Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и формы окончания предварительного расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.
Отличия следствия от дознания
Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).
Основное «различие, — отмечал М.С. Строгович, — между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии».
Субъект расследования. Дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание может проводиться следователем. Следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. ч. 1 — 3 ст. 157 УПК РФ). Дознаватель вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. Следователю указания может дать руководитель следственного органа. Указания прокурора могут быть адресованы следователю только после рассмотрения последним обвинительного заключения (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Сроки дознания и следствия. Срок дознания меньше, чем срок предварительного следствия. Он составляет 30 суток, а у предварительного следствия первоначальный срок — 2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов же продления срока предварительного следствия нет. Срок дознания, осуществляемого органом дознания, продлевает прокурор, а срок предварительного следствия — руководитель следственного органа. Имеются отличия и в основаниях продления такового. Таким образом, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые имеют свои пределы, регламентированные ч. ч. 4 и 5 ст. 223 УПК РФ. Для следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).
Процессуальное положение лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого.
Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.
Форма окончания предварительного расследования. Для предварительного следствия характерны такие формы окончания расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Помимо этого, предварительное следствие может оканчиваться еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК РФ). В свою очередь, дознание может оканчиваться прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и его направлением в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 и 226.7 УПК РФ). Кроме этого, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства следствия.
У дознания и предварительного следствия имеются также иные отличия.
Окончание предварительного расследования
Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.
Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).
Реабилитирующие основания
Под реабилитирующими основаниями понимаются основания, которые влекут за собой 100% восстановление лица в правах, которых его лишили либо в которых он был ограничен вследствие признания его подозреваемым либо обвиняемым (статья 133 УПК).
К реабилитирующим основаниям относят:
- неимение события преступления (пункт 1 части 1 статьи 24 УПК). По данному основанию уголовное дело останавливается в том случае, если найдены доказательства того, что деяние, являющееся предметом предварительного расследования:
- вовсе несуществующее;
- было результатом стихийных бедствий;
- было результатом действий, совершенных самими потерпевшим;
- неимение в действиях состава преступления (пункт 2 части 1 статьи 24 УПК). Данное основание актуально тогда, когда при расследовании не установлены признаки состава преступления (отсутствие объекта, субъекта, объективной или субъективной стороны);
- неимение заявления потерпевшего в случае, если уголовное дело необходимо возбудить только по его заявлению (пункт 5 части 1 статьи 24 УПК). Данное основание приостановления уголовного дела применяется к уголовным делам частного, а также частно-публичного обвинения (часть 2, 3 статьи 20 УПК). Необходимо отметить, что неимение заявления потерпевшего по делам частного обвинения считается реабилитирующим основанием приостановления уголовного дела, несмотря на то, что приостановление уголовного дела мировым судейством за примирением сторон и отказ частного обвинителя от обвинения не ведут к правовым последствиям, связанным с использованием института реабилитации;
- неимение специального разрешения на выполнение уголовного преследования лиц, перечисленных в пункте 2,3, 5,9,10 части 1 статьи 448 УПК (пункт 6 части 1 статьи 24 УПК);
- невиновность подозреваемого либо обвиняемого в совершении деяния (пункт 1 части 1 статьи 27 УПК). Приостановление уголовного преследования по этому основанию возможно в 2-х случаях: если установлена невиновность лица в совершении деяния при условии, что исчерпаны все уловки для изобличения указанного лица, а также вследствие принципа презумпции невиновности (часть 3 статьи 14 УПК); если есть неустранимые сомнения в виновности лица, идущие в пользу обвиняемого/подозреваемого;
- наличие по отношению к подозреваемому/обвиняемому вступившего в юридическую силу приговора по тому же обвинению или определения судебного органа или постановления судейства о прекращении уголовного дела по этому обвинению (пункт 4 части 1 статьи 27 УПК);
- наличие по отношению к подозреваемому или обвиняемому не отмеченного постановления дознавателя, следователя либо прокурора о прекращении уголовного дела по этому обвинению или отказе возбудить уголовное дело (пункт 5 части 1 статьи 27 УПК). Основания приостановления уголовного дела (либо уголовного преследования), установленные в пункте 4,5 части 1 статьи 27 УПК, выступают следствием принципа под названием «однократность привлечения к уголовной ответственности» (часть 1 статьи 50 Конституции России) и являются гарантией защиты личных интересов в производстве уголовного дела.
Понятие, значение и виды общих условий производства предварительного расследования
Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает в две формы производства предварительного расследования:
-
- дознание;
- предварительное следствие.
В целях упорядоченности расследования уголовных дел УПК РФ установлена система правил, распространяющихся на все процессуальные решения и действия дознавателя и следователя.
Данные правила, сформулированные законом в соответствии с принципами уголовного судопроизводства, регламентируют наиболее существенные стороны досудебного производства. Их принято называть общими условиями. Общие условия производства предварительного расследования закреплены в главе 21 УПК РФ с одноименным названием.
