Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обладает несколькими особенностями. Он был создан для предоставления лицам, которые стоят на учете, жилья в зависимости от условий социального найма. осуществление данных действий производит орган местного самоуправления.
Комментарии к ст. 52 ЖК РФ
1. В социальный наем жилье предоставляется только тем гражданам, которые состоят на учете. Представляет некоторую сложность установление случаев, когда допустимо отступление от этого правила (ч. 1 комментируемой статьи).
Гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, по договору социального найма могут предоставляться жилые помещения, освободившиеся в коммунальной квартире (см. ч. ч. 1, 2 ст. 59 ЖК и соответствующий комментарий).
Гражданам, которые имеют право получить жилье вне очереди (ч. 2 ст. 57 ЖК), могут предоставляться жилые помещения и в случае, если они не состояли на учете.
2. На учет для получения жилых помещений в социальный наем принимаются нуждающиеся в жилых помещениях:
— малоимущие граждане;
— иные граждане, указанные в законе (федеральном, субъекта Федерации) или указе Президента РФ.
Учет ведется раздельно по каждой из этих категорий граждан. Если нуждающийся в жилом помещении гражданин является малоимущим и в то же время относится к иной категории граждан, которые в соответствии с законом имеют право получить жилье в социальный наем, то он может встать на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК).
3. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления. Причем эти органы ведут как учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, которым будут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда, так и учет других нуждающихся в жилье граждан, которые в соответствии с законом могут получить в социальный наем жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Федерации.
Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Федерации может быть предусмотрено, что учет тех граждан, которые не являются малоимущими, но имеют право на жилье жилищного фонда социального использования, осуществляется в ином порядке (не органами местного самоуправления), например органами юридических лиц (по месту работы таких граждан).
4. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства граждан . Если это допускается законодательством, граждане могут встать на учет и не по месту своего жительства. Так, работникам, высвобождаемым при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющим стаж подземной работы не менее 10 лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства .
———————————
Несомненно, что немало затруднений вызывает существующий в законодательстве понятийный и терминологический разнобой. Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК). В ЖК РФ понятия «место жительства гражданина» и «населенный пункт, в котором проживает гражданин» отождествляются. Между тем территория муниципального образования далеко не всегда ограничивается территорией населенного пункта. Так, муниципальным образованием может быть и сельский район, включающий в себя ряд населенных пунктов. По-видимому, в таких случаях орган местного самоуправления будет вести учет граждан раздельно по различным населенным пунктам, входящим в данное муниципальное образование.
См.: ФЗ от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033.
Как представляется, и в этих случаях ничего не мешает гражданину состоять на учете по месту жительства и одновременно в органе местного самоуправления по предполагаемому месту жительства.
5. Несовершеннолетних граждан (ими считаются лица, не достигшие 18 лет) в жилищных отношениях по общему правилу представляют их законные представители — родители, опекуны или попечители .
———————————
Исключение из этого правила составляет, например, указание, содержащееся в ч. 1 ст. 111 ЖК РФ, в силу которого членом кооператива может быть гражданин, достигший 16-летнего возраста.
Над малолетними (гражданами, не достигшими 14 лет) устанавливается опека (ст. 32 ГК). Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство (ст. 33 ГК).
При постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях несовершеннолетних граждан от их имени действуют (подают заявление и т.д.) родители, усыновители, опекуны или попечители.
Постановка на учет граждан, ограниченных в дееспособности, осуществляется по заявлению их попечителей.
При постановке на учет граждан, признанных недееспособными, от их имени действуют опекуны.
В большинстве случаев гражданин, обращаясь с заявлением о постановке на учет, действует от собственного имени (и в своих интересах), а также от имени других граждан (членов своей семьи, в том числе несовершеннолетних граждан, граждан, ограниченных в дееспособности или признанных недееспособными).
6. Граждане принимаются на учет на основании их заявлений. Естественно, к заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие право состоять на учете, в частности документы, подтверждающие состав семьи, свидетельствующие о том, что граждане, обратившиеся с заявлением, являются малоимущими, подтверждающие их право быть признанными нуждающимися в жилом помещении.
