Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Из чего формируется стоимость ОСАГО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде чем научиться рассчитывать КВС, следует вспомнить (или узнать) основные принципы ОСАГО. Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельца требуется от каждого, кто приобрел автомобиль для себя. Из средств, собранных всеми собственниками автотранспорта, возмещаются затраты лицам, которым не повезло пострадать в ДТП.
Такой полис является одним из документов, обязательных для каждого автомобилиста за рулем. За забывчивость в этом вопросе сотрудники ДПС без разговоров наказывают штрафом. Хотя без страховки ОСАГО не получится даже зарегистрировать автотранспорт в госавтоинспекции.
Расчет стоимости ОСАГО совершенно справедливо варьируется для разных случаев. Логично, что аварийноопасность зависит от таких факторов, как:
- тип автотранспорта — стоимость страховки грузового авто не может быть такой же, как у легкового, повышенная опасность исходит уже из больших габаритов и массы;
- класс автомобиля — более дорогая, статусная модель в эксплуатации менее опасна, ведь производитель не жалеет средств на оснащение модели соответствующими опциями;
- возраст транспортного средства — чем старше автомобиль, тем больший километраж он проехал, а ведь даже металл имеет свойство «уставать». Поэтому от старого авто можно ожидать неприятных сюрпризов на дороге;
- все потенциальные опасности — принимается во внимание даже мощность двигателя, количество лиц, допущенных к управлению ТС, и место, где преимущественно будет эксплуатироваться автотранспорт. Также учитывается, были ли у данного автовладельца страховые случаи по ОСАГО в прошлом;
- опыт водителя — комментировать необходимость данного критерия нет нужды, более опытный участник дорожного движения менее опасен для других.
Опыт вождения складывается из возраста водителя и его стажа за рулем. Чем автовладелец младше, тем меньше его водительский стаж. Следовательно, возможностей допустить аварийную ситуацию у него явно побольше, нежели у опытного водителя.
И наоборот, чем больше лет за рулем провел человек, тем грамотнее, быстрее и рациональнее отреагирует он в момент опасности. Потому возраст и стаж водителя сведены к одному коэффициенту — тому самому КВС. Вот его-то умножают на базовый тариф и получают итоговую сумму страхового взноса ОСАГО.
Прежде чем научиться рассчитывать КВС, следует вспомнить (или узнать) основные принципы ОСАГО. Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельца требуется от каждого, кто приобрел автомобиль для себя. Из средств, собранных всеми собственниками автотранспорта, возмещаются затраты лицам, которым не повезло пострадать в ДТП.
Такой полис является одним из документов, обязательных для каждого автомобилиста за рулем. За забывчивость в этом вопросе сотрудники ДПС без разговоров наказывают штрафом. Хотя без страховки ОСАГО не получится даже зарегистрировать автотранспорт в госавтоинспекции.
Расчет стоимости ОСАГО совершенно справедливо варьируется для разных случаев. Логично, что аварийноопасность зависит от таких факторов, как:
Опыт вождения складывается из возраста водителя и его стажа за рулем. Чем автовладелец младше, тем меньше его водительский стаж. Следовательно, возможностей допустить аварийную ситуацию у него явно побольше, нежели у опытного водителя.
И наоборот, чем больше лет за рулем провел человек, тем грамотнее, быстрее и рациональнее отреагирует он в момент опасности. Потому возраст и стаж водителя сведены к одному коэффициенту — тому самому КВС. Вот его-то умножают на базовый тариф и получают итоговую сумму страхового взноса ОСАГО.
Что такое КБМ в ОСАГО
Тарифы ОСАГО утверждаются на государственном уровне. Цена страхового полиса определяется путем умножения базового тарифа на ряд корректирующих коэффициентов, один из которых – это коэффициент бонус-малус (КБМ). Задача КБМ заключается в поощрении водителей за безаварийное вождение и наказание тех, по чьей вине случались ДТП, путем установления более низкой или более высокой стоимости полиса ОСАГО.
Страховые компании заинтересованы в клиентах, которые несут минимальные риски. В этом случае цена страхового полиса – это их чистая прибыль. Коэффициент бонус-малус разработан с целью поощрения водителей за аккуратную езду без аварий и наказания тех, кому не удалось избежать ДТП.
В системе ОСАГО определено 15 классов: М, 0 и от 1 до 13. Каждому классу соответствует коэффициент. Класс М самый низкий. Его применяют к водителям, которые за предыдущий год становились участниками аварий, по которым страховая компания производила выплаты. В зависимости от класса на начало годового страхования, в класс М можно попасть, совершив даже одну аварию.
