Штрафы за нарушения экологического законодательства в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за нарушения экологического законодательства в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Экологический сбор платят производители и импортеры товаров из Перечня, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, если они не утилизируют отходы от использования таких товаров (п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

За неуплату в срок экологического сбора придется заплатить штраф

Сбор платится ежегодно в срок не позднее 15 апреля (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). В случае неисполнения этой обязанности орган Росприроднадзора вправе взыскать задолженность в судебном порядке. Для этого плательщику направляется требование о добровольном перечислении суммы сбора. Если в течение 15 календарных дней с даты получения требования плательщик его не исполняет, проверяющие вправе обратиться за взысканием недоимки в суд (п. 25 Порядка, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Это правомочие за ведомством сохранено. Однако теперь орган Росприроднадзора может взыскать также штраф за неуплату в срок экологического сбора. В КоАП РФ добавлена статья 8.41.1 с размерами санкций за указанное правонарушение.

Сумма штрафа составляет в отношении:

  • должностных лиц — от 5 000 до 7 000 руб.;
  • индивидуальных предпринимателей — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 250 000 руб.;
  • организаций — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 000 руб.

Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица. В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельностью.

Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.

Опасные химикаты и т .п.

Новая статья 8.22 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов»
Часть статьи Нарушение Санкция
1 Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов Штраф:
  • физлица: 5000 – 10 000 руб.;
  • должностные лица: 30 000 – 50 000 руб.;
  • ИП: 70 000 – 100 000 руб.;
  • юрлица: 100 000 – 200 000 руб.
2 Действия/бездействие, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшее причинение вреда здоровью человека и/или вреда окружающей среде Штраф:
  • физлица: 10 000 – 20 000 руб.;
  • должностные лица: 60 000 – 100 000 руб.;
  • ИП: 200 000 – 300 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юрлица: 200 000 – 400 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
3 Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи Штраф:
  • физлица: 10 000 – 20 000 руб.;
  • должностные лица: 50 000 – 80 000 руб.;
  • ИП: 100 000 – 150 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юрлица: 150 000 – 250 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отчетность по отходам

Новая статья 8.51 «Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год»
Часть статьи Нарушение Санкция
1 Несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год Штраф:
  • должностные лица: 3000 – 6000 руб.;
  • ИП: 50 000 – 70 000 руб.;
  • юрлица: 70 000 – 150 000 руб.
2 Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме или содержащей недостоверные сведения Штраф:
  • должностные лица: 3000 – 6000 руб.;
  • ИП: двукратная ставка сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, уплачиваемого ЮЛ и ИП, осуществляющими производство товаров на территории РФ, юридическими лицами и ИП –импортёрами товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств – членов ЕАЭС, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, в части их количества, упаковки товаров, по которым не достигнут норматив утилизации отходов от использования товаров, но не менее 100 000 руб., или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юрлица: двукратная ставка сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, уплачиваемого ЮЛ и ИП – производителями на территории РФ, ЮЛ и ИП – импортерами товаров из третьих стран или ввоз товаров из ЕАЭС, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, в части их количества, упаковки товаров по которым не достигнут норматив утилизации отходов от использования товаров, но не менее 250 000 руб., или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