Общие условия предварительного расследования — это закрепленные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного расследования (за некоторым исключением, в частности, при сокращенном дознании — гл. 32.1 УПК).
Указанные условия предварительного расследования:
-
- выражают его характерные черты и
- определяют существенные требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятию решений.
Общие условия предварительного расследования распространяются на всю деятельность, именуемую расследованием.
Понятие и значение общих условий предварительного расследования
Приступая к изучению главы 21 УПК РФ «Общие условия предварительного расследования», есть все основания вести речь об общих условиях как предварительного следствия, так и дознания.
Общие условия предварительного расследования – это установленные уголовно-процессуальным законом правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.
Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок.
Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований.
Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить важные задачи в ходе расследования преступлений.
- К системе общих условий предварительного расследования, закрепленных в главе 21 УПК, относятся правила:
- 1) формы предварительного расследования;
- 2) подследственность;
- 3) соблюдение места производства предварительного расследования;
- 4) соединение и выделение уголовных дел;
- 5) определение начала производства предварительного расследования и его окончания;
- 6) производство неотложных следственных действий, а также правила производства следственных действий;
- 7) составление и оформление протокола следственного действия;
- 8) обязательность рассмотрения заявленных ходатайств;
- 9) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого, обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;
- 10) недопустимость разглашения данных предварительного расследования;
- 11) участие специалиста, переводчика и понятых.
- Характеристика этих общих условий дается ниже.
- Формы предварительного расследования, их характеристика (ст.150 УПК РФ)
Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:
1) утвердить обвинительное заключение и направить дело в суд;
2) прекратить дело в полном объеме или прекратить уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых либо по отдельным эпизодам преступления;
3) возвратить дело следователю для производства дополнительного расследования со своими письменными указаниями;
4) направить дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если дело подсудно вышестоящему суду.
Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением – Генеральному прокурору РФ с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений: 1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя; 2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет дело в суд.
Согласно положениям разд. IX УПК подготовительные действия к судебному заседанию могут осуществляться либо судьей единолично, либо в порядке предварительного слушания дела с участием сторон.
Предварительное слушание назначается судьей в следующих случаях:
1) при наличии ходатайства стороны об исключении доказательств;
2) при наличии оснований для возвращения уголовного дела прокурору;
3) при наличии оснований для приостановления или прекращения дела;
4) при наличии ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК.
Порядок проведения предварительного слушания установлен ст. 234 УПК. Предварительное слушание производится единолично судьей с участием сторон в закрытом судебном заседании. Уведомление о вызове сторон должно быть направлено не менее чем за трое суток до дня проведения предварительного слушания. Предварительное слушание может быть проведено в отсутствие обвиняемого по его ходатайству либо при наличии оснований для проведения судебного разбирательства в порядке ч. 5 ст. 247 УПК. Неявка других своевременно извещенных участников производства по уголовному делу не препятствует проведению предварительного слушания.
В ходе предварительного слушания ведется протокол.
При совершении подготовительных действий в любом случае должны быть решены две группы вопросов: первая связана с проверкой оснований для назначения судебного заседания, вторая – с подготовкой рассмотрения дела в судебном заседании, если судья принял соответствующее решение.
Первую группу составляют следующие вопросы (ст. 228 УПК):
1) подсудно ли уголовное дело данному суду;
2) вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта;
3) подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения;
4) подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданные жалобы;
5) приняты ли меры, обеспечивающие возмещение вреда, причиненного преступлением, и возможную конфискацию имущества;
6) имеются ли основания для проведения предварительного слушания?
Приняв решение о назначении судебного заседания, судья разрешает вторую группу вопросов, связанных с обеспечением рассмотрения дела по существу (ст. 231 УПК):
1) о месте и времени судебного разбирательства;
2) рассмотрении уголовного дела единолично или коллегиально;
3) назначении защитника в случаях его обязательного участия;
4) вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами;
5) рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании;
6) мере пресечения, за исключением случаев избрания меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу.
Прекращение уголовного дела: основания и процессуальный порядок.
Прекращение уголовного дела – это форма окончания предварительного следствия, при которой следователь завершает производство по уголовному делу своим постановлением без последующего направления дела в суд.
Расследование по уголовному делу прекращается, если в его результате были установлены обстоятельства, которые исключают возможность или необходимость дальнейшего производства по делу. Обоснованное и своевременное прекращение уголовного дела ограждает невиновного от привлечения к уголовной ответственности или исключает применение уголовного наказания к тем лицам, которые не представляют большой общественной опасности в силу незначительности совершенного деяния и последующего примирения с потерпевшим, деятельного раскаяния или иных предусмотренных законом обстоятельств.