Классу М соответствует коэффициент 2,45. Это означает, что при заключении договора или переоформлении страховки на следующий год за полис придется заплатить в 2,45 раз дороже.
Если в течение года ДТП не случалось, класс повышается на одну градацию, а КБМ при этом уменьшается на 0,5, гарантируя водителю 5% скидку.
Особенности и нюансы расчета КВС ОСАГО
Чтобы рассчитать стоимость полиса, нужно выбрать значение КВС, соответствующее возрасту и стажу. Если в полисе будет прописано несколько человек, имеющих доступ к управлению авто, то актуальным будет максимальное значение, то есть нужно выбрать коэффициент самого неопытного и молодого из всех указанных лиц.
Часто начинающие автолюбители не знают, как считается стаж вождения для страховки. Датой начала отсчета стажа считается день получения соответствующей водительской категории, а не выдачи прав.
Если у вас ОСАГО мультидрайв, то КО составит 1,97 для юридического лица и 2.32 для физического лица. А КВС в обязательном страховании будет равным 1.
Следовательно, стоимость полиса будет в два раза выше в случае, если у вас страховка мультидрайв, а управление транспортным средством осуществляет молодой водитель с минимальным опытом.
Максимальные скидки от КВС
При определенном значении КВС в полисе ОСАГО его цена снижается, так как этот коэффициент может быть понижающим при определенных условиях. Также компания предоставит скидку, если в течение года водитель не попадал в аварии, за счет коэффициента бонус-малус. Его значение зависит от того, сколько ДТП было во время вождения конкретного автолюбителя по его вине. Учитывается и количество произведенных страховых возмещений пострадавшим.
Как только человек получает водительское удостоверение, ему автоматически присваивают 3 класс, то есть коэффициент равен 1.17. Если за год он ни разу не попадет в аварию с выплатой страховки, то класс будет повышен до 2-го, а коэффициент снизится. Если ДТП все-таки произойдет в этот период, то класс будет понижен.
При наличии четырех и более аварий за установленный период класс понижают до минимального. Не имеет значения, какой класс водитель имел до этого.
В 2022 г. бонус-малус стал самым высоким для водителей с большим числом ДТП. Его значение для минимального класса «М» стало равным 3.92 вместо 2.45. Водители без аварий с максимальным 13-м классом получили небольшое послабление — коэффициент равен 0.46 вместо 0.5.
Таким образом, максимально возможная скидка может составить 60,7%. Для ее получения важно не менее 10 лет водить без аварий. Согласно статистическим данным, большей части владельцев авто дают 46% скидку. Она предоставляется тем, кому установлен десятый класс.
Класс понизят в диапазоне от 1 до 13 позиций, если за год автолюбитель был признан участвовавшим в ДТП. Нейтральным является 3 класс, поэтому его присваивают каждому водителю, не имеющему страховой истории при первом оформлении полиса. В таком случае КБМ равен 1,17.
Нулевой, первый и второй класс увеличивают стоимость на 151,3%, 92,3% и 50,4% соответственно. Самым дорогим считают класс «М». Если его присваивают клиенту, то цена страховки на 235% выше базового тарифа.
Теперь рассмотрим, какое максимальное значение скидки можно получить от сочетания КВС и КБМ. Минимум, который возможен для КВС — 0,83, а КБМ — 0.46. Их произведение составляет 0.382. Оно означает, что безаварийный водитель в возрасте 60 лет со стажем управления транспортным средством более 15 лет отдаст за полис ОСАГО втрое меньше денег, чем 36-летний водитель с трехлетним стажем и одним годом без ДТП.
Таблица КВС ОСАГО в 2019 года была изменена. В тарифном руководстве появилось:
- 7 градаций по возрасту водителя;
- 8 градаций по стажу водителя.
Таким образом КВС ОСАГО для молодого водителя, который только получил права, был повышен до 1,87, в то время как до 2019 года он составлял 1.8. Для оформления страховки без повышающего показателя необходимо, чтобы водительский стаж для ОСАГО был не менее 7 лет по каждому участнику движения. Что касается возраста, то его значение должно быть не менее 25 лет.
Ряд водителей получили возможность оформить полис с минимальным значением. Тариф 0,96 применяется, если:
Возраст | Стаж |
30-34 | 10 лет |
35-39 | 5 лет |
40 и более | более 3 лет |
Какие коэффициенты влияют на стоимость
Как уже было сказано ранее, для определения стоимости принимается во внимание тарифное руководство. Именно в нем прописаны все коэффициенты, которые влияют на окончательную цену полиса ОСАГО.
