Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько налогов платят россияне на самом деле?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За 2021 год в России было собрано 28,53 триллиона рублей налогов и сборов. По сравнению с 2020 годом номинальные поступления выросли на 35,8% (с 21 триллиона рублей). Из них в федеральный бюджет ушло 15,88 триллиона рублей, в консолидированные бюджеты субъектов — 12,65 триллиона рублей.
Сроки уплаты налогов зависят от их вида. Некоторые из них удерживаются автоматически, об оплате других необходимо позаботиться самостоятельно.
Вид налога |
Срок оплаты |
Налог на вклады |
до 1 декабря 2022 года (за доходы в 2021 году) |
НДФЛ |
до 15 июля 2022 года (за доходы в 2021 году) |
Налог с выигрышей |
до 15 июля 2022 года (за выигрыши в 2021 году) |
Налог на имущество |
до 1 декабря 2022 года (за недвижимость, которой владели в 2021 году) |
Земельный налог |
до 1 декабря 2022 года (за земельные участки, которыми владели в 2021 году) |
Транспортный налог |
до 1 декабря 2022 года (за транспорт, которым владели в 2021 году) |
Идея написать статью для тех, кто никогда вообще не открывал Налоговый Кодекс и впервые слышит словосочетание ЕНВД, пришла как-то ночью. Отвечая на вопросы в скайпе, вдруг отчетливо стало понятно, сколько же существует людей, являющихся специалистами и профи в своей области или только начинающих свой путь в бизнесе, но совершенно далеких от законов, налогов и финансов. Которые хотели бы открыть новую страничку в жизни — собственное дело и которые готовы учиться – учиться по-новому работать, думать, считать. Поэтому мы решили написать эту небольшую статью, основываясь на тех вопросах, которые задаются с завидным постоянством нашими клиентами, знакомыми и друзьями. Мы постараемся изложить все человеческим языком, по минимуму используя язык нормативный, и все же ссылки на законодательство будут приведены, куда же без них. И вполне естественно, что мы рассмотрим здесь самые простые и примитивные ситуации, азы и базу, ведь наша цель дать общее описание, что представляет собой тот или иной налог и как он считается, а не пересказывать НК или разбирать судебную практику. Их мы оставим специалистам.
Налоги, которые платят индивидуальные предприниматели
Индивидуальный предприниматель работает по упрощенной системе налогообложения и платит 6% в год с дохода. Если ИП работает в минус, то он обязан также заплатить налог, поскольку он идет с дохода, а не прибыли.
Этот процент может быть уменьшен на сумму обязательных взносов. Обязательные взносы для ИП за 2019 год — 29 354 рублей в пенсионный фонд и 6 884 рублей в фонд медицинского страхования. Если доход за год выше 300 000 рублей, то 29 354 рублей и еще 1% на сумму, которая идет после 300 000 рублей дохода.
Если индивидуальный предприниматель работает по упрощенной системе доходы минус расходы, то налоговая ставка составит от 5 до 15%. Налоговая ставка зависит от региональных властей. Обязательные взносы при такой системе также уплачиваются.
Налоговая система в США
Структура налогов в США состоит из трех основных ступеней:
- федеральный уровень;
- налоги отдельных штатов;
- местные налоги.
Если сложить все уровни вместе, причем по максимальным ставкам, подоходный налог может достигать 57%. Важное уточнение: в отличие от России, в США прогрессивная система налогообложения, и для максимальной ставки американцу нужно иметь очень высокий доход.
Также часть дохода уходит на:
- социальное страхование (Social Security) — 12,4% (40% уплачивает работник, 60% — работодатель);
- медицинское страхование (Medicare) — 2,9% совокупно (работник и работодатель платят пополам).
Косвенные налоги в США также есть. Прежде всего, налог с продаж (аналог нашего НДС со ставкой до 15% в зависимости от штата) и налог на топливо (включен в стоимость каждого галлона).
Татарстан и хорошо отдает, и хорошо забирает, а национальные автономные округа кормят Россию
Интересно посмотреть на выплаченные федеральные налоги в контексте того, в бюджет какого уровня они идут. Среднероссийский показатель по этому параметру составляет 47%, то есть почти половина налогов, отчисленных в виде федеральных налогов, пошли в консолидированный бюджет региона.
Однако в зависимости от региона этот показатель очень сильно варьируется — от 12% до 119%. Любопытно, что меньше всего денег возвращается в консолидированный бюджет региона в случае одного из крупнейших регионов-налогоплательщиков России — Ханты-Мансийского автономного округа. Перечисляя в виде федеральных налогов сумму в 1,6 трлн рублей в консолидированный бюджет региона, он получает лишь 189 млрд рублей. Это лишь на 22 млрд рублей больше, чем получает в бюджет региона Татарстан, который платит федеральных налогов на сумму в четыре раза меньше, чем ХМАО. Есть, впрочем, и еще более яркие примеры — в Свердловской области собирают федеральных налогов почти в восемь раз меньше, чем в ХМАО, а в бюджет региона получают почти столько же — 147 млрд рублей.
Больше всего в региональный бюджет получает Москва — 1,35 трлн рублей, или 56% от уплаченных федеральных налогов. Это больше, чем получает любой из федеральных округов, кроме Центрального, в который, собственно, и входит Москва. На втором месте по отчислениям в консолидированный бюджет — Московская область с 374 млрд рублей, или 55% от уплаченных федеральных налогов. Замыкает тройку Санкт-Петербург с 337 млрд рублей, или 41% от уплаченных налогов. В пятерке, кроме того, Ханты-Мансийский округ и Татарстан (167 млрд рублей в консолидированный бюджет, 42% от уплаченных федеральных налогов).
Меньше всего из перечисленного в виде федеральных налогов получают обратно три сырьевых региона — ХМАО, Ямало-Ненецкий автономный округ (13%) и Ненецкий автономный округ (14%). Также большая часть денег достается федеральному центру из налогов Оренбургской и Калининградской области (26% и 28%, соответственно), Томской области и республики Удмуртия (31% и 34%).
Сколько налогов платит ИП по УСН
Рассмотрим простой случай, если бы вы работали как ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН), без наемных сотрудников. Какие налоги вам пришлось бы заплатить? И сравним их с налогами работников по найму.
Налог ИП по УСН за год:
- Предприниматель обязан уплатить 6% от общего дохода за год. Именно с дохода, а не с прибыли. Неважно, сработали вы в плюс или получили убыток.
- Обязательные взносы за себя в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования. Размер этих выплат привязан к показателю МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и составляет 26 и 5,1% соответственно. В сумме 31,1%.
- Если совокупный годовой доход превысит 300 000 рублей, все что сверху этой суммы облагается дополнительно 1% налога в виде взносов по пункту 2.
Размер 6% налога может быть уменьшен на суммы обязательных страховых и пенсионных выплат.
Чтобы понять разницу в уплачиваемых налогов между ИП и физическими лицами, давайте сравним с доходами, получаемыми наемным сотрудником, из примера выше, с зарплатой 40 тысяч в месяц. Для простоты будем рассмотрим работу фрилансера, которому перечисляется вознаграждение за выполненную работу и не имеющего никаких дополнительных расходов, например дизайнер или программист.
На данный момент МРОТ составляет 7500 рублей.
В нашем случае годовой доход работника с учетом всех начисляемых налогов (грязными) составляет:
52 000 х 12 месяцев = 624 000 рублей.
Какие налоги обязан будет уплатить наш условный фрилансер при таком же уровне доходов?
- 6% от дохода — 37 440 рублей;
- взнос в ПФ и ФФОМС — 31,1% от МРОТ — 7500 х 31,1% х 12 месяцев = 27 990 рублей;
- дополнительно 1% с суммы выше 300 тысяч в ПФ и ФФОМС — (624 000 — 300 000) х 1% = 3 240 рубля;
- налог в 6% от дохода уменьшается на размер обязательных платежей. В итоге налогооблагаемая база составит 592 770. С нее и уплачивается налог 6% — 35 556 рублей.
Отличия в системах налогообложения
Важной особенностью налогообложения физических лиц в США является тот факт, что налог на доходы физических лиц уплачивается с доходов, полученных в любой стране мира, всеми гражданами США, в том числе не проживающими в стране. В РФ, соответственно, такой ситуации нет.
Более того, если гражданин отказывается от гражданства США, то еще 10 лет после этого он остается плательщиком подоходного налога в бюджет США. Гражданин РФ в этом плане будет платить по факту – находясь на территории страны или на территории государства, с которым заключен соответствующий договор. Не платить налог с доходов, полученных за пределами США, можно только если он уже уплачен в стране, с которой у США заключен договор об избежании двойного налогообложения. В частности, такое соглашение заключено между США и РФ, и в нем указано, какие виды доходов облагаются подоходным налогом в РФ, а какие — в США.
Система США в вопросах определении круга налогоплательщиков подоходного налога существенно отличается от российской. В Соединенных Штатах уплата подоходного налога зависит от гражданства физического лица, в России – от статуса физлица (является ли он резидентом или нерезидентом), то есть времени фактического пребывания в РФ в течение календарного года.
Еще одно отличие – в России ставка налога зависит от вида налогооблагаемого дохода, а в США налог исчисляется с каждого вида доходов отдельно от суммы каждого дохода.
При Александре I (1777—1825, император с 1801 г.) изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов: оброчный сбор; гильдейский сбор; пошлина с наследств; горная подать; гербовый сбор; питейный сбор.
Вводились новые обязательные платежи, например процентный сбор с доходов от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди.
Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.
В связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменены акцизными сборами со спиртных напитков ( винным акцизом).
Важнейшими источниками государственной казны стали: подушный налог; питейный и таможенный сборы; соляной налог (в 1862 г. введен акциз на соль); акциз на дрожжи (введен в 1866 г.); акциз на керосин (введен в 1872 г.); акциз на табак.
Во время войны действовала система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. введены новые налоги и сборы с населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР; военный налог; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.
Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов — на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.
Впоследствии в акты налогового законодательства были внесены существенные изменения в части подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц; сельскохозяйственного налога; единой государственной пошлины; сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства; налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.
Кстати, налогообложение киноиндустрии впервые было введено еще в царской России. Таков был результат бурного успеха первого российского полнометражного фильма «Осада Севастополя». Картина была показана членам императорской семьи и произвела столь внушительное впечатление, что император вечером того же дня повелел обложить «синематограф» налогом.
В послевоенный период происходило постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части бюджета СССР.
Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке. В литературе это объяснялось различной природой финансовых ресурсов (форм собственности). Ведь ресурсы организаций и предприятий были всенародной собственностью, а колхозов — групповой, колхозно-кооперативной.
В 1960-е годы существенный поворот «вокруг собственной оси» произошел в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт — Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».
В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.
Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.
Какие налоги повысились в 2019 году?
Изменения, приведшие к увеличению фискальных платежей, вступили в силу с 1 января 2019 года и коснулись следующих платежей:
- НДС. Ранее действующая ставка 18% выросла до 20%, что сразу сказалось на повышении цен (до 1,5%) и размере бюджетных отчислений. Из таблицы видно, что НДС является одной из самых доходных частей бюджета в части его налоговых поступлений (2-е место после страховых взносов). В отношении товаров, облагаемых ранее 10-процентным НДС, изменений не произошло. Ставка для них сохранена на прежнем уровне.
- Налог на прибыль. Общий размер отчислений не претерпел изменений. Организации по-прежнему отдают государству 20% своей прибыли. Но, теперь 17% из них остаются в местном бюджете, а 3% уходят в федеральный. До 2019 г. налог распределялся иначе – 18% и 2 % соответственно.
- НДФЛ. В 2019-м ставка не менялась – 13% удерживается с заработка каждого гражданина вне зависимости от его размера. С 2018-го на рассмотрении Госдумы находится законопроект о введении прогрессивной шкалы НДФЛ. Она рассчитывается на основании реальных доходов – чем они больше, тем выше ставка. Тем не менее, повышение отчислений по НДФЛ все же произошло. Связано оно с увеличением МРОТ. Работодатели были вынуждены пересмотреть оклады и привести их в соответствие с новыми ограничениями по минимальному размеру оплаты труда. В итоге повысилась база для начисления НДФЛ и, соответственно, сумма к уплате. Налог на доходы физлиц является третьим крупным источником финансирования госбюджета.
- Акцизы. Более чем на треть увеличился акциз на топливо (на бензин 5 класса и дизтопливо на 50%) , что привело к существенному росту цен на него и затрат на все виды перевозок. Существенный рост (от 10% и более) коснулся алкогольной, табачной продукции, в том числе электронных систем для курения, и автомобилей.
- ЕНВД. Его ставка выросла в связи с повышением коэффициента К1 на 2,5%. Итоговые суммы к уплате изменились незначительно. Это связано с тем, что в расчете применяется еще коэффициент К2, который не подвергся изменениям. Рассчитанная по формуле сумма уменьшается на размер страховых взносов, которые также увеличились с 2019 года. В итоге сумма к уплате по ЕНВД изменилась не существенно.
- Страховые взносы. Суммарная ставка по взносам в ПФР, ФСС и ФОМС в 2019 г. составила 26%. Увеличилась предельная база по ним – до 1 150 000 руб. на обязательное пенсионное страхование и 865 000 руб. на случай временной нетрудоспособности и материнства. Вырос также размер фиксированных взносов ИП за себя до 29 354 руб. в ПФР и 6 884 руб. в ФОМС, что больше на 10% и 20% соответственно по сравнению с 2018-м. Страховые взносы являются самым крупным источником финансирования бюджета после нефтегазовых доходов.
Налоги: плата за цивилизованную жизнь или тяжелая ноша?
Уплата налогов – обязанность всех юридических и физических лиц. Это в идеале, а на практике все по-другому.
Недавно Игорь Сечин, глава «Роснефти», отметил, что его компания – главный налогоплательщик России. Одновременно с подобными заявлениями он ратует за налоговые послабления для своей компании. Имеет ли он какое-либо право требовать налоговые льготы? Кто должен платить налоги первой статьей?
Энергодобывающая сфера, как создающая низкую добавленную стоимость, должна облагаться самыми высокими налогами. Напротив, в высокотехнологичных и перерабатывающих сферах налоговая нагрузка должна быть существенно ниже. Именно эти отрасли имеют наибольшую добавленную стоимость, которая и дает большие налоговые поступления. Усилия налоговиков требуется направить на увеличение налогов в добывающей сфере.
Индивидуальные налоговые льготы запрещаются налоговым кодексом, о чем гласит отдельная статья. Налоговые послабления не могут быть представлены конкретному юридическому или физическому лицу. Льготы должны предоставляться по групповому принципу в единой конкурентной среде. При другом раскладе некто получит преимущества на профильном рынке, что негативно скажется на других игроках. Всегда должны соблюдаться справедливые условия конкуренции. В противном случае экономика регрессирует. Необходимость введения прогрессивного подоходного налога кажется уже просто необходимой.