7. С целью максимально обеспечить права граждан в ЖК РФ включено большое число весьма детализированных норм инструктивного характера, в том числе регламентирующих отнош��ния, возникающие по поводу принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях. К ним относятся указания о выдаче расписки в получении заявления и прилагаемых к нему документов (с перечнем документов и указанием даты их получения), о том, что заявление должно быть рассмотрено и принято решение в течение 30 рабочих дней, о необходимости извещения гражданина о принятом решении в течение трех рабочих дней.
В случае отказа в принятии на учет соответствующее решение должно быть мотивировано (см. ст. 54 ЖК и комментарий к ней).
8. При установлении порядка ведения учета обычно воспроизводятся нормы ЖК РФ и, кроме того, вводится большое число норм процедурного характера (о ведении книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, учетных дел и т.д.) .
———————————
Приказом Минрегиона России от 25 февраля 2005 г. N 18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.
За признанием нуждающимся и постановкой на учет нужно обращаться в местную администрацию – муниципалитет. Как правило, данный орган разделен на департаменты, комитеты и отделы, которые занимаются отраслевыми вопросами. Задачи постановки нуждающихся на учет занимается соответствующая комиссия, образованная при одном из структурных подразделений администрации.
В ряде регионов реализована возможность подачи документов через МФЦ – и зачастую это удобнее, чем обращаться напрямую в комитет/отдел/департамент.
Внимание! Уточнить, куда именно обратиться, можно по общему телефону местной администрации. Специалисту нужно задать вопрос, кто занимается включением в очередь на улучшение жилищных условий.
Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях
Учет граждан, которые нуждаются в жилых помещениях, осуществляется, как правило, по месту жительства органами местного самоуправления. В случае и порядке, устанавливаемых законодательством, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства (ст. 52 ЖК РФ). Это относится к иным категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений по договору социального найма (например, военнослужащие). ЖК РФ в отличие от ЖК РСФСР не предусматривает возможности учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, по месту работы, а по их желанию — также и по месту жительства (ст. 30 ЖК РСФСР). Таким образом, жилищное законодательство допускает возможность учета граждан одновременно как по месту жительства, так и по иному месту, только если законодательством предусмотрена возможность учета граждан не по месту жительства.
С 1 марта 2005 г. не будет применяться ранее предусмотренное ст. 30 ЖК РСФСР правило, которым было установлено, что наравне с рабочими и служащими принимаются на учет также граждане, оставившие работу на предприятиях, в учреждениях и организациях в связи с уходом на пенсию. Для применения этого правила не имел значения вид пенсии (по старости, инвалидности и др.). Важно лишь, что гражданин оставил работу именно в связи с уходом на пенсию. Таким образом, в ЖК РФ последовательно проведена линия возложения непосредственно на органы государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жильем из фонда социального использования.
Нуждающиеся в жилье: «точка отсчета» полагающихся по закону нормативных квадратных метров каждому гражданину РФ
После того, как в силу вступили новые поправки к Жилищному Кодексу РФ, «точкой отсчета» для определения нуждающегося в улучшении жилищных условий стали 15 квадратных метров занимаемой площади на одного члена семьи. Хотя в некоторых регионах России эти нормативные квадратные метры несколько отличаются. Теперь граждане, обеспеченные 15-ю кв. метрами жилья и более, если они отвечают всем нормам жилых помещений и требованиям санитарной службы, не могут быть поставлены на учет как нуждающиеся в жилье.
Приведем простой пример. Допустим в квартире общей площадью в 60 кв. метров проживает четыре человека – двое родителей и двое детей. Если ранее дети, достигшие возраста совершеннолетия, могли встать на учет по улучшению жилищных условий, так как по документам им не принадлежала та жилплощадь, на которой они проживают с владельцами-родителями, то по нынешнему законодательству вся жилая площадь квартиры делится на четырех человек. Теперь повзрослевшие дети лишаются права считаться нуждающимися в жилье, так как имеют те самые 15 кв. метров в своем распоряжении.