Уголовно-процессуальный закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований для прекращения уголовного дела (ст. 212 УПК). Предварительное расследование прекращается:
1) если имеются обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 24, п. 3–8 ч. 1 ст. 27 УПК);
2) установлена непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК);
3) имеются обстоятельства, позволяющие следователю и дознавателю с согласия прокурора освободить лицо от уголовной ответственности (ст. 25, 26, 28 УПК).
Основания прекращения уголовного дела, предусмотренные п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 (отсутствие события преступления и отсутствие в деянии состава преступления) и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК (непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления) являются реабилитирующими и означают признание невиновности лица в совершении преступления. В случае прекращения дела по этим основаниям следователь или прокурор принимают предусмотренные УПК меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного ему в результате уголовного преследования (ч. 2 ст. 212 УПК).
Порядок прекращения уголовного дела установлен ст. 213 УПК. Дело прекращается по постановлению следователя, копия которого направляется прокурору. В постановлении указываются:
1) дата и место его составления;
2) должность, фамилия и инициалы следователя;
3) обстоятельства, послужившие поводом и основанием к возбуждению уголовного дела;
4) пункт, часть, статья УК, предусматривающие преступление, по признакам которого было возбуждено уголовное дело;
5) результаты предварительного следствия с указанием данных о лицах, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование;
6) применявшиеся меры пресечения;
7) пункт, часть, статья УПК, на основании которых прекращается уголовное дело;
8) решение об отмене меры пресечения, а также наложения ареста на имущество, корреспонденцию, временного отстранения от должности, контроля и записи переговоров;
9) решение о вещественных доказательствах;
10) порядок обжалования данного постановления.
Прекращение уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования; в связи с отсутствием заключения суда о наличии признаков преступления или в связи с отсутствием согласия Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела либо привлечение в качестве обвиняемого установленного законом круга лиц (п. 3,6 ч. 1 ст. 24 УПК); в связи с примирением сторон; в связи с деятельным раскаянием (ст. 25, 28 УПК), а также в связи с актом амнистии или отказом Совета Федерации или Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности установленных законом лиц (п. 3, 6 ч. 1 ст. 27 УПК) допускается только при согласии обвиняемого.
Следователь вручает либо направляет копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. При этом потерпевшему, гражданскому истцу разъясняется право предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства, если дело прекращается по основаниям, предусмотренным п. 2–6 ч. 1 ст. 24, ст. 25, п. 2–6 ч. 1 ст. 27, 28 УПК.
В тех случаях, когда в уголовном деле имеется несколько обвиняемых, а уголовное преследование прекращается только в отношении одного из них, следователь в соответствии со ст. 27 УПК выносит постановление о прекращении уголовного преследования в отношении этого обвиняемого.
Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор вносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления о прекращении уголовного дела. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.
Если суд признает постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит соответствующее решение и направляет его руководителю следственного органа для исполнения.
Возобновление производства по ранее прекращенному делу может иметь место в соответствии с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств, но лишь в том случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности.
Решение о возобновлении производства по уголовному делу доводится до обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, а также прокурора.
Формы предварительного расследования
Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:
- предварительное следствие (гл. 22, ст. 162 — 170 УПК РФ);
- дознание (гл. 32, ст. 223 — 226 УПК РФ).
Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:
- единые для следствия и дознания способы собирания и проверки доказательств;
- одинаковые требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц;
- идентичные средства государственного принуждения;
- дознаватель и следователь наделены очень близким кругом процессуальных полномочий;
- деятельность и следователя и дознавателя осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора;
- доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.
Участники предварительного расследования (дознания)
Обобщенное определение участников данного процесса дано в ст. 5 УПК РФ: это стороны обвинения и защиты.
К стороне обвинения относятся: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя (гл. 6 УПК РФ). Нас будут интересовать два субъекта из этого перечня — прокурор и следователь.
К стороне защиты относятся: подозреваемый, обвиняемый, законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель (гл. 7 УПК РФ).
Кто такой следователь? Ответ на этот вопрос дает ст. 38 УПК РФ.
Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Некоторые следственные мероприятия допускается осуществлять исключительно по разрешению суда. В ст. 165 УПК регламентирован порядок получения этого согласия. Он предполагает следующие этапы:
- Следователь по согласованию с прокурором представляет суду ходатайство о выполнении определенного мероприятия, требующего разрешения суда. Оно должно сопровождаться соответствующим постановлением служащего.
- Суд единолично рассматривает ходатайство в течение суток с момента принятия. В заседании могут участвовать служащий и прокурор.
- По завершении рассмотрения ходатайства, суд выносит постановление. Своим решением он может разрешить выполнение запрашиваемого мероприятия или отказать в этом с указанием мотивов, которыми руководствовался.
