Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бухгалтерская отчётность в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений можно разделить на внутригодовую и годовую. Внутригодовая включает в себя отчетность за месяц, квартал и полугодие и является промежуточной. Ее ведут с момента начала отчетного периода в порядке нарастающего итога.
Новый ежемесячный расчёт по страховым взносам с 2023 года
Расчёт по страховым взносам (РСВ) станет ежемесячным и частично возьмёт на себя функции отчёта СЗВ-М, отменённого с 2023 года. С 2023 года изменится схема сдачи РСВ.
Страхователи ежемесячно будут отправлять в ФНС сведения о застрахованных лицах и суммы взносов, начисленных с доходов каждого физлица. Эта информация отражается в Разделе 3 РСВ — именно его следует сдавать по окончании каждого месяца.
По итогам кварталов страхователи будут сдавать полный отчёт РСВ со всеми разделами, подразделами и приложениями.
Срок сдачи нового РСВ перенесён с окончания месяца на 25-е число. Раздел 3 необходимо сдавать до 25-го числа по окончании месяца, а полную форму РСВ — до 25-го числа по окончании квартала.
Письмо Минфина России № 02-06-07/97427, Казначейства России № 07-04-05/02-29373 от 01.12.2021
Плановая инвентаризация
Прежде чем составить годовой бухгалтерский отчёт, организация проводит инвентаризацию. Это делается в обязательном порядке всеми юридическими лицами для обеспечения достоверности отчётности.
Суть инвентаризации заключается в проверке наличия и состояния, оценке имущества и обязательств компании, а также в их документальном подтверждении. Проверка носит сплошной характер, то есть проверяются все активы и обязательства.
Инвентаризация проводится на основе соответствующего положения, утвержденного руководителем компании, в течение отчетного года.
Этапы инвентаризации:
- создается инвентаризационная комиссия
- получаются последние документы по приходу и расходу имущества и обязательств
- у материально ответственных лиц берутся расписки
- готовятся инвентаризационные описи (акты)
- проводится проверка наличия и состояния активов и обязательств
- результаты инвентаризации обобщаются и утверждаются
- результаты инвентаризации отражаются в учёте
Отчетность по травмовзносам
Масштабные трансформации, связанные с объединением ПФР и ФСС, а также введение ЕНП, повлияли на отчетность по страховым взносам в 2023 году. С 1 квартала будущего года 4-ФСС, как отдельный отчет, перестанет существовать. Последний раз привычную соцстраховскую форму, утвержденную приказом ФСС от 14.03.2022 № 80, работодатели будут сдавать по итогам 2022 года. Представить ее нужно в объединенный фонд, который начнет работу с начала будущего года.
Желательно не откладывать представление формы на последний день: из-за объединения ПФР и ФСС возможны разные технические перенастройки, что может приводить к сбоям и задержкам в приеме отчетности. Если процесс выдачи объединенным фондом квитанции о подтверждении приема 4-ФСС затянется и выйдет за границы предельной отчетной даты, судьбу штрафа придется решать в суде (Постановление АС Поволжского округа от 09.08.2022 по делу № А12-30896/2021).
Сведения из прежнего 4-ФСС, начиная с отчетности за 1 квартал, будут по-прежнему поступать в контролирующий орган, но уже в составе новой формы ЕФС-1 (раздел 2).
Представлять отчетность в соответствии с положениями Инструкции N 33н должны будут государственные (муниципальные) автономные и бюджетные учреждения, в отношении которых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Они должны будут составлять:
- квартальную бухгалтерскую отчетность — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
- годовую бухгалтерскую отчетность — на 1 января года, следующего за отчетным. При этом отчетным годом считается календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Однако Инструкцией N 33н предусмотрены особенности определения календарного года в отношении вновь созданных учреждений и учреждений, которые созданы в течение текущего года путем изменения их типа, а также автономных и бюджетных учреждений, которыми в течение финансового года принято решение об изменении их типа на казенное учреждение.
Так, для вновь созданных учреждений первым отчетным годом будет считаться период с даты их регистрации в установленном законодательством РФ порядке до 31 декабря года их создания.
В отношении государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, созданных в течение финансового года путем изменения их типа, первым отчетным годом, за который они должны формировать бухгалтерскую отчетность, в соответствии с Инструкцией N 33н будет считаться период с момента изменения типа по 31 декабря года их создания. Например, если учредителем бюджетного учреждения принято решение об изменении его типа с 01.07.2011, то первым отчетным годом будет считаться период с 01.07.2011 по 31.12.2011.