Точно такие же нормы распространяются и на разведенных супругов, если они совместно владеют жильем в 30 кв. метров или более. Однако с принятием поправок к Жилищному законодательству РФ не лишено смысла понятие «проживание в одной комнате матери с сыном». Допустим, мать и сын живут в однокомнатной квартире. Даже если их общая площадь квартиры превышает 30 кв. метров по достижению 18 лет сын имеет право на улучшение своих жилищных условий.
Нуждающиеся в жилье: как встать на учет после совершеннолетия?
Если ранее семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий и имела детей, то после совершеннолетия ребенка из этой семьи, он мог на правах полноправного гражданина РФ претендовать отдельно на улучшение своего жилья. Другими словами, очередь разделялась, но не с момента наступления совершеннолетия ребенка, а с того времени, когда его родители или опекуны изначально вставали на учет по улучшению жилья.
Согласно вновь принятым поправкам к Закону Жилищного Кодекса, раздел очереди на улучшение жилья теперь считается с момента совершеннолетия ребенка (после 18 лет) или на момент заключения им брака (если брак зарегистрирован раньше его 18-летия). При этом поправка действует только в том случае, если 18-летний гражданин на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий не имеет дополнительно приобретенного жилья с правом личной собственности (купленное, подаренное, унаследованное и т.д.).
Во вновь принятом законодательстве Жилищного Кодекса учтены также права внебрачных детей, родившихся после расторжения брака, или усыновленных, если они, конечно, не имеют собственного жилья на момент подачи заявления. При этом в доме или квартире их родителей или опекунов, за ними больше не числятся квадратные метры жилья, если они самостоятельно встали на учет.
Как узнать свой номер
В настоящий момент каждый государственный орган имеет свой информационный сайт, где содержатся основные данные: начиная от руководства и часов приема граждан, и оканчивая всеми социальными программами, которые работают в тех или иных регионах.
Соответственно, на указанном сайте и присутствуют списки лиц, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности.
Если же доступа к сайту нет либо гражданин не обладает необходимыми знаниями по работе с информационными технологиями, данные о своем номере очередности можно получить в органах местного самоуправления путем подачи заявления, которое будет удовлетворено не позднее двух недельного срока с дня подачи заявки по адресу заявителя.
Постановка в очередь на получение квартиры
Лица, обратившиеся к властям, получают возможность встать в очередь на получение квартиры. Каждое из них получает уникальный номер, под которым будет числиться в общем списке претендентов на улучшение жилищных условий.
Как только постановка в очередь состоится, лица, признанные нуждающимися, в период ожидания, которое, к слову, может длиться годами, должны подготовиться к тому, что теперь им ежегодно придется подавать пакет документов по определенному перечню на проверку.
Данный пакет документов будет представлен бумагами, отражающими реальное финансовое положение семьи, а также актуальные условия их проживания.
Таким образом, если за время ожидания граждане самостоятельно улучшат собственное положение, то право на получение помощи от государства у них будет отобрано, и из очереди они также окажутся исключены. Даже если впоследствии положение дел опять ухудшится, в очередь им придется вставать повторно.
Основания для снятия с учета нуждающихся
Согласно статье 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Среди указанных оснований снятия с учета, пожалуй, наиболее часто встречающееся в практике, это — утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Перечень документов для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях
Рассмотрение уполномоченным органом возможности учета граждан как нуждающихся в квартире происходит на основании оценки уполномоченным органом соответствующего права этих граждан.
В администрацию муниципалитета, лично, или через МФЦ граждане подают заявление о признании их нуждающимися в предоставлении квартиры. С заявлением гражданин подает все необходимые документы для того, чтобы уполномоченный орган мог оценить соответствующее право граждан. Перечень таких документов устанавливается административным регламентом.
Как правило, среди них:
- Паспорт
- Справка о месте проживания каждого члена семьи
- Свидетельства, подтверждающие родство граждан (о рождении, о браке)
- Сведения о доходах заявителя
- СНИЛС
- Технический паспорт жилого помещения
- Домовая книга
- Выписка лицевого счета жилого помещения
Законодательное регулирование вопроса
Каждый российский гражданин независимо от финансового состояния и возраста имеет право проживать в действительно комфортных и безопасных условиях, что прописывается в Конституции России. Поэтому если выявляются веские условия признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, то человек может становиться в очередь для получения поддержки от государства.