Отсутствующая природоохранная документация, нарушения Основание, статья КоАП Размер штрафа, тыс. руб.
Документ, подтверждающий проф. подготовку должностных лиц; Проект СЗЗ; Мониторинг точек СЗЗ. Ст. 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. физ. лица – от 1 до 2; должностные лица и ИП – от 2 до 5; юр. лица – от 20 до 100
Паспорта опасных отходов; Журнал учета отходов; ППК; Отчет МСП; Лицензия по обращению с опасными отходами. Ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами физ. лиц – от 1 до 2; долж. лица – от 10 до 30, ИП – от 30 до 50 или АПД* до 90 суток; юр. лица – от 100 до 250 или АПД* до 90 суток
ГЭЭ. Ст. 8.4. ч. 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы физ. лица – от 1,5 до 2; долж. лица – от 5 до 10; юр. лица – 50 до 100
Осуществление деятельности не соответствующие ГЭЭ. Ст. 8.4 ч. 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы физ. лица – от 2 до 2,5; долж. лица – от 5 до 10; юр. лица – 50 до 150
Справки о вывозе мусора; Продление лимитов на размещение отходов; Сокрытие информации о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. Ст. 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации физ. лица – от 0,5 до 1; долж. лица и ИП – от 1 до 2; юр. лица – от 10 до 20
НДС; Разрешение на сброс; 2-ТП водхоз; Декларация по составу и качеству сточных вод. Ст. 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты физ. лица– от 5 до 1; долж. лица – от 10 до 20 ИП – от 20 до 30 или АПД* до 90 суток; юр. лица – от 80 до 100 тысяч рублей или АПД* до 90 суток.
Проект ПДВ; Разрешение на выбросы; 2-ТП воздух. Ст. 8.21. ч. 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения физ. лица – от 2 до 2,5; долж. лица – от 40 до 50; ИП – от 30 до 50 или АПД* до 90 суток; юр. лица – от 180 до 250 или АПД* до 90 суток.
Специальное разрешение на выброс. Ст. 8.21. ч. 2 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него физ. лица – от 1,5 до 2; долж. лица– от 10 до 20; ИП – от 30 до 50; юр. лица – от 80 до 100
Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Ст. 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду долж. лица – от 3 до 6; юр. лица– от 50 до 100
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Ст. 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений долж. лица – от 5 до 20; долж. лица – от 30 до 100
КЭР Ст. 8.47. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения долж. лица — от 4 до 10; юр. лица — от 50 до 100
2- ТП Отходы. Ст. 13.19. Непредоставление первичных статистических данных долж. лица — от 10 до 20; юр. лица — от 20 до 70 Повторное правонарушение: Долж. лица – от 30 до 50; юр. лица – от 100 до 150
*АДП — административное приостановление деятельности
Читайте также:  Основные права несовершеннолетних детей в России

Санкции за другие нарушения

Кроме этого, комментируемым законом введены статьи, в которых установлена ответственность за нарушение требований:

  • в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2 КоАП РФ);
  • в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ);
  • в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ);
  • в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ);
  • санитарно-эпидемиологических при обращении с отходами производства и потребления (ст. 6.35 КоАП РФ).

Эколого-правовая ответственность и ее виды

  • Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:
  • — как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;
  • — как правоотношения между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

— как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.).

Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом.

Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды.

Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

  1. Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.
  2. Для экологического правонарушения характерно наличие двух элементов:
  3. — противоправность поведения;
  4. — причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.

Эффективность действия данного средства во многом зависит прежде всего от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.

В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия — административную и гражданско-правовую.

Госдума не поддержала законопроект об увеличении штрафов за загрязнение окружающей среды

Депутаты Госдумы в ходе заседания отклонили в первом чтении законопроект, направленный на усиление ответственности за загрязнение окружающей среды.

«Проектом Федерального закона вносятся существенные изменения в регулирование ответственности за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», — говорится в пояснительной записке.

По словам члена комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Зарифа Байгускарова («Единая Россия»), предлагаемые размеры штрафов превышают максимально установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях.

«Законопроектом не учтены общие положения Кодекса РФ об административных правонарушениях. Законопроектом предусматривается и приостановление деятельности предприятия, и большой штраф, что недопустимо», — заявил З.Байгускаров.

Кроме того, одна из предлагаемых норм проекта вступает в противоречие со статьей Уголовного кодекса РФ. Помимо этого, нет обоснования недостаточности уже применяемых штрафов.

Документом предлагалось ввести повышенную ответственность за загрязнение отдельных категорий земель: земель лесного фонда, водного фонда и особо охраняемых природных территорий либо их охранных зон (округов) (ст. 8.13, 8.31 и 8.39 КоАП РФ). Кроме того, проектом предусматриваются дополнительные меры ответственности за вышеуказанные нарушения.