Он осуществляется со стороны начальника следственного органа. Руководитель, в частности, проверяет своевременность действий должностных лиц по раскрытию и предотвращению преступлений, принимает надлежащие меры для наиболее полного, объективного и всестороннего выполнения установленных мероприятий и процедур. Начальник отдела наделяется правами:
- Проверять уголовное дело.
- Дать распоряжения служащим о выполнении тех или иных мероприятий.
- Вынести постановление о привлечении субъекта в качестве обвиняемого.
- Дать указание о квалификации преступления.
- Распорядиться о направлении материалов, выполнении отдельных действий в рамках предварительного следствия, передать дело другому сотруднику, поручить расследование нескольким специалистам и пр.
Руководитель подразделения утверждает постановление о прекращении преследования. Он может вернуть материалы следователю со своими письменными указаниями на выполнение дополнительного расследования. Обжалование распоряжений начальника не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных в УПК. Начальник следственного подразделения рассматривает требования, поступившие от прокурора, об устранении нарушений законодательства, допущенных на этапе предварительного расследования. Руководитель отдела обладает полномочиями принимать письменное возражение на указанные предписания. При этом начальник подразделения либо направляет прокурору уведомление о своем несогласии с требованиями, либо дает следователю распоряжение на их исполнение. Последнее должно составляться в письменной форме.
Комментарий к статье 439 УПК РФ
1. В п. 1 ч. 1 ком. статьи предусматривается прекращение уголовного дела в отношении лица, страдающего психическим расстройством, по основаниям, предусмотренным ст. ст. 24 и 27 УПК, а также в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда. Представляется, однако, что круг оснований для прекращения уголовного дела на стадии предварительного расследования определен в данной статье недостаточно точно. Во-первых, следует указать на то обстоятельство, что в ком. статье не названы основания прекращения уголовного дела, указанные в ст. 25 настоящего Кодекса. Между тем по этим основаниям дело может быть прекращено в судебном производстве (ч. 3 ст. 443). Если законный представитель лица, страдающего психическим расстройством, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевший достигнут примирения в соответствии с условиями ст. 25, нет никакого смысла направлять дело в суд для рассмотрения вопроса о применении к нему принудительных мер медицинского характера. В этом случае было бы целесообразно прекращать дело еще на предварительном следствии.
Окончание предварительного расследования – это завершающий этап стадии предварительного расследования.
На этом этапе совершается ряд процессуальных действий, направленных на оценку всех собранных по делу доказательств, осуществляются восполнение пробелов проведенного расследования, оформление материалов уголовного дела, формулирование и обоснование окончательных выводов.
При окончании предварительного расследования следователь или дознаватель анализируют и оценивают все материалы уголовного дела, проверяют полноту, всесторонность и объективность исследования обстоятельств совершенного преступления. Придя к убеждению, что в процессе расследования использованы все предусмотренные законом возможности для установления истины по делу, доказаны все необходимые обстоятельства, они прекращают производство следственных действий и сбор доказательств, систематизируют материалы дела и принимают решение о дальнейшем его направлении.
Закон предусматривает три формы окончания предварительного следствия:
1) составление обвинительного заключения и направление дела прокурору;
2) прекращение уголовного дела;
3) составление постановления о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
Дознание заканчивается:
1) составлением обвинительного акта и направлением дела прокурору;
2) прекращением уголовного дела.
Поскольку дознание не производится по делам лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим заболеванием после совершения преступления, оно не может закончиться направлением дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
Значение процессуальных актов
Наибольший вес в правовом поле уголовного законодательства имеют процессуальные акты. Через них органы правосудия реализуют права, основанные на нормах УПК РФ.
Посредством этих документов:
- фиксируются выносимые решения;
- проводятся следственные действия, предусмотренные процессом;
- регулируется ход отношений участников (начальная стадия, внесение изменений, прекращение отношений).
Законодательство предоставило исключительное право издавать процессуальные акты следующим органам:
- Дознанию.
- Следствию.
- Прокуратуре.
- Судам.
Здесь важно соблюдать установленный законом порядок составления документов с регистрацией совершённых действий. Законодательством предусмотрены и утверждены их виды, в которых точно отражаются мероприятия, выполненные следствием, дознанием или судом.
Процессуальным законодательством установлены несколько признаков, которые характеризуют принимаемые решения:
- принимаются госорганами, лицами, наделёнными полномочиями, представителями присяжных, ограниченных компетенцией;
- выражают требование, утверждают, меняют, прерывают отношения между участниками процесса, определяют состояние материально-правового взаимодействия;
- имеют установленную уголовным процессом форму и последовательность.
Каждое процессуальное действие предусматривает составление документа установленного образца. Игнорирование этого требования не допускается.
Процессуальными становятся значимые для дела, зафиксированные за пределами уголовного разбирательства факты, которые меняют отношения или закрепляют действия, заявленные уполномоченными органами либо приобщённые к материалам участниками.