В ст. 2 ЖК отмечается, что средства на эти цели выделяются муниципальными властями, которые должны заботиться о своих гражданах. Помощь предоставляется на основании определенной очередности, а также важно доказать, что конкретный человек действительно нуждается в поддержке.
Понятие субсидии на улучшение жилищных условий или приобретения в собственность жилого помещения представляет собой сертификат, который предоставляется на безвозмездной основе гражданам.
Сертификат является целевым, поэтому потратить его можно строго на определенные нужды. При этом если средства были израсходованы не в полном объеме, остаток возвращается в федеральный или региональный бюджет.
На руки граждане средства не получают, только переводят их на счет продавца жилого помещения при приобретении или на счет компании, которая осуществляет строительство жилья.
Местные, областные или федеральные органы власти строго ведут учет средств, а также осуществляют контроль по их целевой трате. В случае если граждане расходуют средства не по назначению или обналичивают их мошенническим путем, то сертификат отзывается, а право на его получение утрачивается.
Кто может быть признан нуждающимся
Для получения жилплощади на безвозмездной основе необходимо, чтобы соблюдались условия признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Перечень таковых представлен в соответствующем федеральном законе, регламентирующем предоставление мер жилищной поддержки для отдельных категорий лиц (например, в ст. 8 ФЗ № 159 от 21-го декабря 1996-го года “О дополнительных…”).
Есть речь идет о договоре соцнайма, то основания для признания представлены в ст. 51 ЖК РФ. По другим программам – федеральным, региональным, местным – условия обычно такие же, как и в ст. 51 ЖК РФ.
Как встать в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий
Для того чтобы встать в очередь на улучшение своих жилищных условий, предварительно следует собрать весь пакет необходимых документов. Это не так просто, как кажется, и весь процесс по сбору документов может затянуться на длительное время.
В соответствующий орган местного самоуправления пакет документов подается в полном объеме. В противном случае, заявление рассматриваться не будет. При этом следует иметь в виду, что на законодательном уровне перечень документов, которые являются основанием для постановки на учет, не определен. Это право предоставлено регионам.
Поэтому для каждого региона Российской Федерации пакет документов будет разным. В каждом конкретном случае, заявитель должен самостоятельно уточнить полный перечень необходимых документов.
В том случае, если какой-то из документов члены комиссии могут запросить в порядке межведомственной системы документооборота, то такие документы заявитель подавать не обязан.
Так как жизнь не стоит на месте, то в обращении появился «Единый жилищный документ», который заменяет сразу несколько справок. Он содержит множественную информацию, которая ранее была предоставлена в разных документах.
Поэтому подача документов существенно упрощена. На их рассмотрение должностным лицам законом отведено 30 дней.
По истечении данного периода времени, может быть принято одно из двух возможных решений:
- Включить заявителя в список очередников. При этом номер очереди будет указан в решении;
- Отказать во включении в очередь и разъяснить право на обжалование принятого решения.
Для отдельной категории граждан, которые проживают с членами своей семьи в общежитиях или же в квартирах, имеющих статус служебного жилья, для постановки на очередь потребуется предоставить ряд дополнительных документов:
- письменное ходатайство работодателя об улучшении жилищных условий;
- копия или выписка из трудовой книжки;
- акт обследования межведомственной комиссией условий проживания заявителя и членов его семьи.
Для данной категории лиц также предусмотрено право обжаловать решение жилищной комиссии об отказе в постановке на учет в судебном порядке.
Виды жилья, на которое можно претендовать
ЖК РФ не устанавливает, какое именно жилье может быть получено стоящими в очереди гражданами. Норма предоставления по жилому помещению устанавливается региональными властями. И ее размер зависит от уровня обеспеченности населения помещениями по социальному найму в конкретной местности. По общим правилам, 18 кв.м. (ст. 50 ЖК РФ) приходится на одного человека. Но этот показатель не всегда соблюдается на практике, особенно, в густонаселенных районах.