Помимо этого, проектом предполагалось введение в КоАП РФ статьи, которая говорит об ответственности за сброс отходов производства и потребления (в том числе бытовых отходов мусора) за пределами специально отведенных и оборудованных для этих целей территорий, кроме случаев, установленных ст. 8.13,8.2, 8.31, 8.39 КоАП РФ.

«Также предусматривается ответственность за неисполнение обязанностей по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, по контролю за состоянием и воздействием на окружающую среду и проведению работ по восстановлению нарушенных земель после окончания эксплуатации объектов размещения отходов, по подтверждению отнесения отходов I-IV класса опасности к конкретному классу опасности, по организации и осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами», — уточняется в пояснительной записке.

Кроме того, предлагалось ввести статью, регламентирующую ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, хранению и захоронению отходов производства и потребления.

«В случае, если такие действия повлекли опасность для жизни и здоровья граждан или создали такую угрозу, устанавливается более серьезная ответственность: штрафы до 500 тыс. руб., административное приостановление деятельности хозяйствующего субъекта, а также конфискация орудия совершения административного правонарушения», — говорится в пояснительной записке

Документ на рассмотрение нижней палаты парламента внес первый заместитель председателя комитета Госдумы по контролю и регламенту Олег Нилов («Справедливая Россия»).

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Источник:

Делаю ремонт. Куда выбрасывать мусор и нужно ли за это доплачивать?

Я затеяла небольшой ремонт в квартире. Никаких сносов стен, просто хочу обновить мебель и технику по мелочи.

В связи с этим возник ряд вопросов. Могу ли я выносить мебель и старую технику на площадку для мусора рядом с домом? Нужно ли за это доплачивать? А если снести стену между ванной и туалетом, что тогда делать с кусками стены?

Читайте также:  Крымчанам рассказали, как платить за капремонт без платежек

В интернете однозначного ответа не нашла. Буду рада, если поможете.

Ольга

Но если будете сносить стены, то строительный мусор, например бетонные блоки и куски кафеля, придется вывозить самостоятельно или договариваться с компанией, которая заберет его за отдельную плату. Это может быть региональный оператор, который вывозит обычный мусор, управляющая компания или сторонняя организация.

В квитанциях за ЖКУ есть отдельная строка «Обращение с ТКО». Это и есть плата за вывоз мусора.

Получается, что помимо обычного мусора вы можете вынести на мусорную площадку рядом с домом крупногабаритную мебель и технику и ничего за это не доплачивать. Еще можно бесплатно выставить эти вещи на «Авито»: кому-то они могут пригодиться, а вам не придется самостоятельно нести их вниз.

Все о том, как жить в РоссииИ взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Чтобы разобраться с мусором от ремонта, нужно сначала понять разницу между текущим и капитальным ремонтом.

Полвека назад министр коммунального хозяйства РСФСР утвердил разделение бытовых отбросов и строительного мусора. По приказу Минкоммунхоза РСФСР отбросы после текущего ремонта квартир отнесли к бытовому мусору жилых зданий. Крупные предметы домашнего обихода, в том числе старая мебель, также считались бытовым мусором.

То есть старые обои вы можете выкинуть бесплатно. Но строительный мусор после капитального ремонта оставлять на площадке с контейнерами нельзя, потому что она оборудована только под бытовой мусор. Если затеяли серьезный ремонт, вы обязаны сами или через УК связаться с организацией, которая вывезет образовавшийся мусор.

В случае с бытовым мусором за собственников уже посчитали, сколько мусора они выбросят и сколько будет стоить вывоз. Получается, выбросить старые обои или смеситель вы можете без доплаты: это мусор после текущего ремонта, то есть ТКО, за вывоз которого вы уже платите по квитанции.

Но за выброшенные пеноблоки, оконные рамы и двери нужно доплачивать, поскольку мусор от капитального ремонта не включен в норматив регионального оператора.

Заплатить за его вывоз можно любой компании, предлагающей такую услугу, в том числе региональному оператору. Стоимость вывоза строительного мусора потребители и исполнители каждый раз определяют заново.

Могут вывезти из квартиры или двора, 50 килограмм или тонну — все это повлияет на стоимость.

Другое дело, что доказать, кто именно нарушил закон, выбрасывая мусор, сложно. Но лучше не рисковать и все делать по закону.

Мусор от текущего ремонта квартир тоже входит в состав ТКО: выбросить старые обои можно без доплаты.

Строительный мусор от капитального ремонта — паркет, плитка, бетон — не относится к ТКО и не входит в зону ответственности регионального оператора. За его вывоз отвечает собственник, который затеял ремонт.

Вывезти строительный мусор можно по отдельному договору с регоператором или специализированной компанией за дополнительную плату. За неправильное обращение с отходами предусмотрен административный штраф.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Административная ответственность

В этом подпункте следует выделить такие положения, как характеристика административных правонарушений; административные взыскания; эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды.

Согласно КоАП РФ административным проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Она наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Характеристика административных правонарушений. КоАП РК группирует экологические правонарушения по нескольким направлениям и в нескольких главах. Проступки, посягающие на государственную собственность (гл. 7), включают нарушения прав на недра, воды, леса, животный мир (ст. 7.10, 7.11).

Административные правонарушения в области охраны окружающей среды предполагают посягательства на ряд природных ресурсов (гл. 8):

В Законе РК об охране окружающей природной среды предусматриваются экологические правонарушения, имеющие общий, масштабный характер, например:

  • — невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы;
  • — неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;
  • — превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней радиационного воздействия, шума, вибрации, магнитных полей;
  • — незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью;
  • — производство и использование запрещенных химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на озоновый слой Земли.

В КоАП и иных казахстанских законах предусматриваются следующие административные взыскания:

  • -предупреждение; штраф;
  • -возмездное изъятие либо конфискация предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ружья, рыболовной сети, туши убитого животного);
  • -лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права охоты, рыбной ловли, управления автомототранспортом, ограничение или лишение права природопользования);
  • -приостановление или закрытие предприятия, отрицательно влияющего на окружающую среду, или изъятие природного объекта из пользования (последние меры воздействия зачастую выделяются в отдельную, специфическую эколого-правовую ответственность);
  • -исправительные работы и административный арест (последние два вида в области охраны окружающей среды не применялись).

О новых штрафах за нарушения экологического законодательства

Отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля сдают ЮЛ и ИП в рамках программы экологического контроля, в случае эксплуатации объектов НВОС I — III категорий.

Программа ПЭК разрабатывается и утверждается непосредственно предприятием и, по сути, является внутренним документом организации. Другие утверждения данной программы законодательством не требуются.

Программа ПЭК и отчетность не требуется от объектов IV категории НВОС и некатегорийных объектов.

В основе ПЭК лежат данные из проектов ПДВ, НООЛР, НДС, отчеты инвентаризации выбросов, сведения об источниках образования и объектах размещения отходов. Программа разрабатывается для планирования мониторинга НВОС: выбросов, сбросов и объектов размещения отходов. Также ПЭК должна содержать перечень мероприятий в целях ООС, описание методов документирования информации и хранения данных по ООС.

С 2018 года необходимо ежегодно отчитываться по выполнению программы ПЭК. Отчет необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора Санкт-Петербурга. Срок подачи отчетности — ежегодно до 25 марта текущего года.

В отчет необходимо включить следующую информацию:

  • Об ответственных сотрудниках за проведение ПЭК в компании;
  • Об организации экологических служб на объектах;
  • О технологиях, используемых на предприятии;
  • О результатах проведенного ПЭК за год.

В отчетность потребуется включить копии протоколов лабораторных исследований компонентов окружающей среды.

За несоблюдение действующего природоохранного законодательства, как правило, наступает административная ответственность. В этом случае могут быть применены следующие виды наказания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискация незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельности.

КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на 90 суток, за несоблюдение природоохранного законодательства.

Если же правонарушение квалифицируется как экологическое преступление, в результате правонарушение был нанесен существенный вред флоре и фауне, либо нанесен вред здоровью людей, может наступить и уголовная ответственность, с мерой пресечения вплоть до лишения свободы.