Коэффициенты, которые влияют на стоимость:
Кт | Взимается исходя из прописки владельца транспортного средства. При этом важно учитывать, что в расчет принимается не только постоянная, но и временная регистрация.
Главное условие, чтобы срок действия временной регистрации не был менее срока действия полиса страхования. Изучив тарифы, становится ясно, что максимальные коэффициенты установлены для крупных городов, где большая аварийность. Жители деревень или областей будут оплачивать за страховку по минимуму. |
КБМ | Любимый для большинства автолюбителей коэффициент, который зависит от количества аварий. Если участник движения год проездил без аварий, то в рамках обязательной программы полагается скидка. Размер ежегодного бонуса фиксированный и составляет 5%.
Несомненным преимуществом является тот факт, что ежегодно скидки суммируются. Максимальный предел по коэффициенту может достигать 50%. Что касается аварийных водителей, то им потребуется переплатить по автогражданке, поскольку при расчете применяется повышающий. Как происходит расчет скидки, и повышающего коэффициента было рассмотрено в самом начале статьи. |
Ко | Делая расчет, представитель страховой компании учитывает, сколько человек вписано в полис. Не стоит забывать, что в рамках обязательной программы может быть застраховано не более 5 человек.
Если нужно вписать больше водителей, то выбирается условие: к управлению допущено неограниченное количество водителей. Во втором случае цена страховки на 80% будет дороже. |
КВС | Определяется исходя из данных водителей, которые будут вписаны в договор. Если участнику движения нет 22 лет и стажа 3 года, то применяется повышающий в размере 80%. |
Км | Взимается исходя из мощности транспорта. Чем больше лошадиных сил в автомобиле, тем выше цена по договору. Максимальный предел по мощности зафиксирован в пределах 150 лошадиных сил. |
Кс | Это показатель, который зависит от срока действия договора. В рамках закона можно купить страховую защиту на 14 дней (транзитная страховка).
Если машина стоит на учете, то оформить ОСАГО можно от 3 месяцев до года. |
Кпр | Если машина используется с прицепом, то данный коэффициент используется при расчете. Стоит напомнить, что если прицеп используется к легковому авто физического лица, который пользуется машиной в личных целях, то показатель при расчете не принимается. |
Кн | Повышающий показатель, который применятся при наличии нарушений. К примеру, если:
· застрахованный участник движения специально становился виновником ДТП, в сговоре с потерпевшим, чтобы получить прибыль (возмещение); · на момент заключения предоставил ложные сведения или поддельные документы. |
Выбор коэффициента КБМ при наличии нескольких водителей
5. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
5. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
Что такое коэффициент возраста и стажа в ОСАГО?
Перед рассмотрением влияния представленного параметра на формирование конечной стоимости обязательного страхования для владельцев автомобилей, стоит узнать определение ключевых понятий. Существует два основных параметра для расчета: коэффициент возраста и коэффициент стажа водителя.
Обычно их принято совмещать в общий параметр, однако между ними есть отличия:
- Коэффициент возраста в ОСАГО (КВ) учитывает количество полных лет физического лица, получающего страховку. Рубежным параметром является возраст 22 года.
- Коэффициент стажа водителя отражает количество лет, в течение которых владелец автомобиля управлял транспортным средством. В зависимости от данного параметра будет изменяться умножающий параметр для расчета стоимости полиса ОСАГО. Чем больше стаж водителя, тем меньше будет множитель, что существенно снизит цену на страхование.
Всё это представляет собой специальный коэффициент возраст-стаж, который учитывается при подписании договора о страховании и влияет на общую стоимость полиса. Преимущества в данном случае получают водители старше 22 лет, поскольку для лиц от 18 до 22 лет, желающих управлять транспортным средством, применяется «дискриминационная» поправка. Даже при одинаковом стаже автовладельцев разного возраста стоимость страхования будет меньше для человека старше 22 лет. Представленная дискриминационная поправка имеет обоснование в законодательной базе РФ.
Что такое КВС в ОСАГО?
Коэффициент возраста и стажа (используемая аббревиатура — КВС) – это одна из составляющих стоимости ОСАГО в РФ, зависящая одновременно от двух компонентов – возраста водителя и времени, в течение которого он обладает водительским удостоверением (т.н. стаж вождения). В упрощенном варианте можно говорить, что чем моложе водитель и чем ниже его стаж, тем выше будет стоимость полиса, и наоборот.
Иногда КВС в страховании расшифровывают как «коэффициент водительского стажа», что не совсем точно с юридической точки зрения, но главное понимать, что речь всегда идет об одном и том же.
При этом, кроме четко установленных параметров коэффициента, существует целый ряд исключений, правил применения и других нюансов определения общей стоимости ОСАГО, о чем, собственно, и поговорим далее.
Факторы, влияющие на стоимость ОСАГО
Страховая компания учитывает множество составляющих при оформлении полиса ОСАГО.
На конечную стоимость документа влияют следующие факторы:
- Тип транспортного средства. Понятно, что страховка грузового автомобиля должна стоить больше, чем аналогичный документ для легкового авто. Объясняется это тем, что специфика работы грузового авто предполагает наличие большего количества аварийных ситуаций, что и сказывается на стоимости.
- Возраст транспортного средства, километраж и мощность двигателя.
Указание ЦБ РФ №3384-У от 19.09.2014г - Страховщик учитывает всевозможные риски, поэтому учитывается даже тип населенного пункта, где зарегистрирован автомобиль. Если это крупный город, то там понятным образом будет больше автомобилей, т.е. риск аварий возрастает. Соответственно, и цена полиса будет выше.
- Водительский стаж. Если водитель обладает достаточным опытом управления транспортными средствами, то вероятность попадания в ДТП снижается. Считается, что если водитель дольше управлял автомобилем, то в критической ситуации он лучше сориентируется, тем самым избежав аварии. А если водитель неопытен, то риск аварийной ситуации повышается, как и стоимость самого полиса.
Классификация коэффициентов
Применяются следующие коэффициенты:
- КТ. Территориальный коэффициент, который зависит от региона проживания застрахованной. Для физического лица таким показателем является прописка в паспорте. А юридическим лицам определяется показатель, исходя из зарегистрированного адреса компании.
В зависимости от города, коэффициент КТ, используемый в полисе ОСАГО, имеет разное значение.
н/п | Город | КТ для ТС | КТ для тракторов и самоходных машин и механизмов |
1 | Москва | 2 | 1,2 |
2 | СПБ | 1,8 | 1 |
3 | Тамбов | 1,8 | 0,8 |
4 | Симферополь | 0,6 | 0,6 |
5 | Казань | 2 | 1,2 |
6 | Красноярск | 1,8 | 1 |
7 | Пермь | 2 | 1,2 |
8 | Хабаровск | 1,7 | 1 |
9 | Астрахань | 1,4 | 1 |
10 | Волгоград | 1,3 | 0,7 |
Таблица КВС ОСАГО в 2019 года была изменена. В тарифном руководстве появилось:
- 7 градаций по возрасту водителя;
- 8 градаций по стажу водителя.
Таким образом КВС ОСАГО для молодого водителя, который только получил права, был повышен до 1,87, в то время как до 2019 года он составлял 1.8. Для оформления страховки без повышающего показателя необходимо, чтобы водительский стаж для ОСАГО был не менее 7 лет по каждому участнику движения. Что касается возраста, то его значение должно быть не менее 25 лет.
Ряд водителей получили возможность оформить полис с минимальным значением. Тариф 0,96 применяется, если:
Возраст | Стаж |
30-34 | 10 лет |
35-39 | 5 лет |
40 и более | более 3 лет |
КВС: как узнать собственный коэффициент?
Свой коэффициент возраста и стажа может определить любой водитель, исходя из таких данных:
- возраст до 22-х лет, стаж до 3-х лет – значение коэффициента 1,8;
- возраст больше, чем 22 года, стаж до 3-х лет — значение коэффициента 1,7;
- возраст до 22-х лет, стаж свыше 3-х лет — значение коэффициента 1,6;
- возраст больше, чем 22 года, стаж свыше 3-х лет — значение коэффициента 1,0.
Отдельного внимания заслуживают такие моменты:
- В случае, когда в страховой полис внесено несколько водителей, допущенных к управлению ТС (здесь и далее – транспортное средство), то в расчет берется максимальный коэффициент КВС (из всех возможных).
- Определение водительского стажа осуществляется на основании данных автоудостоверения, где указана дата получения прав на управление транспортом определенной категории.
- В случае, когда договором автострахования не предусмотрено никаких ограничений в отношении числа лиц, которые допущены к управлению ТС (коэффициент ограничения Kо=1,8), то показатель КВС принимается равным 1,0.
- В случае, когда страховка ОСАГО оформляется на авто, зарегистрированное в другом государстве, то для расчета его стоимости применяется КВС=1,7.
- КВС не применяется в случае страхования:
- владельцев прицепов (в т.ч. прицепов-роспусков) и полуприцепов;
- ТС, собственником либо страхователем которого является лицо юридическое.