Кроме метража жилого помещения, оно должно соответствовать критериям, установленным Постановлением российского Правительства N47 от 2021 года. Гражданам, думающим, как встать на очереди на жилые помещения, обязаны предоставить:
- Пригодное для проживания, отвечающее требованиям безопасности жилье. Оно оборудуется так, что предупреждает риск получения травм гражданами, как при входе, так и при выходе в (из) него.
- Обеспечение площади инженерными системами: водоснабжение, газ, вода.
- Инженерные системы в помещении жилого назначения должны соответствовать правилам санитарно-эпидемиологической безопасности.
- Доступ в помещения выше 5 этажа должен проходить при помощи лифта.
- Естественная освещенность комнат. Высота потолков – не менее 2,7 м. Допускается 2,5 м., но в определенных климатических зонах.
Основание для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
Я был прописан в Одинцовском районе Московской области в частном доме с февраля 2007 года. В апреле 2014, по иску собственника помещения, Суд постановил выписать меня. С тех пор жил в г. Одинцово без регистрации (договора аренды квартир сохранил). Сейчас у меня временная регистрация на пол-года в г. Одинцово. Достаточно ли этого для признания меня жителем Московской области для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении?
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма установлены ст. 51 ЖК РФ: Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр (ст. 51 ЖК РФ). Вам нужно обратиться с заявлением в администрацию своего района. Отсутствие прописки не может являться основанием для отказа.
Выделение земельного участка многодетной семье
Порядок и основания предоставления земельных участков в конкретном регионе регулируются законодательством этого региона. Но практически во всех регионах земля предоставляется только в случае, если семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Решениями органов власти субъектов страны могут приниматься дополнительные требования для получения земельных участков, в том числе требование о постановке лиц на учет как нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, размер, место нахождения земельных участков и иные условия их предоставления также определяются регионами самостоятельно.
Согласно ЗК РФ Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно, а именно п.6. предоставление земельного участка осуществляется — гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет.
Кто может претендовать на улучшения
Согласно действующему жилищному законодательству выделяются категории граждан, имеющих право обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося :
- Малоимущие граждане
Признание гражданина таковым происходит путем оценки его доходов и имущества, которое подлежит налогообложению, и варьируется в зависимости от субъекта РФ,
- инвалиды,
- ветераны войны,
- несовершеннолетние дети и сироты,
- герои СССР, герои РФ,
- работники спасательных служб, служащие полиции,
- граждане, не являющиеся нанимателями социального жилья и членами их семей;
- граждане , не имеющие в собственности жилплощадь и не входящие в состав семьи тех, кто ее имеет;
- граждане, не обеспеченные размером минимальной жилплощади на одного человека по норме;
- граждане, проживающие на одной жилплощади с лицом, имеющим хроническую болезнь, которая препятствует возможности совместного проживания с ним.
Говоря об ипотеке на улучшение жилищных условий, здесь так называемая помощь не от государства, а от банков, кредит, который направлен на приобретение жилья, который имеет ограничение относительно его стоимости. Получить такую ипотеку можно только с обязательной оплатой определённого процента от стоимости жилплощади, которую граждане должны оплатить из личных средств, но большую часть предоставляет всё же банк.
Положительную роль для одобрения заявления на открытие ипотеки сыграет отсутствие страхования жизни, титульного страхования, наличие налоговой справки с места работы, а также обращение заявителя лично без посредника.
Вариант с ипотекой особенно привлекателен для лиц, не имеющих российского гражданства, поскольку нет никаких требований к постоянной и временной прописке относительно территориального местонахождения. Кроме того, при ипотеке очередь на улучшение отсутствует, и обратиться можно когда угодно, правила не устанавливают никакого срока.
В качестве оснований для улучшения жилья может выступать постановка, такая как приобретение квартиры или дома, личное строительство частного дома, долевое строительство, ипотека для военнослужащих, наличие материнского капитала, а также повторное финансирование уже имеющейся ипотеки.