Для успешного прохождения проверки необходимо иметь документальное подтверждения того, что осуществляемая деятельность соответствует экологическим требованиям. В Российском законодательстве предусмотрен дифференцированный подход к объектам природопользования, в зависимости от степени оказываемого ими негативного воздействия на окружающую природную среду. Наиболее жесткие требования предъявляются к объектам I и II категории, соответственно для III и IV категории требования мягче.

Для каждого предприятия список разрабатываемой экологической документации свой и зависит от специфики деятельности предприятия, ну и конечно категории объектов негативного воздействия на ОС. В общих же чертах список документации можно представить так:

  • Паспорта опасных отходов (ОО);
  • Таблицы и журналы учета в области обращения с ОО;
  • Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении
  • отходов;
  • Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
  • воздух;
  • Копии документов о прохождении обучения должностных лиц;
  • Комплексное экологическое разрешение;
  • Декларация о воздействии на окружающую среду (ОС);
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК);
  • Технологические нормативы;
  • Нормативов допустимых выбросов (ПДВ), нормативов допустимых сбросов
  • (НДС);
  • Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР);
  • Программа повышения экологической эффективности;
  • План мероприятий по охране окружающей среды;
  • Разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • Отчеты № 2-ТП (воздух) № 2-ТП (водхоз); 2-ТП (отходы);
  • Отчеты № 4-ОС, № 2-ОС;
  • Сведения 6.1, 6.2, 6.3;
  • Сведения 3.1, 3.2, 3.3.
Читайте также:  В Беларуси с 1 января повысят пенсионный возраст. На сколько?

На организацию может быть наложен административный штраф, если в ходе плановой или не плановой проверки были выявлены следующие нарушения:

  • отсутствует необходимая природоохранная документация;
  • лица, допущенные до работ по обращению с опасными отходами, не пошли
  • соответствующее обучение;
  • не ведутся журналы;
  • нет приказов о назначение ответственных лиц; несвоевременно была
  • предоставлена отчетность или плата за негативное воздействие на окружающую
  • среду;
  • выявлены факты несанкционированного загрязнения атмосферного воздуха,
  • почвы, водоемов;
  • и т. д.

Законодательно предусмотрены и другие меры воздействия на природопользователя, организация может понести экономические потери при оплате экологических платежей. Если фактическое количество образующихся отходов превышает полученные ранее лимиты, либо не соответствует поданной декларации, либо выявлен факт размещения отходов сверх отчетной документации, то в данном случае будет применено пятикратное увеличение платежа, а с 2020 года платеж будет увеличиваться в 25 раз. Придется оплачивать платежи в 25-ти кратном размере и в случае, если фактические выбросы либо сбросы загрязняющих веществ, превышают уста��овленные ранее в КЭР или декларации.

В состав экологического правонарушения входят такие действия:

  • Засорение или истощение подземных вод и источников, нанесение им вреда, повлекшее за собой изменение их природных качеств. Особенно, если оно несет в себе опасность для животного и растительного близлежащего окружения.
  • Нарушение норм допустимых выбросов в атмосферу разнообразных вредных веществ или неправильная эксплуатация технических устройств и сооружений, повлекшая за собой загрязнение или изменение свойств воздуха.
  • Загрязнение морей и водных источников вследствие сброса веществ и материалов, которые имеют вредоносное воздействие на состояние здоровья человека или других живых ресурсов.
  • Отравление или загрязнение земельных площадей вредоносными продуктами хозяйственной деятельности вследствие неправильного использования и применения удобрений или ядохимикатов, а также возникшие вследствие неаккуратной их транспортировки.
  • Уничтожение или нанесение ущерба естественному или искусственно созданному лесному фонду в результате неправильного или неаккуратного обращения с огнем или другими источниками потенциальной опасности.
  • Незаконная вырубка леса или уничтожение отдельных видов растительной их части, совершенные в значительных размерах, нарушающие общий баланс природной среды.
  • Незаконная охота или истребление животных, нанесение ущерба в крупных размерах, а также с применением транспортных средств или взрывчатых веществ, отравляющих газов, применяемых в отношении фауны лесов и заповедников.
  • Незаконный вылов рыбы или морских млекопитающих, а также растительности, если они влекут за собой нанесение крупного ущерба и производятся с использованием самоходных транспортных средств, химических или взрывчатых веществ.
  • Производство лесоповала, сооружение незаконных строительных конструкций (дамб, мостов), если они повлекли за собой массовую гибель рыбы и других существ водной среды.
  • Производство вредных для окружающей среды отходов, их неправильная транспортировка и хранение, а также утилизация с помощью выброса в окружающую среду.
  • Незаконное или неаккуратное обращение с материалами радиоактивного воздействия.
  • Нарушение норм безопасности и санитарных правил, которые установлены действующим федеральным законодательством.

Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Как указывалось выше, по виду ответственности экологические правонарушения подразделяются на три категории:

  • преступления в области экологии. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ряд специальных составов преступлений в области экологического права, объектом которых является природная среда либо субъекты в области экологического права. Данная категория правонарушений предусматривает санкции не только в виде возмещения вреда природной среде, но и наступление для виновного лица особых последствий – судимости. Привлечение к уголовной ответственности осуществляется судами общей юрисдикции, а расследование уголовного правонарушения в области экологического права проходит по общим правилам, предусмотренным УПК РФ.
  • административные и дисциплинарные правонарушения. КоАП РФ также содержит определенный перечень составов правонарушений в области экологического права. В отличие от уголовной ответственности, в данном случае речь идет о совершении правонарушений, не повлекших столь тяжелого вреда объектам природного мира. Дело об административном правонарушении рассматривают суды, либо уполномоченные органы.
  • гражданско-правовые правонарушения. За совершение указанных правонарушений предусмотрена гражданская ответственность, которая может заключаться либо в обязании виновного лица возместить причиненный ущерб с уплатой определенных штрафных санкций, либо в обязательстве совершить определенных действия (воздержаться от совершения действий). В отношении виновного лица с исковым заявлением имеет право обратиться уполномоченный государственный орган. Привлечение к ответственности виновного лица производится судами общей юрисдикции либо арбитражным судом, как в виде имущественной ответственности, так и в виде обязательства к совершению определенных действий, либо воздержаний от действий.

Юридическая ответственность

Виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарная, административная или материальная, а также в случае с преступлениями – уголовная. Привлечение к любому из видов такой ответственности не освобождает субъекта от возмещения нанесенного вреда и других видов денежных взысканий и компенсаций.

Субъектами, привлекаемыми к уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности, могут являться только физические лица. Тогда как административная ответственность за экологические правонарушения, а также гражданско-правовая наступает для физических и юридических лиц.

По действующему законодательству, привлечены к ответственности могут быть лица, достигшие 16-ти лет. В соответствии с гражданским судопроизводством, несовершеннолетние несут ограниченную ответственность начиная с 15 и до 18 лет. А по наступлению совершеннолетия – полную.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения наступает в случае совершенного оконченного преступления и не может быть присуждена за попытку его совершения или подготовку, а также покушение на преступление, если оно не было окончено.

Увеличение размера штрафов

Считаю своим долгом сообщить, что

22 ноября 2018 г. состоялось заседание Комитета Совета Федерации по природопользованию, где был рассмотрен и поддержан проект федерального закона N 507370-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, предлагается увеличение штрафных санкций по статьям 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов) и 8.14 (нарушение правил водопользования).

Например, максимальный размер административного штрафа предлагается поднять:

  • в 5 раз — в части 1 ст.8.13 (с 20 до 100 тыс.руб.);
  • в 5 раз — в части 1 ст.8.14 (с 20 до 100 тыс.руб.)

А 23 ноября вступило в силу положение Федерального закона №407-ФЗ от 12 ноября 2018 г.

Охрана окружающей среды и экологический сбор

Помимо этого, изменения коснулись ответственности за нарушение требований охраны окружающей среды. Введены в действие составы административных правонарушений при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ), при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ), при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ).

Также организациям нужно учесть, что действующая статья 8.7 КоАП РФ дополнена частями 3 и 4, которыми предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления, а также ответственность за применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *