кассовых аппаратов без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

– использование кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;

– пробитие чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Несоблюдение порядка хранения наличности

Еще одно правонарушение, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, – несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств. Дело в том, что пункт 29 «Порядка ведения кассовых операций в Российской федерации» обязывает руководителей предприятий оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.

В частности, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 10 июня 2005 г. № Ф03-А51/05-2/1420 говорится, что порядок хранения свободных денежных средств включает в себя оборудование помещения кассы. Поэтому арбитры признали штраф, предъявленный фирме налоговиками в сумме 40 000 рублей, правомерным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *