Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: как вести учет основных средств бюджетной организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с новым стандартом, утвержденным Приказом Минфина № 257н от 31.12.2016, основные средства понимаются как материальные ценности (активы) вне зависимости от их стоимости, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев. Они предназначены для постоянного многократного употребления с целью выполнения организацией возложенных на нее функций. Имущественные объекты могут принадлежать учреждению как по праву оперативного управления, так и по праву владения или пользования имуществом.
Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств», такие средства не подлежат последующей перепродаже и предполагают использование с целью получения в будущем экономической выгоды (п. 4 ПБУ 6/01).
В аналитике за единицу учета таких средств принимается инвентарный объект — ИО (п. 6 ПБУ 6/01). Если первоначальная стоимость ИО ниже 40 000,00 рублей, то они могут учитываться в качестве материально-производственных запасов. Стоимостные границы организация определяет в своей политике самостоятельно.
Законодательно основные средства регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:
- Гражданский кодекс РФ.
- Налоговый кодекс РФ.
- 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.
- ПБУ 6/01.
- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств — Приказ Минфина от 13.10.2003 № 91н.
- Приказ Минфина России об утверждении федерального стандарта от 31.12.2016 № 257н.
Как определить амортизационную группу и выбрать метод начисления амортизации
Основные средства необходимо ежемесячно амортизировать — вычитать из стоимости фонда определенную сумму на текущие издержки. Земельные участки и объекты природопользования (недра, водные ресурсы и т. п.) не подлежат амортизации в учете, так как они не изнашиваются и не теряют своих потребительских свойств.
По общим правилам бухучета специалист может воспользоваться следующими способами амортизации:
- Линейный — ежемесячно списывается одна и та же сумма отчислений.
- Способ уменьшаемого остатка — сумма отчислений устанавливается согласно остаточной стоимости на начало отчетного года и нормативов амортизации, полученной при применении коэффициента ускорения. Величина индекса в учете основных фондов не может превышать значение 3,0.
- Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — амортизационные отчисления рассчитываются ежегодно, исходя из общего количества лет эксплуатации основного средства и количества оставшихся лет до завершения периода.
- Способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ — ежемесячная сумма списания определяется в учете основных фондов по количеству единиц товаров, выпущенных каждый месяц, а также совокупного планового объема за весь период эксплуатации.
Способы амортизации выбираются бухгалтером для каждой группы основных активов в учреждении и применяются на протяжении всего эксплуатационного периода, то есть срока полезного использования.
При налоговом учете действуют только линейный и нелинейный методы амортизации, которые применяются для всех основных объектов, зарегистрированных в организации. При этом выбранную методологию для амортизации можно менять в ходе эксплуатации.
Бухгалтерские записи по списанию амортизационных отчислений составляются ежемесячно в размере суммы годовых амортизационных списаний, разделенных на 12 месяцев.
Для проведения амортизационных отчислений в НКО применяется счет 02 «Амортизация основных средств». В бюджетном учете используются следующие счета:
- 0 106 00 000 — для объектов основных средств, задействованных в капитальном строительстве;
- 0 109 00 000 — если амортизационные отчисления основного средства участвуют в формировании себестоимости товаров, работ, услуг или учитываются в издержках обращения;
- 0 401 00 000 — если амортизация не учитывается в издержках обращения.
Амортизационные отчисления должны проводиться, начиная с первого числа периода (месяца), следующего за месяцем принятия основного средства к учету. Списание завершается при выбытии или полном погашении стоимости фонда.
Действия комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов при принятии к учету объектов основных средств
Хозяйственная операция |
Решение комиссии |
Основание для принятия |
Принятие к бухгалтерскому |
Определение текущей |
Пункт 34 Инструкции N 157н |
Определение срока |
Пункт 44 Инструкции N 157н |
|
Изменение первоначально |
Уточнение срока |
Пункт 44 Инструкции N 157н |
Одним из основных моментов правильной постановки учета основных средств является группировка остатков имущества на 01.01.2011. У казенных учреждений не может быть особо ценного движимого имущества. Все основные средства казенных учреждений делятся на недвижимое, иное движимое имущество и предметы лизинга.