Для автономных и бюджетных учреждений, по которым в течение финансового года принято решение об изменении их типа на казенное учреждение, отчетным годом, за который следует формировать бухгалтерскую отчетность, в соответствии с Инструкцией N 33н считается период с начала финансового года, в котором принимается указанное решение (с даты регистрации в установленном законодательством РФ порядке при создании государственного (муниципального) бюджетного или автономного учреждения, с момента их создания путем изменения его типа) и до момента изменения типа государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения на казенное. Например, бюджетное учреждение нового типа создано на 01.01.2011, а с 01.07.2011 принято решение изменить его тип на казенное, в этом случае формировать бухгалтерскую отчетность в соответствии с Инструкцией N 33н данное учреждение будет за период с 01.01.2011 по 01.07.2011.
Особенности составления
Рассмотрим этапы технологии составления бухгалтерской отчетности:
- Подготовительный этап включает всесторонние проверки участков бухгалтерского учета учреждения. На данном этапе в организации создается специальная комиссия, которая осуществляет ревизии денежных средств и первичной документации, инвентаризацию имущества и задолженности.
- Корректировочный этап включает исправление выявленных ошибок и неточностей по результатам подготовительного этапа. Корректировка (исправление) должна быть оформлена должным образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
- Заключительный этап включает проведение заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета. Затем осуществляется перенос данных из учетных регистров в отчетные формы. Заключительная сверка контрольных соотношений бухотчетности.
Штрафы и ответственность
Если в течение установленного срока обязанность по предоставлению отчетности не исполнена, то есть компания не подала сведения вовремя, то контролирующий орган применит штрафные санкции. В большинстве случаев наказание — это административная ответственность в виде штрафов.
Сколько штрафов должны уплачивать нарушители сроков сдачи отчетных форм:
Вид отчета |
Штраф, санкция |
Основание (ссылка на НПА) |
---|---|---|
Налоговые декларации |
5% от суммы не уплаченных в срок налогов, взносов, подлежащих уплате по расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки. Максимум — 30% не уплаченных в срок взносов, минимум — 1000 руб. Декларация по налогу на прибыль за отчетный период или расчет авансовых платежей по налогу на имущество — 200 руб. |
П. 1 ст. 126 НК РФ П. 1 ст. 119 НК РФ |
Расчет по страховым взносам |
П. 1 ст. 119 НК РФ |
|
4-ФСС |
П. 1 ст. 26.30 закона № 125-ФЗ |
|
Справка 2-НДФЛ |
200 руб. — за каждую справку, предоставленную с просрочкой. |
П. 1 ст. 126 НК РФ |
Расчет 6-НДФЛ |
1000 руб. — за каждый полный или неполный месяц опоздания. |
П. 1.2 ст. 126 НК РФ |
СЗВ-М |
500 руб. — за каждое застрахованное лицо, сведения о котором отражаются в просроченной форме. |
Ст. 17 закона № 27-ФЗ |
СЗВ-СТАЖ |
||
Бухгалтерская отчетность |
За непредоставление в ИФНС — 200 руб. за каждую не сданную форму, которая входит в состав отчетности. |
П. 1 ст. 126 НК РФ |
Пояснительная записка (ф. 0503160)
В соответствии с п. 151 Инструкции N 191н пояснительная записка (ф. 0503160) оформляется казенным учреждением с периодичностью, установленной для таблиц (приложений) из ее состава. При этом в составе месячной отчетности подлежит формированию текстовая часть пояснительной записки (ф. 0503160) только в случае необходимости пояснения отдельных показателей месячной бюджетной отчетности.
Остановимся на тех приложениях (таблицах), которые заполняются при составлении квартальной отчетности.
Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164). Информация в форме содержит обобщенные за отчетный период данные о результатах исполнения бюджета казенным учреждением (п. 163 Инструкции N 191н). Данная форма пояснительной записки (ф. 0503160) составляется путем обобщения данных по исполнению на основании показателей отчета (ф. 0503127), сформированного на отчетную дату. В частности, по строкам 010, 200, 450, 500, 520, 620 отражаются показатели из аналогичных строк отчета (ф. 0503127). При этом графы 5 «Не исполнено», 6 «Процент исполнения» по строке 450 «Результат исполнения бюджета (дефицит/профицит)» не заполняются.
Формирование отчетности бюджетных и автономных учреждений
Начиная с отчетности за 2018 г. необходимо пользоваться обновленным порядком. Соответствующие изменения внесены в Инструкцию №33н (приказом Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н) и коснулись практически всех форм бухгалтерской отчетности:
- баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
- сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
- отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
- отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);
- сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
- справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
- отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
- разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).
В новом разделе 2 справки по форме 0503710 не только изменено название, но и добавлена графа «По счетам 0105ХХ440». В ней нужно отражать суммы по счетам 0 105 27 440, 0 105 37 440, 0 105 38 440 (дебет счета 0 401 10 131).
Изменения в Инструкцию № 191н (Приказ Минфина РФ от 30.11.2018 № 244н) опубликованы 28 декабря 2018 г. Применять новшества нужно с отчетности за 2018 г. Например, по обновленным формам следует составить следующие отчеты:
- справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
- отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
- отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);
- отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
- баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);
- сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
- сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
Государственные учреждения могут представлять бухгалтерскую отчетность за 2018 г. только в электронном виде. С 28 ноября 2018 г. по Закону о бухучете учреждения вправе составлять и представлять отчетность только в электронном виде. Поэтому они могут сделать так уже начиная с отчетности за 2018 г. Однако если учреждение по закону или договору обязано представлять бумажную отчетность, то придется изготовить ее бумажную копию. Напомним, ранее отчетность считалась составленной только после подписания руководителем ее бумажного экземпляра.
Поправки в НК РФ можно назвать техническими. Учреждения все так же должны представлять налоговикам годовую отчетность в электронном или бумажном виде не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ; Федеральный закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ).
Важные новости для бухгалтера бюджетной сферы за июнь
-
Федеральный закон от 22.11.2021 N 377-ФЗ
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.11.2021)
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
-
Федеральный закон от 25.10.2021 N 363-ФЗ
«Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»
-
Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 675
«О директоре Федеральной службы исполнения наказаний»
-
Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 674
«О Калашникове А.П.»
-
Распоряжение Президента РФ от 24.11.2021 N 332-рп
«О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 5 ноября 2019 г. N 380-рп»
-
Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2021 N 3308-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 22.02.2019 N 265-р»
-
Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3302-р
«О внесении изменений в распределение субвенций на социальные выплаты безработным гражданам»
-
Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3301-р
«О внесении изменений в распределение субвенций на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконур на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»
Уточнения для этих форм касаются исправления ошибок прошлых лет. Сама форма годовая. Но в ситуации, если мы исправляем ошибки прошлых лет, то обязаны представить ее по мере исправления ошибок.
Информация об изменении вступительного баланса в связи с исправлением ошибок отражается в графах 6 или 10. В графе 6 — если ошибка выявлена самостоятельно. В графе 10 — если ошибка выявлена по предписанию контрольных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В обновленных инструкциях по составлению отчетности уточнено, в корреспонденции с какими счетами должна быть исправлена ошибка, чтобы попасть в графу 6 или 10:
— в графе 6 отражается сумма изменений вступительного баланса, связанных с исправлением ошибок со счетами 304 86, 304 96, 401 18, 401 19, 401 28, 401 29;
— в графе 10 — со счетами 304 66, 304 76, 401 16, 401 17, 401 26, 401 27.
Также в обновленных положениях инструкций уточнено, что обороты по исправлению ошибок прошлых лет в отчетности отражаются согласно данным «Журнала операций по исправлению ошибок прошлых лет». Не забываем, что информация об исправлении ошибок отражается в этом регистре.
Установлены периодичность и сроки представления бюджетной отчетности в 2022 году
Семинар для бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений «Бухгалтерский (бюджетный) и налоговый учет в казенных, автономных, бюджетных учреждениях. Отчетность за 1 квартал 2022 года». В стоимость семинара включен обед. Возможно обучение в режиме онлайн (подключение к очной аудитории) или получить видеозапись семинара. Слушатели получают комплект нормативных документов. В программе возможны изменения и дополнения в связи с принятием новых нормативных актов.
- 1
Возможно обучение в режиме онлайн (подключение к очной аудитории) или получить видеозапись семинара. Слушатели получают комплект нормативных документов. В программе возможны изменения и дополнения в связи с принятием новых нормативных актов.
Казенные учреждения должны сдавать промежуточную месячную и квартальную отчетность и отчеты по итогам года. Отчетным периодом для организаций, созданных путем изменения типа государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения, устанавливается время с даты изменения типа (с даты включения созданного казенного учреждения в реестр получателей бюджетных средств) по 31 декабря года их создания.
Сроки предоставления утверждены Приказом Казначейства № 28н от 07.09.2021. Из него следует, что сроки сдачи годового отчета казенного учреждения за 2021 год — до 03.02.2022. Сроки предоставления консолидированной месячной отчетности в 2022 году — не позднее 11 рабочего дня месяца, следующего за отчетным (для главных администраторов).
Сведения в приказе касаются только главных распорядителей и администраторов средств федерального бюджета, которые определяют конкретные сроки направления отчетов для подведомственных казенных учреждений. Но запомните общее правило: отчитываться по итогам года необходимо не позже чем за 15 дней до срока отчетности учредителя. Обратите внимание, что в составе годовой отчетности есть квартальная и месячная. Ее сдают в течение года.
Сроки сдачи отчетности в 2022 и 2021 году
По итогам 2021 года в состав годовой бюджетной отчетности казенных учреждений входят:
-
Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130). Баланс формируют по пунктам 12-21 инструкции № 191н. Из последних рекомендаций Минфина и Федерального казначейства учтите:
- показатели по счетам 1 206 00 000, 1 210 05 000, 1 301 00 000, 1 302 00 000, 1 304 00 000 не могут быть отрицательными;
- причины наличия остатков на счетах 1 201 00 000, 3 201 20 000 разъясняют в текстовой части раздела 4 пояснительной записки;
- просроченную дебиторскую задолженность по расходам, в отношении которой проводите мероприятия по восстановлению, учитывают на 01.01.2022 по счету 1 13 02991 01 XX00 130 1 209 36 000. Отражать ее на счетах 1 206 00 000, 1 208 00 000 не надо.
-
Справка по консолидируемым расчетам (форма 0503125).
-
Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (форма 0503184). Данные предоставляют ежемесячно нарастающим итогом с начала года в составе бюджетной отчетности.
-
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503127). Показатели отчета должны формироваться по п. 52-59 инструкции № 191н.
-
Отчет о бюджетных обязательствах (форма 0503128). Документ формируется главными администраторами средств федерального бюджета на основании соответствующих отчетов, предоставленных подведомственными получателями бюджетных средств. Он составляется и предоставляется по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, и на иную отчетную дату, установленную финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в рамках осуществления им внутреннего финансового контроля в сфере своей деятельности. Учтите, что в графе 11 формы сейчас нельзя отражать отрицательный показатель.
-
Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121).
-
Отчет о движении денежных средств (форма 0503123).
-
Пояснительная записка (форма 0503160). Показатели сведений о движении нефинансовых активов (форма 0503168) формируются по бюджетной деятельности. Основа для заполнения — баланс в казенном учреждении (форма 0503130) и отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121). Данные предоставляются раздельно:
- по показателям движения нефинансовых активов, за исключением движения нефинансовых активов имущества казны (заполняются показатели раздела 1 и соответствующие показатели движения объектов на забалансовых счетах, отраженные в разделе 3);
- по показателям движения нефинансовых активов имущества казны (органами, осуществляющими полномочия собственников имущества казны, заполняются показатели раздела 2 и соответствующие показатели движения объектов на забалансовых счетах, отраженные в разделе 3).
Кроме того, при формировании сведений о финансовых вложениях (форма 0503171) в графе 1 «Номер (код) счета бюджетного учета» указываются номера счетов бюджетного учета, содержащие в соответствующих разрядах код группы, подгруппы, статьи классификации источников финансирования дефицита бюджетов, код раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. В сведениях подлежат отражению, в том числе, показатели счета 1 215 33 000 «Вложения в государственные (муниципальные) учреждения» — при наличии незавершенных вложений, сформированных при осуществлении полномочий госзаказчика по бюджетным инвестициям.
Сведения об изменении остатков валюты баланса (форма 0503173) предоставляются раздельно по видам деятельности (бюджетная деятельность, приносящая доход деятельность, деятельность со средствами, поступающими во временное распоряжение).
Бухгалтерская отчетность организации в 2021-2022 годах
Начиная с отчетности за I квартал 2016 бюджетные (автономные) учреждения формируют сведения по дебиторской и кредиторской задолженности по обновленной форме. По сравнению с формой, действовавшей в 2015 году, сведения дополнились разделом 3 «Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности».
Сведения (ф. 0503769) составляются раздельно по видам деятельности (кодам видов финансового обеспечения 2, 4, 5, 6, 7) и видам задолженности (дебиторская, кредиторская) в соответствии с п. 69 Инструкции № 33н.
Несмотря на то, что обновленные сведения (ф. 0503769) бюджетными (автономными) учреждениями уже представлялись, считаем необходимым отметить некоторые особенности их заполнения, установленные в п. 4, 4.4 Письма № 15237/178:
1. В графе 1 раздела 1 указываются номера счетов бухгалтерского учета (26 знаков) с учетом изменений структуры номера счета в соответствии с обновленными Указаниями 65н[2]. При этом в 1 – 17-м разрядах номеров счетов бюджетными (автономными) учреждениями проставляются нули.
2. В графах 2 – 4 «На начало года» раздела 1 показатели формируются с учетом переноса остатков, произведенного в межотчетный период в соответствии с положениями Письма Минфина РФ от 14.03.2016 № 02-07-07/14989.
3. Показатели граф 5 – 8 раздела 1 формируются начиная с отчетности на 01.07.2016.
4. Раздел 2 заполняется в разрезе кодов счетов бухгалтерского учета, даты возникновения (мм.гггг) и исполнения по правовому основанию (мм.гггг). Информация в разрезе дебиторов/кредиторов не представляется, показатели граф 5 – 8 раздела 2 в отчетности 2016 года не заполняются.
Сведения (ф. 0503779) формируются в 2016 году согласно положениям п. 74 Инструкции № 33н, а также с учетом следующих особенностей, установленных в п. 4.3 Письма № 15237/178:
1. В графе 1 раздела 1 «Счета в кредитных организациях» следует указывать номера банковских счетов.
2. Показатель по счету 0 210 03 000 отражается в разделе 1.
3. По счетам, отражаемым в разделе 2 «Счета в финансовом органе», а также по счету 0 210 03 000, отраженному в разделе 1, графа 1 не заполняется.
* * *
В заключение обратим ваше внимание на то, что Приказом Минфина РФ от 12.05.2016 № 60н утверждены дополнительные формы годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, представляемые федеральными бюджетными и автономными учреждениями, а также инструкция по их составлению и представлению:
- сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790) (годовая);
- расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам) (ф. 0503793) (квартальная).
Предполагается, что указанные дополнительные формы необходимо будет представлять начиная с отчетности на 01.01.2017 (то есть в составе годовой отчетности за текущий 2016 год). Однако данный приказ еще только направлен на регистрацию в Минюст, за время которой, как мы знаем, все может поменяться, в том числе могут быть обозначены новые, более ранние, сроки сдачи такой отчетности. Подробнее о дополнительных формах отчетности читайте в следующих номерах журнала.
[1] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.
[2] Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.
Бухгалтерская отчетность — это совокупность данных, отражающих результаты деятельности предприятия за конкретный период. Отчетность строится на основе данных бухгалтерского учета. Цель бухгалтерской отчетности — предоставление информации собственникам компании, инвесторам и государственным органам. Для бухгалтерской отчетности установлены определенные требования. Подробнее о них вы узнаете из статьи «Каким требованиям должна удовлетворять бухотчетность».
Выделяют следующие виды бухгалтерской отчетности:
- Статистическую — для органов статистики. Ее непредставление в установленный срок грозит компании штрафом. Подробности — здесь.
- Управленческую. Используется руководством компании для контроля, управления и повышения эффективности работы предприятия. Для подготовки управленческой отчетности применяются специфические методы учета. Рекомендуем нашу статью «Управленческий учет на предприятии — примеры таблицы Excel».
- Непосредственно бухгалтерскую отчетность как систему данных об имущественном и финансовом положении предприятия и результатах хозяйственной деятельности за период (месяц, квартал, год). О ней вам расскажет подборка материалов данной рубрики.
Регламентирует порядок составления и формы бухгалтерской отчетности приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Кроме того, при составлении отчетности бухгалтеры опираются на ПБУ и нормативно-правовые акты Росстата.
Формы бухгалтерской отчетности в 2019 году следующие:
- Бухгалтерский баланс. Показывает размер активов и обязательств компании.
- Отчет о финансовых результатах. Демонстрирует доходы и расходы компании, а также окончательный финансовый результат (прибыль или убыток).
- Отчет об изменениях капитала. Характеризует движение капитала фирмы за отчетный период.
- Отчет о движении денежных средств. Включает информацию об их источниках и использовании.
- Отчет о целевом использовании средств. Заполняется, как правило, некоммерческими организациями для предоставления информации о взносах и прочих безвозмездных поступлениях.
ВАЖНО! С 01.06.2019 действую�� новые бланки бухотчетности в редакции, утвержденной приказом Минфина от 19.04.2019 №61н.
Нововведения следующие:
- Во всех формулярах данные необходимо указывать в тысячах рублей, т.к. единица измерения «млн.руб.» исключена.
- Вместо ОКВЭД следует использовать ОКВЭД 2.
- В бухбалансе появились строки для указания информации о том, подлежит ли фирма обязательному аудиту, а также о фирме (ИП) аудиторе и их реквизитов.
- В отчете о финансовых результатах изменились наименования некоторох строк, а часть строк и вовсе исключена.
- В некоторых отчетах изменены коды ОКУД.
Подробнее об изменениях читайте здесь.
См. также «Заполнение формы 3, 4 и 6 бухгалтерского баланса».
Состав предоставляемых форм бухгалтерской отчетности организации 2019 года зависит от размера фирмы, ее организационно-правовой формы и осуществляемой деятельности. Самым важным отчетом является бухгалтерский баланс. Подробнее о нем вы можете прочесть в этой статье.
Баланс составляется за отчетный период и содержит данные еще за 2 предыдущих года. Для чего это делается, читайте в статье «Бухгалтерский баланс предприятия за 3 года (нюансы)».
Раньше компании были обязаны прикладывать к бухгалтерскому балансу пояснительную записку. Согласно закону «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ в 2019 году пояснительная записка в состав обязательной бухгалтерской отчетности не входит, однако в некоторых случаях данные нуждаются в комментариях. Рекомендуем вам изучить статью «Составляем пояснительную записку к бухгалтерскому балансу (образец)», которая при необходимости поможет составить грамотное пояснение к бухгалтерской отчетности.
Еще одним документом, позволяющим проанализировать бухгалтерскую отчетность, является приложение к бухгалтерскому балансу. Здесь вы узнаете, как правильно его составить.
Некоторые организации (кредитные, страховые компании, фирмы, размер активов у которых больше 60 млн руб. или сумма выручки свыше 400 млн руб., и ряд других компаний) должны включать в состав бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. Узнать, должны ли вы проводить процедуру обязательного аудита, можно здесь.
А вот для акционерных обществ аудит бухгалтерской отчетности обязателен. Читайте об этом в статье «Под обязательный аудит теперь подпадают все АО».
Как проводится аудит бухгалтерской отчетности и на какие показатели следует обратить внимание, читайте в статье «Аудит учета финансовых результатов (нюансы)».
Формирование отчетности по итогам периода пройдет быстро, если в течение всего отчетного периода факты хозяйственной жизни на предприятии фиксировались правильно, вовремя и в полном объеме. Подготовка бухгалтерской отчетности — этап, на котором бухгалтер проверяет правильность отражения в учете хозяйственных операций.
Рассмотрим, как отражаются в бухгалтерской отчетности отдельные участки учета на предприятии:
- Начнем с актива баланса. О том, как отразить в бухгалтерском балансе основные средства, вам расскажет эта статья.
- При раскрытии информации об основных средствах, нематериальных активах и НИОКР возникают определенные нюансы. Если у вас есть имущество на счете 08, вам будет полезна статья «По какой строке отразить в бухгалтерском балансе сальдо счета 08?».
- Как отражается в балансе основное производство, по каким критериям разделяют прямые и косвенные затраты и как учитывается незавершенное производство, читайте в этой статье.
- Итогом производственной деятельности предприятия является готовая продукция. В этой публикации мы разъясняем порядок отражения готовой продукции в балансе в зависимости от учета по фактической или нормативной себестоимости.
- У бухгалтеров могут возникнуть вопросы по поводу учета входящего НДС, а также НДС в составе авансов. Мы подготовили вам в помощь статью «Как отражается НДС в бухгалтерском балансе».
- В каких формах бухгалтерской отчетности находит отражение задолженность предприятия и по каким правилам она отражается, читайте в статье «Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности — образец».
- Перед составлением бухгалтерской отчетности нужно провести инвентаризацию. Как это сделать, читайте здесь
- Финальная стадия подготовки бухгалтерской отчетности — реформация баланса. Что это такое, вы узнаете из публикации «Как и когда проводить реформацию бухгалтерского баланса».
После тщательной проверки всех участков учета бухгалтер приступает непосредственно к оформлению бухгалтерской отчетности.