Документальный учет объектов основных средств
Номер |
Название формы |
Регистры учета, систематизирующие данные первичных документов |
|
0504071 |
Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками |
0504071 |
Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов |
0504071 |
Журнал по прочим операциям (журнал N 8) |
0504072 |
Главная книга |
Аналитический учет основных средств |
|
0504031 |
Инвентарная карточка учета основных средств (открывается на |
0504032 |
Инвентарная карточка группового учета основных средств |
0504033 |
Описи инвентарных карточек по учету основных средств (для |
0504034 |
Инвентарный список нефинансовых активов (ведут лица, |
0504042 |
Книга (карточка) учета материальных ценностей (учет библиотечных |
0504035 |
Оборотная ведомость по нефинансовым активам (для контроля за |
В соответствии с п. 55 Инструкции N 157н учет операций по выбытию и перемещению объектов основных средств ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Отражение в учете передающей стороны операций по списанию оборудования при внутриведомственной передаче
Операция |
Корреспонденция счетов |
Сумма, |
|
Дебет |
Кредит |
||
1. Передана |
1 30404 310 |
1 10135 410 |
780 000 |
2. Передана ранее |
1 10435 410 |
1 30404 310 |
300 000 |
3. Закрыт счет по |
1 40130 000 |
1 30404 310 |
480 000 |
В бюджетном учете принимающей стороны данная операция будет отражена следующими проводками (табл. 8).
Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020
Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.
- Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне завситмости от срока полезного использования.
- Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
- Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.
Принятые на баланс основные средства, стоимость которых не превышает 10000 руб. (за исключением библиотечных фондов), списываются сразу при вводе в эксплуатацию. В учреждении должен быть организован забалансовый учет таких основных средств на счете 21. По ОС стоимостью от 10000 руб. до 100000 руб. (по библиотечным фондам – от 0 руб. до 100000 руб.) при вводе в эксплуатацию начисляется полная сумма амортизации. Этим объектам присваиваются инвентарные номера, и они учитываются на балансовых счетах до момента списания и утилизации.
ОС, полученное не по договору купли-продажи, отражается в бухучете по справедливой стоимости. Это цена, сложившаяся на рынке на момент поступления основного средства. Допустимые источники сведений о справедливой стоимости перечислены в стандарте «Основные средства» и указаниях Минфина.
Инструкция 174н с изменениями на 2022 год — изменения в плане счетов (счет 104)
Счет 104 00 000 «Амортизация» для учета амортизационных начислений был в скорректирован в значительной степени:
1. Исключены счета:
Счет аналитического учета | Наименование |
0 104 18 000 | Амортизация прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения |
0 104 21 000 | Амортизация жилых помещений — особо ценного движимого имущества учреждения |
0 104 23 000 | Амортизация сооружений — особо ценного движимого имущества учреждения |
0 104 31 000 | Амортизация жилых помещений — иного движимого имущества учреждения |
0 104 43 000 | Амортизация сооружений — предметов лизинга |
2. Изменилось название группы учета счета 0 104 40 000. Сейчас наименование «Амортизация прав пользования активами», ранее было «Амортизация предметов лизинга».
3. Была введена новая группа учета счета 0 104 40 000 «Амортизация имущества в концессии».
Инструкция 174н с изменениями на 2022 год — изменения в плане счетов (счет 0 111 00 000)
На счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» осуществляется учет объектов операционной аренды:
Счет аналитического учета | Наименование |
0 111 41 000 | Права пользования жилыми помещениями |
0 111 42 000 | Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями) |
0 111 44 000 | Права пользования машинами и оборудованием |
0 111 45 000 | Права пользования транспортными средствами |
0 111 46 000 | Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным |
0 111 47 000 | Права пользования биологическими ресурсами |
0 111 48 000 | Права пользования прочими основными средствами |
0 111 49 000 | Права пользования непроизведенными активами |
Инструкция 174н с изменениями на 2022 год — изменения в плане счетов (счет 209)
Бухгалтеру при осуществлении расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному учреждению и иным доходам на счете 209 00 000 придется учитывать нововведения:
1. Расчеты по иным доходам отражаются на счете 209 89 000 (не на счете 209 83 000).
2. У группы счетов 209 40 изменилось наименование — сейчас это «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба» (не «Расчеты по суммам принудительного изъятия»).
3. Введены новые счета:
Счет | Наименование |
0 209 34 000 | Расчеты по компенсации затрат |
0 209 41 000 | Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) |
0 209 43 000 | Расчеты по доходам от страховых возмещений |
0 209 44 000 | Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых взносов) |
0 209 45 000 | Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия |
Как перейти на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: пошаговая инструкция
Министерство финансов Российской Федерации в целях методологического сопровождения первого применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению» (далее — Приказ № 61н) подготовило Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году организациями бюджетной сферы унифицированных форм электронных первичных учетных документов, используемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений (далее — Методические рекомендации).
Методические рекомендации и прилагаемые и ним примеры заполнения отдельных первичных учетных документов согласно утвержденным унифицированным формам электронных первичных учетных документов размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе Бюджет/Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора/Методический кабинет.
Заместитель Министра | А.М. Лавров |
В целях установления единого порядка ведения бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений в части перехода на применение унифицированных форм электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета, и обеспечения информационной совместимости государственных (муниципальных) информационных систем (ведомственные информационные системы) и информационных ресурсов, средствами которых осуществляется ведение бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений и (или) информационное взаимодействие (формирование и обмен информацией), Министерством финансов Российской Федерации принят приказ от 15 апреля 2021 г. N 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению» (далее — Приказ N 61н) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2021 г., регистрационный номер 63995).
Что поменяется в КОСГУ с 21 ноября 2021 и в 2021 году
Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что зарегистрированное право государственного (муниципального) учреждения на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав.
Понятие «земля» включает в себя объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т. п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов (п. 79 Инструкции № 157н).
Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.
- одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
- имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
- если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
- обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
- если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.
Например, если организация в феврале 2021 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2021 года.
Эти изменения не касаются обязательств учреждений перед ФНС. Как и ранее, годовые бухгалтерские отчеты сдают на бумажных носителях либо в электронном формате. Срок остался прежним — не позднее 3 месяцев с окончания отчетного периода, то есть до 31 марта. Но 31.03.2021 — воскресенье, следовательно, отчитываемся перед ФНС до 01.04.2021.
Обновления бухгалтерской отчетности учреждений бюджетной сферы скорректировали не только бланки, но и формат предоставления информации. Абсолютно новое в бюджетном учете в 2021 году для бюджетных учреждений — правило электронных отчетов. Теперь бюджетники формируют отчетность только в электронном виде. Эти коррективы были подписаны Президентом РФ и опубликованы 28.11.2021 (изменения в закон № 402-ФЗ).
- Отчет о движении денежных средств — Приказ № 278н. Нормативы этого ПБУ следует применять к отчетности за 2021 год, но имеется исключение. Отчетную информацию о производных финансовых инструментах следует отражать в отчетности только за 2021 год.
- Учетная политика, оценочные значения и ошибки — Приказ № 274н. Положения этого НПА следует применять с начала нового года. Учетную политику учреждения на 2021 г. придется составлять уже по новым правилам.
- Доходы — Приказ № 32н. Устанавливает общие положения и требования к оценке и признанию такого объекта бухгалтерского учета, как доходы.
- События после отчетной даты — Приказ № 275н. Норматив определил ключевые инструкции об отражении событий, возникших после отчетной даты. Повторимся, что инструкции следует применять при составлении отчетности за 2021 г.
- Влияние изменений курсов иностранных валют — Приказ № 122н. Нововведения регламентируют порядок определения стоимости валютных объектов бухгалтерского учета.
Как проводится бухгалтерский учет в казенных учреждениях
- При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
- Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
- Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
- Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.
- Принятие ОС на учет выполняется на основании решения комиссии. Первичным документом является акт передачи.
- Право управления образуется с дня регистрации.
- Оценка собственности проводится на основании стоимости, прописанной в акте.
- Корректировка стоимости выполняется на основании осуществленной модернизацией.
По каким критериям имущество относят к основным средствам
Для целей бухгалтерского (бюджетного) учета
Для целей бухгалтерского (бюджетного) учета к основным средствам, независимо от их стоимости, относятся материальные ценности если одновременно соблюдаются следующие условия:
- срок ее полезного использования составляет более 12 месяцев (если иное не предусмотрено Федеральным стандартом N 257н и Инструкцией N 157н).
- она предназначена для неоднократного или постоянного использования при выполнении государственных (муниципальных) полномочий либо для деятельности по выполнению работ (услуг) или для управленческих нужд (п. 7 Федерального стандарта N 257н);
- при ее использовании планируется получить экономические выгоды или полезный потенциал и первоначальную стоимость ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить. Эти критерии признания объекта основных средств должны применяться к инвентарному объекту в целом (п. 8 Федерального стандарта N 257н);
- она находится в эксплуатации, в запасе или на консервации либо передана во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (п. 7 Федерального стандарта N 257н).
Библиотечный фонд (за исключением периодических изданий) относите к основным средствам независимо от срока полезного использования (п. 8 Федерального стандарта N 257н);